Он был священнослужителем в маленькой домовой церкви г. Краснодара, находившейся на самом углу Гоголевской и Пластуновской улиц, в честь чудотворной Грузинской Иконы Божией Матери. Возвращаясь однажды (в 1921 году) в 3 часа дня домой, а жил он при молитвенном доме, он увидел множество народа, столпившегося на углу и смотревшего на наружную Икону Божией Матери. В народе было волнение. На глазах у всех происходило обновление иконы. С трудом о. Иоасаф пробрался к себе в келью. Сейчас же к нему явились агенты ЧК, требуя, чтобы он вышел и успокоил толпу, чтобы народ разошелся. О. Иосаф отказался выйти к народу, несмотря на угрозы агентов, что иначе он будет немедленно арестован. Как он рассказывал потом, – его совесть не позволила ему выйти к народу и отрицать то, свидетелем чего он был сам. Он был немедленно арестован и затем вскоре судим. На суде был допущен упомянутый выше защитник г. Хинтибидзе, который заявил в своей речи, что такие враги советской власти, как Берсенев, не опасны, так как они никогда не станут стрелять из-за угла, что эти люди, которые открыто заявляют себя верующими и не отступают от своих убеждений, даже когда им угрожает наказание, совершенно для советской власти безвредны и, в заключении призывал суд оправдать его потому, что наказав его, суд тем самым сделает его мучеником в глазах верующих, чего не следует делать. Однако, о. Иоасаф был осужден, хотя и на короткий срок. Выйдя на свободу, он вернулся в свой молитвенный дом. Период, когда судили Епископа Евсевия, он был на свободе и имел возможность посещать заключенных в городской тюрьме. О. Иоасаф знал, что скоро очередь дойдет до него, но считал своим долгом пока имеет возможность разъяснять народу, что все заключенное духовенство преследуется властью не за политику, а за исповедание православной веры, и с амвона открыто об этом говорил. В то время о. Иоасафу было не более 35 лет, он в молодые годы принял монашество и подвизался в Соловецком монастыре. Вскоре после высылки Епископа Евсевия и других был арестован и о. Иоасаф и выслан в неизвестном направлении. Больше о нем сведений не было. Протоиерей о. Александр Пурлевский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Кроме писем от домашних и родственников, о. Алексей получал много писем от знакомых священников и от духовных детей и имел довольно полные сведения о событиях тогдашней церковной жизни. Ему писали, что на Нилов день много народу сошлось в Нилову пустынь. " После крестного хода был молебен с многолетием всем арестантам... Патриарху Тихону... архиепископу Тверскому Серафиму, епископу Старицкому Петру, епископу Осташковскому Гавриилу и епископу Новоторжскому Феофилу " . Вскоре по прибытии в Самарканд о. Алексея вместе с другими ссыльными отправили еще дальше, в Джизак. В мае 1923 года уполномоченный ГПУ получил распоряжение собрать сведения обо всех политических партиях, а также обо всех проживающих в районе административно-высланных священниках и представить о том доклады. В ответ местный уполномоченный представил в ГПУ Туркестана рапорты осведомителей-обновленцев, в одном из которых писалось: " Доношу, что административно-высланные священники Александр Маков, Александр Пурлевский, Василий Куприянов, Алексей Бенеманский ведут усиленную агитацию среди прихожан и членов приходского совета против Живой обновленческой церкви и высшей власти духовного управления, чем возмущают вообще общественное мнение, что и случилось на заседании членов совета. Благодаря их агитации заседание членов совета Ширяевым и Вознесенским было сорвано. Приспешниками вышеозначенных священников являются Клейсторин, Ширяев, Сергеев и Вознесенский. Живая обновленческая церковь и высшая духовная власть вполне признают советскую власть и руководствуются всеми ее законоположениями, и какое бы ни было сделано распоряжение высшего духовенства властью обновленческой церкви, это делается с ведома и согласия советской власти. Значит, здравый смысл говорит за то, если не признают распоряжений высшей духовной власти, то равносильно и не признают советскую власть, а не признающим советскую власть вышеозначенным лицам не должно быть и места среди нас. Ввиду того, чтобы в дальнейшем не дать им возможность пустить глубокие корни, необходимо их разогнать поодиночке, а то они служат по учреждениям и имеют полную возможность агитировать среди служащих, а если бы они голодовали, то не вздумали бы заниматься агитацией, а то Клейсторин двум священникам дал готовую бесплатную квартиру и платит содержание как служащим по шесть тысяч рублей.

http://fond.ru/kalendar/1315/aleksiy/

2 мая 1921 г. хиротонисан в Москве во епископа Рыльского, 2-го викария Курской епархии. По поручению Курского архиеп. Назария (Кириллова ; с авг. 1921 митрополит) подготовил проект разделения территории Курской епархии на 2 полусамостоятельных вик-ства - Рыльское и Белгородское. Имел резиденцию в рыльском во имя святителя Николая мужском монастыре , совершил поездки почти во все города и мон-ри Курской епархии, побывал и во мн. сельских приходах, часто проповедовал. Хотя П. не был искусным оратором, его проповеди находили отклик у слушателей. Составил неск. акафистов, в т. ч. службу с акафистом своему небесному покровителю свт. Павлину Ноланскому. В Курске образовалась община духовных детей П. К ним присоединились монахи из закрытой властями Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . Двое из них - иеромонахи Таврион (Батозский) и Андроник (Лукаш) стали в дальнейшем помощниками П. Верным советником П. была его мать, мон. Евдокия (Крошечкина), принявшая иноческий постриг. Вместе с митр. Назарием П. выступил против образованного при поддержке властей в мае 1922 г. обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). В кон. авг. того же года, после отъезда из Курска митр. Назария, возглавил борьбу сохранившего верность Патриаршей Церкви духовенства (ок. 1/3 клира епархии) против обновленческого Курского епархиального управления во главе с признавшим ВЦУ Белгородским еп. Никоном (Пурлевским). Противодействие обновленцам стало причиной ареста П. 5 дек. 1922 г. на состоявшемся в Курске открытом судебном процессе он был приговорен за «присвоение административных полномочий» и проведение нелегальных собраний к 5 годам заключения (по др. сведениям - 20 февр. 1923 приговорен Курским областным судом к 2 годам заключения «без строгой изоляции»). Отбывал срок в одной из тюрем Москвы. Через год был освобожден. Проживал в Москве под адм. надзором властей, сохранял связи с общиной закрытого Новоспасского мон-ря. Активно поддержал заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в борьбе с григорианским расколом . Находясь в Москве, 2 февр. 1926 г. П. засвидетельствовал разрыв с григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) и возвращение в каноническую Церковь Переславского еп. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 438). 2 апр. того же года П., видимо вернувшись на нек-рое время в Курск, вместе с митр. Назарием (Кирилловым) подписался под суждением 25 архипастырей о «раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС)» и о поддержке каноничных мер прещения против членов ВВЦС со стороны митр. Сергия (Там же. С. 450). 14 окт. 1926 г. митр. Сергий назначил П. епископом Полоцким и Витебским, но, видимо, он не отбыл к новому месту архиерейского служения (по др. сведениям - совершил короткую поездку в Витебск), т. к. выступал в это время главным инициатором и организатором проведения выборов нового патриарха путем тайного опроса архиереев.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

Агент-осведомитель Кубанской ЧК доносил: «Это видные люди церковной жизни на Кубани» Как писал агент-осведомитель Кубанской ЧК, «все указанные священники известные как определенные и злостные контрреволюционеры, могущие иметь громадное контрреволюционное влияние на массы, способные при удобном случае с крестом в руках повести народ против соввласти… это были видные люди церковной жизни на Кубани» . Уже одно это свидетельство сотрудничающего с властью говорит об очевидном и для безбожников масштабе личностей священномучеников. Народная любовь к выдающимся пастырям была настолько сильной, что при переводах на другие приходы люди шли к архиерею с просьбами оставить своих священников на прежних местах. В августе 1921 года служившие в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара протоиереи Иоанн Говядовский и Александр Пурлевский ожидали перевода в другой храм. Они оба были выпускниками духовных академий, имели опыт преподавания и живого богословия – уже только это располагало и привлекало каждого приходящего к ним. Многочисленные прихожане, обеспокоенные новостью о переводе, обратились к епископу Кубано-Черноморскому Иоанну с прошением, в котором ходатайствовали оставить «на своих местах таких выдающихся просвещенных пастырей-проповедников», поскольку «в наше печальное время оскудения веры духовное просвещение и творчество, академическое образование и ораторский талант среди духовных пастырей слишком редкие явления, без которых, как без воспламеняющей искры, грозят угаснуть и заглохнуть наши лучшие религиозные порывы, представляющие собой единственное наше утешение в дни общей скорби» . Об отце Иоанне Говядовском писали, что «еще никто не совершал литургию и вечерню и все требы так душевно и с чувством религиозным; хорошо слушать такого пастыря», который «так отчетливо передавал евангельские слова и всегда беседовал» . Август 1921-го стал последним месяцем спокойного служения кубанских священномучеников: масштабная операция уже разрабатывалась, и оставались считанные дни до арестов. Безбожная власть руководствовалась несколькими целями, среди которых было и нанесение удара по духовенству, связанному с епархиальными финансами.

http://pravoslavie.ru/116363.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Доношу, что административно-высланные священники Александр Маков, Александр Пурлевский, Василий Куприянов, Алексей Бенеманский ведут усиленную агитацию среди прихожан и членов приходского совета против Живой обновленческой церкви и высшей власти духовного управления, чем возмущают вообще общественное мнение, что и случилось на заседании членов совета. Благодаря их агитации заседание членов совета Ширяевым и Вознесенским было сорвано. Приспешниками вышеозначенных священников являются Клейсторин, Ширяев, Сергеев и Вознесенский. Живая обновленческая церковь и высшая духовная власть вполне признают советскую власть и руководствуются всеми ее законоположениями, и какое бы ни было сделано распоряжение высшего духовенства властью обновленческой церкви, это делается с ведома и согласия советской власти. Значит, здравый смысл говорит за то, если не признают распоряжений высшей духовной власти, то равносильно и не признают советскую власть, а не признающим советскую власть вышеозначенным лицам не должно быть и места среди нас. Ввиду того, чтобы в дальнейшем не дать им возможность пустить глубокие корни, необходимо их разогнать поодиночке, а то они служат по учреждениям и имеют полную возможность агитировать среди служащих, а если бы они голодовали, то не вздумали бы заниматься агитацией, а то Клейсторин двум священникам дал готовую бесплатную квартиру и платит содержание как служащим по шесть тысяч рублей. Также и Ширяев принял жену одного священника и оказывает всевозможную помощь, а советские труженики не имеют места службы, ходят голодают». Автор другого аналогичного рапорта трубил тревогу по поводу влияния «попа Бенеманского» на членов приходского совета джизакской общины: «Члены церковного совета, более сознательная часть, как Самецкий, Ширяев, Вознесенский, подпали под влияние ссыльных попов Бенеманского и Куприянова, которые внушали, что ни в коем случае обновленчество церкви не пройдет и что Тихон освобожден, и соборные постановления не признал, и остался при своем сане, и предложил священству Живой церкви освятить свои церкви с благословением Тихона, а самим священникам покаяться. Эти слова сказал Бенеманский членам церковного совета, которые стали их последователями».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-al...

Положение о созыве собора 1923 года было подписано расширенным составом ВЦУ под председательством митрополита Антонина, при заместителях протоиереях Введенском и Красницком, членах обновленческом митрополите Киевском Тихоне (Василевском) , архиепископе Нижегородском Евдокиме (Мещерском) , епископе Курском Никоне (Пурлевском) , протоиереях Борисе Дикарёве , Дмитрии Адамове , Николае Боголюбском , Николае Попове , Димитрии Соловьёве , Георгии Добронравове , Григории Колоколове , Александре Эндеке и управляющем делами Новикове. Большинство решений Собора 1923 года было принято по согласованию с органами государственной власти. Не был исключением и вопрос о судьбе обновленческого ВЦУ. Так, на заседании Антирелигиозной комиссии 27 февраля постановлено, чтобы собор принял решение о ликвидации ВЦУ и всех местных епархиальных управлений и тем " провел в жизнь " Декрет 1918 года " Об отделении церкви от государства и школы от церкви " . Узнав об этом предписании Антирелигиозной комиссии, члены обновленческого ВЦУ высказали свое несогласие. " Они,- писал 1 марта 1923 года Емельяну Ярославскому начальник VI отдела ОГПУ Евгений Тучков ,- на это идут крайне неохотно, им желательно, чтобы ВЦУ существовало и после собора " . Тучков сообщал, что на местах сильную оппозицию обновленцам составляют главным образом миряне, и обоснованно опасался, что ликвидация ВЦУ не способствует сохранению раскола в Церкви. Поэтому власти решили сохранить ВЦУ. Обновленческий собор в мае 1923 года принял решение о переименовании ВЦУ в Высший Церковный Совет (ВЦС), образованный из обновленческих группировок на паритетных началах в составе 18 членов во главе с митрополитом Антонином. Литература Использованные материалы   Лавринов Валерий, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. - М.: Общество любителей церковной истории, 2016. - 734 с. Редакция текста от: 15.06.2018 10:16:35 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/25872.html

Герасиму, и только из его рук о. Герасим принимал пищу, благословлял мальчика каждый раз и, таким образом, он был спасаем от голодной смерти. Когда перевели Епископа Евсевия в тюрьму перед судом, отец Герасим был тоже туда переведен и однажды, когда подошедший к нему прокурор Раусов спросил его: – «Как вы себя чувствуете?» Отец Герасим не пожелал с ним разговаривать и прямо ему заявил: – «Ты, слуга диавола, мне с тобой не о чем говорить». Прокурор был смущен да еще в присутствии недалеко стоявшей стражи, и назвал о. Герасима безумцем, на что о. Герасим опять сказал, что то – все же лучше, чем быть слугой диавола. Отец Герасим был привлечен к суду вместе с Епископом Евсевием. Однако, чуть ли не в первый день заседания суда, общественный обвинитель Белоусов заявил суду, что ввиду того, что обвиняемый Цветков привлекался к судебной ответственности царским режимом и был заключен в Шлиссельбургской крепости, он не возражал бы против освобождения Цветкова из под стражи. Суд удовлетворил такое заявление обвинителя и о. Герасим был немедленно освобожден, но, конечно, ненадолго. Вскоре он был опять арестован и посажен, по имевшимся сведениям, в тюрьму в г. Новороссийске, где, объявив голодовку, он скончался на 9-й день. ППротоиерей Апполлоний Темномеров Отец Аполлоний , академик, несомненно крупная фигура в среде белого духовенства тогдашней России, был послан от Кубани делегатом на съезд «Живой Церкви» в Москве. Прибыв в Москву, он уже на съезде решил порвать с обновленчеством и, вернувшись в Краснодар, явился в Георгиевскую церковь , где и принес всенародное покаяние. Для обновленчества это был большой удар, для Православия – торжество. Отец Аполлоний, уже преклонных лет, плакал во время принесения покаяния, как и многие присутствовавшие в храме. Совместные службы о. Аполлония и обоих отцов Александров – Макова и Пурлевского привлекали массы молящихся. Отцу Аполлонию было назначение служить в молитвенном доме на Дубинке – в честь Св. Николая, где он и служил приблизительно до конца 1929 года, после чего и его постигла общая участь остальных его сослуживцев – ссылка в неизвестное место, и, вообще, неизвестно, была ли это ссылка, или же полная расправа, державшаяся властью в секрете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Епископ Николай, викарий Царицынской епархии. Одно время проживал на покое в Киеве. В 1933 г. он был арестован и сидел в предварительном специальном корпусе (спецкорпус), куда был посажен вместе с схиархиереем Антонием. Затем их вскоре разделили и он был увезен в Россию, где в одной из тюрем скончался. Он был необыкновенно добрый человек. Делился в тюрьме со всеми последним куском хлеба. Епископ Павел (Кратиров) , Ново-Московский. Около 1933–35 гг. арестован и был в Харькове без права выезда, потом за отвержение декларации митроп. Сергия был посажен в Харьковскую тюрьму, где и скончался. Им написаны в подпольной церковной литературе Советской России от февраля и мая 1928 года два больших письма-послания без определенного адреса под такими заглавиями: «Наши критические замечания по поводу второго послания митрополита Сергия» и «О модернизированной Церкви или о Сергиевском Православии», и др. Павлин, Епископ Рыльский, Курской Епархии, в миру Иоанн Косьмич Крошечкин, из крестьян Самарской губернии, окончил Московскую Духовную Академию, прекрасный проповедник, певец, добрейший, милостивый, чутко отзывающейся к людскому горю. После тюремного заключения проживал в Курске. В 1925 г. был вновь арестован и после тюрьмы прибыл в Рыльск, откуда был отправлен обратно в Курск. В 1927 г. снова арестован и отправлен в Москву, в Бутырскую тюрьму. Судьба его неизвестна. Епископы Герман (Ряшенцев) и Серапион, Архиепископ Феодор, б. ректор Московской Духовной Академии, вместе с архидиаконом своим Ананией, жили в 1935 г., как сосланные недалеко от г. Усть-Сысольска (Зырянский край, обл. Коми). В один день все они были арестованы, вывезены из города и замучены. Архиепископ Никодим, Семиреченский, умер или расстрелян в ссылке в 1933г. Епископ Фотий (Пурлевский), Семипалатинске, расстрелян в 1933 г. (Брат епископа Никона, расстрелянного в 1938 г. См. т. I гл. 20). Епископ Платон (Руднев), б. вик. московский, расстрелян в 1933 г. (См. в списке Соловецких епископов, т. 1 гл. 19). Епископ Даниил (Троицкий) умер в Брянской тюрьме около 1935 г. (Брат Архиепископа Илариона, умершего в тюрьме 15 дек. 1929 г. См. т. I. гл. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

со стороны революционных матросов. В июле 1918 г. была предпринята попытка вынести святые мощи из Свято-Троицкого собора Белгорода. Местные советские власти потребовали от священномученика епископа Белгородского Никодима убрать «останки» из храма, но Влады­ка категорически отказался это сделать. В этот раз святыню удалось отстоять [xxxv] .  17 апреля 1920 г. и Белгородский уездный комитет РКП(б) принял ре­шение вскрыть раку с мощами, но в то время еще случалось, что даже партийные и советские работники отказывались участвовать в столь ко­щунственных мероприятиях, проводимых безбожниками. На заседании Бел­городского уездного комитета РКП(б) 17 апреля 10 коммунистов, включая секретаря уездного комитета, отказались участвовать во вскрытии мощей, ссылаясь на свои религиозные убеждения [xxxvi] .  Выполняя указание центральных советских властей, 5-й Белгородский уездный съезд советов принял постановле­ние о вскрытии мощей епископа Иоасафа (Горленко). Вскры­тие было произведено 1 декабря 1920 г. под руководством специ­ально назначенной комиссии, в которую входили представите­ли государственной власти и духовенства . Комиссия составила официальный акт о вскрытии гробницы ,который был подписан всеми ее членами и опублико­ван в газете «Курская правда» [xxxvii] . Свидетельства о факте вскрытия мощей святителя Иоасафа Белгородского можно найти в известной книге протопре­свитера Михаила Польского «Новые мученики Российские»: «В 1921 году, приблизитель­но в январе месяце, местные газеты Белгорода стали ко­щунственно писать о мощах святителя Иоасафа, называя их чучелом, набитым соломой, выдумкой духовенства для эксплуатации народа, и высказывать прочие, свойственные большевикам, мерзости. После этих издевательств власти потребовали от Белгородского епископа Никона (Пурлевского), чтобы он всенародно обнаружил «миф» о якобы не­тленных мощах. Ворвавшись в Троицкий собор, где почивали мощи святителя Иоасафа, большевики хотели сами, нечес­тивыми руками, обнажить тело святителя. Но тут раздался грозный голос епископа Никона: " Потерпите немного, и увидите " чучело, набитое соломой " , я сам его вам покажу " .

http://bogoslov.ru/article/5688970

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010