60 «Ессеи», – читаем у Филона Александрийского, – «не едят ничего дорогостоящего, но лишь простой хлеб, приправленный солью, менее строгие в воздержании добавляют к нему еще иссоп. Питьем им служит родниковая вода. Все это смягчает голод и жажду – владык, которых природа поставила над смертными, – ничего не принося им в угоду, кроме самого необходимого, без чего нет жизни. Поэтому они едят только для того, чтобы не чувствовать голод, и пьют, чтобы не испытывать жажду. Они избегают пресыщения, – враждебного и опасного для души и тела». (Филон Александрийский. О созерцательной жизни, § 37). 61 Св. Иоанн Кассиан (7, 21). «Ессеи представляли собою религиозную секту, стремившуюся вне рамок официального иудаизма, жить в присутствии Бога, Которому они посвящали свою жизнь» (Новый ЗаветБрюссель, 1965, стр. 602). «Название их, как полагают, происходит от арамейского слова, означающего «врачи», т.е. «ессеи». Ипполит (Опровержение всех ересей, § 22) пишет: ессеи «много занимаются исследованием растений и камней, особенно интересуясь их действенной силой». Иосиф Флавий (Иудейская война, п. 8, 2–13, § 136) сообщает: ессеи «изучают свойства корней и камней для лечения болезней». Заложив в качестве фундамента воздержание, ессеи строят на нем и другие добродетели души. Они не пьют и не едят до захода солнца, так как полагают, что свет предназначен лишь для труда и созерцательных занятий, тьма же подходит для нужд тела. Поэтому они предназначили день для первого, а небольшую часть ночи – для второго. Те, в душу которых больше внедрилась страсть к знанию, вспоминают о пище через три дня. Иные же настолько бывают удовлетворены и наслаждаются изобилием мудрости, щедро предоставляемой их учением, что выдерживают в два раза дольше и едва отведывают необходимой пищи на 6 день. Они привыкают облегчать потребность в пище, как я думаю, песнями – как говорят о роде цикад, который питается воздухом (Филон Александрийский. О созерцательной жизни, § 34–35; цит. 97, 379, 386). 63 Спаситель внушает людям иное – основанное не на материальных соображениях и выгодах – отношение к Себе. «Вчерашняя чудесная пища укрепила вас, но только на короткое время; ныне вы уже опять хотите есть. Опять ли для вас умножать хлеб? Опять он укрепил бы вас не надолго. Нет, ищите у Меня другой пищи, которая бы «насыщала вас так, чтобы вы никогда не алкали» (71, 217).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Этот Завет, в свою очередь, делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего. Ветхий Завет , имея началом Первоевангелие ( Быт.3:15 ), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом – через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя (как это видно из 1Пет.3:18–20, 4:4–7 ), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах. Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о «Завете патриархальном» – до Моисея и о «Завете подзаконном» – от Моисея до Христа 26 . Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично – при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей 27 . Так как Израилю не удалось исполнить закон Моисея, Бог обещал им заключить новый договор. Словосочетание «Новый Завет» впервые упоминается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ( [бэрит ха-даша]), не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31–32 ). Под домом Израиля и Иуды пророк имеет в виду весь народ Божий, а через них Завет должен распространиться на всех людей. Термин «Новый Завет» (Καιν Διαθκη [кэни диафики]) появляется во второй части Священного Писания несколько раз. Господь наш Иисус Христос говорит о заключении Нового Завета во время Тайной вечери. Этот новый союз заключается через Его смерть ( Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ). Св. ап. Павел неоднократно упоминает Новый Завет в своих посланиях ( Рим.11:27 ; 1Кор.11:25 ; 2Кор.3:6 ; Гал.3:17, 4:24 ; ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

1981. Vol. 56. P. 296-335; idem. Duns Scotus " Concept of Man: A Philosophical-Theological Anthropology//Ibid. 1983. Vol. 58. P. 263-305; Bridges G. G. The Problem of the Demonstrability of Immortality//John Duns Scotus: 1265-1965. Wash., 1965. P. 191-209; Docherty H. The Brockie Forgeris//The Innes Review. Glasgow, 1965. Vol. 16. P. 79-129; idem. The Brockie mss. and Duns Scotus//De doctrina Ioannis Duns Scoti. R., 1968. Vol. 1. P. 329-360; Dumont R. The Role of the Phantasm in the Psychology of Duns Scotus//The Monist. La Salle, 1965. Vol. 49. N 4. P. 617-633; Emmen A. Wilhelm von Ware, Duns Scotus " Vorläufer in der Immakulatalehre//Antonianum. 1965. Vol. 40. P. 363-394; John Duns Scotus: 1265-1965/Ed. J. K. Ryan, B. M. Bonansea. Wash., 1965. (Studies in Philosophy and the History of Philosophy; 3); Prentice R. P. Primary Efficiency and its Relation to Creation: Infinite Power and Omnipotence in the Metaphysics of John Duns Scotus//Antonianum. 1965. Vol. 40. P. 395-441; idem. The One and Unique Nature Possessing the Four Primacies of Efficiency, Eminence, Finality and Exemplarity, According to the Reportata Parisiensia of Duns Scotus//Ibid. 1966. Vol. 41. P. 278-298; Iammarrone L. Il problema della creazione nel pensiero di Giovanni Duns Scoto//Miscellanea Francescana. 1966. Vol. 66. P. 401-447; idem. Contingenza e creazione nel pensiero di Duns Scoto//Deus et homo ad mentem I. Duns Scoti. R., 1972. P. 461-480; idem. Dio Uno e Trino in Giovanni Duns Scoto//Dio. Bologna, 1978. P. 93-128. (Problemi di attualità; 1); idem. La semplicità divina nel pensiero del B. Giovanni Duns Scoto//Miscellanea Francescana. 1997. Vol. 97. P. 100-113; idem. Giovanni Duns Scoto metafisico e teologo: Le tematiche fondamentali della sua filosofia e teologia. R., 1999, 20032. (I maestri francescani; 10); idem. La dinamica della vita trinitaria nel B. Giovanni Duns Scoto e in alcuni teologi contemporanei//Miscellanea Francescana. 2008. Vol. 108. P. 40-82; Odoardi G. Patria, cimma e anno di nascita del B.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Закон Господень или Закон Божий. Когда Господь избрал еврейский народ, Он дал ему через Моисея свод законов, который регулировал все сферы жизни в соответствии с волей Божией. Этот свод законов именуется словом [тора]. В большинстве случаев этот термин переводится как «Закон» или «Закон Моисеев». Однако значение слова чрезвычайно широко: оно включает в себя и некое предписание, и отдельные заповеди, и весь кодекс законов, данные Богом. В древнегреческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) передаётся словом νομς [номос]. Однако словосочетанием «Закон Божий» часто обозначают не только Пятикнижие Моисеево, но и всё Писание. Например, «… не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» ( Ин.10:34 ). Здесь содержится ссылка на Пс.81:6 «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Ветхий и Новый Завет. Библия разделяется на Ветхий Завет и Новый Завет. Конечно, до пришествия Христа разделения на Ветхий и Новый Завет не существовало, было только одно собрание Священных книг. Но после того как были написаны другие библейские книги, Церковь стала различать Ветхий и Новый Завет. Слово «Завет» [берит]) можно перевести с еврейского языка как «соглашение», «договор», «союз». На греческий язык было переведено словом διαθκης [диафикис], то есть «завещание» или «завет». Этот союз заключается между Богом и человеком ради духовного наставления и блага человечества Завет неизменен, человечество может принять или отвергнуть его, но не может его изменить. «Завет» — это распространённое в Библии слово. В ней описывается несколько заветов, самый известный из них — закон, данный Моисею. Так как Израилю не удалось исполнить закон Моисея, Бог обещал им заключить новый завет. Термин «Новый Завет» впервые упоминается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (), не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31-32 ). Под домом Израиля и Иуды пророк имеет в виду весь народ Божий, а через них завет должен распространиться на всех людей.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Завет с Давидом ( 2Цар. 7:12–13, 16 ; Пс. 131 ) Это завет вечного, Мессианского царства с Давидом и родом его. Господь избирает Сион, как гору Своего Царства, которое должно вполне раскрыться через Сына Давидова. Завет мессианского Потомка заключен с родом Давидовым. Мессия – сын Давидов. Завет с Зоровавелем ( Агг. 2:4–9 ) Вернувшимся из Вавилонского плена иудеям, уже не возвращается больше царство. Восстанавливается только храм. Завет с Зоровавелем и великим иереем Иисусом, сыном Иоседековым, касается второго храма, храма Зоровавеля. Этот храм будет стоять до наполнения его славой Мессии, в него войдет Мессия. Завет второго храма. Новый завет в крови Иисуса Христа Завет Бога с людьми через явившегося Мессию. Явление царства Мессии. Время усвоения людьми спасительных плодов искупительного подвига Иисуса Христа. Завет распространяется на всех людей и все народы, входящие в церковь Христову. Печать завета – крещение. Завет вечности Завет восьмого дня, во втором пришествии Иисуса Христа. Новое небо и новая земля. Царство Божие в Новом Иерусалиме. Бог все и во всем. Союз-завет Божий со всем мирозданием, всем творением. Таково раскрытие Божия завета, единого завета с творением в историческом времени и области (пространства) его действия. Первые шесть Заветов, так или иначе, именуются христианами Ветхим Заветом. Все они объединены тем, что они были до пришествия Мессии, в домессианскую эпоху. При этом, фактически, все они весьма различны и по своему содержанию, и назначению, и по кругу людей, на которых они распространены. Можно отметить некое сужение этого круга, которое во времени образует, как бы, некий перст, указующий на Христа. Весь род человеческий Второе человечество Потомки Авраама Израиль Род Давида Храм Знаменательно, что число, предваряющих Мессию, Заветов – шесть, число Ветхого Завета. Семь – число Божественной полноты, оно составляется из трех и четырех. Три – число Бога, четыре – число тварного мира. В семи соединены Бог и созданное Им творение, это полнота (πλρωμα), явленная в Боговоплощении. Восьмой Завет – за полнотой исторических времен, в нескончаемом дне вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1172 Савва 1858, 186; Горский, Невоструев 1859, 288–307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др. 1965. 153, Грибов 2002, 106–107. 1174 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193–205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 194. 1178 «Дв книги Иоанна описателя Лствицы, писаны в десть», «Книга Лствица писмяная в полдестъ в доскахь», «Книга Лственникъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ десть», две «книги Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичникъ съ толкованиемъ въ полъдесть на харать», «Книга Лствичникъ въ десть на харатъ», «Книга третья Иоанна Лствичника въ десть», «Книга Предзрние Святые Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичнйкь с толкованиемъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1183 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50–110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39–40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1185 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерикъ Скитцкий въ десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1191 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306–314 387); Покровский 1916, 111, 124–125; Щепкина и др. 1965, 206–207. 1193 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 199. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 380); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 152. 1200 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288–302 385); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 214. 1205 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173–195; Соболева 1990, 75–83; Панич 1992, 17–28. 1209 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164–178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, л. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплёте, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам с начала подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1171 Савва 1858,186; Горский, Невоструев 1859, 288 – 307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др 1965. 153. Грибов 2002, 106 – 107. 1173 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193 – 205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др 1965, 194. 1177 «Две книги Иоанна описателя Лествицы, писаны в десть», «Книга Лествица писмяная в полдесть в досках», «Книга Лественник в десть», «Книга Иоанна Лествичника в десть», две «книги Лествицы в полъдесть», «Книга Лествичник с толкованием в полъдесть на харатье», «Книга Лествичник в десть на харатье», «Книга третья Иоанна Лествичника в десть», «Книга Предзръние Святые Лествицы в полдесть», «Книга Лествичник с толкованием в десть», «Книга Иоанна Лествичника в полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1182 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50 – 110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39 – 40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1184 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерик Скитцкой в десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1187 Горбунова. Лукьянова 2003, 92 – 93, 96 – 97, 100 – 101, 104 – 106; Поздеева 2004, 424 – 426, 428 – 432. 1190 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306 – 314 Покровский 1916, 111, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 206 – 207. 1192 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др 1965, 199. 1198 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 152. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288 – 302 385); Покровский 1916,129; Щепкина и др. 1965, 214. 1204 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173 – 195; Соболева 1990, 75 – 83; Панич 1992, 17 – 28. 1208 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164 – 178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, д. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплете, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам сначало подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письма о горнем и дольнем/Сост.: К. И. Кривошеина. СПб., 2010; он же. Богословские труды. Н. Новг., 2011; Куломзин Н., прот. Памяти еп. Кассиана (29.02.1892 - 04.02.1965)//ВРСХД. 1965. 2(77). С. 42-50; idem. (Koulomzine). Monseigneur Cassien (1892-1965): Sa vie et son uvre//La Pensée Orthodoxe [ПМ. Вып. 12]. 1966. N 1(12). P. 107-127; Cazelles H. In memoriam…//Messager ACER. 1965. N 29/30. P. 44; Kniazeff Al. In memoriam…//Ibid. P. 40-42; Meletios, mgr. In memoriam…//Ibid. P. 42-43; Mgr. l " Eveque Cassien (1892-1965)//Irénikon. 1965. T. 38. Р. 101-103; Schmemann A., pr. In Memoriam: Bishop Cassian (Bezobrazov)//SVTQ. 1965. Vol. 9. N 1. P. 3; За рубежом: Белград-Париж-Оксфорд: Хроника семьи Зерновых/Под ред. Н. М. и М. В. Зерновых. П., 1973; Мень А., прот. К истории рус. правосл. библеистики//БТ. 1987. Сб. 28. С. 272-289; он же. Кассиан (С. С. Безобразов)// Он же. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 2. С. 35-37; Batalden S. K. The Politics of Modern Russian Translation//Bible Translation and the Spread of the Church: The Last 200 Years/Ed. Ph. C. Stine. Leiden, 1990. Р. 68-80; Азиатцев Д. Б. Безобразов С. С.//Сотрудники Рос. нац. б-ки - деятели науки и культуры: Биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1: Имп. Публичная б-ка, 1795-1917. С. 80; он же. Безобразова (Холостова) Л. В.//Там же. 1999. Т. 2: Гос. Публичная б-ка в Ленинграде, 1918-1930. С. 87-88; Зайцев Б. К. Дни. П.; М., 1995. С. 367-370; Зеньковский В., прот. Мои встречи с выдающимися людьми//ЗРАГ. 1995. Т. 27. С. 15-16; Elliott M. Translating the Russian Bible//East-West Church and Ministry Report. Wheaton (Il.), 1999. Vol. 7. N 2. P. 7-9; Братство святой Софии: Мат-лы и док-ты, 1923-1939/Сост.: Н. А. Струве. М., 2000; Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). М., 2000. С. 115-120; Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и еп. Гаврииле (Чепуре). М., 2002; Руло Ф. Еп. Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний// Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и Духом: Толкование на Евангелие от Иоанна.

http://pravenc.ru/text/1681269.html

В 1834 г. место погребения П., находившееся на правой стороне подклета Никольской ц., представляло собой «гробный растреснувшийся и обращающийся в песок камень, над коим сделан небольшой деревянный, несколько возвышенный обруб, покрытый парчовым покрывалом» (Там же. Л. 2). Кроме того, около Покровской ц. были найдены остатки колодца, выкопанного «по преданию предков самим оным иеромонахом Пафнутием»; при возобновлении этого колодца в нем был «найден медный крест, в дереви врезан на самом дне», к-рый после извлечения покрыли серебром и позолотой (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58). Крест хранился в Никольской ц., в наст. время его местонахождение неизвестно. Паломники ради исцеления от болезней служили панихиды у гроба П., а также пили воду из колодца святого, смешанную «с песком от его надгробия» (ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 158. Л. 6 об.; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58 об., 59). Панихиды совершались вплоть до 20-х гг. XX в. (Жизнеописания. 2015. С. 328). По благословению еп. Амвросия в Никольской ц. была заведена книга для записи чудес по молитвам П. (ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 158. Л. 6 об.; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58). Сохранился лишь краткий «Реестр видевшим сновидения и получившим исцеления людям» (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58 об.- 59 об.). В нем описаны 11 чудес, зафиксированных с окт. 1833 по февр. 1839 г. В основном это исцеления жителей Балахны, Н. Новгорода, крестьян Нижегородской и Костромской губерний от душевных болезней: «черной тоски», «злобы» и «кликоты». Запись в «Реестре...» от 1 окт. 1833 г. зафиксировала чудесное явление П. во сне смотрителю Балахнинского уч-ща титулярному советнику П. П. Павловскому, во время к-рого святой указал точное местоположение своей могилы на сев. стороне подклета Никольской ц. Согласно описанию Павловского, П. предстал ему монахом в возрасте ок. 50 лет, одетым в рясу, клобук, с четками в руках. В Синодике Троицкой кладбищенской ц. Балахны, составленном в 60-х гг. XIX в.- 1907 г. (ныне хранится в фондах Балахнинского музейного историко-художественного комплекса: БРМ-3153/ПИ-82), встречается более 70 семейных поминаний, в начало которых жители Балахны и Н. Новгорода вписывали «иеромонаха Пафнутия» (очень часто вместе с именем «иеромонаха Серафима», т. е. прп. Серафима Саровского).

http://pravenc.ru/text/2579802.html

Говорящие по-гречески иудеи верили, что διαθκη является завещанием Бога, и тем самым исключали понимание Завета с Богом как равноправного двухстороннего соглашения 20 . Именно это значение было принято в христианстве. В Послании к евреям 9:15–23 указывается на то, что смерть Божественного Завещателя открыла чадам Божиим право на вечное наследство 21 . Ветхий и Новый Завет . Библия разделяется на Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Конечно, до пришествия Христа этого разделения не существовало, было только одно собрание Священных книг. Но после того как было записано благовестие о Христе, Церковь стала различать книги Ветхого и Нового Завета 22 . Славянский и русский термин «Ветхий Завет» является переводом древнегреческого словосочетания Παλαι Διαθκη [палэа диафики]. Древнегреческое слово παλαις [палэос] означает буквально «прежний, «тот, что был раньше», т.е. «старый», «старинный», «давнишний» или «древний» 23 . Словосочетание «Ветхий Завет» в Священном Писании и христианском богословии используется в трёх значениях. Во-первых, это один из этапов единого договора, заключённого Богом с человечеством. Этот единый Завет Бога с людьми распадается на несколько этапов 24 . Прежде всего, он разделяется на два Завета«Завет первобытный» или «дел» который действовал до грехопадения и «Завет благодати» или «Восстановленный Завет» после грехопадения. Началом «Завета дел» со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества ( 1Пет.1:20 ). Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены ( Быт.3:15 ). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. «Завет дел» – это союз между Богом и Адамом , по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение – смерть 25 . «Восстановленный Завет», начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. «Завет благодати» – это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и христиане входят в Завет благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010