Лит.: В сетях религиозной лжи и суеверий: (Дело еп. Алексия и др. представителей Новгородского духовенства). Новгород, 1920; [Дело новгородских священников в связи с освидетельствованием мощей в Новгородском Софийском соборе]//Революция и Церковь. 1920. 9/12. С. 45-53; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии: Впечатления и наблюдения от поездки в Москву. П., 1933; То же//Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 173-190. (Мат-лы по истории Русской Церкви; Кн. 5); Григорий (Чуков), архиеп. Ленинград в дни Великой Отечественной войны//ЖМП. 1944. 10. С. 15-16; Шаповалова А. Современные деятели Русской Православной Церкви: (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий)//Там же. 1945. 2. С. 93-99; Никонов В. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий//Там же. 1952. 3. С. 5-29; Первосвятитель Русской Православной Церкви: (К 80-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия)//Там же. 1957. 11. С. 25-55; Теплов В. 900 дней в осажденном Ленинграде//Там же. 1957. 11. С. 55-58 ; Талин В. Духовно-учебная деятельность Святейшего Патриарха Алексия//Там же. 1962. 3. С. 71-72; Добрынин М. 50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия//Там же. 1963. 5. С. 52-74; 6. С. 60-73; 7. С. 55-74; Остапов А. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий: Биогр. обзор допатриаршего периода жизни и служения//Там же. 1970. 2. С. 7-16; Питирим [Нечаев], еп. Этот день принадлежит Церкви//Там же. 1970. 2. С. 25-29; Филарет [Вахромеев], еп. Московские духовные школы под руководством Святейшего Патриарха Алексия//Там же. 1970. 2. С. 17-22; Шабатин И. Н. Двадцать пять лет первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия//Там же. 1970. 2. С. 29-35; Кончина и погребение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия: Биогр. справка//ЖМП. 1970. 6. С. 1-59; Краснов-Левитин А. Лихие годы: 1925-1941. П., 1977; Русская Православная Церковь, 988-1998: Очерки истории. М., 1988. Вып. 2: 1917-1988 гг.; На пути к свободе совести: Сб.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Шилов A.B. «Патриаршее служение в Троице-Сергиевой Лавре 27.IV.1947 года». «ЖМП» 1947, 5, стр.10–13. Миноранский М. Прот. «На отдыхе в Сочи (5.IX-2.10.1947 г·)». «ЖМП» 1948, I, стр.58–60. «День Ангела Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМИ» 1948, 3, стр.8–13. Теплов Вас. «К 35-летию служения в архиерейском сане Свят. Патр.Алексия» 28.IV.1913 – 28.IV.1948 г. «ЖМП» 1948, 5, стр.10–16. Никонов В. «Свят.Патриарх Московский и всея Руси Алексий» (к 50-летию служения в свящ.сане.) «ЖМП» 1952, 3, стр.5· «Первосвятитель Русской Церкви». (к 80-летию со дня рождения Свят.Патриарха Алексия). «ЖМП» 1957, II, стр.25· «К 15-летию Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1960, 2, стр.28. Филарет (Денисенко) архимандрит. «Паломничество Патриарха Московского и всея Руси Алексия к святыням Востока». «ЖМП» 1961, 3, стр. 10–64. Добрынин М. доцент. «Во имя единения и мира (Братские встречи Святейшего Патриарха Алексия с восточными христианами». «ЖМП» 1961, 4, стр.8–29· Иванов Н. «Празднование 85-летия Свят.Патр.Алексия»· «ЖМП» 1963, I, стр.5–18. Ружицкий К.И. проф.-прот. «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (доклад на торжественном собрании ВДА посвященном 85-летию Святейшего Патриарха Алексия)». «ЖМП» 1963, I, стр.62–72. «Материалы о юбилейных торжествах 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, юбилейный номер. Остапов А. прот. «День архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, 4, стр.68–78. Добрынин М. «50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, 5, стр.52–74. 1963, 6, стр.60–73. 1963, 7, стр.55–74. «Празднование 50-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия в зарубежных приходах – в Дамаске и Белграде». «ЖМП» 1963, 8, cmp.II. Иванов Н. «К празднованию 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия. О пребывании гостей от Римско-католической Церкви». «ЖМП» 1963, 9, стр.52. Остапов А. проф.-прот. «Путешествие Свят.Патр.Алексия в Афины, Женеву и Лондон (сент.1964 г.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1904 г. (год рождения наследника) была возведена деревянная часовня (пятикупольная), а рядом была заложена каменная церковь по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. В 1911 г. строительство было окончено. Кроме главного придела, освящённого во имя прп. Серафима Саровского, было освящено ещё два придела: во имя Божией Матери Умиление и во имя Святителя Николая. Храм был пятикупольным, в стиле нарядного " нарышкинского " барокко конца XVII в., с высокой шатровой колокольней. Деревянную часовню реконструировали и освятили в храм во имя иконы Божьей Матери Умиление (Серафимо-Дивеевская). До революции на территории подворья находились 13 зданий; кроме двух храмов, кирпичного и деревянного, была построена двухэтажная гостиница, деревянные служебные постройки и пр. На подворье жили 43 монахини, существовали мастерские иконописи, мозаики, рисования и чеканки, которыми руководил художник Ф. Ф. Бодалев. Сейчас сохранилось только одно здание кирпичной церкви, в которой, после всех разрушений и перестроек, невозможно признать никакого " нарышкинского " барокко. Прочие постройки, в том числе и колокольня церкви - полностью утрачены. Есть сведения, что в церкви проходили службы до 1932 г., после насельницы монастыря и священник были репрессированы. Какая организация находилась в помещениях подворья - установить не удалось. Во время [Великой] Отечественной войны здание храма пострадало и оставалось некоторое время в разрушенном состоянии. В 1952 г. оно было передано Петродворецторгу под торговые склады. В результате приспособления здания под складские помещения внутреннее пространство храма было разделено бетонными перекрытиями на четыре этажа, стены наращены новой кирпичной кладкой так, что здание стало иметь форму кирпичного куба, в стиле " коробок " советской застройки, через алтарь проходил грузовой лифт. К северному фасаду (со стороны Финского залива) пристроено здание угольной котельной с трубой, расположенной вплотную к храму. В 1990 г. здание получило статус памятника истории и культуры местного значения. Изуродованное здание вернули православной церкви в 1993 г.».

http://sobory.ru/article/?object=00477

516 . Памятники византийской литературы IX-XIV вв. Сборник переводов: Отв. ред. Л. А Фрейберг – М.: Наука, 1969. – 463 с. 517 . Памятники древнеармянской литературы. I: Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. с древнеарм., коммент. М. А. Геворгяна. – Ереван: АН АрмССР, 1953. – 239 с. 518 . Памятники древней письменности. Т. 78. Сказания о святой Софии Цареградской: Памятник древней русской письменности и искусства XII в. – СПб., 1889. – 29, 1 с. 519 . Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II-V века/Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. – М.: Наука, 1964. – 234 с. 520 . Памятники поздней античной научно-художественной литературы/Отв. ред. М. Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1964. – 414 с. 521 . Памятники поздней античной поэзии и прозы II-V века/Отв. ред. М. Е. Грабарь- Пассек. – М.: Наука, 1964. – 360 с. 522 . Памятники русского права. Вып. 1: Памятники права Киевского государства XXII вв./Сост. А. А. Зимин. – М.: Госюриздат, 1952. – XVI, 288 с. 523 . Память и похвала Иоакова мниха Владимиру/Изд. А. А. Зимин//Краткие сообщения Института славяноведения. – М., 1963. – Вып. 37. – С. 66–75. 524 . Панонски легенди: Житие на Константина; Житие на Методща. – Скоще: Македон. Книга, 1969. – 81 с. 525 . Пападимитриу С. Д. Феодора Птохопродрома Манганские стихотворения//Летопись историко-филолог. общ-ва при имп. Новороссийском ун-те. Т 7. Визант. отд., 4. – Одесса, 1899. – С. 1–48. 526 . Пападимитриу С. Д. Феодор Продром. – Одесса, 1905. 527 . Пападопуло-Керамевс А. Сборник источников по истории Трапезундской империи//Записки историко-филологического ф-та имп. СПб ун-та. – 1897. – Ч. 44 (Л., 1927). 528 . Пасхальная хроника: Пер. с греч., вступ. ст., коммент. Л. А. Самуткиной. – СПб.: Алетейя, 2004. – 216 с. 529 . Патерик Киево-Печерський/Упорядкувала, адаптувала украшською мовою Ирина Жиленко. – Кшв, 1998. 530 . Патриарх Фотий. История церкви Филосторгия. – М., 1998. 531 . Патриаршая или Никоновская летопись//Полное собрание русских летописей. – М.: Наука, 1965. – Т. 9. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть День памяти блаженной Матроны Московской Сегодня мы также вспоминаем историка М.Т.Каченовского, адмирала А.С.Меншикова, историка Церкви П.В.Знаменского, слависта Т.Д.Флоринского, ученых С.В.Лебедева и Г.П.Свищёва 02.05.2024 2 Время на чтение 12 минут Фото: serafim-tambov.ru День памяти преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блж. Матроны Московской (1952). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (IX). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Прп. Никифора игумена. Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934). Сегодня, 2 мая, мы чтим память блаженной Матроны Московской. Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в многодетной семье крестьян села Себино Епифанского уезда Тульской губернии. При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок, которым и была Матрона, мог стать прежде всего лишним ртом и поэтому еще до его рождения мать решила отдать дитя в приют. Однако, вскоре она была вразумлена Господом в видении и отказалась от этой мысли. Ребенок родился слепой, но мать любила свое «дитя несчастное». При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века. С ранних пор Матрона была отмечена Богом даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. В отрочестве Матроне представилась возможность попутешествовать. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/02/de...

Возвращен исторический облик церкви преподобного Серафима Саровского в Петергофе 25 ноября 2020 г. 18:57 Работы по восстановлению исторического облика храма преподобного Серафима Саровского в Старом Петергофе (бывшего подворья Серафимо-Дивеевского монастыря ) ведутся десять лет. На сегодня возвращен внешний облик храма. «Научно-исследовательские и проектные работы по восстановлению храма начались по программе КГИОП в 2010 году, — рассказал председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Сергей Макаров. — Параллельно с поэтапным выполнением проекта в 2012 году началась реставрация церкви. За этот период воссозданы пятиглавие и колокольня, отреставрированы фасады. Здание на Ораниенбаумском шоссе вновь обрело " открыточный " вид. В следующем году работы продолжатся: заложены средства на разработку проекта реставрации варварски разрушенных в советский период интерьеров». Общий объем финансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составил 252,8 млн рублей. Пятикупольный храм в неорусском стиле с высокой шатровой колокольней построен в 1904-1910-е годы по проекту архитектора Николая Никонова по личному распоряжению императора Николая II. Царская семья почитала преподобного Серафима Саровского. После молитв императрицы в Серафимо-Дивеевском монастыре и купания ее в источнике в Сарове на свет появился долгожданный наследник престола — цесаревич Алексей. В 1911 году строительство подворья было окончено. Кроме главного придела, освященного во имя преподобного Серафима Саровского, было освящено еще два придела: во имя иконы Божией Матери «Умиление» и во имя святителя Николая. До революции на территории подворья находились 13 зданий: помимо двух храмов, кирпичного и деревянного, — двухэтажная гостиница, служебные постройки (до наших дней сохранилось только здание кирпичной церкви). На подворье жили 43 монахини, располагались мастерские иконописи, мозаики, рисования и чеканки. В 1920-е годы в стенах подворья существовала тайная монашеская община. Сестры тайно принимали постриг, работая в миру. Есть сведения, что службы в церкви проходили до 1932 года, затем насельницы монастыря и священник были репрессированы. В 1952 году здание храма, сильно пострадавшее во время войны, передано под торговые склады. Внутреннее пространство храма было разделено бетонными перекрытиями, при этом балки заводились не только во вновь устраиваемые стены, но и в старую кладку. Через алтарь проходил грузовой лифт. Стены были наращены, и здание приобрело форму кирпичного куба; к фасаду вплотную пристроили здание угольной котельной с трубой. В 1994 году здание передано Санкт-Петербургской епархии . Памятник федерального значения восстанавливается. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов», Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об этом мы находим все в той же книге З. В. Ждановой, о достоверности сведений в которой уже немало сказано в нашей статье. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. К такому же заключению пришла Синодальная комиссия по канонизации святых, подчеркнув, что ни в одном историческом документе или свидетельстве нет даже намека на «встречу», и все это — не более чем выдумки. Тем не менее миф был подхвачен в определенных кругах и до сих пор имеет своих сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме появилась икона художника И. И. Пивника «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало, в основном, протест прихожан: «икону» потребовали убрать из храма. Так комментировал это событие на пике дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: «Разговоры о святости Сталина — кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов». Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/blazhe...

Так в рукописи, правильно: приходу. Тетрадь не установлена. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан прп. Сергием и Германом Валаамскими на островах Валаамского архипелага Ладожского озера в конце XIV – начале XV в. В XVI в. монастырь создал крупное хозяйство, владел соляным промыслом на побережье Белого моря. В 1578 и 1611 гг. значительно пострадал от действий шведских отрядов, в результате чего пришел в упадок. Оставшаяся братия переселилась в Васильевский монастырь города Ладоги. Восстановлен на прежнем месте в 1715 г. Своего расцвета достиг во второй четверти XIX в. при настоятеле Дамаскине. С 1918 г. в составе Финляндии. С выходом Финляндии из Второй мировой войны в 1944 г. возвращен в состав СССР. В 1952–1989 гг. здесь действовал интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. В 1988 г. начат процесс передачи Валаамского монастыря Русской Православной Церкви; с 1990 г. ставропигиальный (См.: Пулькин М. В. Монастырь Спасо-Преображенский Валаамский//Карелия: энциклопедия. Т. 2. Петрозаводск, 2009. С. 235). Паянское (Поякондское; современный поселок Пояконда Мурманской области) усолье – соляной промысел, находившийся на побережье Ругозёрской губы Белого моря. Известны переписные книги Поякондского усолья Валаамского монастыря, составленные 20 июля 1666 г. старцем Крестного Онежского монастыря Селевкием (ОР РНБ, ф. 1283, 19, л. 1–8 об.). После 1666 г., как дает основание заключить роспись, усолье перешло Троицкому Печенгскому монастырю. Роспись не установлена. Так в рукописи. Игнатий Рекунов – подьячий приказной избы Кольского острога. В 1687 г. И. Рекунов отмежевал старцам Троицкого Печенгского монастыря угодья на реке Туломе и Улите, являвшиеся предметом спора с саамами Нотозерского и Сонгельского погостов. В 1692 г. из-за тяжелой болезни подьячий отошел от дел, уступив свою должность сыну Алексею (См.: РГАДА, ф. 141, оп. 6, 1687 г., д. 238, л. 3–3 об.; ф. 159, оп. 3, д. 3844, л. 3; Сборник материалов… 78. С. 151–152). Схима – монашеское облачение.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов», Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об этом мы находим все в той же книге З. В. Ждановой, о достоверности сведений в которой уже немало сказано в нашей статье. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. К такому же заключению пришла Синодальная комиссия по канонизации святых, подчеркнув, что ни в одном историческом документе или свидетельстве нет даже намека на «встречу», и все это — не более чем выдумки. Тем не менее миф был подхвачен в определенных кругах и до сих пор имеет своих сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме появилась икона художника И. И. Пивника «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало, в основном, протест прихожан: «икону» потребовали убрать из храма. Так комментировал это событие на пике дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: «Разговоры о святости Сталина — кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов». Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».

http://foma.ru/blazhennaya-matrona.html

139) Прп. Леонтий (Стасевич), исп., Ивановский, Михайловский († 9.02.1972, пам. 27 янв.) прославлен 9.02.1999 архиеп. Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым). 140–143) Прп. Алексий Голосеевский, Киевский († 11.03.1917); блж. Паисий (Яроцкий), Христа ради юродивый, Киево-Печерский († 17.04.1893); прп. Досифея, затворница Киевская († 25.09.1776); блж. Феофил (Горенковский), Христа ради юродивый, Китаевский, Киевский († 28.10. 1853 или 1852),— прославлены в 1999 г. решением Синода УПЦ. 144) Блж. Матрона Белякова, Христа ради юродивая, Анемнясевская, Касимовская († 29.07.1936, пам. 16 июля), прославлена 22.04.1999 архиеп. Рязанским и Касимовским Симоном. 145) Прав. Матрона Никонова, Христа ради юродивая, Даниловская, Московская († 2.05.1952, пам. 19 апр.), прославлена 2.05.1999 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 146) Сщмч. Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский († 28.12.1929, пам. 15 дек., 27 апр.), прославлен 10.05.1999 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 147) Прав. Павел Павлович Таганрогский († 10.03.1879) прославлен 20.06.1999 архиеп. Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном (Долгановым). 148) Прп. Феодор Санаксарский († 19.02.1791) прославлен 11.07.1997 как местночтимый святой Тамбовской земли архиеп. Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом), торжества состоялись в Саранске. 149) Прав. Василий Грязнов Павлово-Посадский († 16.02.1869) прославлен 7.08.1999 митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. 150) Прп. Елена (Девочкина), игум. Смоленского Новодевичьего мон-ря, Московская († 18.11.1547), прославлена (восстановлено церковное почитание) 10.08.1999 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митр. Крутицким Ювеналием. 151–157) Сщмч. Григорий Роевский, прот. († 29.09.1937, пам. 16 сент.); сщмч. Димитрий Беневоленский, прот. († 27.11.1937, пам. 14 нояб.); сщмч. Илия Громогласов , прот. († 5.12.1937, пам. 22 нояб.); сщмч. Алексий Бенеманский, прот. († 5.12.1937, пам. 22 нояб.); сщмч. Николай Дмитров, прот. († 8.03.1938, пам. 23 февр.); сщмч. Владимир Мощанский, прот. († 7.09.1938, пам. 25 авг.),— Тверские; прп. Сергий (Сребрянский, в миру прот. Митрофан), архим., Московский, Тверской, исповедник († 5.04.1948, пам. 23 марта),— прославлены 18–19.09.1999 в г. Вышний Волочек архиеп. Тверским и Кашинским Виктором (Олейником);

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010