95   Чижевский И. Л.Собрание церковно-гражданских постановлений о монашествующих и монастырях. Харьков, 1898;  Завьялов А.  Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода. 1867–1895. СПб., 1896. 96   Ивановский В.Указ. соч. 97   Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977;  Водарский Я. Е.  Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII – начале XVIII в.//Историческая география России. XII – начало XX в. Сборник статей к 70-летию профессора Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 79–95;  Комиссаренко А. И . Русский абсолютизм и духовенство в XVIII веке. М., 1990 и др. 98   Зырянов П. Н.Указ. соч. С. 13–50. 99   Смолич И. К.Указ. соч. 100 ПСПиР. Т. 4. 101 1ПСЗ. Т. 3. 102 ПСПиР. Т. 2. 883, 702; Т. 4. 1371, 1373 и др. См.:  Ивановский В.  Указ. соч. С. 84–85. 103 Для сравнения: число основанных женских монастырей в период с 988 по 1240 г. составило 19% к общему числу всех монастырей; с 1240 по 1448 г. – 13%; с 1448 по 1589 г. – 14%; b XVII в. – 21%. См.:  Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский.  Указ. соч. Кн. II. С. 668–674; Кн. IV (2). С. 359–385; Кн. VI. С. 745–765; Кн. VII. С.619–635. 104 Там же. С. 529;  Водарский Я. Е.  Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII – начале XVIII в.//Историческая география России. XII – начало XX в. Сборник статей к 70-летию профессора Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 79–95. 105 1ПСЗ. Т. 4. 106 1ПСЗ. Т. 4. 1856, 1876, 1886. 107   Булыгин И. А.Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977. С. 102–103. 108 Там же. С. 114–115. 109 Там же. С. 120. 110 Там же. С. 161–168. 111 Там же. С. 203–213. Табл. 112 Там же. С. 120. 113 Вотчины некоторых монастырей были отданы в ведение другим государственным учреждениям. Помимо Новодевичьего монастыря, отданного в ведение Преображенского приказа, часть вотчин Новоспасского монастыря также была в ведомстве Адмиралтейского приказа. Несколько вотчин Тверского архиепископа и Волоколамского монастыря были приписаны в распоряжение Ямского приказа. Вотчины Тихвина монастыря в Олонецком уезде были отданы в распоряжение начальства Олонецких металлургических заводов и т. п. См.:  Горчаков М. И.  Монастырский приказ. 1649–1726 гг.). СПб., 1868. С. 163–164.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

22 -го. О доставлении из Военной и Адмиралтейской Коллегий полных сведений о служащих в их ведомстве священниках. 24 -го. О немедленной высылке в Святейший Синод с нарочно посланным проводником бывшего патриаршего Духовного Приказа дьяков, подьячих и прочих служителей с книгами и со всеми делами. 27 -го. О переводе из Камер-Коллегии в Святейший Синод служителей Монастырского и патриарших Дворцового и Казённого Приказов и подьячих, бывших в Камер-Коллегии при делах этих Приказов. 27 -го. Об избрании в Киеве с ведома гетмана Скоропадского кандидатов на Киевскую митрополию и на Черниговскую архиепископию и о присылке оных в С.-Петербург. 27 -го. О присылке собираемых с раскольников и неисповедовавшихся штрафных и других денег исключительно в Святейший Синод. 27 -го. О присылке из Приказа Церковных Дел в Святейший Синод сведений об установлении сбора гривенных денег с церквей патриаршей области и в епархиях на дачу полковым священникам и подробных ведомостей о приходе, расходе и остатке гривенных и подможных денег. 28 -го. О постройке при церквах богаделен на суммы свечного сбора; о выборе прихожанами церковных старост и о воспрещении частным лицам производить продажу церковных восковых свечей. 28 -го. Об отмене сборов на свечи к праздникам. 28 -го. Об исправлении Прологов и о включении в них благодарственных повестей в дни богодарованных побед. Марта 1 -го. О высылке из Воронежской епархии в Синод архимандрита, посвящённого в сей сан без назначения монастыря в его управление. 1 -го. О разрешении митрополиту Сибирскому и Тобольскому основать духовные училища и выдавать учителям жалованье из сумм своей епархии. 1 -го. Об учреждении в духовном ведомстве должностей протоинквизиторов и инквизиторов и об избрании на сии должности монашествующих лиц. 2 -го. О содействии Нижегородскому епархиальному начальству со стороны гражданского при розыске раскольников. 3 -го. О передаче в ведение Святейшего Синода Новодевичьего монастыря, бывшего в заведывании Преображенского Приказа. -го. О посылке из Сената в Синод ведений о важных делах за подписанием всего Сената, а о неважных – за скрепою обер-секретаря; о форме сношений коллегий, канцелярий, губернских и провинциальных присутственных мест с Синодом; о ведении в нём патриарших, архиерейских и монастырских вотчин сборами и правлением и о производстве в Святейшем Синоде суда и расправы между крестьянами и всякого чина людьми патриарших, архиерейских и монастырских вотчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вместо: писать: 2. Для того чтобы сделать ноты как можно более компактными, предлагаю использовать известный всем музыкантам знак репризы, который может охватывать музыкальный отрезок от одного до нескольких тактов. А над этим фрагментом ставить цифровое указание о том, сколько именно раз он должен быть проигран: Если же над фрагментом стоит символ «-n», значит количество повторов данного такта (или группы тактов) ненормировано и зависит от ситуации. 3. Особое внимание в партитурах я уделяю направлению штилей. Предлагаю партию зазвонных колоколов всегда нотировать штилями вверх, партию альтовых и басовых колоколов – штилями вниз. Если же возникает необходимость раздвоения какой-либо партии, то здесь нужно употреблять знак «div.» и располагать штили вверх и вниз, исходя из надобности. 4. Для обозначения звона «в оба края» (прием, часто используемый при звоне в большие колокола) или «в очеп», предлагаю употреблять интуитивно понятный знак – двустороннюю лигу со стрелками: Все вышеперечисленные сокращения могут значительно облегчить работу с колокольной партитурой. В нотном сборнике, посвященном прошлому, настоящему и будущему колокольной музыки, представлены те образцы церковного колокольного искусства, которые я, как составитель, считаю интересными в исполнительском плане. Так, например, для освоения локальной традиции Троице-Сергиевой Лавры, небезынтересной является расшифровка звона игумена Михея (Тимофеева), которая произведенамною с видеозаписи, любезно предоставленной старшим звонарем Данилова Ставропигиального монастыря иеродиаконом Романом (Огрызковым). Также очень важным для понимания современной московской традиции в целом является расшифрованный мною звон В. И. Машкова, звонаря Новодевичьего монастыря в Москве. Оба этих звона находятся в разделе «Звоны Московского региона». Звоны Владимира Марьяновича Петровского, который является учителем нескольких поколений исполнителей, буквально незаменимы для начинающего музыкантазвонаря. Несмотря на то что я не публикую здесь его сложные авторские произведения, принцип его звонарской манеры полностью отражен в представленных учебных звонах. В. М. Петровский был первым звонарем, который виртуозно использовал связку из трех зазвонных колоколов, высоко подняв планку исполнительского мастерства и сформировав современные стандарты многих локальных традиций колокольной музыки.

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_book.ht...

На секции " Созидание жизни братства в духе послушания " прозвучал доклад председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата епископа Лидского и Сморгонского Порфирия " Послушание как монашеский обет: отречение и приобретение. Основные составляющие послушания: восприятие, осмысление, исполнение " .  Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) в докладе " Созидание жизни братства в духе послушания " остановилась на понятии верности Священному Преданию. В наше время можно услышать мнение, что жизнь по уставу не отвечает духу Евангелия. Между тем, устав - одна из форм Священного Предания. Божественное откровение хранится и распространяется посредством Священного Писания и Священного Предания, в последнем различают вероучение, опыт духовной жизни и благодатное освящение. Опыт духовной жизни, приобретенный подвижниками, фиксируется в монастырском уставе, поэтому он - одна из форм хранения Священного Предания. Устав формулирует способы подвижничества, имеет догматические основания, регулирует богослужебную, дисциплинарную формы подвижничества, относится как к отдельному человеку, так и обществу подвижников, являясь идеалом церковной жизни.  Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) в докладе " Враги " послушания - вопросы " А почему я? " , " А зачем? " , " А может, лучше по-другому? " , " А если я не смогу? " и прочие " рассказала об источниках их происхождения и методах борьбы. " Круглый стол " подготовили Синодальный отдел по монастырям и монашеству и комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В нем принимают участие 160 монашествующих из 65 епархий - архипастыри, наместники, игумены, игумении, насельники, сопровождающие.  ИА " Вода живая " , 02-03.07.18 Поделиться Упоминания в новостях 2 апреля 2024 20 марта 2024 19 марта 2024 6 марта 2024 5 марта 2024 29 ноября 2023 13 ноября 2023 14 июля 2023 5 апреля 2023 6 ноября 2019 6 ноября 2019 31 октября 2019

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

На территории монастыря открылся первый в России благотворительный центр женского здоровья 16 декабря, 2011. Новостная служба Главным направлением деятельности центра является профилактика и выявление женских онкологических заболеваний на ранней стадии. На базе центра ведут прием гинекологи, маммологи, рентгенологи и онкологи, работают кабинеты маммографии и ультразвуковой диагностики. Важной частью работы центра станет просветительская деятельность. 16 декабря. ПРАВМИР. Первый в России благотворительный медицинский диагностический центр женского здоровья «Белая роза», созданный по инициативе Светланы Медведевой, открылся в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петербурга, сообщает Интерфакс-Религия . Главным направлением деятельности центра является профилактика и выявление женских онкологических заболеваний на ранней стадии. На базе центра ведут прием гинекологи, маммологи, рентгенологи и онкологи, работают кабинеты маммографии и ультразвуковой диагностики. Важной частью работы центра станет просветительская деятельность. Идея создания таких учреждений появилась год назад во время проведения благотворительной акции «Белая роза», целью которой было привлечение внимания широкой общественности к охране женского здоровья и материнства. В дальнейшем подобные центры должны появиться и в других городах России. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-territorii-monastyr...

Тем не менее, в 1935 году Моссовет принял решение о сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара, уцелели лишь два резных наличника и портал, эвакуированные на территорию Донского монастыря. Иконостас храма перевезли в трапезную Новодевичьего монастыря, несколько икон хранятся в ГИМе. А дом причта так и остался стоять на краю пустыря, ныне занимаемого летним кафе «Ачучук». Краевед Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» сообщал, что фрагменты западной стены храма сохраняются в составе соседнего домика, но степень их сохранности была неизвестна. В прошлом году на общественный Совет при Главном управлении охраны памятников был вынесен проект переоборудования дома под увеселительное заведение. Проект предполагал полную реконструкцию здания, с расширением и надстройкой стеклянной мансарды. Однако Совет сошелся на том, что, во-первых, изменение габаритов дома лишит наших потомков возможности воссоздания храма, а во-вторых, дом является постройкой середины XVIII века и не худо бы его сначала исследовать. С тех пор дело заглохло, но новые хозяева времени даром не теряли. Не дожидаясь согласования, они потихоньку выпотрошили дом изнутри, незаметно вынеся через заднюю дверь все внутренние стены и перекрытия. Одновременно тайные реконструкторы разобрали фанерную пристройку с задней стороны дома, и сами того не желая, явили миру одно из самых невероятных краеведческих открытий современности. Из-под поздней обшивки явилась прекрасно сохранившаяся стена парадного крыльца храма Успения, а также фрагменты нижнего яруса колокольни (внутри дома). Подобные находки уже случались — например, на Арбате можно наблюдать кладку стены храма Николы Явленного, включенную в кирпичный забор советского времени. Но там это лишь несколько древних кирпичей, тогда как в данном случае прекрасно сохранился наружный декор — кирпичные ширинки и резные белокаменные тяги. Низ колокольни уцелел на высоту двух этажей, его украшает портал граненой формы и фланкирующие его полуколонны с капителями. Все это особенно интересно еще и потому, что архитектура именно этой части храма оставалась «белым пятном» — даже на самых ранних изображениях она уже скрыта за пристройками.  Сейчас Центр археологических исследований проектирует музеефикацию фундаментов храма, а Управление охраны памятников занимается срочной постановкой памятника на госохрану.

http://sobory.ru/article/?object=20863

Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: «Посторонись-ка, государь, я здесь лягу…» Мне рассказывали, что царь в этот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно русские чрезвычайно упрямы…» «У Новодевичьего монастыря поставлено тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов повешены. Трое зачинщиков, подавших челобитную царевне Софье, повешены на стене монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Висевший посредине держал привязанную к мертвым рукам челобитную». «Его царское величество присутствовал при казни попов, участников мятежа. Двум из них палач перебил руки и ноги железным ломом, и затем они живыми были положены на колеса, третий обезглавлен. Еще живые, попы зловещим шепотом негодовали, что третий из них отделался столь быстрым родом смерти…» «Желая, очевидно, показать, что стены города, за которые стрельцы хотели силою проникнуть, священны и неприкосновенны, царь велел всунуть бревна между бойницами московских стен. На каждом бревне повешено по два мятежника. Таким способом казнено в этот день более двухсот человек… Едва ли столь необыкновенный частокол ограждал какой-либо город, каковой изобразили собою стрельцы, перевешанные вокруг всей Москвы». «…27 октября… Эта казнь резко отличается от предыдущей. Она совершена различными способами и почти невероятными… Триста тридцать человек зараз обагрили кровью Красную площадь. Эта громадная казнь могла быть исполнена только потому, что все бояре, сенаторы царской Думы, дьяки — по повелению царя — должны были взяться за работу палача. Мнительность его крайне обострена; кажется, он подозревает всех в сочувствии к казнимым мятежникам. Он придумал связать кровавой порукой всех бояр… Все эти высокородные господа являлись на площадь, заранее дрожа от предстоящего испытания. Перед каждым из них поставили по преступнику. Каждый должен был произнести приговор стоящему перед ним и после исполнить оный, собственноручно обезглавив осужденного.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Таким он и оставался до конца жизни… Тяжелая болезнь привела в тридцать пять лет к полному параличу. Но ему суждено было прожить еще столько же, став свидетелем всех последующих трагических событий русской истории. Эпиграфом к своему дневнику он выбрал слова митрополита Филарета (Дроздова) : «Если век стремится в бездну, лучше отстать от него». И он «отстал», обретя пристанище в православии. «Я перехожу окончательно и бесповоротно на церковную почву и ухожу от жизни. Я монах… Православный монах эпохи „перед Антихристом»», – запишет он, прожив с 1929 года до смерти парализованным в «келье» Новодевичьего монастыря. Таковой была его крошечная комната в подвале Красной церкви, превращенной после упразднения монастыря в коммуналку. Он напишет Корнею Чуковскому в 1940 году: «Мы не виделись 25 лет. Это такой же примерно срок, как от Рюрика до 1914 года. Я все это время провел „наедине с собой»», не покидая кресла, и приобрел зато такие внутренние сокровища, о которых и мечтать не смел». В 20–30-е годы он создал несколько литературных мистификаций, вызвавших крупные «скандалы» в научной среде. Современный исследователь Сергей Шумихин пишет по этому поводу: «Эти мистификации были связаны со стихотворениями и письмами Некрасова, Степняка-Кравчинского, Есенина, Блока, даже поддельными воспоминаниями некоего Попова об отце Ленина И.Н. Ульянове. (Попов действительно существовал и учился когда-то в гимназии у Ильи Николаевича, но его „мемуар» написан Садовским.) Мистифицировал Садовской и собственную биографию, дав заведомо ложные сведения в справочник Е.Ф. Никитиной «Русская литература от символизма до наших дней» (М., 1926), в чем признавался в своем дневнике. Некоторые из подделок были сфабрикованы так искусно, что на десятилетия вошли в научный оборот в качестве подлинных произведений названных авторов, ввели в заблуждение таких специалистов, как пушкинист М.А. Цавловский (товарищ детства и юности Садовского еще со времени нижегородского Дворянского института), издатель «Былого» П.Е. Щеглов (кстати, также замешанный в крупной мистификации – публикации поддельных дневников фрейлины последней императрицы А.А. Вырубовой). Подделки Садовского были разоблачены, в том числе и при участии автора этих строк, лишь в конце 1980-х годов. Подобное, достаточно двусмысленное с точки зрения научной этики занятие можно рассматривать как своеобразную месть редакциям и всему литературному миру, для которых Садовской перестал существовать (многие искренно были убеждены, что писатель давно умер). С другой стороны – как знать? – не было ли это попыткой утопающего в водах Леты схватиться за соломинку, чтобы хоть таким сомнительным способом напомнить будущим поколениям о себе?

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

211 . Резолюция от 1 февраля 1857 г. на прошении священника Седьмивселенской, близь Новодевичьего монастыря, церкви, пречистенского сорока, магистра Виктора Рождественского о переведении его к церкви Положения Честной Ризы Господней, что близь Донского монастыря: «От священника и прихожан церкви Положения Ризы Господней 22 января вступило прошение, в котором содержится избрание ими во священника Вознесенского диакона Виноградова. А 26 дня от Ризположенской церкви Никитникова вступило прошение о произведении его во священника на то же место, с приложением данного ему одобрения от прихожан. Сии действия прихожан нельзя признать противоречащими одно другому: потому что они вправе были, избрав одного, и другого кандидата представить, чтобы начальство могло избрать достойнейшего из них. Но 31 января от тех же прихожан получено новое прошение, в котором сказано: «наш приходский диакон Федор Федоров Никитников испросил у нас одобрение под предлогом тем, что он желает удалиться в село во священника». Потом изъявляется нежелание иметь сего священником. Достоверность показания прихожан на диакона Никитникова, что он взял одобрение обманом, определить трудно: потому что и прошение и одобрение прихожан не имеют официального характера: ибо не засвидетельствованы благочинным, которому надлежало быть при составлении одобрения и засвидетельствовать, что оно составлено по действительному согласию прихожан. Но если принять за достоверное, что одобрение дано прихожанами диакону для поступления в село: то сей поступок есть незаконный, ибо прихожане имели право избирать и одобрять только к своей церкви, а не к чужой. Во-вторых, поскольку прихожане диакона Никитникова иметь священником не желают, и следственно им недовольны, и находят в нем нечто неодобрительное, в одобрении же о нем написали, что он постоянно был самой строгой и доброй нравственности в отправлении диаконской должности и рачительным исполнителем обязанностей, и в отношении общежительном всегда приветлив и любовен: то таковое полное одобрение оказывается лишенным характера беспристрастной справедливости, которая одно делает уважительным всякое свидетельство. Поколебавшаяся достоверность одного свидетельства прихо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Смотреть приложение I .1. 6 3 февраля в Храме Христа Спасителя в Москве, 16 апреля в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге, 3 июня, 13 июня, 15 июля, 21 октября в Патриаршей резиденции Данилова монастыря. 7 23 марта, 13 апреля, 16 июня, 25 августа, 31 октября, – в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя в Москве. 19 Список посещенных епархий смотреть в приложении I.2. В перечень и подсчет не включены посещения Новодевичьего монастыря, находящегося в каноническом управлении митрополита Крутицкого и Коломенского, но расположенного на территории Москвы. 20 Минск 20-31 августа, Брянск 31 августа – 3 сентября, Орел 3–6 сентября, Елец 6–8 сентября, село Шовское Липецкой области 8–9 сентября, Тамбов 9–12 сентября, Екатеринбург 12–15 сентября, Санкт-Петербург 15–19 сентября, Москва 19–24 сентября. 21 Папой Римским Франциском, Председателем Государственного совета Республики Куба Р. Кастро, Президентом Республики Парагвай О. Картесом, Президентом Бразилии Д. Русеф, Президентом Сербии Т. Николичем, Президентом Государства Израиль Р. Ривлином, Президентом Греции П. Павлопулосом, Королевой Великобритании и Северной Ирландии Елизаветой II, Президентом Франции Ф. Олландом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 21 декабря, 2016 21 декабря, 2016 22 декабря, 2016 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 21 декабря, 2016 21 декабря, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-podvel...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010