В своем источниковедческом докладе «Обзор документов архива архиепископа Никона (Рождественского) в РГБ» магистрант МДА чтец Валентин Серпенинов привел опись архивных документов владыки Никона и отметил, что данный архивный материал является уникальным источником для изучения не только самой многогранной личности архипастыря, но и его трудов. Особую нишу для исследователя представляет эпистолярное наследие владыки, где раскрывается талант выдающегося проповедника, публициста. В докладе студента 4 курса бакалавриата МДА диакона Дмитрия Фёдорова «Духовные причины революции в России начала XX века по дневникам архиепископа Никона (Рождественского)» была освещена центральная причина революции — духовная, поскольку остальные: социальная, нравственная и прочие произрастают из нее, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). В ходе доклада было рассмотрено положение Церкви в ХХ веке, ее служителей, а также духовное состояние народа и интеллигенции, и в заключение докладчик резюмировал, что в Царствии Небесном революция невозможна. Учащийся 5 курса бакалавриата ПСТГУ А.С. Биджамов в докладе «Столкновение святоотеческого и нового религиозного сознания в богословии ХХ века: архиепископ Никон (Рождественский) и А.В. Карташев» отметил, что распространенность церковно-исторических работ А.В. Карташева, а также известность о его участии в движении «нового религиозного сознания» делает актуальным необходимость подробного рассмотрения его воззрений. В данном докладе было представлено сравнение двух направлений богословской мысли: А.В. Карташева и архиепископа Никона (Рождественского). По мнению выступавшего, в работах А.В. Карташева можно увидеть его приверженность модернистской богословской мысли, отличной от направления архиепископа Никона. Владыка Никон предстает последователем святоотеческого богословия, небезразлично относящимся к критике в адрес православного учения, вследствие чего он часто публиковал свои критические ответы против разных модернистских идей. Это заочное богословское столкновение двух направлений было рассмотрено докладчиком по следующим темам: экклезиология и Вселенские Соборы, границы благодатности Таинств и действий спасительной благодати, сотериология и «догматическое развитие», библейское Откровение и церковные реформы, «оживление Церкви» и отношение к аскетизму, отношение к революции и к цензуре. В результате проведенного исследования докладчик признал правомерность вывода, что архиепископ Никон, следуя святоотеческому религиозному сознанию и выстраивая свою апологетическую позицию, тем самым заочно демонстрирует искаженность взглядов А.В. Карташева и их неправославное содержание.

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/27/...

– участие архиеп. Никона в жизни и деятельности Троице-Сергиевой Лавры и почитании памяти преп. Сергия Радонежского; Святые Новомученики влияют на решения Русской Церкви – библиография публикаций архиеп. Никона; – издательская деятельность архиеп. Никона, в т.ч. в издании святоотеческих творений; – богословские и общественные воззрения архиеп. Никона; – архиеп. Никон в отзывах современников; – участие архиеп. Никона в дискуссии о предназначении монашества; – участие архиеп. Никона в имяславском споре; – противораскольническая и противосектантская деятельность архиеп. Никона; – оценки деятельности и наследия архиеп. Никона; – участие прочих исторических деятелей, в том числе новомучеников и исповедников Русской Церкви в событиях начала ХХ века, связанных или пересекающихся с жизнью и деятельностью архиеп. Никона и др. Конференцию проводит Научный центр патрологических исследований кафедры богословия СДА. К участию в конференции приглашаются преподаватели, аспиранты и магистранты Сретенской духовной академии и других учебных заведений. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В жутких муках умер рабовладелец, который кошмарил всю деревню В России в своей машине нашли мужчину с отрезанными ушами В Ростовской области попали в аварию два теплохода: все детали Смоляне: «тут какие-то страшные звуки в Красном Бору, хлопки» Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/anonsy/2023/11/01/v_m...

Закрыть itemscope itemtype="" > В МДА пройдет конференция «Жизнь, деятельность и духовное наследие выпускника МДА и насельника Троице-Сергиевой Лавры архиеп. Никона (Рождественского)» 29.01.2021 3799 Научная школа патрологических исследований кафедры богословия Московской духовной академии проведет вторую историко-богословскую конференцию «Жизнь, деятельность и духовное наследие выпускника МДА и насельника Троице-Сергиевой Лавры архиеп. Никона (Рождественского)», сообщает МДА . Конференция состоится 11 февраля 2021 года. Преподавателям, аспирантам и магистрантам, желающим принять участие в конференции, просьба выслать текст выступления на рассмотрение до 1 февраля на адрес agathantos@list.ru. Координатор конференции — доцент П.К. Доброцветов О времени начала и месте проведения конференции будет сообщено дополнительно. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/anonsy/2021/01/04/v_m...

Поклонение волхвов. Клеймо иконы Похвала Богоматери (с акафистом). XVI век Как собирались в путь волхвы? Сейчас, накануне Рождественского поста, самое время задать себе этот вопрос. Конечно, делали они это обстоятельно и заблаговременно. Все же и путь предстоял неблизкий, и важно было идти в хорошем темпе, не отставая от ведущей их звезды. Мы тоже совсем скоро, в первый день Рождественского поста, выйдем в путь, и разве наш путь приведет нас не к Вифлеемской пещере? Значит, сейчас самое время собраться с мыслями, загодя обдумать, как тронемся в путь, что необходимо взять с собой, без чего не обойтись в пути и без чего, скорее всего, до цели путешествия нам не добраться. Во-первых, не добраться без путеводителя. Следовательно, в дорожные рюкзаки надо положить Евангелие. И каждый день во время привала читать: по главе, по церковному зачалу, как получится, но постоянно, ежедневно, иначе как дойти, если не знаешь пути? Затем нужно ведь, особенно когда путешествуешь зимой, костер разводить, чтобы отогреться. Этим огнем, отгоняющим лед душевный и мрак, будет чтение: кто «Что есть духовная жизнь» святителя Феофана в сумку положит, кто «Наставления» Паисия Святогорца под мышку возьмет, кто «Письма» игумена Никона Воробьева. Всякий найдет себе книгу по вкусу, лишь бы только подкладывать вовремя дров в огонь, лишь бы поддерживать ревность, усердие и бодрость духа. Обязательно запасемся пищей – молитвенным правилом Обязательно запасемся пищей – молитвенным правилом. И совершать его приучимся вдумчиво, собранно, сердечно, иначе как дойдешь, если ослабеет от голода душа? Как было бы хорошо включить в постоянные молитвы тексты, которые исподволь готовили бы к Рождеству, настраивали на праздник. Это могут быть фрагменты Рождественского акафиста или тексты последних перед Рождеством, предпразднественных дней (их можно найти в Минее декабря). Например, помогают такие тексты: «Приидите, поклонимся Божественному Младенцу, и дары Ему принесем, веру яко злато, и песнопение, как ливан приятный, и чистую любовь, как смирну, нас ради благоволившему плотью родиться».

http://pravoslavie.ru/157480.html

Недавно в архиве Никона (Рождественского) (фонд 765), хранящемся в Научно исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки, был обнаружен один документ, имеющий отношение к «Толкованию на Евангелие от Матфея», – письмо его создателя, архимандрита Никона (Рождественского) , к протоиерею Михаилу Хитрову (1851–1899), духовному писателю и переводчику, автору книги о святителе Феофане Затворнике , датированное приблизительно 1895 г. 199 Это письмо само по себе является очень интересным документом, так как со держит много подробностей относительно процесса создания «Толкования». Архимандрит Никон советуется со своим корреспондентом о написании письма по поводу своей работы некоему митрополиту, имя которого не называется: «Вот, друже, что думаю написать владыке: О. Михаил точно передал мне дорогия для меня замечания Ваши относительно листков к Евангелию от Матфея, причём возвратил и самые листки с отметками В В ства. Не скрою от Вас, Владыко святый, что не без страха ожидал я, как благоугодно будет Вам отнестись к сему начинанию моему. Я видел и сам в моем труде много недостатков, и если решился предпринять его, то лишь потому, что не видел в нашей духовной литературе подобного изъяснения на Евангелие, тогда как большинство православных читателей ищут такой книги, которая вместе с истолкованием текста давала бы и назидание для семейного домашнего чтения. Семь лет я мечтал о такой работе, не решаясь приступать к ней, и только теперь, имея под руками типографию, решился сделать опыт в той мысли, что если мой труд и не удовлетворит насущной потребности благочестивых читателей в полной мере, то, по крайней мере, наведёт других, более меня способных на мысль, как лучше достигнуть сей цели. В течение 17 лет я издаю свои листки и получаю в год по нескольку тысяч писем, из коих вижу: чего просит народ для своего назидания, что отвечает его духовным нуждам; нередко слышится в этих письмах сильная жажда читать толкование на слово Божие не в форме сухого научного толкования, а в изложении более жизненном, чтобы, как выражаются люди простые, “ложилось на душу”, “доходило до сердца”... И вот, хотя и дерзновенно это с моей стороны, я решился сделать опыт удовлетворить сей потребности благочестивого чувства христианского...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Викторин (Асеев), иером . Нравственное состояние учащихся духовных школ начала XX века в дневниках архиепископа Никона (Рождественского)//Церковный историк. 2023. 2 (12). С. 35–46. Автор статьи исследует свидетельства о нравственном состоянии учащихся церковно-приходских школ, духовных семинарий и академий в начале ХХ века, которые содержатся в дневниковых записях архиепископа Никона (Рождественского), члена Святейшего Синода и председателя Издательского совета при Синоде. Илюхина О. А . Профессора церковного права в российских университетах и духовных академиях в 1906–1917 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 47–65. В статье исследуется научный потенциал университетов и духовных академий Российской империи в области церковного права во время обсуждения церковных реформ в 1906–1917 гг. Автор приходит к выводу, что в этот период можно говорить о трех развитых научных школах церковного права: Санкт-Петербургском университете, Московском университете и Казанской академии, в то время как Санкт-Петербургская и Московская духовные академии испытывали трудности с развитием собственных научных традиций из-за жесткого административного контроля и частой смены профессоров. Научные достижения в области церковного права оказались актуальны при подготовке церковной реформы в предсоборном обсуждении. Ларионов Д. С., свящ . Участие профессора П. В. Знаменского в научно-исследовательской и преподавательской жизни Казанской духовной академии с 1860 по 1870 гг.//Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. 2 (21). С. 70–82. В статье дается обзор жизни и анализ первого периода научной и преподавательской деятельности профессора русской церковной истории П. В. Знаменского. Автор приходит к выводу, что проф. П. В. Знаменский был человеком высокой эрудиции, и в первый период своей научной деятельности он стал инициатором нового пути для исследовательской и преподавательской деятельности академических кафедр. Мозгов К. А . Катехизическое просвещение в традиции Русской церкви XVIII–XIX веков: по материалам катехизической литературы//Вестник Свято­-Филаретовского института. 2023. Вып. 47. С. 31–48.

http://bogoslov.ru/article/6194203

108. Модест Можей, 60 л. 110. Иоанникий Суворов, 60 л. 111. Мелетий Глущенко, 51 г. 112. Никодим Сморчков, 50 л. 113. Маркелл Щедрин, 69 л. 114. Нектарий Стрельников, 48 л. 115. Мефодий Спиридонов, 53 л. 116. Евсевий Ломакин, 51 г. 117. Герман Чернов, 49 л. 118. Левкий Жирнов, 55 л. 119. Астион Коршунов, 49 л. 120. Елевферий Исаев, 46 л. и т.д. до 189. Далее в списке шли: послушники (NN 190–217), певчие мальчики (NN 218–247), Анна Кузнецова, состоявшая при Крестовской часовне, служители при богадельне (NN 249–255). Из списка в 189 насельников в отпуску в июне было 56 монашествующих, т.е. почти одна треть (отъехали домой или на приходы). Из 28 послушников – в отпуску отмечено двое. Всероссийские съезды монашествующих, бывшие в Лавре в 1909 и 1917 гг. и их итоги Оживление церковной и общественной жизни в начале XX века в России позволило поставить на очередь вопрос и об устранении некоторых негативных явлений в русском монашестве. Начало положил известный тогда писатель на бытовые темы А. Круглов, который в октябрьском номере «Душеполезного Чтения» за 1902 год напечатал статью «На службе миру – на службе Богу». В этой статье он, по словам проф. МДА А. Спасского, «в робких словах осмелился напомнить Христову заповедь о любви к ближним и обязательности деятельного осуществления ее и для избравших иноческий образ жизни...» Однако эта статья вызвала, как ни странно, отпор со стороны архимандрита Никона (Рождественского) , провозгласившего «личное спасение», воспитание в себе «святого эгоизма» через молитву, единственной задачей монаха. Редактор упомянутого журнала проф. МДА А.И. Введенский сначала было поддержал позицию Никона. В дискуссию вступили и ректор Академии епископ Евдоким и целый ряд профессоров во главе с проф. Н. Ф. Каптеревым , отстаивавшим необходимость развития деятельного монашества (в области просвещения, ухода за больными, миссионерства и т.д.), другие, в основном монашествующие во главе с Никоном, отстаивали созерцательный тип монашества. Позиция архимандрита Никона 117 оказалась очень уязвимой и прежде всего, как отметил Каптерев в одной из своих статей, тем, что сам Никон являл собой пример именно деятельного монаха, как, впрочем, и некоторые из его собратьев по монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Евсевий Ломакин, 51 г. 117 . Герман Чернов, 49 л. 118 . Левкий Жирнов, 55 л. 119 . Астион Коршунов, 49 л. 120 . Елевферий Исаев, 46 л. И т.д. до 189. Далее в списке шли: послушники 190–217); певчие мальчики 218–247); Анна Кузнецова, состоявшая при Крестовской часовне; служители при богадельне 249–255) Из списка в 189 насельников в отпуску в июне было 56 монашествующих, т.е. почти одна треть (отъехали домой или на приходы). Из 28 послушников – в отпуску отмечено двое. Всероссийские съезды монашествующих, бывшие в Лавре в 1909 и 1917 гг., и их итоги Оживление церковной и общественной жизни в начале ХХ века в России позволило поставить на очередь вопрос и об устранении некоторых негативных явлений в русском монашестве. Начало положил известный тогда писатель на бытовые темы А Круглов, который в октябрьском номере «Душеполезного Чтения» за 1902 год напечатал статью «На службе миру – на службе Богу». В этой статье он, по словам проф. МДА А. Спасского, «в робких словах осмелился напомнить Христову заповедь о любви к ближним и обязательности деятельного осуществления ее и для избравших иноческий образ жизни...» Однако эта статья вызвала, как ни странно, отпор со стороны архимандрита Никона (Рождественского) , провозгласившего «личное спасение», воспитание в себе «святого эгоизма» через молитву, единственной задачей монаха. Редактор упомянутого журнала проф. МДА А.И. Введенский сначала было поддержал позицию Никона. В дискуссию вступили и ректор Академии епископ Евдоким и целый ряд профессоров во главе с проф. Н.Ф. Каптеревым , отстаивавшим необходимость развития деятельного монашества (в области просвещения, ухода за больными, миссионерства и т. д.), другие, в основном монашествующие во главе с Никоном, отстаивали созерцательный тип монашества. Позиция архимандрита Никона 117 оказалась очень уязвимой и прежде всего, как отметил Каптерев в одной из·своих статей, тем, что сам Никон являл собой пример именно деятельного монаха, как, впрочем, и некоторые из его собратьев по монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—22— земской России раскол при Петре уже не выражает во вне, а со злобою затаивает в тайниках своей души, в своем скрытом и молчаливом характере. Но эта насильственная скрытность показной стороны раскола только сильнее разжигала бурю внутренней его жизни» (45 стр.). «Этот вопрос, от которого собственно и зависит судьба разбираемых нами мнений, научным критерием прямо ставится во главу приводимых светскими писателями теорий о расколе, и решается для последних в отрицательном смысле» (70 стр.). «Остановившись на обрядовом направлении христианской религии, все русское общество на протяжении пяти веков с XI по XVI век, идет по широкому пути, свойственном только русской натуре, развития этого направления» (83 стр.). «От патриарха Никона, одним словом требовалось ясное и точное понимание самой сущности и смысла русских обрядов, которые, повторяем, были между собою строго православными с обрядами греческой церкви» (88 стр). Редкая страница сочинения г. Рождественского не вызывает возражений с стилистической (а иногда и грамматической) точки зрения. Неприятное впечатление производит, наконец, масса орфографических ошибок и описок, оставленных автором без исправления. Принимая, однако, во внимание, что автор в той или иной мере потрудился над своим сочинением, прочел немало исследований по истории раскола, я нахожу возможным признать г. Рождественского заслуживающим кандидатской степени». Справка: 1) Сергей Рождественский окончил курс в Императорской Московской Духовной Академии в минувшем 1913-м году с званием действительного студента Академии и правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного курсового сочинения. – 2) В среднем выводе из баллов по ответам и сочинениям за четыре года академического курса действительный студент Рождественский имеет – 3, 989 .–3) По § 109 лит. б. п. 8 устава духовных академий «присуждение степени кандидата богословия» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же вы нас ради одного переселения не считаете законными патриархами, то так же незаконны были и те наши предшественники, а в таком случае нельзя считать законным и патриаршества в России, которое они утвердили». Государь спросил Никона: «Веришь ли ты всем Вселенским патриархам и что патриархи Александрийский и Антиохийский пришли к Москве по согласию с прочими патриархами? Вот свиток, подписанный их собственными руками». Никон посмотрел на подписи патриархов и сказал: «Я рук их не знаю». Макарий Антиохийский: «То истинные руки патриаршеские». Никон Макарию: «Широк ты здесь, а как-то дашь ответ пред Константинопольским патриархом?» И все архиереи и бояре закричали к Никону: «Как ты не боишься Бога? Великого государя и патриархов бесчестишь и всякую истину ставишь во лжу». Антиохийский патриарх сказал: «Иногда и сатана по нужде говорит истину, а Никон истины не исповедует». Александрийский же патриарх, обратившись к Никону, произнес слова 84-го апостольского правила: «Аще кто досадит царю не по правде, да понесет наказание, и, аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина». Приговор, произнесенный теперь над Никоном, был только словесный и указывал лишь главные вины его. Необходимо было, чтобы приговор был изложен в письмени, с возможною полнотою определял виновность Никона и подписан был всеми членами Собора. И патриархи еще пред выходом из последнего заседания дали приказ написать соборный приговор этот на двух языках, греческом и русском. Спустя два дня, именно 8 декабря, патриархи, как замечено в современной записи, сидели у государя три часа наедине. О чем совещались они, неизвестно. Но вечером того же числа, точнее, ночью под 9 декабря, Павел митрополит Крутицкий с доклада великого государя писал архимандриту рождественскому Филарету да дьяку Авраму Кащееву следующее: «Ведомо учинилось святейшим патриархам и всему освященному Собору, что Никон, бывший патриарх, находясь в монастырях Воскресенском, Иверском и Крестном, чинил градское наказание старцам тех монастырей, службникам, крестьянам и сторонним людям, приказывал бить их кнутьем, ломать им руки и ноги, а иных пытать и казнить казнями градскими, так что иные, пытанные и казненные, и померли.

http://sedmitza.ru/lib/text/436194/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010