Сухумский. 1906 – еп. Орловский и Севский. 1908 – еп. Кишиневский и Хотинский, 1912 – архиеп. 1914 – архиеп. Тверской и Кашинский. Осенью 1917 по требованию епарх. съезда отправлен на покой. Член Собора 19171918 гг. по должности. 1918 – митр. Варшавский, выехать для управления епархией не смог в связи с отказом польских властей выдать въездную визу. 19211928 – аресты и ссылки. 19281933 – митр. Ленинградский и Гдовский. 19331937 – на покое. Расстрелян в поселке Бутово Московской обл. Канонизирован в 1997 (Обзор I. 373374). 1019 Лукьянов Сергей Михайлович (23.08.185502.09.1935). В 1879 окончил Медико-хирургическую академию. 1883 – д-р мед., приват-доц. Военно-медицинской академии. 1886 – проф. 1894 – директор Института экспериментальной медицины. 1905 – сенатор. 1906 – член Государственного совета. 19091911 – обер-прокурор Синода. С 1918 препод. института усовершенствования врачей. 1919 – проф. пединститута дошкольного образования. 1919 – арестован. 1920 – освобожден; проф. Государственного клинического института усовершенствования врачей. С 1930 – академик, пенсионер (Кривошеева. Дума. 483) 1028 Нил (Исакович ; 179921.06.1874). Окончил Могилевскую ДС, в 1825 – Петербургскую духовную академию, иеромонах, инсп. Черниговской ДС. 1828 – бакалавр, инсп. КДА. 1830 – архимандрит, ректор Ярославской ДС. 1835 – еп. Вятский и Слободской. За два года присоединил к Православной Церкви более 6 тыс. старообрядцев. 1838 – еп. Иркутский и Нерчинский. Активно занимался миссионерской деятельностью, перевел на монгольский язык Евангелие (частично), Служебник, Часослов, чинопоследования литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению. 1840 – архиеп. В 1845 основал Нилову мужскую пустынь. 1853 – архиеп. Ярославский и Ростовский (Русское православие). 1049 Лапин Павел Дмитриевич (ок. 1878?). 1902 – окончил КазДА. 1903 – препод. Курской ДС. 1905 – препод. Казанской ДС. 1910 – магистр богосл. 1911 – доц. КазДА. 1914 –экстраорд. проф. Член Собора 19171918 гг. по избранию от КазДА. Избран в члены ВЦС (Обзор I. 319). 1053 Полянский Иван Васильевич (1898/991956/57). С 1921 в органах ВЧК. 19261930 – пом. нач. 6 отделения секретного отдела ОГПУ, ведавшего церковными вопросами; 19301935 – нач. отделения (с 1931 – 3 отделение СО ОГПУ, с 1934 – НКВД). 19351944 – в управлении НКВД по Ленинградской обл. 19441956 – пред. Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров (с 1946 – Совете министров) СССР. 1947 – уволен в действ. резерв органов госбезопасности (Одинцов. 519; Демидова). Читать далее Источник: Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом)/Александр Кравецкий. - Москва : Культурный центр " Духовная б-ка " , cop. 2012. - 711 с. (Серия: Церковные реформы). (Дискуссии в Православной российской Церкви начала XX века. Поместный собор 1917-1918 гг. и предсоборный период). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Скончался великий старец-иерарх в 1926 г. в Подмосковье, в 90-летнем возрасте, удостоенный незадолго до смерти титула митрополита Алтайского. В 50-х гг. его гробница была перенесена в храм во имя Всех святых в земле Российской Просиявших под Успенским собором Троице-Сергиевой лавры. К концу столетия Алтайская миссия имела до 70 церквей и молитвенных домов, 3 монастыря, 48 школ. В 1880 г. из Алтайской миссии выделена была Киргизская миссия с центром в Семипалатинске. В Енисейской епархии с успехом проповедовала христианскую веру язычникам-хакасам Минусинская миссия. На севере Сибири в Тобольской епархии подвизались миссионеры из Обдорской, Кондинской, Сургутской и Туру ханской миссий, в Туркестане была устроена Семиреченская миссия в городе Верном (ныне Алма-Ата). В Восточной Сибири иркутский архиерей Михаил (Бурдуков) в 1814 г. открыл Забайкальскую миссию для бурят. В этой Миссии трудились знаток бурятского языка священник Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Деятельным проповедником и просветителем язычников был архиепископ Иркутский Нил (Исакович) , занимавший кафедру в 1838–1853 гг. Он много путешествовал по бурятским селениям и считается в науке первым русским исследователем буддизма. Его сподвижником по переводу Священного Писания на бурятский язык стал Николай Нилов-Доржеев, по происхождению монгол и до крещения ламаист. Он уверовал во Христа в Даурии после видения Креста на небе. Став миссионером, Николай Нилов-Доржеев принял священный сан, до конца жизни он переводил священные и богослужебные книги на бурятский язык. Еще в конце 18 столетия апостольская проповедь русских миссионеров достигла Нового Света – Америки. По ходатайству основателя Американской компании Шелехова на Алеутские острова было послано 8 валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Миссия обосновалась на острове Кадьяк. Монахи построили храм и начали проповедовать Евангелие алеутам и крестить их. Архимандрит Иоасаф в одном из писем писал: «1794 г., сентября с 24 живу на острове Кадьяк. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил да более 2000 браков обвенчал, построили церковь , а время позволит – сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать». Один из миссионеров, иеромонах Макарий, после того как все жители Кадьяка были крещены, отправился на остров Уналашку, а иеромонах Ювеналий перебрался на Аляску и проповедовал там, пока не принял мученическую кончину от рук язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Гродно. Церковь Марфы на православном кладбище. Церковь. Действует.   Престолы: Марфы Год постройки:1848. Адрес: Беларусь, Гродненская область, г. Гродно, ул. Пригородная, д. 1 Координаты: 53.671153, 23.842023 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя преподобной Марфы На кладбище по ул. Антонова, около рынка, известного каждому гродненцу, находится старая церковь, история которой - создание и возрождение - необыкновенны. " Здесь покоится прах Священницы Марфы Исаковичей, матери архиепископа Иркутского и Якутского и Кавалера Нила, скончавшейся 4-го мая 1846 года, имевшей от роду 74-е года, в память коей последним воздвигнут сей храм в 1848-м году " - повествует надпись на мемориальной плите в алтаре церкви. В 1848 году на деньги архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Нила и при содействии директора гродненской гимназии И. Борковского на православном кладбище при Софийском соборе была построена церковь во имя преподобной Марфы. В 1866 году епископ Брестский Игнатий обратился к губернатору Гродненскому с просьбой оказать содействие в реконструкции старой каменной церкви, которая " по наружности не имеет вида Православного храма и по внутреннему устройству весьма бедна, а по объему своему до того тесна, что затрудняет как священнослужителей, так и мирян, особенно при отпевании " . В связи с реконструкцией был выполнен проект " на расширение и благовидное наружное устройство сей церкви, на каковый предмет по сметному исчислению потребуется 1650 рублей " . Устроитель церкви на кладбище, в это время Ярославский архиепископ, Нил пожертвовал на реконструкцию 300 рублей. В 1867 году составлены были план и сметы на перестройку кладбищенской церкви. Подрядчиками строительства выступили прусский подданный Карл Кельм и Бернард Гениуш. Для осуществления работ и контроля за ними был создан специальный комитет, и к 1868 году реконструкция кладбищенской церкви во имя преподобной Марфы была завершена. Многие годы церковь была действующей, в ней совершалось Богослужение. В советские времена церковь была закрыта и пришла в разрушение.

http://sobory.ru/article/?object=03896

Литературная производительность их была весьма разнообразна. После первого, кроме проповедей, остались в печати: 1) История Русской церкви в 5 выпусках и сокращение ее в одной книжке; 2) Историческое учение об отцах церкви в 3 частях (1859); 3) Обзор русской духовной литературы в 2 частях (1859); 4) Исторический обзор песнопевцев Греческой церкви (1860); 5) Русские святые в 12 книжках с ученой обработкой их житий (1861-1865); 6) Святые подвижницы восточной церкви; 7) Историко-статистическое описание Харьковской епархии (1852-1858); 8) так же Черниговской (1861-1873); 9) Объяснение на послание к Галатам (1862); 10) Учение евангелиста Иоанна о Слове (1869); 11) Система догматики (1864). Митрополит Макарий, кроме слов и речей, напечатал: Историю Киевской академии, Историю русского раскола старообрядства (1855), Введение в православное богословие и полную систему догматического богословия (1847-1852) — труд совершеннейший из всех, какие до него являлись, и сокращенное руководство для семинарии (1868), Историю христианства в России до святого Владимира и Историю Русской церкви в 12 томах, составившую крупную эпоху в разработке этой науки. Из других архипастырей, современников этих самых главных ученых сил в русской иерархии, выдавались своими учеными трудами Нил Исакович Иркутский и Ярославский (из Петербургской академии, † 1874), монголовед, автор ученого исследования о буддизме, оказавший большие услуги христианскому просвещению сибирских инородцев переводами на монгольский язык богослужебных книг; Платон Фивейский († 1877), автор нравственного богословия, которое долго было учебником в семинариях (с 1854 г. до выхода руководства прот.  С. Солярского 1860-1864); Иоанн Соколов Смоленский († 1869), доктор богословия, канонист, автор «Опыта церковного законоведения» и многих статей по этой науке, кроме того, известный церковный оратор — в конце 1850-х гг., во время своего ректорства в Казанской академии, он первый осмелился касаться вопросов общественной жизни с церковной кафедры и сделался, можно сказать, основателем этого нового общественного рода церковной проповеди за последнее время; другой известный канонист несколько позднейшего времени Алексий Литовский († 1890), еще во время своего профессорства в Московской академии оказавший важные услуги церкви разработкой вопроса о церковном суде в противодействие предполагавшейся в 1870-х гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Георгий Орлов 1894–1898. Никодим Преображенский 1898. Мефодий Герасимов 1898. Имеретинская, учр. в 1821 г. 24 Кафедра в Кутаисе Епископы Имеретинские: Софроний князь Цулукидзе 1821–1842. Архп. Давид кн. Церетелли 1843–1856. Митр. Евфимий кн. Цулукидзе 1853–1860. Герман Гогола-Швили 1856–1860. Гавриил Кикодзе 1860–1896. Виссарион кн. Дадиани 1898–1900. Леонид Окропиридзе 1900–1908. Георгий Аладов 1908. Иркутская 25 Кафедра в Иркутске Епископы Иркутские и Нерчинские: Варлаам Косовский 1706–1714. Игнатий Смола 1721. Св. Иннокентий Кульчицкий 1727–1731. Иннокентий Неронович 1732–1746. Софроний Кристалевский 1753–1771. Михаил Миткевич 1772 – 1789. Вениамин Багрянский 1789–1814. Архиепископы (с 1826 г.): Михаил Бурдуков 1814–1830. Еп. до 1826. Ириней Несторович (серб) 1830–1831. Мелетий Леонтович 1831–1835. Иннокентий Александров 1835–1838. Еп. Нил Исакович 1838–1853. Еп. до 1840. Афанасий Соколов 1853–1856. Евсевий Орлинский 1856–1860. Еп. до 1858. Парфений Попов 1860–1873. Еп. до 1863. Вениамин Благонравов 1873–1892. Еп. до 1878. Тихон (Троицкий) Донебин 1892–1894. Иркутские и Верхоленские: Тихон (Троицкий) Донебин 1894–1911. Серафим Мещеряков 1911. Киренское викариатство, учр. в 1883 г. Епископы (в Иркутске): Макарий Дарский 1883–1889. Агафангел Преображенский 1889–1893. Никодим Преображенский 1893–1896. Евсевий Никольский 1896–1897. Никанор Надежлин 1897–1898. Филарет Никольский 1898–1904. Владимир Филантропов 1904–1908. Иоанн Смирнов 1908. Казанская, учр. в 1555 г. Кафедра в Казани Архиепископы, Казанские и Свияжские: Св. Гурий Руготин 1555–1563. Св. Герман Садырев-Полев 1564–1667. Лаврентий 1568–1574. Вассиан 1575. Тихон Хворостинин 1575–1576. Иеремия 1576–1581. Косма 1581–1588. Тихон 1583–1589. Митр. с 1589. Митрополиты Казанские и Свияжские: Гермоген 1589–1606. Ефрем 1606–1613. Матвей 1615–1646. Симеон (серб) 1646–1649. Корнилий 1650–1656. Лавректий 1657–1672. Корнилий 1673–1674. Иоасаф 1674–1686. Адриан 1686–1690. Маркелл (серб) 1690–1698. Тихон Воинов 1699–1724. Сильвестр Холмский 1725–1731. Архп. до 1727.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

К кон. XVIII в. 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Вятская и Слободская епархия Вятская и Слободская епархия В 1723 г. при вятском архиерейском доме открылась недолго просуществовавшая начальная школа. В 1735 г. еп. Лаврентий (Горка) учредил славяно-лат. школу, в к-рую были зачислены ок. 400 мальчиков из семей священнослужителей и посадских людей, в школе преподавали студенты Киево-Могилянской академии. Еп. Лаврентий способствовал просвещению вятского духовенства, не допускал неграмотных ставленников к рукоположению, в дек. 1735 г. издал указ, направленный против обычая нек-рых священников, приобщавших младенцев и иногда взрослых вместо Тела и Крови Христовой агиасмой (богоявленской водой). В 1744 г. школа переместилась в Трифонов мон-рь, стала 6-классной, в 1752 г. сгорела. В 1758 г. открылась Вятская ДС, размещавшаяся первоначально в Трифоновом мон-ре, с 1795 г.- в специально построенных корпусах на архиерейской даче, в это время в семинарии обучалось более 700 чел. На Кунгуре и в Соликамске действовали приготовительные школы для поступления в семинарию. В 1760-1772 гг., при еп. Варфоломее (Любарском) , в Хлынове были построены кафедральный собор во имя Св. Троицы с колокольней и трапезной и архиерейский дом. В ходе секуляризации церковных имуществ в 1764 г. В. е. была причислена к 3-му классу, в епархии закрыли 12 мон-рей. По благословению еп. Амвросия (Рождественского-Вещезерова) открылись уездные и приходские духовные уч-ща в Вятке (1818), Сарапуле (1819) и Яранске (1822), был расписан кафедральный Свято-Троицкий собор, в к-ром установили новый иконостас. Имп. Александр I Павлович во время посещения Вятки в 1824 г. наградил еп. Павла драгоценной панагией. Еп. Нил (Исакович) много внимания уделял утверждению в епархии единоверия , освятил единоверческие церкви в Сарапуле, Омутнинском Заводе, с. Перевозном и починке Шаба. Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) При еп. Неофите (Соснине) в Глазове, Елабуге и Сарапуле в 1843-1850 гг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

В период своего расцвета церковная мемуаристка развивалась не только в центральной России, в ее важнейших религиозных центрах, но и в провинции, и, прежде всего, в Сибири. Мемуары священнослужителей-сибиряков заслуживают особого внимания. Служители православной церкви играли первостепенную роль в культурном развитии региона, фактически лишенного дворянства. И потому мемуары, а также другие сочинения духовенства, тесно связанные с развитием церковной публицистики, были одним из важных факторов, формировавших не только религиозные взгляды сибиряков, но и их историческое самосознание и даже литературные вкусы. Основной формой церковного служения на границах империи было миссионерство, требующее постоянных перемещений. Этим объясняется тот факт, что одним из ведущих жанров сибирской духовной мемуаристики стали дневники и путевые заметки. Эти тексты, помимо поднимаемых в них религиозных вопросов, содержали ценные географические, краеведческие и исторические сведения о Сибири; не случайно многие священники были корреспондентами Русского Географического Общества, активно публиковавшего их записки. В настоящей книге переизданы путевые дневники Георгия Добросердова, в 30-е годы XIX века священника Иркутской Преображенской церкви, а в последующем Самарского и Астраханского архиепископа Герасима, прославленного в лике сибирских святых 2 . Первый дневник повествует о миссионерской поездке по Иркутской епархии тогда еще семинариста Георгия Добросердова; во втором рассказывается о путешествии овдовевшего священника Добросердова из Иркутска в Санкт-Петербург с целью обучения в С.-Петербургской Духовной Академии и, возможно, принятия монашеского пострига. Предполагается, что эта книга станет первым выпуском серии, в которой выйдут мемуарные сочинения нескольких священнослужителей-иркутян, современников архиепископа Герасима: воспоминания прот. Прокопия Громова о преосв. Иннокентии (Вениаминове) , путевые заметки архиепископа Нила (Исаковича) и собственноручная автобиография архиепископа Вениамина (Благонравова) . Выбор этих текстов не случаен. Созданные в середине и во второй половине XIX века, в период наивысшего расцвета церковной мемуарной литературы талантливыми авторами, написанные в разных мемуарных жанрах эти сочинения, на наш взгляд, способны достаточно полно представить сибирскую церковную мемуаристику в разнообразии ее форм и в то же время в присущем ей духовном единстве. Их авторы, связанные с Иркутском рождением или служением, сыграли значительную роль в истории епархии: преосв. Нил и преосв. Вениамин прославились как выдающиеся миссионеры; прот. Прокопий Громов был первым редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», оставил фундаментальные труды по истории Иркутской и Камчатской епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

В 1824 году на пустынника наткнулись охотники, а вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Пустынь стали посещать как живущие неподалеку староверы, так и именитые граждане из Кяхты. Молитвами Василия Надежина, трудами и средствами первых паломников была сооружена часовня, закуплены колокола, приобретены богослужебные книги. Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. 5 октября 1828 года по предписанию владыки Михаила (Бурдукова), епископа Иркутского, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг Василия Надежина в монахи с наречением имени Варлаам – в честь святого Варлаама Печерского. Незадолго до пострига игуменья Казанского монастыря Елпидифора через письмо наставляла: «Знаю с начала Вашего бытия, сколь много было Вам терпения, но Вы все претерпели ради Бога и угодников. Мужайся и крепися!.. Бог Вас призывает к ангельскому образу. Надо благодарить Бога и радоваться сему подвигу. Но кто ж похвалится быть достойным сему игу? Никто. Господь призывает нас из небытия в бытие. Но вот – это совершенный есть подвиг». Владыка Михаил, видя духовную силу монаха Варлаама, благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании»: соорудить в скиту храм, руководить собранной братией, проводить миссионерскую работу среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения. Светоч Православия на земле Забайкальской Чикойские горы В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи. Об учреждении Чикойского скита сообщили «Московские ведомости», и потекли пожертвования на строительство храма. Жертвовали и многочисленные паломники, благоволили и Иркутские преосвященные. Особо почитал старца Варлаама и его скит архиепископ Нил (Исакович), который неоднократно посещал Чикойскую пустынь. Он исходатайствовал на устройство Чикойской обители у Святейшего Синода три тысячи рублей и сам руководил планировкой и застройкой «Забайкальского Афона». Архиепископом Нилом Варлаам был возведен в сан игумена.

http://pravoslavie.ru/4081.html

Посеянные пламенным проповедником, семена Христова учения принесли сторичный плод: созданная им Алтайская миссия к 1914 г. состояла из 604 сотрудников, имела 30 миссионерских станов, 104 храма и молитвенных дома, 4 монастыря, 82 школы, 2 женских общины, 3 женских прихода и объединяла около 70 тыс. христиан. В 1865 г. начало совершаться богослужение на алтайском языке, а в 1874 г. Святейший Синод разрешил Алтайской миссии иметь собственную типографию и печатать в ней переводы и сочинения на алтайском языке. Наивысшего расцвета Алтайская миссия достигла при епископе Макарии (Невском; с 1891 г. — архиепископ Томский, в 1912—1917 гг — митрополит Московский; 1921). В 1855 г. по окончании курса Тобольской Духовной Семинарии он поступил на службу в Алтайскую миссию и в течение 28 лет подвизался в святом деле духовного просвещения, пройдя все должности от учителя до начальника миссии. Алтайская миссия послужила образцом при устройстве подобных миссий в Восточной и Западной Сибири. В 1882 г. из Алтайской миссии выделилась Киргизская с центром в Семипалатинске. Почти одновременно с Алтайской возникли Обдорская и Кондинская миссии (1844 г.), в 1850 — Туруханская, затем Сургутовская, Минусинская (1867 г.) и Семипалатинская (1868 г.). В Енисейском крае не было специально организованных миссий и проповедь среди язычников вели священники так называемых миссионерских приходов. На юге Енисейской губернии у ненцев, эвенков и якутов было около 14 таких приходов, охватывавших очень большие территории. Священникам приходилось преодолевать расстояния в тысячи километров, чтобы посетить свою паству. В 1814 г. епископ Иркутский Михаил (Бурундуков) основал Забайкальскую миссию среди бурят. В состав этой миссии вошли большой знаток бурятского языка священник Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Ревностным проповедником и просветителем язычников был архиепископ Иркутский Нил (Исакович; 1838—1853). Он много путешествовал по дальневосточным окраинам страны и считается первым русским исследователем буддизма. Сподвижником архиепископа Нила по переводу Священного Писания на бурятский язык стал Николай Нилов-Доржеев, монгол и до Крещения — ревностный ламаист. Побуждением к принятию им христианства послужило чудесное видение Святого Креста над небом Даурии. Николай Нилов-Доржеев стал ревностным миссионером, принял священный сан и до конца своей жизни переводил Священные и богослужебные книги на бурятский язык.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

Но избави Бог, если моя неспособность сделается виной важных упущений, от которых произойдет вред для церкви и ее иерархии! В этом все мое беспокойство, опасение, мучительная тревога души! – И однако – буди воля Господня! Я не вторгался во двор овечий, не лазил инуде, не искал, не просил, не знал, как совершился выбор и пал на меня этот тяжелый, несчастный жребий» 59 . И в другом месте: «Не даром иеромонах Голосеевской пустыни Моисей 60 сказал: «Петербургский митрополит тот же мученик» 61 . Так говорило в высокопреосвященном Исидоре его глубокое смирение и послушание. Но Господь, возносящий смиренных, лучше всего знал сердце своего избранника и его способность быть на высоте своего нового положения. Замечательно, что еще в 1825 году одно незначительное, по-видимому, обстоятельство как бы предуказывало то, что совершилось в 1860 году. В означенном 1825 году обряд пострижения преосвященного Исидора в монашество совершал ректор С.-Петербургской Духовной Академии, что впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский, Григорий. Вместе с Исидором, в то время Яковом Сергеевичем Никольским, постригли еще пять человек его товарищей, именно раньше упомянутые Евгений (Добротворский), Афанасий (Соколов), Елпидифор (Бенедиктов), Нил (Исакович) и еще не упомянутый нами Стефан (Зелятров), скончавшийся в сане архимандрита Мценского монастыря. Преосвященный Григорий вышел на амвон для раздачи свеч новопостриженным инокам. Иеродьякон подал большую свечу преосвященному ректору и затем стал подавать ему же малые свечи для благословения ими иноков-студентов. Инок Исидор подошёл последним и для него почему-то свечей не достало. Заметив это, преосвященный Григорий отдал свою большую свечу и ею благословил его. В виду этого обстоятельства, по окончании обряда пострижения, товарищи в шутку говорили Исидору: «быть тебе архиереем» 62 . Но это предзнаменование оправдалось даже в большей мере, чем предполагали. Инок Исидор не только удостоился архиерейского сана, но и упредил всех своих товарищей по курсу и монашеству в получении епископства; мало того, даже сам того не ожидая и не желая, сделался приемником преосвященного Григория в великом звании и служении первенствующего члена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010