Подле него любил он ложиться для отдыха и, глядя на него, размышлял о неизбежности часа смертного. Погребальные вещи все были им тоже заготовлены заранее и хранились в гробе; на крышке его стоял панихидный крест и чашка с кутьей и медом. Здесь любил старец петь заупокойные литии, ими заживо отпевал себя, готовился молитвенно к переходу в вечность. Написал старец и духовное завещание, в котором трогательно и молитвенно обращается к Нило-Сорской братии, всех прощает, у всех и себе прощения испрашивает, и просит по смерти не забывать его в молитвах. О каком-либо стяжании и распоряжении им нет и речи в этом завещании; старец, нищий духом и телом, таковым явился и по кончине: если и получал он пожертвования и деньги, то употреблял их целостию на тот предмет, на какой пожертвованы, не оставляя себе ничего. Так, вся Нило-Сорская пустынь и оба скита ее – Предтечевский и Успенский обстроились, украсились и обеспечились, по преимуществу, через посредство старца Нила, который привлекал к себе усердие народное и, получая пожертвования от благотворителей, не таил их у себя, но, что получал, то и отдавал или употреблял, куда нужно, или назначено было данное пожертвование, на пользу Нило-Сорской обители и ее скитов. Насчет своих келейных убогих вещей старец прозорливо говорил своему келейнику: «теперь, если кто просит у тебя что-либо на благословение из моей келлии, подожди давать; а когда я умру, то все раздай, тогда и тряпки-то все разберут, и, Бог благословит, давай тогда, пусть поминают меня». Так и случилось в точности: толпы народа осаждали келейника старца после его смерти, прося себе на память и благословение из его келлии хоть что-нибудь, самое пустое. Кому книжечку, кому иконочку, кому картинку какую, даже все платочки и утиральнички старца, до 40 дней, все было роздано усердствовавшим к его памяти. О кончине приснопамятного старца три удара большого колокола известили братию Нило-Сорской пустыни. Тотчас пришли к его телу настоятель и вся почти братия пустыни, иеромонахи облекли старца во всю схимонашескую одежду, положили его в гроб и, поставив его тут же в келлии, начали чтение над ним св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

241 Определением Правительствующего Сената по вопросу об обложении принадлежащих Кирилло-Белозерскому монастырю и Нило-Сорской пустыни озер поземельным на земские повинности сбором разъяснено, что 1) на основании п. б. § 2 ст. 5 прим. к ст. 55 Уст. о Зем. Пов. и ст. 2 врем. прав. для зем. учреж. по дел. о зем. пов. (Особ. прим. к Уст. о Зем. Пов. изд. 1876 г.) «от поземельного сбора на местные земские повинности исключаются во всех губерниях и областях земляные, лесные и прочие угодья, данные Правительством на содержание церквам и церковным причтам, монастырям и архиерейским домам; 2) таким образом помянутые имущества изъяты от земельного сбора полностью, а не в какой-либо определенной части;3) озера, данные Правительством Белозерскому монастырю и Нило-Сорской пустыни, должны быть отнесены к угодьям, о которых говорится в приведенных статьях закона, и 4) ст. 462 г. Зак. Меж. не относится к отводимым монастырям рыбным ловлям, площадь какого отвода каналом не определена. Вследствие этого Правит. Сенат, признав постановление Новгородского Губернского Земского Собрания 26 Января 1864 г.» о привлечении к земскому сбору Сиверского, Зауломского, Бородаевско-Ферапонтовского и Спасского озер в кириловском уезде, не имеющим законного основания, отменил такое постановление. При этом из настоящего определения Правительствующего Сената видно, что принадлежащие Кирилло-Белозерскому монастырю озера – Иверское и Зауломское, а Нило-Сорской пустыни – Бородаевско-Ферапонтовское и Спасское озера даны упомянутому монастырю и пустыни Правительством на их содержание, при чем Сиверское озеро есть писцовое и отведено монастырю на основании п. 5 Высочайшего указа Св. Синоду от 18 Декабря 1779 г. (ст. 458 т. 10. ч. 3 Свод. Зак. 1857 г.) Зауломское, Бородаевско-Ферапонтовское и Спасское даны в надел от казны. На этом основании Губернская Управа доложила собранию, что означенные озера, быв отведены монастырю и пустыни в пользование казной подлежат, поэтому, исключению при раскладке. Но губернскому собранию надлежит установить: в каком именно размере рыбные ловли подлежат исключению из раскладки.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

А кому что порознь, также и вышеписанная Нилова пустыня в том числе написана ль, того в той ведомости не написано, также и из Белозерской провинции к сочинению штата ведомостей не прислано. А по вышеписанному из Вологодской провинции доношению показано, что оной пустыни строителю с братиею дача производилась по указу из Канцелярии Правительствующего Сената на Вологде, обще в другими ружниками, по 41 рублю 1 алтыну 2 деньги по 719-й, а на церковные потребы по 3 рубля на год по 720 год. И Октября 16 дня сего 721 году по Его Великого Государя указу и по приговору в государственной Штатс-Контор Коллегии велено: по вышеписанному из Вологодской провинции Сентября 2 дня доношению Его Великого Государя денежное жалованье Сорской пустыни Нилова скиту строителю Иосифу с братиею на прошлые 719-й, 720-й годы по 41 рублю 1 алтыну 2 деньги на год, а на церковные потребы на 720-й год 3 рубли, итого 85 рублёв 2 алтына 4 деньги выдать в Вологодской провинции из тех же доходов, из которых напредь сего давано, записав в расход, с распискою. И о том во оную провинцию из Штатс-Контор Коллегии указ послан. А на нынешний 721 год о даче Его Великого Государя жалованья вышеписанным строителю с братиею указ учинить в Правительствующем Духовном Синоде, для того: по именному Царского Величества указу монастыри, также патриарши, архиерейские и монастырские вотчины сборами и правлением с нынешнего 721 году велено ведать во оном Духовном Синоде. Святейший Правительствующий Синод, слушав поданного из Штатс-Контор Коллегии доношения, приказали согласно: Сорской пустыни Нилова скиту строителю с братиею о даче им на сей 721 год жалованья и на церковные потребы указ учинить в Штатс-Контор Коллегии против прежнего определения, понеже в Святейший Правительствующий Синод о таковых ружных дачах как от Коллегий, так и от губерний, и от провинций, и от епархий обстоятельных ведомостей чрез многократное от Синоду требование ниоткуды в Синод не прислано. И о том в Штатс-Контор Коллегию послать указ. 339 (312). – 7 Декабря. О допущении духовными властями Владимирской провинции командируемых светским начальством лиц к снятию копий с жалованных грамот и рукописей, хранящихся при церквах и монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец взял записки, надел на себя епитрахиль и молитвенно помянул бывшие в записках имена о здравии и за упокой, затем взял святой воды, налил ее в бутылку, прочитал над ней молитву и, подав ее гостиннику, сказал: «отдай эту воду тем женщинам, пусть они вкусят от нее и умоются ею; да, есть там с ними еще больная женщина, пусть и ее напоят и умоют этой водой». – «Батюшка, никакой больной женщины там с ними нет», возразил ему гостинник. «Увидишь», отвечал ему старец. Тот поклонился ему и пошел в гостиницу; по дороге встретили его госпожи, которых записки носил он к старцу, благоговейно взяли от него святую воду, напились ее и умылись, и вместе с ним пришли в гостиницу. Приходят и видят, что на полу там лежит женщина и сильно бьется; несколько других женщин стояли пред нею и ничем не могли ей помочь Отец Феодор понял теперь слова прозорливого старца и поспешил данной им святой водой напоить эту женщину и умыть ей лицо. Как только это было сделано, больная очнулась, пришла в себя и почувствовала себя совершенно здоровою. Однажды в Предтечевом скиту, где жил старец Нил, двери ограды как-то позабыли запереть. И вот, одна женщина-богомолка случайно зашла туда в середину ограды, но вдруг почувствовала себя очень дурно, она упала на землю, стала трястись всем телом и испускать крики от сильной боли во всех членах. На крики ее вышел из келлии своей старец Нил и, покрыв ее полой своей мантии, помолился над ней Богу. После этого женщина почувствовала себя здоровой и мирно отпущена была старцем, с наставлением впредь не любопытствовать и не проникать туда, где запрещено женам бывать. Естественно, что слава о благодатных дарах подвижника Божия далеко разносилась по лицу земли Русской. Посетители, бывавшие в Нило-Сорской пустыни из разных мест России, разных званий и состояний, выносили самое отрадное впечатление от слов и молитв благодатного старца Нила. В 1855 году посетил старца известный путешественник по святым местам Андрей Николаевич Муравьев. К старцу-подвижнику Нило-Сорской пустыни благоговели даже раскольники, которых немало в том крае; они видели в нем живое напоминание подвижничества древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К этому был он, кроме того, убежден видением преподобного Нила Сорского , который во сне беседовал с ним и повелевал ему не отказываться от предлагаемого послушания начальственного в его обители, обещая ему свою помощь. Отправившись в Нило-Сорскую пустынь вторично, иеромонах Никон все еще жительствовал в ней в качестве гостя, строителем же пустыни состоял престарелый и болезненный иеромонах Константин. Но архимандрит Иннокентий вскоре прислал в пустынь своих Кирилловских наместника и эконома, с предписанием передать формально пустынь в заведование отца Никона, которому написал по этому поводу трогательное письмо, прося его именем Божиим не уклоняться от этого назначения. Отец Никон не был еще в то время перечислен из Костромской епархии в Новгородскую, тем не менее, принял на себя строительство Нило-Сорской пустыни. Возложившись на Господа, и укрепляемый Господом, ежедневную службу совершал он по началу строительства своего в Нило-Сорской пустыни сам неизменно, выполнял в точности все правило пустынное и мало-помалу приучал к тому свою братию. Общежитие тоже вводил, начиная с себя, и собою подавая пример другим. Что же касается искоренения винопития, то немало скорбей и горестных испытаний пришлось ему перенести, пока искоренил это зло в своей обители. Но и в этом Бог видимо ему помогал: начала собираться к нему пустынная и подвижническая братия со всех сторон, и вскоре собралось ее около 20 человек, так что мог он прежних неисправных братий заменить более исправными и поставить обитель свою в, подобающий ей, строго пустынный порядок. С увеличением братии встретилась, однако, новая скорбь для ревностного строителя: ветхие келлии обители не могли вмещать собравшуюся уже к нему братию, были крайне ветхи и грозили разрушением, средств же никаких не было в обители к их возобновлению, ибо доходы ее еле хватали на прокормление братии и на расходы ежедневной службы церковной. Но отец Никон, повинуясь какому-то особому побуждению свыше, не остановился пред неимением средств для постройки новых келлий и, помолившись усердно Господу Богу и преподобному чудотворцу Нилу, испросил благословение и разрешение архимандрита Иннокентия, начать перестройку братских келлий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С середины 1980х по 1990е гг. появляется новая группа научных исследований о Ниле. Полностью соглашаясь с результатами орфографического анализа, выполненного Б. М. Клоссом и Г. М. Прохоровым, Я. С. Лурье рассмотрел несколько написанных рукой Нила страниц Просветителя с точки зрения борьбы против «еретиков». Д. Островски пересмотрел свои ранние заключения о происхождении публицистики против монастырских земель после смерти Нила, построил модель для определения аутентичности приписанных ему сочинений и постарался определить его этические наставления в рамках безмолвия (исихазма). Е. В. Белякова занималась так называемым Скитским Уставом и, помоему, правомерно считала его действующим в Сорской пустыни. Проведенная в 1993 г. в Бозэ конференция, посвященная Нилу Сорскому , собрала ученых с разными точками зрения. Например, знаменитый иезуитский специалист и писатель о духовности (с 2003 г.– кардинал) Томаш Шпидлик (Tomas Spidlik) представился неисправимым приверженцем старой парадигмы принципиального разногласия между Нилом и Иосифом, в то время как Лурье еще раз обсудил роль Нила в создании самого раннего сохранившегося списка Просветителя. Впрочем, фон Лилиенфельд, ознакомившись с монографией Зейбохма, потребовала провести новое подробное исследование этого влиятельного и рокового апологетического и инквизиторского памятника Иосифа. А. Плигузов представил обдуманную схему развития нестяжательной полемики и в то же время утвердил тезисы Д. Островского о «поздних» и противоречивых источниках о соборе 1503 г. Е. В. Колкутина (ныне – Романенко) поделилась своим исследованием о Сорской пустыни при Ниле и после него, а Е. Шевченко выступила с докладом о библиотеке этой обители. Наконец, нельзя не отметить, что в это время Т. Лённгрен издала несколько статей о Ниловом Соборнике (об этом см. ниже). Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова принесло с собою ряд новых важных научных трудов, посвященных Нилу. Крупнейшим среди них должна стать публикация Т. Лённгрен Нилова трехтомного Соборника – т. е. его славянских редакций двадцати четырех иноческих житий первого христианского тысячелетия, с двухтомным Указателем слов. Значение ее работы переоценить невозможно. Благодаря этому изданию исследователи могут продолжить необходимый подробный анализ содержания как всего Сборника в целом, так и отдельных Житий, а также заняться изучением риторики редакторской работы Нила, в которой, в отличие от его Предания, Посланий и Устава, он не мог просто свободно выражать свои мысли словами Священного писания и аскетических отцов Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Постриженные в иночество с именами Симеона и Феофана, были они затем рукоположены во иеромонахи, и после старца Нила более всех послужили внутреннему духовному преуспеянию своей пустынной обители. Симеон был сделан братским духовником, проходил жизнь уединенную, со старцем Нилом состоял в тесной дружбе духовной, был спостником и сотаинником его в полном смысле, нередко подкреплял его при подвигах и скорбях своими увещаниями и советами, и до самой кончины старца Нила служил ему великой духовной поддержкой и утешением. Феофан был неоднократно посылаем старцем Нилом в С.-Петербург и другие города за сбором в пользу своей убогой обители и умел всегда найти ей благотворителей. Простодушный до юродства, искренно благочестивый и строгий к себе, обладал он даром влиять на души и своими простыми благочестивыми речами вызывать в них умиление. Одна почтенная особа, видевшая его в С.-Петербурге, вспоминала, как встретила она его на Невском проспекте, с взъерошенными волосами, в ветхой рясе, скоро идущим и ни на кого внимания не обращающим. Потом увидела она его в доме одной своей знакомой, именитой и благочестивой старушки, где отец Феофан, видимо, был давним хорошим знакомым. Здесь поразил он ее своими речами, простыми и, вместе, глубоко трогательными. Выслушав их, она изменила о нем свое прежнее неблагоприятное мнение, составленное, судя по его странной наружности, и потом искренно его уважала, как истинного подвижника и проповедника благочестия. Назначенный потом строителем Нило-Сорской пустыни, отец Феофан немало потрудился для блага ее духовного и в непрерывных трудах окончил там свою жизнь, еще при жизни старца Нила, отличавшего его всегда особой своей любовью. Брату же его, иеромонаху Симеону судил Бог пережить старца Нила. У них было заключено меж собою условие, что, если кто из них другого переживет, то, чтобы оставшийся неопустительно литургисал в течение 40 дней за упокой почившего. Когда старец Нил скончался, иеромонах Симеон в точности исполнил это условие и в скитской церкви старца Нила 40 дней литургисал о упокоении его души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об этом и молимся непрестанно: «Просвети очи мои, Христе Боже, да никогда усну в смерть..», «Свет Невечерний Рождшая, душу мою ослепшую просвети» и др. Ярким примером может служить иконописец Нил (1801-1870 гг.) из Нило-Сорской пустыни. Рейтинг: 8.7 Голосов: 56 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 24 августа 2018, 16:56 Спасибо за интересную статью. С некоторыми тезисами можно поспорить (например вот с этим: " Церковное изобразительное искусство создает в иконе не саму Истину, а лишь ее подобие – образ " ; о. Павел Флоренский в книге " Иконостас " этот вопрос рассматривает совсем под другим углом, и лично я придерживаюсь его позиции), но так всегда - мнения встречаются разные. Ольга 7 сентября 2016, 00:16 Так все верно написано! Но не все художники страстные натуры, есть и уравновешенные люди, посвятившие свою жизнь исследованию природы цвета. Ведь цвет сродни музыке и законы в живописи очень похожи на гармонию музыкальную. Если живописец или график действительно верующие люди, они приступают к работе с молитвой, во славу Божию, посвящая произведение Создателю. И не совсем точно здесь слово " галлюцинации " , скорее - видение, посылаемое Богом в помощь. А галлюцинации пытались вызывать художники начала 20 века, из окружения Фрейда, от недостатка творческого воображения. Те все в подсознании ковырялись, расщепляя сознание зрителя. Долгое время насаждалось представление о художнике, как человеке,который просто обязан создать что-то конфликтное. Здесь можно до абсурда дойти. Об иконописи очень хорошо сказано : " Жизнь Церкви, как и ее искусство – надмирно, течет выше всего земного, беспокойного, изменчивого, своенравного. Мир духовный невещественен, невидим и недоступен обычному восприятию, хотя и окружает нас. " Наверное поэтому, иконы должны писать монахи. А художник,который обладает обостренным зрением, конечно, понимает, что несет ответственность за тех, кто смотрит его работы, дабы не вводить человека в заблуждение, ведь в современном мире столько всего! Принести мир в душу зрителя,тепло человеческих отношений -наверное, это - главное.Поэтому, конечно, вглядываться в себя каждодневно - это обязанность любого художника и человека. Болезненность,уныние и проблемы не должны довлеть над автором, садиться за работу нужно в хорошем настроении.

http://pravoslavie.ru/1560.html

Определили: Об увольнении заслуженного экстраординарного профессора Протоиерея Димитрия Касицына от профес- —242— сорской должности и об утверждении доцентов Митрофана Муретова и Александра Беляева в звании – первого – ординарного профессора, второго – экстраординарного профессора внести в формулярные о службе их списки и сообщить о сём Правлению Академии для зависящих распоряжений. VII. Сданный Его Преосвященством с надписью: «1893 г. 26 Июл. В Совет Академии» указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода от 23 Июля за 3206. «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г. Синодального Обер- Прокурора, от 1-го сего Июля за 11640, по ходатайству Преосвященного Митрополита С.-Петербургского и Вашего Преосвященства об отпуске из сумм Святейшего Синода путевого пособия экстраординарному профессору С.-Петербургской Духовной Академии Покровскому и экстраординарному профессору Московской Академии Каптереву и доценту той же Академии Голубцову, командируемым Советами Академий на Археологический съезд, имеющий быть в г. Вильне с 1 по 15 Августа сего года. Приказали: Принимая во внимание, что Советами С.-Петербургской и Московской Духовных Академий признается полезным, в интересах науки иметь на предстоящем в гор. Вильне Археологическом съезде своих представителей, а между тем соединенный с сим расход академические Правления затрудняются принять на счет состоящих в их распоряжении средств, с другой стороны, имея в виду, что на бывшие в 1881:1884, и 1887 гг. Археологические съезды в Тифлисе, Одессе и Ярославле от упомянутых Академий командированы были уполномоченные на средства Святейшего Синода по одному лицу и потому признавая достаточным и на сей раз иметь по одному представителю от той и другой Академии, Святейший Синод, согласно настоящему предложению, определяет: имеющим быть командированными в г. Вильну для принятия участия в заседаниях Археологического съезда профессору С.-Петербургской Академии Покровскому и одному из профессоров Московской Академии назначить в пособие на путевые расходы первому 100 руб. и второму, в виду более дальнего проезда от Москвы до Вильны, чем от С.-Петербурга, 150 руб., с отпуском сих денег, всего в количестве двухсот пятидесяти рублей, из духовно-учебного капитала, на счет кредита, назначенного по отд. I § 8 сметы расходов специальных средств

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сейчас на территории обезображенной Нило-Сорской пустыни находится интернат для душевнобольных. Мощи преподобного Нила не обнаружены. Духовные наставления Как вести духовную борьбу Святые отцы указывают различные степени нашей мысленной борьбы, сопровождаемой или нашею победою, или нашим поражением. Прежде всего они указывают на представление предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за этим – пленение от него и наконец – страсть. Прилог – это какая-нибудь мысль, невольно приходящая на ум. И его (то есть прилог) называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни порицания, потому что он не исходит от нашей воли. Сочетанием святые отцы называют собеседование с явившимся прилогом, то есть как бы тайное от нас слово к явившемуся помыслу, по страсти, или бесстрастию; иначе: принятие помысла, бываемого от врага, удержание его, согласие с ним и произвольное допущение пребывать ему в нас. И это не всегда безгрешно; но оно может быть и похвально, если богоугодно окончится. Сложением называют отцы сладостное согласие души с помыслом, в нее вшедшим, или предметом, ей представившимся. Это бывает, когда, приняв внушаемые врагом помыслы и образы, человек вступит с ними в общение чрез мысленное разглагольствование и окончательно решит в уме своем, что так и быть должно, как внушает ему вражий помысл. Пленение – это невольное и принудительное увлечение сердца к нашедшему помыслу, или постоянное водворение его в себе – совокупление с ним, что бывает весьма губительно для нашей доброй, богоугодной жизни. Это всего более происходит от смятения, ропота и многих бесполезных разговоров. Страстию же называют такую склонность, которая гнездится долго в душе, чрез привычки, делается как бы ее природою, входит как бы в естество ее. Человек подвергается ей по своей воле, сознательно, и она обуревает его постоянно страстными помыслами, внушаемыми врагом; крепнет от частого представления себе и самоуслаждения, и тем обращается уже в обычай. Это бывает, когда враг, часто представляя какую-либо вещь, страстную человеку, тем самым разжигает особую любовь к ней, и человек – волей или неволей – мысленно побеждается от нее. Чаще всего случается это, когда человек, по небрежности, не обращал внимания на свои дурные мысли, а старался даже развивать их по своей воле. Страсть, во всех своих проявлениях, подлежит или соразмерному с виною покаянию, или будущему мучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010