XIX в. (ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в. из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 1994. С. 82, 84, 220-221. Кат. 100, 103). В XVIII-XIX вв. образы Радонежских преподобных украшали скрижали на архиерейских мантиях митрополитов Московских, священноархимандритов Троице-Сергиевой лавры. Как правило, прп. Сергий и Н. изображены фронтально, благословляющая рука Н. отведена в сторону, в его левой руке - развернутый свиток и игуменский посох. Эти мантии запечатлены на портретах Московских архиереев. Образ Н. встречается также в украшениях др. предметов архиерейского облачения, напр., на митре 1799 г., принадлежавшей митр. Платону (Левшину) (СПГИАХМЗ), на покровце 1892 г. (работа инокинь Хотьковского Покровского мон-ря в связи с 500-летием преставления прп. Сергия, СПГИАХМЗ). Радонежских игуменов изображали на створках миниатюрных резных складней, изготавливавшихся резчиками Сергиева Посада для паломников в посл. четв. XIX - нач. XX в. Образ Н., особенно в композиции «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому», помещали в монументальных храмовых росписях. В стенописях храмов лавры встречаются его изображения в числе Радонежских чудотворцев. Ростовое изображение Н. находится в алтарной части Успенского собора (1684, артель ярославских и троицких мастеров под рук. Д. Г. Плеханова; поновления - 1859, 1865-1866). В ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?; поновления - 1871, 1947) ростовой образ Н. расположен в нише на юж. стене, рядом с прп. Михеем. Образ Н. вполоборота влево, перед фигурой прп. Михея, помещен на вост. стене притвора Троицкого собора лавры справа от портала (живопись слева от портала - 2-я пол. XVI в. с поновлениями 1635 г. и др., с реставрационными тонировками 1939-1940 и 1949-1952 гг.; справа образы святых восстановлены по картонам И. В. Ватагиной палешанами А. В. Боруновым и Б. М. Мельниковым; см.: Зубов В. П. Троицкий собор. Ркп. 1942 г. С. 11-12//Личный архив М. В. Зубовой; Нерадовский П. И. Описание композиций, состояния сохранности раскрытой в 1949-1952 гг.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Свято-Троицкая Сергиева лавра Дата создания: 1337 г. Описание: История Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-10 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.  С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия  — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в. В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.  В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храмы и часовни Подворья и скиты Святыни Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244596...

ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Игумен Дионисий (Шлёнов)в статье «Учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата» раскрывает учение о добродетели непрестанного плача, истоки которого находятся у прп. Симеона Благоговейного и, шире, в студийской монашеской традиции. Для прп. Симеона Нового Богослова постоянный плач — высокое состояние подвижника, достигшего через очищение себя правильного созерцания окружающего мира и боговидения. Плач и слёзы — характерная черта не печали, а духовной радости, приобщённости благодатным дарам Святого Духа. Прп. Никита Стифат кратко повторяет основные тезисы прп. Симеона с определённой степенью детализации и в соотнесении с античной традицией, согласно которой плач и слёзы — проявление печали, и которая, по новозаветной формулировке, может быть «печалью по Богу» или «печалью мира». Соотнесение учения о плаче и слезах с античной, по-преимуществу стоической, традицией характерно для прп. Никиты, учившего также о четырёх главных добродетелях и страстях. Иеромонах Гурий (Гусев) в статье «Нераскрытые загадки истории: почему преподобный Никон не сразу стал преемником Сергия Радонежского на посту игумена Троицкого монастыря?» рассказывает о периоде становления величайшей русской обители, сыгравшей огромную роль в истории нашего Отечества, которая как в период становления и возвышения Московского государства, так и в последующие столетия оказала глубокое влияние на культурную, религиозную жизнь русского народа, его национальное самосознание. В статье рассмотрен до сих пор не получивший освещения в исторической науке вопрос о том, почему назначенный самим преподобным Сергием своим преемником, преподобный Никон в 1392 г. отрекается от поста игумена и на шесть лет уходит в затвор. Рассмотрены также обстоятельства его возвращения в 1398 г. В результате исследования автор высказывает предположение, что отстранение преподобного Никона связано с начавшейся в XIV в. борьбой двух складывающихся течений в Русской Церкви (в дальнейшем получивших название иосифлян и нестяжателей), при этом решающую роль в отречении преподобного от игуменства в 1392 г. сыграл племянник преподобного Сергия Радонежского, ростовский святитель архиепископ Феодор.

http://sedmitza.ru/text/10093294.html

Между В. А. и прп. Сергием существовали отношения взаимной приязни и дружелюбия. Между 1372 и 1374 гг. умерла вдова Иоанна Калиты Ульяна. Ее владения были поделены между Димитрием и В. А. Вел. князю достались 2/3 владений Ульяны, удельному князю - 1/3. В числе волостей, отошедших к В. А., оказался Радонеж, где преподобные братья Сергий и Стефан († после 1377) основали Троице-Сергиев мон-рь . Правитель Серпухова стал ктитором Троицкого мон-ря. Рассказы о посещении обители неким князем, отраженные в различных редакциях Жития прп. Сергия Радонежского, имеют в виду именно В. А. Князь сравнительно часто приезжал в мон-рь, вел длительные беседы с прп. Сергием, одаривал монастырскую братию, оставляя ей корм и припасы. По-видимому, преподобный стал духовником В. А., при посредстве к-рого с прп. Сергием познакомился и вел. кн. Димитрий, к-рый также сделал троицкого игумена своим духовным отцом. Прп. Сергий был призван на общекняжеский съезд в Переяславле Залесском в кон. 1374 г., где решались вопросы войны и мира с Ордой и была достигнута договоренность о военном союзе и совместных действиях большинства правителей Сев.-Вост. Руси в случае нападения на них Мамая. Преподобные Сергий и Никон Радонежские (слева), прп. Афанасий Высоцкий и кн. Владимир Андреевич. Миниатюра из вкладной книги серпуховского Высоцкого мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 10) Преподобные Сергий и Никон Радонежские (слева), прп. Афанасий Высоцкий и кн. Владимир Андреевич. Миниатюра из вкладной книги серпуховского Высоцкого мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 10) Открытый разрыв с Ордой произошел раньше, чем предполагали рус. князья. В марте 1375 г. в Тверь из Москвы бежали недовольные вел. кн. Димитрием боярин И. В. Вельяминов и богатый купец Некомат, хорошо осведомленные о планах московских правителей. Тверской князь немедленно послал этих перебежчиков к Мамаю за великокняжеским ярлыком, а сам поехал договариваться с Ольгердом. 13 июля Некомат привез из Орды ярлык тверскому князю, к-рый сразу же начал войну против вел. кн. Димитрия. В Москве был объявлен сбор войск всех союзных князей, в их числе был и В. А. В кон. июля они выступили в поход. 5 авг. была осаждена Тверь, 1 сент., не выдержав осады и не дождавшись обещанной помощи от Орды и Литвы, Михаил капитулировал. Победители - московские князья Димитрий и В. А., их союзники - правители княжеств Сев.-Вост. Руси и Верховских земель, а также Вел. Новгород торжествовали победу. Тверское княжество было разорено. Согласно мирному договору, его правитель был вынужден навечно отказаться от притязаний на Владимирское великое княжество и Вел. Новгород, тверской князь был низведен до положения вассала московских князей и должен был действовать в русле московской политики. Орда и Литва на время лишились важного союзника.

http://pravenc.ru/text/159088.html

После 2-го обращения прп. Сергия к М. за благословением игумен ответил ему цитатой из св. ап. Павла. Удостоверившись в твердости намерений молодого инока, М. побеседовал с ним «мало нечто от духовных». Затем игумен решил уйти, но прп. Сергий «поклонися ему до земли» и снова просил молиться за него. После 3-го обращения к нему прп. Сергия М. вновь дал ему советы, а затем, «створив молитву», благословил прп. Сергия и вернулся домой («отъиде от него, изыде, отнуду же и прииде»). При этом, как отмечает прп. Епифаний Премудрый, М. оставил инока «в пустыни единого безмлъствовати и единьствовати», и тот «с коликым трудом духовным и с многым попечением начинаше начало еже житии наедине» ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 311-312). Из этого рассказа выясняется, что свидетели пострижения прп. Сергия приходили в Троицкую ц. вместе с М., а затем вернулись в свои дома. Т. о., можно предполагать, что М. был местным игуменом-старцем, хорошо знакомым жителям Радонежской волости, у к-рых он пользовался заслуженным авторитетом. Им вполне мог быть и выходец из Хотьковского мон-ря. Спустя неск. лет, когда вокруг прп. Сергия собралась братия, началось общее богослужение в Троицкой ц. Прп. Епифаний Премудрый отмечает, что с этой целью «на обедню» монахи призывали «некоего чюжаго, попа суща саном или игумена сътарца, и того приимаше и повелеваше ему творити святую литургию» (Там же. С. 320). Согласно обоснованному предположению исследователей, этим приходящим игуменом был М. ( Никон (Рождественский), архим. 1904. С. 63; Kovalevsky. P. 80; Бурейченко. 1960. С. 33; Борисов. 2001. С. 59-60). Через нек-рое время этот священник окончательно поселился в Троицком мон-ре. Будучи наиболее опытным из 12 монашествующих, М. среди них почитался как старший. Став игуменом обители, он прожил в ней всего год. М. тяжело заболел и, «неколико время поболев», скончался ( Клосс. 1988. Т. 1. С. 322). Почитание Прп. Сергий с благодарностью вспоминал М., «печяловашеся зело», и молился «дабы Бог дал игумена, месту тому наставника, отца же и правителя», «просящу игумена и истиннаго строителя месту тому» (Там же. Т. 1. С. 322). По-видимому, в этих характеристиках раскрывается та роль, к-рую М. играл в Троицком мон-ре. Еще во 2-й пол. XIV - 1-й четв. XV в. значение игумена в духовном становлении прп. Сергия и его роль в организации («строении») Троицкой обители были хорошо известны его современникам. Все это было зафиксировано в Житии ее основателя.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

Лит.: Некрасов И. С. О портретных изображениях рус. угодников в их житиях//СбОДИ на 1866 г. М., 1866. Отд. 2. С. 128; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 129, 228, 236; Скворцов Д. И. Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 408; Покровский Н. В. Церковно-археол. музей СПбДА: 1879-1909. СПб., 1909. С. 130-131, 52; Белоброва О. А. Портретные изображения Дионисия Зобниновского//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. 3. С. 175-180; То же// Белоброва О. А. Очерки рус. художественной культуры XVI-XX вв.: Сб. ст./РАН, ИРЛИ (ПД). М., 2005. С. 86-92. Ил. 21-26; Макарий (Веретенников), архим. Первый образ в иконографии рус. святых// Он же. Рус. святость в истории, иконе и словесности: Очерки рус. агиологии. М., 1998. С. 83-84; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 228-229, 340-341; Т. 2. С. 99-100; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 181, 227, 231-239. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/178331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ (кон. XIV - нач. XVII в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Стромынский. И. назван в Белозерских святцах (РНБ. Кир.-Бел. 516/773. Л. 15 об., 1626 г.) под 21 марта: «В тои ж день преподобных отець Иякова, иже на Костроме, и другаго Иякова, иже на Стромыни, новых чюдотворцев». Очевидно, что память И. (вместе с ним упом., видимо, прп. Иаков Железноборовский († 11 апр. 1442), канонизированный во 2-й пол. XVI - 1-й четв. XVII в.) помещена под 21 марта не потому, что это был день кончины святых, но в связи с празднуемой в этот день памятью св. исп. Иакова Нового , еп. Катанского. В святцах РНБ. Кир.-Бел. 493/750. Л. 54, сер. XVII в., память И. помещена под 21 марта без определения его как «нового чудотворца», но с указанием на то, что он был игуменом «Живоначалныя Троица, иже на Стромыни». И. не упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.), в старообрядческих святцах, аккумулировавших данные о рус. святых до сер. XVII в. По источникам известен один мон-рь «на Стромыни» - Стромынский в честь Успения Пресвятой Богородицы , основанный прп. Сергием Радонежским по повелению вел. кн. св. Димитрия Иоанновича на р. Дубенке (приток Клязьмы), в 37 км к юго-востоку от Троице-Сергиева мон-ря. 1 дек. 1379 г. в мон-ре была освящена ц. Успения Пресв. Богородицы, 1-м настоятелем обители стал прп. Леонтий Стромынский, ученик прп. Сергия (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 137-138; см.: Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 86-87). В 1616 г. Стромынский Дубенский мон-рь был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю ( Зверинский. Кн. 2. 1212. С. 348). Этим обстоятельством, вероятно, объясняется сообщение в святцах об игуменстве И. в мон-ре «Живоначалныя Троица, иже на Стромыни», к-рое, т. о., должно датироваться не ранее 1616 г. Архим. Леонид (Кавелин) писал об ученичестве И. у прп. Сергия, по всей видимости отождествляя его с прп. Иаковом Радонежским. С этим мнением не были согласны Е. Е. Голубинский и еп. Никон (Рождественский) ( Голубинский. Канонизация святых. С. 357; Никон (Рождественский), еп. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. М., 1989р. С. 232-233). По позднему церковному Преданию, мощи И. почивали в соборе Успенского Стромынского мон-ря ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144). В 1764 г. мон-рь был упразднен, в 1785 г. Успенский собор был разобран и перевезен в с. Капотня Московского у. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) .

http://pravenc.ru/text/200181.html

Кроме единоличных икон существует ряд икон с изображением Собора Радонежских святых, в состав которых входит образ М. Г. Еще в Буслаевском иконописном подлиннике кон. XVII - нач. XVIII в. под 21 янв. приведена память М. Г.- «Радонежского чюдотворца» (РНБ. Q.XIII.11. Л. 80-81 об.). Самая ранняя икона этого типа - «Прп. Сергий Радонежский, с учениками в молении Св. Троице» (вклад Анны Шереметевой в Троице-Сергиеву лавру, после 1674, СПГИАХМЗ) с пластинчатым серебряным окладом. На иконе ученики прп. Сергия расположены в 3 ряда в молении иконе Св. Троицы, расположенной в центре верхнего поля. В каждом ряду по 2 группы учеников, стоящие друг напротив друга. Изображение М. Г. находится в нижнем ряду, он представлен крайним справа, за фигурой прп. Елисея Радонежского. Фигура дана в рост, в 3/4-ном развороте влево, взгляд М. Г. обращен вверх, руки протянуты вперед в жесте моления; широкая борода доходит до груди. На святом зеленый подрясник и длинная коричневая мантия с желтой разделкой, схима, на голове - камилавка. На иконе «Радонежские чудотворцы», созданной попечением «старца Антония Болотникова» (2-я пол. XVII в., ризница Троице-Сергиевой лавры), 6 святых, изображенных на голубом фоне, разделены на 2 стоящие друг напротив друга группы в молении к благословляющему Христу в облачном сегменте вверху. М. Г.- старец с круглой формы седой бородой до груди - представлен в 3/4-ном повороте влево в нижнем ряду, за прп. Михеем Радонежским; на нем подрясник цвета золотистой охры и длинная коричневая мантия, на голове черная камилавка, левая рука в жесте моления, в правой руке держит свернутый свиток. На иконе Радонежских святых кон. XVIII - нач. XIX в. из ц. прор. Илии в Сергиевом Посаде в верхней части, на облаках,- деисусная композиция, ниже, на фоне голубого неба, представлены 8 святых, разделенных на 2 группы, М. Г. изображен 1-м в верхнем ряду в правой группе. На нем черные монашеские одежды, на голове черная камилавка, правая рука приложена к груди, в опущенной левой держит свернутый свиток. Белая седая борода доходит до груди, из-под камилавки выбиваются седые локоны волос. На иконе «Святые ученики прп. Сергия Радонежского» кон. XIX - нач. XX в. из Троице-Сергиевой лавры преподобные изображены на золотом фоне в 2 группы, по 4 ряда в каждой. М. Г. представлен в рост в 3/4-ном повороте влево в нижнем ряду правой группы, между прп. Дионисием Радонежским и свт. Серапионом, архиеп. Новгородским. У него коричневая широкая борода до груди. Левой рукой М. Г. указывает на икону Св. Троицы, к-рую держат стоящие в центре преподобные Сергий и Никон Радонежские.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010