совершал таинство венчания в Крестовоздвиженской университетской церкви уездного предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства, коллежского секретаря Николая Евгеньевича Боратынского (26 ноября 1835-1898) и Ольги Александровны Казем-Бек (20 ноября 1843-1918), дочери известного российского востоковеда XIX века Казем-Бек Александра Касимовича (Мирзы Мухаммед Али) (1802-1870). В 1871-1887 г. – протоиерей Михаил Михайлович Зефиров (1826 – 4 марта 1889), выпускник КДА (1850), заслуженный профессор богословия. В 1854-1862 г. – священник Богоявленского собора. 1869-1871 – ректор Тамбовской Духовной семинарии. В 1887-1896 г. – протоиерей Николай Константинович Миловидов (1844 – 4 июня 1896). Сын учителя Нижегородской Духовной семинарии, где и получил первоначальное образование. Выпускник КДА (1870), священник Пятницкой церкви, законоучитель 2-й Казанской гимназии, протоиерей Казанско-Богородицкого женского монастыря. В 1896-1912 гг. – протоиерей Александр Васильевич Смирнов (16 ноября 1857-1933), выпускник КДА (1884), доктор богословия, известный общественный деятель. Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище и Симбирской Духовной семинарии. Законоучитель учительского, Родионовского институтов (1889-1891). Настоятель Петропавловского собора, профессор КДА (1892-1896). Последним настоятелем университетской церкви, перед ее закрытием осенью 1919 г., был священник Николай Петров. С 1825 – по 7 сентября 1826 г. старостой университетского храма был Николай Иванович Лобачевский. С 12 марта 1891 по 27 сентября 1894 ктитором церкви был потомственный почетный гражданин, купец Алексей Андреевич Унженин. Как отмечает А.Смирнов, «это был один из самых щедрых жертвователей в истории университетской церкви; за свою службу в этом звании он был награжден большой золотой медалью». Отметим, что среди выпускников казанского университета были и деятели Церкви: епископ Анастасий (Александров) (1861-1918)32 и архиепископ Рязанский Тихон (Иван Иванович Оболенский (ум.

http://sobory.ru/article/?object=30209

В 1731 г. вместо обветшавшей деревянной Сергиевской церкви в Жерехове владельцем села Алексеем Степановичем Всеволжским построена каменная столпообразная церковь во имя преп. Сергия с приделом в честь св. и чудотв. Николая. При ней одновременно поставлена была шатровая колокольня. Другая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери построена в 1869 г.; обе церкви в 1887 г. были обновлены внутри и снаружи, а в 1889 г. обнесены новой каменной оградою. Описи церковному имуществу при церквах имеются отдельные; копии метрических книг с 1803 г., а исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. В церкви находятся следующие замечательные иконы: большой древний образ Сергия в сребропозлащенной ризе; Казанская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе с венцом, обложенном двумя нитями жемчуга, и складень с древним резным изображением св. и чудотв. Николая. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес., пахотной 19 дес., покосной 6 дес.; плана на землю не имеется. Штат причта: священник и псаломщик. Дохода от земли, процентных бумаг и треб причт получает ежегодно до 360 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Никулиной, Б. Таратинки и М. Таратинки. Всех дворов в приходе 113, душ муж. пола 312, жен. 367. В 1882 г. в селе Жерехове открыта церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 1, Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Дворянская усадьба в селе Жерехово Собинского района носит имя своего владельца - князя Оболенского. А прежде село принадлежало Всеволожским и Зубовым. До половины XVII в. село Жерехово находилось примерно в двух километрах от нынешнего положения. Материалов по истории строительства и перестроек каменного храма не сохранилось. В 1731 г. вместо обветшавшей деревянной Сергиевской церкви в Жерехове построена каменная столпообразная церковь во имя преподобного Сергия, с приделом в честь Святителя и Чудотворца Николая, при ней одновременно поставлена была шатровая колокольня. Церковь существует в настоящее время в том виде, как устроена первоначально. В 1887 г. церковь была обновлена внутри и снаружи, а в 1889 г. обнесена новой каменной оградою.

http://sobory.ru/article/?object=06536

В заседании 25 апреля 1883 года «Церковный Вестник» и «Московские Ведомости» были даже избраны «как постоянные органы Общества» для подобных сведений и заявлений. Постановка кружек при церквах и кладбищах была новой весьма полезной мерой для привлечения денежных средств на нужды Общества. В Петербурге в январе 1883 года организовалась и особая комиссия по кружечному сбору пожертвований, состоявшая из председателя М. Н. Парунова и 14 членов. Для этой комиссии была выработана М. Н. Паруновым особая инструкция, одобренная Советом. Комиссия эта заказала 10 киотов-кружек с изображением наверху их праздника Воздвижения Креста Господня 142 и с надписью: «Благословит тя Господ от Сиона и узриши благая Иерусалима», у купца Егорова, который 500 р. получил с комиссии деньгами, а остальные 500 р. пожертвовал в Общество, как членский взнос. В марте 1883 г. последовало благословение высокопреосвященного митрополита с.-петербургского Исидора на постановку этих кружек-киотов в 10 столичных церквях, в том числе и при трех кладбищах. Член комиссии священник Оболенский поставил в Исаакиевском соборе, у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, временную цинковую кружку, обещаясь заменить ее кружкой с большим киотом, «соответствующим благолепию храма». Кружки для сбора пожертвований, по постановлению комиссии, вынимаются через посыльного канцелярии, а деньги из них высыпаются в присутствии члена Совета, пяти членов Общества, по очереди, и секретаря. Кроме Петербурга, подобные кружки для сбора были поставлены в Оренбурге К. Я. Клюшниковым, в Киеве – И. А. Боголюбовым с поручением наблюдения за ними протоиерею И. Т. Экземплярскому (впоследствии архиепископу варшавскому), в Москве – протоиереем Г. Г. Сретенским, в Таганроге – И. И. Чайковским и в Риге – П. В. Рагоцким. Иногда созидались для усиления сбора пожертвований и часовни: в 1883 г. рабочими новой бумагопрядильной фабрики на мосту через Обводный канал, против Боровой улицы, сооружена часовня, которая потом была перестроена Я. Ф. Фроловым; в том же году М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Новоселов М. А. см. Михаил ( Новоселов Михаил Александрович), мученик. Нодев, начальник СОУ, затем заместитель ПП ОГПУ по Уралу. Нумеров Николай Васильевич (1875–?), обер-секретарь Св. Синода. Заведующий общей канцелярией Св. Собора 1917–1918 гг. Делопроизводитель (секретарь) канцелярии Св. Синода и Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне. Оболенский Алексей Дмитриевич (1855–1933), князь, обер-прокурор Св. Синода в 1905–1906 гг. В 1907–1917 гг. член Государственного Совета. С 1920 г. в эмиграции в Германии, где и скончался. Овчинников, уполномоченный Тобольского окружного отдела ОГПУ по Обдорскому району. Одинцов, рабочий, член обновленческого собора от Московской епархии. Олещук Ф. Н., член центрального совета Союза воинствующих безбожников в 1920–1930 гг., автор антирелигиозных статей. Ольгерд, Великий князь Литовский. Онуфрий (Гагалюк Антон Максимович; 1889–1938), священномученик, архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Арестован в 1923 г., выслан в Харьков, был арестован, находясь в ссылке, осужден; в 1926–1928 гг. в ссылке в Коми-Пермяцком национальном округе; в 1928 г. вновь арестован, отправлен в Тобольскую губ. С 1929 г. епископ Старооскольский. Арестован в 1933 г., провел в тюрьме несколько месяцев. С 1934 г. архиепископ Курский и Обоянский. Арестован в 1935 г., приговорен к 10 годам лагерей, наказание отбывал в Дальлаге Дальневосточного (Хабаровского) края. Расстрелян. Опалев, уполномоченный ОГПУ. Орлов Сергий, протоиерей, настоятель русского прихода в Женеве. Остапов Алексий, профессор-протоиерей. Павел (Борисовский Павел Петрович; 1867–1938), митрополит. В 1916 г. хиротонисан во епископа. С 1921 г. епископ Вятский и Слободский. В 1922–1927 гг. в заключении и ссылке с коротким перерывом. С 1924 г. архиепископ. С 1927 г. член Временного Патриаршего Священного Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1929 г. архиепископ Ярославский и Ростовский; с 1932 г. митрополит. Расстрелян. Павел (Катаподис), архимандрит, представитель Александрийского Патриарха в Москве в 1920-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Справедливость требует, однако, отметить, что хотя Сивиллы были приняты в иконографии, им было отведено место в храме, приличное их до­стоинству, как сюжетам апокрифическим: они изображались на щите клиросов для назидания, но, как очевидно, не для поклонения, притом они обе изображены без нимбов. Почему же Сивиллы, однако, изображены в христианском и православном храме? По воззрению некоторых древних церковных писателей: Афина-гора, Феофила, Иусгина, Климента Алекс, [андрийского], Лактанция, Тертуллиана, Евсевия, Августина и др., языческие мудрецы не были вовсе чужды истинного откровения, и они нечто провидели о Христе, хотя того не сознавали ясно. В таком смысле пророчества Сивилл были признаны в русской (собственно южно-русской) церковной литературе, и изображения их приняты в лицевые иконописные подлинники Как пророчицы, в некотором смысле, Сивиллы помещались то на вратах храма, то на клиросах. Этим довелось знать, что по своим верованиям Сивиллы стояли при входе в царство Божие, близ алтаря Господня, как бы при подошве «горы блаженных», при дверях рая Таким образом, при историческом взгляде на Богоявленский монастырь и его памятники, открывается, что он был не только твердым пунктом опоры колонизации края, но и, в частности, передаточным местом юго-западной русской образованности. [ ] — в тексте стоит предлог «до». Примечания 1 Книга посольская княжества Литовского 1506 — В «Сборнике князя Оболенского» - М., 1838. 1. С. 104. 2 Д. И. Батален. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. Т. 1. История колонизации. Москва. 1877 г. С. 38. 3 Писцовая книга XVI в. Изд. Имп. Р. Геогр. Общ. под ред. Н. В. Калачева. Ч. I. Отд. 2-е СПб. Стр. 1538-1539 4 Батален Д. И. Указ соч. С. 52. 5 Дозорная и Переписная книга г. Венева 1636 года. С предисловием Токмакова. Тула. 1889. С. 3-6. 6 Дозорная и Переписная книга г. Венева 1636 года. Стр. 1—6 7 А. Зернин. Судьба местничества преимущественно при первых двух государях династии Романовых. В «Архиве истор.-юрид. сведений, относящихся до России». Изд. Н. Калачева. Кн. III. СПб. 1861

http://sobory.ru/article/?object=06948

21 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907 гг. Историческая записка, составленная по поручению Совета Общества. СПб., 1907. VIII+332 с. 26 «Сердечно я был порадован, – писал в 1889 году, 29 февраля, архимандрит Леонид В. Н. Хитрово , – получением в день моего рождения 19 февраля (пошёл 69-й год) Вашего дорогого письмеца». Следовательно, все биографы отца Леонида в годе и дне рождения (22 февраля 1822 года) ошибаются: Журнал Министерства Народного Просвещения (далее: ЖМНП). 1891, отд. 1. С. 126; Душеполезное чтение (далее: ДЧ). 1891. Ч. III. С. 606: прим. а; Чтен. Общ. истории и древн. Росс. 1892. С. 4 и др. 33 В частности, об отце Ювеналии Преосвященный Порфирий сообщил следующее под 30 ноября 1856 года: «Граф Толстой на место моё в Иерусалиме избрал диакона Оптиной пустыни Ювеналия (из дворян) и держит его здесь в доме матери его, дабы при первых переговорах и возобновлении нашей Миссии в Иерусалиме явить его миру, “яко великого постника и молитвенника о душах наших”». (Еп. Порфирий (Успенский) . Книга бытия моего. Т. VII). 36 Б. П. Отчёт о мерах, принятых к улучшению быта русских православных поклонников в Палестине. СПб., 1860. 38 Письмо в копии, писанной рукою отца архимандрита Леонида, найдено в его архиве и сообщено нам архиепископом Никоном, бывшим Вологодским Владыкою. 39 Цитированное письмо Б. П. Мансурова к князю Оболенскому мы имели в копии, переписанной рукою архимандрита Леонида и хранившейся в посмертных бумагах его. Любезно сообщено нам это в высокой степени интересное письмо архиепископом Никоном, бывшим Вологодским, которому мы обязаны, как душеприказчику покойного отца архимандрита Леонида, доставлением нам и других ценных писем к архимандриту Леониду (Кавелину) , напр. с Афона, от отца архимандрита Антонина и других лиц. Считаем нравственным своим долгом выразить Его Высокопреосвященству архиепископу Никону нашу глубокую благодарность за высокое доверие и просвещенное содействие в деле собирания полезных материалов для настоящего предпринятого нами труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но и на этот раз не получается. Августейшие путешественники (Великий Князь Николай и греческий принц Георгий) отменяют официальный съезд на берег и торжества по этому случаю, достойно проводят Страстную Неделю, в корабельной церкви встречают праздник праздников - Святую Пасху. Процитируем выдержки из дневника по дням Страстной Седмицы: «16-го Апреля. Вторник . Проснулся чудным днем. На берег так и манило. (...) В 10 ч(асов) была преждеосвященная обедня; в 12 прибыл на фрегат принц Арисугава - молодой моряк; он был в Гатчине весной 1889 г., симпатичный человечек! (...) В 6 ½ были на всенощной; Шевич (российский посланник - А.Х.) с нами говеет. 17-го Апреля. Среда . Встал к обедне. День был серый и по временам шел дождь, что портило красивый вид Нагасаки. (...) Всенощная была в 6 ½ . 18-го Апреля. Четверг. Снова погода поправилась, и день был чудесный. В 10 час. отслужили обедню; в это время вошел на рейд клип(ер) «Джигит»; так что за исключением «Сивуча» вся Тихоокеанская эскадра в сборе! После завтрака съехал с Оболенским на берег и прямо отправился на своем дженрикше 667) к фотографу. (...). Затем переехали бухту на фунэ (наименование лодки - А.Х.) в Инасу для посещения русского кладбища. Нашли его в отличном виде; часовня в исправности, точно также офицерские и матросские могилы. (Вот для чего Цесаревич посещает Инасу(!), заметим от себя - А.Х.) (...) Вечером служба чтения 12 Евангелий продолжалась час с ¼ . Время после обеда провел в кают-компании. 19-го Апреля. Пятница. После чаю прибыл Родендорффейд (фельдъегерь - А.Х.) с дорогими письмами из дому. Странно было увидеть его здесь в Японии после Греции. В 2 часа был вынос плащаницы. Джоржи (т.е. греческий принц Георгий, сопровождавший Цесаревича - А.Х.) и я несли ее. Весь день оставался на фрегате, как ни тянуло на берег. День стоял такой же чудесный, как предыдущие. За всенощной мы же несли плащаницу по батарее. После обеда исповедывался у нашего доброго монаха Филарета! Лег спать рано». Далее приведем полное описание праздника Святой Пасхи из «японского дневника» Цесаревича с комментариями. Надо отметить, что без необходимых пояснений многие реалии, детали, люди того времени не известны и не понятны современному читателю. В данном случае комментарии мы дадим после цитирования страниц дневника, сгруппировав пояснения вместе для удобства восприятия. В дневнике Августейшего путешественника об этих торжественных днях читаем:

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/03/...

Кирилл Лящевицкий 1761–1770 Феофил Игнатович 1770–1788 75 Иерофей Малицкий 1788–1796 Виктор Садковский, архиеп. 1796–1803 Архиепископы Черниговские и Нежинские: Михаил Десницкий 1803–1818 с1816 года архиепископ Симеон Крылов-Платонов 1818–1820 с 1819 года архиепископ Лаврентий Бакшеевский 1820–1831 с 1826 года архиепископ Владимир Ужинский 1831–1836 Павел Подлипский 1836–1859 с 1839 года архиепископ Филарет Гумилевский 1859–1866 Варлаам Денисов 1866–1871 с 1868 года архиепископ Нафанаил Савченко 1871–1875 с 1874 года архиепископ Серапион Маевский, еп. 1876–1882 Вениамин Быковский, еп. 1882–1893 Сергий Соколов 1893 Антоний Соколов 1893 Новгород-Северское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Чернигове): Феофилакт Праведников 1868–1869 Серапион Маевский 1869–1876 Афанасий Пархомович 1885–1888 Антоний Соколов 1889–1891 Сергий Соколов 1891–1893 Мефодий Никольский 1893–1894 Питирим Окнов 1894 Ярославская Учреждена в 991 году. 86 Епископы Ростовские и Суздальские: Феодор, грек, святой 991–992, упом. 1010–1014 Иларион, грек. прибыл в Ростов в 993 Леонтий, святой 1054–1073 Исайя, святой 1078–1090 Ефрем I 1090–1119 Прохор 1119–1130 Иоанн I 1131–1146 Нестор I 1149–1157 Леон 1157–1164 Ростовские, Суздальские и Владимирские: Нестор II 1164–1168 Феодор II 1179–1172 Николай, грек не принят 1183 Лука 1185–1189 Иоанн II 1190–1213 Епископы Ростовские, Переяславские 87 и Ярославские: Пахомий 1214–1216 Кирилл I 1216–1229 Кирилл II 1231–1262 Игнатий, св. 1262–1288 Тарасий 1288–1291 Симеон 1291–1311 Прохор (Трифон) 1311–1328 Антоний 1329–1336 Гавриил 1336–1345 Иоанн III 1346–1356 Игнатий II 1356–1364 Петр (Парфений) 1364–1365 Арсений I, кн. Луговский-Грива 1374–1380 Матфей, грек 1383 Иаков, св. 1386–1389 Архиепископы Ростовские и Ярославские: Феодор, св. 1390–1394 Арсений II 1394–1396 Григорий 1396–1416 Дионисий, грек 1418–1425 Ефрем II 1427–1454 до 1448 года епископ Феодосий Бывальцев 1454–1461 Трифон 1462–1467 Вассиан Рыло 1468–1481 Иоасаф, кн. Оболенский 1481–1489 Тихон Малышкин 1490–1503

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

816 Серебренников (Серебреников) Виталий Степанович (1862–?) – философ, историк философии, психолог. Выпускник СПбДА (1886). На IV курсе в 1885 г. писал кандидатское сочинение «Английская психология и вопрос о прирожденных началах знания и деятельности». См. прим. 2, с. 619. – Ред. 819 О знакомстве отца Михаила со святым Иоанном Кронштадтским архиепископ Никон (Рклицкий) со слов митрополита Антония рассказывал так: «Однажды в келью отца Антония зашел уже начинавший хворать его друг отец Михаил, и они начали о чем-то увлекательно беседовать. В это время в келью вбежал келейник Николай, который заикался, и от волнения не мог произнести ни одного слова. Наконец, он с большим трудом проговорил: «Отец Иоанн Кронштадтский !» Отцы Антоний и Михаил побежали в гостиную, посередине которой стоял отец Иоанн Кронштадтский . Здесь же находился и другой собрат отца Антония, отец Тихон Оболенский – архимандрит, также верующий и искренний человек. Все они горячо обняли отца Иоанна, усадили его в кресло и с глубоким преклонением перед ним, с духовным наслаждением беседовали с ним. Отец Иоанн был глубоко растроган таким отношением к себе молодых монахов-идеалистов и несколько раз трогательно повторил: «Благодарю вас за доверие «» (см.: Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний и его время. Т. 1. С. 130–131). – Ред. 820 В 1889 г. иеромонах Антоний (Храповицкий) был назначен исполняющим дела инспектора СПбДА на место архимандрита Михаила, уехавшего лечиться на юг. В 1890 г. состоялось назначение отца Антония ректором СПб ДС с возведением в сан архимандрита. Он пробыл на этом посту лишь четыре месяца (осень 1890 г.), так как в конце того же года был назначен ректором МДА. – Ред. 823 Имеется в виду иеромонах Тихон, инспектор Новгородской ДС в 1885–1886 гг. См., напр., его публикацию: Тихон, иером. Слово по случаю открытия епархиального Братства во имя святой Софии Премудрости Божией//Христианское чтение, 1886. Ч. 2. С. 305–315. – Ред. 824 Имеется в виду, вероятно, Иннокентий (Фигуровский Иоанн Аполлонович), впосл. митр. Пекинский и Китайский. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

604 ...возьми себе в пример житие преподобных Синклитикии и Евфросинии... – Вероятно, отец Иоанн имеет в виду двух святых жен из Александрии, подвизав­шихся на монашеском поприще и достигших духовного совершенства. Память прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350) празднуется 5/18 января; прп. Евфросинии Александрийской (V), подвизавшейся в мужском образе, – 15/28 февраля и 25 сентября/8 октября. 607 ...о чудном спасении генерала Гершельмана... – 21 ноября 1907 г. на московского генерал-губернатор Сергея Константиновича Гершельмана совершила покушение эсерка Александра Севастьянова. Сверток с бомбой она бросила в сани, в которых Гершельман со своим адъютантом князем Оболенским ехал в Лефортовский военный госпиталь. Взрывом разломало сани, убило лошадей и тяжело ранило саму террористку. Генерал и его адъютант не пострадали. 609 Мы отстояли всенощную в эстонской церкви... – Православная эстонская цер­ковь в честь Воздвижения Креста Господня в Кронштадте была освящена отцом Иоанном 1 декабря 1902 г. Она располагалась в здании упраздненной Англи­кан­ской церкви, выкупленном и пожертвованном кронштадтскому эстон­скому обществу Н.А. Туркиным. Зачинателем строительства был священник эстон­ской общины Кронштадта и Петергофа сщмч. Николай Симо. 610 ...попросил племянницу его супруги налить нам чаю... – У супруги отца Иоанна Елизаветы Константиновны Несвицкой было две племянницы, дочери ее младшей сестры Анны: Руфина (в замужестве Шемякина) и Елизавета (в замужестве Родионова). После смерти их отца свящ. Григория Цветкова девочки воспитыва­лись в доме отца Иоанна. 611 ...похвалил священника Восторгова, сказав, что это дивный человек, обладающий необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую пользу принести России. – Сщмч. Иоанн Восторгов (†1918). Родился в 1864 г., окончил Ставропольскую духовную семинарию (1887). В 1889 г. возведен в сан иерея. С 1897 г. служил в Тифлисе. С 1906 г. – проповедник-миссионер Московской епархии. За неутомимость и особый дар миссионерской проповеди о. Иоанна называли «Златоустом Русской Православной Церкви». Участвовал во многих миссионерских съездах; возглавлял пастырские и псаломщицкие курсы в Москве. В 1908 г. стал одним из инициаторов организации Союза русского народа. С 1909 г. служил настоятелем Князь-Владимирской церкви при Московском епархиаль­ном доме; с 1913 по 1918 г. – настоятелем Покровского собора в Москве; в эти же годы издавал газету «Церковность». В 1918 г. расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010