Понятие обиход ныне употребляется в трех значениях: 1) как богослужебная певческая традиция; 2) как свод песнопений, постоянно употребляющихся за богослужением; 3) как богослужебная книга. Рассмотрим по отдельности каждое из этих значений. 1 . Богослужебная певческая традиция имеет местный характер, т. е. в каждом регионе существуют свои варианты напевов и в зависимости от особенностей местной традиции меняется их состав. Напевы, представленные в данной публикации, принадлежат московской певческой традиции. Особенностью московского пения является то, что оно одновременно является местным пением (обладает индивидуальными чертами) и столичным пением (образцом, оказывающим воздействие на традиции других регионов). Такое влияние московского пения ощущалось в разные исторические периоды. 2 . Круг обиходных напевов современной московской традиции существовал уже в конце XVIII века, и был зафиксирован в близком к современному виде в первом издании Синодальных нотолинейных певческих книг. Эти книги переиздавались в течение всего XIX века и в начале нашего столетия. Начиная с XIX века осмогласие московской традиции испытало воздействие петербургского придворного пения, а также некоторых монастырских традиций, прежде всего Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой Лавры . В то же время, обиходное пение существует в постоянном взаимодействии с композиторской церковной музыкой, что влияет на стиль пения. (В большей степени это касается песнопений, не поющихся на гласы. Песнопения осмогласия более устойчивы по стилю звучания). 3 . Как певческая книга Обиход возник в XVI веке. Эта книга содержала изменяемые (гласовые) и неизменяемые (негласовые) песнопения разных чинопоследований (чаще всего Всенощного бдения и Литургии) в богослужебном порядке. Впервые нотолинейный певческий Обиход был издан в числе других Синодальных книг в 1772 году. В XIX веке выходили различные издания этой книги, содержащие гласовые песнопения в гармонизации, принятой для пения в Придворной певческой капелле. Эти издания были рекомендованы к повсеместному употреблению на территории России. В настоящее время книга Обиход не употребляется за богослужением, гласовые песнопения поются как правило по тексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Многие ныне бытующие на клиросе мелодии содержатся в одноголосном «Обиходе церковного пения употребительных церковных распевов» Синодального издания 1772 года: напевы стихир киевского распева, тропарей греческого распева, антифонов Литургии, прокименов вечерни, утрени и Литургии, мелодии Херувимской песни и другие. Синодальные певческие книги, в которые входил и указанный «Обиход», были рекомендованы Синодом к обязательному богослужебному употреблению во всех регионах Российской империи. В течение XIX века на московское пение оказывали значительное влияние традиции петербургской Придворной певческой капеллы. «Круг простого церковного пения» , изданный в 1830 году под редакцией Ф.П. Львова, «Обиход церковного пения» , подготовленный и изданный А.Ф. Львовым в 1848 году, а также «Обиход церковного пения» в редакции Н.И. Бахметева 1869 года (все три редактора – последовательно сменявшие друг друга директора Капеллы) были предназначены для повсеместного богослужебного применения, в том числе и в Москве. Петербургское влияние встретило здесь довольно резкое противодействие со стороны хранителей более древней традиции, в частности, московского митрополита Филарета (Дроздова) . Петербургская модернизация же сводилась, по сути, к упрощению обихода. Как отмечает И.А. Гарднер, «...Аллилуйя перед Евангелием на Литургии, для которого уставом каждый раз указывается один из восьми гласов, в придворном Обиходе было положено петь на один и тот же «общий» глас (весьма сокращенный напев 1-го гласа киевского распева). Некоторые песнопения были распеты на произвольно взятый 6-й глас вместо гласа, указанного уставом. Так, например, «Воскресение Христово видевше», для которого в древних безлинейных певческих книгах указан 7-й глас, в Обиходе (А.Ф. Львова 1848 года – Н.П.) распето на 6-й глас». 1 Во второй половине XIX века возрастает научный интерес к истории традиционных распевов: знаменного, путевого, демественного и более поздних: киевского, греческого, болгарского. Возникает проблема соответствия существовавшего тогда пения древним распевам – какое пение можно считать принадлежащим «древним распевам»? Церковное пение, существующее в то время в храмах и монастырях, стали собирать и записывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Любопытно, что все распоряжения государя относительно преобразований в системе и практике богослужебного хорового пения давались Николаем I не непосредственно обер-прокурору Святейшего Синода, а сообщались ему через министра двора. Как будто богослужебное пение являлось компетенцией не церковных властей, а подлежало ведению светской власти. Этим как бы выразился взгляд императора на то, что церковное пение непременно бывает многоголосным, хоровым и является делом светским, «мирским», и поэтому подлежит ведению не духовных властей, а светских. А поскольку оно касается пения во время богослужения, то проведение тех или иных реформ в жизнь требует содействия и духовных властей. В целях уравнения церковного пения по всей России по образцу пения а придворных церквах государь выразил желание, чтобы был издан полный для смешанного хора, Обиход придворного напева, а также переложение для четырех смешанных голосов краткого ирмология и некоторых особенных служб, которые употребляются при высочайшем дворе, и, кроме того, повелел Львову положить на ноты все духовно-музыкальные сочинения 589 , какие поются в придворных церквах при всех различных богослужениях во весь круг года. Государь передал это свое желание Львову через министра императорского двора 23 августа 1846 года 590 Составление Обихода и указанные переложения были громадным трудом, одуряющим своим однообразием. Ведь приходилось по одному и тому же музыкальному образцу подтекстовывать множество различных текстов праздничных стихир, тропарей и т. д. Львов привлек к этому труду своих помощников: инспектора капеллы Беликова, учителя капеллы П.М. Воротникова и некоторых других, как, например, Г.Я. Ломакина. Если двухголосный Обиход капеллы, изданный в 1830 г., уже имел значение для распространения придворного напева, то четырехголосный «полный» Обиход, к тому же безоговорочно сделанный обязательным для всех регентов, прошедших регентский курс в капелле и получивших соответствующий аттестат, имел решающее значение для основного церковного пения всей Русской Православной Церкви 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для простоты и краткости в придворном Обиходе и это песнопение распето на «общий» 6-й глас, совершенно не считаясь с тем, что у священника во время пения певцами этого песнопения положена длинная тайная молитва, – на что и рассчитан исключительно красивый уставный напев этого песнопения. Понятно, что ни Львов, ни его сотрудники не могли знать того, что делает во время пения этого песнопения священник в алтаре. Не были положены для хора своеобразные красивые мелодии антифонов степенных, кроме одного, 4-го гласа, 2от юности моея», который поэтому стал обязательно петься на всех праздничных всенощных и в то же время неизменно пропускался на воскресной утрени 4-го гласа! Вследствие этого почти у всех регентов утвердилось убеждение, что антифоны степенны на воскресной утрени не положено петь (раз их нет Обиходе Львова-Бахметева), а их следует или читать, или вовсе пропускать. Догматики Богородичны, имеющие свои особые характерные напевы в знаменном роспеве, изложены в придворном обиходе обычными короткими стихирными напевами данного гласа. Зато в придворный Обиход в качестве обиходных (значит, уставных!) напевов были введены некоторые свободные сочинения или очень свободные переложения обиходных мелодий, сделанные Бортнянским и Львовым (например, «Херувимская песнь», «Хвалите имя Господне», «Ныне силы...», «Да исправится...» на литургии Преждеосвященных Св. Даров). Но это была практика не всей Русской Церкви, а только придворного хор, для пения в придворных церквах. Задание, данное Николаем I Львову, было выполнено им крайне добросовестно. Обиход точно отражал придворное пение. Нам, теперь привыкшим уже к преобладанию над гармонией в так называемом «простом» пении, к противоуставным и часто литургически совершенно нелогичным упрощениям в придворном Обиходе, трудно понять, что многие современники Львова восприняли его Обиход, а также некоторые свободные духовно-музыкальные сочинения и особенно его переложения древних напевов как дерзкий модернизм и нарушение церковности богослужебного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гармонизация была выполнена музыкально (т.е. со стороны учения о гармонии) вполне безупречно. Древняя церковная мелодия была оставлена в точности. Гармония была дана диатоническая, «с сохранением церковно-народного характера 796 , в простейших трезвучных сочетаниях, с самотоятельным введением сопровождающих ее голосов, в виде простейшего контрапункта». То есть здесь опять исходили не из природы самих напевов, а подходили к ним как вообще к мелодиям, которые нужно было гармонизировать на четыре голоса по правилам строгого стиля, но с более свободным движением сопровождающих голосов. Опять получилось не совсем то, на что надеялись: монодическая природа напевов не вполне соответствовала гомофонно-гармоническому складу переложений. И все же это издание было намного выше по своим музыкальным и литургическим качествам, нежели уже в течение 40 лет распространяемый административными мерами и обязатеьный для всех хоров Обиход Львова-Бахметева. К большому сожалению, издание это, несмотря на свои певческо-богослужебные и стилистические преимущества по сравнению с Обиходом Бахметева, не получило должного и соответствующего его качествам распространения, и Обиход Бахметева продолжал господствовать в хоровой церковной практике со всеми противоуставными сокращениями и произвольными подменами гласовых напевов, с необоснованной заменой характерных гласовых напевов кратких песнопений-стихов совершенно бесхарактерным хоровым чтением на одном аккорде. Прекрасные гармонизации «Всенощного бдения» в издании капеллы стали исполняться обычно не как постоянные, обиходного значения песнопения, заменившие те же песнопения по Обиходу Бахметева, но как отдельные «номера», вставляемые в Обиход Бахметева. А.В. Преображенский в начале XX века писал об этом издании 797 с точки зрения критика и ученого, в полной мере разделяющего воззрения русского церковно-певческого деятеля, характерные для четвертого периода нашей истории: «В основу работы были положены подлинные древние роспевы, но – опять таки – лучшим стилем гармонизации был признан все тот же строгий стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Составление рукописи, с которой должно было происходить печатание, было поручено опять-таки не придворным, а московским синоидальным певчим. И не потому, конечно, что техника их пения, постановка голосов, и трактовка многоголосных композиций была лучше, чем у придворных певчих, – а потому, что московские синодальные певчие обладали богослужебной певческой традицией, и, вероятно, потому, что в Москве находились те письменные памятники, по которым составители рукописи могли бы справляться о верности напевов. В Москве такие рукописи накапливались веками, чего не могло быть в Петербурге, еще сравнительно недавно перед тем основанном. Указом от 20 марта 1768 г. Синод распорядился: «...выбрать из синодальных иподиаконов и певчих, которые могли бы Ирмолог исправить нотою во всем (т.е. Подвести ноту под всю книгу), знаменным лучшим напевом, придав к тому и Обиход церковный греческого напеву» 369 . Синодальные певчие, иподиакон Петр Андрееев и Иван Тимофеев представили в Петербург при соответственных рапортах «исправленные», т.е. оконченные и переведенные с безлинейного знамени на линейную ноту ирмолог и Обиход. Однако к осуществлению печатания этих книг не могли еще сразу приступить. Поршло еще несколько времени, пока производились различные финансовые расчеты, сметы и подготовлялась техническая сторона печатания. Хотя Бышковский, на которого легла вся подготовка, и мечтал о напечатании «четверогласного и партесного пения» тем же шрифтом (квадратной нотой, т. к. круглая, итальянская нота, только совсем недавно, вместе с приезжими итальянцами появившаяся, не успела еще распространится), но пока что дело ограничивалось только напечатанием одноголосного пения, т.е. мелодии уставных напевов. В 1769 г. в Петербург прибыл Троицкий архимандрит (т.е. архимандрит Троице-Сергиевой лавры) синодальный член Платон (Левшин) , назначенный «учителем богословия Его Императорского Высочества» (т.е. наследника цесаревича Павла Петровича) 370 . Архимандрит Платон рассмотрел ирмолог и обиход, составленные синодальными певчими в Москве, и предложил отправить эти рукописи на рассмотрение известным специалистам уставного пения, троицким певчим в Москве (т.е. Певчим московского архиерея) Петру Синьковскому и Якову Лавлинскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах    Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах    Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения    Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.    Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Июля в 9 день дал Ждану старому конюху моршни дубленные новые да рукавици верхницы новые. Дал Анисиму жвецю сапожному моршни дубленные новые да рукавици верхници ветхои сподки новые серые. Да ему ж дал рубашку да портки ветожь. Матфею Плешатому дал моршни дубленные новые. Дал конюху Василью Ваневу моршни дуб[лен]ные новые. Дал Докучаю онучи новые белые. Июля в 25 день дал Левонтью Мидляскому зипун белои Поконин , что был у Ивашка Малого. Дал Семеике Мартухину моршни новые дубленные, что были у слушки Игнатья. Августа в 18 день дал моршни дубленные новые (Л. 15 об.) Калине слуге в хлебню. Августа в 23 день давал шить пять зипунов белых да шестеры ногавицы белыя же – на них пошло сукна 67 локот, положил в казну. Того ж дни дал повару Некрасу подчъвы . Того же дни издержал четыре бруса железа на монастырскои обиход да укладу издержал 5 гривенок на топоры. Сентября в 1 день дал Ермолеи шубу подержану. Того же дни дал Семку Тер[е]хину шубнои кавтан подержан. Того ж дни дал Ондрюше Левонтьеву шубу подержану. Того ж дни дал Фомке шубнои кавтан подержан. Того ж дни дал Ивашку Слобоцкому шубнои кавтан подержан. (Л. 16) Сентября в 7 день Семку Мартухину рукавицы вер[х]ници новые. Да исъдержал трех кож покраины дубленных на заплаты на монастырскои обиход. Да исъдержал три телятины на подноряд на монастырскои обиход. Сентября в 9 день дал Григорью Смолкову рукавицы в полдержь. Того ж дни дал Шарапу чюлки дубленные новые. Лета 7111-го декабря в 2 день по сем книгам богословскои игумен Измаил и соборные старцы и вся братья Богословского монастыря сочикъли старого казначея старца Ферапонта: приход с росходом сошелся. Подписал богословскои диячек Петруня Широхов .   3 1601 г. сентября 1 – 1602 г. августа 23 – Книги прихода и росхода денег казначея старца Ферапонта   (Л. 17) Лета 7110-го сентября в 1 день по благословенью государя отца нашего игумена Аврамья и по приговору соборных старцов: черного священника Кондратья да черного священника Аврамья, келаря старца Вавилы, житников старца Митрофана, старца Игнатья, старца Тита, старца Феогнаста, старца Сергия, старца Деомида и всеи яже о Христе братьи Богословского монастыря с собору приговорили казначея старца Ферапонта быти ему в казначеих и писати ему казеным деньгам приход, хто что возмет или хто что дасть, и ему все то писать в книги приходные подлинно. Осталось от старово казначея от старца Евстратья казенных денег 3 рубля 4 деньги; колокольных денег 11 алтын; в казне в ларце 2 рубля денег.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями. Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Богослужебная певч. практика в общежительстве изначально была ориентирована на монодическое (одноголосное) пение. Однако в соч. «Надписание о отцах выгорецкаго общежителства, которые преставися и сколки поживе лет», в статье, посвященной Москвитину, прямо говорится, что он был «славный и искусный певец старогреческаго и нотнаго треголоснаго пения» (БАН. Дружин. 787. Л. 276). Сохранились также местные списки нек-рых богослужебных песнопений в стиле строчного и партесного пения , свидетельствующие о попытках выговцев расширить репертуар многоголосными муз. интерпретациями. Отдельным певцам на Выге была известна также и нотолинейная система записи, образцы к-рой встречаются в местных певч. рукописях и учебных материалах ( Панченко. Премудрости выговских мастеропевцев). На Выге был составлен особый поморский тип певч. азбуки, в к-рой важными разделами являлись «проучки» (упражнения), фитник и певч. строки из разных книг. Выговские мастера пения стремились сохранить в собственной практике основные напевы и способы исполнения молитвословий. В частности, они записали образцы чтений нараспев книг Свящ. Писания. Уникальный пример письменной фиксации одной из древнейших устных форм церковно-певч. искусства представляет собой «Поморская прогласица» (БАН. Собр. Каликина. 3). Поморский Обиход. XVIII в. (БАН. Дружин. 836. Л.2) Поморский Обиход. XVIII в. (БАН. Дружин. 836. Л.2) На протяжении 1-й пол. XVIII в. выговцы осуществили по всей России целенаправленный поиск, собирание древнерус. крюковых рукописей, их копирование и составление сборников песнопений на основе разновременных списков. В разных книгах можно встретить такие надписи: «Сей канон выписан ис книги певчей Обиходника писаннаго при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грознаго царя Ивана Васильевича», «Задостойник на Стретение Господне, глас 3, знаменной, из книги древней, полученной из Тихвина монастыря болшаго» и др. Один из певч. сборников Трифона Петрова изобилует вариантами муз. текстов, к-рые отразили процесс формирования устойчивого корпуса праздничных тропарей и кондаков и позднее вошли в «типовой» поморский Обиход: на полях рукописи встречаются примечания «сие писать», «не писать», «сие писать прежде сих тропарей» и т. п. (БАН. Дружин. 836). В ранних выговских певч. сборниках можно встретить списки праздничных богослужебных циклов, к-рые позднее были включены в типовые поморские Стихирари. Среди них типовые нотированные стихиры служб Зосиме и Савватию Соловецким, Тихвинской иконе Божией Матери, служба новым российским чудотворцам, составленная в XVI в. иноком Григорием Суздальским и сохранившаяся в этом виде только в практике старообрядцев, и нек-рые др. службы, составляющие своеобразие поморского богослужения.

http://pravenc.ru/text/161059.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010