Описание моделей Ноева Ковчега, Скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимских храмов, купели при втором храме Гроба Господня и вертепа Вифлеемского Источник Вчитываясь в приведенные слова Библии и стараясь на основании их составить модель Ковчега, с техническим, насколько я понял, устройством его, я убеждаюсь, что это сказание Библия дает нам понять, что Ковчег был устроен в виде большой лодки, на что указывают слова: «сведи верх в локоть», т. е. на лодке сделай крышу, на что и указывают слова: и открыл Ной кровлю и посмотрел. Но надо заметить, что все меры, приведенные в Библии , относятся к внутренней стороне Ковчега, а не к наружной стороне его, т. е. в локоть были сведены все внутренние части как к верху, так и к низу и на концах. Ковчег был сделан из не гниющих деревьев, т. е. из свежих деревьев, которые на корне не начинали еще гнить, и обтесанных четвероугольных и плотно прилегавших друг к другу. Сказано: «осмоли его внутри и снаружи». Осмолить снаружи было необходимо – чтобы вода не приставала к дереву, а внутри – для очищения воздуха и для предохранения от промокания и гниения, в особенности нижней части Ковчега. «Сделай отделения в Ковчеге», т. е. разные помещения как для зверей, так и для скота, чтобы они не сбивались в кучи, отчего могло потеряться равновесие, – а также для птиц и разных гадов. Вместе с тем эти отделения были необходимой связью для прочности устройства Ковчега, чтобы он не мог распасться, – так как капитальные связи требуются не только при постройке большого корабля, но и большой лодки. «Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье». Мер разделения не сказано, но я думаю, что они были разделены на равные части – по 10 локтей, т. е. в Ковчеге, кроме дна и крыши, было еще два пола. Под первым полом поверх дна Ковчега находилось нижнее жилье: 1 оно могло быть также 10 локтей в середине, а бока сходились к боковым частям; там могли помещаться змеи и всякие гады; питаться они могли пометом и мочой людей, скота и зверей, который падал на дно Ковчега. Этим уничтожался дурной и вредный запах от помета, а дурной запах от гадов и зверей вообще уничтожался смоляным запахом от стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

Библия и наука о сотворении мира протоиерей Стефан Ляшевский Содержание Информация о первоисточнике Введение Часть I. Что такое " дни " творения? Шесть дней творения в свете современных геологических знаний Книга Бытия. Особенности ее написания Взгляд, которого придерживается современная наука о прошлом Земли Как богословская мысль относится к открытиям современной геологии Эволюционная теория. Ее ошибки Вселенная и человек как часть бесконечного Божьего мира Астрономический период истории Земли Первый день творения Второй день творения Геологический период истории Земли Третий день творения Четвертый день творения Пятый день творения Шестой день творения Седьмой день, когда Бог почил от дел своих Часть II. Первые люди на Земле. Что говорит о них Библия и данные современной археологии Предисловие Вопрос о Палеолите Учение о палеолитическом человеке Палеолитический период Антропология Палеолита Потомки Каина и потомки Сифа Всемирный Потоп. Почему его можно назвать " всечеловеческим " ? Новое человечество. Сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет Потомки Иафета на Западе. Неолитический период в Европе Часть III. Человечество Бронзового и Железного веков. Эпоха, предшествующая времени написания Библии Предисловие Потомки Сима. Семитическое царство. Вавилон Потомки Иафета на Востоке. Арийское ведическое царство Бронзовый и Железный века в Европе Часть IV. История человечества от Адама до Авраама. Первоначальная Ветхозаветная Церковь Введение Жизнь на Земле до Потопа Рай Бессмертный Адам. Существовала ли смерть в Раю? Дерево жизни Первое Богослужение на Земле Создание первых городов Быт потомков Адама Палеогеография Древнего Востока Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе? Жизнь после Потопа Ной. Создание Ковчега Территория, затопленная во время Потопа Возвращение Ноя на родину. Благословение Симу и Иафету История поисков Ноева Ковчега Создание Вавилонского и Египетского царств по библейским и археологическим данным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Воронеж. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Тихвино-Онуфриевская). Карта и ближайшие объекты Путникам, въезжающим в город с Чернавского моста по улице Степана Разина (прежде Поповорыночная), виден слева позолоченный купол маленькой церковки, стоящей на обрыве невысокого холма. Это Тихвино-Онуфриевская церковь. Во второй половине XVIII века она служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных. Об истории ее сооружения - позже, а пока несколько слов о двойном названии, которым обязана она главному храму и приделу. Основной престол церкви посвящался Тихвинской иконе Пресвятой Владычицы Богородицы, празднование дня обретения которой проходило 12 (25) июня. Икона Богородицы первоначально находилась в Константинополе. В 1383 году, носимая ангелами, она явилась на Руси. Остановилась икона при реке Тихвинке в Новгородской епархии; на месте ее чудесного явления в 1556 году был основан одноименный монастырь, где и сохранялась икона. В память ее чудотворных свойств нарекались храмы по всей Руси. Придельный алтарь обязан своим именем преподобным и богоносным отцам Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Это старцы-пустынники, изображавшиеся на иконах непременно с большими бородами, один из них жил в IV, другой - в VIII веках. В первой четверти XVIII века сюда, за городскую черту, переселился Потап Никитич Гарденин (1689-1746), ставший крупным фабрикантом - производителем сукна. Вскоре поблизости сложился целый комплекс жилых и производственных построек, обязанных своим существованием ему и его наследникам. Это жилой каменный дом (переулок Фабричный, 12) и две суконные мануфактуры, одна из которых известна под названием «Ноева ковчега» (улица 20-летия ВЛКСМ, 37), а другая -«Арсенала» (улица Степана Разина, 43). В апреле 1735 года П.Н. Гарденин направил прошение воронежскому епископу Иоакиму: «Желаю я, нижепоименованный, по намеренному своему обещанию, в граде Воронеже в Беломестной слободе, построить вновь святую каменного здания церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом, в котором желаю быть во имя преподобных Отец наших Онуфрия Великого и Петра Афонского из своего собственного единого кошта для того, что я от других градских церквей имею жительство в дальнем расстоянии, от которого в доме моем во всяких случившихся потребах бывает немалая нужда, за которую без церкви мне, нижепоименованному, никакой мерности пробавиться невозможно».  

http://sobory.ru/article/?object=00821

Таинство единства Церкви Священномученик Киприан Карфагенский. Таинство единства Церкви: Сб. писем/Сост. свящ. Александра Гумерова. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 368 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). В сборник вошли все дошедшие до нас письма священномученика Киприана, епископа Карфагенского († 258). Письма святителя и исповедника Христова, обращенные к самым различным адресатам, даны здесь в предполагаемом хронологическом порядке. Вопросы, которых касается в своих письмах священномученик Киприан, актуальны и для нынешнего времени — тема единства Церкви и благодатных даров, подаваемых через нее, наставления христианину, как хранить свою веру и возрастать в ней. Приводим отрывок из книги: «Воинов Христовых не убивают, а увенчивают» Семнадцать с половиной столетий отделяют нас от времени великого столпа Церкви святителя и мученика Киприана. Место его епископского служения, знаменитый Карфаген, сейчас — достояние истории, и только археологические раскопки и свидетельства современников говорят нам о его прежнем величии. Однако для православного христианина священномученик Киприан всегда близок и дорог. Священномученик Киприан прославлен приписываемыми ему афоризмами: «Кому Церковь не мать — тому Бог не отец», «Без Церкви нет спасения». Церковь дорожит наследием святителя Киприана и через века обращается к его учению о единстве Церкви Христовой, находя в нем утверждение для своей жизни и борьбы с вновь и вновь возникающими расколами и сектами. «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» , — писал священномученик Киприан. И свою сыновью любовь к Богу и Его Церкви святитель не только доказал епископским служением, которое все прошло в трудах на сохранение церковного мира и единства, но и засвидетельствовал мученической смертью. Родился будущий святитель в самом начале III столетия в городе Карфагене, в Северной Африке. Сегодня руины Карфагена, расположенные на окраине Туниса, открыты ту ристам. В III веке Карфаген был главным городом «в человека, чтобы привести человека к его небесному Отцу» . Сочинение «Три книги свидетельств против иудеев» представляет собой небольшой, но насыщенный цитатник из Ветхого и Нового Заветов. Первая часть, как пишет в предисловии сам составитель, содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде... и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части, которую Киприан составил, вероятно, позднее, на основе Священного Писания, кратко излагаются основные заповеди христианской нравственности.

http://pravoslavie.ru/6128.html

Ф. Вигуру (католик) Глава IV. – Потоп Деление главы Мы изложим в трех отделах: 1) историю потопа; 2) опровержение возражений против потопа и 3) историю Ноя после потопа. 1120 Отдел I – История потопа Потоп истребил весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства. – Ковчег. – Существование потопа, подтверждаемое всеобщим преданием, – Доказано ли оно также и геологией? – О всеобщности потопа. Что разумеют под потопом? – Потоп уничтожил весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства 1 . Слово потоп в его обыкновенном понимании обозначает всеобщее наводнение, уничтожившее весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства. Геологи дают название дилювия (diluvium) песочным и иловым образованиям, которые приписывают широким наводнениям, предварившим или открывшим современный период. 2 . Причиною Ноева потопа было развращение людей; он был наказанием Божиим. Ной, за святость своей жизни, вместе со своими детьми Симом, Хамом и Иафетом, был избавлен от потопа при посредстве ковчега, который Господь приказал ему построить. Ковчег плавал на водах и, по окончании великого переворота, остановился, вероятно, не далеко от того места, где был построенъ, 1121 на горах Армении, которые стали, таким образом, второю колыбелью человечества. Ной, по повелению Божию, взял с собою семь пар животных чистых и две пары нечистых, 1122 чтобы они могли, потом, вновь заселить землю. Ковчег Ноя Мы не знаем, какова была в действительности форма ковчега. Он назван по-еврейски thebäh, словом, встречаемым потом лишь в Исходе ( Исх.2:3:5 ), для обозначения маленькой тростниковой корзинки, в которую был положен Моисей, когда был подкинут на берег Нила. В Исходе thebäh представляет еврейскую транскрипцию коптского египетского слова (ϑβι). Мы можем сказать о ковчеге Ноя лишь, то, что это был род ящика. Оп был из дерева gopher, т. е. из кипарисового дерева, легкость и прочность которого делают его очень удобным для корабельных строений. Стенки ковчега были обмазаны внутри и снаружи корнег’ом или смолою, чтобы не пропускать воды. Он был разделен на известное число qinnim или жилищ, т. е. небольших отделений, наложенных друг на друга, на подобие трех этажей. Tsohar, отверстие давало вход свету, но мы не знаем, как оно было устроено.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Период второй. Введение в церковную историю Необходимость казни первого мира К целому миру отнести можно то, что сказал Пророк о народе Израильском; семя свято стояние его 46 . Мир дотоле стоит и процветает, доколе питается и возрастает в нем семя избранных. Когда сие семя оскудевает, тогда и основания мира потрясаются. Посему, когда первый мир подвергся крайнему расстройству по всем состояниям: по церковному – от нечестия и безбожия; по гражданскому – от преобладания исполинов, по семейственному – от сладострастия и роскоши, тогда Бог употребляет страшное превращение и всеобщую казнь, как последнее средство, с одной стороны прекратить успехи злых, а с другой предотвратить совершенное истребление добрых. Ее распространение на тварь несмысленную Вместе с развращенными человеками осуждается на погибель и несмысленная тварь. Ея страдания должны усугубить наказание тех, которые покорили ее суете своей, и сделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства. Предвозвещение потопа Прежде совершения сего мщения, Бог троекратно возвещает людям суд Свой. Сперва Он повелевает проповедать им, что не вечно могут они употреблять во зло Его милосердие, и что Он оставляет им на покаяние сто двадцать лет, в течение которых мера Его долготерпения должна исполниться 47 . Потом, когда сей кроткий зов к исправлению не имел успеха, Он хотел подвигнуть сердца страхом, повторив уже не условно, а решительно Свое определение об истреблении всех живущих на земле 48 . Наконец, когда пренебрежено и сие; тогда Бог обратился от всего рода человеческого к одному Ною; и, подтвердив ему о приближении времени Своего мщения, заповедал устроить ковчег для сохранения его и каждого рода животных от потопа. Доказательство упования Ноева Ной показал в сии страшные времена опыты своей веры и надежды на Бога. Тогда, как Он предсказывал общую гибель, столько был уверен о безопасности своей и своего потомства, что вступил в супружество, и дал жизнь трем сынам Симу, Иафету и Хаму. Строение ковчега, им совершенное, предполагает в нем твердое мужество в преодолении препятствий, и терпение в перенесении оскорблений со стороны неверующих. Понятие о ковчеге

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 18–29, 10, 1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.   Быт.9:18 .  Быша сынове Ноевы изшедшии из ковчега, Сим, Хам, Иафет: Хам же бяше отец Ханаань. Приступая к описанию происшествия, по поводу кото­рого произнесено Ноем пророчество о судьбе его потомков, бытописатель называет троих сыновей Ноя, потому что пророчество это к ним обращено. Но особенное внимание бытописатель обращает на сына Ноева Хама, и на Ханаана, младшего из четверых сыновей Хама ( Быт 10, 6 ). Это потому, что Хам принимал особенное участие в происше­ствии, описание которого следует, а Ханаан, как родона­чальник племен, обреченных Богом на истребление и на порабощение евреями, заслуживал преимущественного внимания читателей – евреев.   Быт.9:19 .  Трие сии суть сынове Ноевы: от сих разсеяшася [п][люди] по всей земли. Кроме троих названных сыновей были ли у Ноя другие, неизвестно. Если и были, они не оставили потомства, и род человеческий после потопа расплодился только от Сима, Хама и Иафета; других родоначальников после потопа не было, как и до потопа не было других родоначальников человечества, кроме Адама.   Быт.9:20 .  И начат Ное человек делатель [быти] земли, и насади виноград. «И начат Ное человек делатель быти земли: начал возделывать землю». Земледелие было и до потопа. Еще в раю человек должен был возделывать землю ( Быт 2, 15 ). По изгнании из рая человек осужден на тяжкие земледель­ческие труды ( Быт 3, 18 ). Каин был земделельцем ( Быт.4:2 ). После потопа трудности земледелия увеличились от того, что земля пропитана была соленой морской влагой, изрыта водой, покрыта наносными камнями и во многих местах обнажена от почвы. Нужда делает человека изобретатель­ным. Полагают, что Ной изобрел земледельческий плуг и первый приспособил к земледельческим работам волов, тогда как прежде человек возделывал землю заступом. – «И насади виноград» Вероятно и до Ноя люди питались виноградными ягодами, но виноградные деревья росли только в диком состоянии. Ной первый стал воспитывать их искусственным образом, в саду, и улучшать их естест­венные достоинства особенным уходом за ними, например очищением лишних побегов, прививанием и т. п. Он же первый сделал опыт приготовления вина из виноградного сока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дом, дома Дом, дома ( Ucx. XII, 7 , Лeb. VII, 26 ). Самыми общими жилищами или домами в глубокой древности, несомненно, были шатры или палатки, хотя в Свящ. Писании неоднократно упоминаются и пещеры (см. Пещеры ), как места временного жительства или укрывательства. Господствующий в те времена простой образ жизни, бродячая пастушеская жизнь и благоприятный климат в первоначально населенных частях земного шара делали наиболее удобными для жительства шатры, которые разных размеров и видов строились обыкновенно таким образом: в землю вбивались столбы или колья и над ними натягивалась покрышка из полотна или кожи, прикрепляемая к шестам посредством веревок. Распространи место шатра твоего, говорит пр. Исаия, расширь покров жилищ твоих! не стесняйся, пусти длинные верви твои, и утверди колья твои ( Uc. LIV, 2 ). Иногда они разделялись занавесками на несколько отделений, а пол в них устилался коврами или рогожами. Вместо двери прикреплялся к верху кусок полотна или холста, который можно было поднимать и опускать, смотря по надобности. Домашний очаг находился в углублении земли среди палатки, и в нем обыкновенно разводился огонь. Кухонные принадлежности того времени были очень немногочисленны и легко переносились с места на место. Иногда палатки богато украшались как внутри, так и снаружи. Шатры и палатки доселе еще составляют обычное место жительства некоторых диких восточных народов, как, напр., арабов, бедуинов. Наружным своим видом настоящие восточные палатки напоминают несколько нижнюю часть корабля, опрокинутого вверх дном. В древности подобные шатры устроялись иногда под тенью деревьев, как то видно из истории патриарха Авраама, имевшего свой шатер у дубравы Мамре ( Быm. XVIII, 1–4 ), или близ какого-либо ручья, или источника. В городах и домах евреи стали жить лишь по занятии Земли Обетованной, будучи до того времени по преимуществу народом не оседлым, но пастушеским; и, не без основания, можно думать, что искусство строения, или архитектура, было небезызвестно евреям еще с очень древних времен. Построение Ноева ковчега, независимо от Божественных указаний, конечно, требовало немало архитектурных сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Реальность после ковида пронизана болью Клинический психолог Ирини Тихонова-Борсатò — о том, как поддержать себя и других 12 июня, 2020 Клинический психолог Ирини Тихонова-Борсатò — о том, как поддержать себя и других «Посткарантинный человек видится мне выглядывающим из Ноева ковчега после непрекращающегося дождя. Он ступает на землю — знакомую, родную, но не ту. Он ищет то, что ожидал — улыбки, цветущие деревья, ясное небо, вишню в цвету, ежей на даче. А все имеет привкус «не того». Как пломбир из детства». Клинический психолог и научный журналист Ирини Тихонова-Борсатò работала в «красной зоне» во время эпидемии коронавируса в Ломбардии. Она рассуждает о том, почему мы все потерялись после карантина и как нам поддержать себя и друг друга. Режим самоизоляции и цифрового контроля сменяется в России режимом самосохранения. Социальная дистанция, ношение масок и перчаток в общественных местах и «изоляция» по желанию и возможностям должны стать новой реальностью этого лета. Реальностью, кажущейся многим сюрреалистичной.  Вероятно, обсуждать адекватность и целесообразность некоторых эпидемиологических действий стоит специалистам, которым все еще нужно с этой реальностью работать. И потомкам, которые пропустят все нововведения через призму научных знаний и критического мышления (как, например, ношение маски в спортзале или лесу).  Травма от смены режимов, потеря контроля над собственной жизнью, бытом и благополучием, страх болезни и смерти, социальная паники, изоляция, недостоверность и противоречивость информации, стигматизации любой модели поведения — от «ортодоксальной» (сидеть дома и соблюдать режим) до «диссидентской» (заговор, контроль, революция). Все это, боюсь, не даст возможности в действительности понять, что произошло, чего ждать, к чему готовиться и что делать.  И вместо нормализации собственного состояния и работы над возвращением к заветной «норме», большинство из нас пойдут, полагаю, по проторенной дороге — саморазрушение (реактивное поведение, «во все тяжкие») и поиск виноватых (я и «мой клан», врачи, путешественники, иностранцы, политики, те, кто был за, те, кто был против).

http://pravmir.ru/realnost-posle-kovida-...

свящ. Вадим Маркин Лекция 2 Времена патриархов (послепотопное время) Период второй – От Всемирного потопа до Авраама Всемирный потоп Быт. 7, 1–6 : Повеление Божие войти в ковчег. Быт. 7, 7–24 : События 28 потопа. Быт. 8, 1–12 : Убывание воды. Краткая историческая справка – Поиски Ноева ковчега: В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских, конечно, надо подразумевать – на горе Арарате. (Почему сказано об Арарате во множественном числе? Потому что есть Большой Арарат и Малый Арарат. В Библии, очевидно, речь идет о Большом Арарате. – Ред.). Это конусообразная гора вулканического происхождения, она начиная с 4.500 м. над уровнем моря и до самой вершины, покрыта вечным льдом; высота Арарата – 5.165 метров. Где остановился ковчег Ноя? Сказано было, что и вершины гор были покрыты водой, спустя полгода “прибывания воды великой бездны”, то есть, океана. В горах лед летом тает, и если бы корабль остановился ниже зоны вечных льдов, то сгнил бы и погиб бесследно. Если бы он остановился на самой вершине, то после потопа он покрылся бы мощным слоем льда и стал бы недоступен людям. Промыслом Божиим было так устроено, что он остановился в горном озере на высоте 5 км. Где глетчеры сползают с вершины и где ледяной покров значительно меньше. В холодные годы ковчег покрыт льдами и снегом и не виден – в жаркие же годы летом часть его обнажается, что, впрочем, бывает очень редко. 6-го июля 1955 года французский альпинист Фернанд (Фернан) Наварра со своим 15-летним сыном Габриелем нашел Ноев ковчег и сделал это открытие достоянием всего мира. Были произведены радиоактивным методом анализы привезенного им метрового куска дерева (шпангоута) корабля. Эти исследования показали, что дереву (дубу) 5 (пять) тысяч лет. Анализы были произведены в разных лабораториях, одна из них в Мадриде. Все фотографии, анализы и свидетельства приложены им к изданной книге на французском языке. Этому открытию предшествовали две не совсем удачные его экспедиции в 1952 и 1953 гг., так как доступ к ковчегу, даже для самых отчаянных альпинистов, чрезвычайно затруднителен, ввиду частых снежных бурь, грозящих гибелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010