В древности даром Богу нередко обозначали приносимые с благоговением жертвы. Так, «Авель… принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт.4:4 ). Кроме того, даром Богу могло служить доброе расположение сердца и сокрушенное устроение духа: «жертва Богу — дух сокрушенный» ( Пс.50:19 ). В этом значении жертвой могло называться и благодарение: «Принеси в жертву Богу хвалу» ( Пс.49:14 ). Наконец, во времена Ветхого Завета человек приносил в дар Господу даже и всю свою жизнь. Это случалось тогда, когда человек брал на себя особое обязательство свято чтить и соблюдать Божьи повеления и законы. Такой праведной, добродетельной жизнью жил, например, Самуил, за которого мать дала обет Господу ещё до его рождения: «если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам Господу [в дар] на все дни жизни его» ( 1Цар.1:11 ). С наступлением эпохи Нового Завета от человека больше не требуется тех жертвоприношений, которые были узаконены при Моисее. Но зато требуется другое: последовать за Господом Иисусом Христом , совершать дела праведности и милосердия. На рубеже двух Заветов волхвы , поклонившись Мессии , поднесли Ему в дар золото, ладан и смирну ( Мф.2:11 ). Ныне Христос сидит одесную Отца. Тем не менее человек может приносить Ему дары, жертвуя, положим, на  церковь или помогая конкретным нуждающимся. Об этом совершенно определенно заметил Сам наш Господь: «как как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). С некоторой долей условности даром Богу можно назвать самоотвержение во имя и славу Пресвятой Троицы , согласно призыву Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). У Бога нет обязательств, у Него всё – дар: Цитаты о даре «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Иак.1:17 Литература по теме

http://azbyka.ru/dar

На следующее утро, рано, так рано, как только позволяет приличие, раздался телефонный звонок: благочестивая старушка умоляла вернуть ей икону и вернуть скорее. “Я не спала всю ночь, мне казалось, что что-то случилось с моей иконой. Я дам вам другую, а эту привезите ко мне, я отдам ее вам впоследствии”, — просила она. Конечно же, святыня вернулась к своей прежней владелице, а любители старинных гравюр получили в подарок другую икону. Ее поставили в другой комнате на полочку среди других икон, так как она по своим размерам и исполнению более подходила туда. Не знаю, случайно или нарочно Любовь Тимофеевна выбрала замену. Это тоже был образ Божией Матери, назывался он “Млекопитательница”. Быть может, здесь был намек на духовный возраст ее приятелей? Правда, урок не прошел даром, через некоторое время место сомнительных портретов заняли три пейзажа. Иногда возникает вопрос: в доме несколько комнат, где уместнее расположить иконы? Особого правила нет. Но молитесь вы чаще в той комнате, в которой спите. К тому же молитва требует некоторого уединения. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне…” (Мф. 6, 6), — читаем в Евангелии. Значит, в спальне разумно иметь иконы, перед которыми вы будете читать утренние и вечерние молитвы. Если у вас есть детская комната, то в ней обязательно должна находиться икона. Ребенок часто по-своему, по-детски обращается к “Боженьке”, хорошо, если при этом он может видеть образ. Кроме того, любая святая икона — чудотворная, и она чудесным образом охранит ваше дитя. Вспомните, что в общей комнате собирается вся семья, здесь часто происходит общая трапеза, и здесь так же должен находиться святой образ. Не забудьте и про кухню. В ней хозяйка проводит большую часть времени. Кухня — место будничных завтраков и ужинов. Молитву перед вкушением пищи лучше произносить, обратив взгляд на икону. Итак, пусть иконы будут в каждой комнате и в кухне. “…Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения” (1 Тим. 2, 8), — говорит Апостол. “На всяком месте…”

http://pravmir.ru/ikony-v-nashem-dome/

Господь не дает просимое знамение, потому что знамение только что было – чудо над хлебами. Но, отвечая иудеям, показывает, что просимая ими манна была прообразом Его Самого и что Он дает верующим в Него больше, чем имели их отцы в Ветхом Завете. Чудо с манной (которое совершено Богом, а не Моисеем – Ин. 6: 32 ) имело локальный характер (оно не перешло в Землю обетованную, манна появлялась только в пустыне), манна не сообщала дар вечной жизни, но только поддерживала земное существование ( Ин. 6: 49 ), и, наконец, истинный Хлеб небесный – это Сам Христос ( Ин. 6: 33, 35, 38 ). В отличие от манны, истинный Хлеб, сошедший с небес, избавляет от духовной смерти ( Ин. 6: 50 ) и дает вечную жизнь верующим ( Ин. 6: 51 ), приобщение к Царству происходит уже на земле ( Ин. 6: 54 ). Вкушение Хлеба небесного есть соединение со Христом ( Ин. 6: 52 ), приобщение человека к спасительным плодам страданий Христовых: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6: 51 ), залог воскрешения в последний день ( Ин. 6: 54 , ср.: Ин. 5: 24, 29 ). Как и в беседе о равенстве Отца и Сына, Господь говорит, что воскресение мертвых будет всеобщим, но для верующих это будет воскресение в жизнь, а для грешников – воскресение для осуждения на вечные муки. Веру Господь называет даром Отца ( Ин. 6: 37–39, 44–45 ; ср.: Мф. 16: 17 ). Но слова: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин. 6: 44 , а также параллели в Ин. 6: 37, 65 ) – не оправдывают неверие иудеев и не означают, что дело спасения человека зависит исключительно от привлечения Отцом, а ответственность за отвержение Сына Божия лежит не на человеке, а на Боге, Который, видимо, кого-то просто не привлек. Бог «просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1: 9 ), Отец всех призывает, Бог всех учит, но не все отзываются на этот призыв и не все учатся. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Веровать в Меня – дело немаловажное, и для того нужны не умствования человеческие, но откровение свыше и душа, с благодарностью принимающая откровение» 293 . Если человек хочет, он все от Бога получает.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Жизнь человека, конечно, никогда нельзя свести к чему-то одному. Она всегда сложнее. Сложнее, впрочем, не значит — богаче. И если во мне борются ветхий человек и благодать Христова — это несомненно означает, что моя жизнь сложна и неоднообразна. Но это же значит и то, что моя жизнь ущербна, ибо не вмещает в себя вполне богатство жизни во Христе. Поистине «полувера», вера, памятующая о моих «правах» и моих «интересах» перед лицом Бога оказывается чем-то человекоубийственным и противоестественным; состоянием, окрадывающим самого человека. Грех не разрешает дышать вполне. Он не позволяет слишком долго вглядываться Ввысь. Он не позволяет — идти. Традиция же не позволяет нам оставаться неподвижными, требуя нашего движения к Богу и вхождения в Него. «Бог есть Бог того, кто желает приобрести большее, если при этом принуждает себя ко всему», — говорит старец «Древнего Патерика» . И, значит, два предания встречаются, чтобы сбылся человек, чтобы состоялось вхождение в Традицию — предание Богом себя человеку и предание человеком себя Богу. Книга Деяний говорит о «человеках, предавших душу свою за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 15, 26). Или вот предание — paradosis — в тексте ап. Павла: «если я отдам (parado) тело мое на сожжение, а любви не имею — то нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). Да, предание — это Божие действие в человеке. Но и человек должен разрешить Богу действовать в себе: «Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его. Он обваливается, обнови его» (Августин) . Встреча двух всегда стремится перерасти в любовь. А любовь не может остановиться на простом признании существования Другого. Поэтому и содержит христианская традиция — от апостола Иакова, до, например, Кьеркегора — столько гневных филиппик в адрес «просто веры», милостиво соглашающейся признать за Богом право на существование: «Что отделяешь ты веру от действия? Вера без дел мертва — мертвый дар приносишь ты Богу. Ибо, если любящая вера — некая вера души, что такое вера, не действующая из любви, как не труп бездушный? Хорошо чтишь ты Бога даром, издающим зловоние разложения! Хорошо умиротворяешь Его, убийца веры своей!» (Бернар Клервосский ).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вспылил старый князь, грозил разнести монастырь. – Против Бога не устоишь, – сказал владыка, – дочери все равно не воротишь. Да и не след ворочать. Чай, много ты, княже, в походах нагрешил. Евфросиния будет молитвенница за тебя. Заплакал суровый воин, поехал домой, заперся у себя. Долго горевал князь, но прошло время, горечь утихла и он примирился: – Такова, знать, воля Божия! Юная инокиня зажила в обители. И стала служить при храме, а в свободное время переписывала священные книги. В бедные церкви рассылала их даром, богатые же люди платили за них. Евфросиния все раздавала нуждающимся. Видел епископ ее труды, умилялся душой и думал: «Тесно тут сестре Евфросинии. Есть у меня в сторонке от других монастырских вотчин небольшое сельцо. Отдам его труженице. Она лучше любого обработает церковную ниву». Обрадовалась Евфросиния дару святителя, собрала свою семью – сирот бездомных, убогих и нищих – и направилась в усадьбу. В усадьбе всем нашлось дело: слепые плели сети и лапти; хромые точили посуду из дерева; глухие рубили дрова; старики ловили рыбу, разводили пчел; кто был покрепче, посильнее – тесали бревна, строили избы. Далеко пошла молва про усадьбу Евфросинии. Издалека приходили нищие – их никогда не гнали. Приходили и богатые, помогали деньгами. Многие вдовы и девушки оставались помогать Евфросинии. Словно Божий пчелы, трудились они с преподобной. Много тысяч голодных накормили, многих спасли от нужды, многим облегчили страдания; сотни сирот воспитали, приютили немощных, старых, калек. Больше же. всего внесли света Христова и тепла любви. Среди постоянных усобиц, насилий и войн видели люди в обители сестер-подвижниц, что есть иная жизнь – жизнь братская, любовная, и смягчались грубые сердца. Святой преподобный Сергий, игумен Радонежский Святой Сергий жил в очень тяжелое для Руси время. Татары завоевали всю страну, а между отдельными русскими княжествами продолжались раздоры. Родители Сергия, Кирилл и Мария, были боярского рода, но жили они очень просто. У них было три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Средний сын, Варфоломей, и стал потом преподобным Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Раз показавшиеся наружу трудовые денежки Владиславлева не могли удержаться у него в кармане. – Вася! дай мне тридцать рублей, сказал ему отец на следующее утро: двадцать рублей нужно выдать работнику, а десять рублей необходимо на покупку к празднику чаю, сахару, пшеничной муки, водки и прочих припасов житейских... На святой я отдал тебе тринадцать-то рублей... Конечно, можно всего этого и в долг взять в Пятницком но ведь за это нужно платить лишнего по три копейки на месяц... не хочется должать... – Зачем же брать в долг?.. Возьмите у меня хоть и остальные .. после праздника отдадите. Отдал Владиславлев 30 рублей отцу, а 10 рублей матери, и осталось у него всего только 7 рублей. – Поеду я сама в Пятницкое, сказала мать о. Петру: ведь у меня нет ни одного платьишка порядочного... в чем же я поеду на свадьбу к Васе?.. Стыдно сказать, грех потаить, ведь у меня всего только и есть три ситцевых платья, и то уже не новых... Нужно сшить шерстяное... – Конечно... ступай... ступай... Мне-то, может быть, и не придется ехать на свадьбу, а тебе необходимо и возможно ехать... Купи себе получше материи... если можно, то возьми шелковой... За одно уже расплачиваться-то... авось Вася поможет нам расквитаться с долгами... – Непременно, сказал Владиславлев: я сочту первым для себя долгом вывести вас из затруднения, уплатить все ваши долги, как бы свои собственные... Ведь в сущности, платя за вас долги, я только лишь возвращу вам часть того, что вы употребили на мое воспитание... Не даром пословица говорит: «родителей кормить долги платить, детей кормить взаймы давать»... Это истинно так и есть... Мать отправилась в Пятницкое. Не успел еще о. Петр собраться в церковь , как к нему пришел давнишний его благодетель Иван Потапов. – С нуждою, кормилец мой, пришел я к тебе, сказал он о. Петру, помолясь Богу и получавши от него благословение: выручи, родимый, из беды... Вот за тобою есть моих двадцать рублев... – Знаю, Иван Потапыч, есть... Очень тебе благодарен за то, что ты ссудил их мне после Рождества и ждал столько времени... вот, Бог даст, после святой недели все отдам тебе...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Благословил епископ. Стала Евфросиния служить при храме, а в свободное время переписывала священные книги. Красиво выводила она искусною рукою букву за буквой, и работа её дорого ценилась. В бедные церкви она рассылала даром, богатые же люди платили ей много. Евфросиния все раздавала нуждающимся. Она знала всех бедных в городе и каждый день навещала их; в одно место принесет хлеба, лекарства, в другом – обмоет, обошьет сирых детишек, в третьем – так посидит, поговорит, прочитает Евангелие, облегчить тяжелую скорбь.Приходили и к ней, в её келейку. Матери приносили детей. Евфросиния учила их грамоте; больные шли за лекарством; сирые, вдовые шли за лаской, за утешением. Видел епископ её труды, умилялся душой и думал: «Тесно тут сестре Евфросинии. Есть у меня в сторонке от других монастырских вотчин небольшое сельцо. Отдам его труженице. Она лучше любого обработает церковную ниву». Обрадовалась Евфросиния дару святителя, собрала свою семью – сирот, убогих и нищих – и направилась в усадьбу. Весь город дивился отъезду Евфросинии; гуськом тянулись подводы с больными и малыми ребятами, за ними плелись слепые, хромые, бездомные старики и старухи. В усадьбе всем нашлось дело: слепые плели сети и лапти; хромые точили посуду из дерева; глухие рубили дрова, старики ловили рыбу, разводили пчел; кто был покрепче, посильнее, тесали бревна, строили избы. Далеко пошла молва про Евфросиньину усадьбу. Издали приходили нищие, их никогда не гнали. Приходили и богатые, несли свою лепту. Многие вдовы и девушки оставались помогать Евфросинии. Выстроили в усадьбе новую большую церковь , вышел целый монастырь. Работа кипела; трудились, молились, славили Бога и словом и делом. Родители Евфросинии не жалели более, что лишились Предславы. – Бог лучше нас знает, как надо все устроить, – говорили они. – Мы все судим да рядим, как бы славу добыть, богатство умножить, счастье устроить, и ничего все не выходит; все нет покоя на душе. А дочурка, смотри-ка, все как уладила. Воистину, Божий виноградник. (Из соч. свящ. Георгия Орлова : «Святая Русь». Изд. Сытина).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ирина 24 сентября 2020, 17:14 Спаси Господи, Валерий!!! Светлана 2 сентября 2020, 10:45 Неспроста в заголовок автор вынес слова юноши.Однако, после прочтения они уходят на второй план,т.к. врезаются в память слова раздражения мамы Лены. Но побеждает всё равно первое. " Слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий,который мы имеем от Господа...Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами,оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием... " (Источник: Арх.Кирилл (Павлов).О силе смиренного и кроткого слова. http://pravoslavie.ru/105750.html) В.П 2 сентября 2020, 02:38 Девушке сломала жизнь не мать, а трагическая смерть Антона. Вина матери только в том, что отговаривала дочь выйти замуж сразу после школы. Я могу ее понять, хочется, чтобы ребенок получил образование, а потом уже, сам, крепко стоя на ногах, мог обеспечивать свою семью. Мои знакомые содержали семью сына, он женился после окончания школы и почти сразу родился ребенок. Пока сын и невестка учились в институте, жили полностью за счет родителей. Очень было тяжело. Второму сыну было сказано: сначала доучись, потом женись, еще одну семью студентов мы не потянем. Марина 1 сентября 2020, 21:51 В голове не укладывается, что же плохого было в Антоне? Прекрасный жених, и учился на отлично,и работал уже, и хулиганить успевал. Да и разве хулиганство, то что он делал... И семья его люди, видно, приличные, хоть и небогатые. По-мне так идеальный он жених. Эх, родители... Готовы детям жизнь сломать, лишь бы по их вышло... Андрей 1 сентября 2020, 02:57 Мать совершила ужасный,очень злой поступок...Да и к людям она : " замызганный... " . Сломала жизнь дочери. А к Богу, -кто сказал, что дочь не пришла бы и с Антоном? Вспоминаю об о.Николае (Гурьянове). Жена гуляла, приехала мать сына (мужа) . Так вот ей о.Николай сказал: скажешь сыну,- в ад уйдёшь. Она испугалась и не сказала. В семье постепенно наладилось.Жена гулять перестала. Сын так ничего и не узнал...И детей вырастили...

http://pravoslavie.ru/133579.html

Третьягодня-сь-то воскресенье было... А он по праздникам всегда, то в одну деревню съездит, то в другую... Там с мужиками занятия у него идут. Читает он им из русской истории, из закона Божьего... Прошлый то раз и ездил он в Трухачиху... Поздно, поздно возвратился домой... Тут, думаю, он и прозяб... Ведь старик!! Что бы поберечись?.. Так нет... Из жаркой-то избы, вероятно, прямо – на холод. Ну и прохватило, конечно. Не иначе, как от этого должно быть, – объясняла тетка. Вторично приехавший врач тоже засвидетельствовал перемену к лучшему и к вечеру о. Михаил уже сидел, обложенный подушками, и разговаривал со своим сыном... Но в голосе его еще чувствовалась большая слабость... – Вот видишь, – обращался он к своему гостю... И предвестница смерти явилась... Хоть и полегче мне стало... Но чувствую, – болезнь эта не пройдет мне даром... смерть... за плечами... протяну недолго... Да и пора старым костям на покой... Одно лишь меня тревожит... Одно не дает мне покою... Что станется тут... после меня? Много мною начато, но все нуждается в поддержке. Тут надо работать и работать... И, как бы я был рад, если бы нашелся добрый преемник мне и поддержал здесь мое дело!! Ведь оно было дорогим для меня... И забота о нем постоянно лежала на моем сердце... Помнишь, каким было наше село?.. Пьянство, невежество, бедность... В двадцать лет оно сделалось неузнаваемым. Не только новые постройки появились, а и душа у наших добрых мужичков перестроилась по-новому... Все это надо не только поддержать... а надо... продолжить... укрепить... расширить... усовершенствовать... Когда похоронишь... меня, поезжай ко Владыке... скажи ему... и голос полуумирающего старика при этом поднялся, зазвенел... Скажи, что я... умирая... просил его... назначить сюда... на мое место, человека, который бы не дал погибнуть здесь доброму делу. – Папа! – глотая слезы, воскликнул Василий Михайлович. – Твоего дела я никому не отдам... Благослови меня принять священство... Глаза о. Михаила загорелись радостью. Его всего охватило волнение... Даже как будто легкий румянец выступил на щеках... и о. Михаил долго не мог успокоиться от того впечатления, которое произвело, на него неожиданное решение сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010