Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иеросхим. Нил (Прихудайлов). Литография. Нач. XX в. (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 21.11. 1801, с. Васильевское Шуйского у. Владимирской губ.- 20.07.1870, Успенский скит Ниловой Сорской пуст.), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни (1837-1844; 1852), подвижник благочестия, духовный писатель, иконописец. Сохранились автобиографические записки Н. (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4, 1858 г.), его письма, дневники. На основе автобиографии подвижника и собственных воспоминаний келейник Н. иеродиак. Герасим (Никитин; впосл. схиигум. Нил; 1833-1913) в 1877 г. составил «Записки...» о своем духовнике (Там же. Ед. хр. 5). По поручению прп. Иакова (Поспелова) , архимандрита Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , духовный писатель А. Ф. Ковалевский составил жизнеописание Н. (ныне рукопись хранится: КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 6. 326 л.). В письме к архим. Иакову от 24 окт. 1883 г. Ковалевский писал: «Преотрадное занятие дали Вы мне на зиму (1883 г.- Е. Р.) присылкою рукописей и материалов для биографии старца Нила… записки о. Герасима превосходны, любуюсь ими и увлекаюсь их святою простотою и ясностию. Автобиография старца вся в них, и это очень меня облегчило, ибо я плохо разбираю почерк самого старца и с трудом одолеваю смысл его писаний» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 20 об.). Кроме присланных ему документов и материалов Ковалевский включил в очерк воспоминания архим. Иакова, статс-дамы Т. Б. Потёмкиной и др. людей, знавших подвижника. Работу над жизнеописанием Н. писатель завершил к маю 1884 г. (опубл.: Ковалевский. 1884, 1897). Все документы он вернул в Кириллов мон-рь (ныне хранятся в РГАДА и КБМЗ, автобиография и «Записки…» переданы в Кирилло-Белозерский музей в 1997 г. жителями г. Кириллова Т. В. и К. С. Церковницкими). Составленное Ковалевским жизнеописание одобрил архим. Иаков; в письме кирилловскому настоятелю от 28 мая 1884 г. автор радостно заметил: «Вы одобряете мое изложение; слава Богу, умудрившему меня…» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 27 об.).

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК СОБАКА (Бирев; † после 1549, Нилова Сорская пуст.?), каллиграф, сотрудник прп. Максима Грека и Вассиана (Патрикеева) . Тождество 2 книгописцев с именем Исаак - Собаки и Бирева - установлено на основании почерковедческого анализа Н. В. Синицыной ( Синицына. 1973), оно предполагалось исследователями и раньше (см., напр.: Немировский. 1964. С. 132). Свидетельства о раннем периоде жизни И. С. отсутствуют, мн. факты его биографии реконструируются на основании атрибуции ему ряда рукописей. По всей видимости, И. С. был пострижен в монашество прп. Корнилием Комельским: книгописец назван «Корнилиевым пострижеником» в записи на рукописи 16 Слов свт. Григория Богослова с толкованиями (РГБ. Ф. 98. 200; см.: Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8; Сергеев. 2001. С. 14). В таком случае постриг И. С. следует датировать не ранее 1501 г., поскольку к этому времени относится ставленая грамота митр. всея Руси Симона прп. Корнилию ( Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 486). В лит-ре высказано предположение о знакомстве И. С. с прп. Нилом Сорским ( Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8), во всяком случае, И. С. принимал участие в переписке одного из ранних сборников сочинений прп. Нила - ГИМ. Син. 335, 10-е гг. XVI в. Косвенно в пользу этого предположения может свидетельствовать тот факт, что в конце жизни И. С. поселился в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Исходя из позднейших фактов биографии И. С., можно предположить, что в Кирилловом в честь Успения Пресв. Богородицы Белозерском мон-ре он познакомился со ссыльным иноком публицистом-нестяжателем (см. Нестяжатели ) Вассианом (Патрикеевым). Не исключено, что в кон. 90-х гг. XV - 10-х гг. XVI в. И. С. периодически посещал Москву, Троице-Сергиев и Кириллов Белозерский мон-ри: на это указывает его сотрудничество в переписке книг в данный отрезок времени с Гурием (Тушиным) и с М. Медоварцевым . Со 2-й пол. 10-х гг. XVI в. книгописец, вероятно, регулярно работал для Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека. В судном деле Максима Грека упоминаются сделанные И. С. списки перевода Жития Богоматери в редакции Симеона Метафраста с «хулными строками», послужившими одной из причин обвинения святогорца в ереси, и списки «Правил», отредактированных Вассианом, к-рые хранились в казне вел. кн. Василия III Иоанновича (Судные списки. 1971. С. 100-101); последняя рукопись отождествляется с сохранившейся Кормчей Вассиановской редакции (РГБ. Пискар. 39). Высказанное в литературе последних лет предположение, что во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. И. С. оставил Вассиана (Патрикеева) и перешел на сторону митр. Даниила ( Плигузов. 2002. С. 177-178), основывается на атрибуции книгописцу нескольких страниц в составе митрополичьей Сводной Кормчей ( Клосс. 1980. С. 61-62). Однако участие И. С. в работе над этим текстом может иметь и др. объяснение.

http://pravenc.ru/text/674758.html

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833, с. Судьбицы Череповецкого у. Новгородской губ.- 27 окт. 1913, Нилова Сорская пуст.), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. Род. в крестьянской семье. В 1849 г. вместе с отцом Никитой и братьями Иоанном, Моисеем и Петром поступил в Сорскую пуст., мать Евдокия приняла постриг в Горицком в честь Воскресения Господня жен. мон-ре . В 1861 г. Глеб был принят в число послушников, 12 дек. 1865 г. пострижен в монашество, в 1866 г. рукоположен во диакона и определен келейником к подвижнику Ниловой Сорской пуст. иеросхим. Нилу (Прихудайлову). Вместе со старцем жил в Успенском скиту пустыни. По словам насельника Сорской обители мон. Иоанна (Калинина), Г. «унаследовал от своего старца Нила строгий взгляд на иноческую жизнь и всю свою жизнь старался быть точным исполнителем и неуклонным последователем заветов своего мудрого наставника». По воспоминаниям сподвижников, Г., не получивший никакого образования, «был очень начитан, обладал твердою памятию и замечательно светлым проницательным умом». Сохранился записанный Г. рассказ об иеросхим. Ниле, построенный в форме беседы «благодетеля» и «ученика старца», т. е. самого Г. (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 139. Л. 14 об.- 17; Оп. 2). В 1873 г. Г. был назначен казначеем Ирапской пуст., в 1874 г. по собственному прошению вернулся в Сорскую пуст., в 1877 г. переведен в Кириллов Белозерский мон-рь . В 1878 г. Г. был рукоположен во иерея и указом Св. Синода назначен настоятелем Ирапской пуст., в 1879 г. награжден набедренником. По прошению в 1883 г. Г. был переведен в Валдайский Святоозерский мон-рь , в 1885 г.- в Сорскую пуст., в 1888 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь, в 1889 г. назначен строителем Ирапской пуст., в 1890 г. по ходатайству братии - настоятелем Сорской пуст. В 1896 г. возведен в сан игумена, в 1903 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/164585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский в ограде Ниловой Сорской пуст. Миниатюра из сб. житий Вологодских святых. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 63 об.) Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский в ограде Ниловой Сорской пуст. Миниатюра из сб. житий Вологодских святых. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 63 об.) (Охлябинин; сер. XV в.- 19.03.1491 (?), Иннокентиев Комельский Преображенский мон-рь), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Комельский, Вологодский, ученик прп. Нила Сорского, основатель Иннокентиева Комельского в честь Преображения Господня монастыря . Житие И. Сведения об И. содержатся гл. обр. в его Житии и в Житии прп. Нила Сорского. Выявлены 2 редакции Жития И. Первая редакция представлена списком РНБ. Погод. 1582, нач. 30-х гг. XVIi в., 2-я редакция - рукописями РНБ. Погод. 647, 1713 г. и ГИМ. Увар. 107-1о, рубеж XVII и XVIII вв. Ко 2-й редакции (судя по объему) относилась «Тетрадь о житии преподобного чудотворца Инокентия, писмяная уставом, в переплете кожаном; писание шестнадцать листов кроме неписанных», отмеченная в описи имущества Иннокентиева Комельского монастыря 1723 г. и появившаяся в обители после 1701 г. (не сохр.). Оба списка 2-й редакции происходят из близких по составу сборников житий вологодских святых. Первый известный владелец рукописи РНБ. Погод. 647 приобрел ее в 1721 г. в Москве, затем она попала в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , в сер. XIX в. находилась в Коломне. В. О. Ключевский охарактеризовал список ГИМ. Увар. 107-1о как «краткую записку, очень скудную известиями и исполненную неточностями» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 304). Составители обоих сборников, содержащих 2-ю редакцию Жития И., проявляли интерес к Вологодским святым и имели возможность пользоваться обширными б-ками. Книжное собрание Иннокентиева Комельского мон-ря не позволяло выполнить такую работу, возможно, сборники житий были составлены при Вологодской кафедре. В 60-90-х гг. XVII в. Вологодские архиереи неоднократно поднимали вопрос о канонизации местночтимых святых ( Верюжский. Вологодские святые. С. 622-625; Голубинский. Канонизация святых С. 432-434; Романенко Е. В., Шамина И. Н. Галактион Вологодский//ПЭ. 2005. Т. 10. С. 287). Эта активная деятельность могла способствовать составлению новых житий, а также распространению их в Москве. Отсутствие в Житии записей о чудесах И. свидетельствует о том, что все известные копии текста бытовали вне Иннокентиева Комельского монастыря, в отрыве от живой традиции почитания святого.

http://pravenc.ru/text/389625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833 - 1913), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕФРЕМ (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694 - 1778), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Малышев Иван Васильевич; 1811 - 1897), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст., церковно-общественный деятель ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121800_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА, СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан близ с. Уса-Степановка Бирского у. Уфимской губ. (ныне Благовещенский р-н Республики Башкортостан) ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833 - 1913), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов

http://pravenc.ru/rubrics/121236_74.html

Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов) Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов) Некая странница Татьяна Павловна, посещавшая Надеевскую пуст., рассказала подвижнику о 3 мон-рях Русского Севера, удобных для пустынножительства, в их числе были Нилова Сорская пуст., Успенский мон-рь прп. Гурия Шалочского и Александров Ошевенский монастырь . Написав названия обителей на бумаге, Никон положил записки перед келейной иконой и молитвенно просил Богородицу указать ему место спасения. Он извлек записку с названием Ниловой пуст., к-рую с тех пор называл своим Богоданным жребием. Та же странница рассказала об иером. Никоне настоятелю Кириллова Белозерского мон-ря архим. Иннокентию (Рудневу), и последний пригласил подвижника посетить его обитель. В 1836 г. Никон, исполняя давний обет, отправился на богомолье к Тихвинской иконе Божией Матери, на обратном пути из Тихвина заехал в Кириллов. Архим. Иннокентий предложил ему стать настоятелем Ниловой Сорской пуст. После долгих сомнений и чудесного явления прп. Нила Сорского, разрешившего их, иером. Никон дал согласие: «Я принял на себя управление пустынею, хотя еще не был переведен из Костромской в Новгородскую епархию» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 11 об.). 24 янв. 1837 г. Никон был официально назначен строителем Сорской пуст. «Убогие ея храмы, священная гробница ея основателя - преподобнаго Нила - духовно пленили собою боголюбивую душу отца Никона» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 314). Иером. Никон ввел в обители общежительный устав; церковная служба совершалась ежедневно знаменным распевом. Новый настоятель запретил употребление вина на трапезе. За 3 года в обители были построены новые деревянные братские кельи, трапезная, келарня и др. хозяйственные службы, а также гостиница для паломников. Вокруг Ниловой пуст.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

В заметке «О житии преподобнаго Нила Сорского» 1784 г., происходящей из Ниловой Сорской пуст., сообщается, что И. предпринял путешествия в К-поль, Палестину и на Афон, сопровождая своего учителя (ИРЛИ. Р. IV. Оп. 24. 66. Л. 287-288 об.; Прохоров. 2005. С. 399). Эта информация позволяет предположить, что И., как и прп. Нил, был пострижеником Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Паломничество состоялось между 1475 и 1489 гг. ( Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. С. 9-10). По возвращении И. поселился вместе с прп. Нилом в скиту на р. Соре (Сорке), в 15 верстах от Кириллова Белозерского монастыря. Рассказ Жития И. противоречит заметке «О житии преподобнаго Нила Сорскаго». Как отмечал Ключевский, автор Жития И. не упоминает о знакомстве И. с прп. Нилом до основания последним скита, ничего не пишет о путешествиях И. с учителем на Восток. Учитывая, что у насельников Сорской пуст. не было причин придумывать рассказ об особой роли И. в основании их обители, более достоверными представляются сведения из заметки «О житии преподобнаго Нила Сорскаго». Через нек-рое время И. покинул Сорский скит и основал свой мон-рь на берегу р. Еды в верховьях р. Нурмы, примерно в 50 км к юго-востоку от Вологды. Как следует из заметки «О житии преподобнаго Нила Сорскаго», прп. Нил при жизни благословил своего ученика на основание общежительного монастыря: «...Твоя обитель имать быти обща, а моя пустыня как при моем животе, так и по смерти моей будет - по едину бо брату имут житии в келиях своих» ( Прохоров. 2005. С. 399-400). Скорее всего приведенный текст фиксирует не реальный диалог, а отражает различие между обителями, возникшее уже после преставления И. В «Завете» И. неоднократно повторяется требование следовать «написанию господина и учителя моего старца Нила», а фрагмент «Завета», в к-ром содержатся правила монастырской жизни, восходит к рукописному наследию прп. Нила. Как следует из «Завета» И., незадолго до кончины святого в мон-ре не было храма. Святой завещал построить ц. во имя «Иоанна Предтечи, крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25».

http://pravenc.ru/text/389625.html

возвели деревянную ограду с надвратным храмом в честь Покрова Пресв. Богородицы. Близ колодца и пруда прп. Нила Сорского настоятель поставил часовню и келью, в которой любил уединяться для безмолвия и молитвы. По свидетельствам современников, у старца был дар духовного рассуждения и прозорливости, к-рый привлекал в пустынь паломников. Во время поездки в С.-Петербург он приобрел немало благотворителей для пустыни, в их числе была статс-дама Т. Б. Потёмкина. В 1840 г. Никон начал ходатайствовать перед священноначалием о строительстве в Ниловой пуст. каменного собора. Его поддержал кирилловский архим. Иннокентий (Руднев), который 11 марта того же года сообщал в Синод, что ц. Третьего обретения честной главы св. Иоанна Предтечи так мала, «что гробница преподобного занимает половину сея церкви и небольшое в ней может вместиться 20 человек, равно и пристроенный к оной во имя Покрова Пресвятой Богородицы теплый придел» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548. Л. 9). По указу Синода от 16 мая 1841 г. разрешение было получено. 17 мая 1842 г. состоялась торжественная закладка храма, по случаю которой настоятель произнес «Слово» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 37-42 об.). При строительстве собора срыли, а местами разровняли холм, насыпанный первыми насельниками пустыни; древние церкви Сретения Господня и св. Иоанна Предтечи разобрали. Во время строительных работ в Сорской пуст. рядом с местом погребения прп. Нила были обнаружены нетленные мощи. Иером. Никон хранил их в своей келье, чтобы положить под спуд в новом соборе. Однако иером. Израиль, поселившийся в пустыни в 1840 г. и ставший доверенным человеком настоятеля, написал на него донос в Новгородскую духовную консисторию, в к-ром обвинял Никона в растратах монастырских денег, укрывательстве мощей и неблагоговейном отношении к святыне. В доносе говорилось, что во время разборки Иоанно-Предтеченской ц. иером. Никон ночью тайно раскопал мощи прп. Нила и спрятал их в своей келье, где показывал их иером. Израилю. В авг. 1842 г.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010