г., Соловки – ?]. Письмо 24 . О. Кириллу (Зленко)  25 Честнейший о Господе о. Кирилл! Мир тебе и Божие благословение. Я тебе уже послал одно письмо, пишу другое. От вас ни от кого не получал. Мамаша видимо приближается к кончине. Прежде у нее были моменты сознания, теперь уже нет. Очень хорошо она меня узнала на 2-ой день моего приезда. Очень приветливо улыбнулась и, взяв мою руку своей рукой, целовала мою руку. Теперь не открывает глаз и сердце слабеет, дыхание неровное. Поэтому я думаю еще пожить несколько дней, ожидая ее кончины. Чувствую себя как-то грустно. Никогда я не чувствовал себя таким чужим в своей семье, как этот раз. Думаю по двум причинам происходит это. Мамаша – связующее звено. Ее среди нас нет. Это первое. Второе – нет отклика моему настроению в окружающих. Мне кажется, что я еще никогда не слышал и не участвовал в таких разговорах, какие я слышу. Костюмы женщин и дома, и в церквах, и на улице – возмутительны. У детей совсем не детские разговоры. Родные по плоти – чужды по духу. Мне кажется, что я никак не согласился бы жить в семье, и думаю, почему это некоторые иноки или инокини просятся у меня на родину? Куда? Зачем? О неразумие! И я приглядываюсь к сатанинской хитрости. Сначала все это мирское противно, потом привыкает человек, потом ему начинает нравится, ибо все обращено на чувственность, которая есть у каждого человека. И оживает человек для мирской жизни, от которой отрекся, которая приносит для инока смерть душевную. Бедна жизнь в Козельске, и в нем ходят так же полураздетые, но по сравнению с Москвой – благодать, а главное, есть люди единодушные, с коими можно говорить откровенно. Да хранит всех вас Господь. О. Геронтию и всем чадам моим духовным мир и Божие благословение. Все ли живы и здоровы? По силе моей о всех молюсь и прошу у всех и у тебя св. молитв. Прости. Грешный Иеромонах Никон. 8/21 июня 1926 г. Москва. М.И. привет мой. Письмо Преосвященному  26 Ваше Преосвященство, милостивейший отец и архипастырь! Припадая мысленно к стопам вашим, усердно испрашиваю Ваших святительских молитв и архипастырского благословения. Приношу Вам, Владыко святый, мою смиренную благодарность за Ваше внимание к моей худости и Вашу любовь. Я их ничем не заслужил пред Вами и приемлю их от Вас, как проявление милости Божией. Спаси Вас Господи! Ниспосланное приемлю покорно, как волю Божию. Доселе Господь дает мне силы душевные и телесные к перенесению всего. Я покоен. Помолитесь, дабы милость Божия и впредь не оставила меня. Помолитесь, Владыко святый, и за чад моих духовных – они скорбят несравненно больше меня. Простите, Бога ради, за все и не забудьте в молитвах Ваших Вашего недостойного послушника грешного иеромонаха Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Прилагаю выписку из сочинений еп. Игнатия. Бог ведает нужды наши прежде прошений наших, но заповедует просить необходимое; доказательство сему Богом данная молитва «Отче наш». Требуется, так сказать, высказать смирение, произволение и желание принять блага, даруемые туне Господом Богом, уготовить себя, настроить себя с благодарностию принять эти блага; а если бы дарование этих благ замедлилось, то уготовить свою душу к благодарному терпению, ибо замедление это имеет целию дарование человеку сугубых дарований. В терпении нужно стяжавать свое спасение: терпение необходимо; другими словами – необходим крест. Вникни в смысл и уразумеешь. Да даст убо тебе Господь разум о всем. На ектении об оглашенных наклоняют голову только оглашенные. Прилагаю еще выписку из журнала, без начала и конца, которую я совершенно случайно нашел в бумагах своих, не зная, как она ко мне попала. Но мысль в этом отрывке глубокая: прими ее к сведению, а выписку пришли мне обратно. Усердно желаю тебе всякого благополучия, здравия и спасения. Да хранит тебя Господь. Сестрице твоей В[алентине] и девице N. мой привет и Божие благословение. Постоянно молитвенно памятую о всех вас. Благодать и мир Божий да будут и пребудут над вами всеми. – Начал писать в Козельске, а заканчиваю в О.П., в дорогой келлии моей. Грешный Иеромонах Никон. 1924 г. 1/14 мая. Приложения к письму: Приложение 1-е: Из епископа Игнатия: Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей, в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою, – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимы Промыслом Божиим. Полный веры и рождаемых ею мужества и великодушия, плыви бесстрашно среди мрака и воюющей бури к тихому пристанищу вечности: тебя невидимо руководит Сам Иисус. Благочестивым глубоким размышлением изучи молитву Господа, которую Он приносил Отцу в саду Гефсиманском в многотрудные часы, предшествовавшие Его страданиям и крестной смерти. Этою молитвою встречай и побеждай всякую скорбь. Отче Мой, – молился Спаситель, – аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Молись Богу о удалении от тебя напасти, и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой; предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства и настоящие и будущие, предай близких сердцу, близких твоих воле Божией, всесвятой и премудрой. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Эти учёные старцы занялись переводами и преподаванием греческого и латинского языков. Многие московские книжные люди с недоверием отнеслись к науке, привезённой киевскими учёными, и подозревали их в неправославии. Но просветительная деятельность киевских учёных нашла себе сочувствие среди лучших русских людей. Покровителем киевских учёных был патриарх Никон . Он поручил им исправление богослужебных книг, а Епифания назначил главным справщиком 9 и начальником основанного в Чудовом монастыре греко-латинского училища. Епифаний оказал весьма важные услуги русскому просвещению. Кроме занятий по школе и исправлению богослужебных книг, он сделал много переводов, издал не мало сочинений, в числе которых были учебные пособия. Так он перевёл не мало отеческих творений, перевёл Фотиев номоканон с толкованиями, с латинского языка перевёл несколько книг по истории и географии, составил филологический словарь, в котором были объяснены слова священного писания на основании отеческих творений, и греко-славяно-латинский лексикон. Кроме того, Епифаний написал несколько поучений, похвальных слов и канонов. Епифаний оказал русскому просвещению и ту важную услугу, что воспитал учеников, в совершенстве знавших греческий язык 10 . Просвещение в XVII веке Великороссии не ограничилось только распространением в ней греческого образования чрез посредство киевских учёных и греков. Киевская Русь познакомила Москву и с западным латинским образованием. Представителем латинского образования в Москве явился иеромонах Симеон Полоцкий , воспитанник киевской Могилянской коллегии. Прибыв в Москву в 1664 году, Симеон вскоре сделался приближённым при царском дворе. Сначала царь поручил ему обучение по-латыни подьячих приказа тайных дел. Симеон открыл латинскую школу в московском Заиконоспасском монастыре 11 . Затем он сделался воспитателем царских детей и постоянно получал различные учёные поручения. Памятниками учёной деятельности Полоцкого остались его разнообразные сочинения. Он составил два больших сборника проповедей под заглавием: «Обет духовный» и «Вечеря душевная», написал богословие по латинскому схоластическому методу под заглавием: «Венец веры», против раскольников написал сочинение, названное им «Жезл правления 12 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

—114— тельность человека должна быть руководима разумным его сознанием»… Очевидно, в этих неуклюжих словах автор выражает ту совершенно верную мысль, что высшие требования христианской религии опираются на естественное нравственное сознание и легко вырождаются в лицемерие без общечеловеческой культурной опоры. При значительной снисходительности в оценке, автору этого крайне скромного труда можно дать звание кандидата богословия». Справка: I) Иван Беляев окончил курс в Московской Духовной Академии в минувшем 1906-м году со званием действительного студента и правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения. – 2) Определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058 «присуждение звания действительного студента и степени кандидата» отнесено в разряд дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Действительного студента Академии Ивана Беляева утвердить в степени кандидата богословия и выдать ему установленный диплом на эту степень. XXIV. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии учителя церковно-приходских (утренней, вечерней и воскресной) школ при Московском Даниловском обществе трезвости, кандидата Московской Духовной Академии выпуска 1895 года Дмитрия Розанова: «Имею честь почтительнейше заявить Вашему Преосвященству, что в виду ожидаемого мною назначения меня Учебным Комитетом на духовную педагогическую службу, я имею крайнюю нужду в академическом аттестате. Тот же аттестат, который мне выдан был ранее, совершенно нечаянно утерян мною в Москве – в одном из трамвайных вагонов, о чём я своевременно заявил сыскной полиции, которая, в свою очередь, печатно объявив о сей утрате, выдала мне надлежащее удостоверение. Усерднейше осмеливаюсь просить Ваше Преосвященство милостиво разрешить мне получить копию с моего аттестата для представления её на место моего нового назначения». Справка: По определению Совета Академии от 14 января —115— 1905 года кандидату Дмитрию Розанову уже выдана была копия взамен утраченного им подлинного диплома на степень кандидата богословия от 11 августа 1895 года за 418-м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так мы не знаем достоинства души своей и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод. Почему же мы, по крайней мере, не плачем, подобно Адаму и Еве. Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез» ( Иер.9:1 ). У нас же большей частию забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы. Всеблагий Господи! Помози нам презирать все скоропреходящее и пещися о едином на потребу спасения душ наших» 101 . В псалмах царя и пророка Давида есть такие слова: «Во псалтири десятоструннем пою Тебе» ( Пс.143:9 ). Что это значит? Духовное, таинственное значение этих слов прекрасно раскрывает иеромонах Никон (Беляев) – последний Оптинский старец: «...десятиструнная псалтирь – это человек с его пятью внешними и пятью внутренними душевными чувствами, на которых, как бы на десяти струнах, и должен человек петь Господу, т. е. жительство свое проводить согласно с заповедями Божиими, чтобы все поведение, вся жизнь была как бы постоянным пением Божественным. «Пою Богу моему, дóндеже есмь» ( Пс.103:33 ). Когда струны псалтири не настроены как должно, когда они звучат нестройно, несогласно, невозможно на ней играть. Не может она издать стройных звуков, не может получиться правильной песни. Так и у человека, когда его чувства не приведены в согласие и не имеют общего согласного устремления к Богу, когда человек еще любит грех или когда грех против воли человека насилует его, тогда не может он издать стройных звуков духовной жизни, не может всею жизнью, всем поведением, всеми чувствами своими воспеть песнь святую, песнь Божественную. Нужно понудить себя, чтобы привести себя в порядок, нужно потрудиться в подвиге ради Господа, потерпеть всякую тяготу и неудобства в борьбе с собою, со своими страстями. Когда учатся играть на скрипке, тогда вначале у играющего получаются очень неприятные, неправильные, резкие звуки, настолько они неприятны, что, кажется, убежал бы куда глаза глядят от этих звуков. Но постепенно человек привыкает, научается играть, звуки получаются все правильнее и правильнее, и, наконец, польются нежные, прекрасные звуки чудной музыки. Одному это удается скорее, другому длительнее; иногда и при всем старании никак не наладится играющий, все время получается не так, как ему хотелось бы. Нужно терпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

К духовнику надо иметь откровенность и искренность, а не лукавство. Старайтесь тщательно очищать сердца свои от всего, Богу неугодного, откровенною исповедью, Иисусовой молитвой и исполнением заповедей Божиих, так как только очищенное сердце может петь песнь Господню. Приходит мне тут же на память и другой псалом (100-й), который читается на первом часе: «Милость и суд воспою Тебе Господи», ибо в этом псалме также можно видеть учение о внутреннем делании и молитве Иисусовой: «во утрия избивах вся грешныя земли». Во утрия, то есть в самом начале, в самом зачатке, как только появятся эти грешники земли, страстные проявления сердца нашего – младенцы вавилонские, так и должно их избивать. Смысл сего псалма мною уже вам разъяснен: путь непорочный, совершаемый исполнением всех заповедей Божиих. Когда человек во всем живет непорочно, когда единственное желание его – соединение с Господом в молитве и вообще духовной жизни, он восклицает: «Когда же Ты, Господи, придешь ко мне?». Человек испытывает себя, следит за собой и видит, что непричастен он злым делам, и просит Господа прийти к нему. В молитве Иисусовой, в хранении сердца, в трезвении и внимании, в милости и духовном рассуждении проводит жизнь свою человек, не позволяет себе иметь на кого-либо злого сердца, не устремляет очей сердца своего на что-либо противное закону Божию; удаляется всякого законопреступного дела по ненависти ко греху и греховным помыслам и чувствам. Настолько противен человеку грех , что он не оказывает его проявлениям в себе никакого внимания: приходил враг, хотел соблазнить раба Божия на грех какой-либо, но так, не успевши в своем намерении, и отошел от него. Не усладился раб Божий предлагаемым грехом, не обратил никакого внимания на него, даже не познал, с каким именно видом греха приходил враг. «Уклоняющегося от Мене лукавого не познах». Всякий помысл, клевещущий на ближнего, изгоняет из своего сердца раб Божий, не позволяет себе осуждения, гордости, зависти, несытого сердца. Все внимание подвижника, блюдущего сердце свое «на верныя земли», устремлено на благие помыслы и чувства, одобряемые верою Христовою, ибо они помогают идти путем непорочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Епископ Игнатий (Брянчанинов) совершенно определенно говорит, что без чистой и искренней исповеди не сможет человек победить свою страсть. Когда же грех по какой-либо причине прорвался наружу, то есть, совершен делом, то нужно считать себя совершенно виноватым в том, что грех совершен, каяться сугубо в нем, не ища себе извинения, как поется: не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных ( Пс.140:4 ). Опыт показывает, что только тогда человек умиротворяется, когда себя всецело признает виноватым, и кается в своем грехе, не стараясь его уменьшить в своих и чужих глазах. А суд за грех принадлежит Богу; духовник – посредник между Богом и человеком кающимся, он может при разрешении греха принять во внимание обстоятельства греха и судить строже или снисходительнее, но все же обязан грех признать грехом, ибо грех всегда есть грех. Случается, что находящиеся при совершенно одинаковых условиях поступают по-разному: один падает, другой – воздерживается. Поэтому только сознание своей вины успокаивает совесть человека. Трудно вырваться из-под власти греха. Спасителен страх смерти, а милость Божия дает время на покаяние; нужна настойчивость в борьбе с грехом, хотя бы грех по временам и одолевал. Необходимо удаляться от соблазнов и суеты вообще. Цель попущения Господом преткновений заключается в приобретении человеком смирения и отвержения самонадеянности. Необходимо отвергнуть всякое уныние и продолжать борьбу с грехом. Страсть тщеславия Страсть тщеславия уничтожает веру в сердце человеческом, тщеславие делает сердце человека неспособным для веры во Христа, для исповедания Христа... Попущение Божие Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело смиренно хранить веру Христову. Если вера соблюдена – есть и надежда спасения. Вера должна сохраняться, с воздержанием от всякого греха. Молись усердно Господу, дабы пробыть с Ним до конца. Он не оставит и спасет. Не унывай, бодрствуй!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Гряди ко Господу прямой дорогой, а будущее всецело предоставь Господу. Господь хочет твоего спасения, и это спасение есть цель нашей жизни. Единственная истинная цель. Что не созиждется на этой цели, все рушится, оставляя горькое раскаяние в душе человека. А труды ради спасения хотя и не сразу, но доставляют душе мир и в жизни блаженных – покой. Надежда на Бога Господь – упование мое и прибежище мое (см. Пс.17:3 )! В предании и себя, и всего воле Божией обретаю мир душе моей. Если я предаю себя воле Божией, то воля Божия и будет со мной совершаться, а она всегда благая и совершенная. Если я Божий, то Господь меня и защитит, и утешит. Если для пользы моей пошлется мне какое искушение – благословен Господь, строящий мое спасение. Даже при наплыве скорбей силен Господь подать утешение великое и преславное. Так я мыслю, так я чувствую, так наблюдаю и так верую. Терпение и надежда Веруй, что если трудно и приходится терпеть, терпишь по воле Божией и суду Божию праведному ради спасения. Если мы и прегрешили, но от Бога не отступили – значит, мы Божии. Да смиряет тебя мысль сознанием греховности своей и заслуженности праведного наказания, и да окрыляет надеждой спасения, которое строит непостижимо для нас промышление Божие о нас. Истинно милостив Господь: не забыл Он тебя и не забудет. За все слава Богу! Молитва Где мы бессильны, единственное средство – молитва . Господь превыше нашего разумения строит все и жизнь нашу. Да будет воля Его, а мы в ней и с Ним всегда да пребудем. Будем молиться Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах; иного пристанища и надежды не вижу. Человеческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия. Да не посрамит Господь веры нашей в преданность воле Его. Действие благодати – дар Божий; обрести его самовольно нельзя. Помнить нужно, что «не придет Царствие Божие приметным образом» ( Лк.17:20 ). Необходимо нужно знать, что первым и основным настроением при молитве должно быть не ожидание наслаждений, а приношение Богу покаяния и смирение; нужно знать, что необходима борьба со страстями и очищение сердца от страстей; что достигается эта чистота сердца хранением заповедей Божиих, без чего немыслима вообще духовная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Однажды Батюшка с преосвященным Кириллом, пораженные чудным видом в лунную ночь в Казани, невольно перешли к разговору о вечной, нетленной красоте в Царстве Небесном. - " А там-то как? А там-то как, Павел Иванович?» – говорил преосв. Кирилл. И теперь, конечно, наслаждается он тем, чего мы даже вообразить себе не можем. Блаженная душа... С ним я любил побеседовать. Да вот и с вами поговорить мне все-таки доставляет утешение... 20 декабря Батюшка не раз говорил мне, что к нему приходят «блаженные души». Да и вообще при разговоре употреблял неоднократно это выражение. А вчера Батюшка объяснил мне, почему он называет их блаженными. – Я их называю блаженными, – говорил Батюшка, – потому что у них есть великое сознание своей немощи, греховности, и при этом сознании – твердая вера в Бога... А также недавно говорил следующее: – Был человек богат, стал вдруг нищим. Это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным. И это поправимо, ибо и с нищим, и с больным есть Христос. А потерять веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры... 21 декабря Нужды материальной я никогда не испытывал. Даже напротив, от пелен до смерти дедушки, т. е. до 13-летнего возраста, я жил чуть ли не в роскоши. Кроме того, был любимцем бабушки, да кажется, и дедушки. Одним словом, мне хорошо жилось. Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений – все это меня радовало. Но хорошо помню один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак: горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты. И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я кушаю сладости, в комнате тепло... Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого. Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или, голодные, сидят в холодных подвалах... Помню еще, как-то в Рождественский сочельник мне было как бы грустно, скучно. Трудно выразить то состояние словами – ничем не хотелось заняться, я ходил из одного угла комнаты в другой..., неудовлетворенность какая-то, но вполне безотчетная. Теперь я думаю, что душа моя жаждала духовного утешения, ибо в церкви я в тот день не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Его душа скорбела, когда в своих чадах он замечал что-либо подобное. Между тем, сам он однажды признался, что у иного из архиереев, по-человечески, не стал бы брать благословение, хотя как верный сын Церкви по долгу сослужил бы всякому законному иерарху, невзирая на его сомнительные взгляды. При своих глубоких переживаниях апостасии в Церкви Батюшка оставался незатронутым скандализирующим пафосом некоторых не по разуму ревнующих братьев. Он не видел возможности добиваться правды неблагословными средствами – например, ценой расстройства мира: внутреннего – в душе, и внешнего – в обители, в Церкви. Можно сказать, что Батюшка не обманывался в этом оттого, что всю душу свою покорил той мудрости, которую Оптинский преподобноисповедник Никон (Беляев) выразил в следующих словах: «Единственное зло есть грех». Болезнуя душой за состояние дел в Церкви, Батюшка никогда не отрекался разъяснять искренне обращавшимся к нему ту исповедническую позицию, которой придерживался сам, заботясь и о том, чтобы учесть особенности жизни, нравственного склада, меру веры и духовный возраст тех, кто искал у него совета, дабы не стать для немощных законником, накладывающим бремена неудобоносимые. Он свидетельствовал, а не полемизировал, и не травмировал тех, кто по каким-либо причинам не мог принять его понимания истины. К пререкаемой теме новых документов Батюшка относился с серьезной вдумчивостью, будучи одинаково далек как от легковесного отрицания самой проблемы, так и от зилотской подмены дела спасения радикальной идеологией; он полностью разделял взгляд архимандрита Кирилла (Павлова) : «Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать». «Когда выдаваемый документ будет снабжен единым универсальным номером, «отвечающим» за все сферы жизнедеятельности человека (то есть, когда паспорт будет заменять и кредитку, и водительские права, и медицинский полис, и т.д.), брать его нельзя ни в коем случае», – говорил он. Небесная правда стояла для Батюшки на первом плане и тогда, когда он заговаривал о потерянном нами и еще не оплаканном счастье иметь на земле Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010