1 июня 1863 г. — уволен из Министерства народного просвещения. 20 августа 1863 г. — назначен управляющим Московской синодальной типографией. 18 мая 1864 г. — произведен в статские советники. 14 августа 1868 г. — отстранён от службы. C 1 декабря 1867 г. до 13 октября 1887 г. — издавал в Москве ежедневную газету «Современные известия»; газета неоднократно подвергалась цензурным предостережениям и взысканиям. В 1877—1888 годах, три срока, был гласным Московской городской Думы. В связи с появлением в 1881 году в Москве конкурирующих с «Современными Известиями» ежедневных газет («Московский листок» Н. И. Пастухова, «Московский Телеграф» И. И. Родзевича), льстивших вкусам большинства читателей, издательство Н. П. Гилярова-Платонова стало терпеть финансовые трудности, из-за чего Гиляров-Платонов впоследствии не раз планировал закрыть газету. В 1883 г. под его редакцией выходил еженедельный иллюстрированный журнал «Радуга», призванный спасти издание «Современных Известий», однако журнал оказался убыточным. Для уплаты кредитов имущество Н. П. Гилярова-Платонова распродано за бесценок с аукциона. В эти годы Никита Петрович Гиляров-Платонов начинает писать мемуары, а также философско-публицистические и исторические очерки. Они выходили последовательно в изданиях его доброжелателей: «Русский вестник» М. Н. Каткова, «Русь» И. С. Аксакова. Это приносило ему доход, и дела стали налаживаться. В 1886—1887 гг. вышло в свет отдельное издание автобиографических воспоминаний «Из пережитого», в 2x частях (в 1884—1885 гг. печатались в «Русском Вестнике»; публикация была прервана из-за конфликта с М. Н. Катковым). В 1887 г. Никита Петрович предпринял поездку в Санкт-Петербург для получения аренды правительственных «Московских Ведомостей», последний редактор-арендатор которых М. Н. Катков к тому времени скончался. Переговоры с чиновниками оказались безуспешными. Неудача подорвала здоровье Н. П. Гилярова-Платонова, и 13 октября 1887 года он скончался в гостинице «Бельвю». Похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Что же касается Герцога Энгиенского, то 12 лет спустя (в 1816 г.) в день его убиения родные и друзья этого мученика Королевской крови, единственного сына последнего Принца Конде, собрались в Венсенском замке под Парижем, чтобы обрести и перезахоронить в достойном месте его прах. Разрыв ров, они нашли изуродованный череп, кость ноги, золотую цепочку на шейных позвонках и печать с гербом Конде. На другой день в часовне, где заседала судившая Герцога комиссия узурпатора, был выставлен гроб с обретенными честными останками. На нем была серебряная дощечка со следующей надписью: " Здесь покоится прах Светлейшего Принца Людовика Антуана Генриха де Бурбона Конде, Герцога Энгиенского, Принца Крови, пэра Франции, скончавшегося в Венсене 21 марта 1804 года в возрасте 31 года 9 месяцев 19 дней " xlii. Участники и дети такой революции под водительством таких людей... как они могли пощадить наши святыни? Вспомним конюшни в Архангельском соборе Московского Кремля, массовые святотатственное ограбление русских храмов и монастырей, намечавшиеся, но не осуществленные - слава Богу! - взрывы Московского Кремля и Новодевичьего монастыря и другие подобные разбойничьи акты. Несомненно, всё это плоды так называемой " великой " французской революции 1789 года. " ...Множество причин, кои безполезно обсуждать здесь, - размышлял буквально в преддверии войны 1812 г. посланник Сардинского Короля в Петербурге, - привели русских в соприкосновение и в некотором смысле объединили их с той нацией [французской], каковая сделалась одновременно и самым страшным орудием, и самой несчастной жертвой сей порчи. [...] В совершенно беззащитную Россию явилась вдруг развратная литература восемнадцатого столетия, и первыми уроками французского языка для сей нации были богохульства " xliii. В Европе ему уже поклонились лучшие умы: " европейская интеллигенция (Кант, Фихте, Гегель, Манзони...) воспринимала французскую революцию как репетицию устроения мipoboй Республики, совершенного государства (Фихте). Для Гегеля во французской революции " явилось само содержание воли европейского духа " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Игуменья Маргарита (Феоктистова), настоятельница Московского Новодевичьего монастыря не понаслышке знает о трансплантологии: «13 лет назад я была сотрудником НИИ трансплантологии и искусственных органов. Я помню лица тех людей, которые обращались в институт за помощью, их глаза, я помню имена некоторых из них. Для меня этот день очень важен, важен потому, что сегодня я вновь встречаюсь с некоторыми из них и смогу отдать частичку своего сердца, сопереживая в их игре. Сегодняшний день – удивительный, сегодня не будет побежденных, уже одержана победа. Сегодняшний день – день победителей, кто мужественно перенес операцию. День тех, кто отдал частичку своего естества и победил неумолимый закон всей живой природы – закон страха за свою собственную жизнь. И если в чью-то жизнь постучалась беда, кто-то, узнав о неизлечимой болезни, пал духом, пусть сегодня он увидит вас и поймет, что выше силы любви и духа нет ничего. И перед их всесокрушающей силой падет всякий недуг, даже неисцелимый». У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 марта, 2024 22 марта, 2024 19 марта, 2024 27 февраля, 2024 7 февраля, 2024 7 февраля, 2024 25 января, 2024 18 января, 2024 22 декабря, 2023 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/futbolnyj-match-pobedi...

— Вы отчитываетесь о ходе всей этой работы перед Святейшим Патриархом Кириллом? — Да, это так. — Уместно ли спросить, каково его личное восприятие темы сохранения культурного наследия? — Это уместно рассказать, потому что на самом деле та активная деятельность по сохранению культурного наследия, которая нами ведется, — это благодаря личному участию и беспокойству Святейшего Патриарха Кирилла. Мы ежеквартально отчитываемся перед ним о ходе реализации программы, о том, как осваиваются средства, какие возникают проблемы. Если где-то мы, допустим, столкнулись со сложностями в ходе реставрации, то даем отчет Святейшему по этим объектам ежемесячно. И это абсолютно не формальный отчет: Святейший регулярно сам нас спрашивает, интересуется, мы видим, что у него есть обеспокоенность о невозможности, к сожалению, сохранять те храмы, где нет жизни в настоящее время. Он побуждает и правящих архиереев, и верующих людей к сохранению таких храмов, но пока этот вопрос комплексно не решается. Я считаю, что здесь должна быть консолидация и государства, и Церкви, и общества. Пока мы все вместе не осознаем, что нам нужно не только большие города развивать, но и малые города, и в особенности сельскую местность, мы не сможем сдвинуться с этой точки. Но у Святейшего — и это я не для красного словца говорю — есть реальная обеспокоенность и личное участие в сохранении храмов, которые являются культурным наследием. Это касается как крупных проектов, так и региональных. Сейчас идет комплексная реставрация ансамблей Новодевичьего, Донского монастырей, Крутицкого подворья , Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве. Святейший нам прямо пишет резолюции: следить и докладывать регулярно, и мы должны эти объекты сохранить и провести на них высокого качества научную реставрацию. — То есть не вы ему о реставрации напоминаете, а, наоборот, он вам? — Бывает, что Святейший Патриарх сам указывает на конкретные объекты, потому что у него есть несколько источников информации, к нему обращаются люди. В основном реставрация ведется в центральной части России, хотя у нас сейчас в работе несколько объектов в Тобольске, за Уралом. Но в основном, конечно, речь о тех регионах, где большое количество объектов культурного наследия. Кстати, это тоже один из критериев отбора для госпрограммы: региону, в котором объектов несколько сотен, конечно, мы будем отдавать предпочтение перед тем, где, допустим, пять-шесть объектов. Просто из тех соображений, что богатый наследием регион требует больше внимания.

http://patriarchia.ru/db/text/6033024.ht...

Во-первых, я не согласна с тем, что алкоголизм- это болезнь, как диабет. Я не могу усилием воли изменить уровень сахара в крови, но не пить могу. Например, когда алкоголик закодирован и знает, что после употребления спиртного ему будет плохо, он очень даже умеет сдерживаться. Поэтому алкоголикам не подаю никогда. Также никогда не подаю настырным попрошайкам. У Новодевичьего монастыря одно время попрошайничала женщина лет 55, худая, бойкая, хватала прямо чуть ли не за рукава. Иногда вместе с ней попрошайничала подруга, еще моложе её. Я сразу вспоминала своего папу, который в 76 лет вставал в шесть утра, собирался и, с клюкой, раскачиваясь из стороны в сторону, полз на работу. И нужды-то в деньгах не было- просто человек привык всю жизнь работать и оплачивать нужды семьи из своего кармана. Он и сейчас, в 78, порывается себе работу искать.Поэтому, когда эта женщина бежала за мной, мне всегда хотелось ей совсем не по христиански сказать " Лошадь, на тебе пахать надо, ищи работу " . Как это я сдержалась. В-третьих, меня смущают просьбы о помощи в прессе типа " Муж алкоголик, работы в нашей местности нет никакой, у меня пять детей, беременна шестым " . Ну почему я должна исправлять чужую глупость? Некоторые просят все- продукты питания, одежду, канцелярию. Чувствуется, семьи привыкли решать все свои проблемы за счет благотворителей. Но продукты и одежда еще куда ни шло, встречаются и совсем странные просьбы. Например, помочь с ремонтом (перечисляется сколько каких стройматериалов надо), купить кур или семена для огорода, приобрести телевизор " а то у нас в комнате нет, ходим смотреть в комнату к родителям " (это не шутка, лично читала такое объявление в газете " Русская береза " )и т.п. И вот из-за таких профессиональных халявщиков , помощь часто не доходит до тех, кто в ней действительно нуждается, кто просто временно оказался в трудной жизненной ситуации и пытается как-то из нее выкарабкаться.Мелочь по 10-20 рублей я никогда не подаю и не понимаю тех, кто выгребает килограмм мелочи из кошелька и с чувством выполненного долга высыпает ее нищему или служке в церкви.Я жертвую не менее 50 рублей, лучше 100 и исключительно в ящики для сбора пожертвований, стоящие в церквях.

http://pravoslavie.ru/94773.html

Если предполагается лития, то на просительной ектении все священники, облаченные в епитрахили, поручи и головные уборы, становятся в два ряда по бокам от престола. Священник, стоявший у Престола, также отлагает фелонь и становится на свое место в ряду священников. Два диакона, назначенные протодиаконом, принимают на Горнем месте у иподиаконов кадила. Архиерей становится на предстоятельское место. После возгласа: “Буди держава…” диаконы открывают Царские врата. Архиерей и все духовенство два раза крестятся, прикладываются к престолу, все еще один раз крестятся, и Архиерей благословляет общим осенением духовенство. В этот момент диаконы берут благословение на кадило. Архиерей исходит на литию Царскими вратами, все иереи и диаконы – боковыми дверьми. После того, как Архиерей вышел из алтаря, Царские врата сразу закрываются диаконами. Диаконы с кадилами совершают каждение. Относительно схемы каждения на литии практика весьма неоднородна. Учитывая то, что мы ставим целью показать практику Московской епархии, мы подробно опишем схему, принятую в Успенском кафедральном храме Новодевичьего монастыря. Диаконы совершают полное каждение алтаря, иконостаса, праздничной иконы (трижды по трижды), Архиерея (трижды по трижды)и духовенства (с середины храма), клиросов и народа (с амвона), Царских врат, икон Спасителя и Богоматери, иконы праздника (трижды) и Архиерея (трижды). Далее диаконы крестятся, кланяются Архиерею и отдают кадила иподиакону, а сами становятся в ряд с прочими диаконами. Далее лития идет обычным чином. На возгласе по “Отче наш”: “Яко Твое есть Царство…” иподиаконы открывают Царские врата. На этом же возгласе протодиакон принимает у иподиакона кадило и испрашивает благословение у Архиерея на каждение. Во время пения тропаря протодиакон кадит литийный прибор вокруг трижды, затем кадит икону праздника, Архиерея трижды по трижды, духовенство, затем крестится, кланяется Архиерею и отдает кадило иподиакону. По окончании молитвы на освящение хлеба, пшеницы вина и елея все священнослужители (они слушали молитву, сняв головные уборы) крестятся, кланяются Архиерею, уходят в алтарь боковыми дверями (младшие идут впереди) и становятся в два ряда около престола. За один стих до окончания пения хором 33-го псалма все духовенство поворачивается лицом к Царским вратам (1я пара священников выходит ближе к Царским вратам), и все кланяются в ответ на благословение Архиерея. Архиерей осеняет народ со словами: “Благословение Господне…” и входит в алтарь. Архиерей и все духовенство крестятся, прикладываются к престолу. Все духовенство кланяется Архиерею в ответ на его благословение. Диаконы закрывают Царские врата. Архиерей отходит на свое место и разоблачается. Настоятель подносит Архиерею освященный хлеб и вино (готовят на подносе иподиаконы). На предстоятельское место становится священник, начинавший службу, и этот же священник во время чтения второй части шестопсалмия выходит на солею к Царским вратам читать положенные тайные молитвы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Как это было в храме Новодевичьего монастыря, откуда монахиня несколько лет назад попросила выйти маму с ребенком-инвалидом на коляске, потому что они мешают. У Сони, сейчас ее уже нет в живых, был рак, и можно представить, как случившееся отозвалось в маме… Но произошло всё не потому, что монахиня была какой-то особо злой. Она просто оказалась совершенно не готовой к такому, потому что ничего подобного раньше не было, в храм приходили только «нормальные» люди на своих ногах. А тут – нарушение привычной картины, и она не понимает, с чем столкнулась. Очень многие люди не готовы принять, понять инвалидов, а потому стремятся сделать вид, что их нет, отвернуться, отгородиться, вытолкнуть из собственной жизни. Понимая это, мы и решили, что мы раз в месяц обязательно будем служить специально для них литургию, чтобы могли причащаться и дети-инвалиды, и их родители. Сделали в храме пандусы, которые в другое время разбираются, и попросили наших прихожан стать волонтерами. Они откликнулись, и многие уже не представляют себе, как по-другому будут жить, если они не станут ухаживать за этими детьми. Они привозят «подшефные» семьи на своих машинах в храм, следят за тем, чтобы им в храме было удобно. После службы – устраивают чаепитие в храме с пирогами. Для братьев и сестер детей-инвалидов в храме устраиваются мастер-классы, с ними занимаются художники и так далее. Я беседую с родителями, рассказываю им о каких-то важных вещах: о молитве, о Евангелии, о таинствах. Спустя какое-то время прихожане стали брать с собой волонтерами своих детей – младшего и старшего подросткового возраста. И те включились с огромным воодушевлением, активно помогают, приучаются не закрываться от чужой боли, а пытаться сделать что-то нужное и важное для тех, кто ее испытывает. Такие ежемесячные литургии стали частью жизни нашего храма. Наши священники знают, как этих детей причащать, в том числе тех, которые практически не могут глотать. Помню первую литургию в августе прошлого года. Тогда одному из наших прихожан, уравновешенному человеку, которому уже за пятьдесят, стало плохо, когда он увидел этих детей, так сильно изуродованных болезнью. Пришлось вызывать «скорую», ему сделали укол…

http://pravmir.ru/dlya-chego-pomogat-nei...

В своем выступлении Дмитрий Бахарев также указал на недостатки действующего российского законодательства, которые привели, в частности, к такому одному примечательному событию, которое произошло 5 декабря, за три дня до «круглого стола» в Москве. Этим событием стало достаточно крупное сборище групп кришнаитской организации, которое произошло буквально в 300 метрах от Новодевичьего монастыря в Москве. По самым приблизительным подсчётам это мероприятие собрало около 1,5 тысячи адептов межународного движения «Общество сознания Кришны». А проводилось оно, ни много, ни мало, в принадлежащем городу Москве здании Государственного центрального киноконцертного зала «Россия», расположенного в Лужниках. Пришедшие на это мероприятие москвичи вместе с детьми, малолетними детьми, там были и малыши-грудники - все они имели возможность поклониться истукану Прабхупады, который был установлен на входе, отведать идоложертвенную пищу, приобрести в кулуарах этого слёта специализированную кришнаитскую литературу. Причем, как отметил докладчик, развалы кришнаитской литературы на этом форуме были в совершенно неописуемом количестве. Там же можно было получить консультацию астрологов, хиромантов. И что самое интересное с точки зрения юриста, всё это происходило под лейблом «При поддержке Правительства Москвы», что не может не вызывать изумление. В связи с этим у докладчика и его коллег из Центра Иринея Лионского возник вопрос - действительно ли столичное правительство поддерживает кришнаитскую общину, действительно ли предоставляло помещение и действительно ли для оказания оккультных услуг, фактически для религиозного мероприятия? По свидетельствам очевидцев, громогласная музыка с кришнаитской маха-мантрой «Харе Кришна» звучала в течение почти восьми часов. Эксперты-религиоведы совместно с юристами подготовили текст обращения к мэру города Москвы Сергею Собянину с призывом ко всем заинтересованным в решении данной неординарной ситуации участникам «круглого стола» поддержать это обращение, подписав его.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/28/...

Мы видели в таможенной новгородской грамоте приказ брать пошлины со всех товаров, чьи бы они ни были; то же стремление к уничтожению льгот относительно взимания торговых пошлин видим в царской грамоте дмитровским таможным откупщикам 1549 года. Эти откупщики били челом, что приезжают в Дмитров и на Кимру и в село Рогачево из царских подклетных сел, из Переяславля, из царицыной Мироносицкой слободы, митрополичьи, владычни, княжие, боярские, монастырские и другие крестьяне, смоленские сведенцы, паны московские, бараши, огородники, торгуют всяким товаром, а пошлины не платят, говорят, что у них царские грамоты жалованные, тарханные, освобождающие их от платежа таможенных пошлин. Царь отвечал: я ныне все свои жалованные грамоты тарханные в таможенных и померных пошлинах уничтожил, кроме монастырских: Троицкого Сергиева монастыря, Соловецкого, Новодевичьего и Кириллова, да Воробьевской слободы. Наконец, мы должны упомянуть о новой мере (осмине), введенной в 1550 году; как она вводилась, видно из царской грамоты на Двину, старостам, сотским, целовальникам, лучшим, средним и младшим сельским людям: «Послал я к вам на Двину меру медную, новую: и когда к вам эту новую медную меру привезут, то вы, все земские люди, сделайте с нее перед собою спуски новые деревянные и велите, перед собою, на всех этих деревянных спусках положить по пятну, и отдайте их померщикам, чтоб они давали мерить ими всем людям всякое жито; а мерили бы купцы и продавцы и всякие люди в те новые меры ровно, без верху. Того берегите накрепко и в торгу велите не по одно утро кликать, чтоб все люди жито мерили новыми мерами; а кого уличат, что он мерил в старую меру, с того возьмите заповеди два рубля; уличат его в другой раз, возьмите четыре рубля; уличат в третий раз, возьмите с него втрое, да киньте его в тюрьму до нашего указа; а заповедные деньги пришлите в Москву». В Литве места королевские платили: с волока земли первого разряда цыншу – 50 грошей, среднего – 40, низшего – 30 и с всякой толоки (нови) – по 12 грошей; с домов – на рынке с прута по 7 пенязей, а в улицах – от прута по 5 пенязей, с огорода – по 2, с гуменных мест на предместье от прута – 1 пенязь, а от морга – 3 гроша; копщизна: от меду – копа грошей, от пива – копа грошей, от горелки – 30 грошей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Во время войны Глеб несколько раз приезжал в Москву. Он служил в ракетных частях, на вооружении которых были прославленные «катюши». Ежегодно их отправляли в Москву на ремонт. Для сопровождения обыкновенно командировали москвичей. Первый раз Глеб приехал 20 января 1942 года и жил до 25 марта в районе Госпитальной площади, куда мы с Наташей Квитко и поехали. Они жили в школе. Мы очень стеснялись, кругом было много солдат. Мы осторожненько вошли в дверь и попросили позвать Глеба Каледу . Солдаты нам приветливо улыбнулись и побежали искать Глеба. Он пришел, и мы пошли гулять. Оттуда, с Госпитальной, он уехал на Волховский фронт. С апреля до июня 1943 года Глеб жил в палатках где-то около станции Лось. Я ездила туда вместе с «мамой» и Наташей. Мы часто его навещали, привозили какие-то продукты, но самое главное, общались. Оттуда он уехал на Центральный фронт, в составе которого участвовал в сражениях на Курской дуге. С апреля по май 1944 года Глеб жил на Воробьевых горах. Поезд его стоял на запасных путях около Новодевичьего монастыря, возле моего института, и поэтому каждый раз после экзамена или консультации я прибегала к нему. Пятнадцатого июня, на Троицу, я пришла как всегда, но Глеба уже не было. Он позвонил, что находится где-то за Курским вокзалом и отправляется на фронт. Мы с «мамой» и тетей Шурой бросились туда, и в последний момент (было много поездов, все составы полны солдат) с большим трудом нашли его. Он вспрыгнул на площадку, когда состав уже тронулся. Так он в последний раз уехал на фронт. Глеб мне всегда был братом, и для него я всегда была почти самым близким человеком. Об этом можно судить по письмам (их целая коробка, хватит и правнукам, и праправнукам разбирать). В одном из них он пишет мне – подчеркиваю, только мне, – о том переживании заутрени, которое было у него однажды, еще до войны. И второе, опять только мне, в котором он описывал свое отношение к ровикам, которые рыли солдаты для укрытия. Вот эти письма. Письмо 1 «Я помню наше условие. На днях стал читать, как открылось. Это была 14 гл. Мрк. И[исус] Х[ристос] Сам показал нам, как мы должны молиться: “Авва, Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, но чего Ты”. Это образ молитвы для всякого христианина в решительные моменты его жизни, в моменты крутых поворотов его судьбы. Обрати внимание, что это место открылось само. Если можно, то я не поеду на фронт. Да будет воля Отца! Человек наделен в известных пределах свободной волей. Это и ответственность большая (иногда даже страшная), и счастье.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010