Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский Родился 9 июня 1856 года. В 1875 году окончил Пажеский корпус, он состоял в военной службе. В 1890 году в чине полковника вышел в отставку. 28 Февраля 1893 г. рукоположен во иерея Московской Синодальной Конторы. В 1898 году овдовел и принял монашество. В 1899 году назначен настоятелем Спасо-Ефимо-Суздальского монастыря. В 1904 году – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 10 апреля 1905 года хиротонисан во епископа Сухумского. Хиротония состоялась в Москве в Успенском соборе. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир, епископ Григорий, вик. Московский и другие. С 3 февраля 1906 года – епископ Орловский и Севский. В Орловской епархии он деятельно проводил возрождение христианской жизни в народе. Для этой цели он распространял среди духовенства литературу, проводил частые собеседования и умножал благотворительность среди народа. С 16 септ.1908 года – епископ Кишиневский и Хотинский. 16 мая 1912 года возведен в сан архиепископа. В течение семи лет, которые он находился в Бессарабии, вел настойчивую борьбу с «Иннокентьевщиной» – зловредным движением, опасным для народной молдаванской массы. С 20 марта 1914 года – архиепископ Тверской и Кашинский. В этом же году награжден крестом на клобук. Осенью 1917 года постановлением съезда духовенства и мирян удален с Тверской епархии за очень суровое управление и крайне строгое обращение с духовенством. Участник Священного Собора 1917–1918 гг. в Москве. В 1918 году возведен в сан митрополита, назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру, на которую он не вступил. Остался в Москве. С февраля 1928 года – митрополит Ленинградский. С сентября 1933 года проживал на покое в окрестностях Москвы (ст.Малаховка, Казанской ж.д.) почти до самой смерти. Скончался 30 января ст./ст. 1938 года. Глубоко чтил память преп. Серафима Саровского и был инициатором открытия его мощей. Еще в 1913 году исходатайствовал для себя разрешение, по кончине быть погребенным в основанной преп. Серафимом Дивеевской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_59842.html 28 ноября 2008 Патриарх Алексий II: " Информационное поле церкви должно постоянно обновляться " Источник:  http://www.rian.ru/Риа-новости Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй призвал участников Третьего Международного православного фестиваля СМИ " Вера и слово " обновлять и наполнять новым содержанием церковные издания и программы, чтобы повысить их эффективность в современном обществе. " Информационное поле церкви должно постоянно обновляться, наполняться новым содержанием, дабы свидетельствовать о высоких духовно-нравственных идеалах православной веры, помогая людям сознавать свое христианское призвание в условиях современного мира " , – отметил Алексий Второй в приветствии участникам фестиваля. Патриарх выразил надежду, что форум обсудит новые тенденции и перспективы церковной журналистики, послужит профессиональному росту и творческой активности руководителей и сотрудников православных СМИ. Главная же задача этих СМИ – " содействовать церкви в ее спасительном служении " . " Церковные журналисты по слову апостола Петра должны быть " всегда готовы... дать ответ с кротостью и благоговением " (1 Петр. 3:15), владеть словом и обладать умением достойно донести его до зрителя, слушателя или читателя ? это особое искусство, которое приобретается усердным и кропотливым трудом " , – отметил Алексий Второй. По его оценкам, информационная деятельность православных СМИ сегодня является все более востребованной, к мнению церкви прислушивается не только церковное, но и светское общество. " Сотрудничество и конструктивная работа с представителями светской журналистики становится взаимополезным и плодотворным, что увеличивает меру ответственности церковной прессы и ставит перед ней новые задачи " , – подчеркнул патриарх. Третий Международный православный фестиваль СМИ " Вера и слово " открылся во вторник в подмосковном пансионате " Лесные дали " . В церемонии открытия приняли участие управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель " МедиаСоюза " Валерий Фадеев, председатель Издательского совета РПЦ протоиерей Владимир Силовьев, член Общественной палаты, вице-президент " МедиаСоюза " Елена Зелинская, руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, представители Православной церкви Чешских земель и Словакии и Православной церкви в Америке, наместник возрождающегося подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), пресс-секретарь предстоятеля Украинской православной церкви протоиерей Георгий Коваленко.

http://religare.ru/2_59842_1_21.html

  Презентацию открыл Сергей Худяков, директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское», который отметил, что храм Вознесения Господня— одна из жемчужин русской и мировой архитектуры. В 1994 году он был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Выпуск издания приурочен к 20-летию этого события, 90-летию музея-заповедника «Коломенское» (сейчас МГОМЗ) и 480-летней годовщине строительства храма, освященного осенью 1532 года, к которой музей провел специальную конференцию в 2012 году. Делясь своими мыслями о книге Сергей Худяков сказал: «Церковь Вознесения Господня, освященная в память одного из главных евангельских событий, построена в последние годы правления князя Московского Василия III. С годами она стала привычной составляющей дворцового ансамбля в селе Коломенском — родовой загородной резиденции московских великих князей и царей. Значение храма переоценить невозможно: он дал начало своеобразному направлению национальной архитектуры — каменным шатровым церквям, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. Наиболее известными памятниками этого стиля стали Покровский собор на Красной площади, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и некоторые другие храмы второй половины XVI – первой половины XVII века. В XVII–XIX веках шатры передали свою характерную форму русской колокольне.  Начиная с эпохи Петра I, когда отношение к русской старине стало пренебрежительным, о храме начали забывать. Лишь во второй половине XIX века, когда средневековое русское искусство стало вызывать интерес у историков, храм вновь оказался в центре внимания архитекторов. Почти столетие проводились значительные реставрационные работы, завершившиеся лишь в 1970-х гг., которые позволили окончательно осознать значение памятника как бесспорного шедевра национального зодчества». Он рассказал, что в 2000-х гг. музей предпринял очередное обновление храма Вознесения Господня, и результат всех исследований последних десятилетий наиболее полно отображен в представляемом издании.

http://e-vestnik.ru/news/tserkov_voznese...

Аполлос, епископ Архангельский и Холмогорский (Байбаков Андрей Дмитриевич) Родился в 1745 году в Малороссии. С 1759 по 1767 год учился в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1767 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1770 году, окончив курс, поступил на должность корректора при университетской типографии. В 1772 году определен учителем поэзии в Московскую духовную академию. В 1774 году пострижен в монашество и назначен катехизатором и преподавателем риторики. С апреля 1775 года – ректор Троицкой духовной семинарии. В 1782–1783 годы был наместником Троице-Сергиевой лавры. 17 декабря 1783 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной академии. В декабре 1785 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. В 1786 году назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 5 июня 1788 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. 26 октября 1798 года переведен на Архангельскую кафедру. С 16 октября 1799 года именовался Архангельским и Холмогорским. Скончался 14 мая 1801 года. Погребен в Холмогорском Преображенском соборе. Епископ Аполлос принадлежал к славной плеяде выдающихся учеников знаменитого митрополита Платона (Левшина ; †1812) и был известен в свое время как хороший проповедник, плодовитый писатель. Его произведения очень многочисленны и разнообразны. Кроме переводов и сочинений богословского характера он написал несколько руководств по теории словесности и др. В 1786 году Российская Академия наук единогласно избрала его своим членом. Труды: Правила пиитические российского и латинского стихотворения. – М., 1774, и 10-е изд. – М., 1826. Иеффай. Священная трагедия. – М., 1778; 2-е изд. – М., 1782. Натура и благодать, или некоторые существенные различия между чувствованиями натурального человека и человека духовного, в рассуждении вечного спасения, с приложением таблиц о должностях и качествах человека. – М., 1785. Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784 г. с присовокуплением нужных рассуждений для чтения на каждый день, наставления, как читать Священное Писание , и многих весьма любопытных известий. – М., 1784.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн В Москве прошел семинар для ответственных за церковную реабилитацию в ставропигиальных монастырях 4 апреля 2024 г. 15:27 2 апреля 2024 года комиссия Московской (городской) епархии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, провела семинар для ответственных за церковную реабилитацию в ставропигиальных монастырях. Мероприятие, в котором приняли 22 человека, состоялось в Миссионерском центре преподобного Иосифа Волоцкого при храме Преображения Господня в Старом Беляеве г. Москвы. Открыл мероприятие председатель комиссии протоиерей Роман Марков, рассказавший об истории создания комиссии и основных принципах и направлениях ее работы. Особое внимание он уделил реабилитации отпавших и присоединению их к Православию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Далее слово было предоставлено архимандриту Феофилакту (Безукладникову) , настоятелю Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря , который отвечает в комиссии за реабилитационную работу в ставропигиальных монастырях. Архимандрит Феофилакт остановился на практических вопросах организации церковной реабилитации в монастыре, рассказал об основных этапах этой деятельности, отметил особенности ее организации в удаленных от столицы обителях. В ходе второй части семинара с сообщением «Вопросы чиноприема в Православную Церковь» выступил член комиссии В.В. Юдин. Далее к участникам обратился член комиссии А.И. Солодков, представивший доклад «Опыт организации и проведения церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия», в котором были изложены наработки за более чем 25 лет миссионерской работы в г. Москве с людьми, пострадавшими от сект и лжеучений. В завершение выступил член комиссии диакон Александр Карпов, который рассказал об основных итогах работы комиссии за шесть лет ее существования. Далее участники встречи имели возможность задать вопросы и обсудить организационные задачи. Московская (городская) епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/6118157.ht...

В Московском университете состоятся Сергиевские чтения Москва, 4 апреля 2006 г . 13 апреля 2006 г . в 16:00 в конференц-зале I корпуса гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова состоится открытие XXXIV Сергиевских чтений, сообщает оргкомитет чтений. На XXXIV Сергиевских чтениях с докладами выступят: М.А.Маслин (Московский университет) – «Памятные даты нынешнего года». А.А.Пауткин (Московский университет) – «Игумен Даниил и его невольные «соавторы». К 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю». Архимандрит Платон (Игумнов) (Московская Духовная академия) – «Тема доклада будет объявлена дополнительно». С.Л.Яворская (Историко-краеведческий музей, г. Домодедово) – «Образ Креста в русском сознании XVII в. К 350-летию Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря». А. С. Новикова (Московский университет) – ««Поучение о моровой язве» святейшего патриарха Никона (культурно-исторический аспект). К 200-летию А.Н.Муравьева». И.В.Моклецова (Московский университет) – «Рассуждение о патриархе Никоне в «Истории Российской Церкви» А.Н.Муравьева». Н.В.Масленникова (Московский университет) – «А.Н.Муравьев о Новом Иерусалиме». А.П.Лободанов (Московский университет) – «Эпистолярный жанр в русской культуре XIX и «Римские письма» А.Н.Муравьева». Е.В.Путинцева (храм Всех святых в Красном Селе). – «Паломничество А.Н.Муравьева к мощам св. Николая Мир Ликийских Чудотворца в Бари " . А.Н.Стрижев (Союз писателей России) – «А.Н.Муравьев и Ф.И.Тютчев». И.Максутов (Московский университет) – ««Письма о богослужении» А.Н.Муравьева». А.П.Козырев (Московский университет) – «Памяти К.Н.Леонтьева. К 175-летию со дня рождения». А.И.Власенко (Московский университет) – «Славянофильская мысль И.В.Киреевского. К 200-летию со дня рождения». Чтения проведёт писатель А.Н.Стрижев. На XXXIV Сергиевских чтениях будет представлен документальный фильм и книга «Сергиевские чтения» (сборник статей и материалов конференций 1990-2001). Главный редактор и составитель новой книги, посвященной проблемам православных славянских культур, а также автор комментария – Н.В.Масленникова. Среди авторов – профессора и преподаватели Московского государственного университета, Российской академии наук, Московской Духовной академии, Владимирской Духовной семинарии, Белградского университета, священослужители из России и Болгарии. Сборник состоит из четырех разделов: «Доклады и статьи», «Сербские страницы», «К 120-летию Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Богучарского», «Архив».

http://pravoslavie.ru/16895.html

В убранстве 200 новых храмов Москвы используют современные технологии, облик каждого будет индивидуальным 13 июля, 2012. Новостная служба Благоукрашением 200 новых храмов Москвы будет руководить член Патриаршего совета по культуре, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье протоиерей Леонид Калинин. 13 июля. ПРАВМИР. Благоукрашением 200 новых храмов Москвы будет руководить член Патриаршего совета по культуре, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье протоиерей Леонид Калинин. К сотрудничеству отец Леонид будет приглашать только первоклассных специалистов: членов Российской академии художеств, искусствоведов, художников, скульпторов, в том числе тех экспертов, которые сейчас трудятся над воссозданием Ново-Иерусалимского монастыря. «Внутреннее убранство новых храмов будет выдержано в традициях московской школы иконописи. Будут использоваться современные технологии и материалы, в том числе зарубежных производителей. Это позволит достичь как высокой цветопередачи, так и долговечности. Интерьер, роспись, иконостас — эти три элемента являются «лицом» храма», — сказал священник, слова которого приводит Интерфакс-Религия. Он заверил, что внутренний облик каждой церкви будет индивидуальным. Отец Леонид — художник по образованию, член Союза художников России. В свое время он принимал активное участие в благоукрашении храма Христа Спасителя, руководил реставрацией Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке (позже этот храм получил статус лучшего здания в городе). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/vo-vnutrennem-ubranstv...

Второй номер журнала " Храмоздатель " , январь 2013 г. 10 января 2013 г. 18:11 Вышел второй номер журнала " Храмоздатель " , специального приложения к ЖМП Вышел в свет второй номер журнала " Храмоздатель " — специализированного приложения к " Журналу Московской Патриархии " о проектировании, строительстве, реставрации и содержании храмов. Главная тема номера — деревянное зодчество. Древесина — один из наиболее доступных и относительно недорогих материалов, из которого и сегодня строятся храмы. Однако его недолговечность и низкие противопожарные характеристики вынуждают храмоздателей отказываться от дерева в пользу бетона и кирпича. На страницах журнала специалисты делятся опытом по выбору стройматериалов для деревянного храма, приводят примеры инновацонных технологий, дают рекомендации по эксплуатации уже готового здания. Во втором номере журнала " Храмоздатель " редакция продолжает освещать ход строительства новых двухсот храмов в спальных районах Москвы — беспрецендентного совместного проекта Церкви, государства и общества. Первые итоги программы в беседе с ответственным редактором журнала Сергеем Чапниным подводит депутат Государственной Думы, советник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства Владимир Ресин. В рубрика " Реставрация " пойдет рассказ о восстановлении Ново-Иерусалимского монастыря. Корреспондент " Храмоздателя " сам побывал на строительной площадке, чтобы выснить все тонкости непростого процесса реставрации. Справка: Журнал " Храмоздатель " выходит с июля 2012 года раз в квартал в формате А4 на 64 полосах, тиражом 7-10 тыс. экз. Издание ориентировано не только на специалистов в области архитектуры, но и на священнослужителей и мирян, которые интересуются вопросами храмового зодчества и церковного искусства в целом, или сталкиваются с практической необходимостью строительства и реставрации храма. В 2012 году " Храмоздатель " будет распространяться среди настоятелей храмов в качестве бесплатного приложения к " Журналу Московской Патриархии " . Отдельно приобрести журнал можно будет в магазинах Издательства Московской Патриархии " Православная книга " .

http://e-vestnik.ru/news/vyshel_vtoroy_n...

Иларион, епископ Крутицкий (Сарский и Подонский) (Григорович) Родился 20 декабря 1696 года в г. Соснице, на Украине. Окончил Киевскую духовную академию. В 1721 году пострижен в монашество в Киевском Братском монастыре и определен учителем в Киевской духовной академии. Из академии перешел в Харьковский коллегиум преподавателем и проповедником. В 1726 году назначен префектом. В 1733 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорской обители Белгородской епархии, откуда переведен в Никольский монастырь г. Белгорода. В 1740 году перемещен в Саввино-Сторожевский монастырь (Московская епархия). В 1743 году переведен в Чудов монастырь. С 17 декабря 1744 года – архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 15 марта 1748 года – член Святейшего Синода. 22 мая хиротонисан во епископа Крутицкого. Скончался 3 декабря 1760 года. Погребен в усыпальнице, под придельным храмом прежнего Крутицкого архиерейского дома. Епископ Иларион 12 лет управлял Крутицкой епархией и считался одним из самых замечательных архипастырей за все годы, предшествовавшие его святительству на Крутицах. Он стяжал в Москве славу человека богоугодной жизни, снискал любовь народа. Его считали святым. Епископ Иларион в течение ряда лет участвовал в исправлении славянской Библии. Он занимался и литературными трудами. Труды: Слово в Неделю шестую по Пасхе. – М., 1742. Слово на Новый год. – М., 1747. Слово на тезоименитство императрицы Елизаветы Петровны. – М., 1748. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 239, 641; ч. 2. – С. 353; ч. 6. – С. 879, 893. Леонид, иеромонах. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876. – С. 65, 110. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 1-е изд. – СПб., 1895. – С. 67. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исследование, реабилитирующее патриарха Никона, обсудят в РАГС Москва, 20 сентября 2007 г. В Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) в четверг состоится защита докторского исследования Вильяма Шмидта " Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации " . Диссертация заслужила внимание не только ученых, но также патриархов и госдеятелей в России и за рубежом.  " Тема приобретает наибольшую актуальность именно сейчас, потому что, на мой взгляд, в работе решается та самая важная проблема - государственной идеи, которую мы все ищем и найти не можем " , - сказала РИА Новости завкафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС, профессор Ольга Васильева.  По ее словам, исследование имеет " гражданское звучание " , поскольку может " совершенно спокойно использоваться в современной России " для регулирования социально-политической жизни общества, совершенствования общественно-институциональных отношений и отношений с международным сообществом.  " О Никоне вроде бы написано много, но глобальных работ давно уже не было " , - отметила профессор Васильева.  Конечно, не все в диссертации бесспорно, но несомненной заслугой автора профессор считает введение в научный оборот огромного количества документов, касающихся Никона, в том числе собственноручных сочинений патриарха. Многие из этих источников и до революции, и после находились в закрытых архивах.  Шмидт посвятил реабилитации Никона, чье имя связывается в массовом сознании с расколом Церкви и общества в XVII столетии, многолетнюю научную и организационную деятельность. Собрал и издал в 2004 году " Труды " патриарха, участвовал в подготовке 400-летнего юбилея со дня рождения Никиты Минина в 2005 году, возрождении основанного им Ново-Иерусалимского монастыря, в проведении выставок и конференций, инициировал проект памятника патриарху.  " 340 лет назад был оклеветан, осужден Собором 1666-1667 годов и заточен в монастырское смирение выдающийся церковный и государственный деятель России и Вселенского Православия - Никон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Руси " , - сказал РИА Новости Шмидт. 

http://pravoslavie.ru/24026.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010