На протяжении нескольких лет «Монастырский вестник» публиковал осенние репортажи о ежегодном фестивале «Подворье в селе Сумароково». Нынче эпидемические ограничения не позволили провести этот праздник монастырских искусств, ремесел и аграрных достижений. О том, как сейчас живет подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря наш корреспондент побеседовала с настоятелем, иеромонахом Сергием (Филипповым). Сумароково – маленькое село в Рузском районе – стало подворьем Новоспасской обители шесть лет назад (до этого, с 2005 года, подворье имело статус Патриаршего). Тот, кто регулярно посещает это место, видит постоянно происходящие здесь перемены – как на самой монастырской территории, так и в округе. Построена прекрасная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Преобразился исторический (1873 г.) каменный храм в честь Собора святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца, основательно пострадавший в безбожные годы. Сейчас ведется монтаж икон во вновь устроенный каркас иконостаса. Иеромонах Сергий ( Филиппов), настоятель подворья, всегда сам радушно встречающий гостей и охотно выступающий в роли экскурсовода, показывает фотографию, на которой храм запечатлен в 1941 году. Фото сделано немецким солдатом и ныне является единственным документом, сохранившим вид разрушенной после войны колокольни. Ее восстановление – мечта отца Сергия. Все последние годы он вместе с прихожанами движется к этой цели. Уже готов проект, но пока нет средств для его осуществления. Здание храма включает в себя и музейную экспозицию: в витринах можно увидеть артефакты, обнаруженные в ходе восстановительных работ, старинные оклады и другие интересные экспонаты. Отец Сергий делится еще одним своим замыслом, который тоже начинает воплощаться в жизнь: это создание духовно-просветительского центра с храмом в честь преподобного Венедикта Нурсийского. – Проект возник из-за моей любви к личности преподобного Венедикта.

http://pravoslavie.ru/134692.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Всякое орудие становится опасным, если используется неправильно. Архимандрит Алексий     Всякое орудие становится опасным, если используется неправильно Архимандрит Алексий (Святая Гора Афон)     Замечательное поучение афонского старца как бы исподволь подводит, конечно, к самому злободневному вопросу: использование главного достижения технологии - интернета. Скажем прямо, это один из самых важных вопросов сегодняшнего дня. В 90-е годы мы много слышали от «передовых» священников и монахов о том, что технологии - это всего лишь орудие, нож, которым можно пораниться, но можно и сделать доброе дело. Давайте сейчас, по прошествии 20 лет, подведем доброму делу итог.   Итак, сегодня демоны уловили своей сетью все возрасты! На сайтах для взрослых проводят время как дети, так и глубокие старики, стремительно првевращаясь в психически ненормальных, душевнобольных людей. И не только. Это механизм, которым темная сила ворует души у людей в Вечности. И души эти воруются миллионами! Мы просто констатируем две точки: одна - ожидание от технологий изменения жизни, премудрые рассуждения и вторая - реальное изменение, которое мы имеем через поколение, но о котором «передовые» умалчивают, потому что говорить про это им стыдно. Итак, не только интернет должен быть по благословению и послушанию, но и даже чтение новостей для монахов - это настоящая ловушка. Монаха, который живет без новостей, бесам еще нужно притащить к краю пропасти, есть много шансов, что он опомнится и остановится. А свободного от духовников монаха, питающегося каждый день рожцами новостей, нужно, как гадаринскую свинью, всего лишь неожиданно столкнуть в пропасть. Про социальные сети мы уже не говорим. Дай Бог многим святогорцам, которые " осторожно " резвятся на краю обрыва, прозреть и отойти подальше от пропасти и " прогрессивных " рассуждений. Лучше доверять нашим предкам: Не сам пьяной ходит, черт его носи т.- Афон       Выступление архимандрита Алексия, настоятеля монастыря Ксенофонт (Святая Гора Афон) на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Использование современных технологий в монастырях» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, 27 января 2016 года).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2485

О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения Предисловие В 2002 году Московский ставропигиальный Новоспасский монастырь подготовил к изданию книгу «О жизни схиархимандрита Виталия». В этом же году по итогам конкурса «Новая русская книга» она была удостоена премии Союза писателей России и литературного фонда России имени Эдуарда Володина в номинации «Жизнеописание». Не осталась она незамеченной и в среде православных читателей. В течение ряда лет в издательский отдел монастыря продолжают поступать читательские отклики из всех уголков России, а также из Украины, Белоруссии, Молдовы, Болгарии, Австралии, США. Пишут нам и миряне, и монашествующие, и настоятели монастырей. Сама личность старца Виталия (Сидоренко), его жизненный подвиг никого не оставляет равнодушным. Приведем здесь несколько кратких отзывов. Михайлова Валентина Петровна (Ростовская обл.): «Я полюбила Батюшку, он стал мне родным. Мне очень не хватает духовного наставника. И каждая строка этой книги для меня наставление». Шевердяева Галина (г. Таганрог): «С молитвой открываю книгу и читаю, будто именно для меня написанное. Духовная помощь, утешение. Моя знакомая сказала: “настольная книга " ». Цветанка Петрова (Болгария): «Много можно научиться смирению, доброте и любви к ближнему». Монахиня Тавифа (Сидней, Австралия): «Эта книга всегда со мной. На 5–10 минут заглянешь в нее и Батюшка Виталий шлет тебе мир душевный и надежду на спасение». Пермякова Елена Никифоровна (Тобольск): «Это какой-то чудный старец. Он вызывает удивление, особенно в наше время, когда все «большие», все командиры». Р. Б. Игорь (С.-Петербург. Валаамское подворье): «Жизнь таких людей вдохновляет на покаяние и новые труды во славу Божию». Власова И. Г. (Московская обл.): «Побольше бы таких описаний жизни подвижников – больше людей спасли бы свои души!» Татьянкина Галина (г. Усмань): «Читаю и не могу ни начитаться, ни оторваться. Хочется плакать, молиться, каяться». Данилова Л. А. (Оренбургская обл.): «Какая чудная книга! Такая полезная, нужная для нас – мирян. Сколько я из нее почерпнула для себя мудрого, как она укрепляет в вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Одиннадцать поощрительных премий по 20 000 рублей присудили двенадцати участникам конкурса: кандидату филологических наук, доценту Санкт-Петербургского государственного университета диакону Владимиру Василику (Санкт-Петербург, Россия), настоятелю храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии иерею Сергию Карамышеву (Ярославская обл., Россия), кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института Российской истории РАН Андрею Владиславовичу Марчукову (Москва, Россия), историку, аспиранту Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского Максиму Викторовичу Медоварову (Нижний Новгород, Россия), писателю и публицисту Андрею Брониславовичу Рогозянскому (Костромская обл., Россия), доктору политических наук, профессору социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Андрею Николаевичу Савельеву (Москва, Россия), кандидату биологических наук, старшему научному сотруднику Института физиологии им. И.П.Павлова РАН Сергею Александровичу Строеву (Санкт-Петербург, Россия), публицисту, общественному деятелю, редактору издательского дома «Рубеж» Владимиру Викторовичу Тимакову (Тула, Россия), кандидату философских наук, доценту, директору Центра этно-социальных исследований Таврического национального университета им. В.И.Вернадского Анатолию Сергеевичу Филатову (Симферополь, Украина), кандидату политических наук, старшему научному сотруднику Российского института стратегических исследований Владиславе Николаевне Филяновой (Москва, Россия). Кандидату юридических наук, преподавателю Воронежского филиала Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте России Олегу Алексеевичу Новикову (Воронеж, Россия) и доктору юридических наук, профессору Белгородского государственного университета Елене Викторовне Сафроновой (Белгород, Россия) была присуждена одна поощрительная премия за совместное конкурсное сочинение. Торжественная церемония подведения итогов конкурса «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?» открылась пением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых...», которое исполнил хор Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/28/ko...

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Избранные творения. Преподобный Ефрем Сирин Избранные сочинения одного из самых великих учителей Церкви и богословов преподобного Ефрема Сирина написаны в четвертом веке, однако и в двадцать первом веке не потеряли ни йоты своей актуальности. Все так же святой Ефрем научает нас видеть свои грехи и дает средства к взращиванию в своем сердце добродетели. Так, например, в этом томе мы прочитаем о вспыльчивости и кротости, о послушании и непослушании/ропоте, о гордыне и смирении. А еще в конце данной книг автор расскажет нам о Господе нашем Иисусе Христе, о втором славном его пришествии и об антихристе, а также о воскресении мертвых. Книга будет полезна самому широкому кругу православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Ефрем Сирин Преподобный Ефрем Сирин. Избранные творения © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2014 Предисловие 10 марта 2011 года, четверг первой седмицы Великого поста. Великое повечерие в Покровском храме Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Патриарх Кирилл обратился с первосвятительским словом к пастве: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. У каждого человека в жизни есть цель. Один свою цель ясно видит и стремится к ней. У других людей эта цель не имеет отчетливых очертаний, и человек как бы нащупывает в течение жизни то, к чему ему следовало бы стремиться. Но цель жизни, будь то осознанная или неосознанная, требует от человека усилий, чтобы ее достичь, и эти усилия связаны с развитием человеческой личности. Сегодня, как, впрочем, и всегда, большое значение имеет образование. Человеку надо воспитать свой ум, получить определенные знания, навыки, умения, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. Кроме того, большое значение для развития человека всегда имело обретение жизненного опыта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

П. Сырку Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных имя в императорскую академию наук по завещанию Источник Содержание I. Материалы для биографии епископа Порфирия. II. География, статистика и этнография. III. История IV. Богословие: Св. Писание, Творения св. отцов и проч. V. Живопись А. Книги по живописи Б. Перечень альбомов Перечень печатных сочинений епископа Порфирия     Рукописные коллекции Императорской Академии Наук обогатились в 1885 г. драгоценным приношением покойного епископа Порфирия Успенского , завещавшего Академии все свои бумаги, в виде отдельных сочинений, частью написанных им самим, частью же другими лицами, сборников разнородных юридических актов, отрывков из творений святых отцов, светских писателей и т.п., обширной переписки как официальной, так и частной на разных языках, и наконец собраний рисунков и снимков. Все это вместе представляет ценный и вместе с тем самый полный материал, какой только было возможно собрать в 40-х и 50-х годах для изучения всего православного востока в разных отношениях. Преосвященный Порфирий, бывший епископ чигиринский, викарий киевской митрополии, а затем член синодальной московской конторы и в то же время управляющий ставропигиальным Новоспасским монастырем, три раза ездил на восток с официальными поручениями и во все эти поездки ему приходилось оставаться там подолгу, – иногда по несколько лет. Будучи любознательным и обладая пытливым умом и неутомимой энергией, к тому же нося только звание архимандрита, о. Порфирий являлся самым способным в то время лицом, чтобы наблюдать и изучать жизнь на православном востоке. Результат всех этих наблюдений и многолетних тщательных изучений, как практических, так и теоретических, выразился в целом ряде сочинений, касающихся православного востока, из которых издана только небольшая часть им самим; остальная же, значительная часть, написанная в разное время и постепенно до самых последних дней жизни автора приготовлявшаяся к печати, могла явиться в свет только в течение довольно долгого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Ипатиевский Троицкий, на краю города Костромы 263 основан предками царя Бориса Годунова; упом, с 1443 г. В XVII веке ставропигиальный. 16 июля 1744 обращён в кафедру Костромских архиереев, кафедральный. [II, 632.) С 3 июня 1835 первоклассный, под управлением архиереев и наместников. Игумены Феогност при великом князе Василии Василиевиче, 2 янв. 1511. (Акт. Ист., I, 176). Паисий , 25 янв. 1537. Вассиан , 1558–66, после в Новоспасском. Никандр , 1572–74. Порфирий уволен 1582. Варлаам , 1582–84. ( Гурий Ступишин , строит., 1585–98). Архимандриты Иаков перев. из Соловецкого 1597–1606. Феодосий , 19 сент. 1608. Кирилл , 1613–16. Иосиф , 1617–22. Кажется, он после в Чудове был. Пафнутий , 1622–31. Тихон , 1631–40. Иосиф , 1640 и 41. (В 1637–40 послан был в Грузию). Авраамий , 1642–46. Сергий , 1646–49. Гермоген , 1649–53. Тихон , 1653–63. Мисаил , 1663–66. Кирилл , 1666–70. Феодосий , 1670–74. Будто-бы, перев. в Новый Иерусалим. Антоний 24 янв. 1675 перев. из Переяславского Даниилова; по 1683. Пахомий , 1683 и 84. Феодосий , 1684–92. Паисий , 1692–98; † 23 мая 1701, в Москве. Симеон , архим. Свияжского Богородицкого, перев. 12 сент. (sic) 1698–1711, † 22 янв. Тихон , 1711–1720. Гавриил Бужинский произведён 22 янв. 1721, а 24 мар. 1722 перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Серапион , 1722–30 (упом. в авг.). Платон Малиновский в 1730 перев. и из Харьковского Преображенского; 12 авг. 1732 арестован, а 13 дек. 1738 лишён сана и послан в Иркутск; с 19 сент. 1742 епископ Сарский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. из Святогорского, а 18 янв. 1736 перев. в Ново-Спасский. Пимен Савелов в февр. 1736 перев. из Тольгского, а 29 июня 1740 хирот. в епископа Вологодского. Феофилакт в окт. 1740 перев. из Корнилиева Комельского, а 14 сент. 1743 хирот. в епископа Воронежского. Симон Тодорский произведён 12 сент. 1743, а 31 мар. 1745 хирот. в епископа Костромского. При нём мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, в Костроме, основан в половине XV века иноком Никитой. Ныне второклассный. [III, 399.] В 1847 сгорел, монахи переведены в Игрицкий. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Кирилл 3 февраля 2012 г. 12:53 Служение Патриарха Кирилла с 21 по 29 января 21 января в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил М.Аббаса с присуждением ему премии Международного фонда единства православных народов. Говоря о ситуации, складывающейся сейчас в странах Ближнего Востока, Святейший Патриарх напомнил о вопиющих случаях притеснений, о гонениях на православных христиан в ряде стран и высоко оценил религиозный мир, сохраняющийся на земле Палестины, который поддерживается в том числе усилиями Главы Палестинской национальной администрации. Предстоятель Русской Церкви с удовлетворением отметил развитие паломничества православных людей из стран, где присутствует Русская Православная Церковь, в Святую землю. В ходе встречи отмечалось, что Московский Патриархат поддерживает братские отношения с Иерусалимским Патриархатом, в юрисдикцию которого входят православные Святой земли.         21 января в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил XII Ежегодную церемонию вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов (МФЕПН) «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» им. Патриарха Алексия II. Лауреатами премии МФЕПН за 2011 год стали Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и сербский спортсмен Новак Джокович.         22 января, в неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За богослужением молились многочисленные участники Рождественских чтений, прибывшие в Москву из епархий Русской Православной Церкви в России и за рубежом. По окончании Литургии Предстоятелей Александрийской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также всех собравшихся в храме приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Затем прозвучало слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. В дар Блаженнейшему Патриарху Феодору Святейший Патриарх Кирилл преподнес икону Спасителя с изображением Новоспасского ставропигиального монастыря, Блаженнейшему Митрополиту Христофору — образ Божией Матери с предстоящими святыми.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Пн Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям (от 15.10.2018) 15 жовтня 2018 р. 23:17 Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям  утвержден  решением Священного Синода от 15 октября 2018 года ( журнал 80 ).   Комиссия по богословию и богословскому образованию 1. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии — председатель 2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви — секретарь 3. митрополит Виленский и Литовский Иннокентий 4. митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин 5. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан 6. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви 7. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 8. архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии 9. архиепископ Нежинский и Прилукский Климент, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви 10. архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям 11. епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата 12. епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии 13. епископ Уссурийский Иннокентий 14. епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии 15. епископ Домодедовский Иоанн, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря 16. епископ Петергофский Серафим, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 17. епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии 18. архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии 19. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5303448...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010