Есть много и других древних изображений именословного благословляющего перстосложения. Итак, мнимые старообрядцы несправедливо говорят, будто бы именословное перстосложение заимствовано Никоном от Малаксы протопопа. Именословное перстосложение совершается по преданию глубочайшей древности; Малакс же только объяснял как в именословном перстосложении изображаются буквы, или слова, из имени Спасителя «Иисус Христос.» Малакс Николай, архипресвитер Навплийский, жил в половине пятнадцатого столетия, то есть за двести лет до патриаршества Никона. В книге Анфологион, печатанной за тридцать три года до Никонова патриаршества, в Киеве, под наблюдением уважаемая самими старообрядцами, «ревнителя и поборника по благочестии» 15 , Захария Копистенского, Николай Малакс означен в числе церковных песнописцев и вместе с другими назван блаженным 16 . Итак, Никон не новость вводил именословным благословляющим перстосложением. 30. Клевета на Никона, будто бы он переменил восьмиконечный крест на четвероконечный Разгласили враги Никона, будто бы он переменил восьмиконечный крест на четвероконечный. Но на самом деле оказывается, что патриарх Никон принимал четвероконечное изображение креста и вместе с тем нимало не отвергал креста восьмиконечного. Так он в письмах ставил кресты и четвероконечные и восьмиконечные; на печати своей, отпечатленной в изданной им книге Скрижаль пред самой подписью его, изобразил крест восьмиконечный 17 . И не на бумаге только Никон изображал кресты восьмиконечные: он устроил кипарисный большой восьмиконечный крест для основанного им Крестного монастыря на Белом море, уже в четвертый год своего патриаршества. Четвероконечный же крест Никон принимал потому, что в православной церкви он издревле принимался так же, как и крест восьмиконечный. Так, например, на главе Московского Благовещенского собора, построенного за сто шестьдесят четыре года до патриаршества Никона, на главе Новгородского Софийского собора, построенного еще ранее Московского, на главе Владимирского собора, построенного Благоверным князем Андреем Боголюбским за четыреста девяносто один год до патриаршества Никона, и на многих других древнейших церквах, издревле поставлены были кресты четвероконечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Сакральный смысл видения Никона получал, таким образом, политический оттенок: Спаситель на иконе как будто сам избрал Никона в архиереи и совершил над ним посвящение. Впоследствии, уже будучи первым архиереем, Никон, обосновывая свое понимание статуса патриарха в Русской Церкви, связывал патриаршество не с кафедрой, а с саном 498 . Особое положение патриарха, по Никону, определяется не местом, которое он занимает, а особой благодатью, получаемой при посвящении и относящейся непосредственно к человеку 499 . Никон утверждал, что патриарх являет собой образ Христа, причем в большей степени, чем другие епископы 500 . Таким образом, содержание видения Никона отразило его взгляды на патриаршую власть, которые, как можно думать, сформировались задолго до того, как Никон стал московским патриархом: первый архиерей во образ Христа обладает полнотой духовной власти и имеет право от имени Христа вершить духовный суд над нарушителями церковных законов; патриарх, по Никону, – главный вершитель духовных дел, избранный и поставленный самим Христом. Видение царского венца митрополиту Никону случилось 18 марта, а 15 числа в Новгороде «стало нестроение болшое меж всяких чинов людей»; восставшие создали свое правительство, во главе которого встал бывший дворецкий Софийского дома, митрополичий сын боярский Иван Жеглов, незадолго до этого посаженный Никоном в тюрьму и освобожденный народом из-под стражи 16 марта (имена других членов нового правительства – посадских людей, освобожденных народом из заключения на митрополичьем дворе, Никон не называет). На следующий день, 17 марта, в день именин царя Алексея Михайловича во время обедни митрополит Никон предал проклятию главу восставших новгородцев Ивана Жеглова и всех восставших («И я... молив Бога за ваше, государево, многолетное здравие, а ево, Ивашка, изменника твоего, государева, предал клятве, и тоя ради клятвы у них крестное целованье разрушил») и освободил их от данной друг другу клятвы «друг за друга стоять и никого в своем воровстве тебе, государю, не выдавать».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 8 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 В 2001 году исполнилось 320 лет со дня кончины патриарха Никона и 435 лет со времени восшествия на митрополичий престол святителя Филиппа Митрополит Никон, давний любимец и ближайший советник царя Алексея Михайловича, со времени назначения своего на новгородскую кафедру хотя и принужден был жить вдали от государя, но состоял с ним в постоянной переписке и ежегодно вызывался им в Москву для личных совещаний, соборных заседаний и священнослужения. В декабре 1651 г. он получил царский наказ прибыть в столицу, быстро приготовился в дорогу и, взяв из софийской казны 100 рублей на расход, 14 числа выехал из Новгорода на 30 подводах с многочисленною свитою из домовых софийских старцев, певчих, бояр и людей служилых. Путь из Новгорода до Москвы тогда лежал чрез ям Бронницы, Зайцево, Крестцы, Валдай, Березай, Вышний Волочок; 19 числа Никон прибыл в Торжок, здесь посетил Воскресенский девичий монастырь и раздал милостыню игуменье и сестрам этого монастыря, нищим в богадельню, особо трем убогим старцам, старице Екатерине на вклад ее в монастырь и в тюрьму на заключенных. По выезде митрополита из Торжка в селе Медне встретил его царский гонец с грамотою, в которой заключался новый наказ митрополиту: ехать наспех и прибыть в Москву к воскресенью 21 числа. Оставя в дороге большую часть свиты и домашнего обихода, Никон на 13 подводах, к которым в дороге нанял еще 5 подвод, через Тверь, Клин, село Черкизово прибыл в Москву в назначенный день за три часа до света. Зачем государь вызывал к себе новгородского митрополита и торопил его приездом, мы видим из дальнейшего пребывания Никона в Москве, как оно описывается в наших памятниках, часто в мельчайших подробностях, день за днем 1 . Первой причиной вызова митрополита Никона в Москву было сильное желание государя видеть своего друга и беседовать с ним лично.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

Архимандрит Иосиф по просьбе Никона по ночам ездил в девичий монастырь в Горы и отдавал там письма патриарха для пересылки адресатам, а также привозил московские новости. Пристав Наумов однажды указал архимандриту Иосифу на его поведение, на что Иосиф ответил, что царь не давал Степану никаких распоряжений насчёт Иосифа – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 18–20а, 21а; Соловьёв 1991, 260–261. Осенью 1668 г. архимандрит Иосиф заболел и в октябре отправил письма патриарху Иоасафу, митрополиту Сарскому и Полонскому Павлу, брату иерею Назарию с просьбой о возвращении – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 26а, 27, 28. Однако не только недуг архимандрита торопил его с отъездом: Иосиф перестал ладить с Никоном, приставом и властями Ферапонтова монастыря. 8 ноября 1668 г. в Ферапонтов монастырь из Москвы прибыл стрелецкий голова Юрий Петрович Лутохин; ему Иосиф подал изветную челобитную, в которой объявил «страшное государево слово и дело, измену бывшего патриарха монаха Никона и пристава Наумова» и умолял Лутохина забрать его в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 26а–28, 94а–95; Николаевский 1886, 31. 15 ноября в челобитной царю пристав С. Наумов, ссылаясь на полученные от келаря Макария Злобина, игумена Афанасия и стрельца Якимка Евсегниева сведения, сообщал, что на трапезе на заутрене архимандрит Иосиф обвинял Никона в измене и признавался, будто знает о Никоне такие дела, которые хочет сообщить, но только царю. Иосиф говорил также, что обо всех «делах» Никона знает чёрный дьякон Ферапонт, который живёт в Вологде в Софийском доме, и заявлял, что Никон тайно через караул посылает от себя с письмами монахов Ферапонтова монастыря, в частности монаха Виктора, и уследить за Никоном невозможно – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 148–149. По извету архимандрита началось расследование. 19 ноября в челобитной властям Кириллова монастыря пристав С. Наумов сообщал о задержании дьякона Ферапонта и препровождении его в Кириллов монастырь для строгого содержания – РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Патриарх Никон относился с глубоким почитанием к этой исторической личности. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря под Святой Голгофой им была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»), которую в начале 1660-х гг. сам Никон и освятил – Зеленская 2002, 147 – 152, 379. Есть мнение, что Никон сам освятил приделы во имя святого Иоанна Предтечи и во имя Успения Пресвятой Богородицы 15 сентября 1662 г., а день памяти великомученика Никиты – Михайлова 1994, 150; Горячева 2002а, 140. В церкви, называемой «Темница», в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой, 26 августа 1681 г, был погребен патриарх Никон ; за 14 лет до этого Никон, ископав себе могилу, завещал похоронить себя на месте гробницы первого иерусалимского архиерея Мелхиседека – Шушерин 1997, 191 – 198; Николаевский 1886, 133 – 134. Над гробницей патриарха Никона до сегодняшнего дня сохранилась стенопись XIX в. с изображением Деисусного чина: справа от Господа – святой Иоанн Предтеча – Зеленская 2002, 273 – 274. Грамота патриарха Никона о Крестном монастыре в 1656 г. издана 24 июня – в праздник Рождества честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Никон 1656, 58. Частицы мощей Иоанна Крестителя («Часть святаго пророка к Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святая кровь его») и священных предметов, с ним связанных («Часть от камени пещеры,//где крыся Иоанн Предтеча от Ирода. И часть от камени пещеры, где молися Иоанн Предтеча»), в 1656 г. патриарх Никон вложил в крест-мощевик, установленный на острове Кий в основанном им Крестном монастыре – РНБ, собр. М.Н. Погодина, 1583, л. 7 об., 5 об. – 6.; РНБ, Софийское собр. 1412, л. 15; Осипенко 2004, 18. Кровь и мощи святого «в трех бумажках» хранились при патриархе Никоне и в Воскресенском монастыре – Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Отдел письменных источников дореволюционного периода, ф. I, оп. 1, д. 1880, л. 36; Зеленская 2002, 40. Образ Иоанна Крестителя изображался на святительских одеждах патриарха и предметах, которые он дарил в свои монастыри. После 1652 г. для патриарха Никона из червчатого атласа изготовлена епитрахиль, на которой вышит золотом образ Спаса, шиты золотом и об- низаны жемчугом изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. Епитрахиль хранится в музее-заповеднике «Московский Кремль» – Бушуева 2002, 50. В 1653 г. Никон вложил в Иверский Валдайский монастырь набор из пяти тарелей с изображениями Богоматери «Знамение», Голгофы на фоне Иерусалима и «Иоанна Предтечи – Ангела пустыни» – Франц 1919, 5 – 6 13 – 15); Рогожкина 2002, 52 – 53. Все перечисленные мной вклады патриарха Никона ныне хранятся в музее «Новый Иерусалим» – Франц 1919, 11 41 – 42); Рогожкина 2002, 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Никон относился с глубоким почитанием к этой исторической личности. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря под Святой Голгофой им была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»), которую в начале 1660-х годов сам Никон и освятил – Зеленская 2002, 147–152, 379. Есть мнение, что Никон сам освятил приделы во имя святого Иоанна Предтечи и во имя Успения Пресвятой Богородицы 15 сентября 1662 г., в день памяти великомученика Никиты – Михайлова 1994, 150; Горячева 2002а, 140. В церкви, называемой «Темница», в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой, 26 августа 1681 г. был погребён патриарх Никон ; за 14 лет до этого Никон, ископав себе могилу, завещал похоронить себя на месте гробницы первого иерусалимского архиерея Мелхиседека – Шушерин 1997, 191–198; Николаевский 1886, 133–134. Над гробницей патриарха Никона до сегодняшнего дня сохранилась стенопись XIX в. с изображением Деисусного чина: справа от Господа – святой Иоанн Предтеча – Зеленская 2002, 273–274. Грамота патриарха Никона о Крестном монастыре в 1656 г. издана 24 июня – в праздник Рождества честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Никон 1656, 58. Частицы мощей Иоанна Крестителя («Часть святаго пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святая кровь его») и священных предметов, с ним связанных («Частъ от камени пещеры,//гд крыся Иоанн Предтеча от Ирода. И часть от камени пещеры, гд молися Иоанн Предтеча»), в 1656 г. патриарх Никон вложил в крест-мощевик, установленный на острове Кий в основанном им Крестном монастыре – РНБ, собр. М.И. Погодина, 1583, л. 7об., 5об.–6.; РНБ, Софийское собр. 1412, л. 15; Осипенко 2004, 18. Кровь и мощи святого «в трех бумажках» хранились при патриархе Никоне и в Воскресенском монастыре – Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Отдел письменных источников дореволюционного периода, ф. 1, оп. 1, л. 1880, л. 36; Зеленская 2002, 40. Образ Иоанна Крестителя изображался на святительских одеждах патриарха и предметах, которые он дарил в свои монастыри. После 1652 г. для патриарха Никона из червчатого атласа изготовлена епитрахиль, на которой вышит золотом образ Спаса, шиты золотом и обнизаны жемчугом изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. Епитрахиль хранится в музее-заповеднике «Московский Кремль» – Бушуева 2002, 50. В 1653 г. Никон вложил в Иверский Валдайский монастырь набор из пяти тарелей с изображениями Богоматери «Знамение», Голгофы на фоне Иерусалима и «Иоанна Предтечи – Ангела пустыни» – Франц 1919, 5–6 13–15); Рогожкина 2002, 32–53. Все перечисленные мной вклады патриарха Никона ныне хранятся в музее «Новый Иерусалим» – Франц 1919, 11 41–42); Рогожкина 2002, 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Дорожа расположением царя, Никон неутомимо старался расширить свое образование чтением духовных книг и завел обширную библиотеку. Пятницу каждой недели он проводил во дворце царя: здесь вместе они рассматривали прошения вдов, сирот и несчастных, и на обратном пути Никон объявлял царские милости. Затем около трех лет он был митрополитом в Новгороде с особенным полномочием от царя – наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, из темниц узников. В Новгороде Никон завел в церквах лучшее пение, неспешное и внятное чтение, устроил типографию, четыре богадельни и во время голода каждый день питал бедных на своем дворе. Раз случилось в Новгороде возмущение: мятежники хотели убить царского наместника, князя Хилкова, и тот прибежал искать защиты у архиерея. Никон бесстрашно вышел к мятежникам. Сначала кротко вразумлял их, затем начал грозить им проклятием и судом Божиим. Тогда посыпались на него камни, и чернь избила его до полусмерти. С большим трудом он встал, однако же не пошел домой, а, отслужив литургию в Софийском соборе, оттуда с крестным ходом пошел в ту часть города, где наиболее бунтовали. Пораженные его твердостию, мятежники смирились, просили у Никона прощения и ходатайства пред царем. Не помня своей обиды, Никон просил для них пощады у царя. Благоразумная кротость в наказании окончательно смирила непокорных. Царь благодарил Никона за его самоотверженное служение и еще больше привязался к нему.    По смерти патриарха Иосифа царь предложил престол патриарха Никону. Зная зависть и вражду к себе бояр, Никон долго отказывался от него. Наконец царь в Успенском соборе при всем народе со слезами начал просить Никона о принятии патриаршества. Тогда Никон, обратясь к царю и боярам, спросил их: «Будут ли его почитать как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить Церковь?» Все сказали, что «и будут, и дадут», и Никон принял патриаршество 25 июня 1652 года.    В первые пять лет правления Никона связывала с царем самая тесная дружба. Без патриарха, как во времена Филарета, не решалось ни одно государственное дело, и на государственных делах того времени лежит печать гения Никона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

С прославлением др. Новгородских святителей изображение И. стало включаться в состав икон, представлявших Собор Новгородских чудотворцев, напр. иконы Софии Премудрости Божией со свт. Николаем Чудотворцем и с 5 Новгородскими святыми, в т. ч. И., над сев. дверями в приделе ап. Иоанна Богослова собора Св. Софии в Новгороде (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 155 - опись 1751 г.; Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 535-536. 142). Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Избранные святые, с образом Св. Троицы». 1-я четв. XVII в. (частное собрание) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Избранные святые, с образом Св. Троицы». 1-я четв. XVII в. (частное собрание) Помимо древнейшего покрова на мощи И. в соборе Св. Софии были др. покровы и шитые предметы с образом святого. В 1673 г. мастером Михайлой Новгородцем был «назнаменован» лицевой покров на мощи И., вышитый Д. И. Дашковой (не сохр.; см.: Плешанова. 1975. С. 278; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 453), на к-ром святитель был представлен в архиерейской мантии, без клобука, правая рука в благословении, в левой - свиток. Возможно, именно его подробное описание в описи собора 1833 г. среди «больших покровов» стоит на 2-м месте: «...атласной красной, на нем вышит образ Святителя Иоанна архиепископа Новгородского золотом и серебром, около венца по обеим сторонам и около риз кругом низано жемчугом средним кафимским, по ризам низано жемчугом мелким, обложен лазоревым атласом, на нем шит тропарь и кондак серебром, в подножии летописец, подложен тафтою» (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 560. 347). Изображение И. в темной мантии, с шитыми жемчугом источниками, в процессии Новгородских святых, молящихся за Новгород, имеется на т. н. омофоре патриарха Никона (сер. XVII в., НГОМЗ; см.: Игнашина. 2003. С. 66-67. Кат. 40). Среди образов, к-рые носили во время крестных ходов из собора Св. Софии, имелась хоругвь, шитая золотом и серебром, на одной стороне к-рой было изображение Успения Пресв. Богородицы, на другой - «писанные красками» образы святителей Никиты и И. (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 542. 202).

http://pravenc.ru/text/468947.html

Листы от переплёта синего цвета без филиграней; на листах с текстом «белые» буквы «КГКОСП»; филигрань напоминает: Клепиков 1978, 343 (1804, 1816), 344 (1808, 1816). Содержание ркп, опис.: Востоков 1842, 474. Отписки новгородского митрополита Никона царю – А 4 . РГБ, ф. 579 (собр. Рукописей и гектографов братства Петра митрополита), 7 Сборник материалов о патриархе Никоне и его времени. Рукопись сборная XVIII в. (л. I–III, 1–46) и XIX в. Скоропись разных почерков. 439 л. (III+438 л. пронумерованных; нет л. 20, 372; л. 47 чист.), 1° Переплёт – картон в замше с тиснением. На корешке вытесненный золотом заголовок: «Сборник. Жития Никона и Илариона, переписка с царём. Чин литургии и Нового Иерусалима, собора 1654. 1667», На л. I название сборника: «Сборник Дяний церковныхъ и событий историческихъ, современныхъ»; далее добавлено другим почерком: « Никону патриарху ». На л. IIIoб. миниатюра с изображением патриарха Никона выполнена монохромной акварелью, пером, чернилами. На л. II, 1 заставки-рамки пером; орнамент – барокко. В рукописи имеются многочисленные пометы и правка. На л. 225об. приписка, сделанная «правящей» рукой: «Списки сии съ рукописью, въ Софийской библиотек хранящейся, написаны согласно. Многия ошибки и непонятных слова допущены въ них потому, что в самой рукописи находятся. Софийскаго собора библиотекарь священникъ Зиновий Орловъ, 1837-го марта 2». Филиграни; на л. 1–46 «Pro Patria» типа: Клепиков 1978, 1278 (1793, 1798); на л. 47–173 филиграней и штемпелей нет; бумага белая, лощёная, плотная; на л. 176–225 и 227–238 оттиски двух разных штемпелей плохо различимы; на л. 227–238 штемпель фабрики Сергиевской типа: Клепиков 1978, 185 (1844 и 1858), 186 (1844). Содержит семь разделов: I. «Известие» о патриархе Никоне Ивана Шушерина с дополнениями (л. 1–46об.); II. Житие Илариона Суздальского (л. 48–160об.), грамоты митрополита Илариона строителю Флорищевой пустыни Иринарху (л. 161–165об.), Сказание о Флорищевой пустыне (л. 166–173); III. Переписка новгородского митрополита Никона с царём Алексеем Михайловичем при перенесении мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву (л. 174–225об.);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа Источник Митрополит Никон, давний любимец и ближайший советник царя Алексея Михайловича, со времени назначения своего на нов­городскую кафедру хотя и принуждён был жить вдали от государя, но состоял с ним в постоянной переписке и ежегодно вызывался им в Москву для личных совещаний, соборных заседаний и священнослужения. В декабре 1651 г. он получил царский наказ прибыть в столицу, быстро приготовился в дорогу и, взяв из софийской казны 100 рублей на расход, 14 числа выехал из Новгорода на 30 подводах с многочислен­ною свитою из домовых софийских старцев, певчих, бояр и людей служилых. Путь из Новгорода до Москвы тогда лежал через ям Бронницы, Зайцево, Крестцы, Валдай, Березай, Вышний Волочек; 19 числа Никон прибыль в Торжок, здесь посетил Воскресенский девичий монастырь и раздал милостыню игуменьи и сёстрам этого монастыря, нищим в богадельню, особо трём убогим старцам, старице Екатерине на вклад её в монастырь и в тюрьму на заключённых. По выезде митро­полита из Торжка в селе Медне встретил его царский гонец с грамотой, в которой заключался новый наказ митрополиту ехать на спехе и прибыть в Москву к воскресенью 21 числа. Оставя в дороге большую часть свиты и домашнего обихода, Никон на 13 подводах, к которым в дороге нанял еще 5подвод, через Тверь, Клин, село Черкизово прибыл в Москву в назначенный день за три часа до света. Зачем государь вызывал к себе новгородского митрополита и торопил его приездом, видим из дальнейшего пребывания Никона в Москве, как оно описывается в наших памятниках часто в мельчайших подробностях день за днем 1 . Первым побуждением вызова митрополита Никона в Москву служило сильное желание государя видеть своего друга и беседовать с ним лично. Жизнеописатель Никона, клирик его Иван Шушерин прямо говорит, что „самодержец присно желал оного в Москве быте и оного сладостною беседою и зрением увеселитися“ 2 . Наступали торжественные праздничные дни, которые царь Алексей Михайлович по обычаю предков всегда проводил в общении с духовными властями, в присутствии на их богослужениях и в взаимных с ними столованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010