В кн. Деяний мы встречаем и примеры крещения всего дома, когда крестился глава семейства. Так Лидия, чтущая, Бога, «крестилась», а вместе с нею «и домашние ея» 125 . «Темничный страж крестился сам и все домашние его» 126 . Корнилий сотник крестился со всем домом своим 127 . Ап Павел, «крестил Стефанов дом» 128 . В свое приветствие к Филимону ап. Павел включает и «домашнюю его церковь », которая имела и детей (ст 2). В послании к Коринфянам ап. Павел- приветствует Акиллу и Прискиллу «с домашнею их церковью» 129 . Верующих Римлян ап. Павел просит «приветствовать Прискиллу и Акиллу и домашнюю их церковь » 130 . В послании к Колоссянам ап. Павел просит приветствовать «братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его» 131 . Мы видим, как много было домашних церквей и невозможно допустить чтобы все они были без детей. А если были дети, то они были и крещены, как это видно из слов апостола: «Если кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» 132 . И с этою проповедью «он ходил по домам и всенародно учил 133 «отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем» 134 . Вера главы семейства признавалась освящением семьи, так что члены ее, как дети, так и взрослые, если не встречалось препятствий, принимали крещение. Крещение детей заменяет обрезание детей, которое было печатью вступления их с завет с Иеговой. Завет с Авраамом был запечатлен и на детях обрезанием. Крещение заменило обрезание в том смысле, что через него верующие вступают в новый завет с Богом через Христа. Точно также и воскресный день заменил субботу. Суббота и обрезание отменены были для язычников положительною заповедью апостолов, а замена их крещением и воскресным днем введены практикой их, т. е. самым делом Апостолы и верующие не могли не ввести того, что установлено и заповедано Самим Христом. «Жена добродетельная есть дар Божий, дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч.19:14 ). «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо, и получил благодать от Господа» (18:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Гал.5:7 .  Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? «Течасте добре: кто вам возбрани не покарятися истине!» Хвалит их течение и оплакивает, что прекратили свое течение. Гал.5:8 .  Такое убеждение не от Призывающего вас. «Препрение не от призвавшаго вы». Богу свойственно призывать, а слышащим призвание – повиноваться. Гал.5:9 .  Малая закваска заквашивает все тесто. «Мал квас все смешение квасит». Плачу о вас; боюсь же, что болезнь сообщится и другим. Гал.5:10 .  Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. «Аз надеюся о вас в Господе, яко ничтоже ино разумети будете». Не сказал: «разумеете»; но: «разумети будете». Ибо за то, что уже сделано, укоряет, желает же увидеть перемену на лучшее. Смущаяй же вас понесет грех , кто бы ни был». Опять выразился неопределенно: «кто бы ни был», чтобы, если и высокие имеют о себе мнения, дознали, что должны быть наказаны Богом. А поскольку лукавые сии защитники закона говорили, что сам Апостол хранит закон и не везде проповедует одно и то же, то по необходимости оправдывается и в этом. Гал.5:11 .  За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. «Аз же, братие, аще обрезание еще проповедую, почто еще гонимь есмь? Убо упразднися соблазн Креста». За что же ненавидят меня иудеи и ясно враждуют против меня, если проповедую обрезание и предписываю хранить закон? Ибо, если делаю это, излишня проповедь Креста, да и соблазн иудеев уничтожается. Сие говорит и коринфянам: «мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие» ( 1Кор. 1, 23 ). Гал.5:12 .  О, если бы удалены были возмущающие вас! «О, дабы отсечени были развращающий вас». О, если бы совершенно отделились от вас соблазняющие обрезанием! Гал.5:13 .  К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. «Вы бо на свободу звани бысте, братие». Освобождены вы от рабства закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Что же бывает плодом единомыслия? Прославление Бога не только одними устами, но и одной душой (ибо это значит единодушно). Здесь слово Бога следует отделить, отнеся его к предыдущему, и потом читать с нового начала: и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Впрочем, не будет неприличия, если читать эти слова и не отдельно, то есть разумея Бога и Отца по отношению к Единому и Тому же Христу; ибо Бог Отец есть Бог Христа по человечеству, а Отец по Божественности. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Повторяет прежнее увещание и приводит Христа в пример, чтобы мы принимали друг друга, потому что это служит к славе Божией. Ибо единение наше наипаче прославляет Бога, как сказано: уверует мир, что Ты послал Меня, если ученики будут едино (Ин.17:21-23). Напротив, несогласия наносят Богу бесчестие. Ибо язычники видя, что христиане разногласят между собой, обвиняют саму веру. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам. Держится прежнего предмета речи, показывая, что Христос не Себе угождал, но все принял для нас, и убеждает язычников, чтобы не превозносились над уверовавшими из иудеев. Ибо иудеи спасались по обетованию, данному отцам их, а язычники по одному милосердию и человеколюбию. Смысл сказанного такой. К Аврааму было обетование, что его семя получит в наследие мир (Быт.13:15); но происшедшие от Авраама все сделались достойными наказания, как нарушившие закон, и потому недостойными обетования. Поэтому пришел Христос и исполнил закон, приняв как прочее, так и обрезание. Исполнив же закон, приняв обрезание и став семенем Авраама, Он погасил гнев Божий и сделал нас способными к принятию обетовании. Он принял обрезание для того, чтобы обетование Божие не осталось тщетным, а не для того, чтобы утвердить закон. Что же ты, иудействующий, привязываешься к закону, который довел уже тебя до такой опасности, что ты лишился обетования?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Которым для меня мир распят, и я для мира. Которым для меня мир распят, и я для мира. Миром называет житейские дела: славу, богатство, удовольствие. Итак, они умерли для меня и я мертв для них: двойное умерщвление. И они не могут овладеть мной, так как мертвы, и я сам прибегнуть к ним, потому что мертв. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Не указывай, говорит он, мне на обрезание, которое не имеет никакой силы и бесполезно, как и необрезание: ибо Христос все обновил и требует от нас новой жизни. Жизнь по Христе новая тварь потому, что души ваши, обветшавшие грехом, теперь обновились крещением, и потому, что в будущем веке, обновившись телом и сделавшись нетленными, мы удостоимся нетления и славы. Итак, кто пребудет в этом правиле новой жизни по образу Христа, избегая обветшавшего и потерявшего силу обрезания, тот достигнет мира с Богом, освободившись от грехов, которые делают Бога врагом нам, и удостоится человеколюбия, не подвергаясь уже ненависти, как враг Божий, но удостаиваясь милосердия, так как наступил для него мир крестом и благодатью. И таковые составляют Израиля в собственном смысле, как видящие Бога, а те, которые не таковы, хотя бы и были израильтянами по роду, ложно так называются. А это заимствовал Павел у Давида, который говорит: мир на Израиля (Пс. 114:5). Впрочем никто не отягощай меня. Впрочем никто не отягощай меня. Это говорит он не как утомленный и обезнадеженный. Да и как это возможно тому, который увещевает: настой во время и не во время (2Тим.4:2); а из желания, чтобы данные им постановления, были непоколебимы, и чтобы галаты не ждали от него ничего другого, но были убеждены, что он так проповедует. Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Можно привести и обратный, по отношению к предыдущему, пример, когда вначале Богом был дан завет об обрезании (Быт.17:9-14), а впоследствии он фактически был отменен. Как говорит апостол Павел: " Обрезание ничто и необрезание ничто, но все - в соблюдении заповедей Божиих " (1Кор.7:19); " ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью " (Гал.5:6); " ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь " (Гал.6:15). По данному вопросу святитель Иоанн Златоуст пишет: " И только тогда уже, когда приблизилось время исполнения обетований Божиих, когда надлежало родиться Исааку и роду его размножиться, а самому праотцу преставиться от этой жизни, только тогда он получил заповедь обрезания, и сам обрезывается уже в такой старости, чтобы сделанное праотцем послужило как бы законом и правилом для всех его потомков " (13:432); " тогда (то есть в Ветхом Завете) они (иудеи - а.к.) получили эту заповедь, чтобы не смешиваться с другими нечестивыми народами, а ныне, когда по благости Божией все (народы) приводятся к свету истины, какая польза в обрезании? Разве отсечение плоти способствует сколько-нибудь свободе души (то есть от страстей)? " (13:431). Приведем еще один пример об упразднении закона. " В Послании (имеется в виду Послание против иудействующих христиан апостола Варнавы - а.к.) говорится о том, что обрядовый Моисеев закон упразднен, его жертвы заменены Евхаристией, посты - делами милосердия; но будучи освобожденными от него, мы должны подвизаться в исполнении заповедей Божиих. (Далее следует цитата из второй главы указанного Послания - а.к.). " Господь объявил нам через всех пророков, что ни в жертвах, ни во всесожжениях, ни в приношениях Он не имеет нужды. Вот что Он некогда сказал: К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! (Ис.1:11-13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Печатью этого завета было обрезание. Оно имело для ветхозаветных верующих тоже значение, какое для новозаветных имеет крещение, образом которого служило обрезание. Чрез крещение мы усыновляемся Богу; равно чрез обрезание ветхозаветные верующие делались сынами Божиими, под каковым именем они нередко обозначаются в Писании. Сынове есте Господа Бога вашего ( Bmop. XIV, 2 ), говорит им Моисей, предостерегая их от подражания язычникам. Сын Мой первенец Исраиль ( Ucx. IV, 22 ), говорит Сам Господь Фараону. Господь не только сделал их Своими сынами (родил их), но и возвысил, т. е. вырастил, воспитал. Вся история Богоизбранного народа есть история его воспитания. Все возможные меры приняты Господом к тому, чтобы избранный Его народ сохранил верность завету с Ним, служил Ему единому и не увлекался язычеством. Господь ограждал сынов Своих от смешения с язычниками во времена патриархов странническою жизнью, в Египте – водворением их в отдельных от Египтян местах, по изведении их из Египта – дарованием им закона, который во всех отношениях обособлял их от язычников. Равно и во все последующее время Господь руководил ими чрез избранных Им мужей – вождей, судей, царей и пророков. Его отеческое попечение о них открывалось то в бедствиях, которыми Он наказывал их за неверность Ему и побуждал раскаяние, то в их благосостоянии, которым Он ущедрял их для привлечения их к Себе. Как много милостей к ним со стороны Господа! Но они не были оценены ими. Тии же отвергошася Мене, жалуется Господь, – отреклись от повиновения Господу, заплатили Ему за бесчисленные благодеяния отступлением от истинного Богопочтения и возмутительными пороками. Какая неблагодарность! Ее предвидел Моисей ( Bmop. XXXI, 29 ) и за проявление ее так обличал их: «Бог верен (в своих обетованиях), и нет неправды в Нем. Но они развратились пред Ним; они не дети Его по своим порокам, род строптивый. Сие ли вы воздаете Господу? Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя» ( Bmop. XXXII, 5–6 )? Увы. В обличительных словах, начинающихся этим восклицанием, слышится отчасти негодование, отчасти сожаление о народе, заслужившем столь сильное обличение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Прибегнем же с теплою молитвою к Богу и Его Матери, ко святым подвижникам, будем молить их о заступлении пред Господом, да отвратит от нас, грешных, справедливую наказующую десницу Свою, да ниспошлет нам еще время, дабы успели мы покаяться и спасти свои души. Спаситель и Господь наш Иисус Христос пребывает с нами безотлучно. Пусть же будет наступающий Новый год для каждого из нас временем, когда мы наконец услышим Его призыв: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ). Ему же слава во веки веков. Аминь. Слово в день Обрезания Господня О добровольном Самоумалении Сына Божия и о Ветхом и Новом Заветах То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве, ему и похвала не от людей, но от Бога. Рим.2:29 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Любовь Божия к человеку – как понять, как постичь неизмеримые ее глубины и неимоверные ее высоты? Ради этой любви Сын Божий снизошел на землю и добровольно начал спускаться по своего рода лестнице уничижений. Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ). Господь пришел, чтобы служить людям. Ради этих слабых и неверных созданий Всемогущий заключился в немощное тело, подверженное боли и страданиям. Чтобы пробудить совесть в неблагодарном роде человеческом, Всевышний терпел поругание и оплевание, побои и бичевания. Чтобы даровать нам жизнь, Спаситель обрек Себя позорной смерти, назначавшейся худшим злодеям. Наконец, и в смрадный ад спустился Искупитель, дабы вырвать праведников и каявшихся грешников из когтей диавола. Такова жертвенная любовь Божия, невместимая человеческим разумом. Первым шагом величайшего Самопожертвования Господня явилось земное Его Рождество, вторым – Его обрезание. «В обрезании Господь явил большее смирение, нежели в Рождестве Своем; в Рождестве Он принял образ человека, а в обрезании – образ грешника», – говорит святитель Димитрий Ростовский. Обрезание, «язва, за грех уставленная», – это было напоминание людям о грехопадении, знак необходимости преодоления древней скверны страстей через непорочное хождение пред Богом ( Быт.17:1 ). Но даже избранный народ оказался не способен на такое преодоление, и вот – «язву за грех» принял на Себя Единый Безгрешный, Всенепорочный Сын Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Содержание Глава I Галаты были слушателями Павла не для того, чтобы наблюдать исполнение закона, упраздненного страстью Креста, - но для того, чтобы веровать в Самую Троицу и проповедывать новое Евангелие. Но вот пришли некие из самих Евреев, кои желали не того, чтобы отвратить их от возвещенного им Павлом Евангелия, но чтобы присоединить к нему и исполнение ими Ветхого Завета и их, благодатью освобожденных, снова подчинить игу рабства. И поелику они хвалились именем Симона (Петра), который имел преимущество среди Апостолов обрезания, то Павел начинает писать против них, говоря так: 1-6. Павел Апостол не от людей, разумей не от Симона и не чрез Симона, но чрез Иисуса Христа, открывшегося мне на пути в Дамаск (Деян.9:1 сл.), и чрез Бога Отца, воскресившаго Его из мертвых, - дабы объявить о воскресении Своем всем еретикам, отрицавшим Его воскресение. Церквам Галатии, - как те, что были поколеблены (в вере), так и те, кои были тверды, т.е. из Евреев (?). Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, призвавшего вас к всыновлению, - и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Давшаго Себя за грехи наши, чтобы изъять нас из настоящаго века лукаваго, то есть от зол, совершающихся в сем веке, - по воле Бога Отца нашего, чтобы открыть о явленной в мире благодати Отца и Сына. 6-15. Удивляюсь, что вы так скоро переходите, не от меня, но от Призвавшаго вас чрез меня к благодати Своей, чтобы отойти к другому Евангелию. И хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако - это не есть что-либо иное, так как окончен срок закона, в коем возвещалась. Не есть иное, или иной Христос, или иная истина. Но люди по своему произволу хотят совратить вас от Евангелия Христова. Если вы увидите у них чудеса, или пленитесь их заверениями о себе самих, что они суть ученики Симона, - если бы я сам даже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел, который, конечно, не может низойти, но если бы нисшел для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что я предал вам: анафема да будет. Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь, если бы я угождал священникам, кои меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугою, каковым теперь видите меня. Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от людей я принял, как новые учители ваши, то есть ревностные ваши соблазнители; но бывшее мне откровение обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию, разрушая и опустошая, - или как преуспевал я в иудействе более многих сверстников моих в делах закона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

Ст. 9. Само писание, как бы, намекает на это, говоря, что Господь тогда только снял с народа Своего посрамление египетское, когда повелел вторично восстановить в нем обрезание, и, когда сему таинственному обряду, с крепкой верою и надеждою на всесильную помощь Иеговы, подвергнулись опять все евреи, вступив на священную почву земли обетованной. Почему и называется то место – Галгал , т. е. свержение, или отсечение, даже до этого дня , т. е., до последних дней жизни Иисуса Навина. Примечание. Важным дополнением к вышеизложенному толкованию может быть следующее рассуждение блаженного Феодорита . По мнению этого отца, прекращение обрезания, с одной стороны, было безопасно для евреев в пустыпе Аравийской; ибо, живя особо и свободные от смешения с народами иноплеменными, не имели они нужды в сем знамении; а с другой стороны – временное прекращение обрезания в народе еврейском должно было иметь, по намерению Божию, прообразовательный смысл. Ибо «обрезанные (исшедшие из Египта) подверглись различным наказаниям и истреблены, а необрезанные – спаслись; отцы погибли, а дети приняли обетование. Так и мы, будучи чадами, приемлем небесное царствие, а Иудеи, которые нам вместо отцов, лишились вечных благ, и отринуты от сродства с патриархами. Посему, надлежало им дознать из этого, что обрезание не всегда необходимое дело» 76 . Ст. 10. …И стояли сыны Израилевы станом в Галгале, и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца, вечером, на равнинах Иерихонских… Это была лишь третья пасха, которую привелось Евреям совершить по выходе из Египта: посему-то писание и упоминает о ней, как о событии достопримечательном. Первую пасху они совершили в самый день освобождения от рабства Египетского, и, непосредственно, по изречении божественного закона о пасхе. Вторая пасха была при Синае, по создании скинии свидения 77 . Затем, во все время странствования, пасха не совершалась, и даже не могла быть совершаема, ибо евреи не были обрезаны. Посему-то, между прочим, когда евреи вступили на священную почву земли Обетованной, и когда наступило время пасхи, – Господь повелевает предварительно совершить над евреями обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Христианское крещение означает полное очищение. Христианское крещение – это врата, через которые люди вступают в Церковь Христову. И вступают не дважды, не трижды, но единожды. Вот почему едино крещение . В Священном Писании это особо подчеркнуто словами: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Крещением стирается с образа Божьего в нас та самая позорная нечистота, которой праотец рода нашего замарал себя и оставил потомству в наследство. Ту демонскую печать в душе нашей, черную и мерзкую как сам ад, можно смыть только истинным крещением. Поэтому крещение означает смерть ветхого, грешного человека в нас и рождение нового, безгрешного. И это засвидетельствовано в Священном Писании Божием: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 6:3–4 ). Господь не умирал дважды, чтобы и мы крестились дважды в смерть Его. Потому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: исповедую едино крещение . Прообразом христианского крещения служило и обрезание иудеев. Ножом отсекался кусочек плоти – это прообраз. Крещением отсекается с души греховный нарост – это реальность. Как обрезание совершалось один раз и навсегда, так и крещение совершается однажды и навсегда. Обрезание совершалось и взрослым, и детям, так и крещение совершается и над взрослыми, и над детьми. Так в Церкви Христовой происходит с апостольских времен (см. Деян. 16:15, 33 ). Так что не слушайте тех, кто говорит вам, что не нужно детей крестить. Спросите их, кто ответит за души детей, если умрут они некрещеными при крещеных родителях?   …Во оставление грехов – вот цель крещения. Крещение Иоанна было не ради очищения грехов, но только ради покаяния. Об этом и сам Иоанн свидетельствовал, говоря: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ). Но Тот, Который сильнее Иоанна Крестителя, Который сильнее целого света, показал на личном примере образ истинного и полного крещения. Он крестился водой и Духом Святым. Безгрешный погрузился в воды Иордана, и в тот миг сошел на Него Дух Божий в виде голубя. Значит, был там Иоанн, который крестил, была вода, которая омывает тело, был Дух Божий Святый, Который омывает душу. Вот истинное полное крещение, едино крещение , не повторяющееся над одним и тем же человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010