На месте прежнего возводится новый Преображенский собор. Этот соборный храм был закончен уже после смерти Михаила Федоровича при его сыне царе Алексее Михайловиче. Он выстроен по образцу кремлевского Успенского собора и освящен в 1649 году. До настоящего времени в соборе сохранился иконостас XVIII века с иконами XVII века, уцелели настенные росписи. Еще при Михаиле Федоровиче монастырь становится ближним царским богомольем. Сюда на богомолье часто приезжал патриарх Филарет, где служил панихиды по своим родителям и братьям. В 1654 году, когда свирепствовала чума, унесшая жизни двух третей населения Москвы, в Новоспасский монастырь была переведена царская казна. В конце XVII столетия Новоспасский был одним из самых богатых монастырей Москвы и одним из крупнейших вотчинников. За ним в «ружной книге» 1681 года числилось 14 тысяч крепостных. К монастырю был приписаны вотчины, рыбные ловли, угодья с селами, лесами и лугами. Братия монастыря к 1677 году достигла количества 138 человек. Царь Федор Алексеевич считал своим священным долгом каждую неделю бывать в монастыре для поклонения своим предкам, особенно, после того, как здесь была погребена его любимая тетка Ирина Михайловна. Посещали Новоспасский царевна Софья, цари Петр и Иоанн. В это же время Новоспасский монастырь стал местом заключения преступников и еретиков. Здесь были устроены застенки и затворы. Сюда направлялись для содержания до приговора мятежные стрельцы, прошедшие пытку в Преображенском и Сыскном приказах. Сюда для отбывания наказания были направлены некоторые учителя Московской духовной академии за приверженность к учению Сильвестра Медведева, сторонника Софьи Алексеевны, казненного в 1691 году. Петр I в знак почтения к усыпальнице своих предков приказал отлить для обители колокол весом 1100 пудов, прозванный колоколом Петра Великого. В XVII веке Новоспасский нередко посещала императрица Елизавета Петровна. При ней же была заложена современная монастырская колокольня. Новоспасский монастырь сильно пострадал в 1812 году. Французы осквернили храмы, разграбили имущество окрестных жителей, укрытое под кров лей соборного храма. Наместник монастыря, престарелый о. Никодим, был подвергнут пыткам и лишь чудом остался жив. В те страшные дни на кладбище монастыря был похоронен замученный французами священник соседней церкви Сорока мучеников о. Петр Вениаминов (Гаврилов). После французского нашествия обитель быстро оправилась. К 1820 году все здания обители, пострадавшие от бесчинств французов, были отремонтированы. В XIX веке ее храмы и другие здания неоднократно обновлялись.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Данилов мужской монастырь — древнейшая обитель Москвы — был основан благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Князь на свои средства содержал монастырь, посвященный его святому покровителю, преподобному Даниилу Столпнику, с самого начала обитель имела статус архимандритии. Около 1330 года сын князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита выстроил в Кремле на Боровицком холме, на месте древней деревянной церкви Спаса на Бору, каменный Преображенский храм и основал первый на великокняжеском дворе монастырь, собрав братию из разных обителей. Даниловских монахов он также перевел в Кремль, а вместе с тем и архимандритию во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископом Ростовским). С этого времени до конца XV века монастырь Преображения Господня был главной обителью московской великокняжеской семьи. Здесь представители этой семьи, в том числе и сам великий князь Иоанн Данилович, принимали постриг перед кончиной, здесь совершались их погребения. Возможно, в те времена монастырь был «общим», то есть предназначенным для проживания как иноков, так и инокинь. В придворной обители образовался центр московского летописания, управлявшие ею архимандриты нередко становились духовниками великих князей Московских. По свидетельству летописей, в 1345 году на средства супруги князя Симеона княгини Анастасии Гедиминовны Литовской монастырский храм был расписан русскими мастерами — учениками греческих изографов Гойтаном, Семеном, Иваном; в работе участвовали «прочие их ученицы и дружина». Позже в монастыре нашла свое упокоение и княгиня Анастасия. В 1396 году в соборе был погребен скончавшийся во время приезда в Москву святитель Стефан Пермский, просветитель зырян. Его мощи, находящиеся под спудом, стали главной святыней собора. В конце XV века в связи с расширением территории дворца монастырь по распоряжению великого князя Иоанна III Васильевича был переведен «близ Крутицы» — на берег реки Москвы, за Яузу, — так началась история Новоспасского ставропигиального мужского монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. ( журнал 8 ) назначен первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии. 12 сентября 2014 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре защитил  докторскую диссертацию на тему «Авраамиев-Богоявленский монастырь в Ростове Великом: архитектура в ее культурно-историческом развитии». 21 ноября после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл возложил на епископа Савву докторский крест. В 2015-16 гг. — председатель Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации . В 2016-20 гг. — заместитель главы Всемирного русского народного собора . Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. ( журнал 27 ) назначен председателем рабочей группы по подготовке общецерковной программы памятных мероприятий в связи со 100-летней годовщиной убиения первых новомучеников Церкви Русской. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. ( журнал 47 ) назначен Преосвященным Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии , с сохранением должности первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии и освобождением от должности наместника Новоспасского ставропигиального монастыря. Будучи наместником Новоспасского монастыря возглавлял Научно-редакционный совет по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг. 18 июля 2018 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. 27 июля 2018 г. освобожден от управления Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 4 ) назначен управляющим делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. ( журнал 70 ) назначен секретарем Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 29 октября 2019 г. ( журнал 132 )  освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. ( журнал 153 ) освобожден от должности секретаря Межсоборного присутствия.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198717...

В качестве подарка египетская делегация преподнесла митрополиту Дионисию образ Святого семейства, которое, как известно, провело в пределах Египта около трех лет, спасаясь от преследований Ирода. Из них около шести месяцев Богомладенец, Пресвятая Дева и праведный Иосиф пребывали в пещере в Аль-Мухарраке, где впоследствии была возведена обитель, настоятелем которой является епископ Вукол. В дар братии Новоспасского монастыря также были переданы иконы преподобного Макария Великого и других египетских святых. Гости посетили Покровский ставропигиальный женский монастырь, который стал местом их размещения в ходе пребывания в Москве. Делегация поклонилась честным мощам блаженной Матроны Московской, которая в последние годы стала известна и почитаема в Древних Восточных Церквах, ознакомились с деятельностью приюта для девочек и хозяйством монастыря. Епископ Вукол и сопровождавшие его лица были радушно приняты настоятельницей обители игуменией Феофанией (Мискиной) и сестрами. В этот же день коптская делегация посетила Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Москвы. Наместник обители иеромонах Иоанн (Лудищев) рассказал гостям об истории и современной жизни монастыря, а также показал пребывающие там великие святыни, среди которых — частица мощей преподобной Марии Египетской. Братское общение продолжилось за совместной трапезой, после которой египетская делегация посетила здание Сретенской духовной академии. 25 августа гости из Египта побывали в Марфо-Мариинской обители милосердия, где были тепло приняты игуменией Елисаветой (Поздняковой) и сестрами, поклонились находящимся в ее соборном храме святыням и ознакомились с социальными проектами обители. Гости также посетили соборы Московского Кремля, Красную площадь, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, встретились с группой обучающихся в московских вузах студентов — представителей коптской общины Египта. Вечером того же дня делегация побывала в Донском ставропигиальном мужском монастыре, где представителей Патриарха Тавадроса II принимал наместник обители, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви митрополит Каширский Феогност. Владыка сердечно приветствовал делегацию из Египта, отметив важность продолжения подобных визитов для более подробного взаимного знакомства с историей, современной жизнью и богатым духовным опытом коптской и русской монашеских традиций.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

Со своей стороны, епископ Даниил тепло поблагодарил митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за оказанный прием и просил передать Предстоятелю Русской Православной Церкви слова приветствия и благопожелания от Патриарха Коптского Тавадроса II. Глава делегации также выразил восхищение расцветом духовной жизни, который переживает сегодня Россия, в том числе строительством новых храмов в Москве, возрождением по всей стране поруганных и закрытых в советский период монастырей и открытием новых: «Мы не только видим нашими глазами, но и чувствуем сердцем, что Господь очень сильно любит Русскую Церковь и ее народ, промыслительно ведя Российское государство к великому будущему. Мы непрестанно молимся за наших русских братьев и сестер и всегда рады видеть их на Египетской земле, освященной самим Спасителем и сонмом дивных угодников Божиих». Вечером того же дня в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре делегацию Коптской Церкви торжественно принимала братия обители во главе с наместником, первым викарием Патриарха Московского и всея Руси епископом Воскресенским Дионисием . 15 сентября гости из Египта посетили обители Подмосковья — Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Покровский монастырь в Хотьково , где поклонились святым мощам преподобного Сергия Радонежского, известного и почитаемого в Коптской Церкви, а также родителей игумена земли Русской — преподобных Кирилла и Марии. Представителей Патриарха Тавадроса II сердечно принимали наместник лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон и настоятельница Хотьковской обители игумения Олимпиада (Баранова). В Москве делегация посетила кафедральный соборный Храм Христа Спасителя , Даниловский и Заиконоспасский монастыри, а также совершила прогулку по историческому центру российской столицы. Во время пребывания в пределах Московской епархии гостей из Коптской Церкви сопровождали наместник Данилова монастыря епископ Солнечногорский Алексий , настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова), эконом Заиконоспасского монастыря иеромонах Ермоген (Корчуков), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудники ОВЦС С.Г. Алферов и Р.А. Ахматханов, а также представители коптской общины Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5500283.ht...

Иеромонах Павел рассказал об истории, структуре и образовательной деятельности ОЦАД как учебного заведения, ставящего своей целью подготовку высококвалифицированных церковных дипломатов и ученых. Диакон Димитрий Серов сделал сообщение о международных программах студенческого обмена. Священник Димитрий Сафонов рассказал о читаемом им курсе по теме межрелигиозных отношений, в рамках которого магистранты подробно знакомятся с деятельностью совместной комиссии Русской Православной Церкви и Ирана «Православие-ислам», которая действует с 1997 г. М. Тасхири поделился опытом религиозного образования в Иране, указав, что его страна может по праву гордиться религиозным многообразием и уважением к верующим разных традиций. В ходе беседы, стороны обсудили перспективы развития межрелигиозного взаимодействия в академической сфере. После посещения учебного заведения Русской Православной Церкви состоялся визит иранской делегации в резиденцию Духовного собрания мусульман России. Во встрече приняли участие муфтий Волгоградской области Бата Кифах, заместитель муфтия А. Крганова И. Гайнутдинов, начальник Управления делами Д. Мустафин, руководитель международного отдела М. Мирсаяпов, секретарь Попечительского комитета Межрелигиозного совета России О.В. Блюдов. В ходе беседы были обсуждены темы, касающихся организации жизни мусульманских общин и значения межрелигиозного диалога в современном мире. В честь прибытия иранской делегации был устроен торжественный обед. Вечером этого же дня М. Тасхири посетил Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь . По благословению наместника обители епископа Воскресенского Дионисия высокого гостя встретили личный секретарь архиерея диакон Тимофей Щипачев и руководитель секретариата Юго-Восточного викариатства г. Москвы А.И. Сирота. В ходе экскурсии иранской делегации рассказали об истории древней Патриаршей обители, судьба которой связана с Домом Романовых. Гости посетили Преображенский собор, усыпальницу бояр Романовых и церковно-археологический музей.

http://patriarchia.ru/db/text/5474165.ht...

Поссорившись с преп. Елеазаром, Никон убежал с Анзера навсегда. Сев в лодку, он поплыл на материк, но по дороге попал в бурю и едва не погиб. Судно прибило к маленькому и скалистому Кий-острову в устье Онеги. Благодаря Бога за спасение, Никон воздвиг здесь поклонный крест, но так и не увидел в своем приключении вразумления за непослушание. Став Патриархом, он устроил на острове Крестовоздвиженский ставропигиальный монастырь. Вскоре Никон пришел в Кожеезерскую обитель на севере Каргопольского края. Через 3 года братия избрали его игуменом монастыря. В 1646 г. Кожеезерский игумен прибыл по каким-то делам в Москву, где был представлен молодому царю. Никон буквально обаял Алексея Михайловича. В свою затерянную в северной глуши обитель игумен так и не вернулся: царь поставил его архимандритом придворного Новоспасского монастыря – родовой усыпальницы Романовых. При новом архимандрите обитель была богато отстроена на щедрые царские пожертвования. Дружеские отношения между царем и Никоном все более крепли. Молодой государь жаждал преобразовать Россию, возвысить ее и вывести на мировую арену в качестве лидера всего православного мира, который он мечтал объединить под главенством Москвы. Вокруг царя Алексея постепенно группируются молодые и энергичные деятели, в которых он видит своих единомышленников. Быстро уловивший настрой государя Никон сумел повести себя так, что царь увидел в нем деятеля, способного распространить преобразования и на церковную жизнь. Никон был вполне человеком своего времени, главными героями которого, в отличие от предшествующих эпох, стали лица, неродовитые, но талантливые и энергичные, выстраивающие как свою карьеру, так и программу своих действий (одно от другого они не отделяли), целиком на благоволении государя и на служении его интересам. Влияние Никона при дворе быстро росло: он стал принимать челобитные и передавать их Алексею Михайловичу. За протекцией к влиятельному архимандриту стали обращаться даже бояре. Он вошел в близкий ко двору церковный кружок «ревнителей благочестия» (или «боголюбцев»), но скоро заслонил собой других его деятелей, и отношениях между Никоном и его вчерашними друзьями-протопопами из числа «ревнителей» быстро охладели. Никон верил в дружеские чувства царя и считал, что они позволяют ему более не считаться ни с кем, кроме самодержца.

http://sedmitza.ru/lib/text/436329/

Решением Священного Синода от 15 апреля 2021 г. ( журнал 26 ) определено быть Преосвященным Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии , с освобождением от управления Челябинской епархией и временного управления Троицкой епархией. Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. ( журнал 91 ) назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви с титулом «Воскресенский», первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве и управляющим Центральным викариатством г. Москвы. Включен в состав Высшего Церковного Совета , назначен на должности секретаря Межсоборного присутствия , председателя Общецерковной дисциплинарной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси , председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта , и наместника Новоспасского ставропигиального монастыря . С 27 ноября 2023 г.  — заместитель главы Всемирного русского народного собора . Образование: 1997 г. — Ярославский государственный университет им. Демидова. 2000 г. — Московская духовная семинария. 2004 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Общецерковная дисциплинарная комиссия при Патриархе Московском и всея Руси (Председатель) Место работы: Межведомственная рабочая группа по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта (Председатель) Место работы: Управление делами Московской Патриархии (Управляющий делами) Место работы: Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (Секретарь) Епархия: Московская (городская) епархия (Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси) Место работы: Московская Патриархия (Управляющий делами, Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси) Место работы: Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) (Заместитель главы)

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198981...

Выставка «Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви» посвящена ставропигиальным монастырям — обителям, управляемым непосредственно Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Первый ставропигиальный монастырь на Руси появился еще до обретения автокефалии — в 1383 году им стал московский Симонов монастырь, подчиненный непосредственно Константинопольскому Патриарху, который останавливался в нем во время посещений Москвы. Институт ставропигии внутри Русской Православной Церкви впервые ввел Патриарх Никон, основавший и принявший управление над Ново-Иерусалимским , Валдайским Иверским и Кийским Крестным монастырями. Традиция эта продолжалась как при последующих патриархах, так и в синодальную эпоху. В результате к концу XIX века, помимо четырех лавр, ставропигиальными были следующие семь монастырей: Симонов, Донской , Новоспасский и Заиконоспасский (все в Москве), Ново-Иерусалимский (подмосковный), Спасо-Яковлевский (Ростов Великий) и Соловецкий . Эти монастыри находились в непосредственном заведовании московской Синодальной конторы (московские ставропигиальные монастыри) или Святейшего Синода и были изъяты из подсудности епархиальных архиереев. Сейчас в Русской Православной Церкви 27 ставропигиальных монастырей — 14 мужских и 13 женских. Десять из них находятся в Москве (Даниловский, Покровский , Богородице-Рождественский , Донской, Зачатьевский , Новоспасский, Сретенский , Иоанно-Предтеченский (бывш. Ивановский) , Высоко-Петровский и Заиконоспасский монастыри), восемь — в Подмосковье (Покровский Хотьков, Борисоглебский Аносин, Саввино-Сторожевский, Воскресенский Ново-Иерусалимский, Иосифо-Волоцкий, Николо-Угрешский , Крестовоздвиженский, а также Троице-Сергиева Лавра ); четыре обители находятся на севере России (Спасо-Преображенские Соловецкий и Валаамский, Никольский Вяжищский в Новгороде и Иоанновский в Санкт-Петербурге), две в Калужской епархии (пустыни Свято-Введенская Оптина и Казанская Амвросиевская), одна во Владимирской (Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь) и две в Ближнем Зарубежье (Корецкий Свято-Троицкий монастырь на Украине и Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1989684...

Изначально (в конце XVII века) это была фреска, то есть художник нанес краски на сырую штукатурку. Затем в XIX веке поверх нее появилось изображение масляными красками. В середине XX века роспись была утрачена, стены заштукатурены. Сейчас специалисты занимаются реставрацией настенной живописи в интерьерах храма. С фресок бережно удаляют загрязнения, прежде всего сажу, и укрепляют слой из красок. В период реставрационных работ планируется полностью заменить водосточную систему здания — все отливы и водостоки. В соборе установят более прочные окна с дубовыми рамами. Новоспасский мужской монастырь — древнейшая православная обитель Москвы. Сейчас он находится в центре города в Таганской районе на левом берегу Москвы-реки. Монастырь был основан в XIII веке первым удельным московским князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского. Тогда обитель располагалась на том месте, где сейчас находится Данилов ставропигиальный мужской монастырь (ул. Даниловский Вал, д. 22). По преданию, первая монастырская церковь была построена в 1272 году. В 1330 году московский князь Иван Калита перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм. В конце XV века во время княжения Ивана III произошел еще один переезд монастыря на то место, где он размещается до сих пор. Первый каменный Спасо-Преображенский собор был построен в 1497 году. Особое значение монастырь приобрел в период царствования первых Романовых — Михаила Федоровича (1596-1645) и Алексея Михайловича (1629-1676). Здесь издавна находилась усыпальница представителей этого рода. В подклете собора похоронены родители Михаила Федоровича — Патриарх Филарет и Ксения Романова. К середине XVII века первый каменный Спасо-Преображенский храм обветшал и был разобран. Однако не полностью: сохранилась часть старой западной галереи с подклетом. Новый собор строился в середине XVII века. Это был один из самых величественных храмов столицы, второй по размерам после Успенского кафедрального собора в Кремле. В 1689 году Петр I повелел украсить главную монастырскую церковь росписью. Все стены, своды, простенки, откосы окон костромские мастера во главе с Гурием Никитиным покрыли сплошным живописным ковром. На фресках живописцы изобразили пророков, мучеников, святителей, православные праздники и другие религиозные сюжеты.

http://patriarchia.ru/db/text/5969394.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010