Архиепископ Нил часто прибегает, например, к такому, берущему основание еще в Библии , стилистическому приему, как парабола, цель которой – в непосредственных впечатлениях и образах действительности обнаруживать нравственные или духовные параллели. Так, вид горы белого сыпучего песка наталкивает архиеп. Нила на такие размышления: «Нет сомнения, что гора эта юнее красноцветной своей соседки. Но последняя, хотя и преклонивши чело свое над Леною, стоит, но стоит недвижимо. Напротив, песчаная масса сползает в реку и, обмеляя ее, сама низится с каждым годом. Подобное видим и в мире нравственном. Кто живет во вред другим, не может не вредить и себе. Ибо известно, что a vitiis in prava, a pravis in praecipitia pervenitur – порок сперва вредит, потом к погибели приводит» (92). В этом смысле стиль преосв. Нила может быть сопоставлен со стилем святителя Тихона Задонского , чье знаменитое «Сокровище духовное от мира собираемое» практически полностью выстроено на подобных сопоставлениях: «Когда солнце зайдет, ночь и тьма бывает. Тогда люди не видят ничего, не отличают одной вещи от другой, и ходят, как слепые, в ров падают, и не знают, как уклониться от вреда. Таково состояние тех душ, в которых свет Христов не воссиял!» или «Дети от отца рождаются. Так и христиане, люди обновленные и сыновья Божий по благодати, рождаются от Бога» [ Тихон Задонский Т.2. 2003:18]. Следует признать, что «Записки», в которых научные статьи соединяются с лирическими медитациями, несколько эклектичны по стилю. Но эта эклектика опять-таки является практически нормой для жанра путешествия. Однако, несмотря на пестроту стиля, повествование в книге архиеп. Нила строится не хаотично. Внешний сюжет предопределен продвижением автора в глубь Сибири: сначала от Вятки до Иркутска, а затем по реке Лене до Якутска и обратно и посещением лежащих по дороге селений и храмов. В повествовании можно выделить отдельные завершенные эпизоды: беседы с инородцами или описания происшествий на пути (например, кораблекрушения, чуть не приведшего к трагедии).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Моисей Платонов, бывший здешний воспитанник 1 курса; инспектором – магистр, иером. Мелетий Леонтович, из здешних бакалавров; на философский класс – магистр И. М. Скворцов, ныне доктор богословия, ордин. профессор академии и университета св. Владимира и кафедральный протоиерей в Киеве; на общую словесность – магистр П. Соколов, из воспитанников III курса; на общую историю – кандидат Г. Огиевский, бывший здешний воспитанник 1-го курса, из бакалавров Московской академии; на математику – С. Колеров, III курса; скончался протоиереем и ректором училищ в Кашине (Тверской епархии); на еврейский язык – А. Максимович, II курса. С началом второго курса, на убылые наставнические места опять определены четыре воспитанника здешней академии: двое из кончивших курс в 1821 г. и двое из прежних III курса, именно: магистр Я. Крышинский, на класс общей словесности и французского языка: скончался орд. профессором в 1836 г.; маг. С. Гуляев, на класс математики и еврейского языка: с 1828 г. орд. профессор; маг. А. Пушнов, на класс церковного красноречия и греческого языка: с 1828 г. орд. профессор по классу языков; маг. И. Орлов, на класс общей гражд. истории: впоследствии был орд. профессором Церковной истории. В 1825 г. из воспитанников С.-Петербургской академии определен на класс греческого языка – маг. А. Колоколов. Наконец из восьми ректоров Киевской академии, со времени ее преобразования до настоящего времени, четыре получили высшее образование в С.-Петербургской Дух. Академии, именно: Моисей Платонов, Мелетий Леонтович, Смарагд Крыжановский, и Иеремия Соловьев; из одиннадцати инспекторов семь – бывшие воспитанники С.-Петербургской академии: Мелетий Леонтович, Смарагд Крыжановский, Нил Исакович , Иеремия Соловьев , Иоанникий Горский, Даниил Мусатов (скончался ректором Екатеринославской семинарии) и Леонтий Лебединский (ныне ректор Владимирской семинарии). В Московскую Дух. Академию, в разные годы, поступили из здешней академии: И. Загорский (ныне протоиерей в Москве), Е. В. Амфитеатров , ныне ордин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С.В. Мельникова Миссионер, ученый, философ, поэт: образ автора-путешественника в «путевых записках» архиеп. Нила (Исаковича) Источник Архиепископ Нил (Исакович) в литературоведении известен прежде всего как прототип главного героя рассказа Н. С. Лескова «На краю света». Настоящая статья – это попытка представить архиеп. Нила вне лесковского контекста, как самобытного духовного писателя середины XIX в. В центре внимания – автобиографические «Путевые записки» архиеп. Нила о Сибири. Это произведение – одно из лучших описаний Восточной Сибири того времени, сопоставимое с шедеврами жанра путевых заметок. Его адресат не только духовенство, но и светский читатель. Акцент в анализе произведения делается на образе автора-путешественника, чья многогранность и широта взглядов свидетельствует не только о личном таланте автора, но и о высоком образовательном и культурном уровне православного духовенства в целом. В качестве одного из самых продуктивных жанров документальной литературы можно назвать жанр путевых записок, или путешествия. Причины его продуктивности заключаются, прежде всего, в своего рода «демократичности» (любой человек, совершивший путешествие, может стать автором записок о нем), а также в привлекательной гибкости формы (описание путешествия допустимо в виде заметок, записок, дневника, очерка, писем и т.п.) и, наконец, в возможности воплощения самых разнообразных (познавательных, художественных, публицистических) задач в пределах одного текста. Не удивительно, что границы жанра до сих пор не определены и вызывают споры 1 . Этот жанр начинает формироваться в конце XVIII в. и максимальной популярности достигает к середине XIX столетия. Среди наиболее известных отечественных «путешествий» такие разные сочинения, как «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина , «Путешествие вокруг света...» И. Ф. Крузенштерна, «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова, «Странник» А. Ф. Вельтмана, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевского и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

архиепископ Нил (Исакович) (1799–21.06.1874) архиепископ Нил (Исакович) Архиепископ Ярославский и Ростовский. Миссионер Сибири, духовный писатель, храмоздатель. Биография В миру - Исакович Николай Феодорович, родился в городе Могилеве в семье священника. Обучался в Могилевской семинарии. В 1821 году поступил в Петербургскую академию. 22 августа 1825 года, по окончании курса академии, пострижен в монашество, 27 августа рукоположен во иеродиакона, 29 августа - во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской семинарии. С 8 мая 1828 года - бакалавр и инспектор Киевской академии. 2 сентября 1830 года назначен ректором Ярославской семинарии, в 12 октября возведен в сан архимандрита. 8 декабря 1835 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности обратил в Православие до 40 тысяч человек. 23 апреля 1838 года переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру. 13 апреля 1840 года возведен в сан архиепископа. С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности. Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей. Преосвященный Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/

Одно из выдающихся произведений церковной путевой литературы середины XIX столетия – «Путевые записки» о Сибири преосв. Нила (Николая Исаковича) 2 . Имя архиепископа Нила (Исаковича) в литературоведении известно преимущественно благодаря Н. С. Лескову, который называет его прототипом главного героя своего «миссионерского» рассказа «На краю света» 3 . Обстоятельства духовного служения архиеп. Нила действительно во многом совпадают с описанными в рассказе 4 . Как и лесковский рассказчик, Нил «довольно молодым человеком был поставлен во епископы в весьма отдаленную сибирскую епархию» [Лесков Т.1. 1989:339], а именно обширнейшую Иркутскую епархию, охватывавшую в 40-х гг. XIX в. всю Восточную Сибирь, Якутию и Дальний Восток, вплоть до Камчатки и побережья Аляски и населенную полудикими и разрозненными племенами, с которыми Нил, как миссионер, вынужден был вступать в непосредственный контакт. Как и герой рассказа Лескова, архиеп. Нил совершает многочисленные поездки в «степь». Одна из таких поездок, наиболее продолжительная и опасная, по дикой в те времена реке Лене, и составляет основное содержание «Записок». Сибирь в сознании европейца XIX в. воспринималась как качественно иное, отличное от России во всех смыслах – географическом, экономико-политическом, историческом, национальном и ментальном – пространство. В итоге сформировался даже не образ Сибири, а ее мифологема, причем двойственная. С одной стороны, Сибирь представлялась как неизведанная страна сказочных природных богатств и неограниченных человеческих возможностей и свободы; с другой – как окраина империи, «край света», пространство вечного холода и «тюрьма без решеток», возникал, по сути, инфернальный хронотоп. «Божественный промысл, призвавший меня на чреду пастырского служения, указал мне поприще деятельности в дальних окраинах обширного отечества нашего. От берегов Волжских до Ангары, и от Лены до Нерчи, Шилки, Онона и Аргуни, был я странником и тружеником. К местностям сим относятся записки. Издавая их в свет, не восписую им хвалы, и всю речь о них ограничиваю словами: librum lectori dedico – книгу читателю посвящаю» (1) – такое вступление архиеп. Нил предпосылает своим «Запискам». В нем он дает вполне традиционное определение Сибири – «дальняя окраина», выделяющее как основную ее характеристику удаленность от центра, а значит, цивилизации, а также обозначает и свое место в ней – место «пастыря, странника и труженика». Можно сказать, что все эти роли будут реализованы Нилом в его записках, что и определит их внутренний сюжет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Нил (Исакович), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Ок. 1870 г. (Исакович Николай Федорович; 9.12.1796 (по др. сведениям, 9.12.1798 или 9.12.1799), с. Орехи Оршанского у. Могилёвской губ.- 21.06. 1874, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника Николаевской ц. (отец скончался до рождения сына) и его жены Марфы Ивановны (в 1848 над могилой матери в Гродно Н. установил ц. во имя прп. Марфы). Н. Ф. Исакович обучался в Оршанском ДУ и Могилёвской ДС. В 1821 г., как лучший ученик, был направлен в СПбДА. 22 авг. 1825 г. вместе с товарищами по курсу Яковом Никольским (впосл. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский митр. митр. Исидор ) и Андреем Соколовым (впосл. Казанский и Свияжский архиеп. Афанасий ) ректором еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Н. Ф. Исакович был пострижен в монашество с именем Нил в честь прп. Нила Столобенского. По словам Н., на исповеди накануне пострига духовник-схимник назвал его «диаволом» за то, что Н. вошел в келию духовника, не прочитав перед дверью положенной молитвы, и за то, что крестился и одновременно кланялся: «Зачем ломаешь крест Христов? Ты должен сначала положить на себя крест, а потом уже сделать поклон» ( Самчевский. 1894. С. 99). 27 авг. того же года Н. был рукоположен во диакона, 29 авг.- во иерея. В 1825 г. окончил СПбДА старшим кандидатом с правом получения степени магистра по выслуге 2 лет в духовном ведомстве. 5 сент. того же года назначен инспектором Черниговской ДС и профессором философии (в те годы курс читали на лат. языке). 5 нояб. 1827 г. Н. был удостоен степени магистра богословия, получил золотой магистерский крест нового образца: «...вместо тернового венца на перекрестии лик Нерукотворного образа». В Чернигове особенно был дружен с профессором семинарии И. А. Самчевским, к-рого знал по учебе в академии и с к-рым «почти до конца жизни» состоял «в приятельской переписке». По отзыву Самчевского, «при отличных способностях» Н. «знал все предметы академического учения и в семинарии очень хорошо преподавал философию, и инспекторскую должность исполнял с достоинством» (Там же. С. 97).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Сильвестра//Ярославские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. 16. С. 127-128; Заслуги преосвященных: Ярославского Нила//Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода гр. Д. Толстого по ведомству правосл. исповедания за 1874 г. СПб., 1876. С. 3-6; Отзыв митр. Иннокентия о преосв. архиеп. Ниле Исааковиче//Ярославские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. 34. С. 272; Из Иркутских восп. о преосв. Ниле (Исаковиче)//Там же. 1880. 15. С. 115-118; Отъезд в 1853 г. высокопреосв. Нила из Иркутска в Ярославль//Там же. 1888. 23. Стб. 365-366; Струве Б. В. Восп. о Сибири: 1848-1854 г. СПб., 1889. С. 23-25, 173-174; Толстой М. В. Хранилище памяти моей: Нил, архиеп. Ярославский//ДЧ. 1891. Ч. 1. 4. С. 613-618; Самчевский И. А. Восп.: 1800-1886. К., 1894. С. 92, 97-99; Из писем к архиеп. Нилу: О С. А. Юрьевиче//РА. 1899. 12. С. 549-555; Родосский А. С. Биогр. словарь студентов первых 28 курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907. С. 315-316; Луппов П. Н. Обозрение Вятской епархии еп. Нилом в 1836 г.//Вятские ЕВ. 1908. Отд. неофиц. 31. С. 875-886; 32. С. 889-898; 33. С. 909-921; он же. То же: в 1837 г.//Там же. 1909. 8. С. 157-166; 9. С. 195-204; Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский мон-рь, что ныне Архиерейский дом. Ярославль, 1913; Анастасенко Г. Ф. Архиеп. Нил (Исакович) и его минералогическая колл.//Памятники науки и техники, 1990. М., 1992. С. 167-177; Ивановская О. Г. Архиеп. Нил (Н. Ф. Исакович) как ярославский краевед и обществ. деятель//Век нынешний… век минувший: Ист. альм. Ярославль, 2000. Вып. 2. С. 107-115; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. ХХ в.: Альбом. М., 2000; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Саймон К. Латинские цитаты в «Путевых записках» архиеп. Нила (Исааковича): Архиеп. Нил (Исаакович) и свт. Филарет (Дроздов)//Филаретовский альм. М., 2008. 4. С. 77-92; Мельникова С. В. Миссионер, ученый, философ, поэт: Образ автора-путешественника в «Путевых записках» архиеп. Нила (Исаковича)//Вестн.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

С. 81; 11. С. 89; 12. С. 97; 16. С. 128; Архангельский И., прот. Речь при гробе высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 214; он же. Речь над могилою архиеп. Нила на 40-й день по его кончине//Там же. 33. С. 257-258; [Архиеп. Ярославский и Ростовский Нил, † 21 июня 1874 г.]//Там же. 26. С. 201; 27. С. 209-210 (отд. изд.: Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский: Некр. Ярославль, 1874); Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский//Странник. 1874. 7. Отд. 2. С. 38-45; Духовное завещание почившего высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 16. С. 337-338; К некрологу высокопреосв. Нила//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 29. С. 231-232; Кончина и погребение высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//ХЧ. 1874. 7. С. 560-566; Орлов Д., свящ. О пособии духовенству Самарской епархии, страждущему от неурожая хлеба//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 2. С. 29-31; Распределение покойным преосв. Нилом своего имущества//ХЧ. 1874. 8/9. С. 884-887; Сперанский И., прот. Речь высокопреосв. Нилу, сказанная 7 апр. 1874 г. настоятелем ярославской Всехсвятской ц. после произведения его в сан протоиерея//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 30. С. 233-234; Тихвинский Н., прот. Речь, произнесенная при отпевании тела в Бозе почившего преосв. архиеп. Нила//Там же. 27. С. 215-216; он же. Слово - в 40-й день по кончине высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 32. С. 249-253; Троицкий И., прот. Слово при погребении высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 210-214; Церемониал погребения почившего в Бозе высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 28. С. 223-224; Лествицын В. И. Монгольские переводы архиеп. Нила//Ярославские ГВ. 1875. Ч. неофиц. 76. С. 5; Орлов В., свящ. Дни 2-4 июня 1861 г., проведенные покойным высокопреосв. Нилом, архиеп. Ярославским и Ростовским, в с. Воскресенском на Обноре Любимского у., где почивают мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Вышли в свет книги о выдающихся выпускниках СПбДА декабря 2015 Книги посвящены двум выпускникам Санкт-Петербургской духовной академии, ставшим в разные исторические эпохи архиереями и выдающимися учеными. Архиепископ Михаил (в миру Михаил Николаевич Мудьюгин, 1912-2000), в прошлом ректор Ленинградской духовной академии и ее многолетний профессор, епархиальный архиерей Астрахани, а затем Вологды, активный участник богословских собеседований с лютеранами разных стран, был широко известен как яркий проповедник, искренний христианин, высокообразованный и весьма незаурядный человек. Во второй половине ХХ века архиепископ Михаил был одним из самых известных архиереев Русской Православной Церкви, он сохранял широкий круг общения и активность до последних своих дней. Архиепископ Нил (в миру Николай Федорович Исакович, 1799-1874), выходец из духовного сословия, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. После епископской хиротонии поочередно занимал Вятскую, Иркутскую и Ярославскую кафедры. В Сибири владыка Нил занимался устроением церковной жизни и активной миссионерской деятельностью, итогом которой стало присоединение к Православной Церкви более 35 тысяч язычников и старообрядцев. Владыка Нил собрал в Сибири и завещал Санкт-Петербургскому университету минералогическую коллекцию, которую впоследствии академик Владимир Вернадский называл одним из драгоценнейших и лучших частных собраний в России. Архиепископ Нил был избран почетным членом Санкт-Петербургского и Казанского университетов, а также некоторых научных обществ Российской империи. Книги вышли в серии " Академия для всех " и рекомендуются широкому кругу читателей, интересующихся историей Русской Православной Церкви. Издание осуществлено при поддержке Международного грантового конкурса " Православная инициатива 2014/2015 " . ИА " Вода живая " - сайт СПбДА , 28.12.15 Поделиться 14 апреля 2024 12 апреля 2024 27 марта 2024 24 марта 2024 3 марта 2024 28 марта 2024 9 февраля 2024 16 декабря 2023 29 сентября 2023 16 июня 2023 26 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский (Исакович Николай Федорович) Родился в 1799 году в городе Могилеве в семье священника. Первоначально обучался в Могилевской духовной семинарии. В 1821 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 22 августа 1825 года, по окончании курса духовной академии, пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 29 августа – во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской духовной семинарии. С 8 мая 1828 года – бакалавр и инспектор Киевской духовной академии. 2 сентября 1830 года назначен ректором Ярославской духовной семинарии, а 12 октября возведен в сан архимандрита. 8 декабря 1835 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. 23 апреля 1838 года переведен епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским. 13 апреля 1840 года возведен в сан архиепископа. С 24 декабря 1853 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 21 июня 1874 года. Во время ремонтных работ в Иркутском Богоявленском соборе архиепископом Нилом были открыты и свидетельствованы нетленными мощи святого Софрония Иркутского († 1771; память 30 марта/12 апреля и 30 июня/13 июля). Преосвященный Нил – замечательный деятель-миссионер. Уже в годы ректорства в центре его богословских и церковно-практических интересов стоит проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России. С возведением в архиерейский сан стоявшие перед ним проблемы начали решаться. За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности он обратил в Православие до 40 тысяч человек. С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток. Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности. Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010