Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря - в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте. В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий. В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский. XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-мy классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф.М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле. В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.

http://azbyka.ru/palomnik/Старо-Голутвин...

Адрес : Московская обл., г. Дмитров, ул. Минина, 3 Телефон: (495) 993-74-06 Подробнее... Брусенский монастырь [ править править код ] Брусенский женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы - один из двух монастырей на территории Коломенского Кремля в Коломне. Основан по указу царя Ивана Грозного в 1552 году. Первоначально являлся мужским - по преданию, его первыми насельниками были участники Казанского похода. Адрес Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, Советский пер., 3 Проезд 1. Своим ходом: с Казанского вокзала на электричке до ст. Голутвин, далее трамваем или маршрутным такси до Коломенского Кремля. 2. На автомобиле: по Ново-рязанскому шоссе до Коломны (112 км). 3. На общественном транспорте: от ст. метро «Выхино» автобусом 460 до Коломны – ост. по требованию «Площадь Двух революций» (время в пути 1,5 – 2 часа). Вход в кремль по улице Лажечникова. На ж/д транспорте: от Казанского вокзала на электропоезде «Москва-Голутвин» или «Москва-Рязань» до станции «Голутвин» (время в пути – 2-2,5 часа). Далее трамваем 3, маршрутным такси 10У, 18 до ост. «Площадь Двух революций» или любым автобусом, идущим до Старого города. Вход в кремль по улице Лажечникова или у Ямской башни. Подробнее... Введенский Владычный монастырь [ править править код ] Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь - старейший монастырь города, основан в 1360 митр. Московским Алексием как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья. Адрес: 142210, Московская область, Серпуховский район, город Серпухов, ул. Октябрьская, 40. Телефон: (4967) 72-46-25 , факс: (4967) 36-21-69 (доп. 200) Подробнее... Вознесенская Давидова пустынь [ править править код ] Вознесенская Давидова пустынь — мужской монастырь Московского Патриархата; расположен на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки) на территории древней Хатунской волости рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Говоря об открытии там общежития, я ничего не сказал о самой обители и потому, что знаю, скажу о ней теперь. Она находится в самом средоточии города Коломны, напротив кафедрального собора. Когда существовала еще Коломенская епархия, учрежденная отцом великого князя Дмитрия Ивановича в 1350 году, напротив собора было архирейское подворье: обширный двор, обнесенный каменной оградой; на дворе архиерейские палаты, весьма длинные, в два этажа с домовой церковью и с переходами в другую холодную церковь . В нижней части архиерейского дома находятся келии. Это подворье со всеми зданиями каменное, каменная колокольня при соборе, на оной большой колокол и благолепное украшение внутренности городского соборного храма, все это устроено во время правления архиепископа Никиты, поступившего в Коломну в 1682 году. Он был в прежнее время духовником Патриарха Никона . Нынешний городской собор был тогда кафедральный, а находившиеся на подворье церкви были домовыми. В 1799 году Коломенская епархия была закрыта; архиерейский дом оставался праздным. Митрополит Платон, опасаясь видеть архиерейский дом в запустении, или как Крутицкий, обращенный в казармы, пожелал перевести в него штат из Богоявленского Голутвина монастыря. Сделав это, владыка не уничтожил и тот монастырь и, оставив его на его собственном содержании, включил в число заштатных. Прежний назван Старо-Голутвин, а вновь устроенный Ново– Голутвиным Троицким. Хотя в основании этой обители и лежат камни, положенные епископами, но в строгом смысле говоря, обитель учреждена только в 1800 году, и следовательно, на старом пепелище существует недавно, сравнительно с другими. Ее летопись, как обители иноческой, а не как подворья архиерейского, кратка. Был и еще почти рядом с ним монастырь Спасский, и вероятно, оттуда братия и служила у владык. Последний из архимандритов Старо-Голутвина Богоявленского II-kлacchoro монастыря (бывший с 1757 по 1759 год игумен Угрешский) Варлаам Гловацкий вместе с братией переведен в Ново– Голутвин монастырь в 1802 году и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Успенский собор Коломенского кремля «Память о Куликовской битве хранят и исторические хроники, и произведения литературы и искусства, и архитектурные памятники, в том числе Богородице-Рождественский Бобренев монастырь и храмы Коломны. Благодарю возрождению церковной жизни и восстановлению наших святынь, ваш город за последние годы стал одним из духовных центров Подмосковья. Хотелось бы надеяться, что эта добрая тенденция развития будет продолжаться. И настанет время, когда как в Коломне, так и во всей Московской области, не останется храмов и монастырей, перед алтарями которых по разным причинам пока еще не возгорелась лампада молитвы», – подчеркнул Предстоятель. По словам Святейшего Патриарха, «празднуя сегодня великое историческое событие, мы осознаем, что мир и благополучие нашей Родины должны основываться на твердом стоянии в вере Православной». Коломенский кремль. Фото А.Шипилина В заключение Его Святейшество сказал: «Поздравляю всех вас со знаменательным юбилеем победы на Куликовом поле. Пусть по молитвам преподобного Сергия Радонежского, благословившего защитников Отечества, и благоверного князя Димитрия, ведшего в бой наших воинов, призрит Господь на Русскую землю, сохраняя ее в мире и благополучии. Пусть Бог благословит древнюю Коломну и ее жителей, даруя им благодатную помощь в жизни и трудах. Помолимся теперь об упокоении душ воинов, мужественно стоявших за веру, народ и Отечество. Их героический подвиг воистину свят, являясь высшим свидетельством христианской жертвенности». Затем Патриарх Алексий совершил заупокойную литию и вознес молитву «О вождех и воинах на Поле Куликовом за веру и Отечество жизни свои положивших».В заупокойном богослужении приняли участие командный состав и курсанты Коломенского высшего артиллерийского командного училища. Ново-Голутвин монастырь. Фото А.Шипилина В ходе Первосвятительского визита в Коломну Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В Троицком храме обители Святейшего Патриарха от лица насельниц приветствовала игумения Ксения (Зайцева). Насельницы монастыря преподнесли Его Святейшеству тканый образ Преподобного Сергия Радонежского. Патриарх Алексий обратился с приветственным словом к сестрам обители.

http://pravoslavie.ru/14472.html

Простота, любезность, детское простосердечие и добросердечие, незлобие, прямота, исключающая всякую возможность какой-нибудь задней мысли и двуличия». Многолетняя служба настоятеля была отмечена в 1863 году орденом святой Анны 2 степени и в 1869 году этим же орденом, украшенным императорской короной. Архимандрит Тихон недостаточно хорошо управлял хозяйством монастыря. «Не имея ни решимости, ни твердости характера, необходимого для правителя он был постоянно под влиянием других и как покорное дитя, исполнял желание других, ни к чести себе, ни к пользе братии и к явному вреду всей обители». По воспоминаниям благочинного общежительных монастырей Угрешского настоятеля архимандрита Пимена (Мясникова), после его кончины 7 февраля 1871 года обитель оказалась в «совершенном упадке и нищете, во всех отношениях». В монастырской кассе нашлось около 15 рублей серебром да имущества покойного осталось рублей на сто. Конечно, благополучие обители, её авторитет среди населения во многом зависели от личности настоятеля, его умения руководить общиной, ладить с властью и общественностью. Но в этом случае причину запустения монастыря Пимен видел в его штатном, устройстве, из-за чего Ново-Голутвин монастырь «никогда не приходился по сердцу жителям Коломны». Подобные «монастыри критиковались за то, что в них жизнь построена на корысти и свободе в отношении обязанностей», когда «обычаи заменяют уставы, установленные церковью и святыми отцами». Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) считал необходимым введение общежительного устава, но не повсеместно, так как «по обстоятельствам, нужно сохранить оба типа монастырей». Причина видимо крылась в глухом сопротивлении монашествующих введению общежития. Выход Филарет видел в убеждении настоятелей брать на себя инициативу. Хорошим примером служит Николо-Угрешский монастырь, в котором по просьбе митрополита настоятель игумен Пимен (Мясников) в 1852 году ввёл общежитие. Необходимость монастырской реформы была очевидна. Особенно остро проявилось это во второй половине XIX века с возникновением в обществе мнения, что из-за утраты идеала православного аскетизма институт монашества не нужен.

http://sobory.ru/article/?object=01134

К северному торцу бывшего архиерейского корпуса он пристроил кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с приделом в честь Преображения господня (ныне церковь Покрова). Возведённая в псевдоготическом стиле, она служила его домовой церковью. При строительстве в храмовое здание органично вписалась северная часть архиерейского корпуса, в том числе одностолпная житенная палата, находившаяся на первом этаже. Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади. В 1825 году архимандрит Арсений возвёл 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол был украшен изображениями святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского и надписью по кругу «1827 г. июля 1 дня, вылит сей колокол в г. Коломне в Новоголутвин второклассный монастырь усердием и коштом Коломенского 2 гильдии купца Киприяна Максимовича Кислова, в Москве на заводе Николая Самгина весу 259 пуд. 32 фунта, лил мастер Аким Воробьёв». Ровно через год 126-пудовый колокол с изображением святой Троицы и святого Кирилла Иерусалимского пожертвовал коломенский купец Кирилл Максимович Кислов. Шесть меньших колоколов на монастырской звоннице не имели изображений и надписей о дарителях, из-за чего в описях особо не отмечались. После череды смен настоятелей, в декабре 1846 году, епархиальное начальство переместило из дмитровского Борисо-Глебского монастыря в Ново-Голутвин архимандрита Тихона (Угленского), где он и прослужил более четверти века. Настоятель интересовался историей возникновения раскола в Русской православной церкви и не жалел средств на приобретение книг и рукописей по данной проблематике. Со временем часть редких книг из своего собрания он передал в Московскую епархиальную библиотеку, остальные завещал продать, а вырученные средства передать в монастырь. По свидетельству знавших Тихона людей, он отличался «высокими душевными качествами, которые способны всякого привлекать и навсегда привязывать к себе.

http://sobory.ru/article/?object=01134

После революции монастырь постигла та же участь, что и большинство других обителей России. В 1919 году игумения и сёстры монастыря подписали договор с Новосемёновским Волостным Советом Рабочих и Крестьянских депутатов о принятии в бессрочное бесплатное пользование зданий Александровского монастыря, обязуясь не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления и совершения любых враждебных новой власти действий. Несмотря на это, уже в 1923 году обитель была закрыта. Старожилы поговаривали, что игумения умерла в заключении в Тверской тюрьме. В 1927-1931 гг. последние насельницы были вынуждены покинуть монастырь, который окончательно закрыли в начале 1930-х гг. Вскоре после закрытия обители каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовой храм во имя иконы Божией Матери " Утоли моя печали " был отдан под больницу, судьба самой иконы неизвестна. В монастырских корпусах разместили больницу, школу, почту, часть помещений отдали под жильё. Так, в настоятельском двухэтажном корпусе разместилась школа. Ещё один большой двухэтажный корпус, невдалеке от соборного храма, стал использоваться как жилой дом для колхозников. Ограда монастыря была разобрана. Здание собора использовалось как мастерская по ремонту сельхозтехники, затем в нём хранили удобрения. В более поздний советский период здание собора стало катастрофически разрушаться, пол в нём был разобран, в центре храма после вывода удобрений вырыли котлован. Когда прохудилась крыша - погибли фрески, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Летом в соборе прятались от жары коровы, подростки жгли костры и разрисовывали стены, молодёжь каталась на импровизированных качелях, подвешенных к цепи от паникадила. Монастырские корпуса также пришли в аварийное состояние и были заброшены. Каменный корпус с бывшим домовым храмом в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " перешёл в собственность завода ЗЭЛТА и использовался как база отдыха. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1993 году был открыт приход храма во имя благоверного князя Александра Невского, куда был назначен клирик храма Архангела Михаила г. Талдома иерей Василий Соловьёв. Согласно рапорту митрополита Ювеналия от 21 марта 1996 года Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря в селе Маклаково, преобразовав его из ранее действующего прихода, и назначил насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря монахиню Елизавету Семёнову настоятельницей. 25 марта 1996 года монахиня Елизавета и несколько сестёр Ново-Голутвина монастыря приехали в село Маклаково возрождать Александровкую обитель. В 2012 году Александровский женский монастырь был переименован в Александро-Невский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=08023

50. Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. – Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 116. 51. Там же, с. 97. 52. Там же, сс. 119-120. 53. “Об этом блаженная Матрона расказывала З. В. Ждановой” – Блаженная Матрона. Краткое жизнеописание//О жизни и чудесах блаженной Матроны. – М., Даниловский благовестник, с. 12. 54. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1862, с. 368. 55. Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 104. 56. Там же, с. 100. 57. Там же, с. 107. 58. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII вв.//Костомаров Н. И. Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996, сс. 157-160. 59. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов.– М., 1995, т. 3, с. 305. 60. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М., 1995, т. 3, с. 36. 61. Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. – Новгород, 1900, с. 163. 62. Даль В. О поверьях, суевериях и предразсудках русского народа. – СПб., 1880, с. 5. 63. Цит. по: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М., 1995, т. 3, с. 304-305. 64. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М., 1995, т. 3, с. 304. 65. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом//Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. – М., 1992, сс. 656-657. Примеры подобных епитимий см. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М., 1995, т. 3, сс. 295-296.

http://predanie.ru/book/71850-vtoroe-pri...

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь расположен на берегу Москвы-реки в центре древнего кремля г. Коломны. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией. Коломенская епархия была учреждена ранее 1350 года, после нашествия на Русь монголов. Начало ее относится ко временам княжения Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), самое позднее - ко временам княжения Симеона Гордого (1340-1353). Она принадлежала к 3-му классу епархий и имела 10 монастырей и 931 церковь. В 1655 г. в Коломне останавливался Антиохийский патриарх Макарий. Из письма его секретаря сирийца Павла Алеппского мы узнаем о том, как выглядел архиерейский дом в XVII веке. Известно, что он был «очень велик и обнесен кругом деревянной стеной; келии, или, вернее, дворец епископа выстроены из превосходного камня и дерева, и также висячие (как и церкви)». Сириец восхищался длинной деревянной галереей, находящейся на большой высоте от земли, по которой епископ проходил к кельям от южных дверей церкви. Он восторгался мастерской работой русских плотников, построивших такие теплые зимние покои: «они выстроены из строганого, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей, так что ни одно дуновение ветерка не может проникнуть». Архиерейское подворье особенно преобразилось в конце XVII в. при архиепископе Коломенском и Каширском Никите. Им были выстроены все основные здания ныне существующего комплекса: собственно Архиерейский дом, здание Разрядного приказа и Троицкая крестовая церковь. Еще в 1728 г. в Коломне (согласно регламенту 1721 г.) было положено основание учреждения духовной семинарии, окончательно сконструированной епископом Киприаном в 1739 году на территории архиерейской резиденции. Учениками ее были дети местного белого духовенства. Лучшие из учеников посылались иногда в московскую семинарию, причем коломенский епископ Гавриил (Кременецкий) обязывал их, по окончании ими московского курса, учить в родной семинарии. Среди питомцев коломенской семинарии следует отметить великого святого Филарета Дроздова, митрополита Московского, и публициста 70-х гг. Н. Гилярова-Платонова.

http://sobory.ru/article/?object=01134

Через два года Сергия переводят настоятелем в Иосифо-Волоцкую обитель. Назначенному на его место 53-летнему ризничему Троице-Сергиевой лавры архимандриту Иоанникию (Постникову) досталась обитель, где «все храмы были приведены в совершенный порядок; ризница стала не только достаточна, но обильна; все здания обновлены, архиерейский дом исправлен и приведён в наилучший вид, трапеза и келлии устроены как нельзя лучше; заведено стройное пение, правильное чтение, богослужения стали совершаться согласно с уставам без малейшего отступления». Да и годовой доход от богомольцев, часовни и хозяйственной деятельности монастыря составлял не менее 10 тысяч рублей. Архимандрит Иоанникий, исполняя должность настоятеля монастыря, проявлял заботу и об учащихся духовного училища. Он стал одним из учредителей основанного в 1886 году Братства праведного Филарета Милостивого, целью которого ставилось оказание помощи бедным ученикам, и вплоть до своей кончины в августе 1889 года председательствовал в Совете братства. Последующие настоятели сохраняли традиции, заведённые архимандритом Сергием, и приумножали благосостояние обители. На 1915-1916 год монастырский капитал составлял 61670 рублей. Налаженная монашеская жизнь была в одночасье разрушена в результате свершившейся Октябрьской революции 1917 года. На основании декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 2 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все религиозные организации лишались прав юридического лица, а все церковные имущества объявлялись народным достоянием. Здания и предметы, необходимые для богослужения, могли передаваться религиозным обществам в бесплатное пользование, но это не касалось монастырей. Новая власть поставила задачу «полного уничтожения монастырей как рассадника паразитизма», и только за период с 1918 по 1921 год на территории России под ликвидацию подпало 673 монастыря, и Ново-Голутвин тоже. Имущество монастыря, в том числе находившуюся в собственности 181 десятину земли, национализировали.

http://sobory.ru/article/?object=01134

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010