Господь говорит о необходимости духовного (а не формального) подхода к слову Божию и Закону Моисееву: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» ( Ин. 7: 28 ). Он сравнивает ветхозаветный закон о субботе и постановление об обрезании с чудом, совершенным Им в субботу: обрезание было дано до Закона, хотя иудеи по инерции приписывали и этот Закон Моисею: «Моисей дал вам обрезание – хотя оно не от Моисея, но от отцов» ( Ин. 7: 19 ); иудеи, если восьмой день приходится на субботу, совершают обрезание и в субботу – это указание на то, что они чувствуют разницу: в обрезании весь человек посвящается Богу, а суббота – лишь частный момент этого посвящения; Господь не сделал в определенном смысле ничего нового, исцелив и тело, и душу человека в субботу, то есть вернув человека Богу в посвященный Богу день – подобно тому, что регулярно делают сами иудеи: «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» ( Ин. 7: 23 ) 304 . Наблюдая реакцию слушающих эти слова Христа, замечаем уже знакомые из предыдущих встреч Господа с иудеями черты: 1) Иудеи пытаются осудить Христа за то, в чем виноваты сами, – нарушение Закона; 2) Они обвиняют Христа в тщеславии ( Ин. 8: 53–54 ), на что Господь отвечает словом о Пославшем и прославляющем Его Отце: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» ( Ин. 7: 8 ), «Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» ( Ин. 8: 54 ). «Косвенно еще и прикровенно обличает иудеев в подверженности тому самому, в чем невежественно обвиняют Его, то есть в обычном похищении себе самим славы, принадлежащей не им, а Владыке всего Богу. Как это, разъясню. Уклонившись от постановлений закона, каждый из них устремился к собственному произволу, “уча, – как написано, – учениям заповедям человеческим” ( Мф. 15: 9 ). Здесь также благородно Христос изобличает их (учителей) в нарушении закона и в преступлении против самого Законодателя, так как они убеждали народ не тому, чтобы он жил согласно Его установлениям, но чтобы он более следовал их учениям. Итак, хотя еще и неопределенно и вообще говорит Христос: От Себя говорящий славы собственной ищет, обличает, однако ж недуг безумия фарисеев в том, что они, предпочитая говорить свое, воруют славу Законодателя, и переносят на себя подобающее Богу, и даже, наконец, ради этого решаются уже и убить Его. Вот поэтому-то особенно Он и обличает их в преступлении Закона, благопромыслительно взяв поводом для речи то, что Он тщательно соблюдает закон и чрез это чтит Бога и Отца» 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Десятословие же, как закон Господа, мы приемлем и исполняем с буквальной точностью: во-первых, потому что Бог повелел еще израильтянам исполнять Его десять слов, или заповедей без прибавления и убавления и притом во все дни жизни их на земле ( Втор.4:2, 10, 13 ); во-вторых, потому что Христос Сам исполнял закон Бога и учил, что ни одна йота или ни одна черта не прейдет из этого закона, так что хотящий войти в жизнь вечную прежде должен соблюсти десять заповедей» ( Мф.5:17–18, 19:17 ). Также и ап. Иоанн пишет: «ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюли заповеди Его. И заповеди Его не тяжки» ( 1Ин.5:3 ). К тому же исполнению закона Божьего зовет нас и ап. Иаков (2:8–12) 3 – На этом Петр прервал свою речь и вызывающе посмотрел на меня. – Таким образом, ты, Петр, теперь построил защиту субботы на различии уже двух законов: Божьего и Моисеева, – отвечал я. – Под Божьим законом ты разумеешь только десятословие и утверждаешь, что, кроме десяти слов, Бог ничего не говорил и не давал. Все остальное, что мы находим в Ветхом Писании, дал якобы Моисей от себя и притом тогда, когда израильтяне начали грешить против десятословия. И вот Божий закон ты принял, потому что так повелевает Писание Ветхого и Нового Завета, а Моисеев отринул, опять-таки на основании того же Писания. Разберем же сказанное тобою. Прежде всего, нигде в Писании мы не находим, чтобы Моисей давал израильтянам какой-либо закон от себя, как свой. Если где и говорится: «закон Моисеев», или «закон, который заповедал Моисей», то это не значит, что сам Моисей сочинил его, а – что этот закон дан Богом через Моисея. В доказательство того, что есть у Моисея свой закон, ты приводишь слова Христа: «если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев»... ( Ин.7:23 ). Но здесь за буквой Писания ты проглядел смысл его. Выше одним стихом Христос говорит: «Моисей дал вам обрезание»... Значит ли это, что Моисей от себя установил обрезание? Нет, ибо обрезание было дано задолго до Моисея, и Сам Христос сейчас же добавляет: «хотя оно не от Моисея, но от отцов»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

И Господь, показывая это, сказал без всякого исключения, просто: кто не родится, т. е. по пришествии Спасителя Христа, все, имеющие войти в царство небесное, должны возродиться» (Посл. в. п. 16). Имея основание в учении о всеобщности первородного греха и необходимости возрождения для всех, обычай крещения младенцев оправдывается и некоторыми частными указаниями Писания, в которых можно видеть откровение воли Божией о младенцах. Так, когда Бог благоволил заключить завет Свой с Авраамом и семенем его, то знамением этого завета и вступительным в него действием установил обрезание, повелев совершать его и над младенцами в осьмой день от рождения ( Быт.17:11–12 ), дабы и они были вводимы в завет с Богом. В Новом Завете дверью, вводящей человека в завет с Богом, служит нерукотворенное обрезание, – крещение, которое заступило место обрезания и прообразом которого было обрезание ветхозаветное ( Кол.2:11–12 ). И если обрезание совершалось над младенцами, то и крещение также должно совершать над ними. Евангельская история показывает, что И. Христос не почитал младенцев чуждыми Своего благодатного царства, не удалял их от него и Себя. Напротив, Он говорил о них, что таковых есть царствие Божие, – оставите детей приходити ко Мне и не браните им ( Лк.18:15–16 ). Что и младенцы способны принять и сохранять в себе благодать, на это также есть указания в Писании. Иоанн Креститель был исполнен Духа Святаго еще от чрева матери своея ( Лк.1:15, 41 ). Если благодать обитала в одном младенце, то может обитать и во всех. Указываются примеры освящения младенцев в матерней утробе и в Ветхом Завете ( Иер.1:5 ). Сам Господь И. Христос во время Своей земной жизни изливал благодать Свою на младенцев, ибо когда однажды принесли к Нему детей, то Он, объем их, возложь руце на них, благословляше их ( Мк.10:16 ), а видимое благословение Господа всегда сопровождалось излиянием благодати на благословляемый предмет ( Мф.14:19–20; 26, 26 ; Мк.8:7–8 ). В церкви крещение младенцев было употребительным от времен апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но, слава долготерпеливому Богу, еще есть для нас время на покаяние. Святые уже выбрали, а мы еще колеблемся. Святые уже дошли, а мы еще идем. Святые уже восстали совершенным восстанием, а мы еще падаем и встаем, встаем и снова падаем… Но, «имея вокруг себя такое облако свидетелей», «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Понедельник. О лукавстве Мф.6:1–34, 7:9–11 Апостол пишет в послании к Римлянам: «Бог верен, а всякий человек лжив». И пророк Давид свидетельствует: «нет праведного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны». И сегодня мы слышим, как приходится Апостолу говорить пред лицом этой всеобщей человеческой неверности. Сынам богоизбранного народа он доказывает, что они напрасно надеются на свое избранничество и на обрезание, как на внешний знак этого избранничества, если сердца их не принадлежат Богу. «Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве». Но тут же Апостол говорит, что все-таки и к избранничеству по плоти, и к обрезанию нельзя относиться пренебрежительно. «Итак, какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие». Конечно, обрезание потеряло в Новом Завете свое значение. Но дело в том, что лукавый человек вообще лишь до тех пор дорожит внешними знаками, пока они являются знаками избранничества и господства. Но как только начинает чувствовать, что они становятся знаками подчиненности и ответственности, тут же уходит в другую крайность: начинает утверждать, что внешнее – ничто, а важно только то, что «в душе». И – человек ускользает от положительной религии в чистый, безответственный идеализм. Наше лукавство бесконечно. И если даже прижат в угол, если ничего не можешь возразить против факта своей вины, то можно придумать и такой, поистине сатанинский «логический» ход: да, мы грешники; да, во всем видна наша неправда и Божия правда. Но если так, если «наша неправда открывает» и подчеркивает «правду Божию, то что скажем? Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев»? «Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? и не делать ли нам зло, чтобы вышло добро»? И – открывается бесконечный путь делания зла. Бог же заведомо объявляется несправедливым, если вздумает изъявлять гнев. Некоторые так и понимали христианство, и злословили христиан, будто они учат специально делать «зло, чтобы вышло добро».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Одно есть Слово, Сын Отца; и Дух Отца есть Дух Святой. Как иному будет учить Слово? И как в ином будет оглашать Святой Дух? Это невозможно, невозможно по слову блаженного Павла: «Никто не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и того, что в Боге, никто не знает, кроме Духа Божия » (1 Кор. 2:11). Что по поводу самовластного исцеления расслабленного, как я сказал раньше, Господь присоединил те Свои слова, ты сейчас слышал из речи Господа: « Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание — хотя оно не от Моисея, но от отцов, — и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным » ( едино дело сотворих, и еси дивитеся. Сего ради Моисей даде вам обрезание, не яко от Моисеа есть, но от отец: и в субботу обрезаете человека. Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Не судите на лица, но праведный суд судите ) (Ин. 7:21–24). Господь показывает из закона их беззаконие. Он говорит им: « Если в субботу принимает человек обрезание и в субботу обрезаете младенца, чтобы не упразднился закон восьми дней, то вы нарушаете законом закон, и на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу , без труда, но чудом? В субботу не должно работать, но во всем быть в праздности? Почему у вас, иудеи, в субботу жена рождает, бабка суетится, пеленками трясут, природа очищается и сосцы приготовляются для кормления? Жена рожает, и природа побеждает закон, и Бог не чудотворит? Скажи Мне: если в субботу обрезается человек, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным . Принимаю на Себя ваш вражеский суд, чтобы каким судом вы судите, вас судить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Помимо обличений общего характера Павел выдвигает против иудеев три конкретных обвинения: в краже, прелюбодействе и святотатстве. Все три имеют параллели в проповеди Иисуса. О книжниках Он говорил: «Сии, поядающие домы вдов... примут тягчайшее осуждение» ( Мк. 12:40 ). Фарисеев, саддукеев и книжников Он называл «родом лукавым и прелюбодейным» ( Мф. 12:39; 16:32 ), обвиняя фарисеев в том, что они, позволяя развод, подают повод прелюбодействовать ( Мф. 19:3–9 ; Мк. 10:2–12 ). Торгашей в храме Иисус обличал в том, что они превратили храм в вертеп разбойников ( Мф. 21:13 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ), а фарисеев – в том, что они клянутся золотом храма и жертвенником ( Мф. 23:16–22 ). Слова «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» являются аллюзией на Ис. 52:5 : «И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится». Обличения Павла в адрес иудеев созвучны и словам 49-го псалма, в которых Бог обращается к грешникам: Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои] ( Пс. 49:16–21 ). Знаком принадлежности к богоизбранному народу было обрезание. Однако Павел настаивает на том, что самого по себе обрезания недостаточно для того, чтобы угодить Богу. Более того, он считает плотское обрезание необязательным, тем самым по сути отрицая основной «догмат» иудаизма, его главный вероучительный базис. 84 Павел вводит понятие обрезания, «которое в сердце, по духу, а не по букве». Здесь уместно вспомнить ветхозаветное выражение «необрезанное сердце», указывающее на непослушных Богу иудеев ( Лев. 25:41 ; Иер. 9:26 ), и призывы обрезывать крайнюю плоть сердца, обращенные к народу израильскому ( Втор. 10:16; 30:6 ; Иер. 4:4 ). Можно также вспомнить предсмертную речь Стефана, где он называл иудеев «людьми с необрезанными сердцами и ушами» ( Деян. 7:51 ). Такие понятия, как духовное обрезание или обрезание сердца, в иудейской среде времен Павла были достаточно распространены, и ему не приходилось изобретать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Правда, и в Ветхом Завете от молящихся требовалось не только плотское обрезание и принесение жертв, но и внутреннее обрезание строптивого сердца и жизнь по закону Господню. Поэтому если человек по своей жизни и настроению был далек от Бога, то внешнее поклонение его теряло цену. «К чему Мне множество жертв ваших? (говорит Господь через пророка)... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня: новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть:беззаконие – празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, я закрываю от вас очи Мои: и когда вы умножаете моления ваши, Я не услышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды»... ( Ис.1:11–17 ; ср. 26:1–4; Псал.50:16–19 ). «Не тот Иудей, кто таков по наружности, говорит ап. Павел ( Рим. 2:25–29 ), и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (περιτομ καρδας ν πνεματι). И конечно, не ложно, но истинно поклонялись Богу: Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Арон, Давид и Соломон и все ветхозаветные праведники. Нельзя сказать, чтобы ветхозаветное богослужение отжило свой век, как такое, в котором форма взяла перевес над духом, и которое наконец уже не влияло на людей воспитывающим образом. Если многие иудеи и самаряне и полагали всю силу спасения во внешнем обрядовом богослужении, отчего именно самарянка и обратилась с вопросом к Спасителю; то и в это последнее время ветхозаветной истории были такие высокие личности, как Симеон богоприемец и Анна пророчица, Захарий и Елизавета, Иоаким и Анна, Иосиф обручник и даже такие великие люди, каких еще не было во всей ветхозаветной истории: Иоанн Предтеча и Мария Матерь Божия. А все эти великие праведники воспитались при храме. Следовательно, ветхозаветное богослужение отжило свой век не потому, что оно было чуждо «духа и истины», а по-другому. Во-первых, оно имело значение только для одного еврейского народа и было неразрывно связано с городом Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Скачать epub pdf Седмица 2-я по Пятидесятнице О лукавстве Понедельник Мф. 6:31–34:7:9–11 Рим. 2:28–3:9 Апостол пишет в послании к Римлянам: «Бог верен, а всякий человек лжив». И пророк Давид свидетельствует: «нет праведного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны» … И сегодня мы видим, как приходится Апостолу говорить пред лицом этой всеобщей человеческой неверности. Так, даже сынам богоизбранного народа он должен доказывать, что они напрасно будут надеяться на свое избранничество и на обрезание как на внешний знак этого избраничества, если сердца их не будут принадлежать Богу: «Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве…» – но тут же Апостол говорит о том, что все-таки и к избранничеству по плоти, и к обрезанию нельзя относиться пренебрежительно. «Итак, какое преимущество быть иудеем или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие». Конечно, обрезание потеряло в Новом Завете свое значение. Но дело в том, что лукавый человек вообще лишь до тех пор дорожит внешними знаками, пока они являются знаками избранничества и господства; но как только начинает чувствовать, что они становятся знаками подчиненности и ответственности, тут же уходит в другую крайность: начинает утверждать, что внешнее – ничто, а важно только то, что в душе. И – человек ускользает от положительной религии в чистый, безответственный идеализм. Наше лукавство бесконечно. И если даже прижат в угол, если ничего не можешь возразить против факта своей вины, то можно и придумать и такой, поистине сатанинской «логический» ход: да, мы грешники; да, во всем видна наша неправда и Божия правда. Но если так, если «наша неправда открывает» и подчеркивает «правду Божию, то что скажем? Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? … Ибо если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить грешника? и не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?» … И – открывается бесконечный путь делания зла. Бог же заведомо объявляется несправедливым, если вздумает изъявлять грев. Апостол говорит, что некоторые так и понимали христианство и злословили христиан, будто они учат специально делать «зло, чтобы вышло добро» …

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ст. 25–26. Вот приходят дни, говорит Господь и Я посещу всякого имеющего крайнюю плоть обрезанною, Египет и Иудею, и Едом и сыновей Аммонових, и Моава и всех стригущих волосы, живущих в пустыне, ибо все народы имеют крайнюю плоть, а весь дома Израилев не обрезан сердцем. Жители многих языческих стран и в особенности сопредельных с Иудеею и Палестиною, до сих пор частью обрезываются, и особенно Египтяне, Идумеяне, Аммонитяне, и Моавитяне и весь народ Сарацинский, живущий в пустыне и о котором говорится: всех стригущих волосы, живущих в пустыне. Итак, Иуда, живущий среди указанных народов не должен хвалиться тем, что он не имеет крайней плоти, а по закону Божию обрезан, когда это делают и другие, которые не исполняют заповедей закона и не знают Бога Израилева. Обрезание, данное в знамение, не приносит пользы, если не исполняются заповеди Господа, как и волосы, которые обозначают народ, а не крепость телесную и не храбрость ратников. Дальнейшие же слова: все народы, имеют крайнюю плоть, а весь дом Израилев не обрезан сердцем, имеют такой смысл: тогда как, кроме Египтян, Идумеян, Аммонитян и Моавитян и живущих в пустыне Измаильтян, кои большею частью обрезаны, все другие народы во всем мире не обрезаны плотью, – весь дом Израилев не обрезан сердцем, хотя и не плотью, каковое необрезание ведет к смерти; ибо то необрезание плоти, а это необрезание духа. Глава X. Ст. 1–2. Слушайте слово, которое Господь сказал вам, дом Израилев. Так говорит Господь: путям язычников не учитесь и не страшитесь знамений небесных, которых страшатся язычники; ибо законы народов суетны. Собственно говорит против тех, кои почитают светила небесные и думают, что этими светилами, которые поставлены знамениями лет, времен года, месяцев и дней, управляется род человеческий, и что явления земные определяются причинами явлений небесных. Словами же: законы, или законное, народов суетны показывает, что всякая человеческая мудрость суетна и не имеет в себе ничего полезного. Ст. 3–5. Ибо вырубил дерево в лесу, дело рук топорного мастера, серебром и золотом украсил его, гвоздями и молотками сколотил, чтобы не распадалось (или не двигалось).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Стих 2: Вот я, Павел, говорю вам, что если вы подвергаетесь обрезанию, то Христос нисколько вам не полезен ( Гал.5:2 ). – В Евангелии Спаситель говорит ученикам: Кто вас слушает, Меня слушает; кто вас принимает, Меня принимает ( Лк.10:16 ); и Апостол свидетельствует, говоря: А живу уже не я, но живёт во мне Христос ( Гал.2:20 ), и в другом месте: Или вы хотите испытать Того, Который говорит во мне [т. е.] Христа? ( 2Кор.13:3 ). Этим вполне ясно показывается то, что он говорит ныне: Вот я, Павел, говорю вам, т. е., что слова его должно принимать не как слова Павла, а как Господни. Ибо так как он и в первом послании к Коринфянам предуказал: А тем, которые вышли замуж, возвещаю не я, но Господь ( 1Кор.7:10 ), и непосредственно вслед за тем прибавил: Прочим же заповедаю я ( 1Кор.7:12 ), чтобы не показалась незначительною обязательность его слова, он говорит: Думаю, что и я имею Духа Божия, так что когда в нём говорит и Дух, и Христос, то не подвергается презрению тот, который по примеру пророков говорит: Сие говорит Господь всемогущий. Но ещё большим будет казаться то, что сказано: Вот я, Павел, говорю вам: так как вы принимаете обрезание, то Христос нисколько вам не полезен; если это слово будет связано с началом, в котором он говорит: Павел, Апостол не от человеков, ни чрез человека, но чрез Иисуса Христа и т. д., чтобы слушающие были побуждаемы не столько великим значением посланного сколько [властью] Пославшего. Но кто-нибудь может сказать: „Этому месту противоречит то, что пишется к Римлянам: Обрезание действительно полезно, если ты соблюдаешь Закон ( Рим.2:25 ) и ниже: Итак что есть большее в распоряжении Иудея, и какая польза обрезания? Во всяком случае многая. Во-первых, именно в том, что им были вверены словеса Божии ( Рим.3:1–2 ). В самом деле, если тем, которые были обрезаны, Христос нисколько не полезен, то каким образом людям, соблюдающим Закон, обрезание приносит пользу? Это [недоумение] разрешается следующим ответом. Достаточно (ut) сказать, что послание, обращённое к Римлянам, было предназначено для тех, которые уверовали [во Христа] из Иудеев и язычников, и это вынуждало Апостола Павла не оскорблять ни того, ни другого народа, – именно: так как и тот, и другой народ имеет своё преимущество, чтобы ни язычников не подвергать обрезанию, ни Иудеев не склонять к [удержанию] крайней плоти; а обращаясь с посланием к Галатам, Апостол употребляет другое доказательство, ибо они не были из числа обрезанных, но из уверовавших язычников, а обрезание для них не могло быть полезно, когда они (qui) после благодати Евангелия снова возвращались к начаткам Закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010