919 Рыбаков Б. А. Русь и Хазария//Академику Б. Л. Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 76. 925 См.: Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. 1) Исторические реалии в былине о Дюке//Русская литература. 1990, 2) Старинная история. М., 1991; 3) Исторические черты в былинах о Чуриле Пленковиче//Русский фольклор. XXXVIII. СПб., 1995; 4) Русский былинный эпос. Курск, 1995. С. 28–72. С этой точки зрения отпадает предположение А. П. Новосельцева о том, что летописное сказание о полянской дани объединило два отдельных «варианта хазаро-полянских отношений». – Новосельцев А. П. Хазарское государство... С. 199–200. 927 ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 19. В Ипатьевской летописи концовка текста читается по-другому: хазары «имаху дань» с восточнославянских племен «по беле и веверице тако от дыма» (ПСРЛ. М., 1962. Т. II. Стб. 14). Издатели Повести временных лет в серии «Литературные памятники», положившие в основу своего издания список, заключенный в составе Лаврентьевской летописи, почему-то воспроизводят запись под 859 годом так, как она читается в Ипатьевском своде, – См.: ПВЛ. 4.1. С. 18. 936 Романов Б. А. Деньги и денежное обращение//История культуры Древней Руси. М.; Д., 1948. Т.1. С. 376. 937 ПСРЛ. СПб., 1862. Т. IX. С. 8. Текст Никоновской летописи близок к Лаврентьевскому варианту, что укрепляет доверие к последнему. 938 См.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1893. Т.1. Стб. 485; Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1975. Вып. 2. С. 55; Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.). М., 1989. Т. II. С. 294. 939 Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1963. Т. II. С. 32. В первой редакции татищевской Истории содержится идентичный текст. – См.: Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., Т. IV. С. 112. 940 См.: Свердлов М. Б. Из истории системы налогообложения в Древней Руси//Восточная Европа в древности и средневековье. Сб. статей/Отв. ред. Л. В. Черепнин. М., 1978. С. 147. Д. С. Лихачев, комментируя летописную запись «по беле и веверице от дыма», замечал: «Весьма важен вопрос о том, как правильно читать место.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

138 Братский вестник. Издание Всесоюзного совета евангельских христиан- баптистов. М., 1976, 1, с. 51. 139 Братский вестник. Издание Всесоюзного совета евангельских христиан- баптистов. М., 1976, 1, с. 51. 140 Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Критический очерк. Рига, 1980, с. 237. 141 Frey Сн. Zur theologischen Anthropologie Karl Barths. – Anthropologie als Thema der Theologie. H. Fischer (Hrsg.). Göttingen, 1978, p. 42. 142 Barth K. Phänomene des Menschlichen (Zu Karl Jaspers’Anthropologie). – Karl Jaspers in der Diskussiön. Hrsg. von H. Saner. München, 1973, p. 319. 143 Barth K. Phänomene des Menschlichen (Zu Karl Jaspers’Anthropologie). – Karl Jaspers in der Diskussiön. Hrsg. von H. Saner. München, 1973, p. 320. 144 Barth K. Phänomene des Menschlichen (Zu Karl Jaspers’Anthropologie). – Karl Jaspers in der Diskussiön. Hrsg. von H. Saner. München, 1973, p. 325. 147 Weischedel W. Der Gott der Philosophen. Grundlegung einer phi losophischen Theologie im Zeitalter des Nihilismus. Zweiter Bane München, 1971, p. 9. 151 Frey С h. Zur theologischen Anthropologie Karl Barths. – Anthropologie als Thema der Theologie. H. Fischer (Hrsg.). Göttingen, 1978, p. 39. 153 Ebner F. Das Wort und die geistigen Realitäten. Pneumatologische Fragmente. 1. Aufl., 1921; 2. Aufl. Wien, 1952. 154 Langemeyer B. Der Dialogische Personalismus in der evangelischen und katholischen Theologie der Gegenwart. Paderborn, 1963, p. 29. 155 Brunner E. Der Mensch im Widerspruch. Die christliche Lehre vom wahren und vom wirklichen Menschen. 1. Aufl. Berlin, 1937; 3. Aufl. Zürich, 1965. 156 Kamlah E. Anthropologie als Thema der Theologie bei Rudolf Bultmann. – Anthropologie als Thema der Theologie. H. Fischer (Hrsg.). Göttingen, 1978, p. 30. 157 Kamlah E. Anthropologie als Thema der Theologie bei Rudolf Bultmann. – Anthropologie als Thema der Theologie. H. Fischer (Hrsg.). Göttingen, 1978, p. 30. 158 Kamlah E. Anthropologie als Thema der Theologie bei Rudolf Bultmann. – Anthropologie als Thema der Theologie. H. Fischer (Hrsg.). Göttingen, 1978, p. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В результате успехов науки, заявляет Гогартен, человек лишен своего центрального положения в мире, которое было естественным для средневековья, и именно этим человек призван к открытию в самом себе своего внутреннего центра, к осознанию самого себя и своей историчности. И поскольку мысль Нового времени вращается вокруг проблемы человека, антропология должна, требует Гогартен, рассматриваться как главная проблема современной теологии. По мнению Гогартена, богословию следует заключить прочный союз с экзистенциализмом. Более того, Гогартен заявляет, что искаженное протестантскими либеральными теологами лютеранское учение о человеке обрело свое выражение во взглядах секулярных философов, прежде всего М. Хайдеггера. Под влиянием экзистенциализма Гогартен подчеркивает значение «конкретной ситуации» для понимания человека. Сначала он трактует эту «ситуацию» как «диалог», отношение человека к своему ближнему, а затем пытается дать ей и более широкие истолкования. После второй мировой войны Гогартен становится последователем концепции «демифологизации» традиционного христианства, выдвинутой Р. Бультманом. Стремясь осмыслить научно-технический прогресс, Гогартен идет на радикальную модернизацию христианского учения о человеке. Для понимания человека, полагает Гогартен в своем основном сочинении по антропологии «Человек между богом и миром» (1952) 161 , имеет существенное значение понятие «мир». Мир рассматривается Гогартеном как технически покоренная среда. Действительность, в которой живет конкретный человек, заявляет Гогартен, неодинакова в разные исторические эпохи. Она определяется и преобразуется свободным историческим действием человека. Гогартен утверждает даже, что, созидая и преобразуя собственный мир, человек изменяет свое мышление и до известной степени изменяет самого себя. Но это допущение нужно Гогартену для того, чтобы сделать вывод, что христианское «благовестие» должно быть переведено на язык современного человека. С этой же целью Гогартен рассуждает об «автономности» человека.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

466 См.: Никонов В. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. К 50-летию служения в священном сане//Журнал Московской Патриархии. М., 1952. 3. С. 13. 469 Московская Духовная Академия. Официальный сайт. Школа. Заочный сектор (http://www.mpda.ru/ru/school/remote). 472 См.: Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности//Вопросы философии. М., 1991. 8. С. 102–117. 474 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии//Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. М., 1994. С. 154. 477 См.: Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия//Вопросы философии. М., 1994. 5; он же. Диптрих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении//Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. М., 1994. 478 Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия//Вопросы философии. М., 1994. 5. С. 83–84. 480 Подробнее см.: Перевезенцев С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. М., 2001. С. 42–52. 482 См.: Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999; Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., 2000; Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003; Труссон П. Сакральное и Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000. 483 См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991; Греческо-русский словарь Нового Завета. М., 2000. 484 См.: Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1986; Петрученко О. Латинско-русский словарь. М., 1994. 494 См.: Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи. СПб., 1994. С. 101, 125–127, 131. 495 См.: Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992. С. 20; Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 8, 12; Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. С. 105; Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 216–217; Михайлов А.В. Вместо предисловия//Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. XXX, XXXV; Гуревич П.С. Христианство без религии: опыт обмирщения теологии//Робинсон Д. Честно перед Богом: К XIX Всемирному философскому конгрессу, М., 1992. С. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом он думал, что для исправления русских церковных книг и обрядов лучшим руководством могут быть книги и обряды, принятые на Украине, в Киеве. Его привлекало то, что в Киеве было заведено правильное учение, там была высшая духовная школа (Киево-Могилянская академия), изучали греческий язык и издавали богослужебные книги, сверяя их с греческими текстами. Поэтому во время Патриарха Никона и его преемников книги в Москве издаются по украинским изданиям, которые, правда, предварительно подвергаются особому исправлению. Противники Патриарха Никона, старообрядцы, думали, что и у современных им греков, живших под турецким владычеством, и у украинцев, постоянно общавшихся с католиками, и книги и обряды повреждены; они считали, что исправления нужны, но опираться они должны на собственную традицию, на русское церковное предание и древние рукописи. Поэтому у старообрядцев, не принявших реформ Патриарха Никона, до сих пор сохраняется в употреблении старый московский извод церковнославянского языка. В патриаршей же Церкви утверждается другой извод церковнославянского языка, возникший из соединения киевских норм с московскими в результате работы никоновских и послениконовских справщиков. Эти справщики брали за основу украинские издания и исправляли их, руководствуясь общими грамматическими правилами, а в отдельных случаях и греческим текстом. Так, во второй половине XVII в. были исправлены основные богослужебные книги – Служебник, Требник, Постная и Цветная Триодь, месячные служебные Минеи. В первой половине XVIII в. в соответствии с этими же нормами исправляется Библия . Завершением этого труда было издание в 1751 г. так называемой Елизаветинской Библии (напечатанной при императрице Елизавете Петровне). Таким образом формируется новый извод церковнославянского языка, называемый синодальным церковнославянским или новоцерковнославянским. В 1685 г. Киевская митрополия подчиняется Московскому Патриарху, в первой половине XVIII в. издаётся ряд императорских указов, предписывающих местные издания осуществлять в точном соответствии с московскими; в результате украинский извод церковнославянского выходит из употребления (он сохраняется только у униатов), и новоцерковнославянский оказывается общерусским изводом. Этот язык вам и предстоит изучать. 1 М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч.: Труды по филологии. 1739–1758 гг. М.; Л., 1952. Т. 7. С. 591. 5 Материалы этого раздела составлены на основе публикаций: О.А. Седакова. Церковнославянско-русские паронимы. Материалы к словарю. М., 2005, и А.Г. Кравецкий. Опыт словаря литургических символов. – Славяноведение. 1995, 3. 1997, 5. Читать далее Источник: Церковнославянский язык: Учебник для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования/А.А. Плетнева, А.Г. Кравецкий ; Науч. ред. В.М. Живов. - 2. изд., доп. и перераб. - Москва: РОПО «Древо добра», 2001. - 286, с.: ил., табл., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Генерал Деникин НАША СПРАВКА ДЕНИКИН Антон Иванович (1872 - 1947 гг.) - один из лидеров Белого движения. После гибели Корнилова в 1918 г. занял пост Главнокомандующего вооруженными силами Юга России. Имея 85-тысячную армию, вынашивал планы взятия Москвы . Но армия понесла большие потери и отступила в Крым. 4 апреля 1920 г. Деникин покинул Россию. Жил в Англии, скитался по Европе, затем переехал в США, где и скончался. Сначала был похоронен в Детройте. А в декабре 1952 г. его останки были перенесены на русское кладбище в Джексоне. Философ Ильин ИЛЬИН Иван Александрович (1883 - 1954 гг.) - религиозный философ, публицист. Октябрьский переворот воспринял как катастрофу и включился в борьбу с новым режимом. В 1922 г. вместе с группой философов, ученых и литераторов был выслан из России в Германию. Творческое наследие Ильина насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сотен статей. Вчера останки великих соотечественников прилетели в Москву. МНЕНИЕ ИСТОРИКА Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда " Политика " : Наше прошлое не должно быть оплеванным Деникин имеет такое же отношение к российской истории, как и нарком-военмор Троцкий, который ему противостоял. А Ильин - такая же ее часть, как и Ленин , который выслал философа из страны. Деникин в своей книге " Очерки истории русской смуты " ярко показал картину разложения российской государственности, вскрыл причины, которые вынудили очень многих примкнуть к генералу Корнилову, чтобы противостоять новой власти. Он считал, что борется за возрождение России как полноценного государства. Ильин был выдающимся российским философом. Он верил в то, что тоталитаризм в СССР падет, хотя при этом весьма скептически оценивал перспективы российской демократии. Эти люди и в эмиграции оставались патриотами своей страны. Ильин жил в Германии, преподавал там. Когда фашисты пришли к власти, они стали его преследовать, и он эмигрировал в Швейцарию. А Деникин тогда переехал из Европы в США - его собирались использовать в качестве знамени борьбы с большевизмом, но он, естественно, отказался. Деникин в свое время говорил, что он готов вернуться в любой момент в Россию, когда она станет свободной. То есть перезахоронение в Москве Деникина и Ильина - это еще и символ того, что мы имеем дело сейчас с новой Россией, с той, о которой мечтали многие эмигранты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Rocek und O. Schatz. München, 1972, p. 81. 265 Hengstenberg H. E. Die Frage nach verbindlichen Aussagen in der gegenwärtigen Anthropologie. Versuch einer Anthropologie der Sachlichkeit. – Philosophische Anthropologie heute. Hrsg. von R. Rocek und O. Schatz. München, 1972, p. 82. 267 Кемеров В. Е. Проблема личности. Методология исследования и жизненный смысл. М., 1977, с. 124–134. 268 Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. – Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 85. 271 Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. – Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 81–87. 275 Pannenberg W. Was ist der Mensch? Anthropologie der Gegenwart im Lichte der Theologie. 5. Aufl. Göttingen, 1976, p. 10. 277 Согетн E. Was ist der Mensch? Grundzüge einer philosophischen Anthropologie. Innsbruck, 1973, p. 136, 176, 196. 278 Согетн E. Was ist der Mensch? Grundzüge einer philosophischen Anthropologie. Innsbruck, 1973, p. 196. 279 Согетн E. Was ist der Mensch? Grundzüge einer philosophischen Anthropologie. Innsbruck, 1973, p. 124. 280 Согетн E. Was ist der Mensch? Grundzüge einer philosophischen Anthropologie. Innsbruck, 1973, p. 196–197. 281 Согетн E. Was ist der Mensch? Grundzüge einer philosophischen Anthropologie. Innsbruck, 1973, p. 197. 287 Согетн E. Was ist der Mensch? Grundzüge einer philosophischen Anthropologie. Innsbruck, 1973, p. 54. 288 Jungel E. Der Gottentsprechende Mensch. Bemerkungen zur Gottebenbildlichkeit des Menschen als Grudfigur theologischer Anthropologie. – Philosophische Anthropologie. München, Bd. I, 1975, p. 363. 290 Ebner F. Das Wort und die geistigen Realitäten. Pneumatologische Fragmente. 1. Aufl., 1921; 2. Aufl. Wien, 1952, p. 41. 291 Junge1 E. Der Gottentsprechende Mensch. Bemerkungen zur Gottebenbildlichkeit des Menschen als Grudfigur theologischer Anthropologie. – Philosophische Anthropologie. München, Bd. I, 1975, 1, p. 364. 296 Согетн E. Was ist der Mensch? Grundzüge einer philosophischen Anthropologie.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Преставился ко Господу старейший клирик Бишкекской епархии протоиерей Валентин Никонов 30 декабря 2020 г. 11:20 24 декабря 2020 года, на 86-м году жизни, отошел ко Господу митрофорный протоиерей Валентин Никонов — старейший священник Бишкекской епархии, более 60 лет прослуживший в священном сане. Несколькими неделями ранее священник был госпитализирован в тяжелом состоянии. Причиной госпитализации стало обострение хронического заболевания сахарным диабетом. Отпевание новопреставленного отца Валентина состоялось 26 декабря в Воскресенском кафедральном соборе города Бишкека по завершении Божественной литургии. Похоронен в селе Маёвка (Аламудунский район Чуйской области Киргизии) Протоиерей Валентин Михайлович Никонов родился 15 августа 1934 года на Среднем Урале в городе Алапаевске в верующей крестьянской семье. С юных лет будущий священник пономарил в местной церкви. В 1952 году по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Товии (Остроумова) поступил в Саратовскую духовную семинарию. В 1954 году был призван в армию; после демобилизации продолжил обучение в духовной школе. В 1958 году женился на Ларисе Анатольевне Золотухиной. В браке у них родились трое детей. В марте 1958 года состоялась хиротония во диакона, в марте 1959 года — во пресвитера. До 1963 года иерей Валентин Никонов служил на приходах Курганской и Свердловской епархии. Затем по благословению епископа Свердловского и Курганского Флавиана (Дмитриюка) перешел в Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию. В Ташкенте батюшка служил в храме святителя Ермогена, затем был направлен в Фергану, в храм преподобного Серафима Саровского. В марте 1967 года иерей Валентин Никонов был переведен в город Душанбе, в Свято-Никольский кафедральный собор. Третий придел собора был пристроен к храму благодаря активной деятельности молодого священника. В 1973 году отец Валентин был возведен в сан протоиерея. В 1974 году священник был переведен в Киргизию. Первое место служения — храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровка на Иссык-Куле. В момент приезда здесь находился молитвенный дом, который вскоре был перестроен в полноценный сельский храм.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

21 . ЯстребовА. [СтарокадомскийМ.А.] Святой апостол Павел в Афинах//Журнал Московской Патриархии. М., 1953. 6. С. 46–50. 4 В 1931–1935гг. была предпринята попытка издавать «Журнал Московской Патриархии» как официальное издание Святейшего Синода. По ряду причин исследования не публиковались, тираж был маленьким, а объем всего от 8 до 14 стр. В 1935 году издание было запрещено. 5 Харьюзов Н.А., прот. Святые апостолы Петр и Павел//Журнал Московской Патриархии. М., 1946. 7. С. 23–24. 6 В 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. 9 Четыркин В. В. Новозаветная письменность в древнецерковном предании и библейская критика нового времени (речь на годичном акте Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1947 года)//Журнал Московской Патриархии. М., 1948. 3. С. 34–43. 10 Сагарда А. И. Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли (актовая речь в ЛДА)//Журнал Московской Патриархии. М., 1949. С.32–42. С. 27–33. 16 Варфоломей (Городцов), митр. О пастырском служении по св. апостолу Павлу//Журнал Московской Патриархии. М., 1950. 1. С. 43–50; 4. С. 54–59; 5. С. 54–60. 21 Парийский Л. Первая новозаветная песнь//Журнал Московской Патриархии. М., 1950. С. 46–49. 24 Никольский Н, свящ. Св. апостол Павел (его жизнь и деятельность)//Журнал Московской Патриархии. М., 1950. 8. С. 60–67; 9. С. 46–54; 10. С. 40–51; С. 43–48. 25 Никольский Н, свящ. Св. Апостол Павел, как благовестник любви и мира//Журнал Московской Патриархии. М., 1951. 5. С. 15–19. 29 Никонов В. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»//Журнал Московской Патриархии. М., 1951. 1. С. 24–27. 33 Чолаков Л. (София, Болгария). Пророк Михей (27 августа)//Журнал Московской Патриархии. М., 1952. 9. С. 55–56. 34 Чолаков Л. [София, Болгария]. Пророк Михей (27 августа)//Журнал Московской Патриархии. М., 1952. 9. С. 55. 36 Никонов В. Мессианское значение ветхозаветных пророков//Журнал Московской Патриархии. М., 1953. 1. С. 41–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Находился при архиерейском доме в Выборге. С 1930 г. состоял помощником келаря. Симон (Сергей Иванович Аладьин; 1872–1946), монах. Родился в с. Вощаниково Ростовского уезда Ярославской губ. 2 января 1928 г. поступил в Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. зачислен в послушники. 25 апреля 1935 г. пострижен в монашество. Проходил разные послушания, был смотрителем Воскресенского скита в Никонове на Валааме, заведовал Никоновским маяком до его закрытия 1 июля 1935 г. Симфориан (Петр Никитич Матвеев; 1892–1981), архимандрит. Родился в Петербурге. 10 июня 1906 г. поступил в Валаамский монастырь. 23 декабря 1920 г. пострижен в монашество. 23 октября 1952 г. рукоположен в иеродиакона, 24 октября 1952 г. – в иеромонаха. Проходил послушание в живописной мастерской, при монастырском подворье в Москве, в экономской; находился в Сергиевском скиту на Валааме. В монастыре трудился в аптеке и на общих монастырских послушаниях. В Папинниеми работал по хозяйству. 8 декабря 1949 г. утвержден в должности благочинного. 5 ноября 1967 г. был выбран наместником и благочинным Нововалаамского монастыря. 10 июня 1969 г. возведен в сан игумена. Сове Борис Иванович (1899–1962), профессор Православного богословского института (Духовной академии) в Париже. Родился в Выборге. Учился в Петербургском технологическом институте. После переезда во Францию поступил в Православный богословский институт в Париже. Как финского подданного, во время войны отправили в Финляндию. Поступил на работу в университетскую библиотеку в Хельсинки, на должность библиотекаря славянского отдела, которую занимал до самой своей смерти. Многое делал в кружке Русского студенческого христианского движения. У Бориса Ивановича и Елены Акселевны были разногласия по содержанию занятий. Елена Акселевна предпочитала больше изучать службы, акафисты и молитвы. Кружок собирался раз в неделю, вначале читался акафист, а на беседу оставалось очень мало времени. Елена Акселевна тяготела к молитвенному общению, а Борис Иванович особое внимание уделял дискуссиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010