В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Шестоковской иконы Божией Матери. Затем в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии . Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. «Лета 7033…Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь Пречистыя Богородици Одигитрия до Происхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармен, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи». Храм построили шатровый, пятиглавый, кирпичный. Располагался он около восточной стены Новодевичьего монастыря. Во время Отечественной войны 1812 г. Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения был взорван. Решение о воссоздании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи было принято председателем Правительства Российской Федерации, избранным Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери. Возрождение храма было приурочено к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года и победы. 8 июня 2012 г. в Новодевичьем монастыре состоялось совещание по вопросу реставрационного воссоздания храма. 11 сентября 2012 г., в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у восточной стены Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня восстанавливаемого храма. 23 марта 2015 г. благочинным Московской епархии был направлен циркуляр о сборе пожертвований на строительство во исполнение решения совещания викариев, благочинных, председателей отделов и комиссий Московской епархии от 10 марта 2015 г. о проведении акции «именные кирпичи». |
— Потребовалось ли изменить назначение помещений, после того как архитектурный ансамбль был передан Церкви? Планируется ли приспособление их для иных нужд? — До 2010 года на территории Новодевичьего монастыря находились филиал Государственного исторического музея «Новодевичий монастырь», резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских и Московское епархиальное управление. Храмы и некоторые здания Московская епархия занимала на договорных условиях с Государственным историческим музеем. Музей и определил, какие здания и помещения монастыря можно использовать как экспозиционные площади, в каких могут расположиться мастерские, а где должны находиться администрация и экскурсионное бюро. После передачи ансамбля Новодевичьего монастыря практически ничего не изменилось в функциональном распределении помещений. Перераспределять не пришлось ничего. Для нас ранее существовавший принцип оказался оптимальным. Так, экскурсионное бюро как находилось в Мариинских палатах, так и находится сейчас. Где раньше проходили выставки — в Ирининских, Сетуньских, Софьиных палатах, там они сейчас и проводятся. Епархиальные структуры также остались на своем прежнем месте — в Лопухинских палатах и Филатьевском училище. Во многом это стало возможным благодаря тому, что сразу после передачи монастыря Московской епархии в 2010 году по моему благословению в стенах обители был учрежден Церковный музей Московской епархии, который, сохраняя опыт прежних лет, стал вести просветительскую, выставочную и экскурсионную деятельность. — Какие выставки сейчас действуют? Планируется ли разработка новых экскурсионных маршрутов? Будет ли открыт для посещений подклет Смоленского собора? — В настоящее время у нас действуют четыре выставки: «Огненные языки благодати», где экспонируются иконы из иконостаса церкви Сошествия Святого Духа; «Величай, душе моя, Деву Пречистую», составленная из богородичных икон Новодевичьего монастыря; «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», посвященная 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года; и, наконец, совсем недавно открылась обновленная фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», с которой в 2010 году Церковный музей Московской епархии начал свою работу. Новые экспозиции открываются у нас ежегодно. Церковным музеем разработаны и утверждены экскурсионные тематические маршруты для разных категорий посетителей. Многим будет интересен маршрут, включающий посещение Смоленского собора, где находится царская усыпальница представителей рода Романовых. Думаю, что после проведения полной реставрации этого древнейшего монастырского храма мы сможем предложить посетителям маршрут, который будет проходить и через древнюю крипту Смоленского собора с гробницами родственниц Ивана Грозного. |
— Потребовалось ли изменить назначение помещений, после того как архитектурный ансамбль был передан Церкви? Планируется ли приспособление их для иных нужд? — До 2010 года на территории Новодевичьего монастыря находились филиал Государственного исторического музея «Новодевичий монастырь», резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских и Московское епархиальное управление. Храмы и некоторые здания Московская епархия занимала на договорных условиях с Государственным историческим музеем. Музей и определил, какие здания и помещения монастыря можно использовать как экспозиционные площади, в каких могут расположиться мастерские, а где должны находиться администрация и экскурсионное бюро. После передачи ансамбля Новодевичьего монастыря практически ничего не изменилось в функциональном распределении помещений. Перераспределять не пришлось ничего. Для нас ранее существовавший принцип оказался оптимальным. Так, экскурсионное бюро как находилось в Мариинских палатах, так и находится сейчас. Где раньше проходили выставки — в Ирининских, Сетуньских, Софьиных палатах, там они сейчас и проводятся. Епархиальные структуры также остались на своем прежнем месте — в Лопухинских палатах и Филатьевском училище. Во многом это стало возможным благодаря тому, что сразу после передачи монастыря Московской епархии в 2010 году по моему благословению в стенах обители был учрежден Церковный музей Московской епархии, который, сохраняя опыт прежних лет, стал вести просветительскую, выставочную и экскурсионную деятельность. — Какие выставки сейчас действуют? Планируется ли разработка новых экскурсионных маршрутов? Будет ли открыт для посещений подклет Смоленского собора? — В настоящее время у нас действуют четыре выставки: «Огненные языки благодати», где экспонируются иконы из иконостаса церкви Сошествия Святого Духа; «Величай, душе моя, Деву Пречистую», составленная из богородичных икон Новодевичьего монастыря; «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», посвященная 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года; и, наконец, совсем недавно открылась обновленная фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», с которой в 2010 году Церковный музей Московской епархии начал свою работу. Новые экспозиции открываются у нас ежегодно. Церковным музеем разработаны и утверждены экскурсионные тематические маршруты для разных категорий посетителей. Многим будет интересен маршрут, включающий посещение Смоленского собора, где находится царская усыпальница представителей рода Романовых. Думаю, что после проведения полной реставрации этого древнейшего монастырского храма мы сможем предложить посетителям маршрут, который будет проходить и через древнюю крипту Смоленского собора с гробницами родственниц Ивана Грозного. |
Е. была похоронена у сев. стороны алтаря монастырского Смоленского собора. В 1-й пол. XIX в. в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита с памятной надписью, сохранившаяся до наст. времени. В кон. XVII в. над надгробными плитами Е. и Феофании (скорее всего прибывшей вместе с преподобной из Покровского монастыря) была установлена часовня, перестроенная в 1720-1722 гг. После уничтожения кладбища и перепланировки монастырской территории в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. могильный камень с именем Е. приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения. Е. издревле почиталась в Новодевичьем мон-ре. «Година Олене Девочкине, первой начальной строитель», «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы» и ее роду были записаны во вкладной книге Новодевичьего мон-ря 1674/75 г. и в монастырском синодике 1705 г. К нач. XVIII в. относятся свидетельства общерус. почитания Е. Она прославляется в «Похвале русским святым» (1-я четв. XVIII в.): «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна» (РГАДА. Ф. 188. Ед. хр. 1200. Л. 20). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) о Е. сообщается: «Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день» (С. 75). Торжество возобновления почитания Е. состоялось в Новодевичьем мон-ре 10 авг. 1999 г., в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. После литургии, совершенной в Смоленском соборе Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прозвучали новосоставленные тропарь и кондак преподобной. В монастырской иконописной мастерской написан новый образ святой. Ист.: Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. СПб., 1907. Т. 1. С. 430; Источники по социально-экономической жизни России XVI-XVIII вв.: Из архива моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985. Вып. 1/2; АРГ: АММС. 126, 149. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 193-194; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 138-139; Голубинский. Канонизация святых. С. 355; Кузнецов И. И., свящ. Могила первой игумении моск. Новодевичьего мон-ря схим. Елены (Девочкиной)//Московская церк. старина: Тр. комис. по осмотру и изуч. памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1904. Т. 1. С. 1-8; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558; Геннадьева О. Московская заступница//ЖМП. 1999. 10. С. 12-16; Трутнева Н. Д. Игумении моск. Новодевичьего мон-ря: 1525-1920-е гг.//Новодевичий мон-рь в рус. культуре. М., 2001. С. 57-58; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 214-216; Шарганов П. Новодевичий мон-рь и первая игуменья его Елена (Девочкина)//Моск. журнал. 1996. 10. С. 27-33; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 517-518; Святые и подвижники благочестия суздальского Покровского мон-ря. Суздаль, 2007. С. 45-53. |
Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В.Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя, где все верующие смогут поклониться ей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня – часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить Президента Российской Федерации В.В.Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества. Журнал 113 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии. ПОСТАНОВИЛИ : 1. Настоятельницу Свято-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Свято-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности; 3. На должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности; 4. На должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности. Журнал СЛУШАЛИ : Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Алексия о визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Александрийской Православной Церкви Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. Справка: 6 октября 2007 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Россию прибыл Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. В аэропорту «Домодедово» высокого гостя встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиереи и клирики Русской Православной Церкви, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси епископ Киринский Афанасий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в России Илиас Клис и полномочный посланник Посольства Арабской Республики Египет в Российской Федерации Омар Али Абу Эйх. |
Такое событие почитают побуждением к основанию Новодевичьего монастыря и даже началом крестного хождения в него из кремлевских соборовъ и монастырей, Июля 28. Великий Князь Василий Иоаннович, возвратив державе своей бывший во власти Литвы больше столетия Смоленск – это, как называл его Борис Годунов, ожерелье России – дал обет соорудить обитель в честь Одигитрии Смоленской Богоматери на месте встречи и проводов Смоленской святыни, гд, вероятно, по обычаю тех времен, поставлена была часовня, или обыденная церковь , а может статься, и монастырь. Благочестивый обет свой выразил Господарь Московский, присвоивший себе титул Царя, в духовной грамот своей 1523 года, перед походом своим на Казань. «Да коли «если с Божьею волею», завещает Великий Князь, «достал своей отчины города Смоленска и земли Смоленские», и яз тогды обещал поставити на Москве на посаде девич манастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения честнаго Креста и иные храмы; а которые храмы в том манастыре поставити, и яз тому велел написати запись диаку своему Труфану Ильину своею рукою, да дати печатнику своему Ивану Третьякову. А дати есми обещал в тот манастырь из своих сел дворцовых село или два; а пашни в тех селех, в одном поле тысяча четвертей, а в дву полех по томуж, да на строение тому манастырю три тысячи рублев денег 11 , и ныне того манастыря строити не успел. И не что Божья воля надо мною «станется, а того манастыря при своем животе не успею сстроити; и яз приказал казначеем своим и приказным своим людем на том месте тот манастырь сстроити, и из сел из своих из дворцовых в тот манастырь велел есми дати село или два, в одном поле на тысячу четвертей, а в двух полех потомуж; а на строение тому манастырю наши казначеи выдадут три тысячи рублев денег» 12 . После победы над Казанскими Татарами на Свияге, в 1524 году, Великий Князь приступил к исполнению своего благочестивого обета. По свидетельству Степенной книги, основав над Москвою рекой за посадом преименитую в общую т. е. общежительную обитель, он собрал туда множество инокинь девического чину; начальницею над ними поставил благоверную и благочинную инокиню Елену Девочкину, из Суздальского Покровского монастыря 13 , которая в старинных письменных Святцах причислена к Московским Святым. За алтарем соборной церкви надгробный камень указываете могилу этой Игуменьи Новодевичьего монастыря, погребенной вместе с преемницею своей, схимонахиней Домникией и послушницею Феофанией; а вставленная в алтарную стену, пред ее гробницею, каменная плита представляет нам следующее свидетельство о построении сей обители: «Лета 7032 (1524) года Великий Князь Василий Иванович всея России воздвиже сию пречистую обитель, в ней же храм Пречистыя Богородицы и ту собра инокинь девическаго чина множество, им же бысть начальница благоговейная и благочинная сия схимонахиня Елена Девочкина, в сей обители преставися» 14 . |
Сегодня, 07 июля 2016 года, когда православное христианство празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, у стен храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, что находится у восточной стены Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря, с утра собрались многие видные богослужители, меценаты, представители государственной власти, СМИ, строители, паства. Вскоре прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По русскому обычаю, хлебом-солью у входа в храм его встретил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Все проследовали в храм, где отслужили праздничный молебен. Затем Патриарх Кирилл крестным ходом проследовал вокруг церкви и у её входа сотворил молитву, освятив таким образом восстановленный Иоанно-Предтеченский храм. Новоосвященному храму Патриарх Кирилл подарил Шестоковску икону Божией Матери (в репродукции). Перед всеми собравшимися Патриарх Кирилл сказал слово:«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и с освящением в честь этого великого Божиего угодника сего святого храма! Храм восстановлен у стен Новодевичьего монастыря - в центре нашей столицы. После того, как храм предстал пред всеми, кто имел желание его увидеть, в этом замечательном виде, в окружении прекрасного парка, наверное ни у кого не возникает мысли о том, что храм каким-то образом нарушил гармонию этого места. Мы знаем, что нередко ныне строительство храмов сопровождается протестными действиями. Кто-то, может быть, делает это по злому умыслу, а кто-то по неведению. И тем, кто протестует иногда против строительства храма в местах, подобных тому, на котором воздвигнут этот храм, я бы очень рекомендовал приехать к стенам Новодевичьей обители и увидеть, насколько гармонично, прекрасно вписывается храм в окружающую среду. А иначе и быть не могло. Недаром наши благочестивые предки всегда для строительства храмов избирали самые красивые, самые высокие места. Что было бы с Россией, каким был бы ее лик, если бы не сохранились хотя бы немногие из тех замечательных храмов, которые сегодня украшают наши города и села? |
Когда икону привезли в Москву, навстречу ей к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября. Поначалу образ пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году царь Алексей Михайлович взял икону в военный поход против поляков и, одержав победу, установил образ в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который имел высокий статус «царского богомолья». От Иверской иконы изливалось и изливается множество чудес, поэтому ее почитание быстро распространилось по Руси. В 1656 году с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря (к сожалению, он был утрачен в советское время). В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города была построена Иверская часовня, куда был помещен третий список Иверской. Он был сделан с первой московской иконы, но чуть большим по размеру. Богородица вернулась в Свой дом Новодевичий монастырь – одно из красивейших мест столицы. Он был основан в 1524 году. Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках. Он сохранился с тех пор практически без изменений и поэтому был поставлен под охрану ЮНЕСКО как всемирное достояние. У обители интересная и сложная история, которая заслуживает отдельного рассказа, но мы остановимся на судьбе Иверской. Место своего постоянного пребывания до революции она покидала только один раз: во время празднования 300-летия дома Романовых образ приносили для поклонения в митрополичьи палаты Чудова монастыря. В 1922 году монастырь закрыли, и в его стенах был образован историко-бытовой музей. В начале 1930-х в Новодевичьей обители разместился… «Музей раскрепощения женщины». С 1934-го он становится филиалом Государственного исторического музея. Иверская в это время оставалась где-то в музейных хранилищах, но в родных стенах. С 1945 года монастырский Успенский храм стал действующим. |
В 1617 году после захвата Грузии персидским шахом Аббасом она была перенесена в пределы Персии. В 1624 году святыню преподнесли в дар царю Михаилу Романову. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Риза была помещена в Патриарший Успенский собор Кремля . В 1918 году из алтаря Успенского собора святыня была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь. Когда монастырь закрыли, святыни были конфискованы и переданы в фонды Музеев Московского Кремля. В рамках празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 19 ноября 2007 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и иерархов, прибывших на празднования, с президентом России В.В. Путиным. В ходе встречи президент Российской Федерации передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частью Ризы Христовой. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В. Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя , где все верующие смогут поклониться святыне. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня — часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить президента Российской Федерации В.В. Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности; |
В храме присутствовали: губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов; первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю М.В. Романов; председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский; заместитель министра территориальной политики Московской области И.С. Харьков. За богослужением молились игумении ряда женских монастырей: игумения Людмила (Волошина), настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке г. Санкт-Петербурга; игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга; игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Также за Литургией молились учащиеся воскресной школы храма Спаса на Каменке г. Санкт-Петербурга, православная молодежь епархиальной добровольческой службы «Тысяча друзей», курсанты Военного института Железнодорожных войск и военных сообщений ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва, строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи храма, благочестивые прихожане. Богослужебные песнопения исполнили хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Ю.А. Герасимова и сводный хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением Р.Г. Гундяевой. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на большой экран, установленный на площади перед входом в храм. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Илия Макаров, председатель отдела религиозного образования и катехизации, председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте г. Санкт-Петербурга. По завершении Литургии митрополит Варсонофий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству набор из двух панагий и креста, и также икону блаженной Ксении Петербургской. |
| |