Как глаза рабов устремлены на руку господ их, глаза рабы на руку госпожи ее, – так очи наши ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» (ст. 12). «Помилуй нас, Господи, помилуй нас; ибо довольно напитались мы презрением. Довольно напиталась душа наша поруганием от надменных, презрением от гордых» (ст. 24). Стиховны заключаются богородичным или крестобогородичным, точно так же как и на «Господи воззвах». Затем следует: ныне отпущаеши и трисвятое. Ныне отпущаеши – это молитва Симеона Богоприимца, – предсмертная молитва благочестивого мужа, излияние радостных чувств старца, отягченного бременем лет, для которого смертный покой дороже жизни, исполненной бурь и тревог; это – голос души, давно отрешившейся от всего земного, давно привитавшей мысленно в обителях небесных, для которой на земле осталось только одно неоцененное благо – видеть спасение, уготованное для людей, и потом одно и последнее желание – скорее разрешиться от уз плоти. Блаженная кончина, блаженный старец! «И пришел он (старец Симеон), так рассказывается в Евангелии, по вдохновению во храм: и когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним, он взял Его в объятия свои, благословил Бога и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего – Израиля». После трисвятого – тропарь празднуемому на другой день святому, богородичен, сугубая ектенья и отпуст, который обыкновенно совершается так: священник говорит: «премудрость», клир (вместо народа) отвечает: «благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Клир: «утверди, Боже, благочестивейшего.., святую веру православную, православных христиан во век века». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Клир: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Священник: «слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Последним двум стихирам предшествуют стихи псалма 122. «К Тебе возвожу очи мои, живущий на небесах. Как глаза рабов устремлены на руку господ их, как глаза рабы на руку госпожи ее, так очи наши ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» ( Пс. 122:12 ). «Помилуй нас, Господи, помилуй нас; ибо довольно напитались мы презрением. Довольно напиталась душа наша поруганием от надменных, презрением от гордых» ( Пс. 122:24 ). Стиховные заключаются богородичным или крестобогородичным, точно так же, как и на «Господи воззвах». Затем: ныне отпущаеши и трисвятое. Симеон Богоприимец Ныне отпущаеши – это молитва Симеона Богоприимца, предсмертная молитва благочестивого мужа, излияние радостных чувств старца, отягченного бременем лет, для которого смертный покой дороже жизни, исполненной бурь и тревог; это голос души, давно отрешившейся от всего земного, давно привитавшей мысленно в обителях небесных, для которой на земле осталось только одно неоцененное благо – видеть спасение, уготованное для людей, и потом одно и последнее желание: скорее разрешиться от уз плоти. Блаженная кончина, блаженный старец! «И пришел он (старец Симеон), так рассказывается в Евангелии, по вдохновению во храм, и, когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним, он взял Его в объятия свои, благословил Бога и сказал: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа твоего – Израиля». После трисвятого: тропарь празднуемому на другой день святому и богородичен; сугубая ектения и отпуск, который обыкновенно совершается так: священник говорит «Премудрость», клир (вместо народа) отвечает «благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Клир: «Утверди Боже благочестивейшего… святую веру православную, православных христиан во век века». Священник: «пресвятая Богородице, спаси нас». Клир: «Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Всякое дыхание: Евангелие Луки, зачало 8: Евангелие от Луки, зачало 8 Во время оно, бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон. И человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в нем. И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем. И той прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видесте очи мои спасение Твое, Еже еси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля. В то время был в Иерусалиме человек, которому имя Симеон; и человек этот – праведный и благоговейный, ожидающий утешения Израиля, и Дух Святой был на нем. И было ему открыто Духом Святым, что он не увидит смерти, прежде чем не увидит Христа Господня. И пришел он в Духе в храм, и когда принесли родители Младенца Иисуса, чтобы им совершить по установлению Закона о Нем, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: “Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля”. Лк 2:25–32 По 50м псалме стихира, глас 6: После 50 псалма стихира, глас 6 Да отверзется дверь Небесная днесь:/Безначальное бо Слово Отчее,/начало приим под леты,/не отступль Своего Божества,/от Девы яко Младенец четыредесятодневен/Материю вольне приносится в церковь законную,/и Сего на руки приемлет старец,/отпусти, зовый, раба, Владыко,/ибо очи мои видеста спасение Твое./Пришедый в мир спасти род человечь,/Господи, слава Тебе. Да отверзаются в сей день небесные врата,/ибо Безначальное Слово Отчее,/принявшее во времени начало/не утратив Своего Божества,/Девой-Матерью как Младенец сорокадневный/добровольно приносится в Храм подзаконный,/и Его в объятия принимает старец,/“Отпусти”, – взывая, как раб Владыке –/“ибо видели очи мои спасение Твое!”/Пришедший в мир спасти род человеческий,/Господи, слава Тебе!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sretenie-...

Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Встреча в Иерусалимском Храме После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim " on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.). В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». «Тебе Самой оружие пройдет душу»

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_k.html

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля ( Лк.2:29–32 ). «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля». Эта молитва праведного Симеона Богоприимца, названного так потому, что он удостоился держать на руках своих Младенца Иисуса Христа. Праведному Симеону было открыто Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. И вот, когда Младенец Иисус, на сороковой день от рождения, был принесен Иосифом и Мариею в храм, праведный старец Симеон взял Его на руки и с глубоким умилением и благодарностью к Богу произнес эту молитву. В ней он выразил чувства радости за себя, за весь род человеческий и в частности за народ израильский. Он радовался за себя, потому что Бог сподобил его умереть спокойно, увидев Господа Иисуса Христа, за род человеческий – потому что родился давно ожидаемый Спаситель мира; за народ израильский – потому что исполнились предсказания пророков, возвещавших Израилю, что Спаситель явится из среды народа избранного и тем прославит его. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся, невесто неневестная. «По нас поборающей Военачальнице, дары победные приносим Тебе, Богородица, мы, рабы Твои, в благодарность за то, что избавлены от бед. Но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей; а мы будем взывать к Тебе: радуйся, невеста, не знавшая брака». В этой молитве мы приносим Пресвятой Богородице благодарность за сохранение Ею нас от бед и просим, чтобы Она и на будущее время избавляла нас от всяких несчастий. Молитва эта составлена в VII веке православными константинопольской Церкви в благодарность Богородице, много раз спасавшей Константинополь от врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Сей Младенец руководствовал отцами, соорудившими храм сей… Не соблазняйтесь возрастом Младенца, ибо Он и Младенец, и Собезначальный Отцу, подлежит счислению времени, и никто не может исповедать род Его; Он и немотствующий Младенец, и вместе Дарующий мудрость и Отверзающий уста; родившийся от Девы и Непостижимый; зримый и Необъятный». Трогательная встреча Священник Предтеченский. «Духовная беседа», 1872 Когда в сороковой день по Рождестве Спасителя принесли Его, – Младенца Иисуса, в иерусалимский храм, чтобы совершить над Ним законный обряд; там, между прочими, встретил Его Симеон старец, – взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля ( Лк.2:22–40 ). Какая трогательная встреча! Убеленный сединами старец встречает в храме сорокадневного Младенца Господа, – и о чем думает? Чего желает себе? С какой молитвой обращается к Нему? Божественному Младенцу предрекает величие и славу; а себе молит смерти и радуется ее приближению: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Казалось бы, преклонному старцу, при виде жизни, только что начинающейся, и при виде Самого Источника и Подателя жизни, всего естественнее было пожелать себе жизни и помолиться о ее продолжении, а Симеон вспоминает о смерти и смерти просит себе как счастья. Что это значит? Ужели он тяготился жизнью? И разве может человек безтрепетно думать о смерти и радоваться ее приближенно? Может, если живет так, как жил некогда Богоприимец, который был праведен и благочестив и чаял утехи Израилевы. Что такое земля для праведника? Место ссылки, место странствования, цель и предел которого не здесь, – в вечности. Разве узник не тяготится узами и не ждет освобождения от них? Разве путник счастливым себя считает в многотрудном пути и не радуется при мысли, что близка его родина? Что такое земная жизнь наша? Это поле брани, на котором мы век свой сражаемся, где плоть наша воюет с духом, добрые наклонности со злыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Стих: Дому Твоему подобает святыня/Господи, в долготу дний. Молитва святаго Симеона Богоприимца: Молитва Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29–32 Трисвятое. По Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропарь прилучившагося праздника, или святаго, или дне. Слава, и ныне, Богородичен и отпуст. Отпустительный тропарь. Слава, и ныне: Богородичен. На бдении поется тропарь праздника трижды. В субботу вечера: Богородице Дево, радуйся,/Благодатная Марие, Господь с Тобою:/Благословена Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего,/яко Спаса родила еси душ наших. Трижды. Под воскресенье: Богородица Дева, радуйся;/благодатная Мария, Господь с Тобою!/Благословенна ты между женами/и благословен Плод чрева Твоего,/ибо Ты родила Спасителя душ наших. (3) Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник читает молитву на освящение хлебов. Посем: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Трижды. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) Таже псалом 33: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

   По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.    Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.    В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию, он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».    Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».    Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и »славою для народа своего«, то есть Израиля. — Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете — весь верующий мир христианский.    Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В центре, в самом средоточии этого поистине космического Сретения старец Симеон говорит свои памятные слова. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко – «Сейчас, в этот самый момент, когда я держу Тебя, неведомым образом Ставшего Младенцем, Владыко, Господи, Ты отпускаешь меня, раба Твоего» – так говорит Симеон которому «было предсказано, Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Старец знает, что пришло его время умереть, но он совсем не печалится, т.к. именно ради этого момента он и жил. Он как путник, совершивший долгий и трудный путь по пустыне и достигший наконец зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться. Его путешествие завершено. По глаголу Твоему с миром; – «Как Ты и обещал, я ухожу с миром». О каком обещании идет речь? Пророк Исаия, рассказывая о будущих мессианских временах писал: «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Ис. 55,12). Симеон радостно ощущает в себе Божественный мир. Он явственно видит, что пророчество исполнилось, и наступила мессианская эпоха. Яко видеста очи мои Спасение Твое, – «Так как я, не во сне, не в видении, а своими плотскИми глазами, увидел Спасение Твое». О каком Спасении идет речь? Интересно, что в Евангелии слова об ожидании Спасения как бы обрамляют Песнь старца Симеона. Перед ней о самом Симеоне говорится, что он «чаял утешения Израилева». После слов старца повествуется о проповеди пророчицы Анны «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». «Утешение», «Спасение», «Избавление» – именно об этом рассказывается в одном из песнопений праздника: «Сей же первовечное Слово Отчее воплощенное понесе, и языкам откры Свет, Крест и Воскресение ; и Анна-пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедующи». Будучи пророком, Симеон провидел, какую страшную цену придется заплатить за Спасение Израиля Младенцу, которого он держит, и Его Матери. Не случайно, обращаясь к Марии, он произносит следующие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Отец Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета» пишет: «Маленькое слово – союз «и», но от него многое зависит; оно здесь почти лишнее, складнее было бы без него. Но это « и Тебе» означает, что Он будет пронзен копием на Кресте и Ей, стоящей у Креста, это копие пройдет сквозь душу. Вот что здесь за этим союзом «и»». Симеон уже знает про Крест, но он также знает и то что «печаль в радость будет» (Ин. 16,20), он провидит Воскресение.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-odin...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Поздравляем с праздником Сретения Сретение Господне: что это за праздник? 15 февраля - один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви -  Сретение Господне . В этот день - сороковой день по Рождестве Христовом - Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.  Как произошло Сретение? В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном - одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» - и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме. Что означает слово Сретение?

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/871...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010