133 « Да в теж времена старцы Звенигородский князь Дионисий, да Нил Полев, Иосифы постриженнки, жили в пустынях на Беле озере»... Старец Дионисий, заметивши между пустынниками ересь, «прислал к Иосифу старца Серапиона Крестечника, а в ней написано, что у пустынников видел ересь. Иосиф прочел грамоту, да послал ту грамоту к Ростовскому Архиепископу Вассиану, понеже в его Архиепископьи. А в те времена Вассьян Архиепископ на Москве был. И Вассиян Архиепископ подал ту грамоту вел. князю. И князь великий ту грамоту показал старцу Вассьяну Косому и рек ему: добро ли чинят твои пустынники? и Вассиян рек великому князю: та, де, Государь, грамота писана вся лукавством, а вся солгана. Вопроси, де, Государь, попа (на которого был донос). И князь великий велел поставить попа, да вопросит поп. И поп сказал так, как в грамоте написано. И старец Вассьян князь попа попросил на пытку, и попа пытали, и ногу изломали, и поп умер, а не сговорил; и князь великий ополевся на старца, на князя Дионисия, да и на старца Нила, глаголяще: сами де меж себя бранятся, и меня греха доставили. Да велел князь великий старца Дионисия, да с ним Нила старца взяти в Кириллов монастырь и пустыни их велел сжечь». Др. Вивл. ч. XVI, 423, Твор. Отцев ч. IX, кн. 135 «Предание Нила Сор. ученикам о жительстве скитском». 1849 г. Москва. Предисловие стр. XXVIII. 136 Обзор Дух. Лит. Арх. Филарета, стр. 167. Слова эти взяты из одного жизнеописания Пр. Нила. В этом жизнеописании собор 1500 г. не справедливо смешивается с собором 1503 г. На последнем соборе решались вопросы об улучшении нравственности духовенства, а не материального быта. 138 Не многие летописцы упоминают об этом соборе и списки соборного представления, посланного к Иоанну III, чрезвычайно редки. Об одном из них упомянул Карамзин и привел его в сокращенном виде в своей истории (т. VI, изд. 2, пр. 662: в Синодальной Библ. ркп. в четверку, под 79 стр. 31). В первый раз в полном виде, этот акт напечатан в 1847 г. в Чт. Общ. Истории и древн. Российских. По своей важности и редкости он заслуживает того, чтобы привести его сполна: «В царство вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

При И. мон-рь совершил 21 покупку и произвел 10 обменов земель ( Зимин. 1977. С. 172-173). В церковном отношении Иосифов мон-рь принадлежал к Новгородской архиепископии. Свт. Геннадий (Гонзов) , архиеп. Новгородский, оказывал покровительство мон-рю и пожаловал ему в виде вкладов более 200 р., колокол за 100 р. и с. Мечевское (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 182, 210; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря. 2004. С. 160; Титов. 1906. 14). В дальнейшем архиеп. Геннадий предоставил И. право получать все церковные доходы в Волоцком княжестве в пользу монастыря ( Белокуров. 1903. С. 32). На первом этапе братию обители составили монахи, пришедшие из Пафнутиева мон-ря, и постриженики из числа небогатых волоцких вотчинников. И. постригал также людей низкого социального происхождения («от простой чади») (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 468, 497-498; Белокуров. 1903. С. 24, 29) и даже беглых холопов. В Посланиях князю о постригшемся «человеке» он отстаивал право каждого выбирать свою судьбу. По мысли И., монашеский постриг освобождает от грехов, подобно 2-му крещению. Напротив, человек, «святый образ иночествующий отложивый, не имат части с веръными, но во отвергшихся веры причитается чин и муку» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 146). Согласно правилам Иосифова монастыря, монаху, оставившему монастырь, но покаявшемуся, полагалась епитимия в течение 6 или 10 лет (РГБ. Вол. 542. Л. 110). И. охотно принимал пострижеников из др. мон-рей, о чем позднее с негодованием писал Новгородский архиеп. Серапион (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 332). При жизни И. в его мон-ре проживали бывш. игумены Саввина Сторожевского монастыря Иоасаф и Каллист (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 489; АФЗХ. 1956. Вып. 2. 10, 72; Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 240). К нач. XVI в. в монастыре появились постриженики из числа приближенных волоцкого князя: дети боярские кн. Андрей Голенин, кн. Даниил (Лупа) Звенигородский, Нил (Полев), Андрей Невежа Квашнин, Павел Голова, Петр Тютчев, Иона Голова Пушечников и др.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Н. и др. Идентификация мощей прп. Иосифа Волоцкого//Прп. Иосиф Волоцкий и основанная им обитель. 2008. С. 124)). Преподобный переживал несправедливые нападки и клевету Вассиана (Патрикеева): «И нецыи неправе смысляще, во много время при животе отца хулами облыгаху и многи беды подвизахуся ему навести» ( Досифей (Топорков). 1865. С. 179). После того как Вассиан стал «великим временным человеком» при дворе Василия III, И. было запрещено письменно или устно выступать против него (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 228). Когда монахи Нил (Полев) и Дионисий Звенигородский обнаружили «великую ересь» у белозерских пустынников и сообщили об этом И., тот «послал ту грамоту к Ростовъскому архиепископу Васьяну, понежь в его архиепископьи. А в та времена Васьян архиепископ на Москве был. И Васьян архиепискуп ту грамоту подал великому князю». Василий III показал ее Вассиану (Патрикееву). Стараниями Вассиана дело закончилось разорением пустыней Нила и Дионисия и ссылкой монахов в Кириллов Белозерский мон-рь (Там же. С. 368). Видимо, под влиянием Вассиана (Патрикеева) Василий III повелел митр. Симону примириться с опальным архиеп. Серапионом и снять с него отлучение (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 538). Вероятно, тогда же вел. князь потребовал, чтобы И. «бил челом» архиепископу о прощении (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 229). 15 мая 1511 г. Серапион возвратился в Троице-Сергиев мон-рь, где был принят с почетом (ПСРЛ. Т. 24. С. 217; Житие Новгородского архиеп. Серапиона. 1965. С. 163). В «Житии прп. Иосифа, составленном неизвестным» ( Белокуров. 1903. С. 42), во 2-й редакции написанного еп. Саввой Жития ( Попов. 1914. С. 65-66), а также в Житии архиеп. Серапиона (Житие Новгородского архиеп. Серапиона. 1965. С. 164) сообщается о примирении И. и Серапиона. Перед кончиной И. принял схиму (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 492; Белокуров. 1903. С. 46), он преставился «сентября в 9 день въ 10 час нощи, на память святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, с суботы на неделю, на заутренней на 8 песнь» (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕФОДИЙ (Филимонович Максим; † нач. 1690), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, местоблюститель Западнорусской митрополии МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († не ранее 26.12. 1660), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь, располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_11.html

б) послания, касающиеся монашества и собственного монастыря Иосифа в) послания, содержащие в себе духовные наставления и советы мирянам 4. Писатели, бывшие или сторонниками преподобного Иосифа, или его противниками: а) Димитрий толмач: его послания и переводы с латинского б) старец Нил Полев: два письма его к старцу Герману в) князь-инок Вассиан Косой: его полемическое сочинение против преподобного Иосифа г) поп Георгий Скрипица: его «Написание» к Собору д) архиепископ Серапион: его послание к митрополиту Симону 5. Послания других писателей: а) митрополита Симона б) игумена Памфила в) преподобного Нила Сорского 6. Жития святых: а) преподобного Пафнутия Боровского, написанное архиепископом Вассианом б) преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, составленное митрополитом Спиридоном III. Духовная литература во дни Максима Грека и митрополита Даниила: 1. Максим Грек: его переводы и исправления книг 2. Его сочинения: а) догматико-полемические б) нравоучительные в) других родов г) суждение о Максиме Греке как писателе 3. Митрополит Даниил и его «Соборник» а) предисловие и состав «Соборника» б) первые четыре Слова «Соборника» в) три следующие Слова г) осьмое Слово д) пять следующих Слов е) три остальные Слова «Соборника» 4. Другой сборник сочинений Даниила: а) поучение к братии Иосифова монастыря б) послание в Волосов монастырь в) два послания к епископу г) девять посланий к неизвестным лицам 5. Сочинения Даниила, встречающиеся порознь в разных рукописях: а) два Слова б) четыре послания 6. Суждение о Данииле как писателе 7. Другие писатели того времени: а) монах Пахомий: житие ярославских князей Василия и Константина б) псковский старец Филофей: три его послания в) серб Лев Филолог черноризец: три его похвальные Слова IV. Духовная литература при митрополите Макарии и после него до конца настоящего периода: 1. Значение митрополита Макария как литературного деятеля 2. Его сочинения 3. Его Чети-Минеи 4. Его влияние на современную литературу; жития святых, написанные по его поручению, благословению и вообще под его влиянием:

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Выбор братии Волоколамского монастыря преемника Иосифу оказался вполне удачным для поддержания и дальнейшего развития идей его основателя. Даниил вышел во всех отношениях самым ревностным Иосифлянином. Время пребывания Даниила в Волоколамском монастыре было временем борьбы двух противоположных, течений русской мысли. Волоколамский монастырь, олицетворявший собою строго консервативное начало, втянут был в борьбу с современным критическим и еретическим движениями русской мысли, которая почти совпала с самым основанием монастыря и силою исторических, обстоятельств, сделалась прямым и необходимыми уделом для подвижников Волоколамской обители на очень долгое время. Не был чужд этой широко захватывавшей борьбы направлений Даниил и в то еще время, когда он принадлежал только к самым обыкновенным инокам. И тут-то он усвоил себе те принципы, за которые ратовал его учитель и которые сделались достоянием всей Волоколамской школы. Сделавшись игуменом монастыря Даниил унаследовал великую обязанность поддерживать и развивать его дух в одном известном направлении. Так он и делал. Просвещение, понимаемое в его консервативных принципах, продолжало развиваться в монастыре преп. Иосифа и при игуменстве Даниила, находя в нем самом своего ревнителя и покровителя. Получавшая свое начало при своем основателе, библиотека Волоколамского монастыря стала быстро возрастать и обогащаться, конечно, не без старания игумена. Личность Даниила получает здесь весьма важное значение не только для своего, но и для всего последующего времени в том отношении, что очень значительная часть книг Волоколамской библиотеки относится ко времени его игуменства. Как при Иосифе в Волоколамском монастыре существовала особая группа любителей книжного образования и переписчиков, во главе которой находился Герасим Черный 278 , точно также продолжала она существовать и развиваться и при Данииле. Во главе просвещенной части Волоколамском общины при Данииле стоял Нил Полев 279 . Как переписчик книг и как духовный писатель в это время известен был старец Фотий, строгий подвижник благочестия, имевший своих учеников 280 , Феодосии, в последствии архиепископ Новгородский и один из деятелей Стоглавого собора и очень много других.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

После собора 1504 года ересь жидовствующих перестала существовать открыто и потеряла свой первоначальный характер, – она стала вольномыслием – вольнодумством. К числу вольнодумцев нужно отнести тех, которые, по вышеприведенному нами указанию преп. Иосифа, не принимая учения еретиков, научились однако „укорять божественные писания, спорить о предметах веры и высказывать сомнение в них“. Вольнодумцы повинны были в вольных и резких выражениях о предметах веры, отвергали церковные постановления напр., соблюдение постов, резко отзывались о церковных порядках на Руси, высказывая свое недовольство ими, вооружались против привязанности русских к церковно-обрядовой внешности, не признавая со своей стороны за нею значения, высказывали сочувствие еретикам жидовствующим (показания Кирилловского игумена Симеона на допросе Артемия) и наконец унижали церковную иерархию. В своем учении они шли навстречу тем рационалистическим, протестантским идеям, которые около этого времени проникали к нам с запада. Вольномыслие распространялось по-преимуществу среди иноков заволжских монастырей 39 . Курбский прямо говорит, что вольномыслие находило большинство последователей среди заволжских старцев. „Митрополит же русский“, говорит он, „повелел оних ругателей 40 везде имати.... и где елико аще обретено их, везде имано и провожено до места главнаго московскаго, паче же от пустынь завольских“ 41 . Мы увидим ниже, что Матвей Башкин и Феодосий Косой развили свое учение в заволжских странах. Башкин на допросе показывал, что „заволжские старцы злобы его не хулили, но утверждали его в том“. Косой начал проповедовать свое учение уже после того, как побывал на Белом озере. Последователей себе они нашли в тех же заволжских странах: клирошане, приходившие для беседы к иноку Зиновию Отенскому , были выходцами из заволжских монастырей. Любопытное в том же отношении свидетельство мы находим и в письме о „нелюбках“ иноков Белозерского и Волоколамского монастырей. Старцы – Звенигородский князь Дионисий и Нил Полев, постриженники Иосифовы, жили на Белом озере, близ Кириллова монастыря. „Старец князь Дионисий Звенигородский прииде к пустыннику и узре у него крест под постелею, и прилучися в та времена с ним священник мирской. И паки во иное время, прииде к иноку пустыннику, а тот священник с ним же: аже тот пустынник держит у себя в руках книгу, а келья у него топится. И как зазрел старца Дионисия и тот пустынник книгу вкинув в печь и книга сгорела. И ту великую ересь видел старец Дионисий да и священник. И к Иосифу старец Дионисий прислал старца Серапиона крестечника с грамотою, а в ней написано, что у пустынников видел ересь“ 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В отличие от митр. Даниила и Нила (Полева) Д. был собирателем, но не переписчиком книг. Сборник, содержащий сочинения прп. Симеона Нового Богослова, для Д. переписал буд. митр. Даниил, Евангелие - буд. Суздальский еп. Симеон , Псалтирь с заставкой «в красках» и Требник - Иван Пищулин, Лествицу - Ефрем, тетрадь из сборника смешанного состава - дьяк Ф. Вараксин (ГИМ. Епарх. 348(502). Л. 326; КЦДР. С. 25, 29, 35, 73, 82, 184, 364). Ист.: Горский А. В. , прот. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского мон-рей в XVI в.: [Изд. ркп. письма XVI в.]//ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 506-507; Жмакин В. Нил (Полев)//ЖМНП. 1881. Т. 216. 8. С. 189-196; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 78-79. 121(459); С. 198. 177(557); Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113: Дополнительная опись к печ. описанию иером. Иосифа «Опись рукописей...» (М., 1882)/Рукописи обработаны Л. В. Тигановой, Н. Б. Тихомировым, Ю. А. Неволиным. М., 1972. 121(449). С. 69; 235(661). С. 153-154; Рукописные собрания Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 146; 1996. Вып. 3. С. 406; РИИР. Вып. 2. С. 42, 112; КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 10-12, 25-26, 29, 31, 34-35, 38, 62, 73, 80, 82-83, 85, 184, 207, 364, 366, 400. Лит.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 202-230; она же. Дионисий Звенигородский Лупа//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 191-192; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 72, 88, 114-115, 267-268; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: Очерки соц.-полит. истории. М., 1982. С. 205-207; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 108-109; он же. Избр. труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 334-335, 347. Примеч. 10; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Ист.-генеалогическое исслед. М., 1986. С. 39-44, 74, 75; Анхимюк Ю. В. Новообретенные рукописные книги из б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в.//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: Сб. докл. науч.-практ. конф., 30 окт. 1998 г. М., 1999. С. 74-76, 78-79.

http://pravenc.ru/text/178380.html

Ноябрь 6-й день. Святой Герман Казанский Блаженный Герман, в крещении Григорий, был из знаменитой фамилии Садыревых-Полевых, происходившей от князей Смоленских. В ранней юности постригся он в обители Иосифовой, где отличался строгой жизнью родной дядя его, Нил (в миру Никифор Васильевич Полев); там пользовался он наставлениями богомудрого страдальца Максима Грека и добродетельного игумена святого Гурия Руготина, впоследствии первого святителя Казанского, для которого трудился в списывании книг. Отец его, боярин Феодор, поступил также в Иосифову обитель и скончался здесь иноком с именем Филофея. Назначенный на игуменство в Старицкий монастырь, блаженный Герман настоятельствовал только два года; между прочим он здесь постриг в иночество Иова, будущего страдальца, – патриарха Всероссийского. Иов был и его преемником по настоятельству в Старицкой обители. Возвратившись в родную Волоколамскую обитель, он был вызван в Москву для увещания еретика Матфея Бакшина. В 1555 году святой Герман удалился на апостольские подвиги в Казань с наставником своим святым Гурием. Он устроил обитель иноческую в Свияжске, учил детей и усердно выполнял поручения святителя по епархии. Со своей стороны святой Гурий оказывал ему особенное доверие, поручив суду его все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь его освободил от своего суда. По переписке его со святым Гурием, построение монастыря производилось поденщиками, получавшими плату по денежке за день работы, и, однако, преподобный жаловался святителю, что цена работе очень высока. Это показывает, как дороги были тогда деньги! И доныне цела еще келлия в три аршина в квадрате, где святой Герман проводил время в молитве и трудах; она обращена в церковь . На этом нешироком пространстве помещалась и печка; окно одно, менее аршина в вышину. В переднем углу стояла икона Богоматери, и пред ней был фонарь из слюды. Иглы, нитки, наперсток, которые употреблял святитель при келейном занятии, остаются при его раке. Так была проста жизнь свияжского настоятеля, так был строг к себе преподобный!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Третьей «нелюбкой» назван спор между ними же по вопросу об отношении к раскаявшимся еретикам. Наконец, последней «нелюбкой» («и до сех мест»!) назван конфликт, произошедший около 15081509 гг. в заволжских пустынях между проживавшими там постриженниками Иосифа Нилом Полевым и князем-иноком Дионисием Звенигородским, с одной стороны, и заволжскими старцами, во главе которых опятьтаки назван Вассиан Патрикеев, – с другой. Как видим, начало спора отнесено к церковному собору 1503 г., а главным предметом назван вопрос об отношении к монастырскому землевладению. По жанру «Письмо» представляет собой рассказ, ведущийся от лица очевидца событий, который в ответ на конкретно заданный вопрос излагает основные вехи знаменитого спора между двумя авторитетными монастырями. Судя по дате списка и по тому факту, что в тексте упоминается о смерти Вассиана Патрикеева (1532 г.), «Письмо» было написано не ранее 1540х гг. В рассказе о «нелюбках» важная роль отведена Нилу Полеву и Дионисию Звенигородскому, однако рассказчик сообщает и неприглядные для их репутации факты. Нил Полев рассказывает о своем уходе из монастыря Иосифа в заволжские скиты без благословения учителя. Отношение влиятельных старцев Дионисия и Нила к рассказчику мы вправе определить как доверительное, предполагающее равноуважительные отношения. В конце «Письма» автор позволяет себе крайне рискованное замечание: «Иосиф все благочинье и благоговеиньство снимал с Кирилова монастыря, – и се ныне диявол мнением не смирну вражду положи меж таких светил!» Притом, что общий тон «Письма» по отношению к Иосифу и его монастырю неизменно уважительный, это замечание мог позволить себе только очень близкий Иосифу человек. «Письмо» содержится в сборнике, принадлежавшем известному книжнику, бывшему архимандриту Иосифо-Волоколамского монастыря Вассиану Кошке. В состав сборника входят Послания Иосифа Волоцкого и материалы о нем, в частности Житие, написанное Саввой Черным, «Волоколамский патерик» и «Надгробное слово Иосифу», составленное Досифеем Топорковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010