Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патрология и церковная литература НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни ОПИЦ Ханс Георг (1905-1941), нем. церковный историк, патролог. Учился в Асканийской гимназии (Askanisches Gymnasium) в Берлине ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет ОТЦЫ ЦЕРКВИ Отцы Церкви, наименование христ. писателей, признанных Церковью наиболее авторитетными истолкователями церковного учения (др. название - святые отцы) ПАВЕЛ [Олмари Ирьё; Гусев Георгий] (1914-1987), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ [Булус (ибн) аз-Заим аль-Халяби; араб. ] (1627 - 1669), архидиак., сын Антиохийского патриарха Макария II аз-Заима, церковный деятель и писатель, классик лит-ры правосл. арабов (мелькитов) османской эпохи ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского ПАИСИЙ ЛИГАРИД (ок. 1610 - 1678), митр. Газы Палестинской (1652-1671), греч. дидаскал, церковный писатель, полемист ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАПИЙ (1-я пол. II в.), св. (пам. зап. 22 февр.), еп. Иераполя (ныне Памуккале, Турция), раннехрист. писатель, один из мужей апостольских ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии ПАЦИАН [Пакиан] (нач. IV в.- между 379 и 392), еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания), церковный писатель, апологет и богослов, св., исп. (пам. зап. 9 марта)

http://pravenc.ru/rubrics/121220_6.html

Он распоряжался назначениями на должности настоятелей, келарей, строителей, казначеев, ведал и нек-рыми духовными делами монашествующих. Монастырский приказ, деятельность к-рого вызывала недовольство и нарекания со стороны духовенства, существовал до Собора 1666-1667 гг., ограничившего его полномочия, в дек. 1677 г. был упразднен. Ист., публ. и исслед.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского, с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом и спостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве/Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1847; Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их лит. труды и идеи в Др. Руси. СПб., 1882. Ч. 1; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле//ЧОИДР. 1908. Кн. 3. Отд. 3. С. 1-272; Кн. 4. Отд. 3. С. 273-580; Кунцевич Г. З. Челобитная иноков царю Ивану Васильевичу. СПб., 1912; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот.: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Приселков М. Ю. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение рус. публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-364; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. 1965. Т. 26. С. 110-136; Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. К., 1984; Соборное уложение 1649 г. Л., 1987; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 136-162; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 264-270; Прохоров Г. М., Шевченко Е. Э., Водолазкин В. Прп. Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993; ПВЛ. 19962; Охотина-Линд Н. А. «Сказание о Валаамском монастыре»: Исслед., текст, пер. с древнерус., коммент. СПб., 1996; Акты Российского гос-ва: Архивы моск. монастырей и соборов, XV - нач. XVII в./Изд. подгот.: Т. Н. Алексинская и др. М., 1998; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. T. 1: Житие Сергия Радонежского; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Сочинения/Подгот.: Г. М. Прохоров. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

  Сие же, како пребыватись в пустыни нашеи, и о молитве, и о пении, и како питатись, и когда подобает исходити потреб ради во благословно время, и о рукоделании, и о прочем. И сия вся вчинена суть в написании господина и учителя моего преподобнаго и святаго старца Нила.   Написано в книзе сеи: Чтобы-де его обители не держати и не приимати юных и безбрадных иноков, и не постригати таковых, и мирских юных и безбрадны на служение не держати. И женску полу всячески в нашу пустыню невходно, и иже безсловесных, коих женска роду, в нашу пустыню невходно, и не быти у нас. И пиянственнаго пития отнюдь не подобает нам держати. Имеются также две небольшие содержательные поправки: прп. Иннокентий именует прп. Нила Сорского «старцем», автор же Жития дополняет - «преподобнаго и святаго старца»; прп. Иннокентий, завещая братии построить церковь, оставляет этот вопрос «на Божием изволении и на их произволении», в то время как автор Жития сохраняет лишь первую часть - «на Божии изволении», отказывая монастырской братии в праве действовать по своему «произволению». Из письменных источников в распоряжении автора первой редакции, скорее всего, был также текст иконописного подлинника: «Преподобный отец Инокентий пишется: всем подобен, лицем и брадою, аки Варлам, Хутынский чюдотворец. Риза преподобническая». Причем этот подлинник отражает раннюю, не дошедшую до нашего времени редакцию. В более поздних иконописных подлинниках прп. Иннокентия уподобляли уже не Варлааму Хутынскому, а сщмч. Власию (79). Около 1/5 текста Жития занимает рассказ о погребении преподобного и написании его образа. Источником для него, по всей видимости, стали имевшиеся в обители надгробный камень и икона. Остальные сведения жития - о происхождении прп. Иннокентия, его пострижении, основании монастыря на речке Еде и о разорении его казанскими татарами - основаны, вероятно, на устных преданиях. Рассказ Жития о пострижении прп. Иннокентия и времени основания им монастыря противоречит тексту «О житии преподобнаго Нила Сорскаго», в котором сообщается, что прп. Иннокентий и прп. Нил вместе путешествовали по Палестине и побывали на Афоне еще до основания Ниловой Сорской пустыни и что прп. Иннокентий покинул Сорский скит при жизни своего учителя (80). Учитывая, что у насельников Ниловой Сорской пустыни не было причин специально придумывать рассказ об особой роли прп. Иннокентия в зачале их обители, более достоверными представляются сведения из рассказа «О житии преподобнаго Нила Сорскаго».

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

(отшельничество, скитничество и общежитие) и по вопросу о монастырском имуществе (спор между иосифлянами и нестяжателями) обусловили разность их представлений относительно путей, необходимых для достижения идеала иноческой Ж. Прп. Иосиф Волоцкий считал, что инок должен жить в общежительном монастыре, беспрекословно соблюдать его устав и молиться со страхом Божиим, прп. Нил Сорский был сторонником скитнической Ж., «безмолвия» и мистико-созерцательной молитвы (см.: Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. М., 1993; Нил Сорский, прп. Предание учеником своим о жительстве скитском// Он же. Предание и Устав. СПб., 1912. С. 1-10. (ПДП; 179); Он же. Наставление о душе и страстях. СПб., 2007). Свт. Тихон Задонский , еп. Воронежский, в кн. «Об истинном христианстве» писал, что «христианское житие все не иное что есть, как всегдашнее до кончины жизни покаяние» ( Тихон Задонский, свт. Творения. СПб., 1912. Т. 4. Кн. 2. С. 539). Оно невозможно вне Бога, без усвоения божественных свойств - благости, любви, истины, милосердия, кротости, долготерпения, святости и др.; оно невозможно вне Церкви как Тела Христова. Вглядываясь в «зерцало» Свящ. Писания, полагал свт. Тихон, человек, ставший на путь истины, созерцает образ Божий, подражает Отцу небесному в Его божественных свойствах, с Божией помощью рождается духовно и творит Его волю. В богословской и церковной литературе XIX в. Воскресение мертвых. Фрагмент иконы «Символ веры». Посл. четв. VII в. (КГОХМ) Воскресение мертвых. Фрагмент иконы «Символ веры». Посл. четв. VII в. (КГОХМ) рассматривался широкий круг вопросов, затрагивающих тему Ж. в ее многочисленных аспектах, имеющих отношение к догматическому, литургическому и нравственному богословию, экклезиологии, аскетике, агиографии и др. К традиц. проблематике церковной лит-ры относятся учения о Ж. в Боге и без Бога, Ж. Божественной и человеческой, Ж. вечной и временной. Тема Ж. занимала центральное место в богословских трудах о воскресении мертвых как победе Ж. над смертью. В тесной связи с общими христ.

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН прмч., и 199 мучеников (пам. 23 марта; пам. греч. 23 марта; пам.зап. 24 марта), пострадавших ок. III-IV вв. в Тавромении (ныне Таормина) на о-ве Сицилии НИКОН († 1-я четв. XII в.), прмч., Киево-Печерский (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых) - см. Кукша, сщмч., Киево-Печерский НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН мч. Маромилийский (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), Новгородские, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_72.html

(Выписка из «обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Смесь. С. 5-6; Das Speisungsbuch von Volokolamsk. 1998. S. 360). Полевы имели тесные связи с Волоколамским мон-рем, давали земельные вклады (АФЗХ. Ч. 2. 118, 259, 354). В числе пострижеников мон-ря - Серапион (Полев), Симеон (Полев), Филофей (Полев) и архиеп. Казанский Герман (Полев). Ист.: Горский А. В., прот. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского мон-рей в XVI в.: [Изд. ркп. письма XVI в.]//ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 506-507; Жмакин В. Нил (Полев)//ЖМНП. 1881. Т. 216. 8. С. 189-196; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова монастыря в б-ку МДА//ЧОИДР. 1881. Кн. 3. С. 6, 134, 314; То же. М., 1882. С. 78-79. 121(459); С. 198. 177(557); Послания Иосифа Волоцкого/Подгот.: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Леонид (Кавелин), архим. С. Полево, или Полевщина, и ее владельцы, Полевы и Балк-Полевы//ЧОИДР. 1872. Кн. 4. Смесь. С. 1-14; Das Speisungsbuch von Volokolamsk: Eine Quelle zur Socialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh./Hrsg., Ubers. von L. Steindorff unter Mitarbeit von R. Koke, E. Kondraškina, U. Lang und N. Pohlmann. Köln; Weimar; W., 1998. S. 360; Соборник Нила Сорского/Подгот.: Т. П. Лённгрен. М., 2000. Ч. 1; 2002. Ч. 2; 2004. Ч. 3; Алексеев А. И. О переходе Иосифо-Волоколамского мон-ря под патронат вел. князя//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. М., 2015. Вып. 3. С. 213-214. Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 369-372; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//ДРИ: Рукоп. кн. М., 1974. Сб. 2. С. 150-167; он же. Новый автограф Нила Полева//Зап. ОР ГБЛ. М., 1978. Вып. 39. С. 105; Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 37-54; он же. Нил Полев//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 2. С. 131; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI вв.).

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Из-за отсутствия прямых упоминаний в источниках вопрос об участии 17 окт. 1490 г. в Москве П. и прп. Нила Сорского в церковном Соборе, на к-ром была осуждена часть новгородских еретиков, пока остается дискуссионным. Если одни исследователи пишут об этом осторожно, как о возможном факте ( Зимин. 1982. С. 88-89), то другие - более определенно ( Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 60; Ключевский. С. 190; Лурье. 1957. С. 190-193; Клибанов. 1960. С. 202. Примеч. 120, С. 224; Алексеев. 2002. С. 204; Он же. 2010. С. 102; Романенко. 2003. С. 27). В пользу участия «заволжских старцев» П. и прп. Нила Сорского в этом Соборе исследователи приводят тот факт, что на нем еретиков не приговорили к смертной казни, к-рую осуждали нестяжатели (к ним нередко относят П.) ( Лурье. 1960. С. 311-312; Романенко. 2003. С. 33-34, 36-38, 86). Я. С. Лурье установил, что П. и прп. Нил Сорский, как участники Собора, упоминаются в неск. источниках ( Лурье. 1994. С. 199-200). Причем если в Общерусском летописном своде 1539 г. (т. н. Новгородской IV летописи в списке П. П. Дубровского) действуют «старци Паисея и Нил» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 528; Т. 43. С. 209), то в Вологодско-Пермской летописи - уже «старцы честнии Пасея и Нил» (Там же. Т. 26. С. 281). Такая характеристика старцев совпадает с текстом «Письма о нелюбках...», в к-ром сообщается, что Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич «держал их в чести в велицей» (Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 367). После 1490 г. П. (до его смерти) в источниках не упоминается. Не исключено, что это связано с арестом в Москве 20 сент. 1491 г. угличского кн. Андрея Васильевича Большой Горяй, за которого он «печаловался» еще осенью 1480 г. Место проживания П. остается неясным. Предположения исследователей о его пребывании в это время в Спасо-Каменном или Кирилловом Белозерском мон-ре данными источников прямо не подтверждаются. В Кратком кирилло-белозерском летописчике 30-х гг. XVI в. сохранилось известие о том, что в 1501 г. «декабря 23 в че[тверто]к 2 час дни преставись старец Пасея Ерославов на Москве» (РНБ. Погод. 1554. Л. 21; Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. М.; Л., 1950. Т. 5. С. 28). Можно предполагать, что после своего ухода с игуменства П. в основном проживал в Москве (не исключено, что на Троицком подворье в Московском Кремле).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

В дремучем лесу, на берегу речки Соры, недалеко от Кириллова монастыря, прп. Нил обосновал скит, где со своими учениками до конца жизни пребывал в умном делании. Старца Нила называли «начальником скитожительства» на Руси за введение нового вида подвижничества. Прп. Нил считал, что скитская жизнь дает подвижнику наилучшие возможности проводить жизнь в трезвении духа, воздержании, в молитве и безмолвии 33 . Для своих учеников прп. Нил Сорский написал книгу об умном делании, которая называется «Предание учеником своим о жительстве скитском». Как указывает Концевич И.М. в своем труде «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси», в XVI-XVII вв. уменьшается количество преподобных, и меняется характер святости. Если раньше под руководством старца плодом школы исихастов было многочисленное духовное потомство, то теперь наступает время индивидуального подвига, когда подвижнику становится крайне трудным найти достойного духовного наставника. Причинами тому падение Византии и влияние западного богословия, которое ощущалось уже с середины XVI в. В итоге, указывает Концевич И.М. : «русское подвижничество, оторвавшееся от Византии, и представленное самому себе, подвергается процессу разложения и распадается на два течения. Духовное скоро погибает, и школа духовного делания забывается настолько, что когда Паисий Величковский в начале XIX в. восстановит школу и учредит старчество, то последнее будет встречено с недоверием и опасением, как неслыханное новшество» 34 . В дальнейшей истории России XVII век – это время смуты и раскола. Начало следующего, XVIII века, оборачивается для монашества гонениями. Закончилась эпоха сотрудничества Церкви и государства под знаком симфонии. Укрепляется государственная власть, целью которой под влиянием западного гуманизма становится всеобщее благо. Петр I вводит церковное управление по протестантскому образцу, в результате которого духовенство становится «служилым классом, выполняющим одну из функций государственных «на благо и на пользу общую» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Преподобный Арсений Коневский из Новгорода ушел на Афон, где много трудился. Прозорливый игумен Иоанн благословил Арсения снова идти в Россию и основать обитель и при этом дал двойную икону Спаса и Богородицы. Была основана Арсением Коневская обитель, где было утверждено древнее благочестие. Почил он 12/25 июня 1447 года. Преподобный Нектарий жил под покровом Богоматери. На Афоне принял иноческий постриг и жил в послушании у прозорливого старца Филофея. Трудился в подвигах молитвы с прп. Дионисием. 5/18 декабря 1500 года предал дух свой. Преподобный Феофан жил в обители Дохиарской и подвизался в иноческих трудах. Он был игуменом и мудро управлял обителью. Ревнуя о благочестии, прп. Феофан основал две обители и сиял для братии светом благочестия. Совершал знамения и чудеса. Память его празднуется 19 августа/1 сентября. Преподобный Филофей Карейский за высокую чистоту своей жизни сподобился от Бога дара прозорливости. Преподобный Нил Сорский долго жил на Афоне, где познал тайну умного делания, безмолвия и скитского трезвения. Потом на реке Сорке основал первый русский скит по подобию афонских, в месте диком и пустынном. Прп. Нил оставил нам устав скитского жития, отображающий устав прп. Пахомия Великого . Почил 7/20 апреля 1508 года. Преподобномученик Иаков и ученики его святые Иаков и Дионисий. Иаков ушел на Афон и жил в Дохиаре, а затем в подвигах в Иверском скиту. Он получил от Бога дар прозорливости и чудес и восходил к таинствам Божественных созерцаний. Прмчч. Иаков и его два ученика были замучены султаном и приняли венец страдальческий 1/14 ноября 1520 года. Над гробами мучеников близ Адрианополя бывает виден свет и совершается множество исцелений от мощей. Преподобномученик Макарий жил сначала на Афоне и был учеником прп. Нифонта. Когда он пришел в Солунь, то за исповедание Христа турки-мусульмане били его палками и кололи кинжалами, а затем ввергли в темницу. Здесь они пытались увлечь его в исламизм, но прп. Макарий мужественно славил Господа, и турки после многих мучений отсекли прмч. Макарию честную его главу 14/27 сентября 1527 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И с таким намерением приступи к обучению умному деланию и внимай прилежно, сколько раз ежедневно, вопреки своему намерению, ты преступишь заповеди и сколькими грехами, страстьми и злыми помыслами будешь уязвлен. Возьми себе в пример и ту вдовицу, которая день и ночь припадала к судье, и начни взывать ко Христу ежечасно, за каждую заповедь, тобой нарушенную, и за всякую страсть и злой помысл, какими ты побеждаешься. Возьми ко всему этому доброго советника, Свящ. Писание. И, пробыв некоторое время в таких благочестивых занятиях, прииди и преподай мне, что увидишь в душе твоей. Разве и сам ты не признаешь как невозможную вещь достигнуть такого внимания лишь внешним молением, помимо единого умного делания? Ибо оно одно обучает своего делателя таковым таинствам и возвещает душе его, что, оставляя многое псалмопение, каноны и тропари и все усердие обращая на умную молитву, он не погубляет своего правила, но, напротив, умножает его. И как закон имел силу и намерение приводить всех ко Христу, хотя через это он как бы и умалялся сам, так и многое пение отсылает делателя к умной молитве, а не простирается на всю монашескую жизнь. Да и самый опыт такового (пения) учит человека, когда он, молясь, чувствует некоторую преграду между собою и Богом, как бы медную стену, по пророку, не позволяющую уму его ясно взирать к Богу в молитве, ни сосредоточивать внимания в сердце, в котором вместились все силы душевные и источник помыслов добрых и злых... 1 Прп. Нил Сорский , русский подвижник XV в. несколько лет странствовавший по Востоку, по афонским и константинопольским монастырям, возвратившись в Россию, явился здесь насадителем умного делания и скитского монашеского жительства в духе строгого нестяжательства. Он написал книгу об умном делании «Предание учеником своим о жительстве скитском», которая рекомендуется наставниками умной молитвы как необходимое пособие для новоначальных. Написана она по-церковнославянски, но имеется подробное ее изложение на русском языке: Еп. Иустин. Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни. М., 1902. Читать далее Источник: Что такое молитва Иисусова по преданию православной веры : беседы инока-старца с мирским иереем, вызванные «Сборником о молитве Иисусовой». – Сердоболь : Издание Валаамского монастыря, 1938. – 559, с. : ил.; 23 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010