162 Объяснение причин, препятствовавших Епифанию Славеницкому в переводе Библии прямо с греческого языка, указано в предисловии к московскому изданию ее (Строева «Опис. староп. книг Толстого» стр. 286–293). Печатной же острожской Библии не было и в библиотеке московского печатного двора; для переиздания этой Библии пользовались экземпляром, принадлежавшим чтецу печатного двора старцу Феодосию (Расходн. книга печат. двора 65 л. 14). 163 Дело Арсения грека подробно изложено, на основании подлинных документов, в статьях Н. Каптерева в «Чтен. общ. люб. дух. просв.», M. 1881 июль, B. Колосова в Ж. м. и пр. 1881, т. 217 и в «Истор. рус. церкви» митр. Макария (т. XII, 155–164). Патриарх Никон , защищая Арсения грека от взводимых на него обвинений, после говорил: «Лгут-де на него (Арсения), – то-де на него солгал по ненависти троецкой старец Арсений Суханов , когда посылан был по государеву указу и по благословению Иосифа патриарха во Иерусалим и в прочии государства» (Матер. для ист. раскола», I, 150). 164 Статейный список и прения Суханова с греками о вере изданы С.Беловуровым в «Хр. Чтен.» 1883, II, 670–721: а «проскинитарий» издан в приложении к «Православ. Собеседнику», Казань, 1370 г. Вновь все они переизданы в 21 выпуске «Правосл Палестинского Сборника», Спб. 1889 г. под редакцией профессора Η. И. Ивановск ого. В предисловии к этому изданию Николай Иванович приписал нам одно неверное сообщение, по поводу которого считаем нужным здесь оговориться. Мы не могли сообщать ему, что Арсений Суханов скончался в 1663 г.; со времени издания «Исторического словаря духовных писателей» м. Евгения не один раз в печати выставлялась точная дата смерти Суханова – 14 августа 1668 года. При случайной беседе с уважаемым коллегой возбужден был вопрос только об участии Суханова в никоновской справке: вопреки показаниям м. Макария, я доказывал, что Арсений Суханов не был и по своим убеждениям не мог быть справщиком печатного двора при п. Никоне ; на печатном дворе он служил только с марта 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Василий (Преображенский), еп. Можайский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Василий (Преображенский), еп. Можайский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Преображенский Василий Хрисанфович; 25.12.1854, с. Круглое Козловского у. Тамбовской губ.- 6.10.1915, г. Звенигород Московской губ.), еп. Можайский, вик. Московской епархии. Из семьи священника. После окончания Тамбовской ДС учился в СПбДА (1876-1880), в 1881 г. защитил магист. дис. «Восточные и западные школы во времена Карла Великого» (СПб., 1881). Впосл. преподавал церковную историю в Воронежской ДС. 10 июля 1883 г. рукоположен во иерея к церкви при 1-м Кадетском корпусе в С.-Петербурге и назначен законоучителем корпуса, с 1906 г. являлся также помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях столицы. Принимал активное участие в деятельности Миссионерского об-ва, об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения, комиссии по старокатолич. вопросу, в 1897 г. возведен в сан протоиерея. В 1906 г. овдовел. 1 марта 1908 г. пострижен в монашество Вологодским еп. Никоном (Рождественским) , 2 марта возведен в сан архимандрита, 9 марта хиротонисан во епископа Можайского, 3-го викария Московской епархии, с 21 авг. 1909 г. 2-й викарий Московской епархии, настоятель Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В мае 1914 г. уволен на покой, до конца жизни пребывал в Саввино-Сторожевском мон-ре. Имел дар проповедника, любил простой народ и беседы с ним, за что в Москве получил прозвище «народный святитель», почитался как добрый и благочестивый архипастырь. В. является автором религиозно-просветительских книг и брошюр, популярно излагающих историю христианства, преимущественно на Востоке, историю школьного образования в Византии и Др. Руси. Перу В. принадлежат очерки, посвященные св. Иоанну Крестителю, земной жизни Пресв. Богородицы, К-польскому Патриарху свт. Фотию, прп. Феодору Студиту и др. Статьи В. публиковались в «Православном собеседнике» , «Христианском чтении» , «Православном собеседнике» и др. церковных изданиях.

http://pravenc.ru/text/150735.html

Николай Никитич Никонов, архитектор Санкт-Петербургской епархии Многие благотворители не пожалели своих кровных средств для созидания дома Пресвятой Богородицы Далее, значим сам по себе величественный пятиглавый храм с высокой колокольней, выстроенный в древнерусском стиле по проекту архитектора Санкт-Петербургской епархии Николая Никитича Никонова (†1918), мастера, работавшего в византийской и русской традиции, прославленного своими постройками в Полтаве, Москве, Санкт-Петербурге, в особенности – зданием знаменитого Иоанновского монастыря на Карповке (завершен к 1902 г.). Не случайны слова св. прав. Иоанна Кронштадтского о храме в селе Пенино: «Возблагодарим Господа, давшего сердце пространное, щедрое и рачительное к славе Божией– создателям храма сего, не пощадившим вещественных средств для его построения и украшения. Такой храм был бы и в столице одним из лучших». И действительно, многие благотворители не пожалели своих кровных средств для созидания дома Пресвятой Богородицы. Среди них следует особо выделить подвиг основного ктитора, а затем и старосты храма – Симеона Гавриловича Гаврилова (†1908), в прошлом крестьянина д. Ожево Пенинского прихода, умного, благочестивого и деятельного человека Купец Симеон Гаврилович Гаврилов К началу 1880 годов, благодаря своему неустанному честному труду, он стал Санкт-Петербургским купцом второй гильдии. Симеон Гаврилович решил послужить своим богатством ближним – сделать доброе дело для своего родного края, вместе с прихожанами с. Пенино соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм. Старый деревянный, построенный еще в 1789-м году давно обветшал и сделался тесным для прихода, который насчитывал уже 4000 человек. Знаменательно, что если первый боковой придел он решил посвятить Сретению Господню, то второй – Святому благоверному Великому князю Александру Невскому, небесному покровителю Императора Александра II, Александра Освободителя, злодейски убитого террористами в 1881-м году, чью память Симеон Гаврилович Гаврилов глубоко чтил. Собственно, в память страдальчески скончавшегося Царя-освободителя и строился храм в Пенино: замысел о его постройке появился у Симеона Гавриловича после злодейского убийства Императора 1 марта 1881 года.

http://pravoslavie.ru/141435.html

Психологический эффект всей правки Служебника, к чему фактически и свелись все “реформы” Никона, был ужасен. Как раз в то время, когда по предсказаниям “Кирилловой Книги” русская церковь должна была переживать последний соблазн, сам глава русской церкви необоснованно и легкомысленно начал нарушать “лепоту” русского богослужения, за полноту восстановления которого боголюбцы боролись уже десятки лет. На ум невольно приходила мысль, что новая прихоть патриарха была подсказана ему злой силой, что русская иерархия, с Никоном во главе, впала в соблазн и что руководители “правки”, греки и южноруссы, только являются исполнителями страшного заговора сил тьмы. Многие начали думать, что лицо светлой Руси исказилось и мрак начал находить на нее. Как это ни парадоксально и необъяснимо, но, “унифицировав” русский Служебник с греческим, патриарх сам потерял вкус к своей затейке. После 1656 года он мало интересуется “правкой книг”. Заботы о собственном положении приводят к тому, что он забывает дело “унификации”. Уже в 1657 году он, как это будет рассказано позже, прощает Неронова и позволяет ему служить по старым книгам. Вскоре он совсем разочаровывается в греках, и в долгие горькие годы конфликта с царем и опалы он никогда не вспоминает о своей “реформе”. Возможно, что он сам отказался бы от своих затей, если бы только он остался на патриаршем престоле. Но это ему не было суждено. Примечания Смирнов П.С. История русского раскола... С. 43; Белокуров С. Арсений Суханов. С. 412—414; Медведев С. Известие истинное. С. 11. Христианское чтение. 1881. Т. II. С. 428—430. Макарий (Булгаков). История русского раскола... С. 189. Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897. С. 449; Павел Алеппский. Указ. соч. Т. II. С. 154. Белокуров С. Арсений Суханов. Т. II. С. 329; Николаевский П.Ф. Из истории сношений России... С. 35. Христианское чтение. 1881. Т. II. С. 196. Бороздин А.К. Указ. соч. Прил. 3. Павел Алеппский. Указ. соч. Т. IV. С. 136—137. Каптерев Н.Ф. Церковно-обрядовые реформы Никона//Богословский вестник. 1908. Т. 3. 10. С. 232; Макарий (Булгаков). История русского раскола. С. 162—163.

http://sedmitza.ru/lib/text/439523/

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

«И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь». (Реквием. Вступление). Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла. Привыкание ко злу – страшная болезнь нашего времени. Каков год рождения блаженной Матроны Московской? иеромонах Иов (Гумеров) Когда мы в 1997 году приступили к подготовке материалов к прославлению старицы Матроны Дмитриевны Никоновой, уже существовали о ней публикации. В жизнеописании было сказано, что она родилась в 1881 году. Для проверки этой даты был послан запрос в Тульский областной архив, где хранятся метрические книги храма Успения Пресвятой Богородицы ее родной деревни Себино Епифанского уезда Тульской губернии. В ответ на запрос было сообщено, что в метрических книгах за 1881 год села Себино записи о Матроне Дмитриевне Никоновой не имеется. Тогда было послано письмо с просьбой проверить метрические книги церкви Успения за 1880 и 1882 годы. В них также не оказалось интересующей нас записи, которая дала бы нам возможность не только установить год рождения, но также день и месяц. Мы оказались в серьезном затруднении. Было ясно, что посылать запросы «вслепую» бесполезно. Тогда Алексий Константинович Светозарский (ныне профессор МДА) посоветовал посмотреть кладбищенские книги. Я сказал об этом Антонине Борисовне Малаховой (ныне монахиня Матрона), которая ухаживала за могилой блаженной старицы. Мы пошли в контору Даниловского кладбища. Нам очень быстро принесли книгу за 1952 год. Начали просматривать записи за май. Вскоре открыли страницу, относящуюся к 4 мая (святая старица умерла 2 мая). Помню, как замерло сердце, когда я увидел поблекшую от времени запись, сделанную фиолетовыми чернилами: «Никонова Матрона Дмитриевна, 66 лет ».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Настоятели: Лука Андреев (1720)-1732 г.г.; Иаков Никонов 1732-1749 г.г.; Иерофей Калинин 1749-1772 г.г.; Андрей Алексеев 1772-1776 г.г.; Матфей Сорокин 1776-1803 г.г.; Тимофей Никитин 1803-1807 г.г.; Петр Ануфриев 1807-1821 г.г.; Симеон Никитин 1821-1847 г.г.; Михаил Федоров 1847-1849 г.г.; Гавриил Лысков 1849-1862 г.г.; Петр Варфоломеев 1862-1881 г.г.; Алексий Васильев 1887-1892 г.г. 2-е священники: Алексий Иванов (1720-1729 г.г.; Иаков Никонов 1728-1732 г.г.; Иерофей Калинин 1732-1749 г.г.; Матфей Никифоров 1749-1757 г.г.; Андрей Алексеев 1757-1772 г.г.; Матфей Иерофеев 1774-1776 г.г.; Матфей Калинин 1776-1788 г.г.; Иван Калинин 1789-1797 г.г.; Гавриил Молчанов 1809-1814 г.г. (в 1804-1809 г.г. служил в Малошуйском приходе Онежского уезда); Иоанн Сорокин 1815-1819 г.г.; Михаил Павловский 1841-1843 г.г., вторично 1853-1858 г.г.; Алексий Ручьев 1858-1871 г.г.; Стефан Афанасьев 1871-1876 г.г.; Феодор Павловский 1876-1887 г.г.; Феодор Кононов 1887 г.; Михаил Тамицкий с 1887 г. Диакон: Матфей Ерофеев 1767 г. Церковный староста: Яков Вязьмин с 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 131-144. Часовня Успения Божьей Матери расположена в центре островной части деревни Сумостров и, композиционно подкрепленная старой высокой елью, является доминантой в застройке поселения. Постройка принадлежит к числу трехчастных равношироких и равновысоких часовен. Часовня представляет собой сруб-пятистенок на низком подклете, включающий молитвенное помещение, притвор и примыкающие к ним с запада каркасно-обшивные сени. Она перекрыта двухскатной крышей, которая над молитвенным помещением ранее была увенчана главкой с крестом. Стены часовни рублены " в обло " , изнутри полностью отесаны со скруглением углов. Пол претерпел одну реконструкцию. На продольных стенах сохранились следы от балок первоначального пола. Ныне существующий пол ниже на полтора венца и выполнен из тесин, уложенных: в главном помещении - перпендикулярно, а в притворе - параллельно входу. Потолок - горизонтальный из профилированных тесин " вразбежку " , уложенных в главном помещении перпендикулярно входу по двум прямоугольным профилированным балкам, а в притворе - параллельно входу также по двум аналогичным балкам. Окна претерпели также одну реконструкцию: первоначально спаренные, позднее были растесаны по вертикали и заменены на одинарные с четырехкосящатыми коробками и семичастными рамами.

http://sobory.ru/article/?object=33019

73 Автор допускает вероятность факта о словах, сказанных Никоном на соборе протопопу Неронову: «Мне де царская помощь негодна и ненадобна, да л и плюю на нее…» (Макарий, 12, 307). Другой исследователь этих отношений, гр. А. Гейден к (Из ист. возникнов. раскола при п. Никоне , Спб. 1886) иначе объясняет, эту сцену (с. 6–7). 75 Ibid., 353–366, 512–513. О крайней осторожности Алексея Михайловича в этом деле см. стр. 478–480. 76 Ibid., 376–378. Автор подробно рассматривает здесь показания Никона по обстоятельствам его дела и его замечания на вопросы Стрешнева и ответы П. Лигарида, причем отмечает неточности и противоречия у Никона (352–433, 488); любопытны сопоставление показаний о видении Никона (483–485, 491–498) и отзыв о выдаче Никоном преданного ему Зюзина и последствиях этого (493–499), чего Никон мог бы вовсе не делать; автор отвергает и подозрения Никона в намерении отравить его (452) и т. п. 77 Автор «Истории церкви» понимает эту угрозу в прямом смысле (388–389); но г. Гиббенет делает ему возражения (т. 2, 433). 79 К этому следует добавить еще отлучение – Мефодия еп. мстиславского (570) и низложение, без собора, еп. коломен. Павла, которого Никон подверг кроме того тяжкому преследованию (144–148, 723; 734, 738, 742–743, 745). Доводы гр. Гейдена в защиту Никона по делу еп. Павла представляются не существенными, а его замечание, что Никон никогда не отступал в своих показаниях от истины, конечно, гипербола (стр. 22–38; ср. также примеч. к Грам. Конст. п. Паисия I к п. Никону , Спб. 1881). Что же касается разных свидетельств по делу Никона, то автор «Истории церкви» все-таки питает более доверие к Паисию Лигариду, нежели к Иоанну Шушерину (721, 788). В труде его собрано много данных о П. Лигариде и его отношениях к делу Никона. Ср. несколько сведений о П. Лигариде до прибытия его в Россию, А. Горского (Прибавл. к Твор. св. отц. 1862, т. 21). 80 Уже в 1662 г. вполне обозначим бесповоротность дела Патриарха Никона . Лица, продолжавшие признавать его Патриархом, подвергались даже преследованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанско-Богородицкий) был поначалу возведен из дерева в середине XVII века. В начале XVIII века собор подвергся кардинальной перестройке, а прежний храм был передан Тумольской Спасо-Преображенской пустыни. В 1816 году рядом со старым собором был заложен каменный храм, завершенный и освященный с прежним именем в 1828 году. В 1881-87 году стараниями протоиерея Дмитрия Щепотина основной храм был реконструирован. Появились приделы, освященные во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и во имя святого пророка Господня Иоанна Предтечи. Приход состоял из более чем 3000 человек (вместе с приписными деревнями Васина Поляна и Паевка). В советское время храм был реквизирован властями и уничтожен. Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская) была возведена в камне в 1834 году на кладбище. Состояла в приписи к Инсарскому Казанско-Богородицкому собору. В советское время была уничтожена. Церковь в честь Живоначальной Троицы (Свято-Троицкая) вначале существовала в дереве, а в 1779 году была перестроена в камне заводчиками Никоновыми «со товарищи». В 1879 году к основному храму была пристроена обширная трапезная, в которой тогда же освятили три придельных престола – во имя Архистратига Михаила, преподобного Сергия Радонежского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Храм являлся памятником как стиля барокко, так и классицизма. В советское время использовался в хозяйственных нуждах, а затем подвергся руинированию. До наших дней сохранились все несущие стены, что позволяет храм реставрировать. В начале ХХ века приход состоял из 1750 человек (вместе с приписной деревней Кульмежи). Церковь в честь Вознесения Господня (Вознесенская) строилась в камне заводчиками Никоновыми как заводской храм, для рабочих. Освящение главного престола состоялось в 1774 году. В первой трети XIX века храм дополнился трапезной и колокольней; под колокольней была освящена придельная церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. В середине XIX века была предпринята попытка основать при храме женскую монашескую общину, однако дело не было доведено до конца из-за кончины благотворительницы. В начале ХХ века, в связи с исчезновением завода, приход сократился до 50 человек, что имело следствием угасание храма. В советское время церковь была реквизирована властями, а затем уничтожена.

http://sobory.ru/article/?object=04456

Св. Синод, «согласуясь с правилом VI-ro Вселенского собора, ограничил браки духовного родства токмо двумя степенями, сиесть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и родителями сих; восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в сродстве себе; понеже… при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно – мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Таким образом, указом Св. Синода 1810 г. духовное родство признано препятствием ко вступлению в брак лишь между восприемниками с одной стороны и воспринятыми и родителями последних – с другой». На этой же странице цитированного текста «Настольной книги…» в примечании читаем: «Восприемник и восприемница не считаются в духовном родстве между собою и по смыслу указа Св. Синода 1810 г. (Собран. Цер. и гражд. зак. о браке, С.Григоровского, 16 стр.); указом же Св. Синода 1837 г. вполне определенно не признается между восприемником и восприемницей духовного родства, препятствующего их браку» (т.2, с. 1184). Хотя все ясно, прибавлю несколько пояснительных слов. Богослужебные книги предусматривают при совершении таинства крещения в качестве восприемника только одно лицо (соответственно полу крещаемого). Поэтому если муж и жена присутствовали при крещении одного лица, то только один из них канонически считается восприемником. Другой восприемником не является. Кум и кума, крёстный и крёстная – понятия народные. Почему женатым священнослужителям запрещается носить обручальное кольцо? иеромонах Иов (Гумеров) Это традиция Русской Православной Церкви. Она не закреплена в соборных постановлениях. Однако, если такой обычай есть, то его надо уважать. Каков год рождения блаженной Матроны Московской? иеромонах Иов (Гумеров) Когда мы в 1997 году приступили к подготовке материалов к прославлению старицы Матроны Дмитриевны Никоновой, уже существовали о ней публикации. В жизнеописании было сказано, что она родилась в 1881 году. Для проверки этой даты был послан запрос в Тульский областной архив, где хранятся метрические книги храма Успения Пресвятой Богородицы ее родной деревни Себино Епифанского уезда Тульской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010