– люди могут подниматься в невидимые высшие сферы и контролировать свою жизнь после смерти; – утверждается наличие «вечного знания», которое предшествует всем религиям и культурам и доминирует над ними; – люди следуют за просветленными учителями. 2.3.4. Что говорит Нью Эйдж... 2.З.4.1.... о человеческой личности? Нью Эйдж разделяет фундаментальную веру в возможность усовершенствования человека посредством широкого спектра разнообразных техник и видов терапии (в отличие от христианской точки зрения, предполагающей сотрудничество с Божественной благодатью). Учение Нью Эйдж о человеческой личности полностью согласуется с идеей Ницше о том, что христианство помешало полному проявлению истинной человечности. Совершенство в данной ситуации означает достижение своими силами собственной полноты, в соответствии со шкалой ценностей, которую мы сами для себя устанавливаем: таким образом, можно говорить о самости, создающей самое себя. С этой точки зрения, разница между людьми, как они есть сейчас, и людьми будущего, полностью реализовавшими свой потенциал, больше, чем между нынешними людьми и антропоидами. Полезно провести различие между эзотерикой, поиском знания, и магией, или оккультизмом: последняя является средством обретения власти. Некоторые группы являются одновременно и эзотерическими, и оккультными. В центре оккультизма находится жажда власти, основанная на мечте стать божеством. Предполагается, что техника расширения сознания должна открыть людям их божественную силу; используя эту силу, люди готовят путь Эре Просветления. Это возвеличивание человечества переворачивает с ног на голову истинное соотношение между Творцом и творением, и одна из крайних форм этого явления – сатанизм. Сатана становится символом бунта против традиций и правил, символом, который часто принимает агрессивные, эгоистические и насильственные формы. Некоторые евангелические группы выразили озабоченность присутствием и бессознательным воздействием того, что они назвали сатанинской символикой, во многих образцах рок-музыки, которая оказывает мощное влияние на молодых людей. Все это бесконечно далеко от послания мира и согласия, которое содержится в Новом Завете; часто это одно из последствий возвеличивания человека, если при этом отрицается трансцендентный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Путь к самоспасению содержит несколько подготовительных шагов (медитация, телесная гармония, высвобождение энергий самооздоровления). Это исходные пункты процессов спиритуализации, совершенствования и просветления, которые помогают людям в дальнейшем овладеть техникой самоконтроля и психической концентрации на «трансформации» индивидуального «Я» в «космическое сознание». Судьба человека есть серия последовательных реинкарнаций души в различные тела. Это понимается не как самсара, в смысле очищения как наказания, но как постепенное восхождение к совершенному, полному развитию собственного потенциала. Психология используется для объяснения расширения сознания как «мистического» опыта. Йога, дзен, трансцендентальная медитация и тантрические упражнения дают опыт самореализации, или просветления. Предполагается, что экстремальный, пиковый опыт (переживание собственного рождения, путешествия к вратам смерти, биологическая обратная связь, танцы и даже наркотики – все, что может вызвать измененное состояние сознания) ведет к единству и просветлению. Поскольку существует только одна Душа, некоторые люди могут выступать каналами для более высоких существ. Каждая часть этого единого вселенского существа связана со всеми другими частями. Классическим подходом в Нью Эйдж является трансперсональная психология, в качестве основных понятий которой используются Мировая Душа, Высшее Я, коллективное и личное бессознательное и индивидуальное «Я» (ego). Высшее Я – это наша истинная идентичность, мост между Богом, как божественной Душой, и человечеством. Духовный рост есть контакт с Высшим Я, который преодолевает все формы дуализма между субъектом и объектом, жизнью и смертью , душой (psyche) и телом (soma), «Я» и отдельными сторонами «Я». Наша ограниченная личность похожа на тень или сон, порожденный истинным «Я». Высшее Я включает в себя воспоминания о прошлых (пере-)воплощениях. 2.3.4.2....о Боге? Нью Эйдж явно отдает предпочтение восточным и дохристианским религиям, которые считает не затронутыми иудео-христианскими искажениями. Следствием этого является почитание древних земледельческих обрядов и культов плодородия. «Гея», Мать-Земля, представляется как альтернатива Богу Отцу, Чей образ связывается с патриархальной концепцией о главенстве мужчин над женщинами. О Боге здесь говорится, но речь не идет о Боге-личности; Бог, представленный в Нью Эйдж, не личностен и не трансцендентен. Это не Творец и не тот, кто поддерживает существование вселенной, это «безличная энергия», внутренне присущая миру, с которым она составляет «космическое единство»: «всё есть одно». Это единство носит монистический, пантеистический или, более точно, панентеистический характер. Бог есть «жизненный принцип», «дух или душа мира», сумма всего сознания, существующего в мире. В каком-то смысле, всё есть Бог . Присутствие Бога в наибольшей степени проявляется в духовных аспектах действительности, таким образом, всякий разум/дух в известном смысле – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Существует большое разнообразие подходов в пропаганде холистического здоровья, часть из них развились из древних культурных традиций, как религиозных, так и эзотерических, другие связаны с психологическими теориями, разработанными в Эсалене в 1960–1970 годы. Огромное количество практик и техник связано с Нью Эйдж, например: – акупунктура; – биологическая обратная связь; – хиропрактика; – кинезиология; – гомеопатия; – иридология; – различные виды массажа и «бодиворка», такие как оргономия, метод Фельденкрайза, рефлексология (рефлексотерапия), рольфинг, полярити (энергетический массаж), терапевтические прикосновения и т.п.; – медитация и визуализация; – нутритерапия; – психическое целительство; – различные виды траволечения; – лечение кристаллами (кристаллотерапия), металлами (металлотерапия), музыкой (музыкотерапия), цветным светом (кромотерапия); – реинкарнационная терапия; – программы 12 шагов и группы самопомощи 25 . Утверждается, что источник исцеления находится в нас самих, что это то, чего мы достигаем, когда соприкасаемся с нашей внутренней энергией или с космической энергией. Поскольку здоровье подразумевает продление жизни, Нью Эйдж предлагает восточную формулу в западных терминах. Первоначально реинкарнация была частью индуистской циклической идеи, основанной на концепции атмана, или божественного ядра личности (позднее – на концепции дживы), которое переходит из одного тела в другое в цикле страдания (самсара), обусловленного законом кармы, связанной с поведением в течение предыдущих жизней. Надежда заключалась в возможности родиться в «лучших» условиях или в освобождении, наконец, от необходимости быть рожденным вновь. Отличие большинства буддийских традиций заключается в том, что перемещения из тела в тело происходят не с душой, а с континуумом сознания. Нынешняя жизнь включена в потенциально бесконечный космический процесс, в который вовлечены даже боги. На Западе, со времен Г.Э. Лессинга, реинкарнация представляется гораздо более оптимистично – как процесс воспитания и все более полной реализации личности. Спиритизм, теософия, антропософия и Нью Эйдж рассматривают реинкарнацию как участие в эволюции космоса. Утверждается, что этот постхристианский подход к эсхатологии отвечает на трудные вопросы теодицеи и обходится без понятия ада. Считается, что когда душа отделяется от тела, индивидуум может взглянуть на всю свою жизнь вплоть до этого момента, а соединение души с новым телом сопровождается «предварительным просмотром» наступающего цикла жизни. Люди могут возвращаться в свои предыдущие жизни в сновидениях и посредством медитативных техник 26 . 2.2.4. Целостность: магическое путешествие в мир тайн

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Божественная энергия», сознательно принимаемая людьми, часто описывается как «Христова энергия». Говорится также о Христе, но имеется в виду не Иисус из Назарета. «Христом» именуется некто, достигший такого состояния сознания, в котором он или она ощутил или ощутила себя божеством и таким образом может провозгласить себя «вселенским Учителем». Утверждается, что Иисус из Назарета не был единственным Христом, а всего лишь одной из многих исторических личностей, в которых явилась природа «Христа», например, как в случае Будды и других. Каждая такая историческая реализация Христа ясно показывает, что все люди – небесные и божественные создания, и она ведет их к этой реализации. Самый сокровенный и личный («психический») уровень, на котором человеческие существа «слышат» эту «божественную космическую энергию», называется здесь также «Святым Духом». 2.3.4.3.... о мире? Переход от механистической модели классической физики к «холистической» модели современной атомной и субатомной физики, основывающейся на понимании вещества как волн или энергии, а не только как частиц, является основным положением для многих воззрений Нью Эйдж. Вселенная есть океан энергии, который представляет собой единое целое или сеть связей. Энергия, одушевляющая этот целостный организм – вселенную, – есть «дух». Нет никакой разницы между Богом и миром. Мир сам в себе божественен, он подвержен процессу эволюции, который идет от инертной материи к «высшему и совершенному сознанию». Мир не был сотворен, он вечен и самодостаточен, а его будущее основано на внутренней по природе позитивной динамике, которая ведет к примирению (божественного) единства всего существующего. Бог и мир, душа и тело, разум и чувства, Небо и земля суть одна бесконечная вибрация энергии. В книге Джеймса Лавлока, посвященной гипотезе Геи, можно найти утверждение о том, что «весь спектр живой материи на земле, от китов до вирусов и от дубов до водорослей, можно считать одним живым существом, способным управлять земной атмосферой так, чтобы она соответствовала его потребностям, и наделенным способностями и силами, намного превосходящими те, которые происходят из отдельных его частей» 38 . Некоторые видят в гипотезе Геи «странный синтез индивидуализма и коллективизма. Происходит так, как будто Нью Эйдж, оторвав людей от их фрагментарных представлений, спешит бросить их в огромный котел мировой души». Глобальный мозг нуждается в учреждениях, с помощью которых он мог бы управлять, другими словами, ему необходимо мировое господство. «Чтобы справиться с существующими проблемами, Нью Эйдж мечтает об аристократии духа в стиле платоновского Государства, управляемой тайными обществами...» 39 . Возможно, утверждать это как факт было бы преувеличением, но есть множество подтверждений того, что гностический элитизм и глобальное господство часто выступают вместе во многих вопросах международной политики.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

7.1. Краткое изложение некоторых идей Нью Эйдж Изложение взглядов Нью Эйдж Уильямом Блумом, 1992 г., цит. по: Paul Heelas, The New Age Movement. The Celebration of the Self and the Sacralization of Modernity, Oxford (Black-well) 1996, с 225: • Вся жизнь – всё существование – есть проявление Духа, Непознаваемого, того высшего сознания, которое известно под многими различными именами в различных культурах. • Цель и динамика всего существования – явить совершенным образом Любовь , Мудрость, Просветление... • Все религии суть выражения одной и той же внутренней реальности. • Вся жизнь, которую мы воспринимаем посредством пяти человеческих чувств или при помощи инструментов науки, есть лишь внешняя завеса, скрывающая невидимую внутреннюю причинную реальность. • Подобным образом, люди суть двойственные создания, обладающие: (1) внешней временной личностностью и (2) многомерным внутренним существом (душа или высшее Я). • Внешняя личность ограничена и стремится к любви. • Цель воплощения внутреннего существа – приведение вибраций внешнего выражения личности в резонанс с любовью. • Все души в своем воплощении свободны выбирать собственные духовные пути. • Наши духовные учителя – это те, чьи души освободились от необходимости воплощения и кто передает безусловную любовь, мудрость и просветление. Некоторые из них хорошо известны и были вдохновителями мировых религий. Другие неизвестны и действуют невидимым образом. • Вся жизнь, во всем многообразии ее форм и состояний, есть взаимосвязанная энергия, включающая наши дела, чувства и мысли. Следовательно, мы тоже сотрудничаем с Духом и с этими энергиями в созидании нашей реальности. • Хотя и захваченные динамикой космической любви, мы одновременно несем ответственность за состояние нашего «я», состояние того, что нас окружает, и всей нашей жизни. • В настоящее время эволюция нашей планеты и человечества достигла момента, когда мы претерпеваем фундаментальное изменение индивидуального и коллективного сознания. Именно поэтому мы и говорим о Новой эре (Нью Эйдж). Это новое сознание есть результат все более и более успешного воплощения того, что некоторые люди называют энергиями космической любви. Это новое сознание проявляется в инстинктивном понимании сакральности и взаимосвязанности всего существующего.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Но что при этом происходило с душами этих людей? Многие ученики покончили с собой, стали наркоманами, сошли с ума, потеряли семьи. Некоторые теряли рассудок прямо во время этих самых суфийских танцев. У нас, правда, все общество больное, находится в пограничном состоянии. Но на семинарах «Нью эйдж» это все обостряется. – Какую роль играют в методиках этого движения наркотики? – С помощью ЛСД там практикуется лечение от психических болезней, есть другие показания к употреблению наркотиков. Но главное – это поиск полунаркотических состояний, с помощью, например, глубокого холотропного дыхания. В результате гипервентиляции легких человек впадает особое состояние, у него начинаются галлюцинации, бесовские наваждения. Этого можно добиться и с помощью динамических медитаций. – Насколько связана с движением «Новый век» рок-музыка? – Музыка «Нью эйдж» – это не рок, она медитативная, расслабляющая. – Можно подробнее сказать о вашем пути через «Нью эйдж»? – Я прошел несколько семинаров, создал в Вологде холистическую общину «Род». Что меня подкупало, кроме самореализации, как психолога? Однажды я был участником международной встречи лидеров холистических центров, где очень много говорилось о том, что Россия – это особая страна, за которую ньюэйджеры всего мира испытывают гордость. Один француз сказал, заплакав, что, когда он пересек границу России, у него раскрылось духовное сердце. Что у нас здесь дух особый. Все это стимулировало мои националистические чувства. После этой встречи я написал огромную статью: «Я горжусь тем, что я русский». А на следующий год пригласил в Вологду лидеров «Нью эйдж»-общин, главным образом, из Восточной Европы и с постсоветского пространства. Это поощряло во мне тщеславие. Я был свидетелем многих интересных практик. Одна женщина, бельгийка Моника С., доказывала, что дельфины помогают исцеляться, с их помощью можно управлять снами. Было интересно. Но вот чего я никак не мог взять в толк. Формально все обстоит прекрасно, а на душе камень, который с каждым днем становится все тяжелее. Меня постигли скорби душевные, отчаяние. И я пытался понять – почему? Ведь все так хорошо шло. И вдруг открывается, что не все хорошо. Что раскрепощение сознания, которого я достиг, – это на самом деле вседозволенность и наглость. Что лучше Церкви мне никакие гуру не помогут.

http://azbyka.ru/way/beseda-s-odnim-iz-b...

Отвержение традиции, проявляющейся в патриархальной, иерархической, общественной форме или в церковной организации, предполагает поиск альтернативной формы общественного устройства, такой, которая была бы явным образом вдохновлена современным пониманием «я». Во многих произведениях Нью Эйдж утверждается, что нельзя ничего сделать (прямо) для изменения мира, но можно сделать все для изменения самого себя; изменение индивидуального сознания понимается как (косвенный) способ изменения мира. Наиболее важным инструментом социальных изменений является личный пример. Признание в мировом масштабе этих личных примеров будет постепенно вести к изменению коллективного разума, и это изменение станет главным достижением нашего времени. Эта концепция очевидным образом представляет собой часть холистической парадигмы и новую постановку классического философского вопроса о соотношении единого и множественного. Она также связана с юнговским объединением теории соответствия и его отрицанием причинности. Индивидуумы являются фрагментарными репрезентациями планетарной голограммы; обращая взор внутрь, человек не только познает мир, но и изменяет его. Но чем больше взгляд устремляется вовнутрь, тем меньше становится политическая арена. Согласуется ли это в действительности с риторикой демократического участия в новом планетарном устройстве, или это неосознаваемое и незаметное лишение людей контроля над собственной жизнью, что может сделать их безоружными перед манипулированием? Какое воздействие оказывает современная озабоченность планетарными проблемами (экология, истощение природных ресурсов, перенаселение, экономический разрыв между севером и югом, огромный ядерный арсенал и политическая нестабильность) – активизирует она или парализует участие в других, не менее насущных, политических и социальных проблемах? Старинная пословица «Милосердие начинается дома» может внести благотворное равновесие в подход к таким вопросам. Некоторые исследователи явления Нью Эйдж отмечают присущий ему грозный авторитаризм за фасадом кажущегося безразличия к политике. Дэвид Спенглер сам отмечает, что одним из теневых аспектов Нью Эйдж является «неуловимое соскальзывание в бессилие и безответственность во имя ожидания прихода Новой Эры, а не активное созидание полноты своей собственной жизни» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Позитивное мышление: убеждение в том, что люди могут менять физическую реальность или внешние обстоятельства путем изменения своего психического настроя, мысля позитивно и конструктивно. Иногда позитивное мышление рассматривается как осознание подсознательных верований, которые определяют нашу жизненную ситуацию. Практикующим позитивное мышление обещано здоровье, целостность, процветание и даже бессмертие. Расширение сознания: если космос рассматривается как непрерывная цепочка существования, все уровни жизни – минеральный, растительный, животный, человеческий, космический и божественный – взаимозависимы. Утверждается, что люди осознают свое место в этом холистическом видении глобальной реальности путем расширения собственного сознания далеко за пределы обычного. Нью Эйдж предлагает огромное количество разнообразных техник достижения более высокого уровня восприятия реальности, что позволяет преодолеть разделение между различными субъектами, а также между субъектом и объектом познания, и приводит к полному слиянию того, что на обычном, более низком уровне знания рассматривается как обособленные реальности. Ребефинг: в начале 1970-х Леонард Орр определил ребефинг как процесс, позволяющий человеку идентифицировать и изолировать те области своего сознания, которые содержат подавленные комплексы и являются источниками проблем в реальной жизни. Реинкарнация: в Нью Эйдж реинкарнация связана с понятием восходящей эволюции и обожением как окончательной целью. В противоположность индийским религиям и религиям, развившимся из них, Нью Эйдж рассматривает реинкарнацию как эволюцию души индивидуума в сторону более совершенного состояния. То, что участвует в процессе реаинкарнации, нематериально, или духовно; точнее, это сознание, искра энергии в человеке, которая есть часть космической, или «Христовой» энергии. Смерть есть не более чем переход души из одного тела в другое. Розенкрейцеры – западные оккультные группы, занимавшиеся алхимией, астрологией, теософией и каббалистическими толкованиями Писания. Братство розенкрейцеров внесло свой вклад в возрождение астрологии в XX в., а Древний и Мистический Орден Креста Розы (AMORC) связывает успешность со способностью материализовывать мысленные образы здоровья, богатства и счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Инициация: в религиозной этнологии – когнитивное и (иногда) экспериментальное погружение, во время которого человек принимается (один или в составе группы), посредством специальных ритуалов, в религиозную общину, тайное общество (например, масонство) или тайную ассоциацию (магическую, эзотерико-оккультную, гностическую, теософскую и т.п.). Карма: (от санскритского корня Kri=действие, деяние) одно из ключевых понятий индуизма, джайнизма и буддизма. Его значение не всегда было одним и тем же. В древний ведический период оно обозначало ритуальное действие, главным образом жертвоприношение, совершение которого открывало человеку доступ к счастью или блаженству в загробной жизни. С появлением джайнизма и буддизма (ок. VI в. до н.э.) карма потеряла свое «спасительное» значение: путем к освобождению стало познание атмана или «я». В учении о самсаре карма связывалась с непрерывным циклом человеческого рождения и смерти (индуизм) или перерождения (буддизм) 98 . В Нью Эйдж «закон кармы» часто понимается как моральный эквивалент космической эволюции. «Закон кармы» уже не воспринимается как связанный со злом и страданием, ибо последние рассматриваются как иллюзии, представляющие собой лишь элемент «космической игры»; «закон кармы» – это всеобщий закон причины и следствия, частное проявление стремления взаимосвязанного мироздания к нравственному равновесию 99 . Кристаллы: считается, что кристаллы вибрируют на значимых частотах и поэтому полезны для преобразования «я». Они используются в различных видах терапии и медитации, визуализации, «астральных путешествиях» или в качестве амулетов, приносящих удачу. Внешне они не выглядят обладающими какой-либо особой силой, а просто привлекательны. Мистицизм: мистицизм Нью Эйдж представляет собой погруженность внутрь себя, а не общение с Богом, который «совершенно другой». Мистицизм Нью Эйдж – это слияние со вселенной, окончательное уничтожение индивидуума в единстве с целым. Опыт «я» принимается за опыт божественности, таким образом, человек смотрит внутрь себя с целью обнаружить истинную мудрость, творческие способности и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Утверждение о том, что планирование семьи – это контроль деторождения, вполне очевидно. Домашнее же акушерство, во-первых, может производить впечатление как нечто противоположное планированию семьи, а во-вторых, охватывает на данный момент не больше 1% рожающих женщин. Однако эта цифра может в ближайшем будущем заметно вырасти, и способствует этому ряд факторов: взрывообразный характер распространения идеологии Нью Эйдж, всеобщая, направляемая сверху, экологизация молодого поколения (опять же в духе Нью Эйдж), директивы ВОЗ, предписывающие странам поощрять духовная неразборчивость как семейных пар, так и государственных чиновников и медработников и усилия домашних акушеров резко расширить свою практику и внедрить ее в государственные учреждения. «Зеленый свет» может им дать использование в качестве лозунга самых привлекательных для здоровых сил общества понятий: «повышение рождаемости», «семейные ценности» и «многодетность». Более того, в православных изданиях участились публикации, в которых не только рассматривают в основном медицинские аспекты домашних родов (что противоречит взглядам и принципам самих «духовных» акушерок – см.выше), но и приводят аргументы как «против», так и Далее, «духовные» акушеры чувствуют себя как дома и амбициозно высказывают свои взгляды, например, на Рождественских чтениях, куда они приходят отнюдь не для того, чтобы избавиться от своих заблуждений (свидетельство автора – Н. С. ). Все это, наряду с намеками «духовных» акушерок на свою православность, или журнала «Домашний ребенок» – на совместимость православия с движением Нью Эйдж, может дезориентировать значительное число семей. Когда православные женщины делятся своими положительными впечатлениями от родительских курсов и домашних родов, они не учитывают, что на занятиях «духовных» акушерок существуют разные уровни Акушерки и психологи, расспрашивающие о взглядах всех новичков, православных родителей «погружают» мало и создают им приятный для них, православный антураж, и такие родители потом рекламируют этих акушерок и курсы. Услышав такие отзывы, в родительские школы приходят нецерковные папы и мамы, и их, ничего не подозревающих, уже «погружают» в оккультизм по полной

http://azbyka.ru/zdorovie/dvizhenie-nyu-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010