«Однажды любители чужого задумали ограбить старца, преподобного Нила Столобенского. Преподобный Нил, встретив разбойников, сказал, что все его сокровище в углу кельи, где у него стояла икона Пресвятой Богородицы. Злодеи ослепли и, ничего не видя, пали пред преподобным Нилом, прося у него прощения. Преподобный Нил вернул им зрение» 77 . И далее мы читаем: Мф.18:19 . «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Рассматриваемые стихи взаимосвязаны: прежде нам надо обличить, поправить, неправильно поступающих и сделать это как можно более деликатно; далее: восстановив мир, мы и получаем доступ к совершенной молитве. Ибо без мира с ближними (под которыми Евангелие научает нас иметь в виду всех людей) мы не сможем иметь мира и с Богом. Ибо мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам. Сказано: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ), то есть со своей стороны надо сделать все возможное для примирения. Но иногда нам бывает трудно примириться с другим человеком, и мы спешим обвинить его в нежелании примириться с нами. Но всегда ли это так? «Некий брат был в обиде на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к нему. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к некому старцу и рассказал ему о случившемся. Старец отвечал: “Посмотри, нет ли тому причины в твоем сердце? Не признаешь ли себя правым в своем сердце? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобой, положи в своем сердце, что ты виноват перед ним, и оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой”. Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними мир» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Он не имел в земле этой ни пяди земли, когда Господь сказал ему: 553 «Потомству твоему даю Я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», Под именем реки Египетской разумеется всегда Нил 554 , т.е. крайний восточный Пелузийский рукав его. Соломону несомненно в это время повиновались все кочевые племена, бродившие по пустыне между Идумеей и Египтом и признававшие власть сильнейшего из пограничных с ними властелинов. С другой стороны признавали власть Соломона и кочевые и полукочевые племена пустыни между Иорданом и Евфратом, так что он несомненно был господином всей земли между Евфратом и Нилом, или же, как иначе выражается псалом 71-й (ст. 8), пророчествующей о Соломоне: «Он будет обладать от моря до моря» 555 . Не только Емаф (Гамат), столица Целе-Сирии, принадлежала Соломону, но и целый ряд укреплений в Ливане и в пустыне простирались до Евфрата; и посреди этой цепи укрепленных мест, – как связующее звено, или главное сборное место войск, – был построен «город пальм», Фадмор, или Пальмира, в оазисе, лежащем посреди пустыни на восток от Дамаска 556 . «Падут пред ним жители пустынь», сказано в 9-м стихе 71-го псалма, и в 10-м стихе: «цари Аравии и Савы принесут ему дары». По-видимому в этих стихах рисуется подчинение Соломону жителей всех пустынь и с юга и с востока, которые примыкали к царству Соломона. Мы видели выше, что с Египтом Соломон находился не только в дружественных, но и в родственных отношениях 557 . Отношения эти были столь дружественны, что Фараон, по всей вероятности желая быть приятным Соломону, овладевает некоторыми городами, находившимися в руках врагов Соломона на границе земли Филистимской, и передает их в виде приданого за дочерью Соломону 558 . Это был важный шаг к приобретению для Соломона береговой полосы. С Египтом устанавливаются и постоянные торговые сношения. В особенности указывают книги Царств (3 Ц. IV, 26 и 2Nap. IX, 25 ) на торговлю лошадьми. Лошадь появляется в Египте относительно поздно, весьма вероятно введенная в Египет лишь Гиксосами, а на памятниках появляется лишь при XVIII-й династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Она, как кажется, названа у пророка Иезекииля 298 , но Библия не говорит ни об одном событии, которое было бы связано с этою равниною, как и вообще в ней очень редко упоминается о местностях, составлявших восточную часть владений Ога Васанского. Во времена римского владычества Хоранская равнина составляла особую область и эти времена, особенно с половины первого и до начала четвертого столетия христианской эры, были периодом ее наибольшего процветания. Но с IV в., вследствие постоянных набегов обитателей восточных пустынь, благосостояние ее стало приходить в упадок и она мало-помалу достигла, особенно под владычеством турок, крайне плачевного состояния, в каком находится и в настоящее время. Озера Святой Земли Моисей, изображая достоинства земли Обетованной перед народом Израильским, который намеревался вступить в эту землю, говорил между прочим: Господь, Бог твой ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор 299 . Земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою 300 . Таким образом, по словам великого вождя Израильская, Обетованная земля, как обильная водою, должна была далеко оставить за собою Египет. Египет – страна, не знающая дождей и орошаемая лишь Нилом, вода которого, во время разлива, разносится по стране при посредстве каналов. Чтобы воспользоваться нильскою водою для орошения возделываемых участков земли, необходимо прибегать, между прочим, к помощи водокачальных снарядов, приводимых в действие ногами. Не такова земля, составляющая наследие Израиля; она, по словам Моисея, напояется дождями, и Израилю предстояло встретить в ней обилие воды, то собранной в естественных водовместилищах, то протекающей по естественным руслам. Какою была Святая Земля относительно воды во времена Моисея и в последующие периоды истории еврейского народа, такою же, в сущности, остается она и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

После этого Иосиф поселил своего отца и братьев – в лучшей части земли Египетской, в самой плодородной земле, которая называлась Раамсес или Гесем. Земля эта находилась на восточной границе Египта. (А где, дети, Египет? Вызвать одну показать на карте), и простирается от Аравийской пустыни до реки Нила и до Средиземного моря. В этой земле были хорошие пастбища для скота, потому Иосиф и советовал своим братьям назваться пастухами, скотоводами, чтобы Фараон поселил их в этой плодородной земле. Да кроме того, земля Гесемская была отделена от остального Египта (рекою Нилом); в ней жили не одни Египтяне, а смешанно с иноземцами; Египтяне были язычники, и у них было распространено многобожие; они почитали различных животных (быков, мышей, кошек, крокодилов, змей и т. п.), и если бы Израильтяне поселились в самом Египте, то они могли легко заразиться их многобожием; а в земле Гесемской – многобожие не было так распространено, потому что здесь жили не одни Египтяне, а и переселенцы из других стран. Здесь Израильтяне жили спокойно и размножались, а Иосиф снабжал их хлебом и всем нужным; он особенно заботился о том, чтобы успокоить отца своего на старости. Точно также и каждый из нас, дети, должен заботиться о том, чтобы доставлять утешение своим родителям, особенно на старости их, за все те заботы, которыми они нас постоянно окружают и за все те огорчения, которые им нередко приходится пережить из-за нас. В Египте Иаков прожил счастливо и спокойно 17 лет. Когда ему исполнилось всего 147 лет и пришло время умереть, Иаков призвал Иосифа и сказал ему: «клянись мне, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; но вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице». Иосиф поклялся Иакову, что исполнит его желание. Перед смертью Иосиф привел к отцу своих двух сыновей: Манассию и Ефрема, чтобы Иаков благословил их. Когда они пришли, Иаков сказал Иосифу, что Бог Всемогущий явился ему в Лузе, в земле Ханаанской, и обещал произвести от него множество народов и дать потомству Иакова всю землю Ханаанскую во владение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его» ( Откр. 16:15 ). И в Евангелии слышим подобное же предостережение: «Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Лк. 12:39–40 ). Действительно, в который час никто из людей века сего не думает, не воображает, придет Сын Человеческий застать врасплох заблудшее человечество. Только что исцелились язвы общества, только что исчезли с лица земли обличители с их грозными карами на веселящихся и смеющихся над их предсказаниями и угрозами, только что прогресс сказал свое слово, и найдены все способы бороться и побеждать всякое возникающее зло, – будь то болезнь или даже смерть, – как внезапно «сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертания зверя и поклоняющихся образу его» ( Откр. 16:2 ). Где врачи и целители? Царство их, начавшееся в 19 веке, вдруг прекратилось. Они первые, как первые проповедники материализма, первые и подвергнутся этой беде, и не найдут в своих книгах и лекарствах помощи самим себе. Когда богоотступление достигнет своего крайнего предела во времена господства сына погибели, гнойная болезнь обрушится, как снег, на головы последних содомлян так же внезапно, как на первых, о которых сказано: «Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19:24 ). Во время язв египетских при фараоне, когда, по велению Божию (дабы смягчить упорство души фараона), Аарон ударил жезлом по воде речной, и вся вода превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела. То стали копать все Египтяне около реки, чтобы найти воду, только – неизвестно – нашли ли, ибо рука Божия посредством жезла Ааронова была простерта на все источники, озера и всякие вместилища вод, и даже вода, находившаяся в домах, в сосудах, одновременно с рекой Нилом превратилась в кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Этот покой верующего есть слава Господня, ибо этим покоем,-который есть отрешение от мира и плоти,-человек преобразуется из душевного в духовного человека 650 и готовится к жизни Ангельской. 11 . И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе и на островах моря. В предыдущем стихе пророк говорит об обращении язычников и после того в настоящем стихе о возврате „остатка народа Своего“. Слова эти освещаются светом позднейших событий во время основания христианской церкви, к которой во множестве примкнули сначала язычники, между тем как большая часть Иудеев не поверили Апостолам и все почти синагоги их по пути проповеди Апостола Павла отнеслись к ней крайне враждебно. Мы еще обратим внимание, что подобное перечисление у Исаии местностей, в которых, по его словам, будут жить рассеянные Израильтяне, мы находим во II главе Деяний Апостольских, как бы отвечающее фактом на произнесенное Исаией пророчество. Когда Исаия пророк говорил слова о рассеянии, то народ обетования жил еще в Палестине и царство Израильское не было еще разрушено: между тем Исаия видит народ 12 колен в отдаленных странах, и притом видит только остаток его 651 . Этот остаток и есть весь спасенный Израиль, о котором говорил Апостол Павел 652 . Географические имена достаточно известны: Хус есть Куш или Ефиопия; Патрос означает верхний Египет с Фивами; Елам – Сузиана; Сеннаар или „междуречие“ есть Месопотамия между Тигром и Евфратом; хотя может быть это есть указание на местность между белым и голубым Нилом в Судане 653 . Емаф город на Оронте означает Сирию. Что же касается до „островов моря“, то под этим выражением разумеют все страны, отделенные от Палестины Средиземным морем. По этому вопросу см. наши заметки в III т. Св. Летописи на Чис. 24о кораблях Киттим. Таким образом под островами разумеется весь Греко-Латинский мир, Испания и дальние берега Африки, где жили многие Израильтяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Онлайн сериалы: Белый воротничок и Близкие друзья 16.07.2014 г. « Белый воротничок » начинается с удачного побега редкостного пройдохи, заключенного Нила, которому кажется, что он обставил в своем побеге всё и вся и что теперь он, как минимум, Король Мира. Но не тут-то было, как чертик из табакерки выскакивает его заклятый враг, полицейский Питер. Ну и что теперь прикажете делать Питеру с этим Нилом? В очередной раз сажать в тюрьму, так тот в очередной раз сбежит из нее. И Питер придумывает нечто совершенно новое. Он вступает в творческий союз с Нилом по поимке опасной банды " белых воротничков " . Ведь кто, как ни пройдоха Нил поможет выследить и подсказать, как поймать опасную банду Питеру! Питер тоже не лыком шит, ведь он один из лучших полицейских. Недаром ведь он постоянно сцапывал Нила. Теперь убойной парочке предстоит масса приключений и колких монологов в адрес друг друга. Кроме главных героев, в сериале порадуют и второстепенные персонажи. Один из них - жена Питера, Элл, которую играет Тиффани Тиссен, идеальная жена для полицейского детектива! Не только накормит, приласкает и успокоит, но и даст парочку дельных советов, которые серьезно могут помочь ребятам в расследовании. Главные герои уже готовы к ловле самых опасных и хитрых преступников города. Хотите посмотреть на это? Тогда вперед, вместе с Нилом и Питером! Сериал «Близкие друзья» смело можно отнести к тем редким проектам, которые с каждым сезоном вызывают не скуку, а все больший интерес. Отдельным пунктом стоит отметить превосходную актерскую игру и работу сценаристов. Также впечатляют и весьма удачно выбранные саундтреки – создатели «Близких друзей» потрудились к каждому моменту подобрать соответствующую музыку, между делом, демонстрируя зрителям отличный музыкальный вкус. При просмотре сериала, довольно сложно не втянутся в мир, в котором живут главные герои этой истории. Сюжет строится вокруг парней, испытавших нетрадиционную любовь, однако все это преподнесено безо всякой пошлости, и перед зрителем приоткрывается занавес запретной для многих темы. Пожалуй, к особенностям проекта следует отнести непредсказуемые сюжетные линии и определенную бескомпромиссность в повествовании. Наблюдая за развитием сюжета, можно испытать целую гамму чувств – нередко моменты смеха приходят на смену грусти и сочувствию, и от этого история только выигрывает. В общем, проект получился довольно жизненным, и, наверное, трудно встретить зрителя, которого «Близкие друзья» оставят равнодушным. Каждая серия смотрится на одном дыхании, ну а финал и вовсе заставляет многое переосмыслить. [ главная библиотека новости родителям информация предложения ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/mix/045onser.htm

Канал Магмудье, соединяющий Александрию с Нилом, назван в честь султана, когда Мегмет-Али еще не восставал открыто против него. В середине ночи я был пробужден криками; ветер затих, арабы тянули (мою канджу гужом, поощряя друг друга пронзительным заунывным напевом, потрясавшим мои нервы, и твердя все одно и то же: «Тагаль Абу Салем!..» Приди, отец Салем, то есть на помощь; и так с помощью отца Салема мы прибыли еще часа за два до восхождения солнечного в местечко Эль-Атфе. Здесь канал соединяется посредством шлюзов с Нилом. Александрийские канджи доплывают только до этого места, и для продолжения плавания по Нилу здесь нанимаются большие суда, называемые дагабие. Канал Магмудье, соединивший Александрию с Нилом, принес большую пользу торговле, облегчив перевозку товаров, которые дотоль должны были подвергаться опасному плаванию морем вдоль низменного берега. Но этот канал затягивается осадкою Нила при отступлении воды после наводнения и в продолжение 7 месяцев ежегодно бывает уже неудобен для плавания близ реки. Нынешний год придумали, чтобы содержать небольшое течение на затянутой части, возвысить воду посредством тридцати горшечных колес, столь употребительных в Египте. Теперь занимаются новым чертежом канала. Песчаный берег при устье этого канала покрыт землянками бедных арабов. Я спешил увидеть освященные веками воды Нила и с восходом солнца один, без докучных свидетелей, ступил на его берег. Какой внезапный переход природы от истощения к роскошному плодородию! Я переступил только несколько шагов, и все передо мною переменилось! Как не узнать Нила! Вот его чародейство! Желтые струи его быстро катились в огромном русле. Восток горел пурпуровым светом зари, а горизонт резко отделялся плоскою черною линией берега, покрытого яркою зеленью рисовых посевов. Рощи стройных пальм рассекали великолепными вершинами лазурный небосклон. Едва первые лучи солнца блеснули из-за отдаленной пустыни, как вдруг тишина, царствовавшая вокруг меня, была нарушена звонким голосом муэдзина, возвещавшего с высоты минарета стихом Корана восход царя светил; по его голосу быстро начали выходить из жилищ пробужденные поклонники пророка; весь берег покрылся смуглыми египтянами и черными арабами, потянулись верблюды и ослы, и все пришло в движение..

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Помимо указанных главнейших четырех источников, Артемий, по-видимому, был хорошо знаком с произведениями и многих других писателей-богословов, как отечественных, так и иноземных – греческих (в переводе, конечно). Вкратце укажу и эти второстепенные источники. Во главе их нужно поставить сочинения Нила Сорского , 568 как бы ни показалось странным считать в числе второстепенных источников именно того, кто был одним из первых насадителей у нас мистического направления, к каковому в значительной степени примыкал и Артемий. Но дело в том, что: 1) литературное влияние Нила Сорского не может быть доказано (именно как преобладающее) такими подчас дословными сопоставлениями, как это обстоит по отношению, напр., к Исааку Сирину . А если дословных сближений сделать нельзя и текстуального сходства отдельных мест нет, тогда можно говорить лишь о сходстве идей. Но еще вопрос, считать ли идеи Артемия результатом исключительного влияния Нила Сорского или же плодом самостоятельной работы мысли и самого Артемия? Кое-где, напр., в вопросе о критическом отношении к Писанию, где есть и текстуальное сходство, можно с неоспоримостью утверждать, что Артемий руководствовался Нилом Сорским . Но в других пунктах, напр., при вопросе о монашестве, источником Артемия с равным правом можно считать и Нила Сорского и других авторов, бывших в числе источников самого Нила Сорского. Ведь, несомненно, что Артемий знал патристическую литературу не из вторых рук – не в передаче отдельных мнений патристических писателей Нилом Сорокин, Никоном Черногорцем или другим каким-либо автором: по многим вопросам, трактуемым Артемием, мы у Нила Сорского не найдем соответствующих цитат из патристических писателей, напр., о ересях, о высшем разуме и друг.; не найдем многих цитат, приводимых Артемием, и в Пандектах Никона – энциклопедическом сборнике. А если сопоставить с этим указания Артемия на главы, напр., Постнической книги, то придем к выводу, что Артемий знал патристическую литературу, так сказать, в оригинале, не из вторых рук. Если принять это положение, то сходство идей между Артемием и Нилом Сорским может быть во многих случаях возводимо к общему источнику, чем ослабляется роль литературного влияния Нила Сорского. В самом деле: Артемий, напр., высказывается против монастырского землевладения; монашеское нестяжание – одна из идей Нила Сорского; но только ли его? В своем месте было показано, что и у других духовных писателей являлась эта идея (против стяжаний высказались, напр., Исаак Сирин , Василий Великий ), а если так, то близость Артемия к заволжским старцам в этом пункте может быть объяснена не исключительным только влиянием Нила (или Вассиана), но и другими влияниями, если не предшествовавшими названным, то безусловно их поддерживавшими, да вдобавок еще и освященными именем старины и авторитетом святости отцов и учителей Церкви. Ясно отсюда, что нельзя Нила Сорского ставить в числе главнейших источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как следует из «Письма о нелюбках», Иосиф в своей речи на соборе 1503 г. использовал следующий аргумент: «Аще у манастырей сел не будет, како чесному и благородному человеку постричися?» В «Слове ответном» встречаем прямое возражение на этот аргумент: «Не глаголете убо разуму нашему быти, да церквы божиа запустятся и манастырем и без престателей остатися». В Житии Иосифа, написанном сербским агиографом Львом Филологом, об участии Иосифа в соборе говорится одной фразой: «И в сих же съвопрошаниях Иосиф разумно и добре, разчиняя лучшая к лучшим, смотря обоюду ползующая». Точно такая же фраза использована составителем Жития Серапиона при описании роли Серапиона на том же соборе. Отсутствие упоминаний Иосифа в памятниках, вышедших из круга книжников, близких Троице-Сергиеву монастырю – «Слове ином» и Житии Серапиона, – можно объяснить тем, что они отражают тенденцию, враждебную Иосифу. В целом же сведения об участии Иосифа и Нила в соборных заседаниях, где решался вопрос о монастырских селах, можно признать вполне достоверными. Таким образом, первый спор между преподобными Нилом и Иосифом следует возводить к августу – сентябрю 1503 г. Но когда же начался спор о необходимости преследования и казней еретиков? 4 . Для решения вопроса о том, восходит ли противоборство «иосифлян» и «нестяжателей» по вопросу об отношении к еретикам к спору преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского , необходимо обратиться к творческой истории «Книги на еретиков». Принято считать, что древнейший вид памятника сохранился в рукописи РНБ, Солов. 326/346, переписанной Нилом Сорским и Нилом Полевым до 1508 г. Этот факт расценивается как свидетельство солидарности сорского аскета с позицией волоцкого игумена в отношении еретиков. Рукой Нила Сорского переписан в том числе фрагмент 7го Слова, где говорится о необходимости казни еретиков: «Но по божественных правилехъ зде главною казнию казнится и проклятию вечному предасться, по смерти же, съ диаволомь и съ распеншими Христа иудеи, рекшими: кровь его на нас и на чядех наших, въ огнь вечный осудятся» (РНБ, Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010