Слугам и домочадцам митрополита опасно было ходить по городу. Сам Никон отсиживался с ними на Софийском дворе, но не прекращал борьбы с восстанием. Прежде всего он написал царю послание о спасении воеводы и своих действиях, нашел человека, способного тайными местами бумагу доставить, и послал его в Москву. Не дожидаясь ответа, митрополит вступил в переговоры с богатыми и влиятельными новгородцами, убеждая их ради спасения города склонять народ к повинной перед государем. Вскоре от Алексея Михайловича Никону были тайно доставлены две грамоты. Одна содержала похвалы его действиям, другая предназначалась для объявления всему народу перед земской избой. Она гласила, что новгородцы, если не хотят быть поголовно преданы смерти, должны просить у митрополита милости и прощения своим великим согрешениям. Если-де митрополит прощения их сподобит — то и его, великого государя, будет к ним милость и отдание вин. Если же так не сотворят — вскоре будут все смерти преданы. Наступающая на город армия князя Ивана Хованского способствовала вразумлению восставших. Но решающим оказалось обещание Никона в случае покаяния бунтовщиков добиться у государя полного прощения всем участникам волнений. Церемония покаяния была обставлена с большой пышностью. Представители города со слезами просили торжественно облаченного Никона о заступничестве, большими толпами стекаясь в Софийский собор. После трехчасового поучения митрополит отпустил новгородцам грехи и освободил от проклятия отлученных им. Обнадеженный государевой милостью от Никона, Новгород успокоился, хотя сам митрополит отнюдь не думал о всепрощении. По его указаниям еще до подхода карательной армии без шума были схвачены и заточены в темницы особые бунтовщики числом до трехсот человек. Хованский вступил в город и сообщил Никону, что рассмотрение вопросов о наказаниях народных возмутителей возложено государем на его, митрополита, благорассудие. Проявив милосердие, духовный отец Новгорода одного человека велел обезглавить, Ивана Жиглова с десятком «главных завотчиков» высечь кнутом и сослать навечно в Сибирь, остальных бить батогами и разбросать по тюрьмам, а некоторых, по своему усмотрению, приказал освободить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439706/

В соответствии с договором со Всеволодом при вокняжениив Киеве Святослав получил не всю Ростовскую землю, а только территорию от Ярославля до Белоозера, причем «названная территория непосредственно примыкала к землям Новгорода Великого, где сидел сын Святослава Глеб» ( Кучкин В. А. Формирование государственной территории… С. 65). Там же. С. 64–65. С. М. Михеев, впрочем, датирует этот свод концом 1070-х гг., однако он, по мнению исследователя, еще не включал в себя повествование о волхвах под 1071 г. ( Михеев С. М. Кто писал… С. 123–129). TimberlakeA. Redactionsofthe Primary Chronicle//Русский язык в научном освящении. 2001. 1. C. 207–208; Гиппиус А. А. Предисловие к «Софийскому временнику» (киевскому Начальному своду): Текст, язык, источники//Там же. 2010. 2(20). С. 168; Михеев С. М. Кто писал... С. 114, 137–139, 205; Гимон Т. В. Янь Вышатич… С. 65–117; Лукин П. В. Новгородский волхв и поморские жрецы//Восточная Европа в древности и средневековье: Язычество и монотеизм в процессах политогенеза: XXVI чтения памяти чл.–корр. АН ССР В. Т. Пашуто. М., 2014. С. 173; он же. Новгородское вече. С. 115–118. Ранее я склонялся к авторству знавшего Глеба Святославича Никона, продолжавшего, вероятно, вести летописные записи и в период своего игуменства, в конце 70-х – 80-е гг. XI в. ( Печников М. В. Мятеж «при Глебе Новегороде»: к изучению летописной статьи 6579 года//Восточная Европа в древности и Средневековье: Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация: XXI Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В. Т. Пашуто. Москва. 14–17 апреля 2009 г. М., 2009. С. 263–264; хорошее знакомство Никона с Глебом было отмечено еще А. А. Шахматовым ( Шахматов А. А. Разыскания… С. 456). В настоящее время я не склонен настаивать на таком происхождении исследуемого текста, хотя существенного противоречия между авторством Никона и более поздним включением записанного им рассказа в Начальный свод не усматриваю. Впрочем, не считаю вероятность этого высокой – как справедливо заметил П. В. Лукин, «повествование о новгородском волхве существенно менее конкретно и подробно, чем о белозерских: это, скорее всего, информация из вторых рук, а не передача рассказа очевидца» ( Лукин П. В. Новгородское вече… С. 118).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

621 об. — 665) — 30–е годы XVI в. Редакция Основного вида, но с внесенными датами. Филигрань: Тиара — Брике, 4979 (1532—1536 гг.), 4980 (1533 г.). 8) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1448 (л. 136 об. — 153) — 30—40–е годы XVI в. Текст кончается главой «Об изведении источника». Филиграни: Единорог — Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями — Брике, 1050 (1530—1545 гг). Листы 144—151 переписаны в XVII веке, филигрань — Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры GD. 9) ГИМ, Чудовское собр., 334 (л. 158—235 об.) — 30—40–е годы XVI в. Филиграни: Гербовый щит с тремя лилиями под короной — Брике, 1050 (1530—1545 гг); Рука под цветком — Брике, 11348 (1546 г.); Кувшин с одной ручкой — Лихачев, 1723, 1724 (1547 г.). 10) Государственная публичная научно–техническая библиотека Сибирского отделения РАН, собр. М. Н. Тихомирова, 309 (л. 3—47 об.) — вторая четверть XVI в. Редакция Основного вида, но с некоторыми датами; начинается словами: «блажении сподобльшеся таковому отроку родителие быти». Филигрань: Двойной крест—Лихачев, 3342 (1540 г.). 11) ГИМ, Собр. А. С. Уварова, 520 (4°) (л. 57 об. — 79) — кон. XVI b. Текст кончается известием о смерти игумена Никона. Филигрань: Гербовый щит с крестом и подковой — Лауцявичюс, 2713 (1588—1599 гг.). 12) РНБ, Софийское собр., 1354 (л. 115—165 об.) — 1597 г. (дата читается в рукописи РНБ, Софийское собр., 1355). 13) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 9107 (л. 161 об. — 203) — 1602 г. Текст кончается рассказом об основании Андроникова монастыря. 14) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собрание ЦГАЛИ), оп. 1, 58 (л. 46—126 об.)—рукопись писалась с 8 декабря 1602 г. по 14 февраля 1603 г. 15) РГБ, ф. 775 (Собр. М. И. Чуванова), 18 (л. 701—730) — начало XVII b. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту–лове литеры РО — Дианова и Костюхина, 63 (1600—1613 гг.). 16) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 591 (л. 277 об. — 327 об.) — 20–е годы XVII в. Текст дополнен по Третьей редакции. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под пирамидой из полумесяцев, на тулове литеры МР — Дианова и Костюхина, 783 (1623 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Однако Вам их преувеличили, да и можно ли верить людям, если они передают чужие пересуды? Меня, если хотите знать правду, огорчила весть о Ваших проводах, даже тогда, когда я прочитал ее в печати, где можно было видеть, что они сопровождались и отчасти даже вызывались не монашескими условиями жизни. Потом Ваши преемники сообщили об участии Вашем в изгнании отца Никона [Рождественского]. Наконец, отец Евдоким[Мещерский] по-видимому уверен в Вашем [неразборчиво] желании иметь его инспектором, а Вы о нем говорите совсем иное. Будете ли укорять отца недовольного на обиду его детьми, хотя и далеко не безупречными? Недовольство свое поступками близких я не умею скрывать и потому навлекаю на себя часто подозрение во враждебной к ним настроенности. То случилось однажды и с Преосвященным Михаилом [Ермаковым] Ковенским. Однако такое подозрение ложное. Если бы Вы когда-либо имели нужду в моей услуге, духовной или служебной, то она с любовью была бы Вам оказана. я всем сердцем расположился к Вам тогда в Сергиевом Посаде, хотя Вы и появлялись после веселых бесед в Лаврской гостинице. Спасибо Вам, что Вы искренно заявили мне свое недоумение. Отсюда вижу, что мое доброе чувство нашло отклик в Вашем сердце. Простите же за лишнее слово мое и не думайте, что я питал бы к Вам недобрые чувства. Скоро Вы будете ректором Академии. Не с кем будет сказать искреннего слова тем меньше — о внутренней, нравственной жизни. Простите же меня еще раз за нижеследующие строки. Никто меня не ставил Вашим учителем, но единственно по сочувствию Вам прибавлю: лишь настолько будете Вы влиять на совесть питомцев своих, насколько будете охранять свою от мертвых дел, посредством молитвы и ученого труда. Не выводите отсюда никаких новых подозрений, но предо мною опыт отца Исидора [Колоколова], отца Димитрия [Сперовского] Новгородского, отца Никона[Софийского] Владимирского и других, которые, упав нравственно сами немедленно начали превращаться из педагогов в грубых унтер-офицеров. Между тем Вы, имея просвещенный ум и отзывчивое сердце могли бы быть полезны юношеству и доступны его нравственным нуждам.

http://pravoslavie.ru/5540.html

Первое славянское издание опередило такое же греческое на семь лет, но было сделано так же, как и то, в одном из инославных центров, именно, в Венеции. Как греческие, так и славянские рукописные тексты долго сохраняли за собою свое преимущество пред печатным текстом, и должно быть по тожественным причинам с теми. Поэтому, весьма возможно, что рукописи Софийской Библиотеки XVII века под 903 и 921, стоящие в дословном тожестве с Московскими изданиями, представляют собою не списки с печатного, а суть рукописи в собственном смысле; особенно готовы это утверждать относительно рукописи известной у нас под сиглой С 23 , стоящей в наитеснейшей связи с первыми Московскими изданиями. Служебник издавался почти при каждом Московском патриархе, при патр. Никоне он выдержал даже три издания, далеко нетожественные между собою: после патр. Никона Служебник не переставал не только издаваться, но и исправляться, хотя исправления были мелки и сдиничны. К издаваемому тексту литургии Василия Великого привлечены нами следующие печатные тексты: И 1 =Служебник, изданный в Венеции в 1554 году 64 . Экземпляр, хранящийся в нашей академической Библиотеке под не имеет выходного листа, но на корешке его сделана золотыми буквами надпись: Служебник 1554 Венеция. Размер листа 4°. Экземпляр разбитый, и плохо держится в своем кожаном переплете. На обороте верхней доски переплета замечено: Дубл. Моск. Публ. Музея, Из собр. Лукашевича. Листы не переномерованы, но литургия Василия Великого занимает по нашему счету листы 41 r –59 r , начинаясь молитвой за оглашенных. Язык издания сербский, и потому издание весьма близко по языку в раньше описанной рукописи Имп. Публ. Библ. под (у нас Ю 1 ). Характеризуется выражениями: сътвори по редоу, дажь, славеть изыдте. Своим языком это издание напоминает отчасти язык Софийской рукописи (у нас С 2 ), например, выражениями: люскыихь. И 2 =Служебник, изданный в Вильне в 1583 году, при Киевском митрополите Онисифоре. Литургия Василия Великого на листах 53 r – рмв v , и начинается тремя молитвами: приготовительною для священника, над кадилом и предложения: в конце литургии читается Да молчить вска пло, подъ заглавем: творене, велкаго По языку издание стоит на стороне славяно-русских рукописей XV века, хотя носит изредка черты древнейших таких же рукописей. Характеризуется выражениями: едночадо, вседеръжителю, тоб, съхрани, держава, храмъ си, въспрослави, наша дша, смтрен. Размер листа 4° 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

6 мая 1907 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Его борьба с автокефалистами закончилась трагически: 28 мая 1908 года он был убит злоумышленниками. Чувствовал владыка, что он едет в Грузию на верную смерть и, уезжая из Владимира, оставил завещание, в котором просил похоронить его в Успенском соборе г.Владимира. Воля мученика была исполнена. Это был епископ-администратор, распорядитель и устроитель. Он умел соединить в себе с одной стороны непреклонную верность преданиям родной Церкви и вероисповедному долгу, с другой -ясное понимание необходимости тех преобразований в церковной жизни, которые намечались историческим моментом. Труды: Речи, слова и поучения. Софийский Л.И. «Высокопреосвященный Никон, архп. Карталинский и Кахетинский». СПБ, 1909, ч.II, стр.255–440. (Автобиографические записки Экзарха Никона). Литература: «Церк.Ведом.» 1898, 7, стр.29. -“- 1899, 8, стр.45. -“- 1901, 50, стр.403. -“- 1904, 49, стр.513. -“- 1905, 21, стр.251. -“- 1904, 18, стр.207. -“- 1906, 24, стр.323. -“- 1907, 18, стр.121. «Приб. К «ЦВ» 1908, 22, стр.1028 (Некролог). -“- 1908, 24, стр.1133–1135 (Погребение). “Мисс.Календ.» 1907, стр.136. «Русск.Паломн.» 1908, 25, стр.398. «Церк.Вестн.» 1891, 15, стр.235. -“- 1908, 23, стр.712–713. -“- 1908, 26, стр. 807. «Истор.Вестн.» 1908, июль, стр.379. «ЖМП» 1958, 12, стр.53. «Красн.Архив» 1928, т.26, стр.121, 125. Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 19O8 год», стр.228–229. Скворцов Д.И. «Памяти высокопреосв.архиепископа Экзарха Грузии» (1861–19O8 гг.). Тула, 1909. Булгаков, стр. 1396, 1398, 1399, 1412. А.К-в. «Памяти Высокопреосв.Никона (Софийского) Экзарха Грузии», Некролог. «Церк.Вестн.» 1908, 23, стр.693–696. БЭС т.1, стб.593, 686. БЭЛ m.III, стб.1184. БЭЛ m.IX, стб.45. HЭCm.XXVIII, стб.607. Die von der georgischen Geistlichkeit verlangte Wiedereinführung des Georgischen als Unterrichtssprache in den Geistlichen Seminarien bezeichnete er als völlig unzulässige Sache, vgl. Brief des Katholikos Leonid an Patr. Tichon vom 5.8.1919, in: Echos d " Orient 35(1932) Nr.167, S. 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда добродетельный Аффоний сменил посох новгородского митрополита на посох старца хутынской обители, царь в 1648 г. избрал Никона на место Аффония в митрополита Новгороду. Необычайная власть предоставлена была царем новому митрополиту в епархии. Никон получил право входить в темницы и по своему усмотрению разрешать узников. В отдаленных лопских погостах царь предоставил было собирать пошлины митрополита олонецкому воеводе; Никон писал, что светские власти олонецкие не только оставляют у себя большую часть доходов софийского дома, но за деньги разрешают браки близких родственников, и царь (в декабре 1649 г.) разрешил митрополиту посылать туда своих доверенных лиц. Во время страшного голода новгородского Никон особенно оправдал доверенность к нему царя. Митрополит на свой счет устроил четыре богадельни и каждый день кормил на своем дворе бедный народ. Еще величественнее явился Никон во время бунта, вспыхнувшего в тот же голод. В Пскове разъяренная чернь умертвила воевод и с трудом могла быть усмирена оружием, а в Новгороде Никон укрыл князя Хилкова в своих палатах и вышел к бунтующему народу; удары посыпались на Никона: одни бросали в него каменья, другие били палками, и он замертво оставлен на площади. Едва дышащий, поднят он служителями своими; но отправился совершать литургию с крестным ходом в той части города, где свирепствовал бунт; после литургии Никон не убоялся и еще раз явиться к мятежникам, вошел в самую избу, где собрались они. Твердость пастыря на сей раз поразила самых свирепых; они притихли, прекратили убийства, но еще не переставали действовать против правительства; заградив путь к столице, ссылались со шведами, чтобы предать им город. Никон успел уведомить царя об опасности и указал, какие нужно предпринять меры против злоумышленников; сам предал бунтующих анафеме. Буря утихла, укрощенная твёрдостью Никона; народ обратился к нему за разрешением духовным; царь предоставил суд над виновными митрополиту, и митрополит судил, как пастырь справедливый. Это было в 1650 г. С сего времени любовь царя к Никону увеличилась; он часто вызывал его в Москву для советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§ 6. Патриарх Никон на службе отечеству Когда добродетельный Афоний сменил посох новгородского Митрополита на посох старца хутынской обители; Царь в 1648 г. избрал Никона на место Афония в Митрополита Новгороду. Необычайная власть предоставлена была Царем новому Митрополиту в епархии. Никон получил право входить в темницы и по своему усмотрению разрешать узников. В отдаленных лопских погостах Царь предоставил было собирать пошлины Митрополита олонецкому воеводе; Никон писал, что светские власти олонецкие не только оставляют у себя большую часть доходов софийского дома, но за деньги разрешают браки близких родственников и Царь (в декабре 1649 г.) разрешил Митрополиту посылать туда своих доверенных лиц 59 . Во время страшного голода новгородского Никон особенно оправдал доверенность к нему Царя. Митрополит на свой счет устроил четыре богадельни и каждый день кормил на своем дворе бедный народ. Еще величественнее явился Никон во время бунта, вспыхнувшего в тот же голод. Во Пскове разъяренная чернь умертвила воевод и с трудом могла быть усмирена оружием; а в Новгороде Никон укрыл князя Хилкова в своих палатах и вышел к бунтующему народу; удары посыпались на Никона: одни бросали в него каменья, другие били палками и он замертво оставлен на площади. Едва дышащий, поднят он служителями своими; но отправился совершать литургию с крестным ходом в той части города, где свирепствовал бунт; после литургии Никон не убоялся и еще раз явится к мятежникам, вошел в самую избу, где собирались они. Твердость пастыря на сей раз поразила самых свирепых; они притихли, прекратили убийства, но еще не переставали действовать против правительства; заградив путь к столице, ссылались со Шведами, чтобы передать им город. Никон успел уведомить Царя об опасности и указал, какие нужно предпринять меры против злоумышленников; сам предал бунтующих анафеме. Буря утихла, укрощенная твердостью Никона; народ обратился к нему за разрешением духовным; Царь представил суд над виновными Митрополиту и Митрополит судил, как пастырь справедливый. Это было в 1650 г. С сего времени любовь Царя к Никону увеличилась; он часто вызывал его в Москву для советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме исследования архитектуры и росписей церквей участники экспедиции занимались изучением и фотофиксацией предметов, хранящихся в ризницах храмов Новгорода. В частности, в Софийском соборе был найден неизвестный дотоле план Детинца, изображенный на омофоре Никона. 1833 Обычно предметы ризниц фотографировались 1–2 раза. 1834 Исключение составляли знаменитые новгородские серебряные кратиры XII в. – уникальные произведения древнерусской мелкой пластики. Они были сняты почти со всех сторон, с отдельно сделанными кадрами с изображениями фигур и надписями. 1835 Обратить особое внимание на эти памятники рекомендовал ученикам Д. В. Айналов (см. Приложение II). К снимкам кратиров довольно быстро проявился интерес в научном мире. Так, Л. А. Мацулевич отвечал на одно из полученных писем (18 мая 1912 г.): «Глубокоуважаемый Илья Александрович! Я передал Вл. К. Мясоедову о Вашем желании иметь наши фотографии с Софийских кратиров. Мясоедов пишет о них статью в Зап. Арх. о-ва, поэтому снимки и находятся в его ведении. Он, конечно, охотно согласится предоставить их Вам в самом ближайшем будущем. Мы, Илья Александрович, Вас надеемся увидеть и всегда охотно сделаем для Вас все, что только в наших малых силах. Ваш Л. М.». 1836 По-видимому, адресатом письма был И. А. Шляпкин. К исследованию этих кратиров Мацулевич снова вернулся в конце 40-х гг. в докладе «Черты сарматского наследия в народном искусстве Древней Руси». 1837 Он отметил, что композиционная система этих кратиров – это композиционная система фиалов, известная с ахеменидского времени. Также он продолжил и развил идею В. К. Мясоедова о том, что кратиры появились в ризнице св. Софии только в XV в.: Л. А. Мацулевич считал, что они принадлежат киевской традиции, опирающейся на традицию изготовления подобных чаш, существовавшую в Поднепровье на протяжении всего I тыс. н. э. 1838 Возможно, именно изучение серебряных кратиров явилось начальной точкой интереса, проявляемого ученым к византийскому серебру. Уже в 1913 г. он создает подборку материалов о серебряном византийском тазике, хранящемся в Домеком соборе в Риге. 1839 В дальнейшем исследование торевтики стало одной из основных тем работы исследователя в 20–30-х гг. 1840 Именно Мацулевич ввел понятие «византийский антик» и показал, что этим памятникам было свойственно сохранять, подобно античному серебру, мифологический сюжет, но с новой трактовкой стиля изображения, без натурализма и пластической моделировки. 1841 Однако о мнении Л. А. Мацулевича по этому вопросу можно судить исключительно по публикациям. В архиве не сохранилось ни одного текста ученого на эту тему, да и справочные материалы – в основном небольшие подборки, созданные в конце 20-х – начале 30-х гг. 1842

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он получил особое полномочие от царя – наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, из темниц узников. Никон завел в Новгороде лучшее пение в церквах, неспешное и внятное чтение, выписывал искусных певцов из Киева и из Греции, устроил типографию, четыре богадельни и во время голода каждый день питал по несколько сот нищих на своем дворе. По Столбовскому миру со Швецией (1617 г.), требовалась выдача обоими государствами перебещиков. С того времени многие русские бежали из уступленных Швеции земель. Шведы требовали их выдачи. Так как им угрожало обращение в лютеранство, то царь Алексей решил выкупить их. В счет выкупа отвозились деньги и хлеб из псковских царских житниц. В вывозе зерна народ во Пскове и Новгороде, откуда шли транспорты в Швецию, усматривал измену бояр и воевод. В 1650 г. начались насилия над властями и иностранцами. Царский наместник кн. Хилков вынужден был спасаться в Новгороде у митр. Никона. Владыка бесстрашно вышел к мятежникам. Сначала он кротко вразумлял их, затем начал грозить им анафемой и судом Божиим. Тогда посыпались на него камни, и чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Никон, собрав последния силы, отслужил литургию в Софийском соборе, откуда с крестным ходом пошел в ту часть города, где наиболее бунтовали. Пораженные его твердостью, мятежники смирились, просили у него прощения и ходатайства перед царем. Не помня собственной обиды, Никон охотно принял на себя ходатайство и внушил царю умеренность в наказании виновных, что способствовало успокоению народного волнения. С этого времени любовь царя к Никону возрасла еще более. Пользуясь близостью к царю, Никон не раз говорил ему, что учреждение монастырского приказа противно церковным правилам, и настойчиво требовал его уничтожения. Но приказ соответствовал тогдашним идеям об отношении между Церковью и государством. Царь не мог согласиться на упразднение его. Никону удалось только получить несудимую грамату для себя, по которой все духовные лица новгородской епархии подчинялись суду одного своего митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010