Никита Славянин , Афонский, сщмч. (4/17 апреля) Никита Готфский , Константинопольский, вмч. (15/28 сентября) Никита Мидикийский , Исповедник, игумен (3/16 апреля) Никита Печерский , Новгородский, еп., затворник (31 января/13 февраля; 30 апреля/13 мая; 14/27 мая) Никита Столпник , Переяславский, прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 24 мая/6 июня) Никита Халкидонский , еп., исповедник (28 мая/10 июня) Никифор , из Антиохии Сирской, мч. (9/22 февраля) Никифор Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня) Никифор I Константинопольский , патр., исповедник (13/26 марта; 2/15 июня) Никодим Кожеезерский , Хозьюгский, прп. (3/16 июля; 31 октября/13 ноября) Никодим Печерский , прп., просфорник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 31 октября/13 ноября) Никодим Святогорец , прп. (1/14 июля) Никодим Сербский , архиеп. (11/24 мая) Никола Святоша , Печерский, Черниговский князь, прп., инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 14/27 октября) Николай , импер. Российский, страстотерпец (4/17 июля) Николай Болгарский , Софийский, мч. (17/30 мая) Николай Кочанов , Новгородский, Христа ради юродивый (27 июля/9 августа) Николай Саллос (Блаженный), Псковский, Христа ради юродивый (28 февраля/13 марта) Николай Чудотворец , Мирликийский, архиеп. (6/19 декабря; 9/22 мая) Николай Японский , равноап., архиеп. (3/16 февраля) Никон Печерский , прп., игумен, в Ближних (Антониевых) пещерах (23 марта/5 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Никон Радонежский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (17/30 ноября) Никон Сицилийский , еп., сщмч. (23 марта/5 апреля) Никон Сухой , Печерский, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 11/24 декабря) Нил Афонский , Мироточивый, прп. (7/20 мая) Нил Постник , Синайский, отшельник, пресвитер (12/25 ноября) Нил Сорский , прп. (7/20 мая) Нил Столобенский , прп. (7/20 декабря, 27 мая/9 июня) Нимфодора Вифинская , мц. (10/23 сентября) Нина , равноап., просветительница Грузии (Иверии) (14/27 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени его преставления, 7 декабря 1554 года, на остров прибыл игумен одного из близлежащих монастырей и приобщил подвижника Святых Таин. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келью и предал Господу бессмертную душу. Через 40 лет после кончины святого на месте его подвигов были основаны церковь и монастырь. После большого пожара в этой обители над гробницей святого Нила был заложен новый каменный храм 27 мая 1667 года. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб, – таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи святого. По благословению митрополита Новгородского Питирима в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. До нас дошли свидетельства о многочисленных чудесах, произошедших от этой святыни. Святые мощи подвижника до 1920-х годов находились в Нило-Столобенской пустыни. Затем они попали в музей атеизма, который размещался в Вознесенском соборе Осташковского Знаменского монастыря. При возвращении этого собора Церкви в 1940-х годах мощи были обретены и находились там до середины 1990-х годов. Затем они были торжественно, при участии Патриарха Алексия II, перенесены в Богоявленский собор Нило-Столобенской пустыни, где находятся и поныне. 20 декабря 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Мария 8 октября 2019, 21:22 Интересно, для чего забирали мощи в музей атеизма? Ведь они наоборот являются доказательством чудесного сохранения праведников. Димитрий Гут (Белозёров) 20 декабря 2017, 05:38 Преподобный Ниле Столобенский, моли Бога о наших начальниках, чтобы не задерживали плату наёмным работникам. р.б.Вера 22 января 2017, 10:27 Святой отче Ниле! Моли Бога о нас, Вере,Артемии,Кирилле,Ольге.Огороди нас от врагов видимых и невидимых,от неразумных поступков и дурных людей. Дай здравия духовного и телесного.Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Сергий, Пенза. 21 декабря 2016, 00:24

http://pravoslavie.ru/58251.html

Полиция нашла украденные из Нило-Столобенской пустыни иконы XVIII века 30 декабря, 2016. Новостная служба Подозреваемый в краже уже арестован 30 декабря. ПРАВМИР. В Тверской области задержан подозреваемый в хищении двух икон XVIII века из монастыря Нило-Столобенской пустыни в Осташковском районе. Иконы «Преподобный Нил Столобенский» и «Преподобный Нил Столобенский на фоне обители» были похищены из монастыря Нило-Столобенской пустыни в марте этого года. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 158 УК РФ, сообщает пресс-служба МВД РФ. Фото: мвд.рф Украденные иконы злоумышленник передал жителю Нижегородской области для дальнейшей реализации. Однако правоохранители успели найти похищенные святыни. Фото: мвд.рф По подозрению в краже задержан 61-летний житель Нижегородской области. Он заключен под стражу. Сейчас стражи порядка разыскивают его предполагаемых соучастников. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 декабря, 2015 26 января, 2016 15 декабря, 2016 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/politsiya-nashla-ukrad...

В Новое время Ж. и. как с традиционным, так и со свободным размещением сюжетов стали писать гораздо больше. Преобладали небольшие образы, являвшиеся предметами личного благочестия. Наметилась тенденция к сокращению житийных клейм до минимума, напр. до 4, как на иконе «Св. Александр Невский, с житием» (XIX в., частное собрание; см.: Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. М., 2008. С. 233), иногда до 2, представлявших главные деяния святого. Особенностью Ж. и. этого периода стало расширение их тематики - иллюстрирование Житий святых, почитание которых не было широко распространено, как правило, такие иконы создавали для частных заказчиков. Особенно много патрональных икон писали в селах Владимирской губ., снабжавших иконописной продукцией всю Россию: «Свт. Сильвестр, папа Римский, с житием», «Прав. Елисавета, с житием», «Прав. Симеон Богоприимец, с житием» (частное собрание). В XVIII в. в Ж. и. свт. Николая Чудотворца встречается сюжет «Чудо о трех отроках, иссеченных на части», лит. основа к-рого была заимствована из западноевроп. традиций ( Комашко. 2006. С. 138-139). Прп. Нил Столобенский, с житием. Икона. 1771 г. (ВОКМ) Прп. Нил Столобенский, с житием. Икона. 1771 г. (ВОКМ) Новый круг святых появляется в XVIII в. чаще всего в народной Ж. и., напр. свт. Модест Иерусалимский как покровитель скотоводства; в среде старообрядцев - сщмч. Харалампий. Иногда повествовательный аспект был настолько важен, что средник с образом святого отсутствовал (икона «Житие сщмч. Харалампия» с Ветки, кон. XVIII в., старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва). В массовом иконописании XIX в. житийное повествование концентрировалось на рассказе-напоминании Жития святого. Традиц. принципы Ж. и. отчасти сохраняла в XIX в. старообрядческая икона с ее обычно пространными повествовательными циклами. Однако для этих икон характерны однообразие в композиционном построении клейм и отступления от лит. основы, приводящие иногда к ошибкам и противоречащие тексту Жития святого.

http://pravenc.ru/text/182315.html

С.М. Прокудин-Горский. Фотография Нило-Столобенской пустыни, 1910 г.      Было это в обители св. Нила Столобенского на озере Селигер. Там почивают мощи этого святого, теперь в новой раке, а прежняя рака с изображением преподобного на крышке стояла в храме пустая. Однажды приехала в эту обитель поклониться святым мощам одна благочестивая женщина с двумя малыми детьми. Пока женщина молилась в храме, дети побежали по саду, нарвали спелых ягод рябины, которой там растет очень много, и проникли в тот пустой в то время храм, где стояла прежняя рака преподобного. Они затеяли игру: бросать ягодами в изображение святого. Преподобный Нил Столобенский. Дни памяти: 20 декабря (7 декабря ст.ст.), 9 июня (27 мая) И вдруг, при ясном небе, все бывшие в обители услышали страшный удар грома, от которого потряслись все здания. Женщина та, не видя около себя детей, бросилась искать их везде ввиду такой опасности и наконец нашла их лежащими без сознания около пустой раки. Собрались туда иноки, стали приводить детей в чувство. Когда они наконец пришли в себя, мать спросила их, что с ними случилось? Они откровенно рассказали, как затеяли игру — бросать ягодками в «дедушку», и как они вдруг увидели, что «дедушка» приподнялся и погрозил пальчиком», после чего блеснула молния, раздался удар грома, и дальше они ничего не помнят. Видите, как даже малых, неразумных детей наказывает и вразумляет Бог за непочтение к Своим Угодникам. Вразумляйте же детей своих, предостерегайте их от этого. Молитвами Святителя Григория Чудотворца да пошлет Господь нам и детям нашим дар благоговейного почитания икон и святынь наших. Аминь. Святитель Николай (Могилевский) По материалам книги В. Королевой «Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский» 20 декабря 2007 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 724 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Валентин 20 декабря 2022, 13:20 Подскажите пожалуйста, так что же делать со скорлупой от Пасхальных яичек? Анна 9 июня 2022, 09:16 Преподобный Отче, Нил Столобенский, моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/3856.html

В одной из таких поездок я и сподобился дать обет. 9 июня 2003 года мы отправились в НилоСтолобенский монастырь на престольный праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского в 1667 г. Монастырь находится в Тверской области недалеко от озера Селигер. Для меня дача обета вообще наполнена чуть ли не мистическим смыслом. Во-первых, отправляясь в паломничество, я не надеялся, что батюшка благословит давать обет трезвости, поскольку уже неоднократно получал отказ в силу неготовности, и не было оснований полагать, что на этот раз будет по-другому. Во-вторых, сама поездка лично для нас с супругой была под большим вопросом из-за того, что внезапно изменились ранее оговоренные сроки паломничества. Первой мыслью было: «Всё, не попадаем, никак не попадаем». И одновременно с этим: «Надо попасть, обязательно надо попасть». Было подсознательное ощущение личной важности этого паломничества. Пришлось искать пути, что-то устраивать, чем-то жертвовать… а вернее всего, Господь устроил всё наилучшим образом. И вот, когда собрались перед службой на Святой горке, и батюшка начал записывать дающих обет, я робко, без особой надежды спросил: «А мне можно?»… И батюшка благословил!.. Все перевернулось!.. Вот оно!.. Всё окружающее стало чётче и приобрело какой- то дополнительный смысл… Я ходил и ощущал себя на пороге чего- то… новой жизни что — ли… « Боже мой, какое чудо- эта икона!»,- ворвался в мои мысли голос нашего экскурсовода- «энциклопедиста» Александра (члена общины). Преподобный Серафим Саровский, Св. Николай Чудотворец и … преподобный Нил Столобенский и Великомученик Димитрий Солунский бок — о — бок стоят!.. Два моих святых рядом!.. Димитрий Солунский, чьё имя ношу (хотя об этом и не подозревают мои родители), и в день памяти которого родился и принял Святое крещение, и преподобный Нил, пред мощами которого предстоит дать обет трезвости и кого в помощь по таинству обета определяет Господь при этом новом рождении! Два великих покровителя бок — о — бок на одной иконе! Меня почти охватил священный трепет. Тем более, по словам Александра, подобную икону он видел впервые — это при его-то эрудиции! И вот время пришло! Мы собрались в Богоявленском соборе, и наступила духовная кульминация. 9 рабов Божиих созрели и были сподоблены Господом, благословлены преподобным Нилом Столобенским, и допущены о. Алексием для душеспасительного таинства дачи обета трезвости, причём 8 из них на всю жизнь, пред мощами преподобного. Тишина, торжественность…

http://pravmir.ru/chudesa-byvayut-ili-di...

Основные святыни: мощи прп. Нила, Столобенского чудотворца; мощи свт. Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Столобенского; чудотворная Казанская икона Божией Матери, оставшаяся невредимой после нескольких пожаров, пожертвованная в обитель в 2005 году. В 80 км от монастыря находится скит, открытый на месте святого Оковецкого источника, где имеется купальня и часовня. Открыто монастырское подворье в г. Торжок Тверской области. Храмы. Богоявленский собор, престолы: центральный – Крещения Господня, левый придел – свт. Николая, правый придел – Благовещения Пресвятой Богородицы. Крестовоздвиженская церковь, престолы: центральный – Воздвижения Креста Господня. Надвратные церкви - Петра и Павла, Нила Столобенского и больничная церковь Всех Святых. Скиты: Оковецкий Свято-Преображенский (Селижаровский р-н, д. Оковцы, Святой Источник), Никольский (Фировский р-н, д. Жабны). Подворье: Ильинский храм (г. Торжок, ул. Красная гора, 1). Престолы: верхний придел – прор. Ильи, нижний придел – вмц. Параскевы. К монастырю относится часовня, которая находится на берегу оз. Селигер в 8 км. к городу в д. Залучье, во имя Казанской иконы Божией Матери. Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь (Нилова пустынь) находится на острове Столобном озера Селигер в Осташковском районе Тверской области, в нескольких километрах к северу от города Осташкова. Остров Столобный до 1523 года был покрыт густым лесом и практически необитаем. В том году на нем поселился смиренный отшельник преподобный Нил, инок Крыпецкого монастыря. Сперва он выкопал себе в горе пещеру и прожил там одну зиму, затем выстроил деревянную келью и часовню для молитвы. Среди необычайных подвигов, молитвы, поста и бдения преподобный Нил скончался 7 (20) декабря 1555 года. Его 27-летняя подвижническая жизнь на острове Столобном, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшие вскоре после его преставления, послужили причиной основания на острове монастыря, а имя преподобного дало название обители- Нилова пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=00012

Преподобные Нил Столобенский и Кирилл Новоезерский, с образом Божией Матери «Троеручица» и спящими Эфесскими отроками. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Нил Столобенский и Кирилл Новоезерский, с образом Божией Матери «Троеручица» и спящими Эфесскими отроками. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Сюжетные композиции с образом К. встречаются и в книжной миниатюре. Так, в лицевой рукописи ок. 1715 г. из б-ки Новоезерского монастыря их 44, что дало исследователям повод считать их источником для житийных икон (ЧерМО; см.: Соловьёва. 2006; Карбасова. 2011. С. 257, 261, 295, 299, 303, 305. Вкл. Ил. 14). В Житии 1804 г. (ЧерМО, см.: Хрусталёв. 2000. С. 58; Рыбаков. 1995. С. 47) проиллюстрированы мн. чудеса К. На титульном листе преподобный изображен в картуше сложной формы в правой части композиции, правая рука протянута к Спасителю в небесном сегменте, в левой - развернутый свиток. Панорама мон-ря на водах озера возле ног святого воспроизведена с документальной достоверностью. Изредка - гл. обр. в вологодских храмах - образ К. вводился в деисусный чин иконостаса. Напр., в XVIII в. святой был написан на одной небольшой доске вместе с прп. Никодимом Кожеезерским - икона значится среди произведений, поступивших в АМИИ из ц. свт. Николая Чудотворца в дер. Сырья (бывш. Сырьинский мон-рь; см.: Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 276. 474; сохр. также икона блаженных Василия и Максима Московских). К редким иконографическим сюжетам относятся образы Спаса Смоленского с припадающими прп. Кириллом Белозерским и К. сер. XVII в. (ок. 1645 (?), из местного ряда иконостаса ц. свт. Епифания Кипрского, КБМЗ), с прп. Александром Свирским и К. (вероятно, кон. XVII - нач. XVIII в. под записью, АМИИ), с К., прп. Феодосием Тотемским и Прилуцкими чудотворцами (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание). Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Нач. ХХ в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Нач. ХХ в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске)

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Из истории известно о столкновении северного и южного течений монашеской жизни в споре о монастырских владениях конце XV века. Во главе нестяжателей стоял прп. Нил Сорский , за монастырские земли – прп. Иосиф Волоцкий . После поражения нестяжателей то, что сочеталось в духовной школе преподобного Кирилла – созерцательная жизнь и благотворительность, оказывается уже несовместимым. Преподобный Нил стоял за главное – внутреннее делание и тесно с ним связанную нестяжательносгь, но он потерял связь с жизнью государства, в этом его слабая сторона. Монашество московского направления наоборот, органически срастается с государством и продолжает традицию благотворительности, но уже в ущерб духовному деланию 687 . Проф. Г. П. Федотов , пользуясь данными проф. Е. Е. Голубинского , приводит сведения о резком уменьшении числа канонизированных святых последующих веков: на первую половину XVI века падает 22 святых, на вторую – 8, на первую половину XVII века – 11, на вторую – 4. В XVII веке убыль идет резко и равномерно; по четвертям XVII века соответственные цифры дают 7,4,2,0 688 . И. М. Концевич связывает это оскудение святости не только с поражением нестяжателей – представителей школы созерцательного подвига – в споре о земельных владениях, но и с отрывом от традиций восточного монашества после гибели Византийской империи в середине XV века (1453 г.) 689 . Печальным явлением следующих веков (XVI-XVII) стало изменение отношения к отшельникам. Теперь мир не идет за ними, а восстает против них. Рост монастырских владений приводит к неприязни со стороны крестьян, которые отныне считают отшельников личными врагами и часто убивают их. И. М. Концевич приводит такие данные: «Два прп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский (1550 г.) убиты с целью грабежа. Преподобный Агапит Маркушевский (1578 г.) убит крестьянами, и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит. Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преподобный Нил Столобенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся прп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преподобный Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, прп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото» 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

41 Пр. Нил происходил из боярского рода Майковых; был пострижен в Кирилловом монастыре и потом путешествовал по востоку, чтобы видеть и изучать жизнь подвижников, особенно афонских. По возвращении с востока, на р. Соре поставил он крест, часовню и келью; а когда собралось несколько братий, построил деревянный храм и установил строгое скитское житие. Вся братия его скита состояла из одного Иеромонаха, дьякона и 12 старцев. По уставу Нила, иноки должны были: 1) пропитание снискивать трудами рук, но не заниматься даже земледелием, так как оно по сложности своей неприлично отшельнику. 2) Только в случае болезни или крайней нужды принимать милостыню, но не ту, которая могла бы послужить кому-либо в огорчение. 3) Не выходить из скита. 4) В церкви не иметь никаких украшений из серебра, даже и для св. сосудов, а все должно быть просто. 5) Здоровые и молодые должны удручать тело постом, жаждой и трудом, а старцам и слабым дозволяется некоторое успокоение. 6) Женщинам отнюдь не входить в скит. Преимущественно же иноки должны заботиться о внутреннем подвижничестве, бдительности над состоянием души, очищении ее молитвой и богомыслием. Пр. Нил преставился в 1508 г. 42 Пр. Александр, основатель Свирского монастыря, с юности соблюдал строгий пост и молился но ночам. Когда родители хотели принудить его к браку, он удалился в Валаамский монастырь и, постригшись, пробыл здесь 13 лет. В 1487 г. он отошел в Свирепую пустыню, где в тесной хижине провел один 7 лет. Когда же стали приходить к нему труженики, он построил небольшую обитель, принял священство и управление пустынным общежитием. В 1506 г. построен был храм св. Троицы, и преподобный почтен был саном игумена. В сане игумена пр. Александр делил все труды с братией: в хлебне месил тесто и пек хлебы, носил воду, рубил дрова, на все труды являлся первый; одежда его была ушита заплатами. Он преставился в 1533 г., 85-ти лет. 43 Пр. Нил Столобенский был родом из Новгорода и подвизался сначала в пустыне Ржевского монастыря, потом, по некоему слышанному гласу перешел на озеро Селигерское Столобное в 7 верстах от Осташкова он выкопал пещеру, устроил в ней келью и часовню и провел в ней 27 лет. Каждый день ходил он плакать над гробом, поставленным в вырытой его же руками могилой. Он скончался в 1555 г. (дек. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010