И. С. Аксаков, специально исследовавший формы раскола в Ярославской губернии (в 1849–1851 гг.), свидетельствовал об их относительной «безобидности»: «…это старообрядчество состоит в употреблении двуперстного креста, старых икон и т. п. и только…» (Аксаков И. С. Указ. соч. С. 14). И. С. Аксаков, специально исследовавший формы раскола в Ярославской губернии (в 1849–1851 гг.), свидетельствовал об их относительной «безобидности»: «…это старообрядчество состоит в употреблении двуперстного креста, старых икон и т. п. и только…» (Аксаков И. С. Указ. соч. С. 14). В связи с бедностью крестьяне занимались дополнительными промыслами — извозом, изготовлением полотен, плотничеством и т. д. В связи с бедностью крестьяне занимались дополнительными промыслами — извозом, изготовлением полотен, плотничеством и т. д. Бурмистр — управляющий помещичьим имением или староста, назначенный помещиком из крестьян. Бурмистр — управляющий помещичьим имением или староста, назначенный помещиком из крестьян. Пурлевский неточно приводит начало «Песни веселых» (1791) Н. М. Карамзина, получившей популярность в демократической среде: Пурлевский неточно приводит начало «Песни веселых» (1791) Н. М. Карамзина, получившей популярность в демократической среде: Русская народная песня, включенная в народную драму «Лодка»; по современной классификации включается в раздел «разбойничьих песен» (см.: Пропп В. Я. О русской народной лирической песне//Народные лирические песни. Л., 1961. С. 35). Русская народная песня, включенная в народную драму «Лодка»; по современной классификации включается в раздел «разбойничьих песен» (см.: Пропп В. Я. О русской народной лирической песне//Народные лирические песни. Л., 1961. С. 35). Неточно цитируется 3-я строчка «Песни веселых» Карамзина; см. примеч. 12. Неточно цитируется 3-я строчка «Песни веселых» Карамзина; см. примеч. 12. Имеется в виду русская тяжелая лошадь, выведенная от скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями на конных заводах братьев Масоловых в селе Шукавки Воронежской губернии на реке Битюг (отсюда название породы — битюг).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Воспоминания писались в 1860-х гг. Воспоминания писались в 1860-х гг. То есть молоко в разных видах: сметана, сливки, творог, масло, сыр и т. д. То есть молоко в разных видах: сметана, сливки, творог, масло, сыр и т. д. Имеется в виду эпидемия холеры в 1830 г. Имеется в виду эпидемия холеры в 1830 г. Имеется в виду ключ из-под камня, по народному поверью возникающий от удара грозы. Имеется в виду ключ из-под камня, по народному поверью возникающий от удара грозы. Опекунский совет был учрежден в 1786 г. с целью принятия в заклад от помещиков крепостных крестьян и выдачи владельцам их соответствующей ссуды под проценты. Опекунский совет был учрежден в 1786 г. с целью принятия в заклад от помещиков крепостных крестьян и выдачи владельцам их соответствующей ссуды под проценты. Имеется в виду поземельная собственность лесных участков, некогда пожалованных предкам помещика. Имеется в виду поземельная собственность лесных участков, некогда пожалованных предкам помещика. Экономическая запашка — запашка, проведенная по распоряжению экономии — специальной сельскохозяйственной конторы, управления. Экономическая запашка — запашка, проведенная по распоряжению экономии — специальной сельскохозяйственной конторы, управления. Талька — здесь: моток ниток из фунта льна, надеваемый на ручное мотовило для крестьянской пряжи. Талька — здесь: моток ниток из фунта льна, надеваемый на ручное мотовило для крестьянской пряжи. «Странники», или «бегуны» — одна из раскольничьих сект, центром которой было село Сопелки Ярославской губернии. «Странники», или «бегуны» — одна из раскольничьих сект, центром которой было село Сопелки Ярославской губернии. Явочное прошение — объявление о пропаже, покраже, побеге. Явочное прошение — объявление о пропаже, покраже, побеге. Эта история упоминалась в литературе еще до появления воспоминаний Пурлевского: Н. А. Некрасовым в «Отрывках из путевых записок графа Гаранского» (1853), А. И. Герценом в заметке «По части помещичьего псолюбия» (1860). Однако именно рассказ Пурлевского стал источником аналогичного эпизода в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880). Там его рассказывает Иван Карамазов в беседе с Алешей (кн. V, гл. «Бунт»), ссылаясь на то, что прочитал его «в одном из сборников наших древностей, в „Архиве“, в „Старине“, что ли». Финал трагического происшествия у Достоевского иной: «Мрачный, холодный, туманный осенний день, знатный для охоты. Мальчика генерал велел раздеть, ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть… „Гони его!“ — командует генерал. „Беги, беги!“ — кричат ему псари, мальчик бежит… „Ату его!“ — вопит генерал и бросает на него стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1976. Т. 14. С. 221).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Пурлевский приводит названия лубочных сказок, имевших широкое распространение в крестьянской среде. Пурлевский приводит названия лубочных сказок, имевших широкое распространение в крестьянской среде. То есть около 180 см. То есть около 180 см. Ферязь — старорусская верхняя одежда, длинная, без воротника; позумент — крученая пряжа определенной формы, обмотанная золотой и серебряной нитью. Ферязь — старорусская верхняя одежда, длинная, без воротника; позумент — крученая пряжа определенной формы, обмотанная золотой и серебряной нитью. Штоф — плотная шелковая ткань. Штоф — плотная шелковая ткань. То есть из китайки — плотной хлопчатобумажной ткани желтого (реже: синего) цвета. То есть из китайки — плотной хлопчатобумажной ткани желтого (реже: синего) цвета. Повойник — женский головной убор, повязка под платок. Повойник — женский головной убор, повязка под платок. Карновичи — дворянский род выходцев из Украины; потомки Степана Ефимовича Карновича, генерал-майора при Nempe III, жили в с. Лупандине близ Ярославля. Его внук, Ефим Степанович, стал передовым сельским хозяином, одним из основателей Ярославского общества сельского хозяйства (1843); его правнук, Евгений Петрович (1823–1885) — известным историком и беллетристом. Карновичи — дворянский род выходцев из Украины; потомки Степана Ефимовича Карновича, генерал-майора при Nempe III, жили в с. Лупандине близ Ярославля. Его внук, Ефим Степанович, стал передовым сельским хозяином, одним из основателей Ярославского общества сельского хозяйства (1843); его правнук, Евгений Петрович (1823–1885) — известным историком и беллетристом. Куль — мера сыпучих тел, приравнивавшаяся к 8 или 9 пудам. Куль — мера сыпучих тел, приравнивавшаяся к 8 или 9 пудам. С начала XIX b. в России дефицит бюджета покрывался выпуском ассигнаций — и перед Отечественной войной 1812 г. возникли два внутренних курса рубля: «на ассигнации» и «на серебро». 1 рубль серебром стоил примерно 4 рубля ассигнациями. С начала XIX b. в России дефицит бюджета покрывался выпуском ассигнаций — и перед Отечественной войной 1812 г. возникли два внутренних курса рубля: «на ассигнации» и «на серебро». 1 рубль серебром стоил примерно 4 рубля ассигнациями.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Скажите, православные, Кого вы называете Породой жеребячьею? Чур! Отвечать на спрос! Братья, рюмки наливайте! Лейся через край, вино! Всё до капли выпивайте! Осушайте в рюмках дно! Попавший по чужой вине и по вражьим проискам в немилость крепостной бурмистр Савва Дмитриевич Пурлевский, вошел в кабинет своего барина ни жив ни мертв. Сцена произошла грозная, заключилась строгим приказом: „сейчас отправляться назад в деревню, там ждать распоряжения“. Страшное слово „ждать распоряжения“ ошеломило Пурлевского. Ему почудилась та расправа, которой он не раз был свидетелем, телесное наказание, может быть красная шапка, может быть Сибирь… Он, обыкновенно рассудительный, на этот раз потерял голову и тут же решился бежать. Куда? Об этом долго раздумывать нечего: куда чаще всего бегают раскольники, которые, вероятно, не раз ухаживали и из его села, где их довольно: за Прут, за Дунай! В тот же день из Петербурга его и след простыл. Мучила его мысль, что внезапное удаление поставят ему в строку как доказательство его виновности, так чтобы не считали его беглым, а уход его — сознанием в вине и уклонением от заслуженно наказания, с дороги он послал господам по почте письмо, в котором обстоятельно излагал и материальную невозможность согрешить в деле, ходившем своим путем, мимо его рук, и те нравственные побуждения, которые заставили его, все бросив, поскорее искать спасения из боязни возможных последствий взведенной на него клеветы. Отправляясь в Петербург, Пурлевский взял с собою лишь незначительную сумму после петербургских издержек да траты на обратный проезд, и прибыл в Москву всего с пятьюдесятью рублями. Двадцать из них, положенных в кошелек, у него украли… На остальные он кое-как дотащился до Киева, где и очутился без копейки. В Кишинев пришлось зажиточному крестьянину, домовладельцу и бурмистру странствовать уже пешком. Отсюда до Прута рукой подать, только нет средств устроить удобную без риску переправу, какую обыкновенно налаживали пограничные евреи за приличную плату. Делать нечего, подобрался в темную ночь предприимчивый горемыка один-одинешенек к реке, нарезал камышу, связал пучок, лег на него, оттолкнулся ногой поплыл по течению.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Воспоминания писались в 1860-х гг. Воспоминания писались в 1860-х гг. То есть молоко в разных видах: сметана, сливки, творог, масло, сыр и т. д. То есть молоко в разных видах: сметана, сливки, творог, масло, сыр и т. д. Имеется в виду эпидемия холеры в 1830 г. Имеется в виду эпидемия холеры в 1830 г. Имеется в виду ключ из-под камня, по народному поверью возникающий от удара грозы. Имеется в виду ключ из-под камня, по народному поверью возникающий от удара грозы. Опекунский совет был учрежден в 1786 г. с целью принятия в заклад от помещиков крепостных крестьян и выдачи владельцам их соответствующей ссуды под проценты. Опекунский совет был учрежден в 1786 г. с целью принятия в заклад от помещиков крепостных крестьян и выдачи владельцам их соответствующей ссуды под проценты. Имеется в виду поземельная собственность лесных участков, некогда пожалованных предкам помещика. Имеется в виду поземельная собственность лесных участков, некогда пожалованных предкам помещика. Экономическая запашка — запашка, проведенная по распоряжению экономии — специальной сельскохозяйственной конторы, управления. Экономическая запашка — запашка, проведенная по распоряжению экономии — специальной сельскохозяйственной конторы, управления. Талька — здесь: моток ниток из фунта льна, надеваемый на ручное мотовило для крестьянской пряжи. Талька — здесь: моток ниток из фунта льна, надеваемый на ручное мотовило для крестьянской пряжи. «Странники», или «бегуны» — одна из раскольничьих сект, центром которой было село Сопелки Ярославской губернии. «Странники», или «бегуны» — одна из раскольничьих сект, центром которой было село Сопелки Ярославской губернии. Явочное прошение — объявление о пропаже, покраже, побеге. Явочное прошение — объявление о пропаже, покраже, побеге. Эта история упоминалась в литературе еще до появления воспоминаний Пурлевского: Н. А. Некрасовым в «Отрывках из путевых записок графа Гаранского» (1853), А. И. Герценом в заметке «По части помещичьего псолюбия» (1860). Однако именно рассказ Пурлевского стал источником аналогичного эпизода в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880). Там его рассказывает Иван Карамазов в беседе с Алешей (кн. V, гл. «Бунт»), ссылаясь на то, что прочитал его «в одном из сборников наших древностей, в „Архиве“, в „Старине“, что ли». Финал трагического происшествия у Достоевского иной: «Мрачный, холодный, туманный осенний день, знатный для охоты. Мальчика генерал велел раздеть, ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть… „Гони его!“ — командует генерал. „Беги, беги!“ — кричат ему псари, мальчик бежит… „Ату его!“ — вопит генерал и бросает на него стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1976. Т. 14. С. 221).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

И. С. Аксаков, специально исследовавший формы раскола в Ярославской губернии (в 1849–1851 гг.), свидетельствовал об их относительной «безобидности»: «…это старообрядчество состоит в употреблении двуперстного креста, старых икон и т. п. и только…» (Аксаков И. С. Указ. соч. С. 14). И. С. Аксаков, специально исследовавший формы раскола в Ярославской губернии (в 1849–1851 гг.), свидетельствовал об их относительной «безобидности»: «…это старообрядчество состоит в употреблении двуперстного креста, старых икон и т. п. и только…» (Аксаков И. С. Указ. соч. С. 14). В связи с бедностью крестьяне занимались дополнительными промыслами — извозом, изготовлением полотен, плотничеством и т. д. В связи с бедностью крестьяне занимались дополнительными промыслами — извозом, изготовлением полотен, плотничеством и т. д. Бурмистр — управляющий помещичьим имением или староста, назначенный помещиком из крестьян. Бурмистр — управляющий помещичьим имением или староста, назначенный помещиком из крестьян. Пурлевский неточно приводит начало «Песни веселых» (1791) Н. М. Карамзина, получившей популярность в демократической среде: Пурлевский неточно приводит начало «Песни веселых» (1791) Н. М. Карамзина, получившей популярность в демократической среде: Русская народная песня, включенная в народную драму «Лодка»; по современной классификации включается в раздел «разбойничьих песен» (см.: Пропп В. Я. О русской народной лирической песне//Народные лирические песни. Л., 1961. С. 35). Русская народная песня, включенная в народную драму «Лодка»; по современной классификации включается в раздел «разбойничьих песен» (см.: Пропп В. Я. О русской народной лирической песне//Народные лирические песни. Л., 1961. С. 35). Неточно цитируется 3-я строчка «Песни веселых» Карамзина; см. примеч. 12. Неточно цитируется 3-я строчка «Песни веселых» Карамзина; см. примеч. 12. Имеется в виду русская тяжелая лошадь, выведенная от скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями на конных заводах братьев Масоловых в селе Шукавки Воронежской губернии на реке Битюг (отсюда название породы — битюг).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Он принял меня радушно, поместил у матери, жившей в том же селении у брата его, лесничего, у того самого, у коего я жил прежде. За содержание мое выдавалось ему усиленное материальное продовольствие, состоящее из ржаной муки, круп, пшена, сала или масла постного, и рубль деньгами. Меня по-прежнему прикомандировали к конторе, где конторщик А. В. Ежов посвящал меня во все правила конторы, хотя и немудреные, но во многих отношениях полезные. Вместе с тем, пользуясь своим покровительством, начал посвящать меня и в разгул, к тому же и в безнравственные отношения к женщинам. Об отправке меня к землемеру в Балашовский удельный приказ не было даже и помина, а сам я об этом тоже не напоминал. Мне жилось физически сравнительно хорошо. Несмотря на мои молодые годы, при усердном содействии Ежова стал втягиваться в веселую жизнь, которую вел он с большим мастерством и даже цинизмом. Тут уже воспоминания о матери стали посещать меня, к моему сожалению, реже и реже. Я негодовал на себя и молился; но жизнь брала свое, а Ежов, как демон-искуситель, руководил мною, иногда против моего желания, развращал меня более и более. Меня не отправили в Балашов, как сказал Свечин, и это произошло по личным видам управляющего Пурлевского. Чрез несколько времени он объявил мне, что я, согласно распоряжению из Петербурга, временно должен остаться в софийском имении и подготовляться под его руководством, как хорошо знающего конторскую часть. Ему поручили исправление форм других контор и контроль их, в чем я должен был помогать ему. Опять чрез некоторое время Пурлевский призывает меня и говорит: «Я вижу, что ты хорошо изучил конторскую часть и контроль и можешь управлять конторою, а потому я оставляю тебя как помощника себе по контролю отчетности, присылаемой мне для проверки из разных имений в виде ведомостей». Еще недели чрез две Пурлевский говорит мне, что я необыкновенно быстро освоился с проверкою отчетности и делаю очень удачные замечания на промахи и ошибки в ведомостях. — Сколько приблизительно часов в день занимаешься проверкою? — спросил он меня.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

протоиерей Аполлоний Темномеров (1867–1933) Догматическое богословие Основы православия протоиерей Аполлоний Темномеров Пастырь, духовный писатель. Участник обновленческого движения, впоследствии покаявшийся. Расстрелян в 1933 году. Биография Родился в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1892) со степенью кандидата богословия. Был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. Преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1898 году рукоположен в сан священника в церкви Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1900 — священник Николаевской инженерной академии, кроме того с 1899 — помощник наблюдателя по преподаванию Закона Божьего в Санкт-Петербургских начальных училищах. Автор учебника по Закону Божьему («Наставление в Законе Божием»), который был одобрен Святейшим Синодом и выдержало много изданий. Написал ряд других учебных работ: «Священная история Нового Завета с примечаниями к Евангельскому тексту» (СПб., 1903), «Священная история Ветхого Завета» (СПб., 1916; переиздана в 1990). Автор единственного в русской православной литературе обобщающего труда, посвященного учению Ветхого и Нового Завета о посмертном бытии: «Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых» (СПб., 1899). Был широко известен как одаренный проповедник. За отлично-усердную службу и особые труды, понесённые по обстоятельствам военного времени Всемилостивейше пожалован орденом Святого Владимира III степени 16 января 1917 года. В мае 1918 года переехал в Анапу, служил священником и преподавал историю и латинский язык в гимназии. В этом же году произнес слово на смерть генерала М. В. Алексеева, которое потом долго ходило в печатных листках среди анапчан. В 1919 на молебне около Кубанской часовни при массовом стечении народа и военнослужащих Добровольческой армии анафематствовал советскую власть. В 1920—1924 — настоятель Покровской церкви села Киевского, Крымского района. Часто посещал хутора села Киевского и, собирая баптистов, под предлогом религиозных диспутов доказывал несостоятельность и утопичность социализма и коммунизма. Присоединился к обновленческому движению, был одним из наиболее авторитетных его представителей в регионе. С 1924 служил в Краснодаре, встречался со священниками «тихоновской» церкви (в том числе с протоиереем Александром Пурлевским, будущим епископом Фотием), что способствовало его отходу от обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  2.5 из  5) С. Д. Пурлевский. Воспоминания крепостного. 1800–1868 Печатается по: Рус. вестник. 1877. С. 320–347; С. 34–67. Незавершенные воспоминания крепостного ярославского крестьянина Саввы Дмитриевича Пурлевского (1800–1868) литературно обработаны и опубликованы Николаем Васильевичем Щербанем (1844–1893). Им же написано и послесловие, рассказывавшее о дальнейшей жизни автора воспоминаний. Публикация «Русского вестника» снабжена и его предисловием: «Предлагаемая статья не есть литературное произведение в собственном смысле этого слова, то есть это не вымысел и не записанный рассказ. Это — подлинная автобиография крепостного из зажиточной, потом обедневшей семьи, автобиография крестьянина, мыкавшего горе бедным парнем, бегавшего за Дунай, возвратившегося по Всемилостивейшему манифесту, окончившего свою жизнь в Москве купцом 2-й гильдии, агентом одного большого завода, человеком, известным всему биржевому и торговому кругу и всеми уважаемым; подлинная хроника, писанная им самим на склоне дней. Если из крепостного крестьянского быта у нас выходило немало заметных в том или другом отношении людей, то, кажется, ещё не было примера, чтобы вышедший из крепостного состояния, но оставшийся в крестьянской или примыкающей к нему мещанской, промышленной, торговой среде оставил по себе собственноручные записки. Уже в этом отношении помещаемые ниже строки заслуживают внимания. Всякий оценит в них, конечно, кроме исторического и бытового значения и довольно любопытных подробностей, еще две черты: независимость отзывов как о „барине“, так и о своей крестьянской братье и вместе с тем полнейшую незлобивость и дельность суждений. К сожалению, рукопись не могла быть напечатана в своем сыром виде. Во-первых, она состоит из очевидно необработанных черновых набросков, во-вторых, она изобилует повторениями и, подчас, вдается в не оправданное потребностями изложения многословие, естественное со стороны человека умного, бывалого, читавшего на своем веку, но едва грамотного. Нужно было очистить эту кору, чтобы получить простой и складный рассказ, какой, вероятно, сам автор нанес бы на бумагу, если б имел большую привычку к письменности. Но, сокращая и устраняя лишнее, я ни одного почти слова не прибавил от себя и старался сохранить своеобразность речи везде, где она проявлялась.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В последних письмах владыка нередко размышляет о том, кто виноват в отпадении русских людей от веры. Есть ли в этом доля вины современного ему православного священства? Парадоксальным образом на такие размышления его натолкнули разговоры с сокамерниками – старообрядцами и сектантами, осужденными, как и он, за «антисоветскую агитацию». В письме священнику Николаю Розову от 26 ноября (9 декабря) 1930 года он пишет: «В Уральской тюрьме, где я и до сих еще пор, мне Бог послал случай познакомиться с сектантами и старообрядцами. Первых в Уральской епархии мало, вторых – много. Впервые была моя встреча с этими отступниками от Православия. И теперь стала для меня ясной беспомощность нашего рядового духовенства и, главное, основной источник этой беспомощности. Он – в крайне малом знании Священного Писания. При знании его – наши сектанты беспомощны в логике. И если они когда сильны, то только в упорстве, сатанинском упорстве и невежественном твердолобстве, и диавольском лукавстве. И все это не страшно. «Мы сильны не на истину, но за истину». Как виновны мы перед Богом, перед Церковью и Православием за незнание слова Божия. Семинария хорошо поставила на рельсы, но мы растеряли сия орудия. Горе нам!» В открытке от 3 (16) декабря 1930 года, адресованной протоиерею Александру Пурлевскому, владыка приводит яркую зарисовку нравов и познаний местного уральского духовенства: «Три батюшки края разделяют со мной мой труд и два старообрядческих. Через них знакомлюсь с церковным «уральским» бытом. Составляют его три кита: борода, табак, персты. Есть и еще кит, но, точнее, подкит: «так положено, лежи оно во веки веков». Есть еще два китенка: 1) соль надо брать из солонки «щепотью», если обмакнуть кусок – будешь Иуда; 2) на чреслах должен быть непременно пояс. Испробовал однажды степень ревности: до белого каления защищали своих китов. Один из защитников целое лето не знал среды, пятницы и постов. И конечно: земля – на воде. Это уж целый бегемот 40-41 главы Иова. Астрономия китовая». Возможно, именно в ссылке и заключении владыка Вениамин осознал многие недостатки той просветительской и миссионерской работы русского православного духовенства начала XX века, в которой сам участвовал. В открытке священнику Александру Соколову от 12 января 1931 года он советует больше внимания уделять изучению Евангелия с прихожанами:

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ve...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010