Архимандрит Петр, настоятель первоклассного Тихвинского Большого монастыря (Память 29 июля). Архимандрит Петр родился в селе Данилове, близ города Дмитрова, Московской губернии, 24 июня 1782 года, от благочестивых родителей иерея Герасима и жены его Агриппины, по прозванию Зверевых-Богдановых. Во св. крещении дано ему имя Павел (в честь св. ап. Павла). С детства имея в богобоязненных родителях своих живой пример благочестия, трудолюбия и терпения, Павел с ранних лет научился предавать себя в св. волю Провидения. С таким настроением мыслей Павел, по выходе из Славяно-Греко-Латинской академии, вступил на узкий и тернистый путь иноческой жизни. Колыбелью иноческих подвигов он избрал для себя обитель Новый Иерусалим, где, изнуряя тело послушанием в хлебной, поварне и трапезной, старался укрощать свои страсти. В течение нескольких лет он проходил различные послушания и, несмотря на трудность некоторых из этих послушаний, при помощи Божией безропотно исполнял их, постоянно преуспевая в терпении и смирении. Встречая день, он, по призыву колокола, с радостной готовностью спешил в храм на молитву, после с неутомимым усердием трудился на работах. В это время благое Провидение, готовя в нем для многих руководителя к отечеству небесному, предварительно послало ему самому, в лице архиепископа Ионы (тогда архимандрита Ново-Иерусалимского), наставника, исполненного Евангельской мудрости и иноческих добродетелей. От проницательности такого настоятеля не могли надолго укрыться ни возвышенное настроение души, ни добрая жизнь молодого труженика; скоро пламенное усердие в деле спасения, общее им обоим, духовно сблизило их между собою. Но, полагавший в отсечении воли вернейшее средство к преуспеянию в добре и надежнейшее орудие к победе над врагом спасения, настоятель с той поры бдительнее следил за духовной жизнью Павла и еще более продолжал упражнять его в послушаниях, тем самым неизменно напоминая ему, что добрые дела только трудом стяжаются и болезнью исправляются. Однажды архимандрит Иона, по делам службы, отправляясь из Нового Иерусалима в Москву, пожелал, чтобы в этой поездке Павел заменил кучера. При недостатке физических сил, ему трудно было управить молодыми, горячими лошадьми, несмотря на это, он беспрекословно исполнил долг послушания; но вскоре не мог сдержать их и был сбит на землю. При падении он получил сильный ушиб в голову. Вид обагренного кровью, но по-прежнему терпеливого и покорного послушника, лучше всего показывал настоятелю, как благонадежен этот послушник для монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В единстве духа миллионов братьев по вере являет себя сила христианской любви» Святейший Патриарх Кирилл возглавил XVIII церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов 24.05.2018 448 Время на чтение 8 минут Вчера в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XVIII ежегодную церемонию вручения премий имени Святейшего Патриарха Алексия II Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2017 год, сообщает Патриархия.ru. Лауреатами премии стали: Святейший Патриарх Сербский Ириней и председатель Совета директоров ПАО «Газпром», специальный представитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, председатель правления Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря В.А. Зубков. После краткого общения в Патриарших покоях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, лауреаты премии и президент Международного общественного фонда единства православных народов, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Алексеев проследовали в Зал церковных соборов, где состоялась торжественная церемония. На торжественном мероприятии присутствовали - от Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Венский и Будапештский Антоний, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, епископ Домодедовский Иоанн, заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов;

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/24/v_...

Илл. 1. Навершие Кувуклии. Фото Анны Гальпериной ЖМП 5 май 2016 /  12 мая 2016 г. 13:50 Отдали образу пообразное В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ ЗАВЕРШЕНА КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ГЛАВНОГО МОНАСТЫРСКОГО ХРАМА - СОБОРА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В конце минувшего года завершен важнейший этап многолетних, беспрецедентных по объему и по степени научной достоверности реставрационных работ в архитектурном ансамбле Ново-Иерусалимского монастыря , целиком отнесенном к объектам культурного наследия федерального значения (о начальном этапе: «Светися, Новый Иерусалиме!»//ЖМП. 2012. 7 ). Государственная комиссия приняла в эксплуатацию отреставрированный Воскресенский собор — уникальный памятник, задуманный еще Патриархом Никоном. И хотя восстановление всего комплекса зданий еще продолжается (основное количество памятников — 15 — намечено завершить в текущем году), главный результат уже налицо. Нынешний реставрационный цикл — первая в череде многочисленных попыток, которую удалось успешно завершить, — преобразовал собор, считавшийся холодным на протяжении трех с лишним веков, в теплый зимний храм. Благодаря современным отопительным системам температура здесь даже в самые морозные дни теперь не опустится ниже +10°С. А значит, нежные элементы лепнины и росписей, изразцового убранства больше не будут страдать от постоянных замерзаний и размерзаний. В Неделю Фомину Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения собора. Храм уже доступен для верующих. В ограниченном режиме здесь проводятся экскурсии для паломников и туристов, а главное — совершаются регулярные богослужения. «По патриаршему благословению в Великую субботу 2014 года я освятил собор малым иерейским чином, и мы служили здесь до 1 августа 2014 года, — рассказывает наместник обители архимандрит Феофилакт (Безукладников). — Но затем началась трудоемкая операция по демонтажу лесов в шатре ротонды, общий объем которых достигал тысячи кубометров. Спускали их с 70-метровой высоты. Конечно, совершать богослужения в таких условиях было невозможно, поэтому мы перешли в церковь Рождества Христова, расположенную у западной стены монастыря. С Рождественского сочельника 2016 года мы снова служим в главном соборе».

http://e-vestnik.ru/church/restavratsiya...

Никулино. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 2009 и 2019. Ссылки:   Адрес: Московская область, Истринский район, д. Никулино Координаты: 55.93421, 36.84721 Проезд:в Истре у Ново-Иерусалимского монастыря повернуть направо в сторону Истриснкого водохранилища. Примерно через 1 км в селе дорога поворачивает налево. Церковь строится рядом с памятником ВОВ. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения Господня в селе Микулине в XVII веке (Опубликовано в приходской газете " Фавор " от 4 февраля 2011г.) Церковь в селе Микулине (так называлось в древности современное Никулино) упоминается в документах с конца 1620-х годов. В это время село принадлежало Григорию Ларионову, который почти 20 лет служил подьячим в Разрядном приказе, дослужился до чина дьяка и участвовал в 1631 году в посольстве в Голландию. Именно при нем в Микулине был построен деревянный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В переписных книгах за 1646 год записано: «за дьяком за Григорием Ларионовым вотчина село Микулино, на реке на Истре, а в селе церковь Пресвятыя Богородицы Казанской, деревянная; у церкви во дворе поп Матвей, да крестьян 11 дворов».  Десять лет спустя селом владел другой вотчинник—Лукьян Тимофеевич Голосов. Он был дьяком сначала Патриаршего, а затем Посольского приказа, занимался делами Малороссии и дважды ездил в Польшу с дипломатической миссией. Лукьян Голосов учился у «киевских старцев», населявших Андреевский монастырь в Москве, владел латинским языком и умел слагать вирши. Ему принадлежат стихотворные «Диалоги о премудрости воплощения Сына Божия», поднесенные в 1682 году царевне Софье. В период своей службы в Патриаршем приказе Лукьян Голосов подчинялся Святейшему Патриарху Никону. Его рукой написаны многие документы от имени Первосвятителя. Близость дьяка со Святейшим Никоном в немалой степени обусловила его продажу Патриарху села (Никулина. Это произошло 1 июля 1657 года и было связано с основанием Воскресенского монастыря Нового Иерусалима. Согласно купчей, в селе Микулине на реке Истре была «церковь деревянная во имя Пресвятыя Богородицы, да в пределах трех святителей Вселенских Василия Великого, Григорья Богослова, Иоанна Златоустаго, да великаго Чудотворца Николы, да Великомученика Георгия, со всяким церковным строением и с колоколами, да двор попов со всем дворовым строением, да двор конюшенной и двор коровий. Да в том же селе Микулине крестьян (13 дворов) и людей в них 42 человека».

http://sobory.ru/article/?object=13558

Боровенск. Успенский Ферапонтов монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский Боровенский мужской монастырь был основан в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Ферапонтом Боровенским. Отсюда происходит иное наименование обители — Ферапонтова пустынь. Как говорит предание, преподобный принёс благословение своего наставника, икону Успения Божией Матери, на утверждение им обители. Имеются некоторые подробности о начале монастыря: «Блаженный Ферапонт, ища места для основания пустынножительства, пришёл сюда в то время, когда вся окрестность нынешнего села Боровенска была покрыта густым сплошным бором. Утруждённый от долгого пути, он лёг под тенью одного из вековых деревьев, поставя на него образ. Но, проснувшись, не нашёл того на своём месте. Объятый недоумением, но, не потеряв упования, на свою Божественную Путеводительницу, Ферапонт, по долгом искании, нашёл икону в глубине леса на одной из сосен. До трёх раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение её в одном и том же месте. Приняв это за указание, что Матерь Божия благословила избрать сие место для вселения своей знаменосной иконы, блаженный Ферапонт соорудил обитель, собрав братию, почив в мире, лета долга, возлёг здесь на вечный покой в основанной им же первоначально деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы» («Калужские епархиальные ведомости», 1880г., к.з. Половцев). Последующая история обители со времени её основания в течение трёх с половиной столетий (XIV – XVIII вв.), из-за недостатка письменных источников, остаётся неизвестной. В XVII-XVIII веках Ферапонтову пустынь неоднократно приписывали к крупнейшим обителям близ столиц, в частности, к знаменитому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю и даже Александро-Невской лавре. Есть сведения, что в 1764 г. Боровенская обитель была упразднена (государственная политика секуляризации), а братия переведена в Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. В то время как большие обители увеличивались, маленькие часто не имели самого необходимого, питаясь мирским подаянием.

http://sobory.ru/article/?object=30598

Мордово. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Строительство кирпичной церкви в селе Мордово началось во второй половине XIX века, поскольку прежняя церковь не вмещала всех прихожан (на то время в Мордове было 1200 дворов). Церковь завершена постройкой и освящена в 1909 году. Огромное здание храма вмещает до 5000 молящихся и является одним из крупнейших в Тамбовской области. Роспись стен в интерьере храма выполнить не удалось из-за начавшейся вскоре I мировой войны - средств на внутреннюю отделку не хватило. Украшением храма является керамический иконостас, доставленный в 1890 году из подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Керамический иконостас такого размера уникален для России. Храм был закрыт в 1939 году, приспособлен под зернохранилище. Однако верующие жители Мордова не допустили проникновения хозяйственных помещений в алтарь церкви, отгородив его от остального помещения. Храм также намеревались взорвать, но прибывший с проверкой офицер написал в заключении, что взрыв мог бы повредить соседние дома и школьное здание (бывшая церковно-приходская церковь), и тем спас церковь от разрушения. Во время Великой Отечественной войны в храме размещался госпиталь. В гигиенических целях стены были побелены известью, при этом повреждены некоторые иконы. В 1945 году здание храма было возвращено верующим. Тогда Тамбовской епархией управлял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Храм реставрировался к 1000-летию Крещения Руси. В настоящее время идет медленное, за нехваткой средств, восстановление здания. Так, в планах настоятеля о.Анатолия восстановить разноцветное остекление храмовых окон. В 1993 г. патриарх Московский и Всея Руси Алексий посетил Михаило-Архангельский храм и совершил в нем Божественную Литургию. Информация о храме на сайте поселка Мордово Мордово. Церковь каменная, теплая, построена в 1859 г. Престола три: главный - во имя Архистратига Михаила и придельные - во имя св. муч. Флора и Лавра и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Приход открыт более 200 лет назад. Местно-чтимые иконы: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04728

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Предисловия Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Васлия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий в частности указывает на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». Стоит упомянуть, что творения прп. Василия, касающиеся Нила Сорского,  такие ученые как Г. Прохоров и Н. Попов приписывают Иннокентию Комельскому. Традиция все же (как церковная, так и историографическая) стоит за авторство поляномерульского старца (кстати, в Сети часто можно встретить под видом предисловия Василия к творениям Нила, просто текст нилова «Предания»; мы этой ошибки, к счастью, избежали). «Надсловие», «Пристежение» и сочинение «О внутреннем делании» преподобного Иннокентия Комельского. Тексты печатаются по списоку ИРЛИ, Р. IV, on. 24, 66, Сборник, 1784 г., лл. 247–262 об., 263–270, 271–283 об. Разночтения приводятся по спискам: Рукописный сборник, написанный в 1847 г. в Турции, находящийся ныне в С. — Петербурге в частном собрании, лл. 111 06. — 121 об. — Ч; РНБ, ф. 1271, собр. Кирилловского музея, 46, Нил Сорский, XVIII в., лл. 114–135 об. — К. Поскольку список РНБ, ф. 1271, собр. Кирилловского музея, 26, Нил Сорский, нач. XIX в., лл. 106–126, как установлено Е. Э. Шевченко, списан с рукописи из того же собрания 46 (действительно, он повторяет все его разночтения и состав), разночтения по нему мы не приводим. Перевод инокини Арсении Ново–Тихвинского монастыря в Екатеринбурге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Противостояние Мир не признал Никона — и он порешил от мира отказаться, затворившись в Воскресенском монастыре. Когда вскоре пришел к нему из Москвы царский посланец, тот же князь Трубецкой, то узрел Никона в грубом рубище и железных веригах, умерщвляющего плоть свою воздержанием, постом, молитвой и великими трудами. «Убоялся я того, — объяснил Никон свой отъезд из Москвы, — чтобы мне, больному, в патриархах не умереть; а впредь в патриархах быть не хочу — если захочу быть патриархом, пусть я проклят буду и анафемствован!» С тем Трубецкой и уехал, а царь, оскорбясь, перестал за Никоном людей посылать. На свое место повелел Никон выбрать другого патриарха, а пока благословил ведать церковью митрополита Крутицкого Питирима. Принялся Никон по монастырскому обычаю трудиться — сам на плечах кирпичи носил для строения великой церкви в Новом Иерусалиме, начал окрест монастыря пруды копать и рыбу в них разводить, также мельницы строить, огороды и сады сажать, рубить лес и расчищать поля под пашню, копать на болотах рвы для устройства сенокосов на осушенных местах, работать косой и граблями, сметывать сено в стоги. Во всех работах показывал Никон монахам пример, первым вставая и последним от трудов исходя. Смирение Никона приносило не только духовные плоды. Царь Алексей Михайлович, видя его не претендующим на власть и умиляясь подвижническим трудам, согласился оставить за Никоном его владения: Воскресенский, Иверский и Крестный монастыри со всеми приписными монастырями, пустынями, церквами, угодьями и промыслами, на которых работало тогда более шести тысяч крестьян. Чтобы доходов хватало на возведение храма в Новом Иерусалиме, самодержец отказался взимать с них государственные налоги и оброки. Он и сам то и дело присылал Никону милостыню по тысяче и две рублей, жаловал братию снедью от своего стола, делал в пользу Ново-иерусалимского храма отчисления с Камских соляных варниц. Где-то через год после оставления престола, вспоминал Никон, царь прислал к нему гонца предупредить о татарском набеге и просил укрыться в Макариев Калязин монастырь, имевший крепкие стены. Зная нрав Тишайшего, опальный патриарх заподозрил ловушку и ответил резко: «Чем в Калязин идти, лучше мне быть в Зачатейском монастыре, что в Китае-городе в углу!»

http://sedmitza.ru/lib/text/439721/

Соколово. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1850 и 1858. Год утраты:1930 Адрес: Московская область, Солнечногорский район, село Соколово Координаты: 56.040842, 36.924227 Проезд:от Москвы по Пятницкому шоссе до села. Церковное место находится напротив кладбища. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Рождествено-Соколово тож Петровское-Рождествено тож. В просторечии село называлось Тихон-Никон. Село известно с XVII столетия. По писцовым книгам 1623-1624 годов, село Петровское «на суходоле» было пустошью Московского уезда, Сурожского стана, в вотчине, «за Алексеем Никитичем Годуновым, что было прежде за Василием Головленковым, да за Федором Львовым». К селу Петровскому принадлежали: деревня Соколово да деревня Новинки. В селе уже существовала деревянная церковь Рождества Христова с приделом Петра и Павла, построенная исстари. К началу XVII столетия церковь «стояла пуста». Во второй четверти XVII века Алексей Никитич Годунов, владелец этих мест, выстроил новую деревянную шатровую Христорождественскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Иоакима и Анны. В 1646 году село Петровское с деревнями находилось во владении жены Алексея Никитича Годунова, вдовы Аксиньи. В 1656 году селом владел князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, получивший эту вотчину в приданное, за своею женою. В 1658 году эти места были приобретены Святейшим Патриархом Никоном для нужд основанного им Ново-Иерусалимского монастыря. По Соборному изложению, в 1668 году село Петровское-Рождествено тож с деревнями утверждено за Воскресенским монастырем, что на Истре. С 1654 года церковь Рождества Христова пустовала, пока окончательно не разрушилась. В 1699 году при помощи монастырских властей на месте разрушенного храма возвели новую деревянную церковь Рождества Христова. В монастырском владении село находилось до 1764 года. Далее стало государственным.

http://sobory.ru/article/?object=45782

Президент России и Предстоятель Русской Церкви возглавили заседание попечительского совета по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря 4 марта 2011 г. 15:14 4 марта 2011 года в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации состоялось очередное заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря . В заседании, работу которого возглавили сопредседатели Попечительского совета Президент РФ Д.А. Медведев  и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, приняли участие: первый заместитель председателя Правительства РФ, председатель правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А. Зубков; помощник Президента РФ по кадровым вопросам О.А. Марков; министр культуры РФ А.А. Авдеев ; министр связи и массовых коммуникаций РФ И.О. Щеголев; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко ; губернатор Московской области Б.В. Громов ; генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» С.В. Чемезов; председатель правления Банка ВТБ А.Л. Костин; председатель правления ОАО «Газпрома» А.Б. Миллер; президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин ; исполнительный директор Благотворительного фонда В.П. Коченов; наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников). Президент Российской Федерации выразил благодарность всем, кто внес свой вклад в восстановление монастыря, и подчеркнул, что все средства, направляемые на возвращение обители исторического облика, в том числе пожертвования частных лиц, должны жестко контролироваться. Затем к участникам собрания обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В ходе заседания обсуждались ход ведущихся в обители реставрационных работ и концепция восстановления Ново-Иерусалимского монастыря. Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном . По его замыслу обитель была призвана стать центром православного мира. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины.

http://patriarchia.ru/db/text/1422115.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010