Нил Поленов , потомок князей Смоленских, служивший при дворе князя Волоцкого и потом Дмитровского князя Георгия, принял монашество в обители преп. Иосифа (рукоп. жит. Иосифа); но вскоре, по любви к отшельничеству, удалился к Сорскому для скитской жизни. Вражда, какую питал сильный инок, князь Вассиян, против учеников Иосифа по убеждениям относительно имений монастырских и других предметов, подвергала Нила и товарища его по пустыни Дионисия Звенигородского разным неприятностям. Дело доходило до того, что по приказанию великого князя скитские кельи Нила и Дионисия были сломаны, а Нила и Дионисия заставили жить в Кириллове монастыре. Это было около 1509 года. «Егда Дионисий старец, князь Звенигородский и старец Нил Полев были в Кирилове в опале: поведаша нам яко тогда в велицей нужди многи скорби претерпеша», пишет сочинитель письма о вражде. Во время этих то скорбей Нил писал и к старцу Герману два письма в защиту Иосифа и свою собственную. «Ты говоришь, писал Нил, что мы должны смириться и просить прощения у нашего архиепископа Серапиона... Но ты подумай, что дело делалось отцом нашим игуменом не в углу, а в столице – матери городов – пред патриаршеским престолом всей Русской митрополии... Если ты говоришь, что патриарх и весь собор из страха пред царем допустили слабость и неправо судили – ступай обличай царя и весь собор. Если ты, господин мой, домогаешься выгнать нас из этих святых мест: то когда с нами Бог , кто против нас?.. Мы оставили отечество свое, свою землю, по духу отца и братию и покой, и вместо Египта поселились в Белозерской стране, решась терпеть в незнаемой земле все скорби и беды от незнаемых людей. И теперь готовы мы терпеть, с упованием на Бога, если и больше того вооружитесь на нас. Видим и понимаем, что по этой то причине изтязываете вы отца нашего Геннадия, духовника нашего; ты говоришь ему: причастие твое – не в причастие им. Подумай, господин мой, какой огонь возжигаешь ты на главе своей: ты судишь священников, учишь их в таких вещах, о которых нам с тобою и говорить не следует...» Во втором письме, отвечая на извинения Германа, почувствовавшего свою несправедливости, прибавляет: «я пишу к тебе так строго по уважению к твоему духовному отцу и моему искреннему наставнику, к его жизни, подвигам, правой и чистой вере: не могу я терпеть ни от тебя, ни от твоих советников, подобного шипения (Прибавл. к твор. отц. X, 524–526).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Нил устройством скитскаго жития во внешнем и внутреннем его быту стал в разряд первых отцев Русской Церкви. Как преподобный Антоний Киевопечерский принес с Афона на Киевския горы чин и устав общежительнаго иноческаго жития: так преподобный Нил с Афона же принес чин и устав жит скитскаго в пустынныя Новгородския места. От обоих потекли источники того и другаго жития по всей России. У блаженнаго Нила, при жизни его, немало было учеников, в числе которых остались имена, принадлежащия сильным и великим мира сего. Кроме уже известных нам Кассияна и Иннокентия, боярскаго рода, учениками его были: князь Вассиан Косой, племянник Темнаго, который, против своей воли, пострижен был в Кириллове, по распоряжению великаго князя Иоанна, и этим только, при участии и ходатайстве митрополита, спас жизнь свою от смерти. На безмолвии же с князем в скитах жили еще два именитых инока из монастыря Иосифа Волоколамскаго: Дионисий, князь 3венигородский и Нил Полев-из дома Смоленских князей. Оба эти лица славились строгостью жизни. Первый же из учеников и впоследствии сотрудник преподобнаго Нила, Иннокентий, с благословения и по прямому внушению старца своего, отправился в пределы Вологодские и там на речке Нурме, в 12-ти верстах от Грязовца, основал особую общежительную обитель, в честь пророка и Предтечи Господня Иоанна, в дремучем лесу Комельском. Впрочем, самая церковь для монастыря построена уже после смерти Иннокентия, который в духовном завещании своем написал касательно сего следующее: " Если Бог благоволит быть церкви в пустыне нашей, то пусть устроют ее - во имя святаго, великаго Иоанна Предтечи, на празднование третьяго обретения честныя главы его (25 мая) сей бо есть великий Иоанн, наставник всем инокам пустынножителем " . Преподобный Нил предсказал в будущем славу его обители, которая должна была процвести общежитием. Иннокентий отошел ко Господу после 1508 года, когда устав преп. Нила сделался уже известным, но самого достоблаженнаго старца не было в живых. Умирая, Иннокентий завещал братии, - как увидим ниже, приводя свидетельства по другому случаю, - во всем следовать уставу преподобнаго Нила. Думают, и мы считаем это несомненным, - что третье послание отправлено Нилом к Иннокентию в новоустроенную обитель.

http://isihazm.ru/1/?id=522

Тропарь пр. Аркадию Новоторжскому, глас 4-й: «От духовного наставника отца преподобного Ефрема наставляем, послушания добрый рачителю, отче Аркадие, от мирского мятежа удалился еси, и инок быв изрядный, добрым подвигом ревнуяй, от Христа Бога приял еси венец славы небесные: и ныне, вкупе с преподобным отцем Ефремом у престола Вышнего предстоя, о нас молися: избавитися нам от всех бед и скорбей и спастися душам нашим». 31. Святой Герман, архиепископ Казанский Св. Герман, в мире Григорий (в честь св. Григория Декаполита 20 декабря), родом из г. Старицы Тверской губернии («Старицкая заря» в надгробном слове); отец его Феодор Афанасиевич Полев-Садырев происходил из рода Смоленских князей. С ранней юности Герман был пострижен в монашество в обители пр. Иосифа Волоцкого (в г. Волоколамске), где в то время подвизался родной его дед, строгий аскет Нил (в мире Никифор Полев) и другие его родственники (Серапион и Симеон Полевы). В той же обители проживал невинный страдалец за книжное исправление Максим Грек , который, вероятно, имел благотворное влияние на Германа в развитии в нём особенной любви к просвещению и списыванию богослужебных книг и свято-отеческих творений (так известны списанные им в Волоцкой обители «Богородичник», Евангелие и др.). Но самое благотворное влияние на духовное развитие оказывал настоятель монастыря (с 1543 по 1552 г.), св. Гурий (Руготин), впоследствии первый Казанский архиепископ и просветитель Казанской области. Впоследствии и отец св. Германа Феодор в этой же обители поступил в монашество, с именем Филофея, и был известен по благочестию и твёрдости в православии; Грозный царь Иоанн вызывал его в Москву для увещания еретика Матфея. – Слава о подвижнической жизни и духовной мудрости Германа дошла и до родного города, – и братия Успенского в Старице монастыря в 1550 г. избрали его себе в настоятеля. Кроткий и смиренный Герман со слезами отказывался от предложенной чести, но братия победили смирение его и Тверской архиепископ Акакий в 1551 г. рукоположил Германа в священный сан и возвёл его в архимандриты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

47 Преп. Кирилл Новоезерский (?–4 февр. 1532 г.) – постриженник Корнилиево-Комельского монастыря, основатель монастыря на Новом озере в 20 верстах от г. Белозерска. 48 Геннадиева, или Корнилиева пустынь недалеко от г. Любима на оз. Сурском основана учеником преп. Корнилия Комельского Геннадием (ум. 23 января 1565г.). 49 Преп. Филипп Иранский (память 14 ноября) – постриженник преп. Корнилия, основатель Троицкой Иранской пустыни (1517 г.) близ р. Ирапы (ныне недалеко от г. Череповца). Преп. Иродион Илоезерский (?–28 сент. 1541 г.) – основатель Никольской Озадской пустыни (1537 г.) на Илоозере близ Белозерска. Преп. Зосима Ворбоэомский (?–4 апр. 1550 г.) – основатель Ворбозомского монастыря близ Белозерска. Преп. Даниил Шужгорский (память 21 сентября) – основатель Данилова Преображенского монастыря на Шужгорской горе в 50 верстах от г. Белозерска. 50 Вассиан Патрикеев, в миру князь Василий Иванович Патрикеев (ок. 1470 – после 1531 г.) – выдающийся русский публицист, идеолог нестяжателей. В 1499 г. был пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Нил Полев, в миру Никифор Васильевич Полев, и Дионисий Звенигородский, в миру Даниил (ум. в 1538 г.) – монахи Иосифе-Волоколамского монастыря. Были посланы Иосифом Волоцким в Белозерские земли, где основали свои пустыни. Некоторое время жили под надзором в Кирилло-Белоэерском монастыре (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 120–123, 191– 192; Ч. 2. С. 128–131). 51 По другим данным Досифей был хиротонисан в ростовские архиепископы в 1539 г. (см.: Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) монастыря Новгородской епархии. М., 1897. С. 124). 52 Василий II поехал в Троице-Сергиев монастырь в начале февраля 1446 г., где был схвачен и в ночь с 13 на 14 февраля в Москве ослеплен, после чего получил прозвище «Темный». Освобожден Дмитрием Шемякою в Угличе 15 сентября 1446 г. и отправлен в Вологду. Игумены Кирилло-Белозерского монастыря Трифон и Ферапонтова монастыря Мартиниан сняли клятву с Василия Темного, данную им Шемяке, «не искать» великого княжения. 25 декабря 1446 г. отряды Василия Темного вошли в Москву. Василий II вновь стал великим князем. В 1448 г. за эти заслуги великий князь поставил Мартиниана игуменом Троице-Сер-гиева, а Трифона – архимандритом придворного Новоспасского (в Кремле) монастырей. Трифоном была подписана духовная грамота (завещание) Василия Темного в 1462 г. (см.: Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 255–259, 321, Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 117).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

преподобный Нил Сорский (1433–1508) Нравственно-аскетические труды Собрание сочинений преподобный Нил Сорский Старец, духовный наставник, один из основоположников скитского подвижничества на Руси. Предварительные сведения О раннем периоде жизни святого Нила Сорского известно немного. Родился он в 1433 году. Согласно его собственному признанию, он был поселянином и невеждой. Возможно, это связано с тем, что его родители были простыми сельскими жителями. Однако, такая оценка могла быть озвучена им и в связи с глубочайшим чувством смирения. Обширность связей святого со многими знатными людьми и высокая образованность дают повод думать, что он всё же имел боярское происхождение. В круг его учеников входили: князь Вассиан Косой, Дионисий, Нил Полев (принадлежавший к роду Смоленских князей) и другие известные лица. Согласно свидетельству одного из современников Нила Сорского, в миру тот имел прозвание Майков. Монашество Иноческая жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он учился навыкам аскетической жизни под руководством строгого и опытного подвижника, старца Паисия Ярославова. Здесь он трудился, предавался молитве и послушанию, бдению и постам. Прожив какой-то период в монастыре, он вместе с учеником, монахом Иннокентием (принадлежавшим к боярскому роду Охлебининых) решился путешествовать по святым местам. Достигнув Афона, пробыл там достаточно долгое время, перенимая опыт местных отцов, возрастая возрастом духовным, изучая правила пустынножительства, трезвения, духовного созерцания. Одним из его излюбленных занятий было изучение Священного Писания, жизни и творений святых отцов Церкви. Пребывая на Святой Горе, Нил Сорский приобщился к уединенному жительству, полюбил священное Христа ради безмолвие. Возвратившись на Русь, он не стал жить в Белозерской обители, а выбрав безлюдное болотистое место неподалеку, приблизительно в 15 верстах от монастыря, на реке Сорке, воздвиг там крест, вырыл колодец, основал келью, часовню, предался аскетическим подвигам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/

На боковом поле Нил отметил сначала: «Зр[и]> > , а затем на нижнем поле записал: страшно зело» (там же, л. 64). И дальше, где говорится о страсти «любостареи- шинства» и ее наказании, Нил написал: зело страшно» (там же, л. 72). Значком «Зр» Нил Сорский обратил внимание читателя и на то место Жития Илариона Великого, где говорится, что Иларион, избегая почета, и в поисках места для безмолвия, «хотяше въ страны ити, идеже живяху и не христианъ» (там же, л. 78 об.), а значком «3» — на рассказ о настолько нестяжательном «чюдном жительстве» святого, что даже разбойники, ничего у него не найдя, прониклись к нему уважением (там же, л. 40 об.). Судя по этим пометам, Нила Сорского во время создания Соборников больше всего волновали темы нестяжательности и не — «любостарейшинства» монахов. Рассмотрим две другие рукописи с почерком, атрибутируемым Нилу Сорскому . Сборник ГИМ, Епарх., 349/509, имеет на верхней крышке приклеенную бумажку с надписью почерком XVI в.: «Ниль Завол(ж)ский». На обороте последнего, 195–го, листа книги запись: инока Нила пустыника заволъжьского». Слово могло употребляться в древней Руси и как «сочинение », и как «письмо» (значение «почерк», «письмо» это слово, как мы помним, имеет в предисловии Гурия Тушина к Ниловым Четьям–Минеям, где в одном случае оно написано как а в другом — во втором томе — как В данном случае слово может с успехом быть понято и так, и так. На лл. 9–83 мы находим Предание и Устав Нила Сорского, а на лл. 6 - 15 об. и 110–178 об. — почерк Нила Сорского и филигрань «пасхальный агнец». Рукой Нила Сорского написаньг здесь, следовательно, конец «Предания уставом иже в внешней стране пребывающим иноком, рекше скитяном», начало его собственного Предания и выписки из книг Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, Иоанна Златоуста, патриарха Никифора, Аввы Дорофея, Василия Великого и др. На верхнем поле л. 9, где начинается Предание, Нил Полев бледной киноварью написал: «Зачало списаниемъ отца Нила » (см. илл. 13). «Списанием», очевидно, здесь надо понимать как «сочинениям».

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

По этому письму видно, между прочим, и то, что путь жизни, из­бранный Нилом, изумлял собою современников. Да и подлинно было чему изумляться, особенно для слабых. Дико, мрачно, пустынно место, которое избрал для скита своего преподобный Нил. Это не местность Афонская, где столько красот природы, где воздух живительный, плоды роскошные. Речка Сорка, передавшая свое имя русскому угоднику Божиему, похожа более на болото, чем на текущую реку, чуть тянется вниз; вся местность скита низменная и болотистая. И здесь-то подвизался рус­ский отшельник. Еще целы прудок, выкопанный преподобным Нилом, и его трудов – колодезь с превкусною водою, которую употребляют для исцеления 548 . Еще цела одежда Нила; волосья ее колются, как иглы. Все скитское общество преподобного состояло из иеромонаха, диакона и 12 старцев 549 . В число их явились из Иосифова монастыря Дионисий из князей Звенигородских и Нил Полев – потомок князей Смоленских. Первый из них, когда жил в Иосифове, «в хлебопекарне работал за двух и к тому же пел 77 псалмов и творил по 3 000 поясных поклонов каждый день. Но, полюбив уединение, просился и получил благословление идти к отцу Нилу, который тогда сиял, как светило, в пустыни на Белоозере». Так говорит современник 550 . Для нужд братьев преподобный Нил устроил на речке небольшую мельницу. Когда решились построить храм, надобно было предпринять много работ. На почве болотистой надлежало сде­лать высокие насыпи для храма, тем более, что здесь же надлежало быть и братской усыпальнице. Руками святого старца и его скитников насыпан был высокий холм для храма и усыпальницы. Каждая келлия поставлена на возвышении и каждая от другой и от храма на расстоянии брошен­ного камня. Скитники собирались в храм свой, по примеру восточных, только по субботам, воскресеньям и праздникам: в прочие дни каждый молился и трудился в своей келлие. Всенощная скитская продолжалась во всю ночь, в полном смысла слова: за каждою кафизмою предлагалось по три и четыре чтения из отцов. Во время Литургии пели только три- святую песнь, аллилуйя, херувимскую и достойно; все прочее читалось протяжно, нараспев. В субботу приходили в братскую усыпальницу, где совершалась панихида за упокой усопших. Таков церковный устав Нила 551 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121660_74.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН НИКОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Вологодской и Тотемской епархии, существовало в 1921 - кон. 1923 г.; 2. Великоустюжской и Усть-Вымской епархии, существовало в 1924-1933 гг. (с перерывами) НИКОМИДИЯ античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. НИКОН (Бессонов (Безсонов) Николай (Микола) Николаевич; 1868 (по др. данным, 1871) - 1919), бывш. еп. Енисейский и Красноярский НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОПСИЯ [Никопсис], античный и визант. город на сев.-вост. берегу Чёрного м., центр архиепископии Зихия К-польской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии

http://pravenc.ru/rubrics/121236_183.htm...

326/346. Л. 216 об.)». Но оснований считать, что Нил Сорский — автор этого периода в седьмом Слове «Просветителя», а не только его переписчик, нет. Да и что это за «божественные правила», осуждающие иконоборца на смерть и на вечное проклятие? Переводчик на современный русский язык Слов в защиту икон Иосифа Волоцкого иеродиакон Роман (А. Г. Там- берг), видимо, таких «правил» не нашел и перевел эти слова как «по Божественному правосудию». Мы знаем, что иконоборцы расправлялись так с иконопочитателями, но чтобы иконопочитатели с иконоборцами, — как будто, не знаем. Да и Нил Сорский в своих сочинениях обычно указывает, что или кого он имеет в виду, цитирует или пересказывает. Это — не его стиль и дух; несомненно же — Иосифа Волоцкого. А кроме того, хорошо известно мнение Нилова ученика Вассиана Патрикеева о недопустимости смертной казни еретиков, и — что и другой Нилов ученик, Герман (очевидно, Подольный), был противником осуждения еретиков, ибо из адресованного ему второго послания Нила Полева следует, что он говорил, что «судити не подобает никого — ни верни, ни неверни, но подобает молитися о них, а в заточения не посылати» (Нил Полев решительно не был с этим согласен). Такой же, мне представляется, должна была быть и позиция учителя Вассиана и Германа, кроткого, но твердого в своей кротости Нила Сорского. В этом «нестяжатели» тоже вернулись именно к «золотому веку» русской духовности, конкретнее — ко взглядам, выраженным в первой трети XV в. митрополитом всея Руси Фотием, — о недопустимости применения смертной казни к еретикам: «…кровь и смерть да не будуть на таковых…» (тогда это были предшественники «жидовская мудрствующих» — стригольники). Известны также написанные рукой самого Нила Сорского конец «Предания уставом иже в внешней стране пребывающим иноком», начало его собственного Предания, выписки из книг Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, Иоанна Златоуста, патриарха Никифора, Аввы Дорофея, Василия Великого и др. (ГИМ, Епархиальное собр., 349/509, лл. 6–15 об., 110–178 об.).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010