В Отделе внешних церковных связей состоялась встреча с участниками молодежного Форума «Петербургский диалог» 4 апреля 2014 г. 18:21 4 апреля 2014 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата секретарь по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев встретился с представителями рабочих групп «Церкви в Европе и гражданское общество» и «Наука и образование, мастерская будущего» молодежного форума «Петербургский диалог». Приветствуя гостей в стенах Отдела внешних церковных связей, протоиерей Сергий рассказал об истории этого синодального учреждения, ознакомил представителей молодежи России и Германии с основными направлениями деятельности ОВЦС. В частности, речь шла о взаимоотношениях с Поместными Православными Церквами, участии Русской Православной Церкви в подготовке Всеправославного Собора, проведение которого запланировано на 2016 год. Было уделено внимание контактам Московского Патриархата с христианскими церквами в Европе, в первую очередь, в Германии. Представитель Отдела особо остановился на отношениях Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в настоящее время, их богословской составляющей, рассказал о сотрудничестве в области отстаивания христианской нравственности в общественной среде и защиты традиционных семьи и брака. В ходе выступления был затронут вопрос принципиальных расхождений, существующих между Русской Православной Церковью и некоторыми протестантскими церквами; эти расхождения обусловлены происходящей в ряде протестантских общин либерализацией нравственного учения. Также на встрече речь шла о межрелигиозных отношениях. Особое внимание было уделено вопросам сохранения ценностей семьи и брака, защиты человеческой жизни с момента зачатия и до естественной смерти, отстаивания права на присутствие религии в общественной жизни, по которым представители традиционных религий выступают с близких позиций. В ходе встречи протоиерей Сергий Звонарев представил собравшимся немецкое издание основополагающих документов Русской Православной Церкви последнего времени: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» , передав их экземпляры гостям. Данный издательский проект был осуществлен благодаря поддержке Российского координационного комитета Форума «Петербургский диалог». По окончании выступления секретарь ОВЦС по по делам дальнего зарубежья ответил на вопросы молодежи. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3619453.ht...

Arhiva A ieit de sub tipar un nou numr al revistei „Învmântul ortodox” (vara anului 2012) 29 iunie 2012 15:41 Вышел летний номер ежеквартального журнала «Православное образование» — общецерковного издания, выпускаемого Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви . К читателям обратился председатель Отдела религиозного образования и катехизации, председатель редакционного совета журнала «Православное образование» митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий : «Дорогие друзья! Образовательная деятельность — одно из самых приоритетных направлений служения Русской Православной Церкви. Сегодня церковными и светскими специалистами прилагается немало усилий для укрепления и развития системы религиозного образования и его взаимосвязи со светским. Один из важнейших этапов этого постоянного труда — разработка Образовательной концепции Русской Православной Церкви. Работы по ее созданию начались в начале 2011 года, когда на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обозначил необходимость создания специальной рабочей группы для разработки концепции, которая развивала бы положения Основ социальной концепции в сфере образования. Работа над созданием проекта проходит в тесном сотрудничестве Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Учебного комитета Русской Православной Церкви, Синодальной Богословской комиссии , Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Российского православного университета , других вузов и научных учреждений. Участниками рабочей группы внесено предложение, по возможности, по возможности расширить название концептуального документа: " Основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви " . Он мог бы включать: Доктрину, собственно Образовательную концепцию и Программу ее реализации. От каждого из нас зависит то, каким будет этот документ. Церкви важен каждый комментарий, каждое предложение, каждый положительный опыт. Прошу вас со страниц журнала следить за созданием документа и, по возможности, принимать участие в его разработке. Все материалы будут публиковаться на официальных ресурсах Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Межсоборного присутствия. Спасибо вам, что проявляете интерес к нашему журналу». Содержание номера Откровенный разговор Православное образование Образование в светской школе Высшая школа Катехизация В помощь родителям Святые об образовании Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2316628...

Октавиан Август От демократии – к монархии. Возможно ли? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сопоставляются три формы государственного правления – библейская теократия, монархия и демократия, – которые не равнозначны с высшей духовной точки зрения: подобно тому, как прямое богоправление, существовавшее в Древнем Израиле до поставления царем Саула, выше монархии, так и монархия, основанная на народной вере в богопоставленность правителя, царя, выше демократии, опирающейся, по крайней мере доктринально, исключительно на волеизъявление самого народа. И хотя, как утверждается в этом документе, искусственно стимулированная замена низшего по своей духовной природе государственного строя на более высокий строй – актуально: демократии на монархию – не может принести добрых плодов, если подобная трансформация не будет соответствовать религиозно-нравственному состоянию общества, сама возможность такой перемены «Основами социальной концепции» не исключается и расценивается как благо – в том случае, если она будет востребована народом, готовым принять ее. Относительно перспективы перемены форм правления в «Основах социальной концепции» содержится следующее положение: «Нельзя вовсе исключать возможность такого духовного возрождения, когда религиозно более высокая форма государственного устройства станет естественной» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. III, 7). В этом самая суть, квинтэссенция православного учения о форме правления. Доминирующая в современной теории государственного права систематика противопоставляет республику монархии, допуская при этом совместимость монархии с демократией, что и имеет место в большей части монархий, просуществовавших до наших дней. Насколько подобные государства при этом остаются подлинными монархиями, с одной стороны, и насколько они демократичны по существу дела, то есть имеет ли место в них действительное народоправие, – это большой вопрос: наблюдая за перипетиями политической жизни в таких странах, можно прийти к заключению, что при соблюдении в них монархического церемониала и демократических выборных процедур они все-таки не юридически, но в плане реальной политики представляют примеры олигархического правления, как, впрочем, и более типичные для нашего времени республики с их представительными органами власти в виде парламентов.

http://pravoslavie.ru/117895.html

Использование христианской антропологии в такой перспективе прекрасно осознается священноначалием Русской Православной Церкви, поэтому важнейшие церковно-социальные документы – например, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и др. – имеют твердое, ясно выраженное богословско-антропологическое основание. Эти документы создавались под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (тогда ещё митрополита Смоленского и Калининградского), который сам опубликовал ряд интересных работ антропологической тематики 6 . Христианская антропология значима также и тем, что с богословских позиций открывается ограниченность некоторых научных утверждений, культурных явлений и даже их опасность для человека в случае возможной реализации. Причем в рамках науки эти опасности часто не просматриваются, ибо в научных исследованиях не учитывается нравственный аспект бытия. Духовные законы жизни находятся за пределами научной картины мира, и тем не менее они реальны и действенны. Поэтому изучение христианской антропологии может представлять интерес для самого широкого круга специалистов. Для гуманитарных наук, особенно для психологии и педагогики, христианская антропология может стать новой координатной системой, в пространстве которой откроется духовное содержание уже установленных научных фактов и теорий, появятся возможности для нравственных интерпретаций известных явлений с выходом на конкретную, реальную помощь человеку. Данный подход позволяет говорить о перспективах создания православной педагогики и православной психологии. В педагогике подобные попытки предпринимались с середины XIX века и дали значимые результаты, например: работы К.Д. Ушинского 7 , С.А. Рачинского 8 , К.П. Победоносцева 9 , и др. В XX веке православную педагогику развивали: С.И. Миропольский 10 , М.И. Демков 11 , протопресв. Василий Зеньковский 12 , митр. Амфилохий (Радович) 13 , С.С. Куломзина 14 и многие современные авторы 15 , сознательно положившие в основание своей педагогической системы православную антропологию. В этой области накоплен значительный положительный опыт, и работа продолжается весьма активно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОСНОВЫ УЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ДОСТОИНСТВЕ, СВОБОДЕ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека , документ, принятый 26 июня 2008 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви . Текст документа сопровождается пояснением: Настоящий документ принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в развитие основ ее социальной концепции . Каноническим структурам, священнослужителям и мирянам нашей Церкви надлежит руководствоваться данным документом в своих общественно значимых выступлениях и действиях; он подлежит изучению в духовных школах Московского Патриархата. Документ предлагается братскому вниманию Поместных Православных Церквей с надеждой на то, что он послужит возрастанию в единомыслии и поможет координации практических действий. К изучению и обсуждению документа также приглашаются иные христианские церкви и объединения, другие религиозные общины, государственные органы и общественные круги разных стран, международные организации. Полный текст документа : На протяжении всей истории человечества понимание того, что есть человек, существенно влияло на устроение частной и общественной жизни людей. Несмотря на глубокие различия между отдельными цивилизациями и культурами, в любой из них наличествуют некоторые представления о правах и обязанностях человека. В современном мире значительное распространение получило убеждение, что институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества. При этом со ссылкой на защиту прав человека на практике нередко реализуются такие воззрения, которые в корне расходятся с христианским учением. Христиане оказываются в условиях, когда общественные и государственные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их мыслить и поступать вопреки Божиим заповедям, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека — избавлению от греха и обретению спасения.

http://drevo-info.ru/articles/25777.html

Но совокупное мнение Церкви проявилось в едином духе и сбалансированном характере итоговой редакции «Основ». Вынесенный в 2000 году на рассмотрение Архиерейского Собора документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» состоял из 16 разделов. Само создание этого текста было чрезвычайно актуальным, поскольку он представлял собой живое динамичное осмысление и толкование Церковью современной, окружающей нас социально-культурной реальности. Надо отметить, что прежде в православном мире не существовало подобного официального церковного документа. Представляя «Основы», митрополит Кирилл подчеркнул, что впервые церковная социальная позиция получила развернутую системную формулировку, «дав обществу отчетливое представление о том, каково же мнение Церкви по насущным проблемам современности». Текст «Основ» с самого начала подлежал активному применению и использованию — в частности, положения социальной концепции включены в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата, они, по слову Патриарха, служат «практическим руководством для архиереев, священников и мирян», позволяя им «занимать действительно общую позицию в диалоге с властью и обществом». О параметрах этого диалога сказано в п. III.3 «Основ». В центр ставится идея «взаимного невмешательства» Церкви и государства в дела друг друга, при этом подчеркивается недопустимость «радикального вытеснения религии из всех сфер жизни народа, отторжения ее от участия в решении общественно значимых задач». Сегодня указанные принципы вполне могут быть экстраполированы на отношения Церкви с любыми светскими центрами власти, не только государственными, но и транснациональными. Например, в последнем параграфе «Основ» (п. XVI.4) со всей определенностью сказано о том, что «современная международно-правовая система основывается на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих сообществ перед религиозными ценностями Многие влиятельные общественные механизмы используют этот принцип в открытом противостоянии вере и Церкви, нацеленном на их вытеснение из общественной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5675864.ht...

организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии (К18). VI. Требования к структуре основных образовательных программ по подготовке катехизаторов 6.1. Основная образовательная программа по подготовке катехизаторов предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): основы православного вероучения; катехизическая деятельность; и разделов: учебная практика; итоговая аттестация. 6.2. Основная образовательная программа по подготовке катехизаторовимеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемуюобразовательным учреждением. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки. Учебное заведение может корректировать базовую часть на 20% 6.3. Базовая часть цикла «Основы православного вероучения» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Православное вероучение», «Литургика», «История Церкви», «Церковное искусство», «Церковнославянский язык». 6.4. Базовая часть цикла «Катехизическая деятельность» предусматривает изучение дисциплин: «Организация и ведение катехизической деятельности», «История мировых религий», «Сектоведение», «Православная педагогика», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы экскурсионно-паломнической деятельности», «Логика, теория и практика аргументации», «Психология». Таблица 2 Структура ООП по подготовке катехизаторов Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Перечень дисциплин дляразработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Формируемые компетенции Основы православного вероучения В результате изучения цикла выпускник должен знать: основные исторические и наиболее значимые события Ветхозаветной истории; историю Нового Завета;святоотеческое толкование событий Ветхого Завета и истории Нового Завета;Священное Предание;

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

аргументировано и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией (К-14); обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий (К-15); компетенции в области педагогической деятельности применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К-16); решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе (К-17); разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей (К-18); компетенции в области организаторской деятельности работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (К-19); планировать, организовывать и координировать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях (К-20); организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии (К-21). ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН по подготовке преподавателей и директоров воскресных школ Квалификация - катехизатор, педагог воскресной школы Срок обучения - 2 года Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость Распределение по семестрам Форма промежу-точной аттестации Общая в зач. ед. Общая в академ. часах Из них ауди-торная Цикл " Основы православного вероучения " Священное Писание Ветхого Завета Экзамен Священное Писание Нового Завета Экзамен Православное вероучение Экзамен Литургика Экзамен История Церкви Экзамен Церковное искусство Церковно-славянский язык Основы хорового и церковного пения (для преподавателей соответствующего профиля) Цикл " Учебно-воспитательная деятельность " Организация и ведение катехизической деятельности Экзамен Организация работы в воскресной школе Православная педагогика Экзамен Особенности преподавания христианской этики в воскресной школе для детей Миссиология Сектоведение Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Основы экскурсионно-паломнической деятельности Логика, теория и практика аргументации Психология Экзамен Учебная практика

http://mitropolia.spb.ru/docs/primernaya...

«Если у нас либеральная идея полагается ныне в основу государственно-общественной модели развития страны, то ей… должно противопоставить политику утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений систему традиционных для России ценностей», – утверждает митрополит Кирилл . Эта модель была принята как методологическая база при составлении таких официальных документов Русской Православной Церкви, как «Основы социальной концепции» (2000 г.) и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.). Как же Святейший Патриарх представляет себе общество, в котором концепция прав и свобод человека сочетается с традиционными мировоззренческими стандартами? Во-первых, такое общество должно строиться по законам, учитывающим нравственные нормы, господствующие в обществе: «…в законодательстве должны быть отражены нравственные нормы, разделяемые большинством общества» . Во-вторых, человека надо научить пользоваться своей свободой и своими правами, чтобы страна не превратилась в царство вседозволенности, «должен быть заполнен вакуум нравственного воспитания» . Воспитанием граждан должно заниматься государство, привлекая общественные институты (школу, религиозные организации – «в той мере и в том объеме, который соответствует их представительству в обществе» ). В-третьих, «четвертая власть», средства массовой информации, являющиеся сегодня истинными «властителями дум», должны представлять «положительные примеры использования свобод», не насаждая ради рейтинга и финансовой выгоды те «идеалы», которые наиболее востребованы падшей человеческой природой . Итак, мы видели, что в трудах Святейшего Патриарха четко была обозначена потребность сформировать христианскую рефлексию о концепции прав человека. Его неоспоримая заслуга заключается в том, что он смог увидеть христианские основания концепции прав человека. В то же время, он смог выделить те положения, которые не соответствуют или напрямую противоречат христианскому взгляду на человека, и очистить от них эту концепцию.

http://pravmir.ru/vnecerkovnaya-znachimo...

методами медико-социального и социально-психологического анализа социальных явлений и процессов; навыками поиска информации по решению социальных проблем клиентов; способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия разных групп населения; основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную деятельность в России; основными нормативными документами, регламентирующими деятельность Церкви в сфере социальной деятельности; методикой и техникой эмпирических исследований социальных конфликтов разных типов; приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения; основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами; навыками психологического консультирования; правовыми, социальными, педагогическими, психологическими и иными основами работы с различными категориями людей; навыками составления проектов для представления грантодателям 25 Социальная работа Основы социального государства и гражданского общества Правовое обеспечение социальной работы Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Основы социальной медицины Экономические основы социальной работы Безопасность жизнедеятельности Психология К-9 К-10 К-11 К-12 К-13 К-14 К-15 К-16 К-17 К-18 К-19 К-20 К-21 К-22 К-23 Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП образовательного учреждения) Учебная практика (практические уме-ния и навыки определяются ООП образовательного учреждения) 3 Итоговая аттестация 2 Общая трудоемкость основной образовательной программы 60 з.е (2160 ак.ч) VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ 7.1. Учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП по подготовке социальных работников, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие православное воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики, календарный учебный график и методические материалы, предназначенные для реализации соответствующих образовательных технологий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010