У зимовий роботи з монастиря будуть вестися з колишньою 4 листопада 2011 р. 20:57 Работы по реконструкции Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря не будут прерываться в зимнее время. Специальные тепловые установки позволят вести реставрационные работы в помещениях даже в сильные морозы, сообщил первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубков , который является также председателем Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря . Восстановление обители — один из крупнейших реставрационных проектов последних лет. 2 ноября В.А. Зубков провел очередное выездное совещание с представителями компаний, участвующих в реставрационных работах, сообщает РИА «Новости» . «Большие работы ведутся по главному собору, проводится колоссальная работа по утеплению самого собора для того, чтобы работать там эффективно в течение всей зимы, до минус 25 градусов можно будет работать, выполнять все реставрационные работы», — заявил В.А. Зубков журналистам после осмотра монастыря. В конце ноября будет полностью сдана церковно-приходская школа, входящая в состав монастырского комплекса. На период реставрации обители туда временно переселится братия монастыря. В течение двух месяцев должна полностью завершиться и реставрация надвратной церкви. «Те планы, которые были у нас приняты, — закончить полностью реставрацию монастырского комплекса в 2016 году — они абсолютно реальны. Я думаю, что так оно и будет», — сказал вице-премьер. Как заявил В.А. Зубков на заседании Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря в октябре с.г., к 2016 году предстоит отреставрировать и восстановить 28 объектов. В настоящее время продолжаются восстановление колокольни и Воскресенского собора, начинаются работы по укреплению склона холма, на котором расположен монастырь. Выступая на совещании, вице-премьер отметил, что на территории монастыря п роведены необходимые научные исследования и изыскания. В рамках археологических исследований совершен целый ряд научных открытий, которые обеспечили существенное продвижение реставрационных и инженерных работ. По словам В.А. Зубкова, работы в монастыре ведутся в настоящее время в соответствии с утвержденными графиками.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1665917...

А в 1654 году он основал в этом храме два придела в честь своей матери, Евдокии Стрешневой: во имя святой Евдокии по именинам царицы, ставший потом самостоятельным теремным храмом, и придел святого Онуфрия в память дня ее рождения. В Екатерининской церкви очень любил слушать службу Федор Алексеевич, унаследовавший набожность своего отца. Он вступил на престол в 1676 году в возрасте 15 лет, умер на 21-м году жизни, но за это время смог сделать столько, что его по праву называют подлинным воплощением православного русского царя: именно этот болезненный, хрупкий, с трудом передвигавшийся по комнате венценосный юноша осуществил заветную мечту государей Третьего Рима. Царя Федора Алексеевича осенил великий и святой замысел – устроить в Кремле символический образ-подобие храма Гроба Господня и Воскресения Христова в Иерусалиме. Считается, что юного царя вдохновил Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой – детище патриарха Никона, где впервые было создано «великое подобие» главного храма Господня. Царь Алексей Михайлович участвовал в освящении его первой – деревянной Воскресенской – церкви. Самого же Федора Алексеевича с монастырем познакомила его любимая тетка Татьяна Михайловна, которая особенно почитала опального патриарха. Она поведала юному царю, какую любовь патриарх Никон питал к его отцу, как они дружили и как Никон замыслил создать великий монастырь под Москвой, который не успел завершить. Царь Федор взволновался и сам поехал в Новый Иерусалим в сентябре 1678 года. Всего за свою короткую жизнь он посетил этот «возлюбленный душой» монастырь семь раз и всегда с трепетом слушал обедню в Голгофской церкви. Напомним, что в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре были воспроизведены главные святыни христианского Иерусалима. На Святой Земле храм Воскресения Христова обнимает пещеру Гроба Господня и гору Голгофу. Так же и в Ново-Иерусалимском монастыре была создана Голгофская церковь, которая вошла в ансамбль главного Воскресенского собора. В ней устроена символическая Голгофа и поставлен крест в меру и подобие Животворящего Креста Господня, с резным распятием, изображениями страстей Христовых и предстоящих на Голгофе.

http://pravoslavie.ru/4167.html

Выставка «Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви» посвящена ставропигиальным монастырям — обителям, управляемым непосредственно Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Первый ставропигиальный монастырь на Руси появился еще до обретения автокефалии — в 1383 году им стал московский Симонов монастырь, подчиненный непосредственно Константинопольскому Патриарху, который останавливался в нем во время посещений Москвы. Институт ставропигии внутри Русской Православной Церкви впервые ввел Патриарх Никон, основавший и принявший управление над Ново-Иерусалимским , Валдайским Иверским и Кийским Крестным монастырями. Традиция эта продолжалась как при последующих патриархах, так и в синодальную эпоху. В результате к концу XIX века, помимо четырех лавр, ставропигиальными были следующие семь монастырей: Симонов, Донской , Новоспасский и Заиконоспасский (все в Москве), Ново-Иерусалимский (подмосковный), Спасо-Яковлевский (Ростов Великий) и Соловецкий . Эти монастыри находились в непосредственном заведовании московской Синодальной конторы (московские ставропигиальные монастыри) или Святейшего Синода и были изъяты из подсудности епархиальных архиереев. Сейчас в Русской Православной Церкви 27 ставропигиальных монастырей — 14 мужских и 13 женских. Десять из них находятся в Москве (Даниловский, Покровский , Богородице-Рождественский , Донской, Зачатьевский , Новоспасский, Сретенский , Иоанно-Предтеченский (бывш. Ивановский) , Высоко-Петровский и Заиконоспасский монастыри), восемь — в Подмосковье (Покровский Хотьков, Борисоглебский Аносин, Саввино-Сторожевский, Воскресенский Ново-Иерусалимский, Иосифо-Волоцкий, Николо-Угрешский , Крестовоздвиженский, а также Троице-Сергиева Лавра ); четыре обители находятся на севере России (Спасо-Преображенские Соловецкий и Валаамский, Никольский Вяжищский в Новгороде и Иоанновский в Санкт-Петербурге), две в Калужской епархии (пустыни Свято-Введенская Оптина и Казанская Амвросиевская), одна во Владимирской (Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь) и две в Ближнем Зарубежье (Корецкий Свято-Троицкий монастырь на Украине и Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1989684...

Приволжский район. Новоиерусалимское архиерейское подворье (бывший Воскресенский мужской монастырь " Новый Иерусалим " в деревне Горки). Архиерейская дача, Архиерейский Загородный Дом, Новоиерусалимский монастырь, Воскресенский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1698. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 48 Координаты: 55.74448, 49.164223 Проезд:из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 м налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. После 150 м подъема здания бывшего монастыря будут по левую сторону от тупиковой круговой площадки. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ново-Иерусалимский мужской монастырь был основан в середине XVII в. Казанский митрополит Лаврентий II (на кафедре в 1657-1672 гг.) стал использовать его как летнюю загородную резиденцию. При нем же начали возводиться каменные постройки. После секуляризации в 1764 г. монастырь оказался за штатом и практически был закрыт. Но в 1789 г. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) переехал из Кремля в Ново- Иерусалимский монастырь, с этого времени весь комплекс стали называть Загородным архиерейским домом. Екатерина II, чувствуя вину перед Вениамином за то, что в 1774 г. он был ложно обвинен в сотрудничестве с Пугачевым и провел в тюрьме несколько месяцев, выделила на обустрой- ство дома крупные суммы, а проектирование ансамбля и отдельных зданий было поручено знаменитому зодчему В.В. Растрелли. В 1789-1830 гг. загородный дом был административным центром епархии, позже, после восстановления дома архиереев в Кремле, Загородный дом служил казанским архиереям местом летних отпусков. Комплекс архиерейского дома в основном сохранился, хотя ряд перестроек и утрат нарушили целостность ансамбля: 1. Собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова. Построен в конце XVII в. (дата на антиминсе — 1698 г.). Крупный двухэтажный и двусветный храм, вероятно, обновлявшийся по проекту Растрелли. К сожалению, утрачена трапезная и пятиярусная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21130

Закрыть Святая земля Казанская Казанский Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и его некрополь 10.05.2007 347 Время на чтение 14 минут Дивное место, созданное природой, на высоком берегу озера Средний Кабан выбрал в 1665 г. митрополит Лаврентий1 для строительства Казанского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Это было своего рода подражание построенному патриархом Никоном Истринскому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Основное каменное строительство монастыря развернулось на рубеже XVII-XVIII вв. После секуляризации в 1764 г. монастырь оказался за штатом и практически был закрыт. Но в 1789 г. митрополит Вениамин2 переехал из казанского кремля в обитель и с этого времени весь комплекс стали называть загородным Архиерейским домом. Екатерина II, чувствуя свою вину перед Вениамином за то, что в октябре 1774 г. он был ложно обвинён в сотрудничестве с бунтовщиком Пугачевым и провёл несколько месяцев в казанском остроге, выделила на обустройство дома крупную денежную сумму. Монастырский ансамбль отчасти возводился по чертежам умершего к тому времени видного представителя русского барокко, известного архитектора Варфоломея Растрелли (1700-1771) под руководством казанского зодчего Василия Кафтырева (? - 1807).3 Императрица лично ознакомилась с делом, которое вёл председатель следственной комиссии, генерал П.С.Потёмкин (троюродный брат светлейшего князя Г.А.Потёмкина-Таврического). Найдя Вениамина невинно оклеветанным, она повелела Указом Синоду Вениамина " именовать митрополитом казанским и носить белый клобук " . Затем собственноручно написала ему следующее письмо: " Преосвященный Вениамин, митрополит казанский! По приезде моем в Москву первым попечением было для меня рассмотреть дела бездельника Аристова4, и узнала я к крайнему моему удовольствию, что невинность вашего преосвященства совершенно открылась. Покройте почтенную вашу главу сим отличным знаком чести, да будет он для всякого всегдашним напоминанием торжествующей добродетели вашей; позабудьте прискорбие и печаль, кои вас уязвили; припишите судьбе Божией, благоволившей вас прославить по несчастных и смутных обстоятельствах тамошнего края; принесите молитвы Господу Богу; а я с отличным доброжелательством есмь Екатерина " .5

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/10/...

«Сегодняшний день учит нас тому, что мы становимся счастливыми, когда, концентрируя все силы своей природы, мы открываем для себя Бога. Вот почему Господь сказал Фоме: " Блаженны невидевшие и уверовавшие " . Пусть Господь поможет и нам, людям XXI века, все это не просто понять, но и прочувствовать на опыте своей жизни. Ведь все это должно пройти через сердце, через волевые установки, и тогда формируется такой образ жизни, который открывает перед человеком райские двери уже здесь, на земле, и в вечности», — подытожил Предстоятель. Святейший Патриарх Кирилл также поздравил собравшихся с освящением Воскресенского собора: «Мы сегодня празднуем особенное событие — освящение Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре. Это был замысел великого Патриарха Никона, который по стечению сложнейших политических обстоятельств и многих других факторов не сумел, к сожалению, довести до конца дело строительства этой обители. Патриарх пожелал, чтобы русские люди имели возможность, не подвергая себя огромным опасностям, с которыми в ту пору было связано путешествие в Иерусалим, прикоснуться здесь, на московской земле, к иерусалимским святыням, — войти в Храм Воскресения, в Кувуклию Гроба Господня, приложиться к Камню Помазания, пройти в храм Константина и Елены, где в Иерусалиме был обретен Крест. Патриарх хотел, чтобы вся эта местность вокруг Ново-Иерусалимского монастыря стала образом Святой Земли. Ему и его последователям это отчасти удалось. Но история, как говорят, была очень жестока с этим местом. Еще в XIX веке некоторые строения монастыря начали разрушаться, и требовалась масштабная реставрация, к которой собирались приступить в XX веке. Что-то начали делать уже тогда, но началось революционное лихолетье, а затем страшное испытание Великой Отечественной войной. Здесь на несколько недель задержались немецкие войска, вокруг обители разразился страшный бой, и монастырь был полуразрушен. Даже в трудное послевоенное время, осознав архитектурную и историческую важность этого места, монастырь начали постепенно восстанавливать. Но мы можем сказать, что по-настоящему восстановление началось с 2011 года. До того времени мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий II и тогдашний Президент, ныне премьер Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, здесь присутствующий, создали Попечительский совет. Начались изыскательские и проектные работы, а в 2011 году — беспрецедентная, широкомасштабная реставрационная работа, которая завершилась за рекордные четыре года, — как, собственно говоря, на том историческом заседании Попечительского совета, мы и запланировали.

http://patriarchia.ru/db/text/4462280.ht...

Также в ходе заседания были заслушаны доклады председателя правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А.Зубкова и наместника обители игумена Феофилакта. Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье  Патриархом Никоном . По его замыслу обитель была призвана стать центром православного мира. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/2491739.ht...

Из истории Ново-Иерусалимского монастыря Мужской Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был основан на землях села Воскресенское (Сафатово) в 1656 году известным реформатором Русской Православной Церкви патриархом Никоном. По его замыслу, в духе господствовавшей тогда идеологии «Москва — Третий Рим», новая обитель должна была стать городом-храмом — крупнейшим центром всего православного мира, создающим образ Святой Земли. Топонимика монастырских территорий и сегодня повторяет названия святых мест Палестины, а некоторые строения напоминают очертания иерусалимских храмов. Российская Палестина простиралась на несколько десятков квадратных километров. В центре ее находится холм, нареченный Сионом. Среди названий монастырских башен — Вход Господень в Иерусалим, Гефсиманская. Холмы вокруг — Елеонский, Фаворский, села — Преображенское, Назарет, Капернаум. Монастырь огибает Кедронский поток, а река Истра переименована в Иордан. Огромный одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656-1685) построен по образу главной христианской святыни — Храма Гроба Господня в Иерусалиме, к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь и подземная церковь святых Константина и Елены. В соборе воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Воскресения Иисуса Христа. По одной из версий, «Новым Иерусалимом» Воскресенский монастырь впервые назвал царь Алексей Михайлович Романов, присутствовавший в 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви обители. Большая часть построек монастыря относится к концу XVII века. Над строительством Воскресенского собора трудились в разное время такие именитые архитекторы как Бланк, Растрелли, Казаков, Воронихин, Тон. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. Перед секуляризацией церковных земель обитель владела 22 тысячами десятин земли и, по разным данным, от почти 14 тысяч до более чем 16 тысяч душ мужского пола. После манифеста от 26 февраля 1764 года у монастыря остались 30 десятин земли и два подворья в Москве, а все монастырские крестьяне были переданы в экономические.

http://patriarchia.ru/db/text/518690.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новоиерусалимский монастырь, сентябрь 2007. Фотография с сайта sobory.ru История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона . Обитель эта была любимейшей из трех основанных им монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня , чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток. Строительство, начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем , и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года. К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года собор был освящен патриархом Иоакимом . В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

http://drevo-info.ru/articles/12113.html

35. Сергей Аркадьевич Иванов, современный российский историк, филолог, исследователь древнейшей истории славян и византийской культуры. Автор множества научных работ по теме юродства: «Славяне и Византия в VI в. по данным Прокопия Кесарийского», «Византийское юродство», «Блаженные похабы: Культурная история юродства» и др. 36. Павел (+1654, низложен), епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви, принявший во время раскола сторону старообрядцев. В 1913 году постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика. 37. Преподобный Иоанн Лествичник (535–602/649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Почитается святым Православной и Католической церковью. Память 1/14 апреля и 30 марта/12 апреля. 38. Никон, Патриарх Московский и всея Руси, в миру Никита Минич Минин (1605 - 1681), русский патриарх с 1652 года. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010