– И если мне будет дана счастливая возможность совершить и закончить свою миссию по Валаамской метеостанции, тогда со спокойной совестью могу сказать: “Сие последнее сказание, и летопись закончена моя!”» И здесь следует упомянуть один примечательный факт. Среди его корреспондентов был мальчик – Алеша Ридигер, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Из письма о. Иувиана: «... прилагайте все старание к тому, чтобы у Вас был страх Божий и чтобы Вы постоянно носили в сердце своем Христа Господа, чтобы любили более всего и наиболее были привязаны к нашей Святой Православной Церкви, и не внешне только, а внутренне, глубоко, живя в ней по ее заповедям. В Святой Церкви Христовой Вы найдете все потребное в жизни. Помните, что у человека в жизни постоянно есть долг: к Господу Богу, к родным и вообще к своим ближним. Старайтесь быть снисходительными к другим, не судить строго других, а прежде всего, быть строгими к себе самим. Более всего страшитесь делать зло другому человеку или причинить ему какую-либо боль. Всегда будьте кротки. Развивайте в себе истинную любовь и понимание России: это значит – уметь строго отличать то, что в ней есть подлинно хорошего, от злого и скверного. Первым можно и нужно хвалиться, над вторым искренно сокрушаться и скорбеть». Скончался монах Иувиан 12 ноября 1957 г., погребен на кладбище Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958) ... Отец Иоанн... хорошей духовной жизни, он сам о себе водится смиренным мудрованием, и... начитанный святоотеческого наследия, и всегда нас, своих духовных чад, приводит к миру... В непростые для Валаамского монастыря годы в обители подвизался человек, который с достоинством продолжил плеяду великих Валаамских старцев-подвижников XVIII, XIX и начала XX в. О схиигумене Иоанне (Алексееве) , великом старце Валаамской обители, много написано и издано книг. Прежде всего это его письма духовным чадам, содержащие советы и наставления в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандрит Пантелеймон (Петри Сархо, род. в 1949 г. в Виеремя). В 1972 г окончил Православную Семинарию в Финляндии. В 1977 г. получил степень кандидата богословия в Ленинградской Духовной Академии. по пострижении в монашество получил сан иеромонаха. В 1979 г. назначен настоятелем Ново-Валаамского монастыря с возведением в сан игумена. В 1986 г. возведен в сан архимандрита. Иноки скучали по Старому Валааму, скучали по прежней своей обители, где прошли их лучшие годы. Иноком Ксенофонтом скорбь овладела с такой силой, что он собрался один пойти на Валаам. Об этом приключении отец Иоанн пишет: «Отец Ксенофонт пошел обратно. Прошел границу благополучно. В Сердоболь шел пешком. Тридцать верст провезли на автомобиле рабочие. В Сердоболе пришел на пристань и спросил: ‘‘Когда поедет пароход на Валаам?» Ему сказали: «Ходит по воскресеньям». Визы у него не оказалось, забрали и посадили в тюрьму. Сидел больше месяца. Были разные допросы. Затем отправили в Петрозаводск. Тоже посадили в тюрьму. Тоже были допросы. Наконец отправили с конвоем на границу. Передали финской полиции. Последние отправили в монастырь. Все-таки помуры- жили его. Пятнадцать раз допрашивали: «Теперь не хочешь больше идти на Валаам?» » 1 Старушки прожили вместе до самой смерти, и доктор Виир до конца заботился о них. Елена Акселевна тихо скончалась 9 августа 1988 года, а Павла Максимовна умерла 5 мая 1991 года. Доктор Виир женился на финке и остался в Финляндии. Марина здравствует и часто устраивает паломнические поездки в Россию. 6 Память прпп. Сергия и Германа Валаамских совершается 28 июня, а также 11 сентября, в день перенесения мощей. 15 Предстоятель Финской Православной Церкви в 1960–1987 гг. Решающим образом способствовал восстановлению Нового Валаама в семидесятые годы. Знаток церковного пения. Много потрудился, чтобы возродить его в Финской Церкви на основе византийских образцов. Духовный писатель. Перевел «Письма Валаамского старца» на финский язык. Стремился обновить литургическую жизнь, сделать ее ближе к народу: он хотел, чтобы тайные молитвы читались священником вслух и Царские Врата были открыты во время литургии. Молитвенник и аскет. Скончался 2 декабря 1988 года в Куопио. Похоронен на кладбище Нового Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Так описывает знакомство матушки Марии с Верой Запеваловой иеромонах Арсений. Они до конца жили вместе, помогая друг другу. После кончины матушки Марии Вера Запевалова жила в русском доме престарелых «Елена». В 1985 году она передала небольшую часть архива Анны Александровны Танеевой иеромонаху Ново-Валаамского монастыря Арсению. Среди бумаг - свидетельство о постриге, около 30 писем от Царской Семьи, 23 из них - от Государыни Александры Феодоровны. К сожалению, это не весь архив. Как признался о. Арсений в частной беседе с архивариусом Валаамского монастыря Верой Феодосьевной Кисельковой, большая часть бумаг, которая хранилась в пыльной клетушке на чердаке дома престарелых, после смерти Веры Запеваловой была выброшена служителями-финами. VII. Бегство в Швецию. Королева Луиза. Возвращение в Хельсинки. Жизненные обстоятельства резко изменились в 1939 году, когда вспыхнула война между Советской Россией и Финляндией. Матушка Мария вместе с Верой покинули Выборг, опасаясь захвата города Красной армией и преследований со стороны советских агентов. Они уехали в Швецию, где оставались до окончания войны и заключения мира между Финляндией и Советским Союзом. В Швеции матушка Мария жила вместе со своей подругой в маленьком пансионате под Стокгольмом. «Шведский королевский двор отвечал за их содержание». Анна еще во времена петербургской жизни дружила с будущей королевой Луизой, которая была дочерью сестры Императрицы Александры Феодоровны, принцессы Виктории Батенбергской. «Поэтому Королева Луиза, узнав о бедственном положении Анны, выплачивала ей небольшую пенсию и после войны». В марте 1940 года монахиня Мария вместе с подругой вновь возвращаются в Финляндию и некоторое время (осень 1940) проживают в Хаминанлаксе недалеко от Куопио. Затем они переехали в Хельсинки, где им удалось найти двухкомнатную квартиру на первом этаже дома 29-В по улице Топелиуса (недалеко от проспекта Маннергейма). На улице Топелиуса в это время проживала Марина Павловна Акутина с мужем Николаем Александровичем Шуваловым. Они обвенчались в 1942 году. Супруги Шуваловы часто навещали свою знаменитую соседку.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/02/...

После ее окончания Петр стал работать учителем. Чтобы исполнить данное священнику слово и быть рукоположенным в священный сан, надо было жениться, и он посватался к девице Клавдии Стрельниковой, только что окончившей гимназию. Они обвенчались, и в 1904 году Петр был рукоположен в сан диакона и направлен служить в Саратовскую епархию. Здесь у них родилось трое детей. В 1910 году диакон Петр был рукоположен во священника ко храму, расположенному на острове Манчинсаари на Ладожском озере. Прихожане полюбили его. Будучи сам выходцем из семьи бедных крестьян, он остро ощущал их нужды и тяготы, и крестьяне относились к нему как к истинно народному пастырю. На Манчинсаари у них с супругой родилось трое сыновей. Приход находился неподалеку от Валаамского монастыря, и к отцу Петру часто приезжали монахи обители. Отец Петр был человеком открытым, общительным и с каждым мог найти общий язык. В его доме всегда кто-нибудь жил и всегда были гости. После большевистского переворота отец Петр отвез жену с детьми в село Ново-Ситовка к матери, а сам выехал в Петроград. В 1918 году дети священника заболели тифом, а когда выздоровели, заболела его супруга Клавдия. Болезнь развилась столь стремительно, что отец Петр добрался до Ново-Ситовки, когда жену уже похоронили. На похороны приехали все родственники Клавдии, нужно было решать, что делать с шестью сиротами и кто будет теперь помогать их воспитывать. Пятерых детей взяла к себе в Лебедянь бабушка Анна Ивановна Стрельникова, а дочь Клавдию взяли родственники в Липецк. Вскоре к детям из Петрограда приехал отец Петр. Ему дали приход в десяти километрах от города Лебедяни, в селе Тютчево. Отец Петр снял для себя и семьи квартиру в доме вдовы священника, который служил до него на приходе. Здесь для него начались испытания. В 1924 году в дом к отцу Петру ночью с обыском пришли сотрудники ОГПУ. Все пятеро детей, поднятые с постели, выстроились в коридоре. Один из сотрудников ОГПУ многозначительно оглядел их и затем сказал священнику: «А вам придется с нами проехать». И отец Петр был заключен в тюрьму в городе Лебедяни.

http://foma.ru/za-menya-ne-mstite.html

Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Иаков (Халил), игумен Баламандского Патриаршего монастыря ( Антиохийская Православная Церковь ); архимандрит Сергий (Бауэр), игумен монастыря святителя Тихона Задонского ( Православная Церковь в Америке ); архимандрит Лука (Мурьянка), игумен Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле ( Русская Православная Церковь Заграницей ); архимандрит Сергий (Райаполви), игумен Ново-Валаамского монастыря ( Финляндская Автономная Православная Церковь ); иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп  Пантелеимонова монастыря  в Священном Киноте Святой Горы Афон; иеромонах Алексий (Корсак), настоятель Афонского подворья в Киеве; иеромонах Хрисанф (Баке), насельник монастыря Раду-Водэ ( Румынская Православная Церковь ); игумены монастырей Русской Православной Церкви и ряда монастырей Поместных Православных Церквей, прибывшие на торжества в честь 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и для участия в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон А.Д. Беглов, заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент  И.Б. Толкачев). Божественная литургия транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Петра Смирнова, клирика храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

Снаружи белое однокупольное здание собора украшают мозаики: над входом помещена композиция «Преображение Господне» художницы Инны Коллиандер, в нише на северном фасаде – мозаичная икона прпп. Сергия и Германа Валаамских работы Юрия Митрошина. На высокой звоннице, которая составляет с храмом одно целое, висят двенадцать колоколов. После постройки собора монастырь стал быстро расти и расширяться. В 1979 были построены кельи для монахов, затем – здание гостиницы и паломнический центр. В 1984 освящен корпус, построенный при государственной поддержке, где разместились библиотека, архив и мастерская для консервации и реставрации икон. В березовой роще, в нескольких километрах от монастыря, находится монастырское кладбище. Здесь обрели вечный покой также подвижники и подвижницы Коневского, Печенгского и Линтульского монастырей. Среди них покоятся: схиигумен Харитон, иеросхимонах Ефрем, духовник вел. кн. Николая Николаевича-младшего, схиигумен Иоанн, архимандрит Симфориан и другие прославившиеся своей святой жизнью и поучениями монахи. Здесь нашли упокоение архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел (умер в 1988) и епископ Ладожский Марк (1989). Все 160 насельников «старого» Валаама уже отошли в жизнь вечную. В настоящее время в Ново-Валаамском монастыре проживает 11 монахов и 3 послушника, большей частью финнов. Братии в повседневных работах добровольно помогают друзья монастыря, приезжающие на разные сроки со всей Финляндии. Частыми гостями стали паломники из России, которых монастырь обеспечивает кровом и пищей. Действуют гостиница, дома для приезжих, ресторан «Трапеза», сувенирный магазин, библиотека. Продолжает работать общество «Друзей Валаама», много сделавшее для возрождения обители. Настоятелем служит архимандрит Сергий (Раяполви). Все службы совершаются по новому стилю и на финском языке, ибо по-русски почти никто из братии не говорит. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=07791

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря монах Иосиф (Шорин) и его духовное наследие Статья студента Московской духовной академии диакона С. Третьякова посвящена личности одного из валаамских подвижников ХХ столетия — монаху Иосифу (Шорину). Статья Спасо-Преображенский Валаамский монастырь за годы своего исторического бытия явил миру великое наследие святости и духовной мудрости, носителями которой были валаамские старцы. Преподобные Сергий и Герман, Антипа Афонский и Герман Аляскинский, игумены Назарий (Кондратьев) и Дамаскин (Кононов), а также множество иных подвижников шли тернистым монашеским путем, показывая подлинный пример борьбы со страстями и стяжания добродетелей. Они проповедовали не словами только, но прежде всего своей жизнью, всецело устремленной ко Христу. Так, старцы-молитвенники с их бесценным опытом духовной жизни стали главным богатством монастыря, снискав великую славу родной обители. Одним из валаамских подвижников ХХ столетия был монах Иосиф (Шорин). Посетив в 1905 г. Валаамскую обитель, будущий митрополит Вениамин (Федченков) в своем очерке «На „Северный Афон“» писал об отце Иосифе как об «опытном старце и духовном человеке» , однако от более подробного описания жизнедеятельности старца воздержался. Краткие биографические сведения и характеристику его служения мы находим в воспоминаниях архимандрита Афанасия (Нечаева) , но это также не дает нам возможности наиболее полно, целостно и комплексно восстановить образ монаха Иосифа и исследовать его духовные наставления. Нами были обнаружены в архиве Ново-Валаамской обители в Финляндии двадцать его неизданных рукописных дневников , рассмотрев которые мы постараемся в рамках настоящей публикации осветить тему старчества о. Иосифа, прозванного на Валааме «библиотекарем».   Личность монаха Иосифа Монах Иосиф (в миру Иван Александрович Шорин) родился 1 июня 1851 г. в селе Вознесенское, Шлиссельбургского уезда, Петроградской губернии, в крестьянской семье помещика графа Шереметьева. В 1880 г. он поступил в Валаамский монастырь, в котором исполнял послушания садовника, гостинника, певчего, а с 1910 года до своей блаженной кончины был библиотекарем. Давнее его желание о пострижении в монашество осуществилось 10 июня 1889 г. В постриге он получил имя Иосиф .

http://bogoslov.ru/article/1091817

На Валааме освящена часовня преподобного Германа Аляскинского 11 августа 2020 г. 10:47 9 августа 2020 года, в 50-ю годовщину прославления преподобного Германа Аляскинского, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий освятил на Валааме часовню в честь преподобного Германа, сообщает сайт обители . Часовня возведена на Германовом поле, недалеко от того места, где, как предполагается, подвизался преподобный Герман. Преподобный Герман пришел на Валаам в 1778 году, в том же году, когда преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был преподобный игумен Назарий, саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Вот что говорил о жизни о. Германа на Валааме его современник, постриженник о. Назария и впоследствии игумен Валаамский, о. Варлаам: «Отец Герман проходил здесь разные послушания и, как " на все благое уготованный " , между прочим, был посылаем в г. Сердоболь для надзора за работами при производившейся там мраморной ломке. Любили братия отца Германа и с нетерпением дожидались его возвращения из Сердоболя в обитель». Испытав ревность молодого подвижника, о. Назарий отпустил его на уединенное жительство в пустыню. Пустынь эта находилась в глухом лесу, версты полторы расстоянием от обители; доныне местность ета сохранила название «Германово». В начале XX века, недалеко от предполагаемого места его келии, была выстроена каменная часовня, а в связи с тем, что преподобный Герман в то время еще не был прославлен, часовню освятили в честь равноапостольных Константина и Елены. В середине XX века она была утрачена. 24 мая 2018 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла состоялась закладка 14-метровой часовни в честь преподобного Германа Аляскинского на Германовом поле. Основанием для разработки проекта стала единственно сохранившаяся историческая фотография часовни, а также несколько чертежей из архива Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Архитектором Юрием Кирсом был подготовлен проект строительства, максимально приближенный к историческому виду часовни.

http://patriarchia.ru/db/text/5675114.ht...

В год обретения мощей прмч. Адриана из Новгорода в обитель был пожертвован 11-пудовый колокол с надписью: «Лета 7060 (1552) сентебриа четвертого дня новгородец Василий Ионин Котельников в Ондрусову пустынь Введения Пресвятой Богородицы да святителю Николаю Чудотворцу». Этот дар свидетельствует об определенном почитании современниками этой северной обители и ее основателя уже в середине XVI столетия. Спустя 30 лет после смерти прмч. Адриана его пустынь постигла судьба соседней Сяндебской. Шведы разорили Андрусов монастырь. Уцелела только каменная церковь во имя свт. Николая Чудотворца, деревянную Введенскую, а также игуменскую и семь братских келий «немецкие люди» сожгли, игумена убили. Собравшаяся вновь через некоторое время братия, очевидно, пыталась наладить монашескую жизнь и отстроить пустынь. Составители писцовой книги 1583 года записали, что в Андрусовом монастыре «хоромы ставят ново, а в нем живет черный поп Сергей да два старца». При описании монастырских и поместных земель в 1620 году дозорщики М. Лыков и Я. Гневашев упомянули здесь две церкви – «древяную» Введения и каменную с трапезой Никольскую. Около 1687 года на Андрусовских развалинах была предпринята попытка устроить девичью обитель под управлением строительницы Феклы, в городе Олонце даже появилось свое небольшое подворье, но из-за больших трудностей сестрам все-таки пришлось перейти на другое место. В начале XVIII века Андрусова пустынь вновь на короткое время ожила: в ней поселились несколько старцев. Самостоятельно она существовать не смогла, и в 1723 году по малобратству была приписана к Сяндебскому монастырю, а потом вместе с ним к Александро-Свирскому. После проведения штатной реформы в 1764 году Андрусову пустынь и вовсе упразднили. Новый период в ее истории начался в XIX веке и связан с именем валаамского игумена Иннокентия, кстати, родом из Олонецкой губернии, деревни Рижкалицы. В августе 1789 года, будучи еще иеромонахом, о. Иннокентий возвращался с братьями из Новой Ладоги на Валаам. Их застала сильная буря, и высокая волна выбросила лодку на луду недалеко от заброшенной Андрусовой пустыни. Усердно молясь свт. Николаю Чудотворцу и прмч. Адриану, потерпевшие кораблекрушение дали обет: если смогут достичь валаамского берега, то восстановят заброшенный монастырь. Из оставшихся досок смастерили плот и отправились через озеро. Благополучно добравшись до дома, они забыли свое обещание. Словно в напоминание через год о. Иннокентий попал в еще более страшную бурю, однако долгое время выполнить обет не давало ему отсутствие средств и времени.

http://sobory.ru/article/?object=30231

Послушник Георгий, впоследствии иеромонах Сергий (Иртель), проходивший послушание при монастырской больнице и хорошо знавший иеромонаха Викентия, вспоминает: «Во время Херувимской песни у него начинала действовать сердечная молитва , и он входил в алтарь, чтобы его никто не видел. Отец Викентий был очень строг к себе, спал на голых досках, ел очень мало и был великий молитвенник». Однажды иеромонах Викентий вошел в больничную палату, чтобы причастить больного, и увидел, что одна нога у него раскрыта. Строгий подвижник, чтобы не видеть обнаженной плоти, благословил послушнику Георгию закрыть ногу и только после этого вошел в палату и причастил больного. Скончался иеромонах Викентий 11 декабря 1941 г., погребен на кладбище Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Легко говорить о любви, но нелегко ее приобрести Схимонах Пионий (Афонин) (1862–1945) Проповедником любви и великим молитвенником называли на Валааме старца Пиония. Это был особый человек, который редко принимал посетителей, любил уединение и почти не давал советов. Но, как и его учитель, схимонах Никита (Филин), «всегда радушный, ласковый, обходительный, он был любим всеми... Своим ласковым обращением он располагал к себе... » Ближайшим другом старца был иеросхимонах Ефрем (Хробостов), который повлиял на еще молодого послушника, чтобы тот навсегда остался на Валааме и прославил его своими трудами и подвигами. Схимонах Пионий (в миру Павел Афонин) родился в 1862 г. в деревне Совалы Череповецкого уезда Новгородской губернии. Родители его были крестьянами. С детства Павел любил уединяться для молитвы. Об этом сохранились архивные сведения, подобранные составителем краткого Валаамского патерика иеромонахом Сергием (Иртелем): «До монастырской жизни о. Пионий жил в деревне в отдельной келье и все время посвящал молитве». В 1883 г. Павел приехал на Валаам. «Когда он пришел в монастырь Валаамский вместе с о. Ефремом, ему монастырская жизнь не понравилась, потому что он привык молиться, а здесь он должен был ходить на послушания. Он пришел к своему о. Ефрему и сказал, что уезжает с Валаама, потому что ему здесь не дают молиться. О. Ефрем с большим трудом уговорил его не уходить с Валаама», объяснив, что, как учил старец Паисий, большей добродетели, чем послушание, «не найдется... ибо смирение и любовь из него рождаются».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010