Если же вы нас ради одного переселения не считаете законными патриархами, то так же незаконны были и те наши предшественники, а в таком случае нельзя считать законным и патриаршества в России, которое они утвердили». Государь спросил Никона: «Веришь ли ты всем Вселенским патриархам и что патриархи Александрийский и Антиохийский пришли к Москве по согласию с прочими патриархами? Вот свиток, подписанный их собственными руками». Никон посмотрел на подписи патриархов и сказал: «Я рук их не знаю». Макарий Антиохийский: «То истинные руки патриаршеские». Никон Макарию: «Широк ты здесь, а как-то дашь ответ пред Константинопольским патриархом?» И все архиереи и бояре закричали к Никону: «Как ты не боишься Бога? Великого государя и патриархов бесчестишь и всякую истину ставишь во лжу». Антиохийский патриарх сказал: «Иногда и сатана по нужде говорит истину, а Никон истины не исповедует». Александрийский же патриарх, обратившись к Никону, произнес слова 84-го апостольского правила: «Аще кто досадит царю не по правде, да понесет наказание, и, аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина». Приговор, произнесенный теперь над Никоном, был только словесный и указывал лишь главные вины его. Необходимо было, чтобы приговор был изложен в письмени, с возможною полнотою определял виновность Никона и подписан был всеми членами Собора. И патриархи еще пред выходом из последнего заседания дали приказ написать соборный приговор этот на двух языках, греческом и русском. Спустя два дня, именно 8 декабря, патриархи, как замечено в современной записи, сидели у государя три часа наедине. О чем совещались они, неизвестно. Но вечером того же числа, точнее, ночью под 9 декабря, Павел митрополит Крутицкий с доклада великого государя писал архимандриту рождественскому Филарету да дьяку Авраму Кащееву следующее: «Ведомо учинилось святейшим патриархам и всему освященному Собору, что Никон, бывший патриарх, находясь в монастырях Воскресенском, Иверском и Крестном, чинил градское наказание старцам тех монастырей, службникам, крестьянам и сторонним людям, приказывал бить их кнутьем, ломать им руки и ноги, а иных пытать и казнить казнями градскими, так что иные, пытанные и казненные, и померли.

http://sedmitza.ru/lib/text/436194/

В этих условиях, по мысли архиепископа Никона, решить целый ряд задач противосектантской миссии мог бы специальный институт или академия миссионеров, которая выпускала бы хорошо подготовленных специалистов, способных проповедовать Православие и защищать его от всякого рода лжеучений. В.И. Коцюба, доктор философских наук, доцент департамента философии МФТИ, в своем докладе «Критика архиепископом Никоном (Рождественским) " рационального миропонимания " И.И. Мечникова» рассмотрел отзыв архиепископа Никона на сборник статей Ильи Мечникова «Сорок лет в поисках рационального мировоззрения». Известный ученый, не веривший в Бога и будущую жизнь, под рациональным мировоззрением понимал преодоление страха смерти путем продления жизни с помощью науки до состояния, когда смерть будет восприниматься как своевременная и приятная из-за пресыщения жизнью. Архиепископ Никон указывает на непоследовательность и противоречивость рационалистического и материалистического подхода Мечникова, при котором его носители отрицают духовный мир, так как не познали его «верующим сердцем», но при этом игнорируют или невразумительно объясняют факты веры в этот мир и соприкосновения с ним христиан. «Рационалистическое мировоззрение» Мечникова не может из материалистических принципов объяснить мышление, работу сознания, вместо точного знания опирается на зыбкую почву гипотез, которые со временем оказываются ложными. Архиепископ Никон напоминает о других ученых, не отрицавших религию и признававших ограниченность научного познания, а ошибку Мечникова он видит в попытке сказать нечто новое не в своей специальности, но в чужой для ученого области метафизики и философии, где его «новое слово» на деле оказывается старым учением. Архиепископ Никон обращает внимание на последствия вполне ожидаемого увлечения взглядами Мечникова: если долгая и счастливая жизнь будет видеться недостижимой, при отсутствии веры в будущую жизнь начнутся самоубийства. В докладе показывается актуальность темы, обсуждаемой архиепископом Никоном, действенность его критических аргументов и в настоящее время.

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/27/...

Писания архиепископа Никона могут только оттолкнуть людей от Церкви 1 августа 1996 г., газета  " Русская мысль " , N4137 " Хоронят актрису, по–русски — лицедейку, Комиссаржевскую, и десятки тысяч народа сопровождают ее гроб… Нет, не сопровождают: это только кажется, дело проще: газеты, иудейские газеты прокричали, что это была великая служительница Мельпомены… и вот праздной толпе захотелось посмотреть, как ее будут хоронить… это была жрица того идола, который именуется театром… прискорбно отметить, что был венок и от студентов здешней духовной академии… Сколько тут было горбоносых, смуглых, с черными, злыми глазами типов! О, конечно, все это — не русские, это все — из " гонимого " племени, а за ними уж шли, как их послушные пленные рабы, несчастные русские " (с.15–16). Еще одна цитата из того же автора: " Пусть иудеи носят имена ветхозаветных праведников: к сожалению, мы едва ли вправе запретить им это, хотя очень бы желали, — ввиду того, что и многие из нас носят сии имена, — чтобы иудеи и произносили эти имена не по–нашему, а по–своему, — чтобы Моисеи именовались Мойшами, Израили — Срулями, но допускать, чтобы они носили имена святых Божиих, во Христе прославленных, было бы кощунством и святотатством… Уже и теперь иудеям дано слишком много свободы в отношении, например, фамилий: крестится, не крестится ли иудей — он именует себя любою фамилией, и вот вы слышите самую русскую фамилию, вы думаете, что имеете дело с русским человеком, а он — некрещеный иудей! " (с.100–101). Увы, книга, которую я цитирую, написана архиепископом Никоном (Рождественским), бывшим архиереем в Вологде, членом Государственного Совета и председателем издательского отдела при Св. Синоде (умер в 1918 г. и похоронен в Троице–Сергиевой лавре). Владыке Никону везде мерещатся иудеи, жиды, масоны, пресса в царской России, по его мнению, " вся куплена жидами " : " Отравляет нас иудейско–масонская печать… иудеи и масоны, опять скажу, делают свое дело, отравляют нас, подрывают под самые основы нашего государства " (с.50). С ними заодно католики, баптисты, армяне, профессора, врачи и акушеры, студенты и, что особенно удручает автора, воспитанники духовных академий. Что же они делают? У сельского врача — " вместо св. икон портрет безбожника Толстого " (с.78), а " иудеи–профессора устраивают экзамены в двунадесятые праздники " (с.79). " Интеллигенция продала себя иудеям и масонам " (с.184). " Штундисты, баптисты и молокане тоже служат масонам и жидам " (с.275). " Без устали трудятся враги Церкви и Отечества — иудеи и их приспешники кадеты " (с.172).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Обращаемся, в частности, к рассмотрению «Листков», содержащих толкование на Евангелие от Матфея. В предисловии к этим Листкам (вып. XXI, стр. 1: «нашим читателям») о. архимандрит Никон объясняет, по каким собственно побуждениям предпринято было им издание этого рода листков. «Желая дать своим читателям такое чтение, которое наиболее отвечало бы их духовным потребностям, редакция, – говорит достопочтенный о. архимандрит, – внимательно прислушивалась к тому, чего они сами просили в своих письмах, коих за это время (с 1879-го года по 1899-й) получено ею несколько десятков тысяч»... «Между прочим, очень часто к ней обращались с просьбами – выслать или по крайней мере указать, откуда можно выписать толкование на святое Евангелие, на псалтирь и другие книги Священного Писания . По мере возможности и делались такие указания, – и книга выписывалась, но, к сожалению, от читателей нередко получались отзывы вроде такого: «мы выписали такую-то книгу по вашему указанию; спора нет – книга хорошая, но к ней не скоро приспособишься; она написана по ученому, много в ней для нас непонятного, а главное – к душе – то ничего не говорит». Это значит, что народ ищет в толкованиях на слово Божие не только изъяснения священного текста в тесном смысле, но и нравственного назидания, ищет духовной пищи не только своему уму, но и сердцу»... «К сожалению, в современной духовной литературе мы не могли указать нашим читателям ни одного подобного толкования на какую-либо целую книгу Священного Писания. Тогда мы пришли к мысли: дать в виде опыта такое толкование хотя на одно Евангелие». И вот – опыт дан. Насколько же успешно в предложенном толковании выполнены о. Никоном намеченные им благие и, троицкие листки бесспорно, всегда и всюду в высшей степени желательные цели толкования слова Божия? Уже вышеприведенные из предисловия его «к читателям» строки показывают, с каким вниманием и обдуманностью достопочтенный о. архимандрит приступил и в данном случае к своему делу. И это внимание, эта обдуманность ясно выступают уже в некоторых особенностях самых приемов толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

«Приходский Листок», наравне с «Церковными Ведомостями» и «Приходским Чтением», делался обязательным к выписке по духовному Ведомству, нераздельно в составе всех трех изданий, с допущением подписки на разные сроки 263 , но засим, в виду заявленных в Конторе изданий требований, допущена была и подписка на «Церковные Ведомости» с «Приходским Чтением» отдельно, без «Приходского Листка», однако лишь на годовой срок и для подписчиков необязательных 264 . Особые условия войны, дававшие большой процент раненых и вынуждавшие большие массы войск сидеть в окопах, вызывали и другой вид деятельности печатным словом. Явилась потребность снабжения раненых и армии книгами религиозного содержания, преимущественно Евангелиями и Молитвенниками. Московская епархиальная Миссия, организовав снабжение больных и раненых воинов, в громадном числе прибывавших в Москву, в московские госпитали и лазареты, в первые же дни войны, религиозно-нравственными книгами, листками и брошюрами, а также книгами Священного Писания , скоро истощила собственные запасы и чрез митрополита московского обратилась в Святейший Синод с ходатайством об отпуске в ее распоряжение двух хороших, но почему то не шедших в продаже изданий 1882 года из московской Синодальной типографии для бесплатной раздачи в лазаретах и госпиталях: книги святого Геннадия о вере и жизни Христианской и Деяний и Посланий апостольских с Апокалипсисом. Святейший Синод разрешил типографии отпустить в распоряжение Миссии такое количество обеих книг, какое будет признано типографией возможным 265 . Главный Штаб ежегодно печатал в петроградской Синодальной типографии до четырехсот тысяч экземпляров Краткого Молитвенника для православных воинов и неоднократно высказывал пожелание, чтобы Молитвенник был дополнен некоторыми близкими православному воину молитвами и протолкован ясно и отчетливо, так чтобы каждая фраза молитвы и каждое слово ее были доступны пониманию солдата независимо от степени его развития. Молитвенник был выправлен в 1911 году старшим справщиком типографии Николаем Фавстовичем Чуриловским, тогда же был передан на рассмотрение преосвященного Никона (Рождественского) , затем, в 1914 году представленная преосвященным Никоном корректура была просмотрена архиепископом финляндским Сергием (Строгородским) и печатание было разрешено 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В ответ на «призыв» к монастырям служить миру, прозвучавший в статье А. В. Круглова, архимандрит Никон (Рождественский) (1851–1919) написал статью апологетического содержания под названием «Православный идеал монашества», раскрывавшую совершенно другой взгляд на иноческий путь. Эта точка зрения была обусловлена жизненным путем архимандрита Никона. Постриженик Свято-Троицкой Сергиевой лавры, окончивший Заиконоспасское духовное училище и Московскую духовную семинарию первым учеником, но, что наиболее важно, на протяжении многих лет живший в монастыре, отец Никон опытно знал, что представляет  собой   монашеская жизнь. В своём ответе будущий архиепископ честно признается, что монашество его времени действительно не соответствует своему идеалу: указывает на упадок дисциплины, нравственности и развитие пьянства в монастырях . Однако вслед за этим автор разворачивает полемику против тезисов А. В. Круглова. По мнению архимандрита Никона, основное содержание «призыва» сводится к следующей мысли: «современные иноки далеки от идеала и их надобно приблизить [к этому идеалу – В. М.] посредством понижения сего идеала…» Но само понижение идеала монашества на практике окажется отрицанием этого идеала, а призыв к более широкой социальной деятельности предстанет не чем иным, как «идеальным суррогатом», который никак не способствует спасению души, а лишь понятнее мирскому человеку . Идея А. В. Круглова, состоящая в желании во что бы то ни стало превратить монастыри в больницы и школы для народа, решительно не приемлется отцом Никоном . Он полагал, что призывающие монастыри к новому служению на самом деле всего лишь не понимают «монашеского идеала» . В то время как А. В. Круглов видел в деятельности сестринской общины под Киевом идеальное благотворительное заведение, архимандрит Никон оценивал такого рода обители низко и даже видел в них прямое влияние западного монашества с его системой орденов и искажённой духовностью. Апологет иночества полагал, что такие обители хотя и заслуживают уважения, но всё же их нельзя считать полноценными монастырями . Опираясь в своих суждениях на традицию аскетической письменности, он утверждает, что мысли монаха должны быть всецело сосредоточенны на деле личного спасения души как первейшей и важнейшей цели . Эти выкладки архимандрита Никона показывают, что столкновение во мнениях о жизни монастырей касаются не столько внешнего устройства, сколько внутреннего, коренного понимания самой сущности монашества. А. В. Круглов мыслит идею спасения в самом прагматичном, почти протестантском варианте, в то время как архимандрит Никон полагает всю жизнь инока в постоянной борьбе со страстями – битве за чистоту сердца.

http://bogoslov.ru/article/5241587

И все же, повторюсь, историк Русской Церкви должен с ним ознакомиться. Хотя бы потому, что на страницах его неоднократно появляются выдающиеся православные мыслители начала XX в., хотя бы потому, что Тихомиров переписывается с митрополитом Владимиром (Богоявленским), архиепископом Арсением (Стадницким), епископом Гермогеном (Долгановым), регулярно общается с архиепископом Никоном (Рождественским) и хотя бы потому, что сын его - иеромонах Тихон (Тихомиров). В связи с последним в " Дневнике " иногда приводятся любопытные штрихи к истории Русской Церкви предреволюционных лет, например о волнениях в новгородской семинарии в конце 1915 г. (С. 161 - 162, 184). Ценны и некоторые свидетельства Тихомирова-обывателя, например, когда он неоднократно отмечает то, что в 1916 г. храмы Москвы и Сергиева Посада были " набиты битком " (С. 218). Или вот любопытная зарисовка, сделанная 1 июля 1916 г.: " Вся эта проза монашеского быта мне очень нравится. У них тут, в глуши - такая демократия, как нигде. За простым деревянным столом сидят: архиепископ, архимандрит - казначей, и двое послушников, один, впрочем, пострижен в монахи, - пьют вместе чай и беседуют, как равные. А ведь Никон - член Синода и Государственного Совета " (С. 252). Одновременно весьма ценными для исследователя политической истории России начала XX в. можно считать записанные в " Дневник " личные воспоминания Тихомирова об А. А. Нейгардте (С. 171 - 181) и П. Н.Дурново (С. 124 - 135). " Дневник " Тихомирова за 1915 - 1917 гг. фрагментарно печатался ранее, а в интерпретации А.В. Репникова частично опубликован в Uhmepheme[iv]. Но все же, думается, комплексное впечатление от Тихомирова-личности и Тихомирова-мыслителя можно получить лишь при полном прочтении источника за указанные годы. Поэтому в завершение несколько слов о самом издании. Публикация выполнена на высоком археографическом уровне. Тексту источника предшествует обстоятельная вступительная статья А. В. Репникова. Главный недостаток публикации, пожалуй, в том, что комментарии публикатора носят почти исключительно биографический характер и, при этом, сделаны достаточно избирательно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #3a8b4456f1 Закрыть В Московской духовной академии прошла вторая историко-богословская конференция, посвященная архиепископу Никону (Рождественскому) 14:19 27.02.2021 1265 Время на чтение 13 минут 11 февраля научная школа патрологических исследований кафедры богословия Московской духовной академии провела дистанционно в программе Zoom вторую историко-богословскую конференцию на тему «Жизнь, деятельность и духовное наследие выпускника МДА и насельника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Никона (Рождественского) (к 170-летию со дня рождения)», сообщает сайт МДА . Конференция открылась с пения «Вечной памяти» архиепископу Никону. Во вступительном слове ведущий конференции, секретарь научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА доцент П.К. Доброцветов поприветствовал присутствующих и отметил увеличение числа участников на треть по сравнению с прошлогодней первой конференцией, а также особую актуальность наследия архиепископа Никона в свете недавних политических событий в России. Продолжил конференцию тот же докладчик выступлением на тему «Революционная эпоха в лицах. Оценки архиепископом Никоном (Рождественским) церковных, государственных и политических деятелей России начала ХХ века». Павел Кириллович представил своеобразную галерею лиц и связанных с ними событий, среди которых церковные деятели: архиереи и прочие священнослужители; профессора и преподаватели духовных учебных заведений; государственные деятели: Царская семья и государственные чиновники; литераторы, политические деятели и простой народ.

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/27/...

Как общее заключение ко всему вышесказанному об истолковательных листках по Евангелию от Матфея, из данных о. архим. Никоном, заметим следующее: почтенный труд о. архимандрита составляет весьма ценный вклад в нашу духовную литературу. Цель, с какою предпринят был им этот нелегкий труд – дать именно в своих листках такое толкование, чтобы „изъясняемое в них слово Божие не оставалось только в уме, а непременно доходило и до сердца читателей, чтобы читатели находили в них, хотя в малой мере, раскрытие того, чего просит, чего жаждет, что верует обрести каждая христианская душа в слове Божием, – эта высоко-христианская цель достигнута, по нашему мнению, вполне. Проникнутое искреннею, горячею любовью к слову Божию со стороны самого толкователя, толкование его не может не производить благотворного и сильного впечатления и на душу читателя с сколько-нибудь развитым религиозным чувством. В этом отношении истолковательные листки о. Никона смело можно рекомендовать, как достойный подражания образец, всякому, кто, подобно ему, взял бы на себя труд толкования той или другой из свящ. книг, – толкования не с ученою также целью, а для духовной пользы, для нравственного назидания читателей. Но прежде всего в высшей степени желательно, чтобы сам о. архим. Никон, давший в своих истолковательных листках такое прекрасное толкование на Евангелие от Матфея, продолжал свое дело и довел его до конца, т. е. дал постепенно, в виде истолковательных же листков, толкование и на остальных трех евангелистов. Вместе с этим пожеланием не можем не высказать и другого, чтобы долговременный, высоко-почтенный труд его нашел себе также и достойную награду. 1 Желающему убедиться в этом рекомендуем обратиться, кроме существующих книжных каталогов, к любопытной в этом отношении книге: «Что читать народу?» Критически указатель книг для народного и детского чтения Т. I, (изд. 2-е). Спб. 1888 г. В «Отделе духовно-нравственном» здесь указывается всего лишь 73 книжки; но и из этого небольшого количества по крайней мере половину нужно отвести скорее к разряду учебных пособий, чем к книгам для домашнего духовно-нравственного чтения. С 1888-го года число последнего рода книг значительно, без сомнения, возросло, но не в такой, однако, мере, чтобы предложение превышало, как говорится» спрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

5 июня 1913 года, по распоряжению Св. Синода на Афон прибыла комиссия во главе с архиепископом Никоном (Рождественским) , которого активная часть братии отказалась выслушать. Проявление монахами открытой враждебности архиепископу Никону (Рождественскому) отчасти объясняется тем, что Владыка осудил в категоричной форме богословские формулировки имяславцев. Афонские иноки наотрез отказались принять послания Св. Синода и Константинопольского Патриарха. Этим была упущена последняя возможность тушения пламени возникшего конфликта путем церковного суда, как это и положено по православным каноническим правилам. После чего логика конфликта перестала укладываться в канонические рамки православных церковных споров, и даже в рамки братских отношений в православном обществе. Российский МИД посчитал необходимым, как можно скорее погасить конфликт на Афоне, исходя из сложившейся на тот момент международной обстановки. Святая Гора Афон находилась в самом центре территорий, охваченных пламенем балканских войн 1912–1913 годов и, переживая смену государственной власти над Афоном, коронацию нового греческого монарха. Оттоманская Порта управляла Афоном, как территорией с особым статусом, включенной в состав славянской провинции Южная Македония. Пока Афон принадлежал Турции, статус негреческого афонского населения определялся следующими правовыми гарантиями: 1) дипломатической защитой со стороны европейских христианских государств (например, см. Берлинский договор от 13 июля 1878 г., где в ст. 62 «Монахи Св. Афонской Горы какова бы не была страна их происхождения, сохранят свои владения и прежние привилегии и будут пользоваться без всякого исключения, полным равенством прав и прерогатив»; 2) правом автономии славянских монастырей, основанном на их собственных уставах; 3) финансовой самообеспеченностью, за счет большого числа богомольцев и доходов от подворий и имений, главным образом в России. Это положение изменилось после того, как Афон перешел в состав Греции. 12 ноября 1912 года армия Греции вошла на Афонский полуостров без боя, так как турецких войск там никогда не было. Русское правительство возразило против присутствия греческих солдат на Афоне, и в особенности, против нахождения их вооруженного отряда на территории СвятоПантелеимоновского монастыря. Греческие власти согласились покинуть обитель и вернули монастырский пароход, на котором собирались перевозить болгарских военнопленных.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010