Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа Источник Митрополит Никон, давний любимец и ближайший советник царя Алексея Михайловича, со времени назначения своего на нов­городскую кафедру хотя и принуждён был жить вдали от государя, но состоял с ним в постоянной переписке и ежегодно вызывался им в Москву для личных совещаний, соборных заседаний и священнослужения. В декабре 1651 г. он получил царский наказ прибыть в столицу, быстро приготовился в дорогу и, взяв из софийской казны 100 рублей на расход, 14 числа выехал из Новгорода на 30 подводах с многочислен­ною свитою из домовых софийских старцев, певчих, бояр и людей служилых. Путь из Новгорода до Москвы тогда лежал через ям Бронницы, Зайцево, Крестцы, Валдай, Березай, Вышний Волочек; 19 числа Никон прибыль в Торжок, здесь посетил Воскресенский девичий монастырь и раздал милостыню игуменьи и сёстрам этого монастыря, нищим в богадельню, особо трём убогим старцам, старице Екатерине на вклад её в монастырь и в тюрьму на заключённых. По выезде митро­полита из Торжка в селе Медне встретил его царский гонец с грамотой, в которой заключался новый наказ митрополиту ехать на спехе и прибыть в Москву к воскресенью 21 числа. Оставя в дороге большую часть свиты и домашнего обихода, Никон на 13 подводах, к которым в дороге нанял еще 5подвод, через Тверь, Клин, село Черкизово прибыл в Москву в назначенный день за три часа до света. Зачем государь вызывал к себе новгородского митрополита и торопил его приездом, видим из дальнейшего пребывания Никона в Москве, как оно описывается в наших памятниках часто в мельчайших подробностях день за днем 1 . Первым побуждением вызова митрополита Никона в Москву служило сильное желание государя видеть своего друга и беседовать с ним лично. Жизнеописатель Никона, клирик его Иван Шушерин прямо говорит, что „самодержец присно желал оного в Москве быте и оного сладостною беседою и зрением увеселитися“ 2 . Наступали торжественные праздничные дни, которые царь Алексей Михайлович по обычаю предков всегда проводил в общении с духовными властями, в присутствии на их богослужениях и в взаимных с ними столованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 8 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 В 2001 году исполнилось 320 лет со дня кончины патриарха Никона и 435 лет со времени восшествия на митрополичий престол святителя Филиппа Митрополит Никон, давний любимец и ближайший советник царя Алексея Михайловича, со времени назначения своего на новгородскую кафедру хотя и принужден был жить вдали от государя, но состоял с ним в постоянной переписке и ежегодно вызывался им в Москву для личных совещаний, соборных заседаний и священнослужения. В декабре 1651 г. он получил царский наказ прибыть в столицу, быстро приготовился в дорогу и, взяв из софийской казны 100 рублей на расход, 14 числа выехал из Новгорода на 30 подводах с многочисленною свитою из домовых софийских старцев, певчих, бояр и людей служилых. Путь из Новгорода до Москвы тогда лежал чрез ям Бронницы, Зайцево, Крестцы, Валдай, Березай, Вышний Волочок; 19 числа Никон прибыл в Торжок, здесь посетил Воскресенский девичий монастырь и раздал милостыню игуменье и сестрам этого монастыря, нищим в богадельню, особо трем убогим старцам, старице Екатерине на вклад ее в монастырь и в тюрьму на заключенных. По выезде митрополита из Торжка в селе Медне встретил его царский гонец с грамотою, в которой заключался новый наказ митрополиту: ехать наспех и прибыть в Москву к воскресенью 21 числа. Оставя в дороге большую часть свиты и домашнего обихода, Никон на 13 подводах, к которым в дороге нанял еще 5 подвод, через Тверь, Клин, село Черкизово прибыл в Москву в назначенный день за три часа до света. Зачем государь вызывал к себе новгородского митрополита и торопил его приездом, мы видим из дальнейшего пребывания Никона в Москве, как оно описывается в наших памятниках, часто в мельчайших подробностях, день за днем 1 . Первой причиной вызова митрополита Никона в Москву было сильное желание государя видеть своего друга и беседовать с ним лично.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 21.09.1681, Москва), митр. Рязанский и Муромский. И. был родом из Новгородских земель, возможно, из Новгорода, где во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. на его средства строились храмы. 25 сент. 1676 г. Новгородский митр. Корнилий освятил придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, «что у Василия Кесарийскаго в Новгороде» - «строение Иосифа, митрополита Рязанского». 30 сент. в этом храме митр. Корнилий служил заупокойную литургию по родителям И., «а служивших с ним кормил в доме Премудрости Божией» ( Иероним. 1889. С. 97). В 1678 г. в Новгороде, на Софийской стороне, «в земляном городе», началось строительство на средства И. каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в сент. 1679 г. храм был освящен митр. Корнилием. В Переяславле Рязанском (ныне Рязань), в рязанском в честь Преображения Господня монастыре в кремле И. освятил 17 июля 1679 г. каменную надвратную ц. во имя прп. Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых Новгородских святых (храм разрушился в 1692 вслед. падения 1-го здания летнего Успенского собора). В 1653-1656 гг. И. в сане архимандрита возглавлял тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , являлся благочинным Тихвинской десятины. В мае 1660 г. стал игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . С 20 окт. 1661 по 1664 г. вновь управлял Тихвинским мон-рем, с 22 дек. 1664 по 1674 г. архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . Участвовал в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем патриарха Никона . По повелению царя Алексея Михайловича И. в дек. 1666 г. из Москвы сопровождал часть пути бывш. патриарха, сосланного в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , снабдил его теплой одеждой и едой. Через нек-рое время царь послал И. в Ферапонтов мон-рь для надзора за Никоном. Там, согласно доносам, новоспасский архимандрит попал под влияние Никона, называл его патриархом и поминал на ектениях, недоброжелательно отзывался о новом патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II . Однако в нояб. 1668 г. И. послал донос царю на Никона, в к-ром писал, что Никон принимал у себя донских казаков, обещавших ему вернуть Патриаршество. И. по его просьбе был возвращен в Москву.

http://pravenc.ru/text/578477.html

На Новгородской митрополии Началом деяний Никона на Новгородской митрополии был добрый знак. По торжественном вступлении в Новгород Великий с шумным ликованием прихожан он немедля отправился за благословением к старому Аффонию в Хутынский монастырь. Величие замыслов освещало тогда его чело — и Аффоний, встав со своего аскетического ложа, сказал: «Благослови мя, патриарше!» — «Нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх, ты меня благослови», — говорил Никон Аффонию, думая, что тот путается на старости лет от беспамятства. «Будешь патриархом! — твердо отвечал старец. — Потому благослови меня первым». И, приняв от Никона благословение, сам его благословил. Вспоминая время своего митрополичьего служения, Никон и по прошествии многих лет не мог разделить деяния светские и церковные — все они сливались в одно дело: утверждение в огромной епархии законов божественных, христианского во славу Божию благоустроения. Вскоре все узнали, что в его резиденции — Софийском доме — можно найти праведный суд. Сам митрополит слушал дела и разбирал распри, праведно рассуждая соперников и часто милостиво их примиряя. Когда пришел на новгородские земли голод, выделил Никон особую погребную палату и велел каждый день кормить в ней бедняков, сколько бы их ни молило о пропитании, когда двести, когда триста человек и более. Пропитанием для бедных заведовал муж поистине святой, Вавила-Василий, по прозванию Босый (ибо зимой и летом всегда бос ходил). Имел он такой обычай: когда всех нищих за трапезу посадит, тогда смотрит, есть ли у них на шеях кресты, и если у кого-нибудь не найдет — тому дарит свой крест. И всем завещает крест Христов, честное знамение спасения нашего, всегда на шее носить и, глядя на него, мысленно помнить превеликую и совершенную Христа к нам любовь и всем сердцем к пострадавшему за нас стремиться. Каждую неделю по приказу Никона из митрополичьей казны раздавались бедным деньги: старым по две деньги, взрослым по одной, малым и младенцам по полуденьге. А каждое утро приходящим давали по караваю хлеба. Из личных же своих денег каждый раз раздавал Никон бедным рубль или два. Для тех, кто не мог сам пропитаться и требовал милостивого ухода, устроил митрополит четыре богадельни, испросив у великого государя царя каждой годовое содержание, и сам в эти и старые богадельни часто с милостыней ходил.

http://sedmitza.ru/lib/text/439703/

IX. Торжество Софийское Какое торжество готовит древний великий, ныне же умаленный Новгород, но тем не менее близкий Русскому сердцу? – Чьи священные кости хочет он поднять из их векового покоя? – Какая рака, слитая вся из серебра, стоит под сенью св. Софии во глубине одного из придельных ее алтарей? – Кто сей нетленный усопший, чрез столько веков снова делающийся виновником торжества? – Это ты, святитель Никита, отшельник и выходец Печерский, седьмой из епископов, восседавших на кафедре Софийской, и первый из семи светильников, горящих доныне внутри храма нетлением мощей своих!... Открой же нам чудные дела твои и труженическое житие, добрый пастырь, мирно почиющий посреди нас, как бы живой, дабы, когда воздвигнутся мощи твои с их священного ложа и ты станешь опять председательствовать нам в час литургии с высоты твоего горнего места, – мы бы с умилением и духовною радостью поминали тебя, наставника нашего, который проповедовал нам слово Божие, и, взирая на кончину твоей жизни, подражали бы вере твоей! – «Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки» 8 , по словам Его божественного Апостола, и какое утешительное видение! – не токмо Господь, но и ученик Его таков же пред нами днесь, каковым положен во гробе вчера, т. е. за семь столетий. – Такова его невечерняя слава! Жизнь святителя Никиты сокровенна была со Христом в Боге, по выражению того же Апостола: он был из числа тех воинов, которые более заслуживают уважение, потому что не в полках исходят на брань, но подвизаются на единоборство, и хотя Господь позволяет им иногда пасть, как и верховному Своему Апостолу Петру, дабы не превозносились над другими, но потом опять их восставляет и творит непобедимыми. При самом начале Печерской обители одним из первых ее постриженников был сей преподобный Никита и, распаляемый чрезмерною ревностью, преждевременно пожелал затвора вопреки опытного совета великого игумена Никона, преемника Феодосиева. Искушение, постигшее затворника Исаакия, постигло и юношу Никиту; дух лести, по словам Апостольским принимающий на себя иногда образ Ангела светлого, обольстил неопытного в его затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Торжество Софийское Какое торжество готовит древний Великий, ныне же умаленный Новгород, но тем не менее близкий русскому сердцу? Чьи священные кости хочет он поднять из их векового покоя? Какая рака, слитая вся из серебра, стоит под сению Святой Софии, во глубине одного из придельных ее алтарей? Кто сей нетленный усопший, чрез столько веков снова делающийся виновником торжества? Это ты, Святитель Никита, отшельник и выходец Печерский, седьмой из епископов, восседавших на кафедре Софийской, и первый из семи светильников, горящих доныне внутри храма нетлением мощей своих. Открой же нам чудные дела твои и труженическое житие, добрый пастырь, мирно почивающий посреди нас, как бы живой, дабы когда воздвигнутся мощи твои с их священного ложа и ты станешь опять предстательствовать нам в часы литургии с высоты твоего Горнего места, мы бы с умилением и духовною радостию поминали тебя, наставника нашего, который проповедывал нам слово Божие, и, взирая на кончину твоей жизни, подражали бы вере твоей. «Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки» ( Евр. 13:7, 9 ), по словам его божественного Апостола, и – какое утешительное ведение!– не только Господь, но и ученик его таков же пред нами днесь, каковым положен во гробе вчера, т. е. за семь столетий прежде. Такова его невечерняя слава! Жизнь Святителя Никиты сокровенна была со Христом в Боге, по выражению того же Апостола. Он был из числа тех воинов, которые более заслуживают уважение, потому что не в полках исходят на брань, но подвизаются в единоборстве, и хотя Господь позволяет им иногда пасть, как и верховному своему Апостолу Петру, дабы не превозносились над другими, но потом опять их восставляет и творит непобедимыми. При самом начале Печерской обители одним из первых ее постриженников был сей преподобный Никита, и распаляемый чрезмерною ревностию, преждевременно пожелал затвора, вопреки опытному совету великого игумена Никона, преемника Феодосиева. Искушение, постигшее затворника Исаакия, постигло и юношу Никиту: дух лести, по словам апостольским, принимающий на себя иногда образ Ангела светлого, обольстил неопытного в его затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ (Дроздов Николай Петрович; 14.07.1875, с. Холм Галичского у. Костромской губ.- 9.09. 1942, пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской обл.), архиеп. Тамбовский и Козловский. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) . После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС. 11 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова ; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру З. вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое вик-ства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого З. стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.

http://pravenc.ru/text/199817.html

6-е Святого Павла исповедника, архиепископа Константинопольского Павел – Солунянин, архиепископ Цареградский, был из жертв той смуты, которою долго потрясала православную Церковь гибельная Ариева ересь. Несколько раз восходил Павел и был низвергаем с престола патриаршего, смотря по тому, чье влияние преобладало в ожесточенной и часто кровопролитной борьбе между арианами и православными. Но и в ссылке, и на престоле он всегда одинаково заявлял себя твердым и непоколебимым исповедником и столпом православия, что и послужило наконец причиною его мученической смерти: сосланный императором Констанцием, приверженцем Ариева учения, в Каппадокию, в город Кукуз, Павел был задушен арианами во время Богослужения собственным его омофором... Это было в 350 г. – В 381 г. мощи его были перенесены в Константинополь, а оттуда в Венецию в 1326 г., где и находятся в настоящее время. В неистощимо-разнообразных славословиях святым своим изливающаяся Церковь воспевает и св. Павлу, торжествуя память его: «Божественные веры исповеданием, другаго Павла, тя Церковь ревнителя во священницех показа; свозопиет ти и Авель ко Господу, и Захариина кровь праведная, отче преподобне, Христа Бога моли дароватися нам велией милости!» (Тропарь). «Облиставый на земле, яко звезда небосветлая, кафолическую просвещаеши Церковь ныне, о нейже и страдальчествовал еси, душу твою, Павле, предложив; и якоже Захариина и Авелева, ясно вопиет твоя кровь ко Господу!» (Кондак). † Преставление преп. Варлаама Хутынского По вкладной преп. Варлаама видно, что он был сын богатых родителей и от них получил богатое наследство. «Се же все дал Варлаам Михалев сын», говорит преподобный 70 . По синодикам, родители его – Михаил и Анна. По твердому местному преданию, они жили в Новгороде, на Софийской стороне, в прежнем Неревском конце. Здесь родился и проводил юные годы свои Алексий Михайлович, будущий подвижник Варлаам. Это место впоследствии отличено было каменным крестом, а потом часовнею. В грамоте патр. Никона читаем: «устроена часовня 1645 г. на Досланной улице, где прежде того стоял каменный крест, а в древнее время жил чудотворец Варлаам» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

V. Церковное пение и церковные вещи К оглавлению О церковном пении того времени не сохранилось в летописях почти никаких известий. Упоминается только мимоходом в одном месте о демественном пении (1440), в другом — о демественнике новгородского Софийского собора (1387), в третьем — о «словутьном певце Митусе» Перемышльского владыки (1241) . Отсюда можем догадываться, что у нас, вероятно, поддерживалось тогда по местам демественное, или гармоническое, пение, введенное еще со времен великого князя Ярослава, и что, по крайней мере при кафедрах архиереев, продолжали существовать хоры певчих под управлением доместиков. В житии святого Петра, Ордынского царевича, сказано, что когда он прибыл из Орды в Ростов вместе с Ростовским епископом Кириллом († 1262) и вошел в ростовскую кафедральную церковь, то услышал в ней «пения доброгласная, якоже ангельская», и что тогда в ней «левый крилос греческии пояху, а правый рускыи» . Бывало ли это последнее и в других кафедральных церквах наших и продолжалось ли в самой ростовской при следующих Ростовских владыках, неизвестно. Во многих рукописных Стихирарях наших встречаются напевы и ноты Киевского митрополита Григория Самвлака, который, следовательно, был и любителем и даже знатоком церковного пения . Мы уже упоминали о серебряных и золотых сосудах и вообще церковной утвари, которыми наделил некоторые храмы своей области галицкий князь Владимир Василькович. Теперь прибавим, что такие же серебряные и золотые сосуды, иногда украшенные драгоценными камнями, серебряные оклады на иконах и Евангелиях, серебряные кадила и подобное находились и в других церквах наших, например в ростовском и владимирском соборах, в новгородском Софийском, в московских церквах, в старорусском Преображенском монастыре . Но были церкви, может быть большая часть сельских, были и монастыри, в которых употреблялись еще деревянные священные сосуды, как свидетельствуют сохранившиеся доселе сосуды преподобного Сергия Радонежского, преемника его преподобного Никона и деревянный потир преподобного Мефодия Песношского († 1392).

http://sedmitza.ru/lib/text/435912/

Биография Святейшего Патиарха Московского и всея Руси Aлekcuя I 25 апреля 2017 года Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (Симанский Сергей Владимирович) Родился 27 октября (8 ноября) 1877 г. в Москве. В 1888 г. поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Николаевский лицей. В 1896 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитском полку. Осенью 1900 г. поступил в Московскую духовную академию. В феврале 1902 г., будучи студентом второго курса, принял монашество с именем Алексий. В том же году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1903 г. — в сан иеромонаха. В 1904 г. закончил Московскую духовную академию и был назначен инспектором Псковской духовной семинарии. Впоследствии в сане архимандрита был ректором Тульской, а затем — Новгородской семинарий. 28 апреля 1913 г. в Софийском соборе Новгородского кремля хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении архиепископа Арсения (Стадницкого), епископов Никона (Рождественского), Псковского Евсевия (Гроздова), Кирилловского Иоанникия (Дьякова) и Гдовского Вениамина (Казанского). В январе 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном назначен первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского. В октябре 1922 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и в конце того же года сослан на три года в г. Каркаралинск (ныне в Карагандинской области). В марте 1926 г. вернулся в Ленинград. Был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского. В 1927-1935 гг. — член Временного Патриаршего Священного Синода. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с титулом «Старорусский». С августа того же года митрополит Новгородский и Старорусский. В октябре 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010