Отрицается или признается существование греха? В Нью Эйдж нет понятия греха, есть понятие несовершенного знания; единственное, что необходимо – просветление, которого можно достичь посредством особых психофизических приемов. Тем, кто принимает участие в практиках Нью Эйдж, не говорят во что следует верить, что делать или чего не делать, но говорят: «Существуют тысячи способов исследовать внутреннюю реальность. Идите туда, куда ведет вас ваш разум и интуиция. Доверяйте себе» 78 . Авторитет перенесен из области Бога в «Я». В Нью Эйдж рассматривается, как наиболее серьезная проблема, изолированность от космоса, а не собственные неудачи или грех . Лекарством от этой изолированности является все более полное погружение в целостность бытия. Из некоторых текстов и практик Нью Эйдж становится очевидным, что одной жизни для этого недостаточно, следовательно, реинкарнация непременно должна существовать, чтобы позволить людям реализовать свой потенциал полностью. С христианской точки зрения, «только свет Божественного Откровения являет реальность греха, в частности греха, совершенного прародителями человечества. Вне того знания, которое Откровение дает нам о Боге, нельзя ясно узнать грех , и тогда появляется склонность объяснить его исключительно как дефект развития, как психологическую слабость, ошибку, неизбежное следствие несовершенного общественного порядка и т.п. Только зная Божий замысел о человеке, понимаешь, что грех есть злоупотребление свободой, которую дал Бог сотворенным людям, чтобы они могли любить Его и друг друга» 79 . Грех есть проступок против истины, разума, чистой совести; это недостаток настоящей любви к Богу и ближнему из-за порочной привязанности к определенным благам. Он ранит человеческую природу и повреждает человеческую солидарность.. 80 Грех есть оскорбление Господу... грех восстает против Божьей любви к нам и отвращает от нее наши сердца... Таким образом, грех есть «любовь к себе вплоть до презрения к Богу» 81 . Нас призывают отвергать страдания и смерть или принимать их?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Некоторые авторы Нью Эйдж видят в страдании нечто, что человек сам принимает на себя, как плохую карму или по меньшей мере как неспособность управлять собственными ресурсами. Другие делают акцент на методах достижения успеха и богатства (например, Дипак Чопра, Хосе Сильва и другие). В Нью Эйдж реинкарнация часто рассматривается как необходимый элемент духовного роста, как стадия последовательной духовной эволюции, которая началась до нашего рождения и продолжится после нашей смерти. В нашей нынешней жизни переживание смерти других людей провоцирует благотворный кризис. Ни учение о единстве с космосом, ни учение о реинкарнации несовместимы с христианством, так как человек есть отличное от других существо, которое проживает одну-единственную жизнь, за которую несет полную ответственность: в противном случае ставится под вопрос ответственность и свобода личности. Христиане знают, что «крестом Христа не только совершено искупление через страдание, но также и само человеческое страдание было искуплено. Христос, не имея никакой вины, взял на себя «все зло греха». Переживание этого зла определило ни с чем не сравнимые по степени страдания Христа, через которые совершено искупление... Искупитель страдал вместо человека и ради человека. Каждый человек участвует в искуплении. Каждый призван разделить это страдание, через которое было совершено искупление. Каждый призван разделить страдание, через которое все человеческое страдание было искуплено. Осуществив искупление через страдание, Христос также поднял человеческое страдание до уровня искупления. Таким образом, каждый человек в своем страдании может стать соучастником искупительного страдания Христа» 82 . Обязательства перед обществом: уклоняться от них или искать их? Многое в Нью Эйдж является бесстыдной саморекламой, но некоторые лидеры движения утверждают, что несправедливо судить обо всем движении по незначительной группе эгоистичных, неразумных, самовлюбленных людей или позволять ослепить себя некоторыми наиболее эксцентричными из их практик, которые мешают увидеть в Нью Эйдж искренний духовный поиск и духовность 83 . Слияние индивидуумов с космическим «Я», релятивизация или уничтожение различий и противоречий в космической гармонии неприемлемо для христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В таких разных явлениях, как Финдхорнский сад и фен-шуй 23 , представлены разнообразные методы, демонстрирующие необходимость находиться в гармонии с природой и космосом. Нью Эйдж не проводит различия между добром и злом. Человеческие поступки с этой точки зрения являются результатом либо просвещенности, либо невежества. Отсюда следует, что мы не можем никого осуждать и никто не нуждается в прощении. Вера в существование зла может породить только неприязнь и страх. Ответ на негатив – любовь. Но это не та любовь, которая проявляется в поступках; это скорее мысленное отношение. Любовь – это энергия, высокочастотная вибрация, и секрет счастья и здоровья заключается в способности находиться с ней в гармонии, найти свое место в великой цепочке бытия. Наставники и целители Нью Эйдж утверждают, что могут предложить ключ к установлению соответствия между всеми элементами мироздания, так, чтобы люди смогли модулировать тон своей жизни и находиться в абсолютной гармонии друг с другом и со всем окружающим, несмотря на различие в теоретических основах 24 . 2.2.3. Здоровье: «золотая жизнь» Современная традиционная (аллопатическая) медицина имеет тенденцию ограничиваться только лечением отдельных, не связанных с другими, заболеваний, она не в состоянии шире взглянуть на здоровье человека, в результате чего возрастает вполне объяснимое недовольство. Альтернативные виды лечения обрели колоссальную популярность, так как было заявлено, что они рассматривают личность человека во всей совокупности и направлены скорее на исцеление, чем на лечение. Холистическая медицина, как известно, сосредоточена на огромной роли, которую в физическом здоровье играет сознание. Предполагается, что связь между духовным и физическим аспектами человека отражается в иммунной системе или, согласно индийской традиции, в чакрах. С точки зрения Нью Эйдж, болезнь и страдания происходят в результате не согласующихся с природой действий; если, таким образом, человек живет в гармонии с природой, он может рассчитывать на более здоровую жизнь и даже материальное процветание. По мнению некоторых целителей Нью Эйдж, смерть вообще не является неизбежной. Развитие нашего человеческого потенциала приведет нас в соприкосновение с нашей внутренней божественностью и с теми частями нашего «я», которые были загнаны внутрь и подавлены. Наиболее очевидный пример – измененные состояния сознания (Altered States of Consciousness, ASCs), которые достигаются с помощью наркотиков либо путем применения различных техник расширения сознания, особенно в «трансперсональной психологии». Шаман часто рассматривается как специалист по измененным состояниям сознания и как тот, кто может быть посредником между трансперсональными сферами духов и богов и миром людей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Шаманизм: практики и верования, связанные с общением с духами умерших людей посредством ритуализированного транса, в который входит шаман, исполняющий функции медиума. Шаманизм приветствуется в кругах Нью Эйдж потому, что он делает акцент на гармонии с силами природы и на врачевании. Кроме того, в Нью Эйдж распространено романтизированное представление о местных религиях и их близости к земле и природе. Эволюция: в Нью Эйдж она понимается значительно шире, чем развитие живых существ в направлении высших форм жизни; физическая модель проецируется на область духовного, так что внутренне присущая каждому человеку сила движет им, направляя к высшим формам духовной жизни. Утверждается, что человек не может полностью контролировать эту силу, но хорошие или дурные поступки могут ускорить или замедлить его эволюцию. Считается, что все творение, включая человечество, неумолимо движется к слиянию с божественным. Реинкарнация, безусловно, занимает важное место в этой картине постепенной духовной эволюции, которая, как считается в Нью Эйдж, начинается еще до рождения и продолжается после смерти 104 . Эзотеризм: (от греческого esoteros=внутренний) обычно обозначает древнее и скрытое знание, доступное лишь группе посвященных, которые позиционируют себя в качестве хранителей истин, скрытых от большей части человечества. Процесс инициации якобы ведет людей от чисто внешнего, поверхностного знания о реальности к внутренней истине и по ходу процесса пробуждает более глубокие уровни их сознания. Человека призывают совершить это «путешествие вглубь» в поиске «божественной искры» внутри самого себя. Спасение в данном случае – то же самое, что раскрытие своего «я». Эннеаграмма: (от греческого еппеа=9, gramma=знак) название чертежа, состоящего из круга с 9 точками на внешней окружности, соединенными между собой таким образом, что соединяющие линии образуют внутри круга треугольник и шестиугольник. Первоначально использовался для предсказаний, но впоследствии стал известен как символ системы типологии личностей, включающей 9 стандартных типов характера. Эннеаграмма стала популярной после публикации книги Хелен Палмер «Эннеаграмма» 105 , при этом автор выражает признательность русскому эзотерическому мыслителю и деятелю Г.И. Гурджиеву, чилийскому психологу Клаудио Наранхо и Оскару Ичазо, основателю школы «Арика». Происхождение эннеаграммы остается загадочным, но некоторые исследователи настаивают на ее происхождении из мистики суфистов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Схожую оценку состояния западного христианства давали и православные богословы, жившие на Западе во время зарождения «Нью эйдж». Прот. А. Шмеман в 1970-е гг. писал, что к его времени «западное богословие как целое ... разбилось на куски. Осталась научность, уже никуда не ведущая, и дешевые клоуны: Harvey Cox (Кох), Hans Kung (Ганс Кюнг) и tutti quanti». 129 «Религиозную драму Запада» он видел в разделении «трансцендентного» от «имманентного», Бога и твари. В результате этого разрыва образовалась пустота, и западная «культура» пыталась эту пустоту не преодолеть, а «заговорить» объяснениями ее». Поскольку рационализм не мог преодолеть эту онтологическую пропасть, «потому, что он ничего не разрешает», то в противовес ему возникает «иррационализм». Но так как рационализм пошел по ложному пути, то предлагаемые иррационализмом средства то же оказались негодными... В итоге западная культура оказывается «всегда на грани безумия, саморазрушения, самовзрывания...», поэтому она обречена на постоянную реформацию, на всегдашний поиск новых путей к источникам жизни. 130 Единственный выход для западного христианства заключается в приобщении к жизни Церкви, в преодолении рационализма, в понимании того, что Бог это не «трансцендентное», не нечто «в себе», не монада, а исполнение мира жизнью и радостью, Он цель всего сущего и дарует жизнь вечную. Только вкусив подлинной жизни, западный человек не будет искать ее подмены. Частично путь к преодолению проблемы «Нью эйдж» на теоретическом уровне предлагает документ «Христос несет живую воду», призывая противоставить доктрине «Нью эйдж» христианское учение об обожении, но этот призыв пока диссонирует с общей направленностью западного богословия, и кроме того католичество само пребывает за оградой Церкви. Православные должны извлечь урок из этой незавершенной истории с «Нью эйдж», которое проникает и в Россию. Следует со всей серьезностью всмотреться в путь западного христианства, чтобы не стать носителями триумфального клерикализма, Типикона и канонического права, ведущих к демоническому восприятию Церкви как безжизненной организации и создающих условия для возникновения ее подмен – религиозных суррогатов, тогда как она есть новая жизнь с Богом и в Боге. 131 1.4. Терминологическая проблематика в полемической литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Скачать epub pdf Некоторые группы религиозного движения «Нью Эйдж» «Идея синтеза мировых религий является следствием непонимания религии как уникального духовного явления и порождается отсутствием истинного религиозного опыта». ( А.Ф.Лосев ) Другие названия: в переводе «Нью Эйдж» звучит как «Новое Время» или «Новый Век». Используется также следующие названия: движение «Эра Водолея», группы «Эры Водолея». Доктрина Именно теософия Блаватской («теософия» буквально означает «божественная мудрость»; современное теософское движение было основано в 1875 году) и агни-йога Рерихов, ныне основные проводники идей индуизма в обществе, явились основой для возникновения многочисленных доктрин «Нового Века». Движение «Нью Эйдж» возникло в западном обществе из сплава идей, пронизывавших массы рядовых людей. Оно соединило несколько верований, чуждых христианству и Библии, в том числе оккультизм, учение восточных гуру и закон кармы и перевоплощения. Движение «Нью Эйдж» соединяет ряд восточных и ряд западных идей. Разнообразные культы «Нового Времени» имеют кое-какие общие элементы веры. Сюда относятся такие важные восточные философии, как пантеизм и монизм. Что интересно в движении «Новое время» – так это новое обличье терминологии, относящейся к старым верованиям. Продемонстрируем сказанное на примере кармы и перевоплощения. Различные группы «Нового Времени» по-разному описывают циклы, через которые проходят люди. Некоторые говорят о переселении души, что означает движение души от низшей жизни к более высокой с возможным возвращением к низшей жизни, как в классическом индуизме. Другие группы утверждают, что душа может переходить только от одного человека к другому, а от того – к следующему. Третьи говорят о межпланетарном движении душ на Земле или других планетах, путешествующих от одного места к другому в своих эволюционных циклах для перевоплощения 534 . Изобилие техник выявления человеческих способностей, самоучителей, журналов и курсов, которые возникли в последние десятилетия и использовались объединениями, школами и отдельными лицами, является на самом деле частью распространенного во всем мире движения «Новый Век». Доктор Дж. Гордон Мелтон, профессор и основатель Института по изучению религии при Калифорнийском университете Санта-Барбары характеризует историю движения «Новый Век» следующим образом: «Историю Движения Нового Времени правильнее всего было бы отсчитывать приблизительно с 1971 года. К тому времени восточная религия и психология, затрагивающая вопросы изменения личности, – новые ключевые элементы, необходимые для синтезирования Нового Времени – приобрели популярность, и лидеры-метафизики могли приступить к формированию взглядов Нового Времени. «Восточно-Западный журнал» стал первым периодическим изданием, отражающим проблемы нового движения. Первые национальные справочники и руководства были изданы к 1972 году» 535 и 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

В 1988 г. Кристоф Шорш проводит достаточно интересный анализ причин появления и массового развития так называемого «движения нью эйдж». К последнему ученым относится большинство групп, организаций и людей, вовлеченных, в терминологии данной работы, в культовую среду общества, клиентурные и аудиторные культы преимущественно из движения нового мышления, оккультно-мистической, спиритической, утопической, псевдопсихологической, неоязыческой и синкретической направленностей. Ученый полагает, что возникновение данного движения является реакцией населения на всесторонний кризис современного общества. Угроза войны и экологической катастрофы, повсеместная рационализация, секуляризация, индустриализация и технологизация мира порождают глубокий кризис смысловых жизненных ориентаций населения. Люди начинают искать альтернативные смысловые универсумы, позволяющие уйти от мировоззренческой опустошенности, нестабильности повседневной жизни, одиночества и вседовлеющего отчуждения. Движение нью эйдж является, согласно Шоршу, лишь одной из реакций населения на структурную кризисную ситуацию. В процессе самостоятельного поиска и порождения новых смысловых универсумов создаются различные контркультурные движения, субкультуры, новые социальные движения за права женщин и сексуальных меньшинств, инициативы за мир и экологию, группы самопомощи и т.д. Особое развитие получают малые и обозримые по своим размерам организации и сообщества, способные обеспечить людям надлежащую уютную атмосферу. Особо ценным представляется замечание Шорша о влиянии различных контркультурных и субкультурных движений 60–70 х гг. ХХ в. на движение нью эйдж. Так, ученый полагает, что у битников оно заимствует их акцент на индивидуальной, личной вовлеченности и эмансипации человека, представление о том, что индивидуальное изменение и освобождение должно предшествовать общественному. У хиппи заимствуется идея расширения сознания и обращение к коммунным формам жизни, с помощью которых само общество должно преобразоваться изнутри. Фактически ученый показывает неразрывную связь движения нью эйдж с субкультурами и их взаимное влияние друг на друга.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

«Сущность движения, которое в конце XX века стали называть «Новый век», – еще одна вариация на все ту же повторяющуюся тему», – говорит он далее 10 . «Нью эйдж» объединило в себе различные группы и индивидуальных последователей, которые на новый манер предлагают древнюю мистическую концепцию, приукрашенную и видоизмененную так, чтобы она могла привлекать современного человека. «Нью эйдж» сегодня – самая широко рекламируемая на Западе (да и на Востоке) современная религия. В это движение вовлечено много сект и организаций. Оно являет собой целый конгломерат групп и объединений, и провести четкие границы этого движения не представляется возможным. Теологическая позиция адептов «Нового Века» носит ярко выраженный восточно-мистический характер, с большим уклоном в индуизм. Но при всем многообразии практики «Нью эйдж» в основе ее лежит один общий принцип – ориентация на самосовершенствование человека. Всех ньюэйджеров объединяет вера в то, что современное человечество живет в переходный период вступления земли в новую эру. До сих пор мы жили в эру Рыб, под астрологическим знаком Рыб. Рыба, говорят ньюэйджеры, – это знак христианства. Но сейчас владычество рыб заканчивается, и наступает эра Водолея, когда все будет новое и совсем другое. Когда конкретно наступит эта эра, точно определить невозможно. Сами ньюэйджеры называют разные даты, некоторые из них полагают, что эра Водолея уже наступила – это эра гуманизма, братства и оккультизма. Наступление новой эпохи ньюэйджеры связывают с революцией в области духа, которая должна стать прорывом из царства необходимости в царство свободы. Последователи «Нью эйдж» так же как и теософы, считают, что их мировоззрение синтезирует весь религиозный опыт человечества. Однако религиозные принципы ньюэйджеров представляют собой не более чем механическое соединение всевозможных идей и обрядов из различных религиозных и философских систем. Учение о безличном божестве позволяет ньюэйджерам рассматривать все религии мира как различные пути к достижению одной и той же мистической истины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

А заинтересовавшийся историей ребенок в 11–13 лет уже без ущерба для психики прочтет и «Принца и нищего», и «Князя Серебряного», и «Тараса Бульбу». Детский «Нью Эйдж» Термин «нью эйдж» («новая эра») вошел в наш обиход совсем недавно, поэтому далеко не все знают, что это такое. По определениям ученых-сектоведов, это оккультное неоязыческое движение, сформировавшееся в середине ХХ века. В 1954 году американская теософистка Алиса Бейли подала в своей книге «Образование в новом веке» первый сигнал о начале нового философско-религиозного течения «Нью Эйдж» («Новый век»), густо замешенного на оккультизме и человеконенавистничестве. Задолго до обнародования идей так называемого «Римского клуба», выступившего за сокращение рождаемости, главным тезисом «Нью Эйдж» стало то, что в будущем институт семьи должен быть уничтожен, поскольку планета перенаселена и, значит, людям нужно меньше рожать. А потому все большую важность приобретает такая наука, как евгеника, благодаря которой можно будет выбраковывать «неполноценных» и улучшать человеческую породу. Христианская эпоха, или «век рыбы», говорилось в книге Алисы Бейли, ознаменовалась различными изобретениями, открытиями и завоеванием новых земель. Но теперь мы вступаем в Новый Век синтеза, и с христианством пора кончать. Наступление велось поэтапно. Западная исследовательница Элизабет Хелленбройч вкратце описывает его ход так: «В начале 60х годов молодежь захлестнула первая волна вербовки в «Нью Эйдж». Началось все со знаменитых студенческих восстаний и движения хиппи. Именно в то время «верховный жрец» ЛСД Тимоти Лири объезжал американские студенческие кампусы и бесплатно раздавал ЛСД. По миру начали распространяться «антиавторитарное» и феминистское движения, а также движение хиппи. На 70е годы приходится второй этап вербовки. Агрессия молодежи направляется против рационализма и таких его символов, как наука, технология и буржуазное общество. Затем стартовали движение за запрещение ядерного оружия и «зеленые». Третья волна прокатилась в начале 80х, когда на футурологическом конгрессе в канадском городе Торонто сотрудница Стэнфордского института Мэрилин Фергюсон устроила презентацию своей книги «Заговор Водолея».

http://azbyka.ru/deti/chtoby-rebenok-ne-...

Когда я покинул общину, часть людей ушла за мной в православие, а часть осталась. Не могу сказать, что они счастливы. Человек в «Нью эйдж» рано или поздно вступает на путь необратимых разрушений. Здесь и уныние, и утрата всякого покаянного чувства, самосознания – все это его постепенно разрушает как личность. А кто-то улыбается и говорит, что всем доволен. Но это не менее страшно – это веселье, в котором нет жизни. Чтобы исцелиться, я ездил в Троице-Сергиеву лавру на отчитку , соборовался , подолгу жил в монастырях. В одном из них я начал писать статью, где пересмотрел отношение к психологии. Статья небольшая, но я писал ее целый год, потому что, с одной стороны, пытался избавиться от нью-эйджевского взгляда на мир, с другой – невольно его оправдывал, он слишком глубоко мной овладел. Поэтому я до сих пор причащаюсь каждое воскресенье. Борьба была очень тяжелой и продолжается по сей день. – В свое время отец Серафим Роуз тоже побывал в «Новом веке». – Да, и написал другому бывшему ньюэйджеру, принявшему православие: «Хорошо, что ты прошел через это. Теперь ты знаешь, что это такое». Беседовал В. Григорян ИСКУШЕНИЯ «НОВОГО ВЕКА» Насколько мы готовы к тому, чтобы их отвергнуть? В этом номере газеты мы опубликовали беседу с Александром Чернавским, посвященную учению «Нью эйдж». Однако ряд особенностей этой идеологии оказался за рамками интервью. Попытаемся восполнить это, сформулировав еще раз, в чем суть учения. По мнению теоретиков «Нью эйдж», в наши дни заканчивается эпоха традиционных религий и наступает эра Водолея, когда раскроются все скрытые возможности человека и он сможет перейти на новую ступень эволюции. Одним из способов такого перехода считаются роды в воде, другим – усиленное занятие экстрасенсорикой, третьим – раскрытие ума с помощью самовнушения и т.д. После чего люди эры Водолея, согласно задумке, должны стать настолько же выше нас, простых смертных, насколько обезьяна выше человека. Иногда это движение называют языческим. Да, действительно в нем принимают участие те же индуисты, например. Можно также встретить и мусульман, и иудеев. Но в основном это люди, предки которых были христианами. И очень много тех, кто продолжает считать себя православным (например, последователи Ольги Асауляк), католиком, протестантом. Ведь от них не требуется отказа от обрядов. Нужно лишь «поверить в себя», «расширить сознание», то есть впасть в прелесть.

http://azbyka.ru/way/beseda-s-odnim-iz-b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010