В пылу противостояния, отрицая вообще любую инструментальную музыку, христианские иерархи волей-неволей вступали в противоречие с боговдохновенным Ветхим Заветом, с тем признанным утверждением, что вся история человечества, изложенная в Библии, является непрестанным и неукоснительным исполнением предсказания Святого Духа. Ведь в той Священной Истории было отведено место и музыкальным инструментам и инструментальной музыке. Разве Давид не играл на кинноре, чтобы излечить Саула ( 1Цар.16:23 )? Разве Давид и все сыны Израилевы не «играли пред Господом на всяких музыкальных инструментах», когда переносили ковчег завета ( 2Цар.6:5 )? Разве ковчег завета не устанавливался в храме «при звуке шофара, труб и кимвалов», когда играли «на наблах и киннорах» (1 Паралипоменон 15:28)? Разве «под руководством отца своего» не пели дети Емана «в доме Господнем с кимвалами, наблами и киннорами» (1 Паралипоменон 25:6)? Разве во время богослужения не стояли в храме «левиты с музыкальными инструментами Господа, которые сделал царь Давид для прославления Господа...», и разве священники не трубили тогда в трубы (2 Паралипоменон 7:6)? А разве при воцарении царя Иоаса во всенародном веселии не участвовали трубачи и «певцы с музыкальными инструментами» (2 Паралипоменон 23:13)? Разве при обновлении храма после бесчинств Ахаза не было «пения Господу, при звуке труб и инструментов Давида... » (2 Паралипоменон 29:27)? А как быть с призывами знаменитых псалмов, отражающих жизнь библейских времен и вошедших в плоть и кровь христиан: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и кифаре. Хвалите Его с тимпаном и хором, хвалите Его на струнах и инструментах. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных» ( Пс.150:3–5 ; см. также Пс.149:3 ); «Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе» ( Пс.143:9 ); «Славьте Господа на кифаре, пойте Ему на десятиструнной псалтири» ( Пс.32:2 ); «...и на кифаре буду славить Тебя, Боже, Боже мой!» ( Пс.42:4 )? Всего этого невозможно было не учитывать, ибо тогда игнорировалась бы Священная История. Но в то же время нельзя было ослаблять борьбу с низкопробной инструментальной музыкой, распространившейся повсюду. Возникла сложная ситуация: с одной стороны, важность инструментальной музыки в религии и древней жизни богоизбранного народа, а с другой – стремление во что бы то ни стало изгнать ее из обихода христиан. В этой сложной ситуации стали появляться отдельные толкования «инструментальных отрывков» Библии, призванные хоть как-то согласовать тогдашнюю непримиримую позицию по отношению к инструментальной музыке и ветхозаветные свидетельства. Насколько они были удачны и основательны, пусть судит сам читатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим . Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена. Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов ( Исх. 23:16 ). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа. Какое слово использовалось в наименовании Господа Его современниками? иеромонах Иов (Гумеров) В греческом тексте в этих местах святого Евангелия стоит Кюриос. Так как во времена Спасителя разговорным языком был арамейский, то искавшие исцелений в обращении к Иисусу Христу, по-видимому, произносили Марэ (Господь). Как, когда и кем была крещена Богородица? иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, по-видимому, на основе предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, говорит: Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. P. G. 87/3, col. 3372; цит. по кн.: Святитель Софроний. Проповеди. Перевод и комментарии архимандрита Амвросия (Погодина) . Б.г., б.м., с.153). Почему Римская империя преследовала христиан? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим.3:12–13 ). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Во II веке она будет продолжена, в частности, в «Пастыре» Ерма : «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир... Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят Его имя. Он сам служит для них основанием, и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить Его имя». Имя Иисуса играет центральную роль в Апокалипсисе – книге, которой завершается Новый Завет. Книга открывается обращением от лица Сына Человеческого к Ангелам семи асийских церквей, причем три из церквей получают похвалу за верность имени Его. Так, Ангелу Ефесской церкви Сын Человеческий говорит: «Ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал» ( Откр. 2:3 ); Ангелу Пергамской церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей» ( Откр. 2:13 ); Ангелу Филадельфийской церкви: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего» ( Откр. 3:8 ). Апокалипсис завершается грандиозной картиной «нового неба и новой земли» – эсхатологического Царства Агнца Божия. В центре всего – Агнец, у Которого есть таинственное имя, не известное никому, кроме Его Самого, но есть также и другие имена: «Слово Божие», «Царь царствующих», «Господь господствующих». Вокруг Агнца – рабы Его, у которых на челах написано имя Его: они воспевают имя Его. Атрибуты ветхозаветного культа присутствуют в этом описании, но в обновленном и преображенном виде: вместо ветхого Иерусалима – новый Иерусалим, сходящий с неба и наполненный славой Божией; вместо ветхозаветной скинии – новая скиния Бога со Своим народом; вместо ветхозаветного храма имени Божию – Сам Бог и Агнец; вместо ковчега завета – престол Бога и Агнца. Имена двенадцати колен Израилевых, написанные на воротах нового Иерусалима, символизируют ветхозаветный богоизбранный народ; имена двенадцати Апостолов Агнца – новозаветное искупленное Христом человечество, записанное в книге жизни у Агнца ( Откр. 21:1–4, 10–14, 22–23, 27; 22:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во многих греческих монастырях и даже городских храмах после агрипнии или, как ее называют у нас – полунощницы с пением канона Великой Субботы, в полной темноте, епископ или архимандрит, облаченный в праздничные одеяния, становится в царских вратах, держа в руках свечу, зажженную от неугасимой лампады, находящейся за престолом, и поет стихиру: «Приидите, приимите свет от невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго из мертвых». Вход в Кувуклию над пещерой Гроба Господня Дивный напев этого чудного песнопения, исполняемого клириками, проникает в сердца многочисленных богомольцев и переполняет их небесной радостью. Все молящиеся спешат зажечь свои свечи от святого огня неугасимой лампады и принять с этим священным огнем участие во встрече воскресшего Христа. После этого епископ или архимандрит в торжественной процессии, но без хоругви и крестов, держа в руках лишь Евангелие и икону Воскресения, выходит в притвор храма и здесь, при закрытых дверях, после прочтения воскресного Евангелия начинает пасхальную утреню. 321 Воскресение Спасителя есть обновление человеческого естества, оживление, восстановление и возвращение к бессмертной жизни. Когда под влиянием света воскресшего Христа отваливается греховный камень, лежащий на сердце человека, страсти отступают от него, как пораженные воины, и Господь дает душе силу дерзать, побеждать мир, очищать свое сердце. Удивительное происходит тогда в человеке: чем больше он очищает свое сердце, тем больше исполняется светом Воскресения. Чем больше наполняется он этим светом, тем больше очищается. И здесь, на земле, видит человек воскресшего Господа и ясно слышит Его слова: «Радуйтесь»! 322 Едва изумленные апостолы Петр и Иоанн удалились, как Мария Магдалина в скорби снова пришла к пустой гробнице. «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит (θεωρε) двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела (θεωρε) Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! что значит. Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела (ρακα) Господа и что Он это сказал ей» ( Ин. 20:11–18 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Все эти «наставники» европейской молодежи в действительности проповедуют сатанинское понимание слова «любовь», уродливо сводя это понятие к самым низким проявлениям извращенной и падшей человеческой природы; они же ратуют за эвтаназию, аборты и ювенальную юстицию. Их программа «воспитания лидеров» – школа эгоизма и хамства, когда молодое поколение противопоставляют «старшему», когда буквально сталкивают детей с родителями, а родителей – с детьми. Сказано: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» ( 2Тим.3:1–5 ); и еще: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» ( Мф.10:21 ). Какие страшные слова: «и восстанут дети на родителей, и умертвят их», – но именно такие преступления в нашем секуляризированном обществе считают несерьезными и относят их к так называемым «бытовым преступлениям», не понимая того, что «бытовое», или «совершенное на бытовой почве преступление», – и есть самое страшное, ибо может произойти в каждой семье и каждом доме. Православный человек, даже если он сам и есть тот самый последний грешник, никогда не назовет разврат любовью, а грехи – духовными экспериментами и поисками форм религиозной открытости. Христианин не может и не должен заниматься апологией своих собственных грехов, ибо необходимо всегда не соглашаться с собственными грехами, противостоять им и ненавидеть их. Особенно настораживает во всех новомодных сектантских и модернистских течениях, как разнуздано ведут себя там представительницы слабого пола. А ведь там, где женщины впадают в блуд, там общество теряет будущее и обрекается на вымирание. Женщины в общинах обновленцев не носят платки, красятся и позволяют себе во время молитвы стоять в непозволительной близости от мужчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вспомним, что „сердца сокрушенного и смиренного не презрит Господь“ ( Пс. 50:19 ), а Сам Спаситель наш сказал „приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим“. ( Мф. 11:28–29 ). 9 . Вот приходит день Господень лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. 10 . Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. 11 . Я накажу мир за зло и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; Хотя эти стихи произносятся в пророчестве на Вавилон, но они очевидно имеют более далекое и обширное значение и говорят о великом последнем дне Господнем, когда не только Вавилон и Иерусалим, – но и все грады и веси земли с их обитателями исчезнут с обреченной к обновлению земли и явятся на суд Господа, после чего праведники увидят „новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали“ 684 . Об этом говорит и Господь наш Иисус Христос ( Мф. 24 ), предрекая во первых уничтожение Иерусалима и ветхозаветного храма, а потом указывая вдали и на последний судный великий день Господень, когда „солнце померкнет и луна не даст света своего“. Как при уничтожении городов, прообразующее день судный событие, есть прежде всего уничтожение зла, гнездящагося в городе; так в великом последнем событии, Дне Господнем полное уничтожение зла и неправды будет началом новой жизни. Предшествующие дню судному прообразовательные бедствия и наказания должны напоминать людям, что „грядет великий день Господень, как разрушительная сила от Всемогущего“ 685 . Мы присовокупим здесь заметку о слове светила в 10 стихе этого пророчества, потому что в самом названии светил в Еврейском, Греческом и Славянском текстах есть указание на гордыню. В Евр. тексте употреблено слово Кесиль, что значит самоуверенный. В греческом тексте LXX и Лейпцигского издания 1730 Рейнека, а также в Славянском переводе стоит имя Орион 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Встретив этого человека, Он спросил его: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» – «А кто он, Господи, отвечал тот, чтобы мне веровать в Него?» – «И видел ты Его, и Он говорит с тобою.» – «Верую, Господи!» ответил он и поклонился Ему. И таким образом слепорожденный увидел не толь­ко свет вещественный, но и свет духовный, прозрев к вере в обетованного Мессию. XXI. В Галилее и на пути в Иерусалим заиорданскою страною. Притчи и чудеса После праздника Кущей оставался промежуток в два месяца до другого торжественного иудейского праздника, именно Обновления храма, и Христос воспользовался этим промежуточным временем, чтобы еще раз побывать в родной Галилее и там среди родной природы и малого собрания верующих отдох­нуть душей от пережитых треволнений. И пребывание Его там ознаменовалось целым рядом новых поразительных притчей и чудес. В притчах нельзя не заметить отголоска пережитых испытаний, так как в них по преимуществу изобличается излишняя привязанность к благам мира сего до забвения Бога и души и вместе с тем явно укоряется тот дух мертвого фарисейства, который ослеплял вождей иудейского народа до того, что они не в силах были понять, какого величайшего блага лишали они самих себя, отвергая в лице Христа обетованного Мессию. Поводом к изобличению излишней привязанности к благам мира сего послужил один случай, когда во время проповеди Христа один из Его слушателей вдруг прервал Его речь и обратился к Нему с просьбою помочь ему в выгодном для не­го разделе имущества с несговорчивым братом. Такая неуместная просьба ясно показывала, до какой степени этот человек был жалким рабом мира сего, и чтобы показать ненадежность и суетность благ этого мира, Спаситель, отказавшись, конечно, от участия в уложении дела по вопросу о разделе наследства, сказал притчу о богаче, который, получив чрезвычайно большой урожай, не знал, что ему делать с этим богатством. Все, что он придумал, это расширить свои житницы, чтобы тогда в грубом самодовольстве «многие годы» наслаждаться этим богатством. Но он забыл, что самая жизнь человеческая находится вполне в руке Божией, и так как он думал обосновать свое счастье исключительно на богатстве, то и прогремел ему грозный приговор Божий: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает, заключил божественный Проповедник, со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

«Вы не должны строить, – раздается со стороны гордой науки, которая отрицает Иисуса Христа, во плоти пришедшего. – Христианство отжило свой век, вера в живого личного Бога и Его откровение погасла. Здание церковное, которое вы хотите поддерживать, настолько обветшало, что восстанавливать его – напрасный труд. Посмотрите, как глубоко дух новейшего образования проник во все слои общества». «Вы не должны строить, – говорят другие, которые все терпят, со всем мирятся, только не с христианством и религией вообще. – Ваше строительство не что иное, как ретроградство, задержка и тормоз неудержимо идущего вперед просвещения и мракобесие. Благо народа зависит не от религии, а от развития культуры и цивилизации, и идти к народу нужно не с религией, а с книгой в руках. Устраните себя от этого строительства и не мешайте нам вести парод к просвещению и культивировать нашу страну». «Вы не должны и не можете строить, – кричат снова другие. – Ваши Таинства не служат к обновлению жизни, у вас нет пророческого духа, как это было в Ветхом Завете, нет и чудес, какие были во времена апостолов». Что сказать на эти, как и на многие другие нападки со стороны врагов Церкви? То же самое повторяю еще раз, что сказал Неемия врагам своим, которые противодействовали восстановлению Иерусалимского храма. – Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить. Да, мы, пастыри, должны и будем, при помощи Божией, строить церковное здание; мы должны и будем продолжать свою проповедь – проповедь не от себя самих, не от своей мудрости, но проповедь от Христа и о Христе Распятом, Который для неверующих – соблазн и безумие, а для верующих – Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор.1:23–24 ). Мы веруем и не перестаем веровать и возвещать народу, что правда возвышает народ и грех для него – пагуба. Мы всегда умоляли и будем умолять своих слушателей: не ожесточите сердец ваших ( Евр.3:8 ), покайтесь ( Мф.4:17 ) и примиритесь с Богом ( 2Кор.5:20 ). Мы всегда говорили, говорим и будем впредь с настойчивостью повторять, что никогда не может человек войти в Царствие Божие, если...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Главной темой Книги Захарии – так же как и предшествующей Книги Аггея (см. выше) – является значение (нового) Храма для обновленного Иерусалима, в свою очередь, представляющего собой центр райского творения и обретающих покой народов: «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Яхве будет Царем над всею землею; в тот день будет Яхве един, и имя Его едино» ( Зах.14:8 слл.). Эта тема развивается в трех вариантах, отчетливо разграниченных посредством системы заглавий. Первая часть (главы 1–8) связывается, как и в Книге Аггея, воедино при помощи структурирующих заглавий (1:1; 1:7; 7:1: в датировках содержится ссылка на время правления персидского царя Дария I + формула передачи слов). Вторая (главы 9–11) и третья часть (главы 12–14) могут быть выделены в отдельные единицы текста благодаря заглавию «пророческое слово» в 9:1 и 12:1, с которого начинается также следующая Книга пророка Малахии (см. ниже) и, кроме того, отрывки в книгах пророков, посвященные теме (иноземных) народов (особо ср. Ис.13–23 ). Для обозначения трех частей 1–8, 9–11, 12–14 (каждая из которых имеет собственную историю создания) исследователи (по аналогии с Книгой Исаии) иногда используют обозначения Прото- (первый), Девтеро- (второй) и Трито- (третий) Захария. (1) Первая часть (главы 1–8) делится тремя заглавиями 1:1; 1:7; 7:1 на три неравных по длине отрезка 1:1–6; 1:7–6:15; 7:1–8:23. Два внешних отрезка связаны друг с другом посредством общей темы и ключевых слов. Они образуют рамку вокруг центрального отрывка, который, в свою очередь, построен концентрически (палиндромически). 1:1–6 Датировка: окт./нояб. 520г. Тема: «обратитесь ко мне, и Я обращусь к Пророчество + формула передачи слов вам» (1:3).Ключевые слова: отцы ваши, бывшие пророки, гнев Божий 1:7–6:15 Датировка: 15 февр. 519г. + Цикл видений формула передачи слов («ночные видения») 7:1–8:23 Датировка: 7 дек. 518г. + Тема: «так опять Я определил в эти дни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Господи Боже наш! страшное имя Твое призвано и почивает здесь! Да будет на месте сем благословение горницы, где Ты благоволил совершить с возлюбленными учениками Твоими тайную вечерю, благословение горницы, в которой ты на святых Твоих Апостолов излил Духа Святого! Буди благословенно отныне и до века имя Твое, – Отца, и Сына и Святого Духа! Аминь. Воззвание 9. К костромским гражданам о вспомоществовании к обновлению молитвенного дома и устроению храма Христолюбивые Граждане! Бог и Отец светов, от Негоже всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше нисходит ( Иак.1:17 ), для того дарует нам блага временные, дабы мы, пользуясь оными, согласно с Его святою волею, соделывались наследниками вечных благ на небеси, верою в Сына Его Господа нашего Иисуса Христа. Благодарение Ему Всемилосердому! Но чем ознаменуем пред Ним благодарность нашего сердца, если не теми же благами, которые от Него получаем? Он дает нам жизнь, дыхание и все ( Деян.17:25 ), и у нас нет ничего своего, кроме грехов; но и грехи наши взял на себя Агнец Божий ( Ин.1:29 ), даруя нам вместо их невинность и праведность Свою ( 2Кор.5:21 ). Благодарение Ему Всемилосердому, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Своею кровию! Но где сретить сего Благодетеля нашего, дабы засвидетельствовать пред Ним благодарность сердечную? Он всегда и везде с нами, но для телесных очей наших невидим. Он невидимо для нас является Своим избранным в брачном чертоге небесном; но сей чертог, украшенный великолепием Божественной славы Его, ни золота, ни серебра земного не требует и не приемлет; притом и дверь в оный чертог есть гроб, дверница – смерть, которая совлечет с нас все земное и тленное, и за нами ничего не последует в вечность, кроме деяний наших. Паки и паки благодарение Ему Всемилосердому! Благотворя, Он дарует нам и возможность и случай засвидетельствовать пред Ним благодарение. Сокровенно пребывал в членах таинственного тела Своего, которое есть Церковь , Он алчет и жаждет в лице Своих братий меньших, которые суть и наши братия, с которыми Он разделяет страдания, открывая в них силу Своих страданий спасительных, и страдания их со Своими соединяя, и всякую помощь любви и милосердия, им оказанную, Себе самому усвояя. Блажен человек, который узнает Иисуса Христа под сим покровом уничижения и бедности! Узнает его и Сын человеческий, когда приидет во славе своей с тысящами святых Ангелов Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010