Для объяснения минувшего недостаточно одних только вещественных памятников: восстановлять старину в своем воображении следует и на основании устных преданий, критически проверенных, – преданий, переживающих не одно поколение, и на основании той существующей нравственной связи, которая имеется между прошедшим и настоящим, существует, так сказать, без всяких задних мыслей, без натяжек, в силу самого естественного порядка вещей в мире нравственном. Узы, связывающие Святогорье с Киевом, кроме вышеначертанных поводов к своему духовному родству, имеют еще какой-то поистине филиальный характер по отношению Святогорья к Киеву. Все это глубоко сознавал приснопамятный и в Бозе почивший митрополит Киевский Филарет. Вот что говорит по этому бывший архимандрит Святогорской обители Арсений: «митрополит Киевский Филарет, обрадованный вестью обновления Св. Гор (1844 г.), писал преосвященному Иннокентию, чтоб прислать ему нового строителя. Митрополит вручил мне список с чудотворной иконы Успения Богоматери, с частицами мощей Преподобных Печерских. Таким образом вторично от Киева осенило Св. Горы благословение древней его святости» 9 . И бывший Харьковский епископ, преосвященный Иннокентий, говорит в одном из слов своих: «здесь и там (т. е. в Святогорье и в Киеве) одни и те же образы и виды бытия иноческого, один и тот же должен быть и дух, облекавшийся в сии образы. Мне кажется, я вижу, как св. иноки горы Печерской, наследовав от первых вождей своих святую наклонность к распространению по земле русской жития пустынно-иноческого, порываемые, подобно древнему пророку, духом ( 4Цар.11:2, 6 ), оставляют свое местопребывание и идут, одни на восток, другие на запад, иные на север, сии на юг, ища места для подвигов, которые укажет Господь 10 . И вот некоторые приходят в страну нашу, достигают здешнего места: необыкновенный вид гор, глубокое безмолвие окрестностей останавливают их, приводят им на память св. горы Киевские, и они, призвав на помощь Бога и св. угодников Киево-Печерских, остаются здесь на жительство. To есть, что делают? То есть, по примеру оставленных ими собратий киевских, искапывают для пребывания своего пещеры, одни, может быть, особенно склонные к созерцанию, – на скале, высящейся над всею окрестностью, другие, более преданные безмолвию и затвору, здесь, в сей юдоли, предобразуя таким образом для будущей обители, имевшей поместиться в средине, как бы два духовных крыла, противоположные по виду, но равно способные возвысить достойных гор – к Тому, Который благоволит именовать Себя Владыкою гор и юдолей ( 3Цар.20:28 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О чиноположении церковном Глава I. О бдениях, бываемых в Господские и Богородичные праздники. В семь часов вечера начинается благовест ко всенощному бдению, который продолжается 10 минут; затем бывает обычный звон во все колокола. В это время очередный иеромонах и иеродиакон полагают три поясных поклона пред царскими вратами, кланяются народу и входят в алтарь, иеромонах – южной дверью, а иеродиакон – северной. Здесь они прикладываются к св. престолу, испрашивают на начало всенощной благословение у настоятеля и отверзают царские врата. Иеромонах бывает облачен только в мантию и епитрахиль, иеродиакон в мантию. По совершении каждения в алтаре, служащие выходят оттуда, иеромонах в царские врата, а иеродиакон в северные; обратясь к народу, иеродиакон восклицает: «востаните!» Сидевшие до того братия и народ востают. Иеромонах с иеродиаконом кадит на местный образ Спасителя и правую сторожу иконостаса, затем на местный образ Богоматери и левую сторону иконостаса, праздничный образ на аналое, посем певчих на правом и левом клиросе по дважды, весь храм и предстоящих. По каждении иеромонах, пришедши пред царские врата, возглашает: «Господи благослови» и кадит престол, на местные и праздничную иконы. затем, став в царских вратах, назнаменут крестообразно кадилом и возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице и проч. Уставщик отвечает: Аминь, и начинают петь: Приидите поклонимся..., и 103-й псалом: Благослови, душе моя Господа... От слов: Господи, Боже мой, возвеличился еси зело начинают петь певчие попеременно. При окончании псалма, выходит служащий иеромонах пред царские врата для чтения светильничьих молитв, а во время пения Аллилуия выходит один иеродиакон и вместе с иеромонахом пред царскими вратами творят три поклона, кланяются друг другу, после чего иеромонах отходит в алтарь, а иеродиакон начинает большую ектению: Миром Господу помолимся... Певчие протяжно поют: Господи помилуй. По окончании ектении, иеродиакон делает поклон пред царскими вратами, кланяется настоятелю, затем становится пред наместным образом Господа Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О одной стороны – возвращение прежних прав, уничтожение драгунского полка и канцелярии комиссии устроения слободских, а, следовательно, освобождение народа от лишних тягостей, доставило краю надежду на благосостояние; с другой – подчинение Слободской Украйны начальствам русским сблизило Слободскую Украйну с Русью и сделало из нее настоящую область империи Российской. Последующие распоряжения, бывшие следствием этой грамоты... 1) переселение многих великорусских колоний в область слободских полков; 2) правильное расчисление слободских казаков по полкам; 3) учреждение особенных мундиров в полках, чего до того времени вовсе же было; 4) ближайший надсмотр бригадиров слободских над военным устройством полков; 5) поправление городов, заведение в них торгов, промышленных заведений и пр.; 6) заведение дорог, мостов, перевозов, почтовых сообщений; 7) очищение края от бродяг и разбойников; 8) распространение торговых и промышленных сообщений с Великороссией... Назначена была особая комиссия по слободским полкам и поручена лейб-гвардии секунд-майору Щербинину.... Тогда обращено было деятельное внимание на должный платеж подати, на правильное исполнение службы, на пресечение побегов на Дон и проч.» 21 О преобразовании Слободской Украйны в губернию заметим следующее: императрица Екатерина II, указом 18-го января 1763 г., повелела Слободскую Украйну образовать в губернию, а марта 3-го дня того же года состоялся доклад военной комиссии об учреждении пяти гусарских полков... «К 1766 г. вновь открытая Харьковская губерния была формально вполне устроена... 1) новоучрежденная Слободско-Украинская Харьковская губерния заняла все области пяти слободских полков и кроме того земли, лежащие вне границ сих областей...; 2) в новоучрежденной губернии введено устройство такое же, как и в других губерниях, с небольшими отличиями. сообразно местным нравам и требованиям края. Губернским городом сделан Харьков, а четыре полковые города: Ахтырка, Сумы, Изюм и Острогожск – провинциальными городами. Все прочие города и местечки обращены в слободы войсковые...; 3) с уничтожением казачьей службы уничтожены все повинности, которые были сопряжены с этою службою...; 4) особенное внимание было обращено на благосостояние народа» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

253 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905. С. 39—40. 254 Там же. 255 ЦГИА, ф 797, оп. 2, д. 7829, л. 2, 42 об. 256 Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18—19 веков. Апрель. М., 1908. С. 279—280. 257 Там же. С. 280. 258 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 62. 259 Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 286—287. 260 И.Л. Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеромонаха Макария. М.,1861. С. 5. 261 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 75. 262 Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. С. 31. 263 В жизнеописании игумена Филарета (Одесса, 1905) фамилия его указана «Завадовский» (С. 63). Однако в документах Глинской пустыни написано «Заводовский» (ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325, л. 1—3 об.; ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 204 об.). 264 ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325, л. 3, 1. 265 Там же, л. 7. 266 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 63; ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 204 об.; Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 81. 267 ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325, л. 3. 268 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 63. На прошении монашествующих Глинской пустыни императору Hukoлaю I о наделении обители землей (1837 г.) среди подписей старшей братии стоит подпись иеромонаха Мартирия. По всей вероятности, это подпись о. Мартирия (Заводовского) (ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 3, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

388 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 46—54. 389 ЦГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157, л. 1 об. 390 Там же. 391 Там же. 392 Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. 1904. С. 25; То же. Курск, 1912. С. 21; Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. С. 56. 393 Там же. С. 56. О дальнейшей жизни о. Израиля известно лишь, что в 1849 г. он подал прошение об увольнении его на полтора года за границу для поклонения святым местам и по указу Святейшего Синода получил на это разрешение 22 февраля 1850 г. (ЦГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157, л. 1—5.). 394 Отец Евграф был посвящен во иеродиакона на следующий год по пострижении, а еще через год — во иеромонаха (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29. — А.И. ). 395 Отец Феодосий в Глинской пустыни был посвящен во иеродиакона на следующий год по пострижении, а еще через год — во иеромонаха. (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29). Он был благочинным и уставщиком обители уже в 1837 г., о чем свидетельствует его подпись на прошении иноков Глинской пустыни императору Hukoлaю I о наделении их обители землей от 25 марта 1837 г. (ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 2 об., 8). — А.И. 396 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 91. 397 ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727. ОР ГБЛ, ф. 203, к. 109, ед. хр. 30, л. 3. Возможно, о. Авксентий подвизался в Глинской пустыни еще при игумене Филарете. Подпись иеродиакона Авксентия, подобную подписи казначея иеромонаха Авксентия находим на прошении братии Глинской пустыни о возвращении во владение пустыни лесной дачи за 1824 г. (ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 83). 398 ГАКО, ф. 20, оп Зл, д. 109, л. 12 об. 399 ЦГИА, ф. 796, оп. 442, д. 3, л. 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Пять дней сидения, наконец, окончились, и я возвратился в келию монахом, потому что почувствовал в себе большую перемену: всё мирское отошло от меня и стало казаться чем-то далёким, чуждым и неинтересным. Много уже лет проведено мною в иночестве, причём жизнь до пострига представляется мне чистой, беззаботной, исполненной милостей Божиих. Чувствую и исповедую, что благодать хранила меня во все дни детства и юношества. Она воодушевляла меня ко всему доброму, святому, давала твёрдость, крепость, силу противостоять дурному, скверному. Она, наконец, привела и к монашеству. Кто внушил отцу Иоанну ответить? Ведь я не был с ним знаком; написал ему простое письмо, и трудно было рассчитывать на отклик... Кто расположил ко мне лиц, от которых зависело пострижение? Всё та же благодать Божия! ...Воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго ( Пс.12:7 ). Итак, Святогорская Успенская пустынь явилась для меня второй родиной. Святые Горы, как вы поэтому дороги моему сердцу! С восторгом вспоминаю вашу дивную природу, благорастворённый воздух, подкреплявший мою надорванную грудь и слабые силы... Благоговею перед вашею духовною мощью, истовым богослужением, а особенно строгим порядком хранения Святых Даров, для которых отводился в одном из храмов уединённый придел, получавший значение особого святилища. Здесь на горнем месте, у большой иконы «Моление о Чаше» и у престола на семисвечнике поддерживались неугасимые лампады. Вход сюда строго воспрещался, за исключением тех случаев, когда нужно было подымать Святые Дары для болящих, что совершалось с великим благоговением. Иеромонах с диаконом, облачившись в ризы, со свечой сначала совершали каждение и троекратное поклонение, а потом уже приступали к вынутию частицы. С неменьшим тщанием производилось «опрятование» Святых Тайн во время причастного стиха на литургии. Поражала меня в пустыни и вся вообще внешняя церковная дисциплина: строго рассчитанные поклоны, метания, истовое совершение крестного знамения и другое. За всем этим так внимательно следили, что посторонним священнослужителям, не знакомым с местным порядком, рискованно было принимать участие в богослужении, ибо они могли подвергнуться большой критике со стороны братии. Святогорцы считали свой устав единственно правильным, который, по их мнению, все должны были знать, и судили о благонастроенности приезжих духовных лиц по его выполнению. Приходилось поэтому предварительно изучать тамошние особенности и потом уже выступать в служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

547), которая сводится, главным образом, к тому, какие стороны жизни святогорских обитателей «понравились» (стр. 556) нашему исто­рику. Читатели «Истории Афона» не найдут здесь удовлетворительного разрешения весьма важных и интересных вопросов относительно того, как сложились на Афоне все три ныне существующие формы жизни его насельников: киновия, идиоритм и келлиотство; какие отличительные особенности каждой из этих форм, какие фазы и видоизменения пере­живали они в течение своей длинной истории, что в них действительно хорошего и благодетельного для насельников-соседей св. Горы и по­сетителей ее, какие анормальныя явления замечались в каждой из них и т. д. и т. д. Многочисленные документы, относящиеся сюда, начиная с завещания св. Афанасия Афонского , грамоты и уставы патриархов и императоров, распоряжения внутренние, исходившие от протов св. Горы и от карейского протата, заметки в дневниках и рукописях- все это могло бы дать драгоценный и в высшей степени любопытный ма­териал для настоящего отдела разбираемой книги, но на самом деле преосв. Порфирий не исчерпал здесь даже и того материала, какой дает завещание св. Афанасия. Этот драгоценный, во многих отношениях, документ, остававшийся в науке неизданным до последнего времени, удостоился внимания нашего историка по частному лишь обстоятельству или Факту, имевшему место в святогорской жизни, а именно, когда ему пришлось трактовать о светских эпитропах и покровителях афон­ских обителей. Помещая в Оправданиях под 96 отрывок из него „ περ τν πτρπων“, преосв. Порфирий не оказал к нему подобаю­щего внимания и издал его с большими пропусками. Вот образчики чтения документа у преосв. Порфирия и как нам на самом деле сле­дует его читать: Стран. Строка Напечатано: Следует читать: 2 сверху τν δ εσεβστατον κριν μου Νικηφρου τν δ εσεβστατον κριν μου κα τ ντι φιλχριστον κα φιλομναχον Νικηφρου τν κριον ωννην τν βηρα τν κριν ωννην, τν πνευματικν μν δελφν κα πατρα, τν βηρα γειτνιζοντες, σπουδσωσι γειτνιζοντες, μ λλον δ συνοικοντες τος κατ’ μ πατρσι κα δελφος, σπουδσωσι τν παροσαν τν προσο σαν Заключительным отделом «Истории Афона» служит хронологиче­ский перечень «крупных событий с 1456 года до наших дней» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Все эти жертвователи строили храмы и расписывали их живописью на свои средства, возобновляли монастыри, делали в них необходимые постройки в виде колоколен, башен и т.д. Но, к глубокому сожалению, из этого сухого перечня мы не видим разумного распоряжения и целесообразного расходования всеми этими богатствами и пожертвованиями святогорских иноков. Как будто бы преосвящ. Порфирий, характеризующий византийских императоров мрачными красками Никиты Хониата  и других византийских историков, и на самом деле поставил своей задачей доказать, что эти изверги императоры могли быть и бывали нередко весьма щедрыми вкладчиками и жертвователями в афонские монастыри, и что монастыри собирали эти пожертвования, то для собственного безбедного существования, то для выкупа своих собратий из плена пиратов (стр. 116), то для платы турецкому правительству подати или харача (стр. 304–305), то для гибельного для Афона во многих отношениях восстания святогорцев за свободу греков в 1821 г. (стр. 578) и т.д. Уделив на счет пятнадцать строк параграфу о том, «какая была польза от афонских монахов православным народам во время турецкого владычества» (стр.598), наш автор в своей книге представил святогорскую благотворительность вынужденной и случайной, которая явилась лишь потому, что турецкое правительство объявило монастырские имения вакуфами (стр. 313) и тем обязало благотворить окружающим эти монастыри насельникам. Иноки св. Горы, по изображению преосвящ. Порфирия, только и делают, что ведут между собой тяжбы и споры, поглощающие все их силы и материальные средства. По целым столетиям и более эти иноки будто бы бездействуют и совершенно забывают о том, что они светочи миру... Вообще, в этом отделе «Истории Афона» немало неутешительных картин из исторического прошлого святогорской афонской жизни, хотя и в одностороннем, а нередко и прямо неверном освящении. Отыскав, например, послание папы Иннокентия III от 12-го января 1214 г., в котором святогорцы принимаются, по их личной просьбе, под «покровительство сего папы и блаженного Петра» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но лавки эти сгорели; и Руссику достался один пепел. Все эти несчастья образумили греческих насельников этого монастыря, так что они более не помышляют о возобновлении своей тяжбы с Ксенофцами, а желают привлечь к себе наибольшее число наших иноков и с ними наше золото, дабы уплатить свой долг и лучше обстроиться. На одни постройки, предложенные требуется 300,000 пиастров. А ведь капитал Руссика составляет теперь 2,500 рублей, приращаемые в Московском банке. – Кроме этих неотрадных сведений о Иероним сообщил мне кое-что другое. Руссик имеет рыбную ловлю на Турецкой стороне Дуная. В 184 эту обитель тайно уведомили из Петербурга, что будет война с Турцией: однако, она не состоялась. Монахи Афоно-Павловского монастыря, английские подданные с Ионических островов, поселившиеся здесь назад тому три года, не подчиняются Протату. – недавно Грек Минас, воспитанный в Париже, посетил все Афонские монастыри, осмотрел их библиотеки, взял себе несколько замечательных рукописей, и советовал святогорцам принять покровительство Франции. Они сперва носили его на руках и решались (особенно Лавриоты и Иверцы) подписать прошение об отдаче Афона под защиту Франции, лишь бы она хлопотала о неприкосновенности Святогорских имений во Влахии и Молдавии, но после, когда узнали, что он безбожник, охладели к нему. На Афон приходят поклонники, большей частью Болгары. Их зазывают и приводят сюда святогорские монахи, живущие в своих подворьях в Болгарии, так называемые таксидиары. Они дают деньги болгарским архиереям за позволение водить Болгар на Афон, и купив это позволение, упрашивают сельских старост (чорбаджиев), чтобы они склоняли возможно большее число земляков своих к богомолью в святогорских монастырях. В давнее время множество Болгар приходило туда; но с той поры, когда в их сёлах начали строиться церкви, прилив их год от году стал уменьшаться. Всё прошлое лето их было только 800. Редкий из них жертвует сто рублей: большая часть даёт пять рублей серебром. – На вопрос мой, – есть ли на Афоне строгие подвижники, – отец Иероним отвечал: есть, но они отличаются только суровостью жития, помещениями и келейными поклонами, а выспренных созерцаний, бескнижных молитв с внутренним горением всей души, разбора помыслов и разных прилогов, и тому подобного не ищи в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Состоялась зимняя сессия донецкой Школы православного юного делателя 26 января 2007 г. 17:56 С 19 по 21 января в детском оздоровительном лагере «Красная гвоздика», в городе Святогорске Донецкой области, по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона , управляющего Горловской епархией Украинской Православной Церкви, состоялась зимняя сессия слушателей областной Школы православного юного делателя. По благословению правящего архиерея на зимней сессии слушателей сопровождали духовник ШПЮД протоиерей Ростислав Карпусь, директор школы Т.А. Федорова, координаторы и консультанты. В этом году в сессии принимали участие ребята и первого, и второго года обучения. Учебная программа сессии включала в себя как теоретические, так и практические вопросы. Основные христианские добродетели стали темой теоретического занятия для слушателей первого года обучения. А ребята, которые учатся в ШПЮД второй год, рассмотрели тему о любви к ближним. Для практических занятий участникам сессии был предложен материал о добровольческой (для первого года обучения) и о проектной (для второго года) деятельности. Очень понравилась ребятам тематическая игра «Героическая Русь», в которой они продемонстрировали свои знания в области истории. Вечером все вместе с большим удовольствием посмотрели фильм «Остров». В проповеди после вечернего правила отец Ростислав рассказал ребятам о глубоком смысле просмотренного фильма. В последний день сессии ребята участвовали в богослужении Свято-Успенской Святогорской лавры, общались со священником-духовником и православными сверстниками. Следующая встреча слушателей областной Школы православного юного делателя состоится 18 февраля 2007 года на Епархиальных молодежных Сретенских чтениях, которые пройдут в Донецке по благословению митрополита Донецкого Илариона в рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню православной молодежи. Епархиальные молодежные Сретенские чтения пройдут 18 февраля 2007 года в большом зале заседаний Дома техники ДМЗ по адресу: г. Донецк, ул. И. Ткаченко, 122. Начало в 1000. Телефон оргкомитета: 8 (062) 313-13-25, 332-54-57. «Донбасс Православный» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/188239.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010