Начиная со 2-й трети XVIII в. Н. м. м. постепенно утратил статус придворного мон-ря. После секуляризации церковных имуществ 1764 г. обитель отнесена к 1-му классу, его устав утратил признаки общежительности: была упразднена общая трапеза, монахини, поступая в монастырь, покупали или строили кельи на свои деньги или получали пустующие кельи, но их ремонт осуществляли на собственные средства. Сократилось число монастырских послушаний; часть работ (шитье, вышивка и др.) производилась за свой счет ( Петров. 1994. С. 45). Смоленская икона Божией Матери, с двунадесятыми праздниками. Сер. XVI в., рама — 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря) Смоленская икона Божией Матери, с двунадесятыми праздниками. Сер. XVI в., рама — 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря) В 1772 г. архиеп. Тверской и Кашинский Платон (Левшин; впосл. митрополит) подтвердил право Н. м. м. на проведение крестных ходов: в Светлый понедельник, в Светлый пяток - в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», 13 мая - в день мц. Гликерии (в память об основании обители) (Там же. С. 49). В кон. XVIII в. мон-рь сильно пострадал от 2 крупных пожаров - 1788 и 1796 гг. (Там же. С. 58-59). Тяжелые испытания выпали на долю Н. м. м. в 1812 г. В конце авг. вместе с отступавшей русской армией в Москву прибыла чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (Ист. описание. 1885. С. 109). По благословению управляющего Московской епархией еп. Августина (Виноградского) в Н. м. м. был отслужен молебен, после к-рого икону обнесли вдоль монастырских крепостных стен (Там же). По распоряжению Синода ризница мон-ря была вывезена на подводах игум. Мефодией (Якушкиной) в Вологду (Там же. Прил. 7. С. L). Начиная со 2 сент. под стенами мон-ря появлялись отряды наполеоновских войск, 8 сент. обитель была ими занята. В Н. м. м. разместилось ок. 2 тыс. чел. из корпуса маршала Л. Н. Даву под командованием полковника М. Задера. Все здания церквей, кроме Смоленского собора, были заняты солдатами; монахиням оставили 3 кельи (по др.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

После этих событий царь стремился повлиять на почитаемые обители, наделяя их особыми милостями. Так, в нояб.-дек. 1568 г. Кириллов Белозерский мон-рь получил половину огромной белозерской вотчины казненного боярина и конюшего И. П. Фёдорова, в 1569 г. к землям О. со всеми своими владениями был присоединен московский Симонов мон-рь, часть владений И. П. Фёдорова была передана старицкому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , получившему 6 мая 1569 г. тарханную грамоту на все владения. Такие обители царь стремился подчинить своей власти, возобновив практику выдачи осужденных Стоглавым Собором несудимых грамот. В частности, по грамоте 1569 г. настоятель Иов (впосл. патриарх) и братия старицкого Успенского мон-ря освобождались от суда Тверского епископа. В 1571 г. во владениях московского Новодевичьего мон-ря приходское духовенство было освобождено от суда епископов и уплаты налогов в архиерейскую казну. Когда это отвечало его интересам, царь мог свободно распоряжаться церковной собственностью. Так, в кон. 60-х гг. XVI в. была отобрана значительная часть вотчин у Рязанского архиерейского дома и роздана в поместья переселенцам из взятых в О. уездов, в поместья была обращена и часть земель рязанских мон-рей. Жестоко расправлялись и с лицами, вызвавшими неудовольствие царя: в частности, в 1570 г. были казнены настоятели нижегородского Печерского и Солотчинского мон-рей. Важным событием в истории О. стал царский поход с опричным войском в Новгород и во Псков (дек. 1569 - февр. 1570). Причиной похода послужили полученные Иоанном IV Грозным известия о некоем заговоре местных властей и Новгородского архиеп. Пимена , якобы желавших передать Новгород и Новгородскую землю под власть польск. кор. Сигизмунда II. Поход стал самой крупной карательной акцией времен О. Одной из его целей стал сбор средств для продолжения Ливонской войны. В этом плане внимание опричных советников царя привлекала церковная собственность. В Твери опричное войско присвоило имущество архиерейского дома и мон-рей, затем был ограблен тверской посад. После окружения Новгорода опричным войском и суда царя над «изменниками» начались массовые казни приближенных архиеп. Пимена, новгородских дьяков и подьячих вместе с их семьями, «гостей» и детей боярских. По Новгородской земле ездили отряды опричников, разорявшие дворы «изменников». В Нарве были конфискованы товары новгородских купцов, а они сами обложены контрибуцией и поставлены «на правеж». В конце пребывания опричного войска в Новгороде были разграблены новгородский торг и посадские дома. Лишь 13 февр. 1570 г. жителям было объявлено прощение, а в 1571 г. О. отошли Торговая сторона Новгорода, Бежецкая и Обонежская пятины Новгородской земли.

http://pravenc.ru/text/2581441.html

ч. гибель родных и наследников, привели обеих женщин в обитель. Об этом позволяет судить запись о др. вкладе старицы Марфы (Булгаковой), внесенном по мужу и записанном во Вкладную книгу Троице-Сергиева мон-ря. 11 янв. 1629 г. инокиня Марфа (в миру жена Д. Ф. Булгакова) вложила свою вотчину «в Московском уезде села Вороново со крестьяне и рыбными ловлями и со всеми угодьи по цене за 700 рублев» в память: «по детях своих по Иване да по Михайле, да по отце своем Алексее да по матере своей иноке Маремьяне, да по муже своем Дмитрее и по себе... И за тот вклад дедов ее и отца и матерь и мужа ее написали в вечный сенадик с сельники и в кормовые книги» (Там же. С. 108). Материалы, связанные с придворным бытом, собранные И. Е. Забелиным , дают представление о подарках, поднесенных настоятельницам М. В. м.: в связи с днем ангела царевны Анны Михайловны 25 июля 7142 (1634) г., на рождение детей царя Алексея Михайловича - царевичей Симеона (1665) и Феодора (1661) г., царевны Феодосии 27 мая 7170 (1662) г. Как правило, это были иконы «Вознесение Господне» в серебряных окладах, деньги или отдельные предметы - «2 ширинки тафтяные накищеваны золотом, дороги двоеличные гилянские», т.е. из тканей, произведенных в иран. пров. Гилян ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей и цариц в XVI и XVII ст. Т. 3: Мат-лы. М., 2003. Мат-лы к т. 1, ч. 2. С. 502, 504, 507, 531). Источники сообщают, откуда переходили в мон-рь игумении: Иринархия (Темирязева) поступила в М. В. м. из Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря , Евдокия (Челищева; † 11 авг. 1718) в нач. 1710 г. была переведена из московского Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы мон-ря , Евстолия (Лодыгина) в 1730 г.- из московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (до 1740), Елена (Ржевская; 1740-1756) - из переславль-залесского во имя мученика Феодора Стратилата монастыря , Афанасия (Черкесова; † 18 авг. 1861) 31 мая 1820 г.- из московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря, Паисия (Нудельская; † 25 янв.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470-475; Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954; Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери»//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 419-436; Grabar A. Découverte à Rome d " une icône de la Vierge à l " encaustique// Idem. L " ârt de la fin de l " Antiquité et du Moyen âge. P., 1968. Vol. 1. P. 529-534; Рогов А. И. Александров: Альб. Л., 1979; Бандиленко Е. А. Икона Богоматерь Тихвинская с житием и деяниями: (К вопросу о составе клейм)//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 8]: Рус. художественная культура XVII в. С. 83-86; Сказание о чудотв. иконах в «Послании вост. патриархов имп. Феофилу»//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 421-435; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2; Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собр. Ростовского музея//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172-180; она же. Иконы Ростова Великого: Кат. выст. М., 2006. Кат. 62. С. 222-226; София Премудрость Божия: Альбом. М., 2000. Кат. 50; Вилкова М. В. Пелена из Благовещенского собора Моск. Кремля//Проблемы изуч. памятников духовной и материальной культуры: Мат-лы науч. конф., 2000 г. М., 2001. Вып. 4. С. 167-175; Шалина И. А. Лиддская-Римская икона и иконогр. архетип Богоматери Тихвинской//Чудотв. икона Тихвинской Богоматери: Иконография. История. Почитание: Науч. конф. Тез. докл. СПб., 2001. С. 31-37; Снессорева. Земная жизь Пресв. Богородицы. М., 2002р. С. 63-71; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-544; Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря//ДРИ: СПб., 2003.[Вып.:] Русское искусство позднего средневековья: XVI в. С. 222-226; она же. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в моск. искусстве 2-й пол. XVI в.//Вестн. РГГУ. М., 2007. 10. С. 230-237; Самойлова Т. Е. Царская твердыня//Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

На средства Игнатия (Семёнова) , архиеп. Олонецкого, вложившего в Крестный мон-рь 5 тыс. р., в 1843 г. вокруг К. к. был сооружен мраморный киот (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 66). На розовом поле мрамора была вырезана вкладная надпись с именем дарителя. Известно изображение К. к. в новом киоте ( Россиев П. А. Светлое Поморье//ИВ. 1907. 10. С. 239; Онежский Крестный мон-рь//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 106). К. к. пребывал в соборе Воздвижения Креста до закрытия мон-ря. В нач. 20-х гг. XX в. он был перевезен на Соловки и хранился в музее Соловецкого отд. Архангельского об-ва краеведения (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018. Л. 8-13). Музей располагался в Благовещенской ц. Соловецкого мон-ря, где было сосредоточено ок. 500 экспонатов, в т. ч. «Никоновский крест из кипарисового дерева, обложенный листовым серебром, сооруженный самим патриархом для Крестного монастыря и затем перенесенный на Соловки» ( Иванов А. П. Памятники Соловецкой древности//Соловецкие о-ва: Ж. [О. Соловки], 1926. 2/3. С. 132). В 1939 г. в составе коллекции упраздненного Соловецкого музея К. к. был отправлен в Москву и передан в филиал ГИМ в Новодевичьем монастыре. В 1991 г. передан МП РПЦ и установлен в московской ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (находится в приделе Всех святых, в земле Российской просиявших). В описи Крестовоздвиженского собора, составленной после закрытия обители в 1921 г., упомянута «копия Животворящего Креста Господня» (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018. Л. 10). Она стояла в соборе монастыря в 1926 г., что подтверждается документами Онежского уездного финотдела: «Копия древнего креста без стекла, украшения с него все сорваны и самый крест попорчен» (ГААО. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 26 б. Л. 265). В июне 1928 г. копию К. к. и 2 большие иконы с изображением равноапостольных царей Константина и Елены, стоявшие по сторонам К. к., по просьбе верующих принял Троицкий собор Онеги (ГААО. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 26 б. Л. 314). После закрытия храма в 1931 г. (ГААО. Ф. 621. Оп. 1. Д. 1145. Л. 81-95) копия хранилась в кладбищенской ц.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

К башне было пристроено шатровое крыльцо на 4 колонках, выполненное в рус. стиле. В 1884 г. по проекту Н. построена колокольня собора в честь Нерукотворного образа Спасителя в Спасо-Влахернском мон-ре (восстановлена) и возведен каменный шатер на месте деревянного ветхого шпиля на колокольне ц. свт. Николая Чудотворца в Пушкине (не сохр.). В том же 1884 г. Н. выполнил проект перестройки ц. Св. Троицы на Шаболовке (восстановлена). Предполагалось возведение в рус. стиле шатровых церкви и колокольни, соединенных трапезной. Строительные работы были проведены в 1885-1896 гг. бесплатно старостой церкви архит. М. П. Ивановым. Вероятно, финансовые трудности стали причиной неполной реализации проекта Н.- колокольня и трапезная сохранили прежний облик. В 1885 (?) г. Н. по заказу Православного миссионерского общества выполнил проект собора Троицкого мон-ря на оз. Иссык-Куль, но строительство не было осуществлено из-за землетрясения. В 1887-1889 гг. в Марьевском во имя прав. Иосифа Обручника женском общежительном мон-ре в Екатеринославской губ. по проекту Н. в русском стиле велось строительство 3-пролетных св. ворот, увенчанных 3 восьмериками с шатрами, и башни, выполненной в духе крепостных башен Китай-города (1887), а также монастырского храма (90-е гг. XIX в.). В 1889 г. в короткие сроки, с мая по август, у ст. Борки (под Харьковом), близ места крушения имп. поезда, по проекту Н. возведен деревянный шатровый храм в русском стиле в честь Нерукотворного образа Спасителя и шатровая колокольня (не сохр.). В том же году в память чудесного спасения царской семьи Н. спроектировал шатровую часовню (не сохр.) при ст. Александров Северных железных дорог, приписанную к александровскому Успенскому мон-рю. Также Н. составил проект часовни «В честь чудесного избавления Государя Императора и Его Августейшей Семьи от угрожаемой Им опасности» в Чеботарной башне московского Новодевичьего монастыря. В 1895 г. по проекту Н. построены деревянная церковь и школа при фабрике Чернышёвых в с. Пирогове (ныне в составе городского окр.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Напр., на Тихвинской иконе Божией Матери со 103 клеймами из Успенского собора Московского Кремля (1668, ГММК) клейма 66-91 посвящены иллюстрации «Сказания...» о Л. и.; на Тихвинской иконе Божией Матери из ц. Божией Матери «Одигитрия» на Песках в Калуге (1680, ЦМиАР) в клейме 18 представлена предыстория Тихвинского образа, происходящего от Л. и., в др. трактовке, буквально не иллюстрирующей «Сказание...» ( Иванова. 1966. С. 429-430). Два сюжета «Сказания...» включены в состав клейм ярославской иконы Божией Матери из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ). Во фресковой живописи наиболее ранними являются иллюстрации в росписях Покровского собора Александровской слободы (60-е XVI в.; 17 сцен) и стенописи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (нижний ярус сев. и зап. стен; 8 сцен, сгруппированных в 4 композиции, включающие написание евангелистом Лукой иконы Божией Матери; обретение Нерукотворного образа Божией Матери на столпе в г. Лидде; написание списка с Нерукотворного образа по заказу патриарха Германа и др.). Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва - третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» - Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий (Там же. С. 222-235). Росписи Покровского собора Александровской слободы, Смоленского собора Новодевичьего монастыря и сюжет иконы 1587 г. из Ростова обнаруживают сходство в выборе эпизодов и иконографии сцен ( Квливидзе. 2003. С. 232). Подобный цикл композиций, иллюстрирующих Сказание о Л. и., содержится также в росписях Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600) ( Чинякова. 2009. С. 20). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 104-105; Поселянин Е. Богоматерь. С. 196-199, 389; Кулаковский С. Ю. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни//Сб.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Материалы Собора показывают, что окончательное решение по делу Е. было принято не сразу. 1-е, состоявшееся, видимо, в мае, после подачи Е. «покаянного письма», определение Собора «О прощении старца Ефрема Потемкина» (сохранившееся в 2 списках: ГИМ. Син. собр. свитков. 1145) содержит изложение «покаянного письма» и заключительное прощение: «Разрешаем и прощение подаем данною нам властию». Решение направить Е. в Поволжье для публичного принесения раскаяния в тех местах, где он проповедовал прежде, появилось позже (на заседании 1 июня 1666) и было внесено в окончательную редакцию соборного деяния, составленную уже после возвращения Е. из этой поездки в Москву (МДИР. Т. 2. С. 102-106). Сопровождающими Е. в поездке были назначены старец московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Филарет и диак. Василий. (На основании текста позднейшей редакции соборного деяния исследователи высказывали предположение, что мать и сестра Е., инокини Новодевичьего мон-ря, выразили сомнение в искренности раскаяния Е. и подали Собору соответствующую челобитную ( Шашков. 1992. С. 319). Е. вновь призвали к ответу, и он уверил, что не просил мать и сестру писать какое-либо прошение и «весма отрече, не точию словесне, но и писанием с приложением руки своея» (МДИР. Т. 2. С. 103). Подлинное «писание» Е., сохранившееся в материалах Собора, датировано 12 июня 1666 г., оно существенно проясняет обстоятельства дела. 11 июня обе инокини приехали в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь , где содержался (видимо, «под началом») Е., повидаться с ним «и, видясь со мною, спросили меня, будешь ли-де назад и мы тебя увидим ли, и я им сказал: «Про то не ведаю: наказ у старцов, с которыми мне ехать»... А матери я своей старице Марине и сестре,- разъяснял Е.,- о том, чтобы мне туда не ехать, бити челом не приказывал... разве будет оне учинили челобитье какое собою, чая меня оттуды не видать» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1146).) Е. с сопровождающими выехал из Москвы 16 июня 1666 г., им было велено «на Болахне, и в Нижнем, и в Макарьевском монастыре, что на Желтых песках, в церквах Божиих и в торговые дни во весь народ вычитати писмо, каково принес ко освященному Собору старец Ефрем Потемкин». Подробный отчет об этой поездке сохранился в делах Собора (Там же. 1147). Е. зачитывал «покаянное письмо» в храмах после литургии перед специально собранным по этому случаю народом в Н. Новгороде (дважды, в начале и в конце поездки), в Макариевом Желтоводском мон-ре (11-16 июля, в дни ярмарки), в Балахне (20-24 июля). Иногда «письмо» зачитывал «во весь народ» диак. Василий, «потому что старец Ефрем чтет неслышно и людем не внятно».

http://pravenc.ru/text/182131.html

Будучи потомственным иконописцем, К. как мало кто в его время понимал значение и ценность древних икон. Его стремление сохранить произведения древнерус. иконописи привело к созданию иконописной коллекции, сравнимой по качеству раритетов с собраниями гос. музеев. Древнейшим произведением в коллекции К. является новгородская икона Божией Матери «Знамение» XII в. В собрание вошли иконы «Спаситель» (кон. XIV - нач. XV в.) из Юрьева монастыря в Новгороде, «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова (посл. треть XVII в.), иконы строгановского письма и др. К. профессионально осуществлял реставрацию, расчистку древних икон, бережно и творчески относился к своей коллекции. Так, он подобрал к царским вратам северных устюжских писем изящные столбики строгановского письма, превосходно их дополняющие; соединил разъятые на 4 части 2-рядные иконописные створки работы Емельяна Москвитина (нач. XVIII в.) и др. Хотя главным критерием его выбора было качество иконописи, постепенно, как признавался сам К., сформировалась коллекция, в к-рой оказались представлены почти все рус. иконописные школы. Помимо иконописи в собрании К. имеется лицевое шитье (шитые пелены кон. XVI в.), неск. крестов-энколпионов нач. XII в., панагии XV в., медное литье - кресты и складни. Всего в коллекции свыше 200 произведений. К. всегда был твердым в вере, ревностным христианином. Дома поддерживал правосл. традиции, в чем ему помогала супруга П. Т. Корина, которую он впервые увидел воспитанницей Марфо-Мариинской обители. Во время переписи населения в 30-х гг. XX в. на вопрос о вере в Бога ответил утвердительно, несмотря на возможные негативные последствия. В конце жизни К. был прихожанином Богоявленского патриаршего собора, где на правой стороне солеи ему ставили кресло. Отпевание К. в Успенской ц. Новодевичьего мон-ря возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), которого К. портретировал для полотна «Реквием» в 30-х гг. Похоронен К. на Старом Новодевичьем кладбище в Москве. По завещанию К. его творческое наследие и иконописное собрание были переданы в ГТГ (1968) и представлены ныне в доме-музее П. Д. Корина в Москве, являющемся ее филиалом. В 1974 г. был создан дом-музей П. Д. Корина в Палехе.

http://pravenc.ru/text/2057286.html

отмечен ряд исторических событий, в частности эпидемия, война, в к-рой участвовали первые ктиторы пустыни П. И. Доводчиков и Ф. Г. Лызлов. Все это сближает В. к. Водожской пуст. со сказаниями об основании мон-рей и строительстве храмов XVI-XVII вв. Запись вкладов, помещенная после «Описания» пустыни, доведена до 60-х гг. XVIII в.- времени секуляризации церковных имуществ . В. к. суздальского Богородице-Рождественского собора содержит точно датированные известия о ремонте и перестройках собора в сер. XVI в. Помимо собственно В. к. можно выделить неск. смешанных типов документов, фиксировавших вклады: объединенные вкладные и кормовые (кормовые и вкладные) книги, приходо-расходные и вкладные книги, синодики с записями вкладов. Вкладные и кормовые книги совмещают в себе сведения о вкладах, поминаниях вкладчиков и указания на «кормы» (в кормовых и вкладных книгах «кормы» расписаны более подробно), организованы по календарному принципу. Данный тип внутримонастырской документации во 2-й пол. XVI-XVIII в. характеризуется прежде всего внесением в него имен вкладчиков, сделавших пожертвование, как правило, не менее 100 р. (в Троице-Сергиевом мон-ре «кормы» ставились за вклады не менее 500 р.). Примерами вкладных и кормовых книг могут служить документы из московского Симонова (АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338), ростовского Борисоглебского на Устье мон-ря и Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском (РНБ. Тит. 4520, 4904; ЮПКМ. 2394. Л. 1-18), а также белёвского в честь Преображения Господня мон-ря (РГБ. Ф. 178. 8298). Примером «книг кормовых, и вкладных, и данных» может служить рукопись из Толгского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . Книга, составленная во 2-й пол XVI - нач. XVII в., содержала сведения о 22 вкладах и «кормах», обстоятельствах внесения вкладов и обязательствах мон-ря по ним (литургические поминания и трапезы); при переписке текста в обители в сер. XVII в. «кормы» и вклады кон. XIV-XVI в. были скопированы без хронологической последовательности, однако с прежней нумерацией. Записи «кормов» и вкладов можно обнаружить в кормовой и вкладной книге из московского Новодевичьего мон-ря (Вкладная книга 1674-1675 (7183) года московского Новодевичьего мон-ря. С. 152-210) и в кормовой книге Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (РГБ. Ф. 178. 7174). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с исчезновением практики «кормов» ведение таких книг практически прекратилось. Денежная вкладная книга и синодик Ниловой Столбенской пуст. 1860 - 1865 гг.(РГБ ОР. Ф. 200. Т 18. Л. 1)

http://pravenc.ru/text/158928.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010