Сразу по возвращении из паломничества старец Парфений включается в свои труды по врачеванию раскола на Гуслицких просторах. В сентябре 1871 года он пишет прошение на имя преосвященного Игнатия, епископа Можайского, под названием «Смиреннейшая эпистолия Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря игумена Парфения» 109 . «Эпистолия – уникальный документ; за его строками мы можем увидеть личность автора, его искренние хлопоты, может быть, излишний оптимизм…» 110 . В этой эпистолии отражено дело по строительству храма в деревне Зуево Московской губернии, где находилось немало раскольнических молелен, а православного храма не было. Старец Парфений немедленно включился в работу по строительству храма. И, что самое интересное, позвали его строить храм сами старообрядцы, и деньги жертвовали, и кирпич, и строительный материал. Старец, как всегда, прилагал все свои усилия для врачевания ран раскола. Его позвали утешить верующих, и он презрел все: «как-то старость свою и 30-верстную грязную по ступицу дорогу» 111 . Узнав о сходке крестьян и купцов, постановившей, что Церкви быть, он пишет: «Я по возвращении своем узнавши об этом благом намерении, много радовался и утешался, что не остались мои труды и хлопоты всуе» 112 . Весной 1872 года схиигумен Парфений написал в Московскую Духовную консисторию прошение об увольнении его от управления Гуслицким монастырем и о помещении его на покой в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры. 19 мая 1872 года митрополит Московский и Коломенский Иннокентий написал на доношении консистории: «Проситель увольняется от управления монастырем, посему сделать надлежащее распоряжение о избрании настоятеля» 113 . В первых числах августа 1872 года был подписан указ Синода об увольнении настоятеля Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. Но старец Парфений перебрался в Гефсиманский скит гораздо ранее, передав управление обителью благочинному иеромонаху Иерониму. Усилились старческие немощи, которые уже не позволяли полностью отцу Парфению отдавать всего себя делу управления обителью. В начале октября 1872 года в Гефсиманский скит прислали имущество отца Парфения. В ноябре 1872 года в Учрежденный собор Троице-Сергиевой Лавры пришло донесение, в котором сообщалось: «…указом Святейшего Синода от 25 октября 1872 года, вследствие представления Его Выскопреосвященства, разрешить выдавать проживающему на покое в Гефсиманском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре игумену Парфению из неокладных сумм Спасо-Преображенского монастыря по триста рублей в год в виде пособия» 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Мы думали, что эта теория совсем погибла и даже не с шумом, а просто с бесславием. Тем неожиданнее для нас было встретиться с этою теориею, выступившею в свет безлично (Л. Б.), истрепанною в газетах, и где же встретиться? – в академической речи на торжественном акте Спб. духовной академии 17 февраля 1873 года. Общая идея академической речи г. Барсова вполне тождественна с заявлениями „Биржевых ведомостей» и „Голоса», изложенными выше. „Биржевые ведомости», „Голос», статья „Православного обозрения» (1872 г. янв.), академическая речь г. Барсова – все это одно мастерство, одной печи печенье. Г. Барсов переписывает в свою речь буквально даже фразы „Голоса» и „Биржевых ведомостей», – так твердо он их изучил (Сравн. „Голос» 1872, 60, 62). Вот тому некоторые доказательства для примера: „Голос ” 1872, 1 июля 62: „Право епископа подвергать виновных взысканиям по начальническому и архипастырскому усмотрению само собою вытекает из лежащей на епископе обязанности смотреть за соблюдением уставов и правил Церкви”. „Голос ” 1872 60: „Каноны вовсе не говорят о суде епископском для разбора криминальных дел и преступлений”. „На правах начальника – правителя, епископ мог взыскать с подчиненного ему лица за неисполнение, или нарушение им своих обязанностей”. „Биржевые ведомости ” 1872 156: „В правилах говорится, что запрещенные в священнослужении епископом не должны до рассмотрения дела священнодействовать (Сард. 14, Карф. 28, 38, Вас. Вел. 88); что отлученные им почитаются отлученными только до тех пор, пока не оправдаются (Феоф. 4); что подвергшиеся взысканиям от своего епископа вообще могут искать оправдания перед собором и только собор производит основательное исследование о них (Ант. 6, 20)”. „Бирж. ведомости ” 1872 251: „Епархиальный, или епископский суд, рассматривал и решал спорные и тяжебные дела между всеми членами епархиального клира, или духовенства, также уголовные, или по выражению церковных правил, обвинительные дела (Карф. 15) о низших церковнослужителях, не имевших священного сана (Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Экзарх Болгарский Анфим писал А.Н. Муравьеву 12 апреля 1872 года: «Но что же могу я сделать пред неприязненными чувствами, какие питает ко мне и ко всему народу нашему Вселенская Патриархия?.. А вследствие сего благочестивый болгарский народ, отчаявшись получить желаемые права, может решиться на какой-либо отчаянный поступок… Причины этого печального явления суть: уничтожение независимости Болгарской Церкви, небрежность посылаемых в Болгарию духовных начальников и пастырей к духовному воспитанию своей паствы и презрение, с каким относились пастыри к этим юным чадам Православной Церкви» . 11 мая 1872 года, в праздник святых братьев Кирилла и Мефодия, экзарх Анфим I с тремя сослужившими ему архиереями, несмотря на запрещение патриарха, провел праздничное богослужение, после чего зачитал акт, подписанный им и шестью другими болгарскими архиереями, в котором провозглашалось восстановление независимой Болгарский Православной Церкви. Были поставлены митрополиты экзархата, 28 июня 1872 года получившие от османского правительства бераты, подтверждавшие их назначение. Кафедра экзарха оставалась в Константинополе до ноября 1913 года, когда экзарх Иосиф I перенес ее в Софию. На заседании Синода Константинопольской Патриархии 13–15 мая 1872 года экзарх Анфим был лишен сана и низложен, митрополиты Панарет Пловдивский и Иларион Ловчанский отлучены от Церкви, а епископ Макариопольский Иларион предан вечной анафеме; церковным наказаниям были подвергнуты все иерархи, клирики и миряне экзархата. В августе-сентябре 1872 года в Константинополе состоялся Собор с участием иерархов Константинопольского Патриархата (в том числе бывших патриархов Григория VI и Иоакима II), патриархов Александрийского Софрония, Антиохийского Иерофея и Иерусалимского Кирилла (последний, однако, вскоре покинул заседания и отказался подписаться под соборными определениями), архиепископа Кипрского Софрония, а также 25 епископов и нескольких архимандритов (в том числе представителей Элладской Церкви). Ко времени Собора «основы схизмы лежали уже глубоко, – читаем мы у И.И. Соколова. – Порта своим вмешательством в церковное дело утвердила болгар в филетизме, а греки-миряне давлением на патриарха и Синод устранили всякую возможность уступок в церковной распре, превращенной в национально-политическое дело. И вот, Константинопольский Собор 16 сентября 1872 года утвердил определение о церковной схизме болгар» .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Махаев Иван,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Димитрий Захаров, пономарь; Московская губерния, Серпуховский уезд, Серпухов, Распятская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 3, 18). Махаев Константин,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Егор Симеонов († до 1872 г.), диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, село Карпово, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 45). Машков (Мошков) Василий,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Михаил Иоаннов, священник; Москва, Архангельский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 6). Машков Феодор,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Димитрий Машков († до 1872 г.), священник; Пензенская губерния, Наровчатский уезд, село Ершово (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 48). Меандров Алексей,родился 10 марта 1859 г.; Донское духовное училище, Московская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец: Владимир Дометиев Меандров, заштатный священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Петровское (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 15; д. 1762, л. 324 об., 325). Мечев Алексей,родился около 1859 г.; Московская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец: Алексей Иванов Мечев, подрегент; Москва, Кафедральный чудовский хор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1832, л. 193; д. 1762, л. 325 об., 326). Милорадович Сергей,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Димитрий Иванов († до 1872 г.), диакон; Московская губерния, Можайский уезд, село Тесово, Димитриевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 52). Минервин Николай,родился 13 апреля 1856 г.; Донское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец: Петр Минервин, дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Станиславль, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 303 об., 304; д. 1812, л. 77).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Дневник 1871–1872 гг. Алабышеву, Сильверствову, Левицкому книги 30 сентября 1871 г. Сделано. (Об Ольге из [деревни] Гасселовича похлопотать.) Еще в трех классах книги у двух. На леднике стоят три бутылки с 5-го августа хереса, сотерну и рогому 1 . Сахар взят у Калашникова 27 августа – голова 4 рубля 68 копеек по 18 копеек. 5 рублей [отдано], надо [получить] – 32 копейки. Вьюшку в печи кабинетной переменить. Письмо написать Евдокии Михайловне, в Боровичи. Бамо и Коргуеву сказать, чтобы пришли в среду; на будущей неделе во вторник святых апостолов Петра и Павла. Евдокии Гавриловне Александровой дана книга 27 января 1872 г. Жития святых. У [К.] книга. У Сапожн. певчего – книга. Сотерн – очень полезное вино. Молиться за Агафию и Гавриила, живущих, – о здравии и спасении. 3 рубля вчера я дал нищим, чтобы купили одежду и работали, а на меня не надеялись: одному бедному, тонкому, другому будто чухонцу, а третьему – столяру. 2 сентября. Отцу Александру Невскому послать пять экземпляров своих бесед и семь экземпляров «Страданий святой великомученицы Евфимии». Верховцев делает в Святейшем Синоде кресты наперсные по 17 рублей за крест. Слуге Екатерине черного хлеба не доверять: крадет много (NB). 24 июня 1871 г. Сказать проповедь о необходимости приходского попечительства на основании повествования евангелиста Луки в Деяниях апостольских и слов апостола Павла: точию [рус.: только] нищих да помнима [ Гал. 2, 10 ]. 10 февраля 1871 г. Заплачено за книгу 65 копеек у М.А. Туркина. Стекло разбилось в лавке при моем входе в нее. Должное по сбору всё отдается братии, а колосья, оставшиеся после жатвы на нашем поле или с чужой нивы, отдаются нищей братии [ Лев. 19, 9–10; 23, 22 ]. 21 апреля молебен к Тимофею Алекс.: дочь Александра – именинница. К Доброхотову молебен в 8 часов. 13 января 1872 вечером в 9 часов подал одному нищему 40 копеек на одежду: заметь, употребит ли на одежду, пойдет ли на работу; перестанет ходить ко мне попрошайничать или нет?! Малый рост. [Солдатский] сын. 27 января 1872 г. мещанину Викторову, живущему на горе в доме Дмитриева, дал один рубль в долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Получив от Совета Братства Св. Петра Митрополита от 19-го Декабря истекшего 1872 г. за 62 уведомление об избрании меня в число Почетных Членов сего Братства, долгом поставляю повторить Совету Братства глубокую благодарность за оказанную мне таковым избранием честь. Искренно желаю, чем могу, споспешествовать благим целям новооткрытого Братства.» Около двадцатых чисел Декабря был в Витебске, по служебным обязанностям, Попечитель Виленского учебного Округа, Н. А. Сергиевский . По прежним примерам, все свободные от официальных занятий часы он проводил у меня, и с ним беседовали о всем с полною искренностию и откровенностию. По возвращении из Витебска в Вильну, он писал мне 24-го числа: «Поспешаю принести Вашему Преосвященству усерднейшее поздравление с наступающим праздником Рождества Христова, искренно желаю провести оный в духовной радости и добром здоровьи. Я только что от Вашего гостеприимства. Горячо благодарю Вас, глубоко чтимый Владыко, за Ваш ласковый и радушный прием. Настоящие минуты чрезвычайно суетливы: и дела и поздравительные письма одолевают. Поневоле кончаю.» 736 Вышеупоминаемого, † 17 мая 1901 г. Имеется в виду пожалованная ему за его пожертвования медаль. 742 Возвращен из Тобольска в Углич в 1892 г. См. статью С. Адрианова, Торжество по недоразумению, Исторический Вестник 1892, т. L (Ноябрь), стр. 489–500. 745 «Почаевская Лавра и Острожское Братство. С прпложфниями. Киев. 1871», и «Знакомство с русскими поэтами. Киев. 1871». 759 Отчет вышел в Витфбске в 1872 г. Речь перепечатана в книге: Речи, говоренные в разное время Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским, в продолжение тридцатилетнего служения его в епископском сане, Тверь, 1892, стр. 21–25. 767 Resoconto autentico della disputa fra Sacerdoti Cattolici et Ministri Evangelici intorno alla venuta di S. Pietro in Roma. Roma 1872. Русский перевод под заглавием: Диспут о пребывании Апостола Петра в Риме В. К–на напечатан в Православном Обозрении 1872 г. т. II 8, 163–202: 9, 339–382. 771 Вызванный в 1849 г. в Москву в качестве помощника А. В. Горского при описании славянских рукописей московской синодальной библиотеки, К. И. по службе числился преподавателем московской Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Протоколы заседаний совета казанской духовной академии за 1872 год. ( продолжение ).                (239–254). Ересь антитринитариев третьего века. Д.Гусева . ( продолжение)      (145–208). 13) Православный собеседник. 1872.  декабрь (2719) содержание декабрьской книжки православного собеседника 1872 год    Слово в день проставления святителя Гурия казанского, указанное Высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским, 5 декабря 1872 года                            (353–360). Опыт объяснения 39-го псалма. Н. Зусьмана      (361–403). Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. П. Знаменского. ( окончание ) (405–458). Несколько слов по поводу бесед со старообрядцами в г. Казани, за первый год их существования. Н. Ивановского   ( окончание )                       (459–483). Был ли апостол Иоанн в Ефесе? (окончание)               (484–509). Ответ рецензенту моей книги г. Гренкову. Иоанна Халколиванова    (510–522). Объявления   (I-IV). В приложении: Протоколы заседаний совета казанской духовной академии за 1872 год. (окончание)     (255–314). Ересь антитринитаерив третьего века. Д. Гусева . ( окончание )      (209–250). 39.  Православный собеседник. 1873 год Вторая часть оглавление второй части православного собеседника на 1873 год Исторический очерк греко – болгарской распри. Ф. Курганова     (3, 175 и 283). Первоначально  богооткровенная истина единства Божия в древней домохаммеданской религии аравитян. Е. Воронца .      (71, 364 и 422). Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства. П. Милославского .      (107 и 236). Защитнику старообрядцев, а Самару. Н. Ивановского   (203). Научная несостоятельность Дарвинова учения о происхождении человека. Василия Попова             (303 и 495). Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима. Н. Ивановск ого   (336). Современное учение о субстанциях. (Пробная лекция по метафизике). П. Милославского(401). 40.     Православный собеседник. 1875 год Часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Раевский Егор, родился около 1857 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Василий Раевский, дьячок; Московская губерния, Клинский уезд, село Сенеж, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 1). Разумовский Андрей, Вифанская духовная семинария (окончил в 1879 г.) (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2268, л. 11). Разумовский Иван, родился около 1851 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Федор Егоров Разумовский († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Верейский уезд, Верея, Христорождественский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 24; д. 2067, л. 18). Ренский Дмитрий, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Никифор Сергеев († до 1872 г.), пономарь; Московская губерния, Можайский уезд, село Поречье, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 29). Рождественский Александр , родился около 1851 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1872 гг.). Отец : Владимир Николаев, священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Аннино, Знаменская церковь (1872 г.); 5 Московская губерния, Звенигородский уезд, село Каринское, церковь в честь Рождества Христова 2 (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 5). Рождественский Егор, родился около 1856 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Матвей Иванов, дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Плоское, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 7). Розанов Василий , родился около 1854 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец : Владимир Павлов, пономарь; Московская губерния, Верейский уезд, село Крюково, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 8 об.). Розанов Евгений, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Александр Сергеев († до 1874 г.), дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ивановское, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10; д. 2007, л. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

http://sharangha.ru/hrams/10-kazanskiyhram.html По историческим справкам из «Государственного Архива Кировской области» и из Вятского Епархиального Архива, приход в честь Казанской иконы Божией Матери был основан в 1872 г. (анкетные сведениях о приходе Казанско-Богородицкой церкви села Роженцово на 1882 г.) . «Лесная местность прихода была единственной причиной заселения этого края крестьянами степных уездов. Лесная же местность была главной причиной и в открытии села, так как по отсутствии удобных дорог крестьяне увидели себя вдали от приходского храма и своего духовного отца. Все жители прихода - русские и православные, из них мужского пола - 1403 и женского - 1506. Прихожане, хотя жители и лесные и народ неграмотный, но благодаря своему усердному посещению приходского храма смягчают прежний свой грубый характер. К пище и еде не имеют изысканного вкуса. В одежде довольствуются своими домоткаными зипунами и бублёнными полушубками. Лес в приходе смешанный: ель, пихта, береза, липа; с небольшим количеством дуба, вяза, клена, рябины и черемухи. Сосновый лес находится в западной части прихода. Постоянные жители лесов - из зверей: медведь, волк, заяц, белка, куница, лисица и лось; из дичи: рябчик, тетерев и глухарь. Местные жители прихода ремеслами не занимаются» (Основание: ф. 574, оп. 1, д. 950/11, л. 1228-1229). Приход был открыт по определению Вятской Духовной консистории (протокол от 06.03.1872 г.) в 1872 г. из 15 селений в 7 верстах вокруг села Роженцова из деревень сел. Нежнурского и Шаранги. Приход отнесен к четвертому благочинническому округу Яранского уезда, где был единственным приходом благочиния. В клировой ведомости Казанско-Богородицкой церкви села Роженцово Царевосанчурского благочиния на 1873 г. указано, что «церковь деревянная на таковом же фундаменте устроена по благословению преосвященного Аполлоса епископа Вятского и Слободского в 1872 г. из молитвенного дома в честь Казанской Божией Матери, освящена 1 апреля 1872 г. в честь Казанской иконы Божией Матери царевосанчурским благочинным протоиреем Михаилом Алексеевичем Никоновым. Эту дату принято считать годом основания села. Причта при сей церкви по штату положено: настоятель и псаломщик. Духовенство обеспечено содержанием ругою и другими сборами от прихожан. Земли при церкви нарезано 66 десятин. Метрические книги за сей год велись исправно. Расстояние сей церкви от г. Вятки 300 в., от местного благочиния 40 в. Ближайшие к сей церкви села Троицкое - Шаранга в 14 в. и Николаевское - Нежнур в 15 в.

http://sobory.ru/article/?object=12594

Орос Собора 1872 года фактически отвергал «национальные различия» в Церкви. Но, как справедливо замечали критики Соборных решений, отказывая болгарам в признании их национальных прав, Собор объективно защищал национальные интересы греков. Потому осуждение филетизма всегда оценивалось двояко. В этом осуждении присутствовала каноническая логика, но реальные плоды этого осуждения нанесли Церкви очевидный вред, спровоцировав многолетний греко-болгарский раскол. Осуждение филетизма породило напряженную дискуссию о том, каким образом может (и может ли вообще) проявляться в церковной жизни национальное начало. Мы не будем здесь погружаться в эту дискуссию. Отметим лишь, что критики решений Собора 1872 г. указывали, что Церковь никогда не отвергала национального чувства христиан. Хотя церковные структуры создавались по территориальному принципу, все же Православная Церковь всегда способствовала развитию национальных культур. В. Теплов так писал об этом: «Греки и русские, румыны и болгары и все другие народы могут содержать одну и ту же православную веру и быть едино во Христе, но в то же время каждый из этих народов может исповедовать свою веру на своем природном языке, составляющем самое первое и главное отличие всякой народности» . Идея национального государства, сформировавшаяся в XIX в., оказала решающее влияние на систему Поместных Православных Церквей. На обломках распадающейся Османской империи стали появляться автокефальные Церкви, которые связывали себя с новыми национальными государствами – Грецией, Сербией, Румынией, Болгарией. Несмотря на то, что в Томосах о даровании автокефалий, которые издавались Константинопольским патриархатом в XIX в., соблюдался территориальный принцип распределения церковной юрисдикции, все же в этих Томосах всегда речь идет о создании независимых Церквей в пределах национальных государств. Даже названия новосозданных автокефальных Церквей отражали эту важную идею. При чем сами эти Церкви осознавали себя прежде всего как Церкви национальные . Потому, несмотря на жесткое осуждение «национальных сборищ» в Оросе 1872 года, сама идея национальных Церквей закрепилась в православии. В этом отношении те идеи, которые продвигали лидеры болгарского национального движения, во многом победили, хотя и не в той крайней форме, которую осудил Собор 1872 года.

http://bogoslov.ru/article/6176739

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010