Пустынь. Успенский скит Нило-Сорской пустыни. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Всех Святых Год постройки:1860. Год утраты:приблизительно 1939 Ссылки:   Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, д. Пустынь Координаты: 59.980171, 38.289679 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Скит, построенный в 1860 г. схииеромонахом Нилом (Прихудайловым) в 50 саженях от Предтеченского, в лесу, для большего уединения. Был обнесен деревянной оградой. Закрыт в 1920-х гг., постройки разобраны в кон. 1930-х гг. Деревянная церковь с Всехсвятским приделом, сооруженная в 1860 г. в Успенском скиту схииеромонахом Нилом (Прихудайловым). Разобрана в кон. 1930-х гг. http://archive.is/sgUSL Скит был окружен невысокой деревянной оградой, посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения, построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это стало началом второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Успенского скита также окружала деревянная ограда. Здесь старец провел остаток жизни и скончался в 1870 году. Схимник Нил был, возможно, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы. http://drevo-info.ru/articles/11273.html В 1860 году в 50 метрах к югу от Предтеченского скита иеросхимонах Нил устроил еще более уединенный Успенский скит. На поляне, окружен­ной со всех сторон стеной глухого ле­са, стояла небольшая деревянная цер­ковь Успения Божией Матери с приде­лом Всех святых, монашеская келия и две часовни — Гроб Господень и Гефсимания. Здесь прошли последние 10 лет жизни иеросхимонаха Нила. Ус­пенский скит он любил необыкновен­но за его особую природную тишину и покой. Здесь, у алтаря Успенскойцеркви, он и был погребен 23 июля 1870 года.  с сайта  www.booksite.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42356

С 1641 по 1777 год Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю. До первой половины XVIII века пустынь жила по скитскому уставу, но потом Кирилло-Белозерский монастырь из-за секуляризационной реформы 1764 года лишился многих своих земель и крестьян, разорился и перестал давать Ниловой пустыни «государево жалование». Из-за этого жизнь в скиту стала постепенно угасать. В XVIII веке скиты по всей России превратились в большей степени в места ссылок провинившихся монахов. Такая участь постигла и Нило-Сорскую пустынь — сюда стали направлять иноков, уличенных в винопитии. Лишь в 30-х годах XIX века обитель возродилась, но уже не в том виде, в каком создал ее преподобный Нил. Монастырь св. Нила Сорского. Покровская церковь, Тихвинский собор, кельи. Рис. И. Ф. Тюменева. Конец XIX в Иеромонах Никон (в миру Николай Прихудайлов) сделал из скита общежительную обитель с новым уставом (пустынь была восстановлена как самостоятельный общежитийный монастырь указом Синода в декабре 1850 года). Он искренне почитал и любил преподобного Нила Сорского и хотел наладить в пустыни монашескую жизнь. Стараниями Никона вместо ветхих деревянных построек появились новые, был возведен каменный собор, к нему примыкали колокольня и ризница. Возвели надвратную каменную церковь. Все это — «не богатством царей, но горстью неимущих в дебрях, почти непроходимых», как с гордостью говорил Никон. Изменилось посвящение монастыря — он стал называться Тихвинским. Отец Никон умел привлечь к захолустному монастырьку внимание столичной знати, выезжал в Санкт-Петербург для сбора пожертвований. После четырех лет строительской деятельности иеромонах по клеветническому навету одного из братьев был выслан в Иверский Валдайский монастырь, где провел почти десять лет и вернулся в Нило-Сорскую пустынь лишь благодаря заступничеству фрейлины императрицы Т. Б. Потемкиной. Он не забыл древние традиции пустынножительства, заведенные Нилом Сорским. Вскоре по возвращении иеромонах устроил Иоанно-Предтеченский скит на месте, где когда-то стояла келья преподобного, и сам был облечен в схиму и наречен Нилом.

http://sever.foma.ru/nilo-sorskaja-pusty...

Житие Н., известное в списках XIX в., компилятивно и не содержит новых биографических данных о святом. По предположению Прохорова, опубликовавшего Житие по рукописи РНБ. НСРК. Q 98 (филигрань «1824»), текст составлен в 1-й четв. XIX в. иеросхим. Нилом (Прихудайловым) ( Прохоров. 2005. С. 404-405). Это предположение следует признать ошибочным, поскольку иеросхим. Нил прибыл в Нилов скит только в 1836 г. и узнал о его существовании незадолго до своего нового назначения. По наблюдениям Е. Э. Шевченко, опубликовавшей Житие по списку РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. 31, 30-е гг. XIX в., Житие, бесспорно, написано иеросхим. Нилом, но в 40-х гг. XIX в. ( Шевченко. Служба и Житие. 2004. С. 166-186). Списки НСРК и КИХМ текстологически очень близки, имеют минимум разночтений. Однако в Симоновском собрании РГБ хранится список Жития (РГБ. Ф. 886. 10. Л. 2 об.- 15 об.), представляющий собой его первоначальный вариант. Рукопись состоит из 2 тетрадей, сшитых посередине сгиба, без переплета, текст написан писарским почерком на бумаге с белой датой 1835 г. В начале 1-й тетради помещены молитва, тропарь и кондак святому (нач.: «О преподобне и Богоносе отче наш Ниле! Приими ныне нас, тебе усердно молящихся…» (Л. 1-2)). После Жития и чудес следует «Завещание инока Иннокентия, ученика Нила Сорского» (Л. 15 об.- 16 об.). Текст Жития из Симоновского собрания был впосл. отредактирован цензором, настоятелем Кириллова Белозерского мон-ря Варлаамом (Денисовым), и иеросхим. Нилом, что отразилось в списках НСРК и КИХМ, поэтому вопрос об авторе Жития нуждается в дополнительных исследованиях. В рукописи из собрания архиеп. Леонида (Кавелина) есть текст под названием «Житие преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго. Память его совершается мая въ 7 день» (РГБ. Ф. 557. 87. Л. 1-6; за Житием следует комментированное изложение 3 чудес Н. (Л. 6-13 об.)). Однако текст представляет собой скорее историческое сочинение, чем Житие, написанное по законам агиографического жанра. Биография Сказание о новоявившейся ереси новгород-ских еретиков. Автограф прп. Нила Сорского из рукописной книги «Просветитель». Кон. XV — нач. XVI в. (РНБ. Солов. 326/346. Л. 47)

http://pravenc.ru/text/2577607.html

НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов 80-101 НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) 101-111 НИЛ сщмч. Египетский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики и др. мученики Египетские НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 111-112 НИЛ (Тютюкин Николай Федорович; 1871-1938), иером., прмч. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-115 115-117 116-117 117-125 НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец 125-128 НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни 128-136 НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии 136-137 НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской»

http://pravenc.ru/vol/LI.html

В 1862 г. близ юго-вост. придела Тихвинского собора, освященного во имя прп. Нила Сорского, над местом погребения преподобного, установили новую серебряную раку работы Ф. А. Верховцева. В 1865 г. над ракой была устроена сень, которую поддерживали 4 резные позолоченные фигуры ангелов (в 1919 раку оценили в 1250 р. по курсу довоенного времени (ГАВО. Ф. 798. Оп. 3. Ед. хр. 6. Л. 9), в 1927 ее отправили на переплавку в Череповец, сохранился только постамент раки (ныне находится в постоянной экспозиции КБМЗ. М-2521); здесь же представлены 2 ангела (опубл.: Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выставки. Кириллов, 2008. С. 15-16. 4, 5, 6)). На новой раке находился древний образ основателя обители (вкладная икона 1686 г.), с к-рым монастырское предание связывало события, описанные в Чуде прп. Нила об образе. Древняя деревянная рака 1669 г. была перенесена в скитский Предтеченский храм (по акту от 8 авг. 1932, подписанному директором КБМЗ Е. В. Дьяконовой, сотрудником музея Г. Г. Антипиным, зав. совхозом 12 Яковлевым; она в числе др. предметов немузейного значения была передана «как поделочный материал для использования для хозяйственных нужд совхоза» (КБМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 24. Л. 8)). В ризнице собора хранились реликвии: власяница прп. Нила (ныне: КБМЗ. ЦТ-690; длина 77 см) и плетеные шерстяные четки преподобного (Там же. ЦТ-18). По традиции скита власяницу и четки после молебнов возлагали на болящих. В пустыни особо почиталась Смоленская икона Божией Матери, к-рую, по преданию, прп. Нил принес на Сору из Кириллова Белозерского мон-ря (она имела 11 вершков в высоту и 8 в ширину (49×35,5 см); в наст. время не идентифицирована). В ризнице хранился также образ прп. Ефрема Сирина из местного ряда иконостаса древней ц. прп. Ефрема Сирина. Считалось, что эта икона сохранилась со времен прп. Нила (ныне: КБМЗ. ДЖ-110, XVII в.; опубл.: Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь. 2008. С. 17. 7; о ней см.: Романенко. 2003. С. 184-188). В Сретенской ц. Тихвинского собора в нише между иконостасами находилась ростовая икона прп. Нила Сорского, написанная иеросхим. Нилом (Прихудайловым) и почитавшаяся паломниками, в 1905 г. она была украшена посеребренной ризой, пожертвованной кирилловским мещанином Павлом Бородаевским. За правым клиросом Сретенского храма находился под стеклом чудотворный образ Кипрской иконы Божией Матери работы иеросхим. Нила, за левым - Тихвинский образ, выполненный тем же подвижником в 1838 г. В мон-ре почиталась также Иверская икона Божией Матери со святыми на полях, созданная иеросхим. Нилом в 1845 г. Образ находился в Тихвинском храме (ныне хранится в собрании КБМЗ. ДЖ-191; опубл.: Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выставки. Кириллов, 2017. С. 272-277). Известные насельники в XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

51 Бегунов Ю. К. «Слово иное» – новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. М.; Л., 1964. С. 363. 53 См.: Энциклопедия русского игумена вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского… С. 162–164. 57 Lur " e J. S. Nil Sorskij е la composizione dell’ «Illuminatore» di Iosif di Volokolamsk//Nil Sorskij e l’esicasmo. Atti del II Convegno ecumenico internazionale di spiritualita russa. Comunita di Bose, 1995. P. 103. Я пользуюсь машинописью русского текста статьи, с которой был сделан итальянский перевод. 61 См.: Прохоров Г. М. Житие и чудеса Нила Сорского в списке первой четверти XIX в.//ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 558–567; Шевченко Е. Э. Служба и Житие преподобного Нила Сорского , составленное в середине XIX в. иеросхимонахом Нилом Прихудайловым//Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 166–186. См. также Приложение к настоящему изданию. 67 См.: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев (Косой; в миру князь Василий Иванович Патрикеев)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина в. Ч. 1. А–К. Л., 1988. С. 120–123. 68 См.: Нил (в миру Никифор Васильевич Полев) вв.)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина в. Ч. 2. Л–Я. Л., 1989. С. 130. 69 «…кровь и смерть да не будуть на таковых, но инако всяко – и заточенми – приводите тех в познание, да не погибнуть, ни снидуть во ад в помрачении своем». – Русская историческая библиотека. СПб, 1880. Т. 6. 51; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI вв. Прил. 4. О том, чтобы не предавали еретиков смерти, Фотий просит и в другой грамоте, от 23 сентября 1427 г. – Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. 34; Русская историческая библиотека. Т. 6. 56; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения… Прил. 6. 72 См.: Нил (в миру Никифор Васильевич Полев) вв.)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина в. Ч. 2. Л–Я. С. 129–131; Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 336–337.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

монашества. М., 2003; она же. Святоотеческие источники сочинений прп. Нила Сорского//КЦДР. 2014. [Вып.:] Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря. С. 52-63; она же. Ист. контекст «Чуда о образе» прп. Нила Сорского//Там же. С. 72-80; Василий (Гролимунд), мон. Между отшельничеством и общежитием: Скитский устав и келейные правила: Их возникновение, развитие и распространение до XVI в.//Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 122-135; Лённгрен Т. П. «Житие» Ануфрия Пустынного в автографе Нила Сорского//Palaeoslavica. 1999. Vol. 7. P. 218-248; она же. Соборник житий в лит. наследии Нила Сорского: (На мат-ле автографа, хранившегося в Волоколамском мон-ре)//Там же. P. 334-342; она же. Житие Симеона Столпника в автографе Нила Сорского//Лингвист. источниковедение и история рус. языка. М., 2000. С. 277-290; она же. Публикация «Соборника» Нила Сорского: Итоги и перспективы//Нил Сорский в культуре и книжности Др. Руси: IV Загребинские чт., 12 мая 2008. СПб., 2008. С. 71-82; она же. Автограф Нила Сорского «преписана бысть с книги старца Нила»//Palaeoslavica. 2010. Vol. 18. N 1. P. 197-242; она же. «Вольное переложение» Жития Феодора Студита//Полярный вестник=Poljarnyj vestnik. Tromsø, 2011. N 14. C. 1-13; она же. Переводные жития преподобных в древнерус. книжности: до и после Соборника Нила Сорского (Ч. 1)//Palaeoslavica. 2012. Vol. 20. N 2. P. 283-301; она же. Источники жития Арсения Великого в Великих Минеях Четьих//Вестн. Альянс-Архео. М.; СПб., 2014. Вып. 3. С. 25-39; Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 20-27; Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности кон. XIV - нач. XVI вв. СПб., 2002; он же. Религ. движения на Руси посл. трети XIV - нач. XVI в.: Стригольники и жидовствующие. М., 2012; Шевченко Е. Э. Служба и Житие прп. Нила Сорского, сост. в сер. XIX в. иеросхим. Нилом Прихудайловым//Рукописная книга Др. Руси и слав. стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Нило-Сорская пуст. и ее подвижники. Кириллов, 1914; Романенко Е. В. Первый скит России: Страницы истории XV-XX вв.//К свету. М., 1997. Вып. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 83-87; она же. Иконография Нила Сорского: Традиции почитания//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 159-175; Смирнова А. В. Книги из Нило-Сорской пуст. в собр. КБМЗ//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 117-118, 121-122, 124. Примеч. 19; Стрельникова Е. Р. Прот. Валентин Парамонов//Рассказ о Е. В. Тихоновой/Сост.: А. Е. Фёдоров. М., 2002. С. 178-181; Шевченко Е. Э. Служба и Житие прп. Нила Сорского, сост. в сер. XIX в. иеросхим. Нилом (Прихудайловым)//Рукописная книга Др. Руси и слав. стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 166-186; она же. История создания Жития прп. Нила Сорского//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 744-760; Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выст. Кириллов, 2008. С. 30-31. 35; С. 43. 59; С. 50. 74; С. 51. 75, 76; С. 52-53. 77-79; Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст./Сост.: М. Н. Шаромазов. Кириллов, 2017. С. 10-11, 272-277, 282-285. Кат. 94, 97, 98. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Этот древний образ стал образцом для иеросхим. Нила (Прихудайлова) при создании им иконы Н. в 1852 г. (КБМЗ). Основатель скита изображен в схимнических одеждах на фоне лесной пустыни; в левой руке он держит развернутый вниз свиток, перстом правой указывает на слова, написанные на нем. Художник поместил здесь фрагмент «Предания» Н. Наличие свитка и характерного указующего жеста подчеркивает сходство образа с древней иконой прп. Ефрема Сирина. При этом образ, написанный иеросхим. Нилом, ростовой. Вероятно, автор использовал еще один образец - надгробную икону Н., объединив в иконографии 2 наиболее чтимых образа Ниловой пуст. Иеросхим. Нил является также автором Иверской иконы Божией Матери - копии чтимого валдайского образа, находившейся в Ниловой Сорской пуст. (1845, КБМЗ); на поле своего списка вместо одного из апостолов мастер написал Н. Со старообрядческой художественной традицией связан иконный образец 2-й пол. XIX в. (ГЛМ), иконографически близкий к поясному образу прп. Ефрема Сирина, но с существенными отличиями: у Н. окладистая кудрявая борода, правой рукой он двуперстно благословляет, левой сжимает свернутый свиток. К сер. и посл. четв. XVIII в. относится сборник-конволют Житий святых (Гос. музей-усадьба «Архангельское», инв. 18405), в составе к-рого находятся Жития Белозерских святых с их изображениями, а также сказания о чтимых иконах и материалы, связанные с обителями Белозерья. Н. представлен на миниатюре (Л. 98 об.) в соответствии с иконографическим типом прп. Ефрема Сирина: у святого короткая редкая борода, на голове большой куколь. Он одет в оливковую рясу, коричневую мантию, голубую схиму, правой, отведенной в сторону рукой именословно благословляет, в левой держит свиток возле груди. По рисунку фигуры и цветовому решению миниатюра близка к изображениям преподобных Иродиона Илоезерского и Ферапонта Белозерского в той же рукописи (святые различаются формой и размером бороды, а также прической). Миниатюры были созданы в одной мастерской, скорее всего в Кирилловом Новоезерском мон-ре ( Романенко.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Кон. XIX в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Кон. XIX в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске) Один из ранних памятников с образом К. в составе избранных святых - нижегородская икона сер.- 2-й пол. XVII в. из Музея христианских древностей имп. АХ (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 232. Кат. 202). Икона-крест «Избранные святые» (К. на правом поле), согласно подписи, исполнена в 1853 г. иеросхим. Нилом (Прихудайловым) (КБМЗ). Необычным памятником шитья является епитрахиль XIX в. с перенесенными на нее более ранними образами избранных и Белозерских святых, в т. ч. К. (КБМЗ). На рубеже XVII и XVIII вв. появились отдельные образцы иконографии «Собор Белозерских святых». Возможно, одной из самых ранних в этом ряду была икона «Белозерские чудотворцы» кон. XVI в., сохранившаяся в прориси (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. 96. Л. 108 - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 136-137. 50). Основатели монастырей и пустыней в землях Белозерья написаны в молении Божией Матери на иконе «Собор Белозерских чудотворцев» нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51). Др. работой местного мастера с образом К. является миниатюрная икона «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в., вставленная в складень с изображениями Покрова Пресв. Богородицы и архангелов Михаила и Гавриила (частное собрание; см.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. Вкл. Рис. 13). Большая икона с образом стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, Белозерских и избранных святых (прп. Алексий, человек Божий, прп. Александр Свирский) происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., привезена из экспедиции в 1989; Белозерский КМ). К. представлен в коленопреклоненной молитве в левой части композиции; хотя икона покрыта слоем потемневшей олифы, его облик узнаваем благодаря темно-русым волосам и короткой (практически до пояса) мантии. Иконы Собора Белозерских чудотворцев посл. четв. XVIII в. и нач. XX в. из ц. Богоявления и часовни во имя К. в Белозерске схожи по композиции; К. изображен в 1-м ряду крайним справа, за прп. Кириллом Белозерским, обеими руками сжимает свиток (на поздней иконе голова покрыта куколем).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010