Сакральный смысл видения Никона получал, таким образом, политический оттенок; Спаситель на иконе как будто сам избрал Никона в архиереи и совершил над ним посвящение. Впоследствии, уже будучи первым архиереем, Никон, обосновывая своё понимание статуса патриарха в Русской Церкви, связывал патриаршество не с кафедрой, а с саном 499 . Особое положение патриарха, по Никону, определяется не местом, которое он занимает, а особой благодатью, получаемой при посвящении, и относящейся непосредственно к человеку 500 . Никон утверждал, что патриарх являет собой образ Христа, причём в большей степени, чем другие епископы 501 . Таким образом, содержание видения Никона отразило его взгляды на патриаршую власть, которые, как можно думать, сформировались задолго до того, как Никон стал московским патриархом: первый архиерей во образ Христа обладает полнотой духовной власти и имеет право от имени Христа вершить духовный суд над нарушителями церковных законов; патриарх, по Никону, – главный вершитель духовных дел, избранный и поставленный самим Христом. Видение царского венца митрополиту Никону случилось 18 марта, а 15 числа в Новгороде «стало нестроение болшое меж всяких чинов людей»; восставшие создали своё правительство, во главе которого встал бывший дворецкий Софийского дома, митрополичий сын боярский Иван Жеглов, незадолго до этого посаженный Никоном в тюрьму и освобождённый народом из-под стражи 16 марта (имена других членов нового правительства – посадских людей, освобождённых народом из заключения на митрополичьем дворе, Никон не называет). На следующий день, 17 марта, в день именин царя Алексея Михайловича, во время обедни митрополит Никон предал проклятию главу восставших новгородцев Ивана Жеглова и всех восставших («И я... молив Бога за ваше, государево, многолетное здравие, а ево, Ивашка, изменника твоего, государева, предал клятве, и тоя ради клятвы у них крестное целованье разрушил») и освободил их от данной друг другу клятвы «друг за друга стоять и никого в своем воровстве тебе, государю, не выдавать».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Колесов 1990 – Домострой/Сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Колесова: Подг. текстов В. В. Рождественской , В. Колесова и М. В. Пименовой. М., 1990. Колосов 1881 – Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. СПб., 1881. Сентябрь. С. 77 – 93. Колотий 2000 – Колотий Н. А. Крестный путь патриарха Никона . Ясенево, 2000. Кольцова 1998 – Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного монастыря 7 Научно-исследовательская ра- бота в художественном музее. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14 – 32. Кольцова 1998а – Кольцова Т. М. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) монастыря в XVII – XIX вв. (по письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера. Архангельск, 1998. С. 266 – 292. Комарова, Александров 2003 – Комарова Ю. Б., Александров Ю. Ю. О происхождении иконы «Спас царя Мануила», находящейся ныне в местном ряду главного иконостаса Софийского собора//НИС. СПб., 2003. Вып. 9 (19). 410 – 423. Комеч 1987 – Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. М., 1987. Конявская 2000 – Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.). М., 2000. Копреева 1972 – Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха //ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.С. 94 – 108. Кореневский 1912 – Кореневский Н. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII века и деятель- ность патриарха Никона . Киев, 1912. Кормчая 1653 – Кормчая. М., 1653. Костюхина 1962 – Костюхина Л. М. Записи XIII – XVIII вв. на рукописях Воскресенского монастыря//АЕ за I960 г. М., 1962. С. 273 – 290. Коткова 1991 – Коткова Н. С. Лечебник последней трети XVII в.//Источники по истории русского языка XI – XVII вв. М„ 1991. С. 173 – 195. Кочетков 1976 – Кочетков И. А. Когда были написаны иконы митрополитов Петра и Алексия из Московского Ус- пенского собора//Средневековая Русь. М., 1976. С. 310 – 316. Кочетков 1981 –Кочетков И. А. Иконописец как иллюстратор жития//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 340 – 342. Кошелева 1981 – Кошелева О. Е. Боярство и дело патриарха Никона //Проблемы истории СССР. М., 1981. Вып. 12. С. 16 – 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возрождение святынь Владыка Мефодий с первыми насельницами монастыря Сегодня по всей территории соседнего с Россией суверенного государства строятся и с любовью восстанавливаются порушенные в прошлом православные святыни. По благословению митрополита Астанайского и Алма-Атинского Мефодия, который в мае нынешнего года отметил пятилетие своего пребывания на этой кафедре, церковная жизнь в Казахстане возрождается во всем ее многообразии. Это – дело исторической справедливости, свидетельство преемственности духовных традиций в новых социальных и политических реалиях. В ноябре 2003 года владыка Мефодий направил Святейшему Патриарху Алексию и Священному Синоду Русской Православной Церкви рапорт: «Изучив обстоятельно на месте мнение духовенства и паствы, считаю весьма полезным возродить монашескую жизнь в этом крае. В собственность Церкви уже выделено 1,8 га земли в самом центре Алма-Аты. Рядом с участком есть фундамент бывшего Софийского храма. Монастырь будет не только местом молитвы и трудов насельников, но и духовной опорой русскоязычного православного народа». Вскоре пришло решение Патриарха и Синода о возрождении в Алма-Ате Иверско-Серафимовского женского монастыря и Софийского собора. Но одно дело – принять решение о возрождении святынь, другое –­ приняться за их восстановление. Митрополит Мефодий столкнулся со многими трудностями: и с нехваткой средств, и со сложностью проекта (Алма-Ата – зона повышенной сейсмичности), и с непониманием чиновников городской администрации. Но все эти трудности с Божией помощью остались позади. И 21 марта 2004 года митрополит Мефодий торжественно открыл некогда разрушенную обитель. А чуть позже, 19 мая, на территории монастыря был освящен фундамент и прошла закладка первого камня восстанавливаемого Софийского собора. 21 ноября 2005 года, в день празднования Собора архистратига Михаила, владыка Мефодий совершил чин освящения надгробного креста над могилами святителей Туркестанской кафедры архиепископа Софония († 1877) и епископа Никона († 1897). Оба архипастыря в свое время были погребены в Софийском кафедральном соборе Верного. 19 мая 2004 года останки святителей были торжественно перезахоронены в нововыстроенном склепе, расположенном неподалеку от фундамента разрушенного собора, территориально принадлежащего ныне Иверско-Серафимовскому монастырю.

http://pravoslavie.ru/4483.html

Следующий тип письменных правил составляют послания и грамоты высшей духовной и светской власти. В Приложениях приведем несколько грамот, содержание которых нашло отражение в Келарском обиходнике старца Матфея Никифорова, и прокомментируем. По сложившейся традиции царю и знатным гостям при посещении монастыря подносились подарки: образы Богородицы и чудотворца Кирилла, а также изделия монастырский работы: чашки, ложки, ножи, посохи 54 . Грамота патриарха Никона от 18 ноября 1653 года, адресованная архимандриту Митрофану и келарю старцу Матфею, запрещала подносить посохи «бояром, окольничим и разных чинов людем» (Приложение 4). Это запрещение относилось только к мирским людям, так как на Успение посох подносился ферапонтовскому игумену и царю (Предметно-терминологический указатель). Значительные изменения в богослужебную практику внесло другое решение патриарха Никона от 16 декабря 1655 года об освящении воды однажды, только в навечерие Богоявления (Приложение 5). В Книге праздничной в текст освящения воды в навечерие Богоявления внесена правка (Археографическое введение). По существовавшей тогда богослужебной практике воду освящали дважды: в навечерии Богоявления – в трапезной церкви Введения, а в самый праздник Богоявления – на Иордани (водоеме) (л. 31 об. – 37 об.). Патриархом Никоном и священным собором 16 декабря 1655 года принято решение об освящении воды только в навечерие Богоявления на водоеме «по древнему святыя Восточный Церкви преданию… А в самый день Богоявления ко крестильнице не исходити и к совершению водоосвящения не дерзати, зане едино крещение по Апостолу, а не два» 55 . В поисках основы для такого решения мы обратились к рукописи Софийского собрания номер 1432 «Тактикону» Никона Черногорца, переписанному иеромонахом Авксентием 4 июня 1475 года, где дается ответ на этот вопрос: освящение воды дважды – это по человеческой воле, в соборной же церкви принято однажды, в навечерие праздника совершать. Об этом указано в типиках вселенской церкви, а также в монастырских – Студийском, Иерусалимском и прочих 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Действие в видении происходит у иконы Спасителя, которую митрополит Никон охарактеризовал следующим образом: «...Спасов образ местной, что стоит пред нашим местом, списан с тово образа, который взял к Москве блаженные памяти государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии из Великого Новагорода, и поставлен на Москве в соборной апостольской церкви, которая именуется „Златая Риза“, от него же и чюдо было Мануилу, греческому царю» л. 124). В новгородском Софийском соборе находилась копия 1572 г. с так называемой «корсунской» иконы «Спас на престоле», наиболее почитаемой святыни Новгорода, в 1561 г. по требованию Ивана Грозного переправленной в Москву и установленной в Успенском соборе 486 . С особенностями иконографии новгородского образа связано известное новгородское предание о написании этой иконы византийским императором Мануилом 1 Комнином, которое легло в основу «Сказания о видении Спасова образа царю Мануилу» 487 . Об этом Сказании, сложившемся в первой четверти XVI в. и рассказывающем о наказании иконой греческого царя 488 , и упоминает митрополит Никон. На иконе «Спас на престоле» из Успенского собора, послужившей оригиналом для новгородского Спаса 489 , изображен сидящий на престоле Иисус Христос, указывающий правой рукой на открытый текст Евангелия ( Ин. 8:12 ). Поза Христа строго фронтальная, колени симметрично сведены 490 . Жест Спасителя на иконе больше всего привлекал внимание зрителя и подчеркивал значимость еван- гельского высказывания. Однако ни о жесте Спасителя, ни о Евангелии, ни о позе Христа Никон не говорит. В восприятии и осмыслении митрополитом содержания иконы имел значение образ Христа вселенского Судии, Царя царей, наказывающего грешника: впечатление от иконы усиливалось и содержанием «Сказания о видении Спасова образа царю Мануилу», хорошо известное Никону; в одном из своих посланий царю в 1659 г. патриарх, ссылаясь на «Сказание», обосновывал приоритет высшей церковной власти 491 . Не случайно, что при описании видения Никон уделяет особое внимание такой важной детали, как царский венец, чудесно перемещающийся по воздуху с головы Спасителя на голову Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XXVIII. Летописцы а. Бумажные. 84. Летописец большой, в лист. В коже, за подписью Патриарха Никона . Писан в 17 столетии частью полууставом, частью скорописью. Содержит в себе: а. Гранограф. Еже есть летописец, так называемой Елинской редакции, в 208 главах, на 584 страницах, писан одною рукой полууставом 17 столетия. б. Родословие Князей и Бояр Русских, от 584 по 669 скорописью. в. О разных зверях, птицах, рыбах и насекомых, с 669 по 694 стр. г. Сказание о пленении Иерусалима Титом с 695 по 730 стр. д. Мефодия Пафарийского (Патарского) по царствиях с 730 по 743 стран. е. Неизвестного о том же предмете, с 743 по 766. Ж. Временник Софийском по Несторовой летописи с продолжателями по 1534 год, и отрывок, содержащий в себе летопись происшествий с 1445 по 1553 год; напечатано все сие в Москве в двух частях 1820 и 1821 года иждивением Графа Н. П. Румянцева П. М. Строевым; надпись его о сем на стр. 768, 17 Августа, 1821 года. з. Пасхалия зрячая. С 1379 по 1393 стр. и. «Повесть о Печерском Псковском монастыре,» с 1393 стр. i. Правила Иоанна Постника . к. Ханские ярлыки. л. Грамота Св. Алексея Митрополита на Черный Яр. По Описи 1846 года значится под 26-м. 85. Келейный летописец Патриарха Никона . Так озаглавлена по старым Описям рукопись, написанная отличной скорописью 17 века, переходящей в полуустав, в лист, с кудреватой заставкой, сделанной искусно твореным золотом; переплетена в досках, обложенным бархатом; на передней доске средник и наугольники посеребренные с травами чеканными, а на задней пять медных жуков. Полное заглавие сей рукописи такое: «Сказание известно когда и в кое время в Велицей Российстей земли просия, яже во единого истинного в Троицы славимого Бога нашего вера Христианская и благочестие утвердися, и коим образом Российские Митрополиты прияша власть от Константина Градских Патриарх своими епископы поставляться и сущих под ними поставлять, и когда и коим образом в царствующем граде Москве великий Патриаршеский престол устроися, и кто бысть первый Патриарх, и по нем друзии; в нем же и о поставлении Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Руссии Самодержца, Отца, Великого Государя Преосвященного Филарета, Митрополита Ростовского и Ярославского, на превысочайший Патриаршеский престол царствующего града Москвы и всея Великой России.» Дугой экземпляр этого Сборника находится в Синодальной Библиотеке, откуда в 1858-м году взят в Государственное Древлехранилище. Вторая половина сего Сборника, то есть, собственно Чин избрания и постановления на Патриаршество Филарета Никитича, напечатан в Древней Российской Вивлиофике. Но по другому списку. А первая половина, то есть, о начале Патриаршества и проч., как мы полагаем, составлена при участии самого Патриарха Никона . Его деятельным ученым сотрудником Епифанием Славенецким; вся же рукопись, по важности ее содержания, принадлежала к числу избранных келейных книг Святителя, что и дало повод дать е почетное название его «Келейного летописца.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Эта рукопись с пропусками напечатана Археографич. коммиссией, под редакцией П.И. Саввалитова. 99 Бакмейстер во 2 прибавлении к составленному им жизнеописанию Никона, (Beytrage zur Lebensgeschichte des Patriarchen Nicon, Riga 1878), сделал из этой книги очень краткую выписку для иностранцев. Полные её списки находятся в рукописях библиотек: синодальной, новгор. софийской, академии наук и Воскресенского монастыря. 100 Всеми этими тремя рукописями мы пользовались по списку со сборника разных бумаг, относящихся к патр. Никону, составленного в 1710 г. в Воскресенском монастыре по приказанию настоятеля его, архим. Лаврентия. Этот-то сборник мы и разумеем под именем рукописи Воскресенского монастыря. 101 Она издана при с.-петербургской академии наук в 8 частях, in 4 , слово в слово с подлинником, который подписан самим Никоном. Первая часть издана профессором В.Л. Шлецером и переводчиком Башиловым в 1767 г., вторая в 1768 г. Башиловым и переводчиком Поленовым. Прочие напечатаны академией в продолжении времени 1786–1792 г. 104 Никону приписывают также: канон молебен о соединении веры православной и молебное пение о умирении Церкви святой восточной, слово к читателям о крёстном изображении и брашно духовное, сиречь псалмы, молитвы, каноны и пр., собранные от многих св. книг, зело нужные и душеспасительные. См. начерт. жизни патр. Никона, составл. архим. Аполл. стр. 43. Сл. пис. дух. чина, в статье о Никоне патриархе . 106 Др. вивлиоф., жит. Феод. Ртищева ч. 18. стр. 402. Один иностранец, бывший в России в первые годы царствования Алексея Михайловича, говорит, между прочим, так о нашем богослужении того времени: «Тот священник считается самым лучшим, который может сказать больше молитв, не переводя духа. Пять или шесть человек читают громко, в одно и то же время, один послание, другой псалом, третий молитву и т. д.». См. чт. моск. общ. ист. и др. росс. 1846. 1. Смесь, стр. 3. 108 Из множества разных певческих распевов и напевов того времени можно указать след.: Апскаловский, Болгарский, Греческий, Герасимовский, Демсственный, Знаменный или столповой, Кирилловский, Казанский, Киевский, Леонтьев, Лукошков, монастырский, Никодимов, Новгородский, патриарших дьяков, путёвый, путь прибыльный, Радилов, Смоленский, Соловецкий, Софийский, Тихвинский, Усольский христианинов, Цамблан, Черниговский и пр. Также распевы некоторых стихов, напр. Аллилуйя – Антиохийская красная, скок, недоскок, перескок и пр. Святый Боже, именуемый Волынка, задостойники, так называемые цари стихи и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Около того же времени он приписал к новгородскому софийскому дому Борисоглебский монастырь в городе Дмитрове и выдал на то свою жалованную грамоту. Отношения Никона к патриарху Иосифу за все время были самые добрые; от Патриарха приходят к Никону со столом и романеей так же часто, как и из дворца, не только в особые праздничные и поминальные дни, когда был обычай таких посылок, но и в простые будничные дни. Любимцу государеву спешат оказывать свое внимание и знатные бояре: в свои именины Василий Иванович Стрешнев, князь Иван Дмитриевич Пожарский представляются к Никону с именинным пирогом и просят у него благословенья. В свою очередь и митрополит Никон поддерживает знакомство и дружбу с лицами, близко расположенными к государю и имевшими на него влияние. В числе их был царский духовник, благовещенский протопоп Стефан Вонифатьевич; в конце февраля Никон заказал и поднес ему дорогую шапку для церковного служения, убранную горностаем 7 . Домашняя жизнь Никона отличалась замечательною простотою. Окруженный постоянным вниманием государя и всего царского семейства, владея богатыми средствами содержания, которые доставляло управление обширною епархиею, митрополит Никон в своей келейной жизни был весьма неприхотлив. Вышедший из простого крестьянского сословия, привыкший к лишениям еще в детстве, он воспитал в себе строгого подвижника-аскета, каким оставался на всю жизнь. Домашний стол его, особенно в дни постные, был далеко не изыскан и мало отличался от стола, каким питалась масса нашего крестьянства. Вот по этим записям обыкновенная стоимость расхода на его стол: “дано на стол митрополиту — на грибы 6 денег, на хлеб, калач и хрен 6 денег”; или: “на хлеб и хрен 4 деньги”; в сочельник пред Рождеством “куплено к столу митрополита и в расход на свиту: грибов на 4 алтына, хрену на 4 деньги; дано хлебнику на муку гречневую 6 алт. 4 деньги; куплено на кутью пшеницы четверик и гороху четверик”; в сочельник крещенский “дано повару 3 алтына 4 деньги, а он купил к митрополичу столу и про обиход грибов, луку и хрену”.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 21.09.1681, Москва), митр. Рязанский и Муромский. И. был родом из Новгородских земель, возможно, из Новгорода, где во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. на его средства строились храмы. 25 сент. 1676 г. Новгородский митр. Корнилий освятил придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, «что у Василия Кесарийскаго в Новгороде» - «строение Иосифа, митрополита Рязанского». 30 сент. в этом храме митр. Корнилий служил заупокойную литургию по родителям И., «а служивших с ним кормил в доме Премудрости Божией» ( Иероним. 1889. С. 97). В 1678 г. в Новгороде, на Софийской стороне, «в земляном городе», началось строительство на средства И. каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в сент. 1679 г. храм был освящен митр. Корнилием. В Переяславле Рязанском (ныне Рязань), в рязанском в честь Преображения Господня монастыре в кремле И. освятил 17 июля 1679 г. каменную надвратную ц. во имя прп. Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых Новгородских святых (храм разрушился в 1692 вслед. падения 1-го здания летнего Успенского собора). В 1653-1656 гг. И. в сане архимандрита возглавлял тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , являлся благочинным Тихвинской десятины. В мае 1660 г. стал игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . С 20 окт. 1661 по 1664 г. вновь управлял Тихвинским мон-рем, с 22 дек. 1664 по 1674 г. архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . Участвовал в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем патриарха Никона . По повелению царя Алексея Михайловича И. в дек. 1666 г. из Москвы сопровождал часть пути бывш. патриарха, сосланного в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , снабдил его теплой одеждой и едой. Через нек-рое время царь послал И. в Ферапонтов мон-рь для надзора за Никоном. Там, согласно доносам, новоспасский архимандрит попал под влияние Никона, называл его патриархом и поминал на ектениях, недоброжелательно отзывался о новом патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II . Однако в нояб. 1668 г. И. послал донос царю на Никона, в к-ром писал, что Никон принимал у себя донских казаков, обещавших ему вернуть Патриаршество. И. по его просьбе был возвращен в Москву.

http://pravenc.ru/text/578477.html

Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря (освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) является старейшим храмом города Верного (Алма-Аты). Он был построен по проекту архитектора Брусенцова в 1895 году на месте более раннего собора, воздвигнутого в 1871 году и разрушенного землетрясением 1887 года. Этот разрушенный приход, в свою очередь, возник на месте молитвенного дома, построенного в 1855 году. Эта дата граничит с годом основания города Верного, что позволяет говорить о Софийском соборе как первом храме в столице Семиречья. Монастырь на территории собора был учрежден указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года. Основой монастыря стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. После революции 1917 года история Софийского собора, равно как и множества других церквей, оборвалась. В конце 90-х годов ХХ века священник Валерий Черненко вместе с несколькими прихожанами взялся за расчистку остатков фундамента Софийского храма. 21 марта 2004 года митрополитом Мефодием за богослужением был оглашен указ Синода, а 19 мая того же года был освящен фундамент и совершена закладка первого камня восстанавливаемого Софийского собора. 21 ноября 2005 года, в день празднования Собора Архистратига Михаила, митрополит Мефодий совершил чин освящения надгробного креста над могилами первых святителей Туркестанских: архиепископа Софонии и епископа Никона. 25 апреля 2006 года были освящены отлитые для монастыря колокола. Их общий вес более трех тонн. Самый крупный весит 1600 кг. 30 сентября 2007 года митрополит Мефодий совершил чин освящения возрожденного собора. Иконостас и убранство собора изготовлены и установлены в декабре 2010 года. К концу 2010 года завершено строительство не только собора, но и всего монастырского комплекса, в который вошли: храм блаженной Матроны Московской (2005), водосвятная часовня (2008), общежительный келейный корпус на 70 мест (2009), игуменский корпус (2010), часовня преподобного Серафима Саровского (2011), гаражный блок с мастерскими на втором этаже (2012).

http://sobory.ru/article/?object=46692

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010