Arhiva De ziua aniversrii a 55 de ani de la propria hirotonie arhiereasc mitropolitul de Krutiî Iuvenalii a svârit Dumnezeiasca Liturghie la Mânstirea Novodevici din Moscova 27 decembrie 2020 15:23 26 декабря 2020 года, в день 55-летия архиерейской хиротонии, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря города Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков , настоятель храма Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода Московской области архимандрит Иринарх (Денисов), секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, помощник управляющего Московской областной епархией по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов,настоятель Вознесенской Давидовой пустыни Чеховского района Московской области игумен Сергий (Куксов), заведующий канцелярией Московского епархиального управления иеромонах Сергий (Александров), ключарь Новодевичьего монастыря священник Максим Янышевский. За Литургией молились еписк оп Серпуховской Роман , епископ Зарайский Константин , епископ Луховицкий Петр . Богослужебные песнопения исполнили хор духовенства Московской епархии под руководством священника Сергия Голева и хор воскресной школы Новодевичьего монастыря. После сугубой ектении Патриарший наместник Московской епархии вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. На заупокойной ектении была вознесена молитва об архипастырях, принявших участие в хиротонии владыки Ювеналия во епископа Зарайского в 1965 году: митрополите Никодиме (Ротове) , митрополите Питириме (Нечаеве) , архиепископе Сергии (Ларине), архиепископе Ионафане (Каполовиче) и епископе Борисе (Скворцове). По окончании Литургии митрополит Ювеналий совершил благодарственный молебен. За богослужением молились управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий и председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5741967...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провел в Новодевичьем монастыре встречу, посвященную Году учителя 16 апреля 2010 г. 09:17 14 апреля в Амвросиевском храме Новодевичьего монастыря города Москвы управляющий Московской епархией   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провел встречу, посвященную Году учителя. Во встрече приняли участие архиепископ Можайский Григорий , епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон , Серпуховской Роман , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, благочинные Московской епархии, настоятельница московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова) и заведующий канцелярией Московского епархиального управления иеромонах Петр (Дмитриев). В начале встречи митрополит Ювеналий обратился к собравшимся: Говоря о текущих наших делах, хочу обратить ваше внимание на то, что Святейший Патриарх ввел в практику контроль за исполнением различной переписки, которая имеется в Патриархии и епархиальных управлениях. Мы обязаны в десятидневный срок отвечать Святейшему Патриарху на любой письменный запрос. У нас, в Московской епархии, уже десятилетиями сложилась такая традиция, что когда какой-то запрос поступает из Московской Патриархии, особенно от Святейшего Патриарха, мы в течение часа уже отвечаем, предоставляем ответ. Такая же связь должна быть между правящим архиереем и благочинным. Мы сегодня проводили малый Епархиальный совет, на котором было принято решение, что бумаги, касающиеся того или иного благочиния, прежде чем передаваться мне, будут поступать благочинным для изучения и отзыва. Конечно, расстояния от Новодевичьего монастыря до благочиний значительно больше, чем до Московской Патриархии, но нужно через несколько дней, в зависимости от темы, проблемы, которая требует изучить этот вопрос подробнее, незамедлительно направлять реакцию благочинного в Епархиальное управление. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы пообщавшись, я вручил вам благословенные грамоты, которые мы вручаем в Год учителя. Почему мы обратили внимание на этот год? Я думаю, что вы все чувствуете, что сотрудничество между органами образования и в федеральном масштабе, и, особенно, в Московской области самое, может быть, насущное и актуальное. Сейчас идет экспериментальное преподавание в 19 регионах «Основ православной культуры» и других предметов, связанных с вопросами религиозных вероучений. Но у нас этот вопрос не экспериментальный, потому что мы в течение многих лет воплощаем эти задачи в жизнь. На нашем собрании благочинных мы подводили итоги и говорили о новых задачах. Всем нам это все известно, но огромный рывок был сделан именно силами нашего духовенства.

http://patriarchia.ru/db/text/1138245.ht...

Митрополит Крутицький Ювеналій освятив відновлений надгробок на могилі дружини свщмч. Сергія Лебедєва в Новодівочому монастирі м Москви 30 грудня 2016 р. 15:32 30 декабря 2016 года за алтарем храма святителя Амвросия Медиоланского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил литию и освящение восстановленного надгробия над могилой супруги священномученика Сергия Лебедева (†1938) рабы Божией Софии. На богослужении, которое состоялось в день кончины Софии Дмитриевны, молились внучка священномученика Сергия, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Е.Б. Долинская, клирики и сестры обители. На надгробии сделана надпись: «Лебедева София Дмитриевна, 1879 — 17 декабря 1902, супруга протоиерея Новодевичьего монастыря священномученика Сергия Лебедева, расстрелянного за Христа 22 марта 1938 года на полигоне Бутово, прославленного в 2000 году в лике новомучеников Церкви Русской». София Дмитриевна Лебедева (урожденная Вишнякова) родилась в 1881 г. в семье диакона Гребневской церкви на Лубянке. В 1889 г. (либо в конце 1888 г.) диакон Димитрий Вишняков скончался, и его малолетняя дочь осталась круглой сиротой (ее мать ушла из жизни еще раньше). Девочку взял на воспитание священник Смоленской церкви Новодевичьего монастыря Николай Иванович Скворцов и привез сироту в свой дом на Малую Царицынскую улицу. В 1898 г. уже престарелый и тяжело больной отец Николай Скворцов, предчувствуя скорую кончину, сосватал свою 17-летнюю воспитанницу за молодого учителя Перервинской семинарии Сергея Павловича Лебедева, которого прочил вместо себя на священническое место, и вскоре, 15 марта 1898 г., скончался. Уже на следующий день С.П. Лебедев подал прошение определить его на вакантное место при Смоленской церкви в Новодевичьем монастыре, которое было удовлетворено 18 марта. 27 апреля 1898 г. учитель С.П. Лебедев обвенчался с девицей С.Д. Вишняковой в церкви вмц. Екатерины на Всполье, где служил диаконом отец жениха, Павел Иванович Лебедев. 6 мая 1898 г. была совершена иерейская хиротония, и вскоре отец Сергий начал свое священническое служение в древней московской обители. Через год, 22 апреля 1899 г., у Лебедевых родился первенец Борис, а 3 ноября 1900 г. — второй сын Дмитрий, но последний, не прожив и года, скончался 18 июня 1901 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4750643...

В день праздника в честь Смоленской иконы Божией Матери Патриарх Алексий совершил Божественную литургию Москва, 11 августа 2005 г . 10 августа, в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой " Одигитрия " , Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . У Преображенских врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Исаева), первый заместитель председателя правительства Московской области И.О.Пархоменко. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, епископы Илиан и Видновский Тихон. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен и крестный ход. По окончании молебна и крестного хода на площади перед Смоленским собором Святейшего Патриарха Алексия приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Владыка Ювеналий преподнес Его Святейшеству чтимый список Смоленской иконы Божией Матери XIX века. Затем Святейший Патриарх Алексий обратился к архиереям, священнослужителям и богомольцам с Первосвятительским словом. Смоленский собор – древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря. Собор был заложен 13 мая 1524 года и освящен 28 июля 1525 года. День освящения собора считается датой основания обители. Главной святыней Смоленского собора стала Смоленская икона Божией Матери. Почитание этой иконы было связано с возвращением в лоно русских земель Смоленска, где хранился древний чудотворный образ Богородицы, по преданию, принесенный на Русь из Константинополя в 1046 году. Плененная литовцами, Смоленская икона в 1430 году попала в Москву и оказалась в Кремлевском Благовещенском соборе. В 1456 году древняя икона была возвращена смолянам, а для Благовещенского собора Кремля изготовлен список с чудотворного образа, который в 1525 году был перенесен в Новодевичий монастырь. Ныне этот список хранится в Оружейной палате Московского Кремля. 11 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14234.html

В праздник Иверской иконы Божией Матери митрополит Крутицкий Ювеналий совершил Литургию в Новодевичьем монастыре г. Москвы 29 октября 2019 г. 12:32 26 октября 2019 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, 25-летие со дня возрождения монашеской жизни в Богородице-Смоленском Новодевичьем женского монастыре , Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме обители. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , епископ Серпуховской Роман , епископ Зарайский Константин и епископ Луховицкий Петр , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, сотрудник Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин), благочинные церковных округов Московской областной епархии и клирики обители. За богослужением молились игумении монастырей Московской областной епархии, вице-губернатор Московской области — руководитель администрации губернатора Московской области А.А. Чупраков, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, заместители министра образования Московской области И.А. Каклюгина и Е.А. Михайлова, глава Лыткаринского городского округа Е.В. Серегин, директор предприятия «Щелковохлеб» И.В. Ларин. Проповедь перед причастием произнес благочинный монастырей Московской областной епархии игумен Евмений (Лагутин). По окончании Литургии были совершены благодарственный молебен ко Господу Иисусу Христу и славление Божией Матери перед Ее иконой «Иверская». По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился со словом к духовенству и мирянам: «Дорогие братья архипастыри, пастыри! Матушка игумения Маргарита! Всечестные игумении, сестры святыя обители сея! Возлюбленные отцы, братья и сестры! Много сегодня на сердце мыслей, которыми хочется с вами поделиться. Мы сегодня прославляем икону Божией Матери " Иверская " . Много поколений прибегали к ней — и архиереи, и священники, и миряне — и получали просимое. Мы радуемся, что через Свои иконы Царица Небесная показывает нам видимый знак Своей любви и предстательства перед Богом.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

2. Считать важным состоявшийся на Соборе диалог между лидерами и представителями ряда крупнейших избирательных объединений, созданных в преддверии выборов в Государственную Думу Федерального Собрания России. 3. Дать положительную оценку итоговым документам Собора. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия следующего содержания: «В связи с кончиной настоятельницы Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря города Москвы игумении Серафимы (Чёрной) почтительно прошу Ваше Святейшество и Священный Синод о назначении на эту должность игумении Серафимы (Исаевой), освободив ее от должности настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря Можайского района Московской области. Настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря Можайского района Московской области прошу назначить игумению Таисию (Исаеву), освободив ее от должности настоятельницы Успенского Колоцкого монастыря в селе Колоцкое Можайского района Московской области. Настоятельницей Успенского Колоцкого монастыря в селе Колоцкое Можайского района Московской области прошу назначить монахиню Рахиль (Райш) — казначею Спасо-Бородинского монастыря Можайского района Московской области с возложением наперсного креста по должности». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Назначить настоятельницей Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря города Москвы игумению Серафиму (Исаеву), освободив ее от должности настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря Можайского района Московской области. 2. Назначить настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря Можайского района Московской области игумению Таисию (Исаеву), освободив ее от должности настоятельницы Успенского Колоцкого монастыря в селе Колоцкое Можайского района Московской области. 3. Назначить настоятельницей Успенского Колоцкого монастыря в селе Колоцкое Можайского района Московской области монахиню Рахиль (Райш), казначею Спасо-Бородинского монастыря Можайского района Московской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по подготовке соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века и других почитаемых подвижников веры и благочестия, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архиереями.

http://patriarchia.ru/db/text/4951267.ht...

473. Слово в Церкви Пресвятой Богородицы в честь иконы Ее Смоленской, в Новодевичьем Монастыре, о крестном ходе (Говорено июля 28) 961 . 1825 Бысть же ходящим им, и Сам вниде в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. ( Лук. Х, 38 ). Блаженна ты, неизвестная по имени весь: ибо Христос, Господь славы, посещает тебя. Благословен ты небогатый, вероятно, дом: ибо Христос, богатый милостию, входит под кров твой. Закхей погибал от страсти любостяжания; но посещением Христовым «спасение дому» его «бысть» ( Лyk. XIX, 9 ). Будет спасение и дому Марфы, принявшей Спасителя; будет без сомнения. Блаженно и всякое место и дом, которые удостоиваются посещения Божественного. Наипаче же блажен человек, достойно приемлющий Божественное посещение; ибо для него только и место невместимый Бог посещает. Место, где мы теперь находимся, свидетельствует, что и малое, по-видимому, посещение Божественное может оставить по себе благодать великую и продолжительную. Не было здесь ниже безвестной веси, ниже убогого жилища, когда Преблагословенная Богородица Своим священным и чудотворным изображением, на краткое время, только мимо шествуя, посетила место сие, и се – видим здесь, и целым градом чтимый дом славы Божией, и сохраненную веками обитель спасения. Совершая в настоящем торжестве как бы некое подражание первоначального благодатного посещения, блаженны мы, если хотя сие благочестивое воспоминание как бы самое благодатное посещение достойно приимем. О если бы – скажет иной – о если бы только посетил меня Бог Своим благодатным посещением! Как бы уже не принять Его мне с благоговением, с усердием, и следственно так, как благоугодно посещающему? Вопреки сему справедливее можно сказать: о если бы только ты был способен, расположен, готов принять достойно благодатное посещение! Возможно ли, чтобы тотчас не посетил тебя Бог, Который по слову Иова «внимает умом» к человеку, «посещение творит ему по всяко утро, и во всякое мгновение испытует его» ( Uob. VII, 17–18 )? Но что препятствует человеку с успехом искать Бога и достойно принимать Его благодатное посещение? – Евангельское повествование о Марфе, принявшей Господа в дом свой, к наставлению нашему показывает, что наиболее препятствует в том житейское попечение или пристрастие к земному.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Наиболее ранний достоверный образ М. сохранился в житийном цикле святого на иконной раме XVII в. (ЯХМ). Он представлен безбородым юношей с короткими волосами, в золотом пластинчатом доспехе, синем плаще, красной рубахе и высоких красных сапогах. В руках у него большой меч, к-рым он побивает вражеских воинов. Житийный цикл М. расположен на нижнем поле рамы и состоит из 7 клейм. Композиции сопровождаются надписями на полях, все фрагменты текста пронумерованы, и соответствующие цифры проставлены на фоне в клеймах: 1) Видение пономарю Божией Матери, повелевшей призвать М. на защиту Смоленска от войск Батыя. 2) М. приходит на Долгий мост и посекает врагов мечом. 3) Гибель войска Батыя. 4) Усекновение главы М. 5) М., держа отсеченную голову в руках, приходит к воротам города. 6) Погребение М. в Успенском соборе. 7) Явление во сне пономарю М., повелевшего повесить над гробом его оружие. Состав др. клейм рамы, среди к-рых есть композиции, не имеющие прямого отношения к Житию М. («О Тебе радуется», «Достойно есть», «Покров Пресв. Богородицы» и «Похвала Пресв. Богородицы», а также «Ветхозаветная Троица» и «Собор двенадцати апостолов»), позволяет предположить, что рама окружала почитаемую Богородичную икону. Помимо житийных сцен на раме представлены иллюстрации к Повести о нашествии Батыя и к Сказанию о мученичестве блгв. кн. Михаила и исп. Феодора Черниговских, текстов, входящих в качестве предисловия в минейную редакцию Повести о Меркурии Смоленском. Надписи, сопровождающие клейма, также соответствуют тексту минейной редакции. Повесть читается за богослужением в день памяти М. (24 нояб.), а также в день празднования Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия» (28 июля) как свидетельство одного из чудес иконы. Т. о., состав клейм на раме позволяет предположить, что в среднике находился Смоленский образ Божией Матери. Возможно, изображение М. имеется в росписи кон. XVI в. Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. На юго-вост. столпе изображен юный воин с пышной прической, в доспехе с белой перевязью, зеленом плаще и высоких сапогах ( Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954. С. 17-18). За спиной у него круглый щит, в правой руке - копье, левой он опирается на меч. Образ воина близок к образу М. на раме XVII в. из ЯХМ, но надпись «великомученик Меркурий» заставляет предположить, что в росписи изображен вмч. Меркурий Кесарийский, на день памяти к-рого (24 нояб.) в XVI в. было установлено празднование памяти М. ( Квливидзе Н. В. Фрески Смоленского собора: Иконогр. программа росписи//Московский Новодевичий мон-рь: к 500-летию основания/Сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 2012. С. 349. Примеч. 39). Однако облик святого в росписи Смоленского собора не соответствует традиц. визант. иконографии вмч. Меркурия, к-рый изображается с бородой и, как правило, в шлеме.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Краткая справка об этой иконе Информация об этой иконе немного запутана, вот что удалось выяснить из разных источников: Поселянин пишет, что " Неизвестно, когда и кем поставлена икона в часовне, издавна приписанной к Перервинскому монастырю. Построена сама часовня около 1660 года " . Из более современных исследований удается узнать, что в Москве было как минимум три чтимых списка Иверской иконы, и образ из часовни - третий, сделанный в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря. 13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. В память пренесения Иверской иконы в Москву 13/26 ноября было установлено ежегодное празднование. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, потом — в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, а по возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI-XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья». В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлением французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным. По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облечен модною позлащенною ризою; в 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя возложена на сделанный для Новоиерусалимского монастыря точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот (этот новый образ был поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года).

http://pravicon.com/info-486

Патриаршее слово в день праздника Смоленской иконы Пресвятой Богородицы 10 серпня 2007 р. 21:11 10 августа в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре Москвы . По окончании Литургии Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении, сестры обители, дорогие братья и сестры! Во-первых, я благодарю Владыку митрополита за его приветствие. Думаю, естественно, когда мы находимся в Москве, разделить со всеми вами радость праздника обители, главный собор которой освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Я сердечно поздравляю Вас, всех архипастырей и пастырей, монашествующих и православных верующих с днем празднования иконы Царицы Небесной! Икону Божией Матери «Смоленская» мы называем Путеводительницей, Одигитрией. Она путеводит нас по жизненному пути. Я думаю, что каждый из нас с детских лет обращался и обращается к предстательству, благодатной помощи и заступлению Пречистой Богоматери. Она, действительно, наша Путеводительница к вечному Небесному Отечеству. Сколько бы ни было в человеческой жизни скорбей, печалей, испытаний, мы всегда с верой и упованием прибегаем к молитвенному предстательству Пречистой Богоматери. И Она своей материнской любовью согревает наши хладные сердца, путеводит нас к вечному Небесному Царству. Ведь земная человеческая жизнь быстро проходит. Годы сменяются годами, десятилетиями, и каждому из нас нужно подумать о том, какой ответ дадим мы за свой жизненный путь на суде Господнем. Христос Спаситель сказал, что за каждое праздное слово придется нам ответить. А сколько у нас в жизни праздных слов, сколько грехов, которыми мы оскорбляем милосердие Божие! Но на нашем жизненном пути в лице Пречистой Богоматери мы имеем надежную помощь, защиту и укрепление. Наша жизнь должна соответствовать Ее благодатному за нас предстательству, и тогда Ее любовь всегда будет с нами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205465...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010