В десятый год после потопа Ной изобрел и насадил виноград. Добыв из его гроздьев вина, он вкусил, увидел, что питие сие преизрядное, вкусное, здоровое и увеселяющее, и принес его прежде всего в жертву Богу (как бы пророчески предызображая будущую в новой благодати бескровную жертву, в которой ныне под видом вина преподается животворящая Кровь Христова). После же совершения сей жертвы своей Ной много пил вина, не зная сначала, какова его сила, и упившись уснул, и обнажился сонный. Случайно увидев его наготу, его средний сын, по имени Хам, отец Ханаана, смеялся и пошел возвестить своим братьям Симу и Иафету, понося наготу отца. Те же, укорив его безумие, взяли одежду и, возложив ее на свои плечи, пошли задом и покрыли наготу отца своего, имея лица свои обращенными в другую сторону и не увидев наготы отца.    Об изобретении вина у некоторых историографов содержится следующая повесть. Один козел, удалившись от Ноева стада, ходил между горами и нашел лозу дивного винограда и грозди, наевшись которых он сделался пьяным. Шумным и сильным от вина возвратился он к стаду и начал как пьяный играть, устремляясь на других скотов и бодая их рогами, пока не изнемог, а затем лег и уснул. После же долгого сна он встал и был столь же кротким, как и прежде, и опять убежал в горы к гроздьям. Когда козел стал ежедневно делать то же, Ной заметил это и дивился. Начал он присматривать за тем козлом, желая узнать, откуда у него сие бывает. Когда затем козел отделился от стада, Ной издали последовал за ним и увидел его ядущим гроздья дикой лозы; он подошел, сам вкусил от грозди и возлюбил, ибо виноград был приятен на вкус. Он начал собирать эту дикую лозу и насаждать виноград. Пересаженная лоза принесла большие гроздья и вкуснейшие по сравнению с первыми. Из них Ной выжал сок в сосуд, пил и упился, и таким образом началось приготовление вина.    Другие же говорят, что Ной не был первым насадителем винограда, но искони было создано Богом вино во здравие и веселие людей, как и прочие вещества врачебные созданы из земли Богом; ибо и вино есть врачевство, полезное стомаха (желудка) ради, о чем и Апостол пишет к Тимофею: «Не пий воды, но мало вина вкушай стомаха ради твоего и частых ради недугов твоих» (1 Тим. 5:23). А что прежде Ноя искони было вино, о сем догадываются из слов Христовых в Евангелии, где о людях, живших прежде потопа, говорится: «Ядяху, пияху, женяхуся» (Мф. 24:38; Лк. 17:27). Если на брачных пирах пили до веселья, то пили не воду, а опьяняющий напиток, который и есть вино, от которого и похоть плотская, по апостольскому слову, рождается в удесах (Еф. 5:18). Таково рассуждение о винном питии, которое, говорят, появилось прежде потопа среди людей развращенных, а более всего среди исполинов. Однако большинство говорит, что прежде потопа не было у людей мясоедения и винопития, даже до выхода Ноева из ковчега, который принял от Бога благословение есть мясо, и он первый изобрел вино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Они де, вступившие в союз с оным Николаем, от него, как от пустого змеиного яйца скорпионы, или порождения аспидов, привносят еще к нам некие пустозвонные именования, и слагают книги, одну из них называя Нориею, и понятия эллинского суеверия переделывая в баснословное для самих эллинов сказание и произведение воображения, таким образом сплетают ложь с истиною. Ибо говорят, что эта Нория есть жена Ноева; называют же ее Нориею, чтобы, раз сказанное эллинами по-эллински переделав в варварские именования, ввести в обман обольщаемых ими, и чтобы именем Нории перевести имя Пирры; потому что нура по еврейски, не на древнем впрочем языке, а на сирийском наречии, значит огонь. Но огонь у евреев на древнем их языке называется исаф. Поэтому они случайно, по неведению и неопытности, употребили сие имя. Ибо жена Ноева была не Пирра, известная у эллинов (эллины утверждают, что Пиррою называлась жена Девкалионова), и не Нория, вымышленная ими, но Варфенос. Потом представляют причину сии снова предлагающие нам Филистионовы сказки, а именно, что, часто изъявляя желание быть с Ноем в ковчеге, не получила на сие дозволения, так как князю, говорят они, создавшему мир, угодно было вместе со всеми другими погубить ее в потопе; она же садится в ковчег, и зажигает его, не раз и не два, но много крат, и в первый и во второй и в третий раз. Поэтому-то и самое строение Ноева ковчега продолжалось многие годы, потому что неоднократно был он поджигаем ею. Ибо Ной, говорят они, покорен был князю, а Нория открыла вышние силы, и одну из сил Варвилó, супротивную князю, как и другие силы; и утверждала, что похищенное у вышней матери князем сотворившим мир и другими с ним богами, ангелами и демонами, должно собрать у силы, заключающейся в телах, посредством истечений, как мужских, так и женских. Начинают же глупыми свидетельствами и видениями, и возвещают их в своем благовестии; ибо говорят так: «стал я на высокой горе, и увидел человека рослого и другого изуродованного, и слышал как бы глас грома, и приблизился, чтобы явственнее слышать, и проглаголал он мне, и сказал: я – ты и ты – я, и где ты ни бываешь, там и я, рассеян во всех; и, в чем ни пожелаешь, собираешь меня, собирая же меня, собираешь себя».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Они же, вступившие в союз с оным Николаем, от него, как от пустого змеиного яйца скорпионы, или порождения аспидов, привносят еще к нам некие пустозвонные именования и слагают книги, одну из них называя Норией (Νωραν), и понятия эллинского суеверия переделывая в мифологичное для самих эллинов сказание и произведение воображения, таким образом соплетают ложь с истиною. Ибо говорят, что эта Нория есть жена Ноева; называют же ее Нориею, чтобы, рассказанное эллинами по–эллински переделав в варварские именования, ввести в обман обольщаемых ими, и чтобы именем Нории перевести имя Пирры, ибо νορα по–еврейски (не на древнем, впрочем, языке, а на сирийском наречии) значит «огонь (πρ)». Но «огонь» у евреев на древнем их языке называется σθ. Поэтому они случайно, по неведению и неопытности, употребили сие имя. Ибо жена Ноева была не Пирра (Πα), известная у эллинов (эллины утверждают, что Пиррою называлась жена Девкалиона), и не Нория, вымышленная ими, но Бартенос (Βαρθενς). Потом представляют причину сии снова предлагающие нам Филистионовы сказки, а именно, что, часто изъявляя желание быть с Ноем в ковчеге, не получила на сие дозволения, так как князю, говорят они, создавшему мир, угодно было вместе со всеми другими погубить ее в потопе; она же садится в ковчег и зажигает его, не раз и не два, но много крат, и в первый и во второй и в третий раз. Поэтому–то и самое строение Ноева ковчега продолжалось многие годы, ибо неоднократно был он поджигаем ею. Ибо Ной, говорят они, покорен был князю, а Нория открыла вышние силы, и одну из сил, Барбело, супротивную князю, как и другие силы; и утверждала, что похищенное у вышней матери князем, сотворившим мир, и другими с ним богами, ангелами и демонами, должно собрать у силы, заключающейся в телах, посредством истечений (δι τς ποοας) — как мужских, так и женских. 2. Одним словом, прихожу в изнеможение, показывая всю непроницаемость их тьмы, ибо много времени потратил бы я, если бы захотел подробно здесь говорить о составленном ими касательно сего ряде вымыслов, по одиночке пересказывая нелепые положения лжеименного их гносиса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Верою…Ное… сотвори ковчег … еюже (т. е. верою) осуди весь мир ( Евр. 11:7 ). Какое отношение имела вера Ноева к построению ковчега? Она была, хотя сокровенным и невидимым, но самым сильным двигателем его в решимости строить ковчег; ибо для совершения сего дела на глазах у развращенных допотопных жителей, осыпавших строителя насмешками и порицаниями, нужно было иметь самое крепкое убеждение, что угрозы Божии об истреблении рода человеческого водою, а равно и обетования Божия о спасении семейства Ноева, непременно исполнятся. Каким же образом своею верой Ной осудил весть мир? Сие было в том смысле, что крепкой верой Ной доказал, что допотопный мир вполне заслужил свое наказание, ибо мог также, как и он, веровать и сею верою также спастись, как и он, но не восхотел. Верою зовом Авраам послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие ( Евр. 11:8, 9 ) и проч. В чем здесь высказалась высота и чистота веры Авраамовой? В том именно, что пришедши в землю обетованную, он не спешит обосноваться в ней с сыном и внуком в качестве богатого материального обладателя ее, а довольствуется жить пока в шатрах; ибо преисполнен был убеждением, что данное ему обетование Божие, касательно обладания ханаанскою землею, исполнится в гораздо лучшем и возвышенном смысле, именно в смысле возобладания отечеством небесным ( Евр. 11:13–19 ). Ждаше бо основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог ( Евр. 11:10 ), т. е. он ждал своего отечества небесного и града Божия (ср. Евр. 11:16 ), от того и был равнодушен к отечеству земному, и даже в мечтах не утешал себя обладанием многих городов. Верою (в обетование о сыне) и сама Сарра неплоды силу во удержание семене прият ( Евр. 11:11 ). Но, по-видимому, Сарра не показала крепкой веры в возвещенное ей обетование о рождении от нее сына? Правда она усомнилась сначала, но потом когда убедилась, что обетование дано самим Богом, она всем сердцем приняла его ( Быт. 18:12, 14:18 ). Темже того и в притчи прият ( Евр. 11:19 ; русск. – в предзнаменование), т. е. пламеневший верой Авраам сына своего Исаака, которого намеревался умертвить для жертвоприношения, обратно получил в предзнаменование. В какое же именно предзнаменование? Т. е. в прообраз того, как в конце ветхозаветных времен единородный Сын Божий принесен будет Отцом своим в жертву за грехи людей, умрет на кресте и в третий день воскреснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Анализ общечеловеческой истории стилей показывает, что образ корабля в языческой культуре греков, римлян и египтян является самым устойчивым символом бессмертия. Он как образ надежды встречается на геммах, перстнях, надгробьях, саркофагах, погребальных камеях, рельефах, стелах, гробницах и ассуариях. В значении иератического языка — это символ путешествия души в загробный мир, надежды и спасения [cv] .   Древнеримская монета. Самые древние Римские монеты имели на одной стороне изображение головы Януса, на другой — корабля. Для сознания эллинов символ Церкви – корабль со знаменем креста, управляемый Христом — весьма ясно передавал образ нового христианского миропорядка. Однако для иудея образ миропорядка регламентировался законом и пророками. Дидактическим принципом было Писание. Поэтому в «Диалоге с Трифоном Иудеем» святой Иустин Философ приводит образ другого корабля, который был символом спасения в Писании — Ноева Ковчега. «Вы знаете что у Исаии Бог сказал Иерусалиму: «во время потопа Ноева, Я спас тебя». Эти слова Бога означают то, что в потопе было таинство людей спасаемых. Ибо праведный Ной при потопе с прочими людьми, то есть с женою своей, тремя сыновьями своими и жёнами их, составляя числом восемь человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всего первый. Христос, перворождённый всей твари, сделался также началом нового рода, возрождённого Им посредством воды и веры, и дерева, содержащего таинство креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим» [cvi] . Ранее в этом же «Диалоге» Иустин говорит: «Рассмотрите все вещи в мире, устрояется ли что без этой формы, — имеется в виду формы креста, — и может ли быть без неё взаимная связь. По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом» [cvii] . Итак, в первом случае у Иустина образом креста является сам ковчег, во втором — парус корабля. Здесь следует остановиться. Для иудея образ спасения Израиля на корабле был очень тесно связан с апокрифическим «Завещанием 12 Патриархов» [cviii] , которое стало известно благодаря находкам кумранских рукописей.

http://bogoslov.ru/article/4980531

Период второй. Введение в церковную историю Необходимость казни первого мира К целому миру отнести можно то, что сказал Пророк о народе Израильском; семя свято стояние его 46 . Мир дотоле стоит и процветает, доколе питается и возрастает в нем семя избранных. Когда сие семя оскудевает, тогда и основания мира потрясаются. Посему, когда первый мир подвергся крайнему расстройству по всем состояниям: по церковному – от нечестия и безбожия; по гражданскому – от преобладания исполинов, по семейственному – от сладострастия и роскоши, тогда Бог употребляет страшное превращение и всеобщую казнь, как последнее средство, с одной стороны прекратить успехи злых, а с другой предотвратить совершенное истребление добрых. Ее распространение на тварь несмысленную Вместе с развращенными человеками осуждается на погибель и несмысленная тварь. Ея страдания должны усугубить наказание тех, которые покорили ее суете своей, и сделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства. Предвозвещение потопа Прежде совершения сего мщения, Бог троекратно возвещает людям суд Свой. Сперва Он повелевает проповедать им, что не вечно могут они употреблять во зло Его милосердие, и что Он оставляет им на покаяние сто двадцать лет, в течение которых мера Его долготерпения должна исполниться 47 . Потом, когда сей кроткий зов к исправлению не имел успеха, Он хотел подвигнуть сердца страхом, повторив уже не условно, а решительно Свое определение об истреблении всех живущих на земле 48 . Наконец, когда пренебрежено и сие; тогда Бог обратился от всего рода человеческого к одному Ною; и, подтвердив ему о приближении времени Своего мщения, заповедал устроить ковчег для сохранения его и каждого рода животных от потопа. Доказательство упования Ноева Ной показал в сии страшные времена опыты своей веры и надежды на Бога. Тогда, как Он предсказывал общую гибель, столько был уверен о безопасности своей и своего потомства, что вступил в супружество, и дал жизнь трем сынам Симу, Иафету и Хаму. Строение ковчега, им совершенное, предполагает в нем твердое мужество в преодолении препятствий, и терпение в перенесении оскорблений со стороны неверующих. Понятие о ковчеге

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

     Быт.8:18—20. И изыде Ное и жена его, и сынове его и жены сынов его с ним, и вси зверие, и вси скоти, и вся птицы, и вси гади движущиися по роду своему на земли изыдоша из ковчега. И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник,     «И созда Ное жертвенник». Упоминание о жертвеннике встречается в первый раз; но, конечно, жертвенники были и прежде, так как и прежде приносимы были жертвы. Они устрояемы были из земляной насыпи, или из нетесаных камней; так и впоследствии Господь заповедал Израильтя­нам устроить жертвенник (Исх.20:24—25). — «И взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесо­жжение на жертвенник». Сею жертвою Ной исповедал свою благодарность Богу за спасение от общей погибели себя и бывших с ним в ковчеге, свое смиренное сознание, что он не заслужил сей милости Господа и повинен пред Ним, свое благоговение к Богу, располагающему судьбою человека и всего мира, свое желание и надежду и вперед пользоваться благоволением Божиим. Таким образом, жер­тва Ноева была благодарственная, и вместе покаянная и умилостивительная, и как все жертвы, без сомнения, про­образовала собою крестную жертву Искупителя, и от ней, как единственно удовлетворительной пред правосудием Божиим, получала свою силу. — «Всесожжение» — сожже­ние всех частей животного, могущих быть употребленными в пищу; от прочих жертв оно отличается тем, что в них одна часть животного сожигалась, другая оставляема была в пользу жреца и приносивших жертву.      Быт.8:21. И обоня Господь воню благоухания.    Человекообразное выражение, что жертва Ноева была благоуханна пред Господом, без сомнения означает, что она была Ему угодна, приятна, как человеку приятно обо­нять благовоние. В буквальном смысле уже и потому нель­зя понимать это выражение, что на самом деле запах от горения животных бывает тяжел и сам по себе не может быть приятен. Что  же было угодного Богу в жертве Ноевой? То душевное расположение, с каким Ной приносил жертву. С пламенем жертвы, восходившим к небесам, восходила к Богу душа Ноя, пламеневшая верою в Него, любовью к Нему и надеждою на Него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С этой точки зрения и следует смотреть на таинственное устройство Скинии, о которой мы хотим сказать несколько слов, чтобы облегчить читателям Библии изображение ее. Скиния собрания ( Ucx. XLI, 29 ); Скиния откровения ( Числа 1,50 ), по-еврейски Мишкан: место обитания (Иеговы); или Охель: палатка, скиния в тесном смысле (Кук, Dom Calmet), были названия всей разборной постройки, которая заменяла храм во время странствования Израиля. Самое имя ей даваемое указывало на ее значение в жизни Израиля. Название ее, Скиния собрания, выражало не только место собрания для Израильского народа, но оно еще означало место встречи, т. е. то место, где милость Всевышнего проявлялась в отношении к народу, им спасенному, и где Иегова, как царь, встречался с народом своим. 517 Другое название, Скиния откровения (или свидетельства), указывает на хранение в ней тех законов десяти заповедей, которые начертаны были на каменных скрижалях, как откровение Божие и свидетельство против народа Израильского, если он отступит от них. Скиния разделялась на три отдельные части: на собственно Мишкан, или (так как имя это встречается всегда в еврейском с местоимением указательным) Гаммишкан, т. е. местообитания; это была дальнейшая часть палатки (охель), отделенная завесою, и которая называлась святая святых ( Ucx. XXVI, 33 ); ближайшая часть палатки к выходу была святилище (Idibid). Наконец, всю палатку окружал открытый двор, который около южного, западного и северного бока палатки составлял как бы корридор шириною в двадцать футов, но перед входом в палатку составлял квадратную площадку, в боку которой было по 75 фут. 518 Прежде всего Господь дает повеление (глав. XXV) Моисею об устройстве важнейшей части скинии ковчега с крышкою на которой должны быть изображены херувимы. Заметим, что слово Ковчег (Евр. арон) совсем не то, которое употреблено при описании Ноева ковчега (тебах), хотя все западные переводы употребляют одинаковое слово для означения обоих (Кук). Над ковчегом, слово крыша (Евр. Каппорет) передается многими западными переводами словом: очистилиице, ( Ebp. IX 5), или место милосердия. 519 Здесь именно происходило таинственное откровение воли Иеговы Моисею после отбытия от Синая Израиля ( Ucx. XXVI 22). Далее Моисею даются повеления об устройстве стола предложения и светильника, которые должны были стоять во святилище. Потом (XXV, Исх.) уже даны были ему приказания построить Скинию по образцу, который показан был ему на горе (id. ст. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2. И, во–первых, признают они отцов, патриархов и Моисея. Поскольку же никакое другое писание не говорит о них, то откуда у них сведение об именах и доблестях отцов, если не из тех же писаний Пятикнижия? И как можно в том же быть и истине и лжи? Одному Писанию частью говорить истину и частью лгать? Спаситель говорит: сделайте или дерево доброе и плоды добрые, или дерево худое и плоды худые; ибо «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18). Потому разумение их ничем не оправдывается, и учение найдет себе много опровержений, когда доныне не только разглашается повествуемое в Писании, но и самые места чудесных событий как бы представляют их на лице. Во–первых, гора Сион, где Авраам принес Богу овна, и до сего дня так именуется. Известно, где и дуб мамврийский, где ангелам предложен был телец. Но когда Авраам предлагал ангелам учреждение из мяса, то, вероятно, вкушал их и сам. 3. Об агнце же, закланном в стране египетской, носится еще предание у египтян и у идолопоклонников. Ибо в ту пору, когда была там пасха (а она бывает началом весны, во время первого равноденствия) все египтяне, по неведению, берут сурик и мажут им овец, мажут деревья, смоковницы, и другие, разглашая и утверждая, что в этот день огонь, как говорят они, некогда попалил вселенную и что огненного цвета вид крови есть спасительное средство от такого и столь великого бедствия. А почему же не указать и на последующее, что остатки Ноева ковчега и ныне еще показывают в стране Кардиев (ν τ τν Καρδυαων χρ)? И конечно, если кто разыщет и доведается об остатках жертвенника; то, как и следует, найдет их при подножии горы, где пребывал Ной, вышедши из ковчега и принесши Господу Богу в жертву животных чистых и тучных, когда услышал: «как зелень травную даю вам все» (Быт.9:3), заколай и ешь. Но не буду ничего говорить о том, что в этой ереси пришлого со стороны и неразумного, удовольствовавшись здесь немногим, высказанным и кратко изложенным нами, в опровержение заблуждений поименованной ереси. Против оссеев, в иудействе шестой, а по общему порядку девятнадцатой ереси

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Во время своего земного служения делу спасения мира Спаси­тель заявил однажды иудейским ревнителям правды законной, что Он имеет власть на земле прощать грехи ( Мф. 9:6 ), и в под­тверждение этой власти своей Он действительно нередко прощал людей, – прощал и таких людей, которые пользовались только дурной репутацией за свою низкую жизнь, прощал и таких людей, которые, несомненно, подлежали суровому суду закона, и, нако­нец, даже таких людей, которые прямо несли на себе жестокую кару закона. Женщина, взятая в любодеянии, как об этом совер­шенно верно заявляли иудейские законники, подлежала смерти чрез побиение камнями, и тем не менее Спаситель сказал этой женщине: Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши ( Ин. 8:11 ). Благоразумный разбойник и сам вполне признавал, что, осуждённый на страшную смерть, он принял только достойное по делам своим, и, однако же, Спаситель сказал этому разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). Правда, это было на земле, когда женщина-грешница могла ещё исправиться и сде­латься совсем другим человеком и когда разбойник, исповедавший уничижённого Христа Господом и Царём своим, действительно оканчивал свою земную жизнь совсем не тем человеком, который совершал свои злодеяния. Но мы знаем, что свою великую проповедь примирения и прощения Спаситель не ограничил земным миром одних только живых людей. Умерший плотию, но живой духом, Он возвестил евангелие спасения и миру умерших людей и притом возвестил это евангелие не одному только миру умерших праведников, но и всем людям, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя, во время строения ковчега ( 1Пет. 3:20 ), т.е. тем самым людям, которые совершенно уга­сили в себе образ Божий ( Быт. 6:3, 5, 12 ) и не пожелали раска­яться в позоре своих преступлений даже во время грозного предостережения, данного им построением Ноева ковчега. И мы знаем из сообщения апостола, что Спаситель возвестил этим лю­дям евангелие Своего божественного дела не затем, чтобы повер­гнуть их в ужас при мысли о неизбежном возвращении к жизни на вечную муку, а затем, чтобы они, подвергшись суду по чело­веку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет. 4:6 ), т.е. затем, что­бы, окончив в волнах потопа свою плотскую преступную жизнь, они могли бы, однако, возвратиться к жизни другими людьми, именно – людьми, способными к духовной жизни в Божием цар­стве.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010